Черное духовенство. Духовенство белое и черное

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», – говорит народная мудрость. И действительно, друзья – настоящее наше богатство. Наверняка и у вас есть товарищ, с которым можно и в огонь и в воду, который готов с вами делить радости и горести, с которым просто хочется находиться рядом. Именно про таких говорят «закадычный друг». И неважно, как долго вы знакомы – выросли в одном дворе или встретились на последней работе, настоящая дружба пусть и проверяется временем, меряется всё же душевностью.

Слово «закадычный», хоть и древнее, широко применяется и сегодня, и относится оно как к другу, так и к подруге. Его нередко можно услышать как в повседневной жизни, так и с экранов телевизоров, в песнях и в кино. Про закадычного друга Витьки Кораблёва написал поэму Владимир Высоцкий, индийский режиссёр Винод Мехра снял фильм с одноимённым названием, Владимир Савич посвятил таким приятелям повесть.

Верные, преданные закадычные друзья ценятся на вес золота. Но всякого ли товарища можно так назвать? И бывают ли закадычные подруги, ведь, как известно, само существование многими ставится под сомнение?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определиться с терминологией, а точнее, этимологией фразеологизма «закадычный друг».

Какие тайны приоткрывает толковый словарь?

Слово «закадычный» средневековое и несёт в себе глубинный смысл. В старину считалось, что во впадинке на шее (чуть выше ключицы, прямо под кадыком) находилась душа человека. Недаром слово «закадычить» имело значение «умертвить через удушение», или же «взять за душу». А закадычными называли товарищей, близких по духу, которые рука об руку готовы пройти вместе до гробовой доски. Именно про них говорили «одна душа на двоих».

А что же насчёт закадычных подруг? Интересное наблюдение – кадык у женщин не так выражен, как у мужчин, а значит, и впадина под кадыком кажется мельче. Может, поэтому и возникло суждение о поверхностности женской дружбы? Стоит заметить, что это не более, чем предположение. Но кто знает, может, уже завтра лингвисты смогут обосновать или опровергнуть эту точку зрения.

Тем не менее, есть и альтернативное авторитетное мнение о происхождении известного фразеологизма. Существует версия, что слово «закадычный» произошло от древнерусского «кочедык» (в просторечии «кадык»). Так называли специальное шило для плетения лаптей. Поэтому закадычный друг – это товарищ, который ходил «в тех же лаптях». Про них ещё говорили «связанные одной нитью».

Ложка дёгтя к бочке закадычной дружбы…

Бывает, что словосочетание «закадычный друг» имеет негативный оттенок. Некоторые так называют любителей вместе выпить. И неспроста. Оказывается, в татарском языке слово «кадык» использовалось для обозначения процесса употребления спиртных напитков. Вполне возможно, что именно татары, прошедшие по русским землям в 12-14 веках, и привнесли в нашу речь этот фразеологизм, ставший синонимом отечественного «собутыльника».

Но стоит заметить, что в каком бы смысле ни использовалось это словосочетание, какой бы оттенок оно ни имело, речь в любом случае идёт о взаимной дружбе.

Берегите и цените своих друзей и подруг, надёжных, преданных, годами проверенных, уважайте их мнение и не отказывайте им в помощи, если она вам по силам. Душевная поддержка, которую вы готовы друг другу оказать, имеет немалое значение. Ведь недаром в народе говорят: без друга в жизни туго.

Принятое в России общее название низших не монашествующих священнослужителей, в отличие от черного духовенства монашествующих.

Современная энциклопедия . 2000 .

Смотреть что такое "БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО" в других словарях:

    В православии общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы) в отличие от черного духовенства (высшего) … Большой Энциклопедический словарь

    БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО, В православии общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы) в отличие от чёрного духовенства (высшего). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    В православии: общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы) в отличие от черного духовенства (высшего). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Белое духовенство - БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО, принятое в России общее название низших не монашествующих священнослужителей, в отличие от черного духовенства монашествующих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В православии общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы) в отличие от чёрного духовенства (высшего). * * * БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО, в православии общее название низших (не монашествующих)… … Энциклопедический словарь

    См. Духовенство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    Белое духовенство - низшие (не монашествующие) священнослужители (священники, дьяконы) в отличие от черного духовенства (высшего) … Краткий словарь историко-правовых терминов

    белое духовенство - Часть православного духовенства, не дающая обетов строгого воздержания, безбрачия и т.п., в отличие от чёрного (монашествующего) духовенства … Словарь многих выражений

    Белое духовенство - ♦ (ENG secular clergy) в римско католической традиции те священники, к рые формально не связаны с определенными религиозными орденами или сообществами. Противоположно черному духовенству … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в. Стригольники и жидовствующие , Алексей Алексеев. В монографии на основе источниковедческого исследования осуществлен пересмотр концептуальных основ изучения еретических движений последней трети XIV – начала XVIв. Впервые противоцерковные…

Монахов (иногда всех монахов) называют чёрным духовенством .

В православии

В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров , протоиереев , иереев , протодиаконов , диаконов) обычно включают представителей низшего клира : иподиаконов и чтецов (псаломщиков) .

Вступление в брак

Исторически выбор своего пути в сторону белого духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», вскоре после чего обычно рукополагался и назначался в приход . В отличие от мирян, овдовевшему священнослужителю запрещено вступать во второй брак, что делало рукоположение вдовца невозможным, хотя правила и делали исключение для 40-летних . В Русской православной церкви с 2011 года рукоположение лица, не состоящего в браке (неженатого, вдовца или разведённого) и не являющегося монахом, стало возможным при выполнении определённых условий .

Сословие

Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства , их дети - потомственного почётного гражданства , вдовы и дети причетников - личного почетного гражданства .

Поведение

Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волоса на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).

Пёстрые власти

В католицизме

В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов (лат. clerici saeculares ), а к чёрному - священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.


Христианское духовенство делится на белое и черное. Белым духовенством, или клиром, называют дьяконов, священников, епископов и архиепископов, патриархов. Белое духовенство должно нести службу среди людей - в миру. Дьяконы помогают священникам в церковной службе. Священники обязаны заботиться о душах жителей определенного прихода. В приход, как правило, входят несколько деревень или же городских кварталов. В своем приходе священник проводит службы, выполняет церковные обряды, исповедует, прихожан, назначает им наказания за прегрешения, помогает бедным. На содержание церкви прихожане должны были платить особый налог - десятину.
Из самого названия ясно, что десятина - десятая часть доходов. Сначала десятину платили только с урожая, но постепенно церковь стала брать долю и со скота, а позже и с доходов горожан-ремесленников. Сравнительно небольшая часть десятины оставалась в приходе и расходовалась:
а) на строительство, ремонт и украшение приходской церкви;
б) на помощь бедным, странникам, богомольцам, калекам;
в) на содержание местного духовенства.
Остальное шло епископам, архиепископам, на другие церковные нужды.
Несколько приходов объединялись в епископство с епископом во главе. Несколько епископств - в архиепископство. На Востоке крупные архиепископства стали называть митрополиями во главе с митрополитами.
Самым главным из епископов на Западе со временем стал епископ города Рима - римский папа. Первым епископом Рима считался апостол Петр - один из ближайших учеников Иисуса Христа. Поэтому папы стали называть себя преемниками апостола Петра.
Два скрещенных ключа апостола Петра - серебряный и золотой - стали знаками папской власти. Другой символ папского могущества - тиара, появившаяся, правда, довольно поздно, в XIV в. Тиара - это торжественный головной убор римского папы. Основой тиары является митра - особая высокая шапка, отличавшая всех епископов и архиепископов. Но у папы на митру надеты три короны - одна над другой. Три короны должны означать, что папа - главный судья, главный законодатель и главный священнослужитель всего католического мира. Другими отличиями епископов помимо митры были перстень и особая часть церковного облачения - паллий. Знаком пастырского служения у епископов и аббатов служил особый посох.
На Востоке возникло четыре крупных патриархата с центрами в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме и Александрии. Каждый патриархат объединял много митрополий. Наибольшее значение со временем приобрел патриарх Константинопольский, именовавшийся «вселенским патриархом». Между ним и римским папой постоянно шло соперничество за влияние на христиан.
Если на Западе церковь пыталась как бы заменить собой разваливавшиеся органы государственного управления, то на Востоке церковь была частью хорошо налаженного государственного механизма. Монашество
Епископам, а также патриархам и папе подчиняется и черное духовенство, т. е. монашество (от греческого слова «монахос» - «одиночка»). Чтобы мирская суета не мешала молиться и размышлять, монахи удаляются от мира, селятся в уединенных местах, например, в пустыне, глухом лесу или в горах. Если же монахам приходится устраиваться, скажем, в городе, они отгораживают свою обитель от бойкой городской жизни высокой стеной. Монахи живут либо в одиночку, либо совместно, общинами - монастырями. Св. Антоний Великий
Монашество родилось в III в. на Востоке - в Египте. Основоположником монашества считается св. Антоний (ок. 250-356). Св. Антоний стал в 21 год отшельником. Однажды он шел по египетской пустыне. Вдруг видит: сидит кто-то, похожий на него, и работает, затем встает для молитвы и снова принимается за работу. Это был, как гласит предание, ангел Божий. «Вот так поступай и ты - и спасешься», - сказал Антонию ангел. Неустанная работа и горячая молитва стали главными законами отшельнической жизни. Христиане, наслышанные о святости Антония, селились рядом с ним. Так возникла одна из первых монашеских общин. На Востоке монастыри именовались киновиями и лаврами. Св. Бенедикт и его устав
Основателем западного монашества считается св. Бенедикт, живший в первой половине VI в. По примеру восточных монахов он создал первые на Западе правила монашеской жизни - устав. «Молись и трудись!» - этими словами св. Бенедикта можно коротко выразить суть его устава. На Западе крупные монастыри получили название аббатств. Во главе их находились настоятели - аббаты.
При многих монастырях стали появляться школы, мастерские по переписке книг - скриптории. Часто время, потраченное монахом на переписку древних рукописей, засчитывалось ему за время молитвы. Монастыри стали важными центрами образования и культуры в раннее средневековье. Вопросы
1. Попробуйте объяснить, почему обсуждение отвлеченных богословских вопросов принимало порой ожесточенный характер и вызывало самый широкий интерес? Почему не только ученые монахи и клирики, но даже простолюдины готовы были на улицах или городских рынках спорить до хрипоты о том, кто прав: Арий или же его противники?
2. Почему между Восточной и Западной церквами с самого начала существовали различия и почему со временем они продолжали накапливаться?
3. Как вы думаете, почему в Западной Европе именно в монастырях сохранились многие элементы античного образования и античной культуры?

Средневековый человек был глубоко убежден, что главное в его жизни — от-ношения с Богом, а забота о спасении душ христиан как раз и возлагалась на ду-ховенство. Потому исключительно важным, намного весомее, чем выполнение любых других обязанностей, была угодная Богу принадлежность человека к духов-ному сану.

Христианское духовенство разделялось на белое и чёрное. К белому духовенству принадлежали еписко-пы и священники, которые обеспечивали религиозные потребности мирян: правили мессу , осуществляли цер-ковные таинства (крещение, причастие, венчание, ис-поведь и т. п.). Ядром повседневной церковной жизни в Западной Европе была парафия , объединявшая жи-телей нескольких сёл или городских кварталов. Парафией руководил священник (парох ). Его помощниками могли быть духовные лица низшего ранга (диаконы, иподияконы). Парафия подчинялась епархии во главе с епископом. Несколько епархий объединялись в ар-хиепископство . На церковь и потребности духовенства верующие платили десятую часть доходов - десятину .

Христианская церковь имела определённую иерар-хическую структуру. На вер-шине церковной пирамиды был Папа Римский. Вторую, после папы, ступень в цер-ковной иерархии занимали архиепископы. За ними — епи-скопы, ступенькой ниже — аб-баты, а ещё ниже — священ-ники (парохи).

К чёрному духовенству принадлежали монахи или отшельники (с греч. — одиночки, затворники). Первые отшельники появились в III ст. в Египте, а идейным вдохновителем монашеской жизни считается святой Антоний (ок. 250 355). Монахи жили в пустынях и пе-щерах. Они строго ограничивали себя в еде, отказыва-лись от богатой одежды, избегали человеческое обще-ство. Таким способом затворники будто отрекались от всего мирского, посвящая свою жизнь служению Богу. Со временем жизнь монахов несколько изменилась. Появлялись первые монастыри — мужские и женские. Слово «монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилье». Однако монахи жили уже не толь-ко уединённо, но и общинами.

Монахи и монахини за работой и молитвой. Средневековые миниатюры

VI в. Из устава св. Бенедикта о монашеской жизни

Особо решительно нужно с корнем вырвать из монастыря жажду собственности, чтобы никто не имел права нечего ни дать, ни взять, не иметь ничего собственного, ни вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, ровно ничего: потому что никто из братьев уже не имеет в своей собственности ни тела своего, ни воли своей.

Считаю, что достаточно будет предлагать два кушанья на всех трапезах, а если удаст-ся раздобыть фрукты или овощи, то подавать и это третье кушанье. От мяса четве-роногих все должны воздерживаться, кроме больных.

Монастырь нужно организовать так, чтобы всё необходимое: вода, мельница, сад, пекарня, разные мастерские, — были на монастырской территории, чтобы монахи не имели необходимости выходить за его стены, потому что это не очень полезно для их душ.

Монастырь был хозяйством с замкнутым циклом, полностью себя обеспечивающим. Монахи сами возделывали землю, растили сады и виноградники, строили мельницы, изготовляли орудия труда. Их достижения использовали в своих хо-зяйствах феодалы, крестьяне. Монастыри быстро богатели за счет щедрых даров и пожертвований набожных людей. Потому на протяжении VIII -X вв. немало монастырей превратилось в своеобразные феодальные сеньории, обслуживаемые зависимыми крестьянами. Материал с сайта

В скриптории. Миниатюра. 1025 г.

Однако жизнь в монастыре не была такой спокойной и благочестивой, как мо-жет показаться на первый взгляд. Здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. В монастырях могли также найти пристанище люди, преследуемые властью, искатели приключений, нищие, калеки.

Монастыри внесли существенный вклад в развитие средневекового образования и науки. Много способных монахов поменяло плуг и мотыгу на стилет и стилос. На рубеже VI-VII вв. при монастырях возникли скриптории специальные мас-терские для переписывания, оформления и создания книг. Ведь в средневековом обществе книга считалась огромной ценностью. Книги хранились как настоящие драгоценности в монастырских библиотеках. Кое-где при монастырях открыва-ли школы. Часто монастыри были пристанищем талантливых, мыслящих людей, в своих помыслах и действиях опережавших привычный ход истории.

Аббат (аббатиса) — настоятель (настоятельница) монастыря; происходит от древнееврейского слова «абба», то есть «отец».

Епархия — территориальная единица, находящаяся под церковным управлением епископа. Католики употребляется латинский термин — диоцеза .

Епископ (от греч. — надзиратель) — христианский церковнослужитель наивысшего священного чина, как правило, глава епархии (диоцезы). Епископ имел духовную власть над священниками и мирянами своей епархии.

Месса — главная ежедневная служба в католической церкви.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • духовенство средневековья
  • краткое сочинение - жизнь монахов в средневековье
  • средневековый монастырь сочинение
  • появились духовенство черное и белое
  • белое духовенство и черное духовенство таблица

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»