Бегство от самого. Бегство от себя

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Одиночество – самая распространенная болезнь человечества, которая выражается в ощущении, будто никому нет до вас дела, будто вы — ничто, пустое место, внутри которого зияет огромная черная дыра. Нет, вы продолжаете существовать, ходить на работу, поглощать пищу, смеяться над глупыми шутками коллег, но при этом внутри сидит чувство нехватки чего-то мучительно важного, что наконец-то бы сделало вашу жизнь более полной, яркой и осмысленной.

Ощущение этой внутренней неполноценности приводит к тому, что вы начинаете оглядываться по сторонам в поисках родственной души, человека, который бы смог дополнить вас, сделав более целостным, а значит, счастливым. Вы думаете, будто пустота внутри – это ненормально, и нужно любым способом ее побороть. И начинаете заполнять «черную дыру» искусственными заменителями, выбирая бегство от самого себя и собственных внутренних конфликтов. В итоге проблема откладывается, усугубляется, но не решается. Вы попадаете в ловушку!

4 ловушки одиночества как способ убежать от себя

1. Поиск сопричастности к группе

Желание вступить в религиозную секту, пополнить ряды политических партий, бандитских группировок, любых других групп с четко установленной системой правил и законов выдает в человеке глубокое чувство недовольства собой и страх остаться одиноким. Присоединяясь к группе, можно обмануть себя, получая иллюзорных друзей, их поддержку, а также ощущение единства и братства. Но платой за это отождествление с «мы», плацебо «все хорошо, теперь я не один» станет утрата собственной уникальности, вы будете вынуждены отказаться от самого себя в угоду установленным правилам.

2. Поиск партнера для жизни

Классический способ избавиться от мучительного одиночества – стремительный поиск партнера и поспешная женитьба. Одинокий мужчина начинает мечтать о прекрасной музе, которая заполнит его дом ароматами домашней пищи, согрет теплом своего тела в постели. Соответственно, женщина думает, будто, создав семью и родив ребенка, станет полноценной и счастливой. Но в семье их обоих постигает разочарование! Розовая пелена конфетно-букетного периода спадает, и оба вдруг замечают, что их желания, цели, характеры и мечты расходятся, а дети уже рождены, квартира взята в кредит. Итак, они остаются по-прежнему одинокими, только вдвоем.

3. Погоня за удовольствиями

Что происходит, когда внутри поселяется пустота? Хочется ее заполнить, заесть. И человек начинает поглощать тонны пищи, только бы не слышать это ноющее чувство неудовлетворенности. Кстати, необязательно зависимость упирается в еду, можно превратиться в шопоголика, например, скупая новые и новые вещи, или сексоголика, ища утешения в объятьях сексуальных партнеров, только бы минутное чувство удовлетворения заглушило собой «черную дыру». Разумеется, ничего не получается, а дыра увеличивается в диаметре, требуя новых удовольствий.

4. Общение и отношения в сети

Еще один способ быстро обзавестись новыми знакомствами, имитировать насыщенную личную жизнь – начать пропадать в соцсетях. Отношения через интернет часто завязываются очень легко, ведь их поддержание не требует особенных усилий – отправляй сообщения, ставь милые рожицы, делись треками. Если что-то пойдет не так, просто удали человека из списка, смени почтовый ящик или заблокируй доступ. В реальной жизни, конечно же, все далеко не так просто, а отношения требуют вложений – труда, эмоций, финансов. Страх жить реальной жизнью, убегание от самого себя и своих «тараканов» в виртуальные знакомства на время заполнят внутреннюю пустоту, однако проблема останется и рано или поздно ударит в самый неподходящий момент.

Как же избавиться от одиночества?

Как бы это ни казалось парадоксально, лучший способ решить проблему – прекратить от нее убегать, столкнуться с противником лицом к лицу. Хватит искать людей, вещи или события, которые бы заполнили собой внутреннюю неполноту, пора использовать это состояние для скачка вверх. Не нужно считать себя каким-то не таким, вы полноценны! Просто ваша душа (подсознание) сигнализирует вам, что пора прислушаться к себе повнимательнее, пора, наконец, уделить себе время!

Пришло время заняться самим собой и своими желаниями. О чем вы давно мечтали, но так и не решились воплотить? Лепка, написание стихов, уроки вождения, собственный зимний сад, бои с мечами, а может, составление древа рода? Есть ли у вас мечта, на которую за повседневными заботами все не хватало времени? Вот и займитесь ею, займитесь тем, что принесет вам ощущение счастья и полноты жизни. Не нужно идти на курсы, только чтобы с кем-нибудь познакомиться, это ловушка! Вы не должны искать того, кто развеет ваше одиночество, сначала нужно найти себя самого. Себя настоящего.

Только обретя в себе самом друга, вы станете по-настоящему счастливым и свободным, обретете то, чего так не хватало все это время! Вы найдете новый смысл жизни, в ваш мир придут новые люди, быть может, нагрянет любовь. Только сначала полюбите себя, подружитесь с тишиной внутри, сделайте одиночество своим союзником. Мы в вас верим!

Когда накапливается клубок проблем, часто возникает соблазн все бросить и убежать туда, где их нет, начать жизнь с чистого листа. Иногда это действительно оправдано и является единственной возможностью разрубить клубок проблем, но в большинстве случаев это является серьезной ошибкой.

Давайте представим себе самого среднего человека, назовем его Васей. У Васи куча проблем, как и у большинства людей. Ему не хватает денег, отношения в семье не такие, как хотелось бы, не особо хорошая работа. И в какой-то момент Василий понимает, что улучшений не предвидится, что жизнь так и пройдет, а он так и не урвет свой кусочек счастья. И тогда он начинает искать выход.
Он начинает придумывать место, где ему хорошо, где он богат и уважаем, где всегда тепло, не надо работать и вообще всё идеально. Тогда он начинает думать, а почему же он не в этом замечательном месте и начинает выдумывать причины.

Кто-то винит во всем власть, кто-то место, где живет, кто-то близких, кто-то кредитно-денежную систему, а кто-то вообще считает, что во всем виноваты инопланетяне. Считает, что ему надо с чем-то бороться и го используют, как . И невдомек ему, что единственный фактор, который все это объединяет — это он сам.

Бегство в другое место

Люди не слишком склонны к сложным решениям. Поэтому они часто выбирают что-то максимально простое. По количеству физических усилий это может быть очень сложно, но зато это может быть просто на уровне выбора. Я имею ввиду физическое перемещение в другое место.

Разумеется это не всегда плохо, например, когда человек решает переехать в более крупный город, страну, ищет более широкие возможности. Такой переезд — это попытка роста. Другое дело, когда человек, проиграв конкуренцию в одном месте, рассчитывает, что он станет более счастлив в другом, более спокойном.

Такому человеку думается, что ему бы куда лучше жилось в деревне, в лесу, на Гоа.

И тогда человек начинает мечтать. Мечтать о том, как сбежит в это благодатное место, где все проблемы развеются. Довольно часто человек этим и ограничивается, убежав от проблем только в своих фантазиях. Но иногда бывает, что человек решает действительно сбежать. И вот, оказавшись в том месте, в котором он рассчитывал быть счастлив, он (она) обнаруживает, что изменилась лишь форма, а проблемы остались те же.

Иногда это явление выражается в бегстве из семьи или из отношений. Такой человек постоянно убегает, как только сталкивается со сложностями. Постоянно ищет свою фантастическую ситуацию, где он или она никому ничего не должны, а лишь непрестанно осыпаются подарками и благами. Но с каждым годом такой человек все меньше может предложить взамен.

Почему же так происходит? Почему человек убегает от сложностей? Дело в том, что человек не понимает, что он бежит не от сложностей, а от своего страха и лени. Это все равно, что сбежать с экзамена. Сначала облегчение, что не надо перебарывать себя, а потом жизнь опять ставит тот же вопрос перед нами.

Бегство в мыслях

Иногда у человека нет возможности убежать физически и тогда он пытается убежать в мыслях. Самый простой вариант, это когда человек просто игнорирует проблему. Старается о ней не думать.

Но люди не глупы и постепенно их начинает одолевать беспокойство, ведь они понимают, что надо что-то делать. Тогда возможна еще одна уловка. Человек бежит в выдуманные миры: в книги, в фильмы и сериалы, в компьютерные игры. Там человеку всё понятно. Там совсем другой контекст. Кто-то пытается совсем убежать из реальности и все время спит.

Кому-то этого хватает, а кому-то нет. Тогда люди находят еще более простой способ сбежать — алкоголь, наркотики и другие зависимости. С помощью них они пытаются отключиться и забыть про жизнь, в которой им надо что-то делать.

Именно поэтому зависимости так плохо лечатся. Дело ведь не в ломках и похмелье, а в том, что когда человек становится трезв, он видит со всей отчетливостью, как много проблем у него накопилось и что он или она сделали со своей жизнью. И тогда человеку хочется опять в забвение. Убежать от себя.

Настоящий выход

Зачастую, пытаясь убежать от сложностей, человек бежит к еще более суровым проблемам. Почему? Из-за страхов и ограничивающих убеждений.

К таким убеждениям относится, например, мысль, что “Решение проблем — это тяжело”. Но ведь это и есть суть жизни! Если не решать проблемы в жизни, ты решаешь их в компьютерной игре или во сне. Чтобы человек не делал, он должен принимать решения и налаживать все вокруг себя. Это наша суть и единственный способ жить.

Нельзя никуда убежать, а можно лишь поменять контекст, декорацию. Где бы человек не был: на Гоа, в деревне, в компьютерной игре, погруженным в фильм, в алкогольном угаре — человек все равно наедине с собой.

Поэтому единственный выход — это работать над собой. При этом вы можете делать что угодно, главное не бежать. Для этого стоит всегда задавать себе вопрос — “Я это делаю из силы или из слабости?”. Если из слабости, то вы бежите. Да прибудет с вами сила!

Бегство от себя

Пррросто гениальные мысли...о том, как мы заполняем свою жизнь чем угодно, лишь бы не слышать свои истинные желания, лишь бы не развивать отношения с самим собой!

Какое счастье узнать, что завтра выходной. И после завтра, и после-после завтра. Спокойно, спокойно, без паники, успокойтесь: будет вам завтра работа, будет. Больше пугать не буду:)

Шутка? А вы загляните внутрь себя и представьте, что после воскресенья будет еще 5 выходных . Как много мыслей сразу! Конечно, просто прожить их не получится, надо сразу планировать поездку, отдых, путешествие, мероприятия и тд и тп. Боже упаси, чтобы Вы остались наедине с собой так надолго! Конечно, это время надо запить, заесть, заработать. И это лучшие варианты.

Для наглядного примера давайте разберем ваш стандартный выходной . Выспались. Ну как же, выходной и не выспаться. Поели, отдохнули, посидели в интернете, еще поели, пообщались, в лучшем случае выбрались куда-то, и вот, слава Богу, выходной закончился. Вариаций много, сюжет один. Страх переполняет эти дни. Страх остаться наедине с собой и начать думать. Думать о себе, о жизни, о мире. Думать о том, чего же я достиг, счастлив ли, куда я иду... Все эти вопросы, и еще много других, которые мы так боимся себе задать.

Мы так стремимся убежать от своих мечтаний , что готовы еще больше есть, пить, спать. А если выходные затягиваются, мы копим денег для того, чтобы есть, пить и спать в самом доступном « крутом» месте. Как бы доказывая себе, что я не просто бегу от жизни и от себя каждый день. Нет. Я делаю это с шиком! А как приятно потом рассказать друзьям, как же вы красиво и шикарно убегали от себя. И все закончится соревнованием за звание лучшего « бегуна» . А ну подойдите к друзьям и скажите: « А что вы делаете, когда находитесь наедине с собой? Можете вы побыть просто с собой, без людей, интернета, книг, а просто с собой — послушать свои мысли, прочувствовать свои эмоции, помечтать, наконец? » А для начала, задайте эти вопросы себе.

Наше общество построено на системе убегания: от себя, от своих чувств, от своих мыслей . Тяжелее всего бегать от мечты . Скажите, вы мечтали в детстве работать 5 дней в неделю, по 8 часов, чтобы с каждым годом пересаживаться на более « крутую тачку» , одевать подороже вещи, менять дома? С каждым годом все сводится к одному: надо бежать, бежать, бежать. Куда? Зачем?

Ну как же, там вышла Мерседес ХХХ 100500 модель, хочу, хочу, хочу. А вот там Айфон вышел 562, я на него 2 года собирал!!! Египет, Таиланд, хочу в новое путешествие! 10 лет и ты в новой квартире. И что, как только достигли этого, сразу поняли, что счастливы? Или побежали за очередным пряником? Если бы вам в детстве рассказали как вы будете жить сейчас — вы бы поверили? А если бы поверили захотели бы взрослеть?

Карабущенко Наталья Борисовна 2006

Психология личности

Н. Б. Карабущенко Астраханский государственный университет

«БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

КАК «БЕГСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных. «Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности».

В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Бегство от свободы делает человека субъектом толпы,

а, как известно, «осЫокга1;о8» («власть толпы») диктует человеку свои условия помимо его воли и желания . Психология масс («¥-осЫо8») и психология элит («¥-еШе») являются двумя разными полюсами в общественной психологии. Без анализа их сущности все наши представления об общественной психологии будут носить весьма приблизительный характер.

Если в психологии элит на первом месте стоят такие ценности, как свобода и ответственность (долг), то в психологии масс мы, напротив, наблюдаем их полное или частичное отсутствие. Чувство долга и чести всегда было достоянием аристократического начала. Оно и порождало приверженность субъекта элиты к ответственному поведению. Массовый же человек (особенно в эпоху так называемого «восстания масс») демонстрирует «чудеса» своего безответственного поведения (Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет). Для демократии такой сценарий развития событий крайне нежелателен, но он вполне устраивает диктаторские политические режимы. Вот почему тоталитарные политические элиты устраивают «бегство» своих масс от свободы. Свобода, как и сама демократия, становится удобной для них фикцией, областью их постоянных политических манипуляций. В связи с этим у многих тоталитарных и авторитарных политиков происходит раздвоение личности на официальную (парадную) и теневую (деструктивную).

Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы».

В связи с этим у нас есть все основания утверждать, что в психологии современных элит содержится еще одно фундаментальное «бегство» (как отказ) - это бегство от ответственности. Анализ их духовной сущности (этика, интеллект, мотивы поведения и т. д.) указывают на то, что элиты эпохи развитого индустриального мира (конец ХХ - начало ХХ1 в.) не только не отвечают за вверенное их заботам общество, но отказываются также быть ответственными за свои собственные действия, они отказываются быть ответственными даже сами перед собой. Такое состояние мы могли бы с полным основанием назвать «бегство от ответственности».

Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность. Примерно по такому же сценарию начинают действовать и некоторые субъекты элиты, в характеристиках которых мы обнаруживаем присутствие скрытого «массового человека». В эпоху «восстания масс» массовый человек (как особый психологический тип) проник и в саму элиту.

Так куда же «бегут» сами элиты? Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические - к богатству, культурные -к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя - от ответственности за судьбу всего человечества. В век «восстания масс» (ХХ в.) элиты все как одна сложили с себя полномочия быть ответственными за судьбы человечества. Быть может, сущность «восстания элит» (ХХ1 в.) будет заключаться как раз в том, чтобы вернуться к осознанию этого долга и вновь стать ответственными за всё и всех?

Психологические теории элит ХХ в. концентрировали свое внимание главным образом на проблеме власти политического лидера . Чаще всего они рассматривали его абстрактно и дистанцированно. В настоящее время обстоятельства требуют от психологических теорий элит, чтобы они разработали методики конкретных исследований конкретных обывателей элитных групп и элитного статуса. Самим элитам давно уже необходимо создать «службу психологического сопровождения» (профилактики и коррекции) своей деятельности.

Сам феномен «бегства» не столь однолинейный, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему-

либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное - то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как «элитное» указывает на единичные и уникальные случаи. В последнем случае речь, скорее всего, может идти не столько о случайном, сколько об идеальном. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

Элитность, как главное из базовых свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) - между «творчеством» и «рутинностью», между «свободой и ответственностью» и «несвободой и безответственностью», между «качеством» и «количеством», между «личностью» и «видимостью личности» («личины»).

Возникающие в результате отказа от свободы психологические и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала . Возникает явление, которое мы могли бы назвать «психологией несвободы» (по аналогии с «психологией власти»). Если «психология власти» характеризует сущность лидера, то «психология несвободы» раскрывает перед нами духовный мир аутсайдера. Некую аналогию в этом дихотомическом противопоставлении психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть в моральной дихотомии «благородства» и «низости», описание которой впервые дал еще сам Конфуций: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что при описании этой дихотомии философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других» . При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида. Этой же позиции в дальнейшем будут придерживать все представители антропологического элитизма (Платон, Сенека, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев), что указывает на объективность антропологического фактора элитности и субъективность элитности социального типа.

Свобода духа, по мнению Н. А. Бердяева, есть черта аристократической личности. Под «аристократической личностью» он понимал такую регеопа, которая не боится брать на себя ответственность, заключающуюся в том, чтобы быть в ответе за все человечество. «Главным признаками при-

надлежности к массе нужно считать невыраженность личности, отсутствие личной оригинальности, склонность к смешению с количественной силой данного момента, необыкновенную способность к заражению, подражательность, повторяемость. Человек с такими свойствами есть человек массы, к какому бы классу он ни принадлежал» . Поэтому аристократической должна быть личность человека, а не его социальный статус .

В нашем понимании проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, применив специальные технологии (например, РЯ-косметику) считаться 100-процентными личностями не могут.

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного (РЯ-косметика) приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

Сам Э. Фромм в 1959 г. дал следующее определение творчества: «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . Таким образом, он особо выделял значимость именно интеллектуальных и мотивационных качеств личности.

Именно творчество спасает личность от деструктивности. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Напротив, как писал в свое время М. В. Бехтерев, толпа всячески подавляет в человеке его творческое начало . Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества. Согласно теории подражания (Г. Тард), толпа может лишь создавать видимость, что она является больше того, чем является на самом деле.

Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии - агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Все зависит от соотношения моральных ценностей добра и зла, которые во многом и предопределяют направление развития элитного качества. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного. Процесс элитизации личности через реализации ее творческих способностей представляет собой один из самых главных гарантов того, что личность не будет ввергнута в процесс деградации через активизацию в ней деструктивных начал .

Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть -от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне «добровольно» от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ сей делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перейти этот Рубикон, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

С точки зрения элитологии творчества отказ от свободы есть фактически отказ от творчества и склонность человека к деструктивному поведению. Отказ от творчества есть уже отказ индивида от себя как личности, а потеря личности представляет собой окончательную потерю человеком своего человеческого облика и сущности. Отказ от борьбы за свободу своего духа приводит к тому, что человек принимает ценности и истины, которые ему навязывают те, кто этой свободой обладает. Поэтому право на свободу есть право иметь свою истину, иметь свое собственное независимое ни от кого мнение. Бегство от истины есть фактическая ложь. Мы видим, как в этой одной «точке» переплетаются моральные, гносеологические и психологические характеристики человека. При этом все больше проясняется одна простая (банальная) истина: бегство от свободы означает бегство от ответственности быть самодостаточной личностью, а стремление к свободе всегда есть желание и возможность быть ответственной личностью.

Свобода открывает перед человеком гораздо больший выбор стать такой личностью, которая ему больше всего подходит по его типажу. Те, кто становятся лидерами, чаще всего становятся обладателями наибольшей полноты и самой свободы. В этом плане деление людей на такие типы, как лидер, элита и масса, будет означать их подразделение на группы с разными ресурсами свободы. Последнее, без всякого сомнения, будет серьезно отражаться на психологии субъектов этих групп, мотивировать их поведение и определять систему их жизнеутверждающих ценностей.

Свобода проявляется и в самом отказе индивида от свободы. Правда после этого отказа она в нем и завершается. Несвобода означает детерминированность со стороны свободного.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

2. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.

3. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

4. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

5. Малявин В. Конфуций. - М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 174-175.

6. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. -С. 73.

7. Fromm E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and cultivation. -New York: Harper & Row, 1959.

8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921. - 432 с.

9. Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей; МГПУ, 2004. -С. 123-134.

Получено 15.05.2006

ESCAPE FROM FREEDOM "AS ESCAPE FROM RESPONSIBILITY”

N. B. Karabushchenko

The article considers problems of psychology of a person in conditions of transformation of industrial society into an informational one. The author analyzes problems of mass and elite psychology, especially their reaction on such fundamental social and cultural principles as the principles of "freedom" and "responsibility".

Кажется, было утро… (на самом деле Оксана была не уверенна). Жутко раскалывалась голова. Трудно сказать, от чего она болела больше, от раны или от повязки, которой ее была обмотана.
Сегодня Оксане приснился очень странный и в тоже время страшный сон: За ней кто-то гнался, что-то кричал ей в след. Оксана очень напугалась, и побежала изо всех сил. Но силы с неимоверной скоростью покидали ее, дышать становилось труднее и труднее. Некто догнал ее, схватил за плечо. Сердце Оксаны на миг замерло, она обернулась и, к своему удивлению, увидела свое отражение. Она вздрогнула. Это движение отозвалось болью в голове. Оксана проснулась. Подобные ужасы мучили ее уже продолжительное время начиная с самого отъезда из Турции, в которой вместе с бабушкой и сестрой она отдыхала этим летом.
***
За продолжительное время до этого…
Вот уже полторы недели шестнадцатилетняя Оксана с родственниками отдыхала в Турции. Оставалось ещё немного. Через несколько дней они уедут домой, в холодную Москву. И Оксана была бы счастлива, счастливее всех, если бы не череда событий, виною которых была она сама…
Отдыхая здесь, она познакомилась с одним чудесным человеком. Он работал аниматором. Мистер Садо, так его звали, был приятным, обходительным, ненавязчивым мужчиной непонятного возраста. По его лицу было невозможно определить возраст, иногда Оксане казалось, что ему от силы лет 25, а иногда что уже за 40.
Однажды вечером, возвращаясь с дискотеки, Оксана увидела его одиноко потягивающего коктейль у стойки бара. Проходя мимо, она сказала:
- Good night!
В ответ на это он жестом попросил присесть рядом. Они славно поговорили, что называется «за жизнь». Интересный факт, но общение с ним было настолько простым и раскованным, как будто Оксана знала его всю свою жизнь. Языковой барьер не был им преградой, на плохом английском, с помощью жестов, они отлично понимали друг друга. Проболтав до 4 утра, он предложил переместиться в его домик и там продолжить столь приятную беседу. Жил он недалеко от отеля, в небольшом домике, вместе со всей своей анимационной командой. Оксана начала смущаться и отказываться, как и подобало приличной девушке. Плохих мыслей на его счет у нее не было, но по старой московской привычке лицам противоположного пола она не доверяла.
- Don’t worry. All will good! It’s only for spoken with you! – сказал он и улыбнулся.
В его глазах было что-то такое, что… возможно, многие сочли бы ее поступок безрассудным, но она поверила ему. Иногда так бывает: видишь человека несколько часов, и уже доверяешь ему, как будто знакомы целую вечность. Они отправились в домик. Три часа подряд говорили, смеялись, рассказывали друг другу различные истории из жизни. Он оказался очень интересным и образованным человеком. Для Оксаны эта ночь стала самой незабываемой за все время отдыха. За один вечер или, вернее ночь, они стали близкими друзьями. Что больше всего поразило Оксану, так это то, что он ни разу не пытался приставать к ней.
Когда начало светать, Оксана сказала, что ей пора идти. Садо попросил прийти на следующий день после дискотеки. Оксана с радостью согласилась. Как только она вышла из домика, комната Садо оживилась. Непонятно откуда в нее устремилась вся анимационная группа, они принялись что-то обсуждать на непонятном, ни для одного человека, языке.
Весь день Оксана сияла от счастья. На душе у нее было настолько легко и хорошо, что она за весь день ни разу не поссорилась с сестрой.
Разговоры с Садо постепенно становились для Оксаны смыслом ее поездки. Она уже не стремилась на дискотеки, в бары, бассейн, на экскурсии. Просыпаясь, Оксана не могла дождаться вечера, чтобы спуститься к домику и окунуться в эту странную атмосферу беседы с близким, но все-таки малознакомым человеком. Время, как назло шло медленно.
Несколько ночей Оксана проговорила с Садо. Эти ночи пролетали настолько быстро, что остальной день казался вечностью.
Однажды, после дискотеки, сестра сказала, что пойдет погулять с Оксаной, потому что ей не хочется спать. Странное чувство в тот момент овладело Оксаной, она решила не делить ни с кем своего ночного собеседника. Да и поняла бы ее сестра? Оставив ее одну, слепив нелепую отмазку, Оксана устремилась в домик Садо. Она и не догадывалась, что пара глаз, уже зорко следит за ней. Объяснив Садо ситуацию, Оксана вышла из дома. Сестра стояла рядом с дверью.
- Мне… м … надо было …э… деньги отдать… - неуверенно пролепетала Оксана.
Сестра ничего не сказала, они пошли гулять по ночному пляжу. Всю ночь Оксана молча ненавидела сестру за то, что она отняла у нее целую ночь беседы. Целую ночь! А оставалось их уже всего лишь три.
Тогда она ещё не подозревала, что ее ответ станет роковой ошибкой. С тех пор сестра установила слежку за ней. Но Оксана была настолько счастлива, что не обращала внимания на это. Она просто ничего не замечала вокруг. В один прекрасный день после обеда Оксана осталась одна в номере. Она читала какой-то рассказик из книги, которую привезла с собой, когда телефонный звонок. Она взяла трубку, хотя и не понимала, кто же может позвонить ей в номер. Она услышала голос бабушки:
- Привет, Оксаночка. Ты спишь?
- Нет! А должна?
- Да, нет! Слушай, ты не могла бы подойти на секундочку в администрацию. Это на первом этаже. Да ты сама знаешь, наверное.
- Знаю, конечно. А в чем, собственно говоря, дело? Может я так, по телефону все вам скажу. Если честно, мне безумно в лом переться на первый этаж.
- Нет. По телефону ты определенно ничего не должна говорить. Мы подошли с Сашей в администрацию отеля по поводу Мистера Садо. (при этих словах сердце у Оксаны забилось быстрее). Ну, ты, наверное, понимаешь, что я имею ввиду!
- Нет, если честно совершенно не въезжаю!
- Ну, насчет того. Что он к тебе пристает и заманивает тебя в домик, где живет. Ты могла бы подойти и подтвердить это?
Словами не описать те чувства, что разрывали на части в тот момент Оксану… Из ее глаз покатились редкие и тяжелые капли слез! Она начала что-то кричать в трубку старательно подбирая слова, потому как кричать хотелось громко и неприлично!
Мысли неслись в ее голове с необычайной скоростью. «Скорей, нужно пойти и найти его! Объяснить!», «Нет, лучше пойти в администрацию и сказать, что ничего такого не было!», «Вот дура Саша! Как можно все так исказить! Блин, она же ничего не видела и ничего не понимает!». Так Оксана металась несколько минут. Затем она потеряла сознание.
У нее иногда бывает такое, когда она сильно нервничает, переживает. А сейчас она не просто нервничала, Оксана была на грани нервного срыва! Очнулась она буквально через 3 минуты на том же месте и обнаружила, что, падая задела виском острый угол туалетного столика. Вокруг кровь, в голове все как в тумане. Она почему-то решила, что ляжет и через 10 минут придет в нормальное состояние. За это она долгое время потом винила себя… Но тогда ей казалось, что она поступает мудро….
Проснулась Оксана, когда было уже утро. Кое-как остановив кровь, которая пошла вновь, как только Оксана сорвала кусок простыни, прилипший к ране, она пошла к морю. Уже понимая, что изменить что-либо не в ее силах… По крайней мере, в тот момент ей так казалось, хотя позже ей в голову придет масса вариантов действий.
Не правду говорят, что моря забирает с собой все проблемы и зализывает волнами раны сердца. Легче Оксане не стало, даже наоборот, ей не хотелось видеться с Садо, потому что она боялась взглянуть ему в глаза, ей не хотелось видеться с семьей, потому что в тот момент она ненавидела их, ей хотелось провалиться сквозь землю, потому что она ненавидела себя! Пусть никаких заявлений подано не было, но репутация этого славного и не в чем не повинного человека была запятнана. Оксана ходила вдоль моря, вокруг не было ни души. Ей становилось ещё хуже.
- Господи! Если бы можно было все вернуть, я бы все сделала не так! – взмолилась Настя.
Волны ответили ей журчаньем, ветер потрепал волосы, а солнце высушило следы от слез, но они появлялись снова и снова, проделывая новый путь. В этот момент что-то произошло в домике Садо, его окна сверкнули странным светом, но Оксана была настолько увлечена своими мыслями, что не заметила этого.
В тот день она ночевала на пляже. Прямо на лежаке. И всю ночь плакала. Слезы текли по ее лицу из-за обиды на саму себя, из-за осознания неизбежности последствий своего поступка…
Все последующие дни Садо избегал встречи с Оксаной. Но она не теряла надежды, она очень хотела все объяснить, успокоить свою совесть.
В последний день своего пребывания в Турции она пошла к домику. Это была ее единственная и последняя надежда объясниться с Садо. Она дернула за ручку. Дверь в домик была закрыта. Внезапно из-за домика вышел один из аниматоров, входящих в группу Садо. Его лицо было угрюмым и неприветливым.
- Он уехал, улетел, еще вчера…
Оксана еле сдержалась, чтобы не заплакать…
В тот вечер погода испортилась, начался дождь, даже не дождь, а настоящий ливень! Такое в этих местах большая редкость в это время года. Дождь шел весь вечер и ночь…
Хоть рейс несколько раз переносили, следующим утром Оксана была уже в Москве, дома.
***
Кажется, было утро… (на самом деле Оксана не уверенна). Жутко раскалывалась голова. Трудно сказать, от чего голова болела больше, от раны или от повязки, которой была голова обмотана!
Сегодня Оксане приснился очень странный и в тоже время страшный сон: За ней кто-то гнался, что-то кричал в след. Оксана очень напугалась, и бежала изо всех сил. Но силы с неимоверной скоростью покидали ее, дышать становилось труднее и труднее. Некто догнал ее, схватил за плечо. Сердце Оксаны на миг замерло, она обернулась и, к своему удивлению, увидела свое отражение. Она вздрогнула. Это движение отозвалось болью в голове. Оксана проснулась. Подобные ужасы мучили ее с самого отъезда из Турции, в которой вместе с бабушкой и сестрой она отдыхала этим летом.
Оксана встала, включила телевизор, пошла чистить зубы. По телевизору показывали ураган непонятного происхождения, который обрушился на Европу.
Глядя на себя в зеркало, она поняла смысл этого сна: бегу от самой себя… «Ведь так и есть!» - подумала Оксана, - «Ведь действительно, бегу, пытаюсь все забыть! Думаю, что меня вылечит время!». Мысли появлялись в ее голове со страшной скоростью, голова Оксаны закружилась, она почувствовала, что теряет сознание. Еле успев схватиться за край стенки, она осталась на ногах. Оксана присела на край ванной. «Да кто он мне? М-да… блин, да поступила я с ним нехорошо, но ведь я пыталась, пыталась! Не моя вина, что моя сестра и бабуля все не так поняли! Я ведь не дала никаких показаний! Блин, интересно, а что сказали ему администраторы? Может, они все переврали?». Оксана включила воду, набрав полную ванну, перед этим насыпав в нее соль, она скинула с себя халат, развязала тугую повязку на голове. Рана уже заживала. Ее тело радостно приняла вода, встречая огромным количеством маленьких пузырьков. Оксана опять опустилась в раздумья, положив на лицо мокрое полотенце. Она ушла в дебри размышлений настолько глубоко, что пролежала бы в остывающей ванной еще долгое время, но стук в дверь заставил ее опомниться.
- Блин, ну ты долго там! Не одна живешь, вылазь давай!!! – послышался голос сестры.
- Да, сейчас, подожди! – ответила Оксана.
Выйдя из ванной Оксана чувствовала какое-то непонятное облегчение, как будто Садо простил ее. Все-таки она сумела убедить себя в своей невиновности. Хотя одну свою ошибку она оправдать не смогла – она глупо поступила, пойдя гулять с сестрой, а тем более так нелепо отмазавшись и бросив ее одну.
После этого странные сны, которые так пугали Оксану, больше ей не снились. Пока однажды…
***
С тех пор прошло четыре года.
Ночь. Оксана лежала на кровати, рядом с ней лежал ее парень. Он уже давно спал, занятие сексом, работа, дела по дому, все это сильно выматывало хоть и сильный, но еще молодой организм. Оксана лежала на спине, опершись головой на его грудь, она смотрела в окно. Шел дождь, капли монотонно бились о подоконник. Раскаты грома доносились издалека, сверкание молний на миг освещало комнату.
Оксана думала о том, как бы ей оставить свою очередную игрушку-спонсора, который лежит рядом, и найти того, кто действительно ее оценит и поймет, того, кто ей действительно нужен, какой-то неимоверной цепочкой ее мысли дошли до воспоминаний о Турции. В сердце что-то екнуло, она вспомнила Садо, его глаза. Очередной раскат грома заставил ее напугаться больше обычного, она прижалась к теплому телу парня. Ей становилось то холодно, то жарко, то просто страшно, то жутко… Оксана встала накинула халат, влезла в тапки и пошла на кухню, ей хотелось горячего кофе.
Она шла по темному коридору, шаркая задниками тапок по линолеуму. Внезапно в конце коридора зажегся свет, причем не просто свет лампы, а более яркий, и шел он не сверху, а снизу, как бы из пола! Оксана испугалась, хотела закричать, но не смогла. Тем временем в потоке света появился знакомый силуэт. «Садо… Садо!!!» - пронеслась мысль. Она угадала, из потока света вышел Садо, он протянул руки к Оксане и сказал:
- Come with me! All will good!
Оксана сделала шаг на встречу, небольшой шаг. Поток света засосал ее, подобно пылесосу…
Долгое время она находилась в темноте, затем почувствовала, как ее кто-то трясет, она открыла глаза:
- Оксана, Оксана! – около нее стояла сестра, - да что с тобой! Я тебе тут говорю про свою любовь, распинаюсь, а ты о чем-то своем думаешь!
- Саша?! – удивленно посмотрела на сестру Оксана, - где мы?
- Хватит прикалываться, мне не смешно! Все, я обиделась, пойду в номер.
Оксана огляделась вокруг - море, песок, чистое небо, вид отеля… «Я в Турции?!!!».
Со всех ног она побежала к домику Садо.
Добежав да него, Оксана немного отдышалась и дернула за ручку, дверь оказалась закрытой. От обиды Оксана ударила дверь кулаком. В этот момент из-за дома вышел тот же самый угрюмый член анимационной команды Садо, он протянул Оксане диск и сказал:
- Садо завершил проект «Стихия», он уехал, а это он просил передать тебе.
Оксана взяла диск, посмотрела на него, это была простая болванка. Она хотела расспросить этого угрюмого аниматора о Садо, но подняв глаза, обнаружила что стоит совершенно одна.
***
Уже в Москве Оксана, дождавшись, когда все уснут, включила свой компьютер и вставила диск.
На нем был мультик: девушка бежит от какого-то силуэта, который все же настигает ее и хватает за плечо. Она оборачивается и видит саму себя. Затем экран гаснет и из темноты появлялась надпись: «All life – run from yourself!».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»