Примеры общества как системы для эссе. Эссе: Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ЭССЕ
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).
Выбранное мною высказывание затрагивает проблему общественной солидарности, то есть взаимосвязи составляющих ее элементов.
Данная проблема всегда была, и будет оставаться значимой, так как она определяет деятельность общества, как единого механизма, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому актуальность этой проблемы, нельзя соотносить только с каким - то определенным этапом времени, техническим развитием или государством.
Известный римский философ, поэт и государственный деятель Сенека говорил: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». Таким образом, метафорично сравнивая общество со сводом камней, Сенека указывает на системный характер общества, на тесную связь всех входящих в нее элементов. Также он считает, что общество – это зыбкая структура, которая без единства легко распадается. Я думаю, что такая яркая параллель как нельзя лучше подчеркивает, что общество – это система, и что в отсутствии одного элемента, утратился бы и другой, а за ними вышел бы из строя и третий.
Прежде всего, рассмотрим понятие общества, как системы. Общество как система – это некая цельность, которая включает в себя определенные элементы, которые тесно связаны между собой. В структуру общества входят подсистемы: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни. Все они взаимосвязаны и подчистую не имеют четких границ между друг другом. Хочу подтвердить теорию на конкретных примерах. Например, в тяжелый для России период в начале XVII века, в стране имели место хозяйственная разруха, рост налогов, голод. В политической сфере был династический кризис. Все это привело к смуте. Еще одним примером может послужить период Гражданской войны в США (1861 – 1865). Это время характеризовалось раздробленностью страны, 11 рабовладельческих штатов даже образовали свою «Конфедерацию». Наконец, после четырех лет войны южные штаты сдались, и рабство было повсеместно отменено. И конечно же главный пример того, что общество должно быть единым – это идущая сейчас гражданская война на Украине, и все ужасы, которые сейчас происходят там. Раскол общества, нацизм, убийство мирных жителей Юго - Востока Украины, убийство детей, стариков.
Мой личный социальный опыт невелик. Однако на примере школы можно проследить за тесной связью всех ее элементов. Успех и престиж школы зависит не только от стараний учеников, но и учителей, администрации школы и родителей. Только слаженный механизм принесет нужные плоды.
Итак, приведя теоретические доводы и примеры, мы убеждаемся, что общество – это единая система, которая состоит из взаимосвязанных элементов, и которое может разрушиться из – за отсутствия единства и согласия среди ее составляющих.


Приложенные файлы

Краткие рекомендации по написанию эссе Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе? 1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу 29. 2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений. 3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. 15-20 предложений, 2/3 А4. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. 4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (29.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд. 5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно. 6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений. 7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике. 8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац. 9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной. 10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике. 1. «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон. Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение. Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода. Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты. В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед. Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия. Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд. Проблема Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. актуальность - Термин 1-2 - Своя позиция Т1 В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны Аргумент1 Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед Тезис 2 Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура Аргумент 2 Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. Вывод Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд. Баллы: 2 2. «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни. В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода. Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм. С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом. Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными. проблема - актуальность - Термин 1-2 - Своя позиция Т1 Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни. Аргумент1 В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. Тезис 2 Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм. Аргумент 2 С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом. Вывод революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными. Баллы: 0 3. Революции – варварский способ прогресса. Ж.Жорес Революция – это коренной перелом в жизни общества, ведущий к смене старых порядков на новые. Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Основанные на насилии, все известные революции несли в себе собственную смерть, обрекали народы на гражданские войны, ломали судьбы людей. Парижская коммуна хранила свои завоевания 72 дня, Великая Французская революция – 5 лет, Октябрьская революция в России – 72 года. И каждый раз общество возвращалось на круги своя, к тому этапу, который был насильственно прерван революцией. Угасая, революции оставляют след. Чем гуманнее и справедливее были идеалы революции, тем ярче этот след. Все известные революции дали человечеству урок недопустимости достижения социального прогресса через насилие. Вспомним кровавое изобретение времен Великой Французской революции доктора Гильома - гильотину. В конечном итоге гильотина отняла жизни и самых яростных революционеров-якобинцев. Если в прежние времена деспотизма и самодержавия революции являлись вынужденными формами протеста, то сейчас, в эпоху торжества идей демократии предпочтительнее эволюционный путь развития общества. Я уверен, что эволюция (замедленная или ускоренная) в зависимости от обстоятельств, составляет «естественное русло движения человечества» (по Смирнову). Я согласен с мнением французского историка Жана Жореса, что революция - варварский способ прогресса. проблема - актуальность - Термин 1-2 Революция – это коренной перелом в жизни общества, ведущий к смене старых порядков на новые. Своя позиция Т1 Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Аргумент1 Парижская коммуна хранила свои завоевания 72 дня, Великая Французская революция – 5 лет, Октябрьская революция в России – 72 года. И каждый раз общество возвращалось на круги своя, к тому этапу, который был насильственно прерван революцией. Тезис 2 Все известные революции дали человечеству урок недопустимости достижения социального прогресса через насилие Аргумент 2 Вспомним кровавое изобретение времен Великой Французской революции доктора Гильома - гильотину. В конечном итоге гильотина отняла жизни и самых яростных революционеров-якобинцев. Вывод Я согласен с мнением французского историка Жана Жореса, что революция - варварский способ прогресса. Баллы: 0 4. "Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия" И.Гете. Что такое насилие? Обычно, говоря о насилии, мы имеем в виду жестокость. Но в высказывании Гете слово насилие имеет иное значение: запрет, ограничение свободы. Значит смысл этого высказывания заключается в том, что общество может контролировать поведение людей мирным путем, используя законы и общественную мораль. Я не могу не согласиться с немецким писателем и философом Гете. В обществе действует механизм соц.контроля - набора средств, который применяется обществом для его сохранения и нормального функционирования. Соц. контроль может осуществлять политико-юридическая система, общественная мораль, а также профессиональная система и система неформальных требований. И все это - мирные формы регулирования поведения человека: они осуществляются при помощи соц.санкций, то есть поощрений и наказаний, способствующих соблюдению соц.норм. Аргументом может послужить следующий пример. Допустим, человек хочет украсть что-либо или совершить убийство. Однако каким бы сильным не было его стремление к деликвентному поведению, общество запрещает ему это сделать: во-первых, законом предусмотрено наказание за совершение противоправного деяния, во-вторых, общественная мораль его, скорее всего, осудит. Или человеку хочется сломать посаженные в парке деревья, сорвать цветы, но он, зная о том, что общество применит к нему за это формальные (привлекут к административной ответственности) и неформальные (друзья перестанут с ним общаться, коллеги перестанут с ним здороваться и т.п.) негативные социальные санкции, не совершит такого поступка. Итак, завершая рассуждения над этой актуальной проблемой, я прихожу к выводу, что, хотя социальные санкции и уподобляют насилию(ведь ни ограничивают свободу человека), все же это мирный способ насилия, так как направлен он на развитие общества и сохранение порядка в нем. И еще один вопрос. Дано высказывание Б.Шоу "здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - своего позвоночника" Подойдет ли следующий аргумент: все знают, сколько горя принесла миру фашистская Германия, когда в сороковые годы 20 века Гитлер и его союзники, пропагандируя идеи нац. превосходства, развязали Вторую мировую войну. Разве можно говорить о здоровье нации, если она осуществляет нац.насилие в отношении других этносов - подавляет и принижает их? Очевидно, ощущение своей принадлежности к нации порождает ненависть и вражду к другим народам, становясь основой для конфликтов и войн. Такую нацию нельзя считать здоровой. И вывод: конечно, патриотизм должен быть присущ людям, но плохо, если он перерастает в национализм и шовинизм. Нужно стремиться к толерантности в отношении национальной культуры, обычаев и традиций народов, освобождаться от предрассудков об исключительно проблема Что такое насилие? Обычно, говоря о насилии, мы имеем в виду жестокость. Но в высказывании Гете слово насилие имеет иное значение: запрет, ограничение свободы. Значит смысл этого высказывания заключается в том, что общество может контролировать поведение людей мирным путем, используя законы и общественную мораль. актуальность - Термин 1-2 - Своя позиция Т1 Я не могу не согласиться с немецким писателем и философом Гете. В обществе действует механизм соц.контроля - набора средств, который применяется обществом для его сохранения и нормального функционирования. Соц. контроль может осуществлять политико-юридическая система, общественная мораль, а также профессиональная система и система неформальных требований. И все это - мирные формы регулирования поведения человека: они осуществляются при помощи соц.санкций, то есть поощрений и наказаний, способствующих соблюдению соц.норм. Аргумент1 Допустим, человек хочет украсть что-либо или совершить убийство. Однако каким бы сильным не было его стремление к деликвентному поведению, общество запрещает ему это сделать: во-первых, законом предусмотрено наказание за совершение противоправного деяния, во-вторых, общественная мораль его, скорее всего, осудит. Или человеку хочется сломать посаженные в парке деревья, сорвать цветы, но он, зная о том, что общество применит к нему за это формальные (привлекут к административной ответственности) и неформальные (друзья перестанут с ним общаться, коллеги перестанут с ним здороваться и т.п.) негативные социальные санкции, не совершит такого поступка. Тезис 2 Дано высказывание Б.Шоу "здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - своего позвоночника" Аргумент 2 Подойдет ли следующий аргумент: все знают, сколько горя принесла миру фашистская Германия, когда в сороковые годы 20 века Гитлер и его союзники, пропагандируя идеи нац. превосходства, развязали Вторую мировую войну. Разве можно говорить о здоровье нации, если она осуществляет нац.насилие в отношении других этносов - подавляет и принижает их? Очевидно, ощущение своей принадлежности к нации порождает ненависть и вражду к другим народам, становясь основой для конфликтов и войн. Такую нацию нельзя считать здоровой. Вывод конечно, патриотизм должен быть присущ людям, но плохо, если он перерастает в национализм и шовинизм. Нужно стремиться к толерантности в отношении национальной культур, обычаев и традиций народов, освобождаться от предрассудков. Баллы: 4

Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)

Фраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос, что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из этого определения следует, что общество как и всякая система состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями. Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты. Обратимся к истории. На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример иллюстрирует связь правовых норм и социальных отношений. Общественная жизнь находится в постоянном изменении и развитии, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Этот фактор зависит от прочности связей между подсистемами. Действительно, если в стране начнется экономический кризис, то сразу же будет разлад в социальной сфере, что повлечет за собой крушение духовной сферы. В таком государстве будет наблюдаться регрессивное развитие общественной жизни. Произойдет разлад в обществе. Таким образом, общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том, что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен. Сегодня определений у понятия «Общество» огромное множество, - это и то, что общество – это группа людей объединенных общими интересами; общество – это определенный этап в развитии человеческого сообщества; общество – это все человечество в целом в его прошлом, настоящем и будущем и многое другое. Однако главное о чем говорит Сенека – это то, что в основе общества лежит взаимодействие между его членами (если бы один не поддерживал другого), без которого бы общество обрушилось. И действительно трудно представить себе общество в котором бы люди не взаимодействовали между собой в разных видах и формах (участие в совместной деятельности (строительство дома), общение (родитель - ребенок), ответ на вызовы природы (строительство защитных дамб от наводнений) и т.д.).
По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

проблема Из этого определения следует, что общество как и всякая система состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии.
актуальность Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том, что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен.
Термин 1-2 1)Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. 2) Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями
Своя позиция Т1 В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями. Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты.
Аргумент1 На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе.
Тезис 2 -
Аргумент 2 -
Вывод По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

« Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему общественной солидарности, то есть взаимосвязи составляющих её элементов. Данная проблема всегда была, и будет оставаться значимой, так как она определяет деятельность общества, как единого механизма, в котором всё взаимозависимо и взаимообусловлено. Поэтому актуальность этой проблемы нельзя соотносить только с каким-то определенным этапом времени, техническим развитием или государством. Взаимозависимость характерна для всех типов обществ в совершенно разные эпохи.

Известный римский философ, поэт и государственный деятель - Сенека говорил, что: « Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другой». Таким образом, метафорично сравнивая общество со сводом камней, Сенека указывает на системный характер общества, на тесную связь всех входящих в неё элементов. Также, он считает, что общество-это зыбкая структура, которая без единства легко распадется. Я думаю, что такая яркая параллель как нельзя лучше подчёркивает, что общество-это система, и что в отсутствии одного элемента, утратился бы и другой, а за ним вышел бы из строя и третий.

Прежде всего, рассмотрим понятие общества как системы. Общество как система - это некая цельность, которая включает в себя определенные элементы, которые тесно связаны между собой. В структуру общества входят подсистемы, а также социальные элементы. Структуру общества составляют следующие подсистемы: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни. Все они взаимосвязаны и подчистую не имеют чётких границ между друг другом. Локальным элементом общества являются социальные институты. Под социальным институтом понимаются определенные образования, которые создаются для удовлетворения каких-то потребностей. Эти учреждения также не обособлены друг от друга, а объединяются в единую систему.

Подтвердим теорию на конкретных примерах. Например, в тяжелый для России период начала XVII века, в стране имели место хозяйственная разруха, рост налогов, голод. В политической сфере был династический кризис. Всё это повлекло Смуту. Россию в тот момент спас только объединенный народ, а именно народное ополчение. Ещё одним примером может послужить период Гражданской войны в США (1861- 1865). Это время характеризовалось раздробленностью страны, 11 рабовладельческих штатов даже образовали свою «Конфедерацию». Наконец, после четырех лет войны южные штаты сдались, и рабство было повсеместно отменено. Затем последовала эра Реконструкции Юга, которая разрешила многие общественные проблемы и собрала общество воедино.

Мой личный социальный опыт не велик. Однако на примере школы можно проследить за тесной связью всех её элементов. Успех и престиж школы зависит не только от стараний ученика, но и учителей, администрации и родителей. Только слаженный механизм принесет нужные плоды.

Итак, приведя теоретические доводы и примеры из истории, мы убеждаемся, что общество-это единая система, которая состоит из взаимосвязанных элементов, и которая может разрушиться из-за отсутствия единства и согласия среди её составляющих.

Тема: Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого

Тип: Эссе | Размер: 16.21K | Скачано: 86 | Добавлен 24.05.17 в 23:53 | Рейтинг: +1 | Еще Эссе

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2017


Известный римский философ, поэт и государственный деятель Сенека говорил: «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». Таким образом, метафорично сравнивая общество со сводом камней, Сенека указывает на системный характер общества, на тесную связь всех входящих в нее элементов. Также он считает, что общество - это зыбкая структура, которая без единства легко распадается. Я думаю, что такая яркая параллель как нельзя лучше подчеркивает, что общество - это система, и что в отсутствии одного элемента, утратился бы и другой, а за ними вышел бы из строя и третий.

Данная проблема всегда была, и будет оставаться значимой, так как она определяет деятельность общества, как единого механизма, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому актуальность этой проблемы, нельзя соотносить только с каким - то определенным этапом времени, техническим развитием или государством.

Для начала, рассмотрим понятие общества, как системы. Общество как система - это некая цельность, которая включает в себя определенные элементы, которые тесно связаны между собой. Под целостностью общества понимается связь элементов общества между собой. К элементам общества относятся политическая, экономическая, социальная и духовная сферы. Все они между собой взаимосвязаны. С примерами, подтверждающими взаимосвязь этих сфер общества, мы сталкиваемся каждый день. В новостях мы видим, что президент подписал один закон «О защите прав потребителей» (взаимодействие политической и экономической сфер общества), поехал на встречу с представителями сферы здравоохранения (Взаимодействие политической и социальной сфер общества). Из данных примеров мы видим, что все сферы тесно связаны между собой и образуют единое целое, единую систему - общество, поэтому, убрав одну из сфер общества и оно, общество, скорее всего распадется.

На мой взгляд, наиболее важными элементами («камнями») являются индивиды, которые входят во всех сферы общества.Любое общество состоит из людей. Именно люди, как камни в основании огромного, устремленного куда-то далеко во Вселенную здания формируют общество, взаимодействуют друг с другом, совершенствуют и развивают его. Каждый выполняет определенные функции, каждый был рожден с далеко идущими целями,и каждый, уходя, должен оставить что-то после себя.

Только родившись, человек сразу попадает в общество, одному ему просто не выжить. И в этом скрыт глубинный смысл - для того, чтобы жить человеку необходимо общество, но и общество не может существовать само по себе, потому что состоит из людей. Общество формирует личность, ее духовные и нравственные ценности.

Рассмотрим одно из многочисленных определений общества, которое, по моему мнению, совпадает с определением Сенеки. Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Иначе говоря, общество - это совокупность людей, или, говоря языком древнего мыслителя, «свод». А «камни», на мой взгляд, - это входящие в общество индивиды, которых называют «социальными атомами», скрепленными многочисленными связями и отношениями. Скрепляет эти связи человеческая деятельность. Взаимодействие же людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединений. Это происходит потому, что одной из потребностей человека является общение. Поэтому общество является не только совокупностью людей, но и совокупностью различных форм их объединений: социальных групп, общественных организаций; а также оно представляет собой сеть отношений между ними, например, педагогическое общество, федеральное общество - это совокупность или «свод» как общественных организаций (государства, церкви и др.), так и социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного и др.) Как известно, он входит и в более крупные общности людей - социальную группу, класс, нацию. Под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Например, один и тот же человек одновременно может выполнять несколько социальных ролей (функций): директор школы выполняет функцию руководителя, в семье - роль мужа и отца, в педагогическом сообществе является его членом. Между людьми разных групп возникают общественные отношения, которые и регламентируют или поддерживают целостность общества. Если люди не будут поддерживать друг друга в совместной деятельности, в совместном общении, то общество может «обрушиться», как считает древний философ.

В подтверждение авторской позиции можно привести мнение русского социолога П. А. Сорокина: «...понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой».

Я абсолютно согласна с высказыванием Сенеки. Действительно, общество, обычно состоит из группы людей, которых соединяет какой-либо общий интерес, за счет чего они иногда (а, может, и всегда) вынуждены поддерживать друг друга. Нам всем приходится сталкиваться с обществом, с людьми. Где бы мы не оказались, где-то мы найдем единомышленников, а также людей, которые не будут разделять наш интерес, цели, желания. Но в любом случае, если бы люди не имели общих точек соприкосновения и не поддерживали друг друга, то думаю такого понятия, как «общество» вообще не существовало.

На примере школы можно проследить за тесной связью всех ее элементов. Успех и престиж школы зависит не только от стараний учеников, но и учителей, администрации школы и родителей. Только слаженный механизм принесет нужные плоды.

Итак, можно сделать вывод, что общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, оно разрушиться из - за отсутствия единства и согласия среди ее составляющих.

Список литературы.

  1. Балашов Л.Е Философия 3-е издание., с испр. и доп.- М: Дашков и К.2013. - 664 с.
  2. Философия: учебник / Под ред.Э. В. Островский - М: ИНФРА-М, 2012.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Фраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос, что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из этого определения следует, что общество как и всякая система состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями. Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты. Обратимся к истории. На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример иллюстрирует связь правовых норм и социальных отношений. Общественная жизнь находится в постоянном изменении и развитии, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Этот фактор зависит от прочности связей между подсистемами. Действительно, если в стране начнется экономический кризис, то сразу же будет разлад в социальной сфере, что повлечет за собой крушение духовной сферы. В таком государстве будет наблюдаться регрессивное развитие общественной жизни. Произойдет разлад в обществе. Таким образом, общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том, что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен. Сегодня определений у понятия «Общество» огромное множество, - это и то, что общество – это группа людей объединенных общими интересами; общество – это определенный этап в развитии человеческого сообщества; общество – это все человечество в целом в его прошлом, настоящем и будущем и многое другое. Однако главное о чем говорит Сенека – это то, что в основе общества лежит взаимодействие между его членами (если бы один не поддерживал другого), без которого бы общество обрушилось. И действительно трудно представить себе общество в котором бы люди не взаимодействовали между собой в разных видах и формах (участие в совместной деятельности (строительство дома), общение (родитель - ребенок), ответ на вызовы природы (строительство защитных дамб от наводнений) и т.д.).

По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»