Причины пожара в жилище. Пожар дома

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
  1. В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, отдать, надстроить, переслать, подбросить, представить.
  2. Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез-(через-), раз- пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный - беспомощный, возраст - восстание, изжарить - исцелить, низвергать - ниспровергать, чрезмерный - чересчур, разбросать - распилить; рассчитать, расчёт.
  3. В приставках раз- (рас) - роз- (рос) под ударением пишется о , без ударения - а : розвальни - развал, роспись - расписка, розыгрыш - разыгрывать.

165. Распределите слова в три столбика: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на -з (-с) ; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте словосочетания.

Бе..вкусица, ..жечь дотла, бе..жалостный, бе..форменный, бе..шумный, о..текаемый, во..зрение, во..стание, н..слаждение, во..торжествовать, п..дучить, о..блеск, и..жога, и..подтишка, по..писчик, по..шипник, бе..кормица, пр..исшествие, ни..падать , пр..свещать, ..дельщина, пре..почтение, пре..шественник , чере..полосица, з..движка, з..чинщик, пер..мирие, ра..творять, ра..щелина, д..веренный, д..верчивый, ра..чёт, ра..считать, ра..хвораться, бе..кровный.

166. Составьте с данными словами словосочетания и запишите их, обозначая ударение в словах с пропущенными буквами.

Р..звальни - р..звалиться; р..зыгрыш - р..зыграть; р..зыск - р..зыскать; р..спись - р..списать, р..списание, р..списка; р..ссыпь - р..ссыпать; р..ссказ - р..ссказни; р..спустить (на каникулы) - р..спуск.

167. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание. Обозначьте состав выделенных слов и укажите способ их образования.

1) Тоне скучно от этих ра..чищенных, ра..черченных дорожек. (Н. О.) 2) Он мне обрадовался и стал ра..спрашивать об ужасных происшествиях, коим я был свидетель. (П.) 3) Так быстро скачет только тот, за кем ра..каяние мчится! (Л.) 4) ...Ужасная зима в глухой, бе..хлебной деревеньке. (Леек.) 5) Не бе..дарна та природа, не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько славных, то и знай. (Н.) 6) Бе..жалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. (Н. О.) 7) Да, ваш ра..чёт верен. (Леек.) 9) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. (Н. О.) 10) Умолк аул, где бе..заботно недавно слушали певца. (Л.) 11) К ней в светлицу раз, лишь только ра..свело, всех их семеро вошло. (П.) 12) Дама ра..хохоталась. (Леек.) 13) Людской поток бе..конечен. (Леон.) 14) Я начал ра..сказывать сказку о солнце. (Сухомл.) 15) Стеклянной равниной лежал бе..цветный океан. (А. Н. Т.)

168. Спишите данные словосочетания. С выделенными словами устно составьте предложения.

Произвести ра..чёт, ра..считаться с продавцом, полная бе..вкусица, ра..чётливый хозяин, великолепная..дравница, и..кусный работник, Иску..ственный шёлк, чере..чур горячая вода, бе..форменная груда обломков, бе..ценный подарок, материалистическое мирово..зрение, во..становленный памятник, ..беречь силы, и..сякающий источник, во..хождение на гору.

169. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль и тип речи текста, укажите их признаки. К выделенному слову подберите синонимы, а затем антонимы. Составьте схему первого предложения, дайте его характеристику. Найдите слова с приставками, написание которых регулируется разными правилами.

З..ря почти отцвела и лиш(?) за высокой горой в..днеет(?)ся прозрач(?)ная полоска бр..сающая ро..кий свет на вершины деревьев что од..нокими вехами маяч..т у самого края г..ризонта. Но это там в (не)досягаемой д..ли а на речке куда солнце заглядывает лиш(?) к полудню..густились краски. Тени от пр..брежных скал пролегли от берега к берегу со..д..нившись (по)братски. С (густо)син..ми оттенками они отл..вают(?)ся на быстрине блеском глухари..ого крыла а под самым берегом где я..стве..о слышно бормотание бе..числе..ых ручейков уже темнота. Она сп..лзает по берегу подм..ная под себя сиреневый и (тёмно)син..й свет. (По В. Астафьеву)

1. Большинство русских приставок в соответствии с морфо­логическим принципом орфографии не изменяются и пишутся единообразно во всех словах: до- (допоздна), за- (записать), на- (наклонение), недо- (недоросль), пра- (имеет значение "древний, предок": прабабушка, праязык), про- (провинить­ся), со- (согласный), у- (указатель).

2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными, хотя в последнем случае буква с обо­значает звук [з]: спутать - сбить, сколотить - сгореть. Запомните слова, где в начале перед звонкой согласной пишет­ся з: здание, здоровье, здесь (и образованные от них слова, на­пример: здоровенный, здешний), а также наречие ни зги (не видно ни зги).

3. На конце приставок без- (бес-), воз- (вое-), вз- (ее-), из-(ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), чрез- (чрес-), через-(черес-) перед гласными и перед звонкими согласными пишет­ся з, перед глухими согласными - с; ср.: взвесить - вскипя­тить, изделие - испарина, розыгрыш - роспись.

4. В приставках роз- (рос-) и раз- (рас-) под ударением на­до писать гласную о, без ударения - а: розыгрыш - разыг­рать; роспись - расписаться.

159. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова с приставками, способными изменяться на письме.

Д..ставить по н..значению, пр..вести переговоры, неи..-вестный солдат, пр.. думанное с..общение, пр.. славянский язык, пр..дедушка и пр..бабушка, и..править ошибку, бе..-сменный часовой.

160. Спишите, раскрывая скобки.

(З.с)дать в архив, (з.с)добное тесто, (з,с)шить платье, (з.с)жать руку, бе(з,с)покоиться о (з.с)доровье, (з.с)бивчивый ра(з,с)сказ, (з,с)гущать краски, ра(з,с)рушенное (з.с)дание, (з.с)дешние обычаи, в(з,с)битые сливки, во(з,с)мещать убытки, во(з,с)рождать традиции, и(з,с)хоженные тропы, чере(з,с)чур тяжело, бе(з,с)облачный день, бе(з,с)вкусный порошок.

161. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударе­
ние.

Р..зжечь хворост, р..зряд молнии, разданные карточки,
р..злив реки, р..зыск преступника, разыскивать нарушителя,
нелепые р..ссказни, р..ссыпи алмазов, р..ссыпать зерно, пре­
красный рассказчик, бросились вр..ссыпную, р..спуск думы,
бутон распускается, р..степель в январе, р..счерк пера.
__________________________________________________ &>

Правописание букв на стыке приставки и корня

1. Буква ъ в современном русском языке употребляется как разделительный знак только перед буквами е, ё, ю, я по­сле приставки, оканчивающейся на согласный, и в сложных словах после частей двух-, трех-, четырех-: сверхъестествен­ный, съёжиться, двухъярусный, трехъёмкостный.

2. После приставок, оканчивающихся на твердый соглас­ный, вместо и пишется ы согласно фонетическому принципу ор­фографии: безызвестный, предыюньский. Это правило не рас­пространяется на: 1) слова с приставками меж- и сверх-: меж­институтский, сверхинтересный; 2) слова с иноязычными приставками: дезинформация, контригра; 3) сложносокращен­ные слова, где нет приставки: пединститут, фининспектор.

3. Двойные согласные пишутся в том случае, если пристав­ка оканчивается, а корень начинается одной и той же буквой: расстелить, отточить. В словах разевать и разорить пи­шется одна согласная з.

162. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написа­ния. Подчеркните приставки.

От..екать ключ, начать с.знова, взыскательная публика, наш пединститут, предынфарктное состояние, пост..нфаркт-


ное лечение, дезинфекция помещений, сымпровизировать пе­ресказывая, начать контр, .гру, от..мённые прилагательные, пред..юльские грозы, сверх..звестная личность, меж..нститут-ское соревнование, сверх..з..сканные яства, безынициативный человек.

163. Спишите, вставляя, где нужно, ъ. Объясните написания.
Вывзд 1 , вЗыЯренный, вз..ерошенный, без..ёмкостный,

без..ядерный, необ..езженный, об..единение, об..яснитель-ный, пред..юбилейный, об..ёмный, под..якорный, с.ёжиться, с.язвить, сострить, сагитировать, сузить, сверх..инте-ресный, сверх..ёмкий, сверх..чувствительный, меж..атом-ный, меж..европейский, меж..ярусный, меж..языковой, раз..-охаться, пред..убеждение, трех..ярусный, двух..элементный, двух..языковой, трансатлантический, транс европейский, пан..американский, дет..ясли.

164. Спишите, раскрывая скобки. Составьте предложение с выде­
ленным словом.

Увлекательный пере(с,сс)каз, бе(з,зз)аветно пре(д,дд)ан-ный, бе(с,сс)ребреник, бе(с,сс)порная победа, лед ра(с,сс)таял, ра(с,сс)торгнуть договор, во(з,зз)вание к рабочим, ра(с,сс)ер-диться не на шутку, люди ра(с,сс)тупились, по(д,дд)ать мяч ногой, по(

Правописание сложных слов

1. Сложные слова с первой частью пол- пишутся через де­фис, если после нее следует прописная буква, любая гласная или согласная л: пол-Азии, пол-Москвы, пол-армии, пол-один­надцатого, пол-лимона.

Пол- нужно писать слитно, если за ней следует любая со­гласная, кроме л: полмира, полдесятого, полполя.

Раздельные написания пол нашего дома, пол земельного участка объясняются тем, что пол- относится не к прилага­тельному, а к существительному, и обычная последователь­ность (полдома, пол-участка) нарушена.


Часть пол- нужно отличать от полу-, которая во всех случа­ях пишется слитно: полумеры, полуоборот, полулитровый.

2. Слитно пишутся сложные слова с соединительной глас­ной о или е.

Выбор гласной о или е зависит от конечного звука в первой основе слова. После твердых согласных, кроме ж, ш, ц, упо­требляется соединительная гласная о: снегопад, рыболовный, хлопкоуборка. После мягких согласных (в том числе [j]), твер­дых согласных ж, ш, ц или гласных звуков пишется гласная е: коневод, чаепитие, большеглазый.

Числительные один, тысяча, миллион в сложных словах соединяются со вторым корнем с помощью соединительной гласной, причем тысяча с помощью е (тысячелетний, тыся­челитровый), а один и миллион - с помощью о (однобокий, миллионоголосый).

Написание числительных девяносто и сто в составе слож­ных слов не изменяется: девяностолетний, стокиломет­ровый. Все остальные числительные (кроме слов один, девя­носто, сто, тысяча, миллион, миллиард) вошли в состав сложных слов с окончаниями родительного падежа: полутора­тонный (ср.: нет полутора тонн), шестидневный, сорока­метровый. Исключения: сороконожка, сорокоуст.

Слова газификация, центрифуга, электрификация пи­шутся с буквой и; их написание нужно запомнить.

Нельзя называть соединительной гласной окончание пер­вой части -я (время, семя) в сложных словах типа времяисчис­ление, времяпровождение, семяножка, семяпочка. Запомните их написание.

165. Образуйте сложные слова с первой частью пол-.

квартал - полквартала.

Площадь, улица, ложка, газета, апельсин, лист, усадьба, армия, окно, роман, вагон, лукошко, мир, эскадрон, небо, пятый, третий, Украина, Одесса, Россия, Петербург.

166. Образуйте сложные слова.

снег, падать - снегопад.


Пар, возить; змея, ловить; вода, падать; лес, рубить; лед, колоть; буря, ломать; земля, трясти; птица, ловить; товар, ве­дать; пуля, метать; солнце, стоять; тысяча лет; шесть месяцев.

167. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написа­ния. Укажите сложные слова без соединительной гласной о или е.

Птиц..фабрика, пеш..ход, звер..лов, путешествие, вез­деход, одиннадцат..метровый, водонапорный, дальнеструй­ный, свеж..мороженый, больш..головый, электрифицировать, десят..летний, газификация, сорок..ножка, сорок..килограм­мовый, ст..тонный, врем..препровождение, девяност..рубле­вый, равн..действие, сем..летка, одн..местный, девят..куплет-

Современное жилище -- сосредоточение различных сетей коммунального и индивидуального бытового обеспечения.

В современной благоустроенной квартире проложена закрытая разветвленная по помещениям электропроводка, проходит сеть труб газопровода, водопровода (холодной и горячей воды), отопления, а также канализации. В ряде квартир имеются трубопроводы сжиженного газа.

В этих условиях возможно возникновение экстремальных ситуаций. Все трубопроводы в квартирах изготовлены из металла, который в результате длительной эксплуатации, воздействия на него окружающей среды поддается коррозии (изнашивается), а резиновые трубки растрескиваются.

Так возникает опасность экстремальной ситуации. И совсем необязательно быть специалистом -- электриком, сантехником и т.д., чтобы разобраться в той или иной ситуации. Возможные ситуации аварийного характера в жилище.

Затопление.

Каждый участок водопровода имеет центральный, промежуточный и оконечный краны (вентили).

При утечке воды из крана необходимо перекрыть промежуточный, при аварии трубы -- закрыть центральный вентиль, который находится обычно в подвале подъезда, а оконечный и промежуточный краны -- в квартире. Также следует поступить и при аварии системы отопления. Обо всех случаях нужно сообщить в аварийную службу или КСК и вызвать специалиста, самостоятельно не допустить обильного затопления квартиры, так как затопление может привести к замыканию электропроводки, а это, в свою очередь, к поражению электротоком или пожару в доме.

Разрушение

Эта экстремальная ситуация в жилище может произойти в результате взрыва по причине утечки газа, из-за разрушения строительных конструкций, наличия сточных вод в подвале.

В этой ситуации необходимо проявить решительность, смелость, а главное, выдержку и правильно организовать спасение людей, не допустить паники и, как следствие, самоубийств (как правило, люди бросаются из окон верхних этажей).

При разрушении зданий может произойти и затопление, и замыкание электропроводки, и пожар.

В любом случае самое важное в этой ситуации -- организация спасения людей, их эвакуация, особенно с верхних этажей.

Пожар -- неконтролируемое горение, приводящее к материальному ущербу и возможным человеческим жертвам. Эту ситуацию легче предупредить, чем справиться с ее последствиями. При возникновении пожара необходимо локализовать очаг пожара, препятствуя доступу воздуха к огню.

Пожар в жилище может возникнуть по различным причинам. Это может быть замыкание электросети, возгорание телевизора, утечка газа, его загорание и другое.

По статистике, пожар в жилище, в основном, возникает по недосмотру самих хозяев или из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Например, возгорание телевизора может произойти в результате его длительной непрерывной работы.

Еще одной из причин может быть неправильная эксплуатация электросети. Например, в светильнике положено по инструкции быть 3 электролампочки мощностью 60 Вт каждая, а поставлены электролампы мощностью 100-150 Вт. При длительной эксплуатации они перегреваются, электрический патрон плавится и происходит загорание.

Или часто неправильно пользуются электрическими розетками. К розетке подключают "тройник" или удлинитель электропроводки, к ним сразу три потребителя: телевизор, электроплитка или электрокамин и еще утюг. Проводка не выдерживает нагрузку, плавится и происходит ее возгорание.

Также причиной возгорания может быть неправильное использование предохранительных пробок в электрощитах (замена, добавка провода в пробку -- "жучки").

Причиной пожара может стать нарушение правил топки печей, эксплуатации нагревательных приборов, неосторожное обращение с огнем.

Брошенная горящая сигарета, курение в постели -- причина возникновения пожара.

Утечка газа также является причиной возникновения пожара. Оставленная включенной без присмотра газовая плита, на которой стоит чайник. Через некоторое время вода выкипает, чайник загорается и--пожар.

Если пожар возник по причине замыкания электропроводки, надо выключить распределительный электрический переключатель (рубильник), находящийся в подвальном помещении. Затем следует вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожара имеющимися подручными средствами (вода, песок, земля, одеяла и т.п.).

Главное в этих ситуациях -- оповестить соседей о пожаре и спасти людей, попавших в огонь.

Всегда надо помнить, что пожар приносит гибель и ужасные травмы людям, уничтожает имущество.

Цель урока: создание условий для овладения правилами безопасного поведения.

Задачи:

После изучения темы учащиеся должны:

  • об основных причинах и последствиях пожара;
  • об основных мерах пожарной безопасности в быту;
  • о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
  • правильно действовать в случае пожара в доме;
  • эвакуироваться из горящего здания;

в) иметь представление:

  • об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
  • об огнестойкости строительных конструкций.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изложение программного материала.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожарах. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.

Помните?!

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!

Пожар в доме – это большая беда.

А давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. Назовите наиболее частые причины пожаров.

Детские шалости с огнем;

Короткое замыкание в электросети;

Оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;

Неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;

Чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);

Курение в постели, в сарае, на сеновале;

Брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;

Оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;

Отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;

Перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;

Хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;

Сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;

Близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;

Неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.

Кто виноват?

Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.

Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом.

Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.

Чем же он опасен для организма человека? (схема)

А какие еще поражающие факторы пожара вы знаете?

Кошка выскочила
Глаза выпучила

Ребята, случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?

Что необходимо делать?

1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.

Если телефона нет, зови на помощь.

2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)

3. Встречай пожарных.

4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.

А как же поступила кошка? Помните?

Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка с фонарем,
А собачка – с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.

А вы какие знаете средства тушения пожаров?

На доске предметы. Распределите их в две группы по способу тушения.

Объясните свой выбор (электроприборы нельзя тушить водой).

А чего нельзя делать при пожаре?

Распахивать окна и двери в горящем помещении - кислород способствует горению, а дым его уменьшает;

Близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;

Поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;

Тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.

На доске рисунок. Расскажите план действия в данной ситуации

1) быстро выключить телевизор;

2) засыпать песком, землей

3) накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком.

Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:

Появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);

Сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;

Искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.

При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по “01”,
Сразу все уладится!
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жги, не стой –
А залей его … (водой)

Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!

3. Закрепление знаний.

Пора подводить итоги. Кошке помогли надежные и верные друзья. Кошкин дом спасли.

А мы с вами должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара.

1. Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре?

2. Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях.

3. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?

Расставь листы так, чтобы получилась пословица, отражающая суть системы противопожарной безопасности, да и одно из правил ОБЖ:

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание. Найти и записать в тетради 2 пословицы о пожарах, о противопожарной безопасности.

Есть четыре необходимых условия возникновения пожара :

  1. Горючее вещество
  2. Окислитель (чаще всего кислород воздуха)
  3. Источник зажигания
  4. Путь распространения огня

Горение не всегда сопровождается пламенем. Ярким пламенем горят органические вещества, содержащие более 60% углерода, и неорганические вещества, выделяющие при горении оксиды алюминия, магния, калия, натрия и пр. При неполном сгорании веществ образуется дым, в котором могут быть ядовитые соединения: оксид углерода, пары кислот, спиртов, альдегидов и пр. Например, при горении целлулоида образуется синильная кислота. Вещества делятся на негорючие, трудногорючие и горючие. Трудногорючие способны гореть под действием источника зажигания, но гаснут после удаления этого источника. Пожарная опасность горючих веществ увеличивается по мере их измельчения.

Горючие твердые вещества

Минеральные строительные материалы на органической связке (крахмальной, битумной и пр.), которая составляет менее 6% массы, относятся к негорючим. Если органическая связка составляет от 7 до 15% массы, материалы являются трудногорючими. Легковоспламеняющиеся вещества такие, которые загораются, например, от искры или раскаленного электропровода. Некоторые вещества способны к самовозгоранию. Оно происходит после саморазогрева большой массы пористого вещества от окисления его воздухом в условиях слабого отвода тепла. Самовозгораются, к примеру, влажное зерно, промасленная ветошь.

Горючие жидкости

Пары всех горючих жидкостей тяжелее воздуха и поэтому скапливаются в нижней части помещений, в канавах и т. д. Дизельное топливо (соляровое масло), смазочное масло, мазут имеют высокую температуру воспламенения и поэтому, не будучи сильно нагретыми, не могут загореться от искры или спички. Температура вспышки такая температура, при которой образующиеся над поверхностью вещества пары способны вспыхнуть от источника зажигания, но скорость их образования недостаточна для устойчивого горения. Чем ниже температура вспышки паров жидкости, тем больше ее взрывоопасность. Далее приводятся данные о температуре вспышки некоторых распространенных жидкостей:

Жидкость Температура вспышки
Бензин А-76 -36
Уайт-спирт 33
Ацетон -18
Скипидар 34
Дихлорэтан 9
Керосин 48
Этиловый спирт 13
Масло соляровое 119

Горючие газы

Чтобы примешанный к воздуху газ мог загореться, его концентрация должна быть в некоторых пределах:

Газ Нижний предел, % Верхний предел, %
Аммиак (CH3) 15,0 28,0
Ацетилен (C2H2) 2,0 81,0
Бутан (C4H10) 1,8 9,1
Водород (H2) 4,0 75,0
Метан (CH4) 5,0 15,0
Пропан (C3H8) 2,1 9,5

Согласно этой таблице, ацетилен наиболее взрывоопасный и пожароопасный газ. За ним следует водород. Водород и метан легче воздуха и скапливаются в верхней части помещений. Ацетилен тяжелее воздуха и скапливается внизу. Абсолютно чистые горючие газы используются в технике редко. Обычно к ним примешивают пахучие вещества для обнаружения утечки.

Горючие пыли

Пыль горючего вещества значительно более опасна, чем то же вещество в плотной массе. Аэрогель (лежащая пыль) может быть способен к самовозгоранию, аэрозоль (пыль в воздухе) взрывоопасен. Пыль тем взрывоопаснее, чем меньше размер ее частиц. Взрывоопасна обычно такая концентрация пыли, при которой видимость сокращается до 3-4 метров. Пыль может накапливаться в воздуховодах, низких местах, подвалах и на чердаках. Местная вспышка пыли может вызвать взвихрение осевшей пыли в большом объеме и стать причиной мощного взрыва. Чтобы уменьшить опасность взрыва пыли, ее увлажняют, добавляют минеральную присадку, подают в запыленные емкости технических аппаратов инертный газ.

Предотвращение пожара на предприятии

Надо следить за тем, чтобы не возникли одновременно все четыре необходимых условия возникновения пожара (см. раздел ). На предприятиях наибольшая опасность возникает при пуске или останове аппаратов, в которых используются или образуются горючие жидкости, пары, пыли, а также при поломке таких аппаратов, сопровождающейся выходом опасных веществ в помещение. Угроза аварии особенно велика при проведении испытаний. Аппарат или трубопровод с опасным веществом может разорваться из-за чрезмерного внутреннего давления. Оно может возникнуть в результате отложений твердых веществ, неисправности кранов или автоматических систем регулировки. Аппарат или трубопровод также может быть поврежден транспортным средством или тяжелым падающим предметом.

Источником воспламенения могут быть:

  • Неисправности электронагревательных приборов;
  • Искрение электрических розеток, выключателей;
  • Перегрев подшипников в двигателях; разряды статического электричества;
  • Искры при использовании стального инструмента.

Возможные пути распространения пожара: вентиляционные каналы; лифтовые шахты; кабельные туннели; горючий настил на полу, горючее покрытие стен.

Следует поддерживать в порядке средства пожаротушения, аварийной эвакуации, оповещения, связи. Пожарные выходы и пожарные лестницы должны быть свободны, исправны, доступны, освещены, снабжены указателями.

Предотвращение пожара в жилище

Чтобы иметь в доме поменьше горючих предметов, не заводите большой библиотеки и старайтесь использовать металлическую мебель. По возможности обходитесь без ковров, «дорожек», линолеума, портьер и штор (всё это хорошо горит, а шторы способствуют распространению огня с нижних этажей вверх через окна). Вместо штор лучше использовать жалюзи из алюминия. Синтетические материалы выделяют при горении очень ядовитый дым, поэтому предпочтение надо отдавать вещам из металлов и минералов. (Конечно, реализовать указанные советы в полной мере практически невозможно, поэтому надо сознавать существующую опасность и тщательно соблюдать те защитные меры, которые доступны.) Значительную угрозу создает отделка стен кожей, тканью, пластиком.

Что же касается бумажных обоев, плотно наклеенных в один слой, то их пожароопасность ничтожна. Если у вас много книг и бумаг, не надо хотя бы держать их сосредоточенно (все в одной комнате, на одном стеллаже). Лучше иметь их поменьше в комнатах, в которых используются телевизор, утюг, кипятильник и т. п. Заведите привычку убирать кипятильник со стола немедленно после использования. Подставку с горячим утюгом или паяльником, кружку с включенным кипятильником, электрическую плитку и т. д. размещайте на металлическом поддоне и подальше от горючих предметов так, чтобы даже в случае перегрева этих устройств пожар не мог начаться. Надо следить за тем, чтобы вы не могли случайно задеть включенное устройство или зацепить идущий к нему электрический провод.

Также нельзя делать следующее: включать в одну розетку несколько бытовых приборов большой мощности; оставлять включенные нагревательные приборы без присмотра в соседней комнате: вы легко можете о них забыть, а если они будут находиться в одной комнате с вами, то хотя бы напомнят о себе запахом горения; использовать самодельные предохранители в электрической сети или исключать предохранители; разогревать лаки и краски на газовой плите; хранить в жилище или на балконе бензин и другие горючие жидкости в большом количестве; в помещении стирать вещи в бензине или в другом растворителе; перекрывать пути возможной эвакуации: ставить на окна решетки, которые невозможно открыть изнутри, захламлять пожарную лестницу на балконе и т. д.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»