Межгосударственный авиационный комитет. История создания и функционал

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Впервые в международном плане идея о создании организации по вопросам морского судоходства обсуждалась на конференциях в Вашингтоне в 1889 г. и в Петербурге в 1912 г.

После второй мировой войны проблемой учреждения постоянного межправительственного органа для координации усилий государств в области судоходства стала заниматься ООН. По инициативе этой организации в 1948 г. была созвана Конференция с целью рассмотрения вопроса о создании межправительственной организации по судоходству. Эта конференция обсудила и одобрила Конвенцию о Международной морской организации (вступила в силу в 1958 г.).

Целями Международной морской организации (ИМО) являются: а) обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области правительственного регулирования и мероприятий, относящихся ко всякого рода техническим вопросам, затрагивающим международное торговое судоходство; б) содействие всеобщему принятию самых высоких практически возможных стандартов в вопросах, касающихся безопасности на море и эффективности судоходства, предотвращения и контроля загрязнения моря с судов; в) решение правовых вопросов, вытекающих из целей, предусмотренных в Конвенции 1958 г.; г) поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений, предпринимаемых правительствами в отношении международного торгового судоходства; д) обеспечение рассмотрения организацией вопросов, касающихся судоходства, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением ООН.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИМО являются Ассамблея, Совет (состоит из 32 членов), Комитет па безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Подкомитет по упрощению формальностей в морском судоходстве.

Деятельность ИМО имеет 6 основных направлений: безопасность на море, предотвращение загрязнения, упрощение формальностей в морском судоходстве, морское профессиональное образование, разработка и одобрение конвенций и техническая помощь.

За период своей деятельности ИМО разработала и приняла более 40 конвенций и поправок к ним и примерно такое же количество международных кодексов и наставлений. Наиболее важными из этих конвенций являются: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (вступила в силу в 1980 г.); Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. (вступила в силу в 1968 г.); Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.); Международная конвенция о безопасных контейнерах 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.); Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г. (вступила в силу в 1979 г.); Международная конвенция о безопасности рыболовных судов 1977 г. (в силу не вступила); Международная конвенция о поиске и спасании на море 1979 г. (вступила в силу в 1985 г.); Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (вступила в силу в 1984 г.);



Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (в силу не вступила), Международная конвенция по аресту судов 1999 г. (в силу не вступила).

При ИМО функционируют Всемирный морской университет в Мальте, Морская транспортная академия в Триесте и Международный институт морского права в Валлетте.

Членами ИМО являются 156 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Лондоне.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Создана в 1976 г. Ее целями являются обеспечение космического регмента, необходимого для улучшения морской связи, и содействие тем самым удовлетворению нужд в более совершенных средствах общественной связи, повышению безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море, эффективности судоходства, а также улучшению управления флотом. Организация действует исключительно в мирных целях (ст. 3 Конвенции об ИНМАРСАТ).

В своей деятельности ИНМАРСАТ руководствуется следующими основными принципами: а) универсальность и недискриминация (представление всем государствам, их судам спутниковой связи, возможность любого государства стать членом ИНМАРСАТ); б) поддержание мира и международной безопасности, реализуемой в положении, согласно которому организация будет осуществлять свою деятельность исключительно в мирных целях; в) суверенное равенство государств.



Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея, Совет (входит 24 члена), технико-экономический и административный комитеты.

Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые земные станции, судовые земные станции и систему контроля.

ИНМАРСАТ может быть собственником или арендатором космического сегмента. Космическими сегментами пользуются суда всех стран на условиях, определяемых Советом. При определении таких условий Совет не должен проводить дискриминации по национальному признаку в отношении морских или воздушных судов или подвижных земных станций на суше. Береговые наземные станции строятся и эксплуатируются участниками Организации в соответствии с техническими требованиями ИНМАРСАТ. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, размещаются в пределах сухопутной территории, находящейся под юрисдикцией какой-либо стороны, и являются полной собственностью стороны или организаций, подчиненных ее юрисдикции.

Для- пользования космическим сегментом ИНМАРСАТ все земные станции должны иметь разрешение Организации. Любая заявка на получение такого разрешения подается в штаб-квартиру ИНМАРСАТ участником эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ 1976 г., на территории которой расположена или будет расположена земная станция. Судовые земные станции - это терминалы спутниковой связи, которые приобретаются или арендуются отдельными судовладельцами или операторами у фирм, производящих эти станции или соответствующее судовое оборудование.

Членами ИНМАРСАТ являются 72 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Лондоне.

В апреле 1998 г. Ассамблея ИНМАРСАТ утвердила поправки к Конвенции об ИНМАРСАТ, а Совет этой организации одобрил поправки к Эксплуатационному соглашению об ИНМАРСАТ. После вступления поправок в силу ИНМАРСАТ будет называться Международной организацией подвижной спутниковой связи. Целями Организации являются: а) гарантия непрерывного обеспечения глобальных служб морской спутниковой связи в целях бедствия и обеспечения безопасности; б) предоставление услуг без дискриминации по национальному признаку; в) осуществление деятельности исключительно в мирных целях; г) стремление обслуживать все районы, где имеется потребность в подвижной спутниковой связи, уделяя должное внимание сельским и удаленным районам развивающихся стран; д) действие в рамках, совместных со справедливой конкуренцией, с соблюдением применимых законов и правил (ст. 3). Основными органами ИНМАРСАТ будут Ассамблея и Секретариат. Для организации эксплуатации системы ИНМАРСАТ создана коммерческая компания "ИНМАРСАТ Pel".

Позитивную роль в регулировании международных морских отношений играют и другие международные организации, например, Балтийская и международная морская организация, Международная палата судоходства, Международная ассоциация маячных служб, Ассоциация латиноамериканских судовладельцев,

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникла еще в первые годы XX в. одновременно с началом быстрого развития воздушного транспорта. Первой межправительственной организацией в этой области явилась Международная комиссия по аэронавтике (СИНА), созданная в 1909 г. В 1919 г. учреждена неправительственная организация - Международная ассоциация воздушных перевозок (ИАТА). В 1925 г. на Конгрессе международного частного права был создан Международный технический комитет юристов - экспертов по воздушному праву (СИТЕЖА).

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы: а) обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации; б) поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях; в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации; г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном регулярном, эффективном и экономическом воздушном транспорте; д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией; е) обеспечивать полное уважение прав договаривающихся государств и справедливые для каждого договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении; ж) избегать дискриминации в отношении договаривающихся государств; и) способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации; к) оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея . Она собирается на сессии один раз в три года. Ассамблея рассматривает отчеты Совета и принимает по ним соответствующие меры, а также выносит решения по любому вопросу, переданному ей Советом. В ее компетенцию входит утверждение бюджета и финансового отчета Организации.

Совет ИКАО является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей. Он состоит из 33 членов, избираемых Ассамблеей на трехлетний период. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств для обслуживания для международной гражданской авиации; государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических районов мира.

Одной из основных функций Совета является принятие международных стандартов и рекомендуемой практики, оформление их в качестве приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время 18 приложений конвенции содержат более 4000 стандартов и рекомендаций. Стандарты являются обязательными для государств - членов ИКАО. Основными рабочими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам и Комитет по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИКАО в юридической области связана с разработкой проектов конвенций. Юридический комитет подготовил проекты 15 международных документов, первый из которых был принят Ассамблеей ИКАО, а последние 14 - дипломатическими конференциями.

В частности, Женевская конвенция 1948 г. касается международного признания прав в отношении воздушных судов. Она разработана для обеспечения признания на международной основе права собственности и других прав в отношении воздушных судов, с тем чтобы при пересечении воздушным судном государственной границы интересы носителя таких прав были бы защищены.

Римская конвенция 1952 г. касается причинения ущерба иностранным воздушным судном третьей стороне на поверхности Земли. Конвенция включает принцип исключительной ответственности эксплуатанта воздушного судна за ущерб, причиненный третьей стороне на поверхности, но устанавливает ограничения суммы компенсации. Она также предусматривает обязательное признание и исполнение решений иностранных судебных инстанций. Дипломатическая конференция 1978 г. дополнила Римскую конвенцию Монреальским протоколом, который упростил конвенцию и установил пределы ответственности.

ИКАО разработала также проекты протоколов 1955, 1971 и 1975 гг. к Варшавской конвенции 1929 г. Токийская конвенция 1963 г. предусматривает, что государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и действий, совершенных на борту этого воздушного судна. Ее цель заключается в том, чтобы преступления, где бы они ни были совершены, не остались бы безнаказанными. В Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. дается определение акта незаконного захвата, а государства-участники обязуются применять в отношении такого преступления суровые меры наказания. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. касается в основном актов, отличных от тех, которые имеют отношение к незаконному захвату воздушных судов. Она определяет широкий спектр незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации, а государства-участники обязуются применять в отношении этих преступлений суровые меры наказания. Конвенция содержит специальные положения о юрисдикции, заключении под стражу, уголовном преследовании и выдаче предполагаемого преступника.

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. призвана способствовать предотвращению актов незаконного вмешательства, связанных с использованием пластических веществ, путем наложения на стороны обязательств по принятию надлежащих мер, обеспечивающих маркировку таких взрывчатых веществ в целях облегчения их обнаружения. Государства-участники обязуются предпринимать необходимые эффективные меры по запрещению и предупреждению изготовления на своей территории немаркированных взрывчатых веществ.

ИКАО подготовила и одобрила ряд поправок к Чикагской конвенции (например, статьи 83 bis и 3 bis).

Членами ИКАО являются более 180 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира находится в г. Монреале (Канада).

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Создана в 1945 г., является ведущей неправительственной организацией, объединяющей около 200 авиакомпаний 70 стран (Аэрофлот - член ИАТА).

Цели и задачи Ассоциации определены в ст. 3 Устава и сводятся к следующему: а) содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира; б) поощрение коммерческой деятельности авиапредприятий; в) поддержка мероприятий, направленных на улучшение экономических результатов их деятельности; г) разработка мер для развития сотрудничества между авиапредприятиями, участвующими в международных воздушных сообщениях; д) развитие сотрудничества с ИКАО и другими международными организациями.

Руководящие и постоянные рабочие органы ИАТА: Общее собрание, Исполнительный комитет, комитеты (по перевозкам, финансовый, технический, юридический, по борьбе с угоном самолетов и хищением багажа и грузов).

ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов на авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов, утверждает единые правила авиаперевозок, подробно регламентирует порядок пользования льготами и скидками с тарифов, вырабатывает общие стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний. Через свой специальный расчетный орган (клиринговую палату) ИАТА осуществляет финансовые расчеты между авиакомпаниями-членами.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) создан на основании ст. 8 Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (Россия - участник). Он совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает авиационные правила по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов и их компонентов, правил производства авиационной техники, правил сертификации международных и категорированных аэродромов и их оборудования, а также нормирования воздействия авиации на окружающую среду.

МАК пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью и правосубъектностью, которые необходимы для выполнения его функций.

Штаб-квартира МАК расположена в г. Москве.

На международной арене активную роль играют и другие межправительственные и неправительственные организации, например, Международный совет эксплуатантов аэропортов, Международное общество авиационной электросвязи, Международная ассоциация гражданских аэропортов, Ассоциация африканских авиакомпаний, Латиноамериканская комиссия гражданской авиации.

СК сравнит данные «черных ящиков» севшего на поле А321 с видео очевидцев ... другие документы, «имеющие значение для установления истины». Источник ТАСС в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщил, что ведомство расшифровало запись с бортовых самописцев лайнера... по расследованию ЧП ознакомились с расшифровкой, отметил он. Промежуточный отчет комитета о результатах расследования будет подготовлен в 30-дневный срок, добавил... МАК показал самописцы A321 после аварийной посадки на поле в Подмосковье ... в нормальном состоянии, записи на них сохранились, отметили в МАКе. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал на своем сайте фотографии бортовых самописцев с пассажирского... восстанавливать его не будут. 18 августа специалисты с разрешения Следственного комитета начали демонтаж салона и пассажирских кресел. По факту произошедшего заведено... В МАКе сообщили о ходе расшифровки «черных ящиков» севшего в поле А321 ... «запись четкая, хорошая». Говорить об окончании расшифровки специалисты считают преждевременным. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) скопировал данные с бортовых самописцев пассажирского самолета Airbus A321 ... МАК опубликовал промежуточный отчет по катастрофе Ан-24 в Бурятии ... рекомендовал проверить тормозные системы всех Ан-24 и Ан-26. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пришел к выводу, что июньской аварии самолета Ан-24 ... . Об этом говорится в промежуточном отчете (.pdf), размещенном на сайте комитета . «... на снижении отказал левый двигатель, экипаж выполнил действия для флюгирования... Как проходил полет SSJ100 перед аварией. Реконструкция РБК по данным МАКа Только 14% россиян готовы летать на самолете российского производства. 5 мая SSJ100 «Аэрофлота» экстренно приземлился в Шереметьево и загорелся. Погиб 41 человек. РБК реконструировал события, опираясь на данные отчета МАКа. По данным опроса Сбербанка «Потребительский индекс Иванова», проведенного после катастрофы SSJ100, выполнявшего рейс Москва - Мурманск, ... МАК ответил на обвинения ЦБ в адрес экс-совладельцев «Трансаэро» ... , что его председатель Татьяна Анодина продавала все акции законно. Председателю Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяне Анодина ничего не известно о манипулировании акциями компании... их дальнейшей передачи «Аэрофлоту» по решению правительственной комиссии, заявили в комитете . В начале 2016 года было общеизвестно, что состояние компании было... МАК заявил о 10 попытках изменения траектории сгоревшего SSJ за 18 секунд ... пытался получить нужную траекторию полета. Это следует из предварительного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «Для создания крена около 20 градусов летчик выполнил более... МАК проведет служебное расследование из-за публикаций о гибели SSJ100 ... , подчеркнули в МАК Межгосударственный авиационный комитет (МАК) проведет служебное расследование по фактам публикации в СМИ материалов. Об этом говорится в сообщении комитета . В публикациях... МАК просит СМИ направить аудио-, видеоподтверждения опубликованных высказываний Кофмана. В комитете подчеркнули, что он не входит в состав технической комиссии, которая...

Общество, 20 мар, 03:54

Число жертв авиакатастроф в России выросло в два с половиной раза ... катастрофы, погибли 128 человек, следует из отчета, опубликованного на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). При этом в 2017-м было зафиксировано 39 авиапроисшествий... погибших из-за авиакатастроф. «По предварительной оценке, в 2018 году авиационные происшествия по всем видам работ, обусловленные человеческим фактором, составляют 75 ... Правительство одобрило проект соглашения о создании аналога МАК в ЕАЭС ... проект соглашения о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов - аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах ЕАЭС. Документ, внесенный Минтрансом... СНГ (кроме Грузии). Россия в 2015 году изъяла из ведения комитета функции сертификации самолетов, двигателей и аэродромов - их распределили между Росавиацией... Назван срок подписания соглашения о создании аналога МАК для стран ЕАЭС ... союз (ЕАЭС), могут до сентября подписать документ о создании аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который будет расследовать авиапроисшествия на территории стран союза, рассказал... должен будет заменить МАК. Как сообщала газета «Коммерсантъ», работа Международного авиационного комитета вызывает вопросы у «многих» государств и Международной организации гражданской авиации. «Саратовские авиалинии» обвинили МАК в клевете из-за слов об убийстве ... ведомству В авиакомпании «Саратовские авиалинии» заявили о клевете со стороны Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В связи с этим компания направила обращение в прокуратуру... февраля в Подмосковье. Жертвами катастрофы стал 71 человек. По версии Межгосударственного авиационного комитета , причиной катастрофы стало обледенение приемников полного давления, которое исказило показания... МАК подключился к расследованию катастрофы Ту-154 ... Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вылетели в Сочи, чтобы принять участие в расследовании авиакатастрофы Ту-154 Минобороны над Черным морем Эксперт Межгосударственного авиационного комитета (МАК) войдет в комиссию по расследованию крушения Ту-154 Минобороны над Черным морем. Об этом РБК рассказала пресс-секретарь комитета ... Крушением самолета в ХМАО займется Межгосударственный авиационный комитет ... Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию по расследованию крушения самолета A-22L в... сообщало РБК Тюмень, самолет «А-22LS», эксплуатируемый ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов», потерпел крушение 16 августа в 85 километрах от...

Общество, 23 мар 2016, 10:41

Эксперты начали выкладку фрагментов разбившегося в Ростове Boeing ... марта. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «Выкладка началась, фрагменты самолета - в различном состоянии. В основном... и семь членов экипажа. Все они погибли. После авиакатастрофы Следственный комитет (СК) назвал основными версиями произошедшего ошибку пилотов, плохую погоду и...

Общество, 21 мар 2016, 21:56

МАК скопировал информацию с речевого самописца разбившегося Boeing ... Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работы по копированию информации с бортового речевого самописца... самолета и экипажа. Ранее замглавы МАКа Сергей Зайко говорил, что комитету удалось получить информацию с параметрического самописца Boeing. Звуковой самописец, как... Власти рассмотрят возможность лишения МАКа функции по сертификации ... получить функции и полномочия по сертификации, которые ранее были предоставлены Межгосударственному авиационному комитету . Обсуждение этого вопроса содержится в повестке заседания правительства России в... передаче функций МАКа в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за авиационную безопасность, в начале ноября в правительство обратилась общественная палата. Как...

Авиационного комитета . Напомним, что последний раз Межгосударственный авиакомитет публиковал новости о результатах расследования авиакатастрофы в... с пикировкой МАК и Росавиации вышла на высокий уровень, поэтому Межгосударственному авиационному комитету необходимо обозначить свою позицию», - заявил он. По словам О.Пантелеева...

Эхо казанской катастрофы: почему у МАКа возникли претензии к Boeing 737 ... 2013 году. РБК вспомнил обстоятельства этой аварии ​​В пятницу утром Межгосударственный авиационный комитет объяснил, с чем связан отзыв российских сертификатов самолетов Boeing 737 ... системы управления рулем высоты, утверждают в МАКе. Сам комитет 29 июн 2015, 10:49 МАК завершил расследование крушения вертолета Eurocopter в Нижегородской области Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование крушения вертолета Eurocopter AS-350B3 RA-04032 ... ноябре минувшего года в Нижегородской области. Отчет опубликован на сайте комитета .Воздушное судно, принадлежавшее ООО "НаноСтройИнвест", которое сдало вертолёт в аренду...

Нередко в информационных лентах, на новостных сайтах мелькает аббревиатура МАК, в связи с авиационными тематиками, а также расследованиями крупных авиакатастроф. Попробуем разобраться в деятельности и назначении данного ведомства, чем оно занимается, какие полномочия имеет.

Официальный сайт международного авиационного комитета позиционирует свою работу как служение для достижения безопасности и планомерного развития авиации гражданского типа, а также повышения эффективного использования авиационного пространства всех государств, ставших участниками данной программы.

История создания. Процесс развития

Созданный в конце 1991 года между 12 независимыми государствами бывшего СССР, на основании специального соглашения, межгосударственный авиационный комитет стал отслеживать и контролировать соблюдение следующих норм:

  • единые правила авиации;
  • единая система сертификации использования, а также производства авиалайнеров;
  • нормы летной годности;
  • оценка категории аэродромов, их оборудования;
  • независимое расследование авиакатастроф и происшествий;
  • организация вместе с координацией развития и управления воздушным пространством.

Летом 1992 авиационный комитет МАК был включен в перечень межправительственных организаций, что подтверждает его деятельность как соответствующую всем международным и национальным законодательствам стран-участников.

Вывеска на здании МАК

Основные страны-участники

На сегодняшний день в составе межгосударственного комитета состоит одиннадцать государств. Вот их список:

  1. Армения;
  2. Киргизия;
  3. Казахстан;
  4. Азербайджан;
  5. Беларусь;
  6. Россия;
  7. Молдова;
  8. Узбекистан;
  9. Туркмения;
  10. Таджикистан;
  11. Украина.

Основные направления деятельности Комитета

Конечно, при столь обширной территории, охватываемой странами-участниками, деятельность комитета очень разнообразна. Остановимся на основных ее направлениях.

Проведение сертификации производства авиационной техники

Для обеспечения безопасности и летной годности была создана нормативная база для проведения поэтапной сертификации, адаптированная под многие мировые стандарты.

Именно по ней сертифицируются не только самолёты и авиадвигатели стран-участников, но также их элементы. По прохождении данной процедуры выдается единый сертификат, действующий и признаваемый на территории этих стран, но также в следующих государствах:

  • Канаде;
  • Иране;
  • Индии;
  • Китае;
  • Европейском Союзе;
  • Бразилии;
  • Египте;
  • Мексике;
  • Индонезии и других.

Оценка и сертификация аэродромов, а также их оборудования

Созданная база правил, одобренная всеми странами, состоящими в межгосударственном комитете, позволяет ему выдавать сертификаты на все типы аэродромов, принимаемые на всей территории деятельности данной структуры.

Проведение независимых расследований

Расследование авиакатастроф МАК проводит при их возникновении со всеми авиалайнерами стран-участников, причем не только на их территории, также за ее пределами. Главным принципом является независимость проводимых исследований, как рекомендуется в международной практике.

Осуществление координации развития гражданской авиации

Формирование и осуществление межгосударственной политики, создание экономической заинтересованности, доступной конкурентной способности является наиболее значимой частью работы МАК. Сюда входят такие направления по вопросам сотрудничества:

  • подготовка специалистов высокого уровня;
  • разработка тарифной политики;
  • упрощение таможенных процедур;
  • взаимодействие в чрезвычайных ситуациях;
  • авиамедицина;
  • противостояние авиационному терроризму и другое.

Здание штаб-квартиры в Москве

Ограничение деятельности и лишение многих полномочий

Более 23 лет проводил международный авиационный комитет расследования происшествий, сертификацию авиалайнеров, аэродромов и авиакомпаний. Но после определенных обстоятельств, в конце 2015 года по постановлению Правительства России практически вся деятельность по сертификации была передана Минтрансу и Росавиации, а МАК лишен своих полномочий. Несмотря на это Комитет продолжает свою работу.

Причины проявления недоверия

Одним из направления работы МАК стало проведение расследований авиационных катастроф. Именно недоверие к результатам этих расследований явилось причиной ограничения и перераспределения полномочий комитета между другими структурами Российской авиации. Рассмотрим некоторые из них.

1997 год, маршрут Иркутск-Фанранг

После взлета самолет упал на жилой квартал, а причиной стал отказ от работы сразу трех двигателей из четырех. МАК указал основной причиной перегруз авиалайнера вместе с ошибкой пилота. Также он немногим ранее проводил сертификацию этого судна. Эксперты же сходятся во мнении что основная причина падения – неисправность двигателей.

Ту-154М на Крымском полуострове

Осенью 2001 года при совместных военных учениях на Крымском полуострове украинской ракетой был сбит самолет авиакомпании «Сибирь». Несмотря на выводы МАК, суд Киева отклонил иск перевозчика о возмещении ущерба, апеллируя их недостоверностью. В итоге финансовые вопросы так и не решены на сегодняшний день.

МАК показал, как расшифровывают самописцы

Маршрут Ереван - Сочи 2006 год

Более 120 человек погибли при крушении авиалайнера Армавиа над Черным морем. Межгосударственный комитет основной причиной указывает неадекватные действия пилотов. Эксперты же указывают на отсутствие в отчете комитета сведений о качестве метеорологического оборудования аэродрома, что могло стать основной причиной данной катастрофы.

Рейс из Польши 2010 год

Правительственный самолет из Варшавы потерпел крушение в Смоленске с 96 пассажирами на борту. Несмотря на участие в расследовании иностранных специалистов, МАК в своем итоговом отчете основной причиной катастрофы указывает неверные действия пилотов, их недостаточную подготовку. Польская группа, вместе с другими экспертами, указывают на технические недостатки аэродрома «Северный» в Смоленске.

Основные претензии к МАКу

В своей книге летчик-испытатель В. Герасимов освещает ряд основных претензий к работе межгосударственного комитета при расследовании авиакатастроф, ставших основными причинами для ограничения данной деятельности:

  • затягивание сроков расследования, вплоть до нескольких лет;
  • проведение сертификации судов и расследование причин крушения одной и той же организацией приводит к недостоверности и неэффективности выводов;
  • аффилированность уполномоченного лица может привести к конфликту интересов;
  • дипломатический статус не дает возможности привлечь сотрудников комитета к ответственности за нарушения, допущенные во время проводимого расследования.

Вконтакте

В мировом масштабе деятельность гражданской авиации (ГА) регулируется международными межправительственными (и неправительственными), универсальными или региональными авиационными организациями. В нашей статье рассказывается о наиболее влиятельных из них.Основная масса международных авиационных организаций была создана в период бурного развития гражданской авиации (1944-1962 гг), что было обусловлено необходимостью стандартизации и унификации правил, документов, процедур, требований и рекомендаций в области выполнения и обеспечения полетов, а также выработки единых подходов к безопасности полетов.

Безусловно, главной такой организацией является ICAO — Международная Организация ГА (International Civil Aviation Organization) , чьей целью является развитие мировой гражданской авиации, разработка и внедрение в практику унифицированных правил выполнения и обеспечения полётов с целью повышения уровня безопасности и регулярности воздушных перевозок.ICAO была создана как специальное учреждение Организации объединенных наций 7 декабря 1947 года на основании Положений Чикагской конвенции с штаб-квартирой в Монреале (Канада). Членами ICAO являются государства.Структурно Организация состоит из Ассамблеи, Совета, Аэронавигационной комиссии, семи комитетов и секретариата.Ассамблея (Assembly) — высший орган ICAO. Регулярная сессия Ассамблеи собирается не реже одного раза в три года, а чрезвычайная сессия может быть проведена при необходимости. Постоянный орган ICAO — Совет (англ. Council), возглавляемый президентом, состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года.

Деятельность ICAO сосредоточена на следующих основных областях: технической (разработка, внедрение и совершенствование стандартов и рекомендуемых практик — SARP), экономической (исследование тенденций развития воздушных перевозок, на основе которых создаются рекомендации по значениям ставок сборов за пользование аэропортами и аэронавигационное обслуживание, а также порядка установления тарифов и упрощение формальностей при перевозках; оказание постоянной технической помощи развивающимся странам за счёт развитых), в правовой (разработка проектов новых конвенций по международному воздушному праву).

Другим примером универсальной организации является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, International Air Transport Association) , которая была создана в 1945 году со штаб-квартирой в Монреале. В отличие от ICAO, членами IATA являются юридические лица — авиакомпании, а основными целями организации является развитие безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, а также обеспечение развития сотрудничества между авиапредприятиями. Высшим органом является Общее собрание, а постоянно действующим рабочим органом - Исполнительный комитет.

IАТА обобщает и распространяет опыт экономической и технической эксплуатации воздушного транспорта, организует согласование расписаний полётов между перевозчиками и их работу с агентами по продажам, а также взаиморасчеты между авиакомпаниями. Другой важнейшей функцией IATA является проведение аудита безопасности авиакомпаний (IOSA, IATA Operational Safety Audit) — строгой проверки деятельности перевозчика по 872 параметрам, без которой компания не может вступить ни в IATA, ни в один из альянсов, таких как Star Alliance, Skyteam или One World. Получение сертификата IOSA повышает статус авиакомпании и расширяет возможности для международного сотрудничества.

Также существуют международные организации, представляющие и защищающие интересы частных лиц, а также повышающие их роль в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий: пилотов — Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA — International Federation of Airline Pilots’ Associations) и диспетчеров — Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (IFATCA — International Federation of Air Traffic Controllers Associations). Обе организации функционируют в целях повышения и поддержания профессионального уровня своих членов, социального партнёрства, расширения культурных и отраслевых международных связей, обмена опытом.

Региональные международные авиационные организации представлены: Европейской конференцией гражданской авиации (ЕCAC — European Civil Aviation Conference), Африканской комиссией гражданской авиации (AfCAC — African Civil Aviation Commission), Латиноамериканской комиссией гражданской авиации (LACAC — Latin America Civil Aviation Commission) и Советом гражданской авиации арабских государств (ACAC — Arab Civil Aviation Commission). Цели каждой из этих организаций схожи: содействие сотрудничеству государств-участниц в области воздушного транспорта для более эффективного и упорядоченного его развития, обеспечение систематизации и стандартизации общих технических требований к новому авиационному оборудованию, включая системы связи, навигации и наблюдения, вопросы безопасности полётов, сбор статистических данных об авиационных происшествиях и инцидентах.

На территории СНГ также действует специальная организация — Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - исполнительный орган в области ГА и использования воздушного пространства, общий для 11 стран бывшего СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии).

МАК занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также расследованием авиационных происшествий. Однако, как отмечают независимые эксперты, совмещение этих функций в ряде случаев вызывает подозрение в конфликте интересов, необъективности расследований и выводах комиссий.

В области аэронавигации крупнейшей организацией является Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации — EUROCONTROL . Она была создана в 1960 году с целью обеспечения аэронавигации и безопасности полётов, осуществления управления и согласования воздушного движения в верхнем воздушном пространстве над территорией 40 стран-членов, разработка единых правил выполнения полётов и деятельности аэронавигационных служб. Высшим руководящим органом EUROCONTROL является Постоянная комиссия, работающая с руководителями государств, поставщиками ОВД, пользователями воздушного пространства, аэропортами и другими организациями. Среди основных функций организации — планирование и управление потоками воздушных судов. Как известно, европейские центры ОВД обслуживают в год в среднем в 5-6 раз больше рейсов, чем российские (в самом загруженном Центре — Маастрихьт — интенсивность воздушного движения превышает 5000 воздушных судов в день!), поэтому EUROCONTROL ввел систему жёстких слотов (временных окон) для каждого из поступающих на управление рейсов.

По данным Лайфа, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов. Новая структура призвана выполнять функции МАК, созданного в далёком 1991 году. В новую структуру войдут специалисты Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Двери в новую международную организацию открыты и другим странам СНГ.

Часть функций МАК по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов планируется передать Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации.

Так, согласно поручению премьер-министра, функции МАК по сертификации типов воздушных судов будут переданы Росавиации, аэродромов - Минтрансу, а двигателей и воздушных винтов - Минпромторгу. Ранее эти функции были делегированы МАК, по сути, в добровольном порядке.

В правительстве считают, что, в отличие от МАК, новое Бюро будет проводить расследования не только происшествий, но и серьёзных инцидентов, которые отличаются не только последствиями, но и обстоятельствами.

Основная функция новой структуры - экспертное расследование обстоятельств авиационных происшествий, - говорит источник Лайфа в Правительстве РФ.

В Минтрансе РФ отмечают, что после формирования в России и других странах СНГ национального воздушного законодательства соглашение 1991 года о создании МАК "в значительной мере утратило свои функции".

В новую структуру войдут Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Переговоры со странами, входящими в ЕврАзЭС, проходили в течение всего 2018 года. Речь шла об их вхождении в Международное бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов.

По мнению исполнительного директора компании "Авиапорт" Олега Пантелеева, если создание нового органа по расследованию будет проходить без спешки, то новое бюро успеет подготовить персонал, научно-техническую и материальную базу для своей работы. В то же время сохранение взаимодействия с МАК в этой области позволит использовать наработки высококвалифицированных специалистов и международные контакты.

Источники Лайфа в авиационной отрасли высказывают ещё одну версию создания Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По их мнению, так Росавиация пытается взять под контроль систему независимых расследований, которые на протяжении 27 лет проводил МАК.

Заслуженный лётчик РФ, Герой России Магомед Толбоев говорит, что он не понимает, зачем создавать новую структуру по расследованию авиационных происшествий в странах СНГ и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), если в МАК работали компетентные специалисты.

Эксперты связывают проблемы МАК в России и с его правовым статусом на территории страны.

С одной стороны, МАК - это федеральный орган исполнительной власти РФ, ответственный за расследование авиапроисшествий, а с другой - межгосударственная структура, неподотчётная России. В этом и заключается правовая коллизия.

МАК, его должностные лица, а также принимаемые ими решения неподконтрольны административной и судебной системе Российской Федерации. Следовательно, МАК является надгосударственным органом, абсолютно свободным в принятии любых решений, что исключает юридические механизмы привлечения его должностных лиц к ответственности, а также не позволяет использовать предусмотренные законодательством РФ средства судебной и административной защиты нарушенных прав субъектов авиационной деятельности, - пояснил Лайфу юрист Александр Островский.

Сейчас МАК расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств - участников соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключённых с другими государствами. Основной принцип системы расследований МАК - это независимость, что соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Директиве европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) был учреждён 30 декабря 1991 года. Участниками этого соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

В самом МАК отказались рассказать Лайфу подробности о создании новой структуры.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) не комментирует решения государственных органов Российской Федерации, - заявили Лайфу в МАК.

По информации Лайфа, Россия может заявить о выходе из МАК на ближайшем заседании исполкома, что приведёт к цепной реакции.

Нельзя исключать, что вслед за Россией о выходе из учредителей МАК заявят представители и других стран-участниц. Тогда организация просто прекратит своё существование, - заявил собеседник Лайфа, знакомый с ситуацией.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»