Экспериментальный танк Т2. Но не тот Т2, который просто Т2, а кавалерийский Т2

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Танк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-бенц". Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году. Танк выпускался в пяти модификациях (А-F), отличающихся друг от друга ходовой частью, вооружением и бронированием, однако общая компоновочная схема оставалась неизменной: силовая установка расположена сзади, боевое отделение и отделение управления - посередине, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Вооружение большинства модификаций состояло из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, установленных в одноместной башне.

Для управления огнем из этого оружия использовался телескопический прицел. Корпус танка сваривался из катанных броневых листов, располагавшихся без рационального их наклона. Опыт использования танка в боях начального периода второй мировой войны показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.

Работы над новыми типами средних и тяжелых танков в середине 1934 "Panzerkampfwagen " III и IV продвигались относительно медленно и 6-й департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал техническое задание на разработку танка массой 10000 кг, вооруженного пушкой калибра 20-мм.
Новая машина получила обозначение LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper"- сельскохозяйственный тягач). С самого начала предполагалось использование танка LaS 100 лишь для подготовки личного состава танковых частей. В будущем эти танки должны были уступить место новым PzKpfw III и IV. Опытные образцы LaS 100 заказали фирмам: "Фридрих Крупп АГ", "Хеншель и сын АГ" и "МАN" (Машиненфабрик Аугсбург-Нюренберг). Весной 1935 года опытные образцы были показаны войсковой комиссии.
Дальнейшее развитие танка LKA - - танк LKA 2 - разработала фирма "Крупп" . Увеличенная башня у LKA 2 позволила разместить пушку калибра 20-мм. "Хеншель"и "МАN " разработали только шасси. Ходовая часть танка, фирмы "Хеншель" состояла (применительно к одному борту) из шести опорных катков, сгруппированных в три тележки. Конструкция фирмы "МАN" была сделана на основе шасси, созданного на фирме "Карден-Лойд". Опорные катки, сгруппированные в три тележки, были амортизированы элиптическими рессорами, которые крепились к общей несущей раме. Верхний отрезок гусеницы поддерживали три небольших катка.

Прототип танка LaS 100 фирмы "Крупп" - LKA 2

К серийному выпуску было принято шасси фирмы "МАN", а корпус был разработан фирмой "Даймлер-Бенц АГ" (Берлин-Мариенфельде). Выпускать танки LaS 100 должны были заводы "МАN", "Даймлер-Бенц", "Фарцойг унд Моторенверке"(ФАМО) в Бреслау (Вроцлав), "Вегманн и К° " в Касселе и "Мюленбау унд Индустри АГ Амме-Верк" (МИАГ) в Брауншвейге.

Panzerkampfwagen II Ausf. al, a2, a3

В конце 1935 года фирма "МАN" в Нюрнберге выпустила десять первых танков LaS 100, которые к этому времени получили новое обозначение 2 cm MG-3 (В Германии орудия калибра до 20-мм считались пулеметами (Maschinengewehr - MG), а не пушками (Maschinenkanone - МК) Panzerwagen (VsKfz 622 - VsKfz - Versuchkraftfahrzeuge - опытный образец ). В движение танки приводились карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL57TR мощностью 95 кВт/130 л.с. и рабочим объемом 5698 см3. На танках применяли коробку передач ZF Aphon SSG45 (шесть передач вперед и одна назад), максимальная скорость - 40 км/ч, запас хода - 210 км (по шоссе) и 160 км (по пересеченной местности). Толщина брони от 8-мм до 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK30 калибра 20-мм (боезапас 180 выстрелов - 10 магазинов) и пулеметом "Рейнметалл-Борзинг" MG-34 калибра 7,92-мм (боезапас - 1425 патронов).

В 1936 году была введена новая система обозначения военной техники - "Kraftfahrzeuge Nummern System der Wehrmacht". Каждая машина получила номер и название Sd.Kfz ("Sonderkraftfahrzeug " - специальная военная машина).

  • Так танк LaS 100 стал Sd.Kfz.121 .
    Модификации (Ausfuehrung - Ausf.) обозначали буквой. Первые танки LaS 100 получили обозначение Panzerkampfwagen II Ausf. a1 . Серийные номера 20001-20010. Экипаж - три человека: командир, который одновременно был наводчиком, заряжающий, также выполнявший функцию радиста и механик-водитель. Длина танка PzKpfw II Ausf. a1 - 4382-мм, ширина - 2140-мм, а высота - 1945-мм.
  • На следующих танках (серийные номера 20011-20025) была изменена система охлаждения генератора Бош RKC 130 12-825LS44 и улучшена вентиляция боевого отделения. Машины этой серии получили обозначение PzKpfw II Ausf. а2 .
  • В конструкцию танков PzKpfw II Ausf. аЗ были внесены дальнейшие улучшения. Силовое и боевое отделения были разделены съемной перегородкой. В днище корпуса появился широкий люк, облегчивший доступ к топливному насосу и масляному фильтру. Было изготовлено 25 танков этой серии (серийные номера 20026-20050).

У танков PzKpfw Ausf. а I и а2 на опорных катках не было резинового бандажа. У следующих 50 танков PzKpfw II Ausf. аЗ (серийные номера 20050-20100) радиатор был передвинут на 158-мм к корме. Топливные баки (передний емкостью 102 л, задний - 68 л) снабжались измерителями уровня горючего штыревого типа.

Panzerkampfwagen II Ausf. b

В 1936-1937 годах была выпущена серия из 25 танков 2 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. b, в конструкцию которых были внесены дальнейшие изменения. Эти изменения коснулись прежде всего ходовой части - был уменьшен диаметр поддерживающих катков и модифицированы ведущие колеса - они стали шире. Длина танка - 4760-мм, запас хода - 190 км по шоссе и 125 км по пересеченной местности. На танки этой серии устанавливали двигатели "Майбах" HL62TR.

Panzerkampfwagen II Ausf. c

Испытания танков PzKpfw II Ausf. а и b показали, что ходовая часть машины подвержена частым поломкам и амортизация танка недостаточна. В 1937 году был разработан принципиально новый тип подвески. Впервые новая подвеска была применена на танках 3 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. с (серийные номера 21101- 22000 и 22001 - 23000). Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра. Каждый каток был независимо подвешен на полуэллиптической рессоре. Количество поддерживающих катков было увеличено с трех до четырех. На танках PzKpfw II Ausf. с применили ведущие и направляющие колеса большего диаметра.

Новая подвеска значительно улучшила ходовые качества танка как на шоссе, так и на пересеченной местности. Длина танка PzKpfw II Ausf. с составила 4810-мм, ширина - 2223 -мм, высота - 1990-мм. В некоторых местах была увеличена толщина брони (хотя максимальная толщина осталась прежней - 14,5-мм). Тормозная система также претерпела изменения. Все эти конструктивные нововведения повлекли за собой увеличение массы танка с 7900 до 8900 кг. На танках PzKpfw II Ausf. с с номерами 22020-22044 броня была изготовлена из молибденовой стали.

Panzerkampfwagen II Ausf. A (4 LaS 100)

В середине 1937 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) постановило завершить доработку PzKpfw II и начать крупносерийный выпуск танков этого типа. В 1937 году (вероятнее всего в марте 1937 года) к выпуску "Panzerkampfwagen" II была привлечена фирма "Хеншель" в Касселе. Месячный выпуск составил 20 танков. В марте 1938 года "Хеншель" прекратил выпуск танков, зато было развернуто производство PzKpfw II на предприятии "Альмеркишен Кеттенфабрик" ГмбХ (Алькетт) - Берлин-Шпандау. Фирма "Алькетт" должна была выпускать до 30 танков в месяц, но в 1939 году она перешла на выпуск танков PzKpfw III. В конструкцию PzKpfw II Ausf. А (серийные номера 23001-24000) было внесено несколько дальнейших изменений: использовали новую коробку передач ZF Aphon SSG46, модифицированный двигатель "Майбах" HL62TRM мощностью 103 кВт/140 л.с. при 2600 мин и рабочим объемом 6234 см3 (на танках предыдущих выпусков применяли двигатель "Майбах" HL62TR), место механика-водителя оборудовали новыми смотровыми щелями, а вместо коротковолновой радиостанции поставили ультрокоротковолновую.

Panzerkampfwagen II Ausf. В (5 LaS 100)

Танки PzKpfw II Ausf. В (серийные номера 24001-26000) мало отличались от машин предыдущей модификации. Изменения носили, в основном, технологический характер, упрощая и ускоряя серийный выпуск. PzKpiw II Ausf. В - самая многочисленная из ранних модификаций танка.



Pz.Kpfw. II Ausf. C

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.0 / 1.0 / 1.0 БР

3 человек Экипаж

69 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

35 / 15 / 15 корпуса

30 / 15 / 15 башни

Подвижность

9,1 тонн Масса

267 л/с 140 л/с Мощность двигателя

29 л.с/т 15 л.с/т удельная

48 км/ч вперёд
9 км/ч назад 43 км/ч вперёд
8 км/ч назад
Скорость

Вооружение

180 снарядов боезапас

6,0 / 7,8 сек перезарядка

10 снарядов размер обоймы

280 выстрелов/мин скорострельность

9° / 20° УВН

плечевой упор стабилизатор

1 800 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Panzerkampfwagen II (2 cm) Ausführung C или Pz.Kpfw. II Ausf. C - немецкий лёгкий танк, вооруженный 20-мм пушкой KwK30 и пулемётом MG34, экипаж состоял из трёх человек. Эта машина сочетала в себе высокие ходовые характеристики, скорость и манёвренность, однако имела слабое бронирование и вооружение. Делая заказ на проектировку Pz.Kpfw. II, немецкое военное командование преследовало цель закрыть брешь в отсутствии танков в Третьем Рейхе, пока не станут на серийное производство более современные танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, которые тогда находились еще в стадии разработки. Но, к началу боевых действий, из-за острой нехватки средних танков, Pz.Kpfw. II было решено использовать в реальных боевых условиях (до этого танк использовался как учебный), где он зарекомендовал себя с очень хорошей стороны. Вступив в войну в 1939 году, машина эффективно использовалась до 1942 года, когда стало очевидным что танк уже устарел и значительно уступает всем своим противникам. Отдельные единицы Pz.Kpfw. II прошли всю войну и участвовали в боевых действиях вплоть до капитуляции Германии в 1945 году.

Модификация Ausf. C была третьей производственной модификацией и выпускалась с июля 1938 года по март 1940 года. После окончания гражданской войны в Испании стало ясно, что бронирование ранних Pz.Kpfw. II явно не соответствует современным требованиям и легко может поражаться полевой противотанковой артиллерией, поэтому танки модификации Ausf. C были усиленны накладными бронелистами толщиной 14,5 и 20 мм, а маска орудия приобрела бронещиток с отгибами сверху и снизу, которые предохраняли стык маски и края амбразуры от попадания осколков снарядов и пуль. Также была увеличена толщина бронестёкол смотровых приборов с 12 до 50 мм. Вместо двустворчатого люка на крыше башни была установлена командирская башенка с восемью перископическими смотровыми блоками, был установлен новый прицел TZF4/38, модернизированы приборы наблюдения, а на корме корпуса была предусмотрена установка крепления дымовых гранатомётов.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Наклонный участок брони не дающий поставить эффективный ромб

Для своего боевого рейтинга, Pz.Kpfw. II Ausf. C, не обладает особой бронезащитой, однако, имеет более толстую лобовую броню чем большинство его соперников, от попаданий пушечных снарядов она, конечно, не спасет, но танки вооруженные крупнокалиберными пулеметами, такие как M2A2 и Т-60, пробить лобовую броню Pz. II не смогут. Особенностью брони машины являются скосы по бокам корпуса, со смотровыми щелями механика-водителя, которые имеют хорошие углы наклона, если танк стоит к противнику лбом, однако, при постановке танка ромбом, эти участки будут очень уязвимы для противника, т.к. при развороте танка они не будут иметь какого-либо угла наклона. Броня бортов и кормы корпуса довольно слабые и туда танк может быть поражен даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести машины сказывается и то, что у Pz.Kpfw. II Ausf. C всего три члена экипажа и выведение из строя хотя бы одного из них значительно увеличивает время перезарядки орудия. Стоит отметить низкий силуэт танка, что не раз пригодится игроку при маскировке на местности в РБ и СБ .

Подвижность

Одним из главных достоинств Pz.Kpfw. II Ausf. C является его скорость и подвижность. По максимальной скорости, на своём боевом рейтинге, танк уступает, разве что, советским легким танкам БТ, поэтому он вполне может одним из первых занимать выгодные позиции или захватывать точки. Манёвренность машины просто отличная, он легко и быстро может развернуться или совершить манёвр как на ходу, так и с места. Радует и задняя скорость - всегда можно вовремя откатиться назад или за укрытие для перезарядки и починки, если, конечно, укрытие не слишком далеко. Минусом является отсутствие электроприводов поворота башни, она вращается довольно медленно, поэтому, при внезапных фланговых атаках или появления противников с тыла, придется доворачивать корпусом, так как пока башня развернётся сама в нужном направлении, Pz. II может быть уже уничтожен. Недостатком танка является раскачка при резких манёврах и остановках на большой скорости. Что касается проходимости машины на пересеченной местности, то там Pz.Kpfw. II Ausf. C показывает себя с очень хорошей стороны - легко преодолевает склоны, холмы и мелкие водные препятствия, но значительно теряет скорость при преодолении таких препятствий как заборы, деревья и прочие предметы которые разрушаются при их таране или наезде на них.

Вооружение

Основное орудие

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. II Ausf. C

Pz.Kpfw. II Ausf. C вооружен 20-мм орудием KwK 30 с боезапасом 150 снарядов и оснащенная плечевым упором (одноплоскостным вертикальным стабилизатором). 20-мм автоматическая пушка способна эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Особенностью орудия является то, что оно заряжается не по одному снаряду, а обоймой по десять снарядов, что обеспечивает высокую скорострельность и ведение непрерывного огня, однако обойма перезаряжается немного дольше чем у пушки заряжающиеся по одному снаряду. Из-за короткого ствола орудия и снижения бронепробития снарядов на дальних дистанциях, пушка плохо подходит для ведения огня на большие расстояния.

Для танка доступно три типа снарядов:

  • Стандарт - в комплект обоймы входят снаряды: бронебойный зажигательный трассирующий снаряд (БЗТ) и осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд (ОФЗТ). Стандартные обоймы снарядов для данного танка. Имеют наименьшую эффективность в бою, т.к. каждый второй снаряд ОФЗТ не будет пробивать бронированные цели, соответственно, каждый второй выстрел не будет наносить технике противников абсолютно никаких повреждений.
  • PzGr - бронебойный зажигательный трассирующий снаряд. Может эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется для использования на средних и дальних дистанциях.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов. Может эффективно бороться не только с противниками своего боевого рейтинга, но и поражать некоторых противников, на ранг выше своего, в борт и корму. Рекомендуется для ближнего боя, а также для нанесения точечных ударов по хорошо бронированным противникам.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. II Ausf. C имеет на вооружении 7,92-мм пулемёт MG34 с боезапасом 1800 патронов, спаренный в башне с основным орудием. Пулемет способен бороться только с ЗСУ на базе грузовиков, против других противников он бесполезен.

Применение в бою

По своему игровому применению Pz.Kpfw. II Ausf. C практически универсален. На нём можно смело идти в атаку, главное не в авангарде команды. Учитывая его слабую бронезащиту, а также количество экипажа, идя в авангарде атак можно очень быстро потерять машину. Но танк может очень эффективно помогать основным атакующим силам двигаясь сразу за ними и поддерживая сокомандников огнем или прикрывая их от внезапных фланговых атак. Благодаря своей скорости, Pz.Kpfw. II, может одним из первых приехать на точку захвата и удерживать её до подхода основных сил или, прямо во время боя, быстро перемещаться по карте захватывая точки, которые противник оставил без обороны. Если противники выкатываются на игрока по одному или если их несколько, но они имеют слабую броню, то Pz. II может эффективно оборонять точки захвата или важные стратегические позиции. Но где он показывает себя с самой лучшей стороны, так это в ударах из засад и укрытий. Для реализации такой тактики наиболее подойдут городские карты или карты с горным ландшафтом или большим количеством камней и укрытий. Необходимо найти хорошее укрытие или позицию, где будут хорошо просматриваться подъезды к точке захвата со стороны противника или места по которым противник вероятнее всего будет передвигаться. Необходимо воспользоваться внезапностью атаки чтобы уничтожить противника раньше, чем он заметит игрока. Если противник заметил позицию занятую игроком или создалась угроза захода в тыл или фланг, лучше воспользоваться скоростью танка и переместиться на новую позицию или, если это необходимо, отойти в тыл. Единственная роль на которую Pz.Kpfw. II Ausf. C никак не годится - это роль снайпера, из-за малого калибра орудия, а также из-за того что снаряды на дальних дистанциях теряют свою пробивающую способность, танк мало годится для ведения снайперской стрельбы по танкам противника на дальних дистанциях.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличные скорость и манёвренность
  • Скорострельное орудие
  • Наличие подкалиберных снарядов
  • Хорошая лобовая броня
  • Хорошая скорость заднего хода
  • Одноплоскостной стабилизатор

Недостатки:

  • Раскачка танка при резкой остановке
  • Медленное вращение башни
  • Три члена экипажа

Историческая справка

Pz.Kpfw. II Ausf. C

После расторжения Германией военных статей Версальского договора в 1935 году, ограничивающих число немецкой армии и запрещавшую ей иметь свои бронетанковые войска, в Третьем Рейхе активно начались разработки танков своего производства. Но правительство вскоре поняло, что разработка танков отвечающим современным требованиям займет значительное время, поэтому шестой департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал задание на разработку варианта десятитонного танка, вооруженного 20-мм пушкой, одним пулеметом и более мощным бронированием, чем у Pz.Kpfw.I, который стал бы промежуточным вариантом пока не будут разработаны средние танки, более подходящие для будущих кампаний, а также для подготовки будущих экипажей немецких танков. Задание Министерства было поручено трём фирмам: Krupp, Henschel и MAN. После проведения испытаний, летом 1935 года, выбор пал на проект фирмы MAN, главным образом из-за перспективного шасси, которое было установлено на их прототипе танка. Компоновка предоставленного варианта, в будущем стала классической - моторное отделение было расположено сзади, с трансмиссией расположенной спереди танка, боевое отделение находилось посередине корпуса, отделение механика-водителя в передней части.

Pz.Kpfw. II где-то на Восточном фронте

Танк был принят на вооружение под наименованием LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper" - сельскохозяйственный тягач) и, после некоторых доработок, его серийное производство началось в 1937 году под индексом Pz.Kpfw. II. К моменту нападения Германией на Польшу, оказалось что средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV в рядах Panzerwaffe катастрофически не хватает, поэтому было принято решение использовать танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, которые раньше использовались только в учебных целях, в боевых действиях. На удивление командования Вермахта, Pz.Kpfw.II очень положительно зарекомендовали себя в бою, хотя, в Польской кампании, они исполняли скорее роль танков поддержки пехоты, т.к. в Польской армии своей бронетехники было крайне мало. Далее танк применялся во Французской кампании, где составлял 70% всего танкового парка Вермахта. И в этой кампании танк зарекомендовал себя очень эффективной боевой машиной, благодаря своей скорости, манёвренности и неплохой бронезащите, танк легко мог делать фланговые обходы противника и очень быстрые перемещения как по дорогам, так и по пересечённой местности, нередко машина использовалась для разведки. Во Французской кампании Pz.Kpfw. II применялся не только как танк поддержки пехоты, но и вступал в бой против французской бронетехники, однако, командование Вермахта, осознало что для лобовых столкновений с хорошо бронированными танками противника и противотанковой артиллерией, бронирования Pz.Kpfw.II уже явно недостаточно. Последней кампанией, в которой Pz.Kpfw.II показал свою эффективность, была Балканская кампания и начальный этап Северо-Африканской кампании. С вторжением Третьего Рейха на территорию Советского Союза в 1941 году, Вермахт осознал что что Pz.Kpfw.II уже явно уступает не только бронированием, но огневой мощью даже легким советским танкам, особенно это стало очевидным с приходом зимы 1941-1942 года, когда танк приносил танкистам больше проблем чем пользы, поэтому, в 1942 году, от дальнейшего производства было решено отказаться.

Всего с 1937 по 1942 год было выпущено более 1800 танков Pz.Kpfw.II всех модификаций, всего было пять серийных модификаций A-F. Машина эффективно себя показывала во всех начальных кампаниях Вермахта, вплоть до лета 1941, когда стало ясно что Pz.II уже устарел и не соответствует показателям бронирования и огневой мощи. Но, несмотря на прекращение выпуска этого танка в 1942 году, его шасси широко использовалось для производства САУ , а также артиллерийских тягачей и прочих модификаций, а поступавшие на ремонт с полей сражений поврежденные танки переоборудовались в огнемётные машины или подвергались вышеперечисленным модификациям. Известны случаи, когда Pz.II со снятой башней использовался в качестве бронемашины командира танкового подразделения. Некоторые машины были отозваны в 1941-1942 годах в Германию и использовались там в качестве учебных танков для подготовки экипажей.

Медиа

    Pz.Kpfw. II (справа) преодолевает препятствие

    Pz.Kpfw. II Ausf. C форсирует неглубокую реку

    Pz.Kpfw.I(слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают водную преграду

    Pz.Kpfw. II Ausf. C в одном из музеев бронетехники

    Колонна немецкой бронетехники, среди которой Pz.Kpfw. II Ausf. C (на переднем плане) в одной из деревень СССР

На открытой площадке Ленино-Снегиревского военно-исторического музея недавно отреставрировали старый немецкий танк

У танка работали люди из "Мастерской Лейбштандарт" (как было написано на микроавтобусе) - подтягивали гусеницы. Сам терпеть не могу, когда кто-то наблюдает за моей работой потому и не стал уж очень назойливо мельтешить у них перед носом.

Легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II

В 1934 году германским военным командованием было принято решение быстро разработать промежуточную модель легкого танка, чтобы временно, до поступления на вооружение проектируемых танков Т-3 / Pz.III и Т-4 / Pz.IV, наполнить войска бронетехникой. Так появился легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II, который первоначально в цепях соблюдения секретности именовали трактор 100 или LaS 100. Контракт на разработку получили фирмы "Хеншель", "Крупп" и MAN. После сравнительных испытаний представленных образцов наиболее перспективным показалась модель фирмы MAN, которой поручили усовершенствовать шасси. Остальную часть работ поручили компании "Даймлер-бенц", а также MIAG, "Вегманн" и "Фамо".

Легкие танки Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II были главной ударной силой немецких танковых дивизий в ходе вторжения во Францию. В операции участвовали более 1000 таких танков, причем в основном они находились в передовых частях. В 1941 году танки Т-2 / Pz.II участвовали в нападении на СССР, хотя на Восточном фронте быстро выяснилось, что их огневая мощь и броневая защита недостаточны. Танк Т-2 / Pz.II создавался в первую очередь как учебно-боевая машина. Первые серийные танки Т-2А / Pz.II Ausf A были выпущены в 1935 году. Войсковые испытания показали недостаточную мощность двигателя в 130 л.с. ((97 кВт)). Следующая модификация танков Т-2Б / Pz.II Ausf B имела утолщенную лобовую броню и более мощный двигатель в 140 л.с. (104 кВт), а его масса достигла 8 тонн.

В 1937 году была представлена новая модель легкого танка - Т-2Ц / Pz.II Ausf C. Он имел усиленное бронирование и новую ходовую часть с пятью опорными катками, которая стала стандартной для всех последующих модификаций. В 1938 году были созданы модификации легких танков Т-2Д / Pz.II Ausf D и Т-2Е / Pz.II Ausf E с применением торсионной подвески. Это позволило увеличить максимальную скорость движения по дорогам с твердым покрытием, но немного ухудшить показания проходимости по пересеченной местности.

Последней модификацией в серии легких танков T-II стала модель Т-2Ф / Pz.II Ausf F, выпускаемой в 1941-1942 годах. Толщина лобовой брони этих машин составляла 35 мм, бортовой - 20 мм. Масса танка возросла до 10 тонн. Специалисты считали, что в этой машине достигнуто удачное соотношение скорости движения и броневой защиты.

Корпус и башня легкого танка Т-2Ф / Pz.II Ausf F сварные. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса, места двух других члена экипажа - в башне кругового вращения, вооруженной 20-мм пушкой с боекомплектом в 180 выстрелов и справа от нее - 7,92-мм пулеметом с боекомплектом 1425 патронов.

На базе легкого танка Т-2 / Pz.II была разработана разведывательная машина, однако ее изготовление осуществлялось весьма незначительными партиями.

В начале 1940-х годов в Германии была создана модель плавающего легкого танка. Двигатель через специальный привод вращал закрепленный на валу гребной винт, обеспечивавший движение машины на плаву со скоростью до 10 км/час. Позднее появилась модель с двумя винтами. Около 100 таких машин поступили на вооружение к 1942 году под обозначением плавающий танк Т-2 / Pz.II.

Позже эти машины были сняты с вооружения боевых частей, и переоборудованы в истребители танков, с эффективными противотанковыми 76,2-мм пушками, захваченными в боях у советских войск. Такие машины получили обозначение Мардер, вскоре их сменили Мардер II с 75-мм немецкими противотанковыми пушками. Всего было переоборудовано примерно 1200 танков. На заводах оккупированной Польши до 1944 года выпускались самоходные артиллерийские установки, которые представляли собой 150-мм гаубицы, установленные на шасси легкого танка Т-2 / Pz.II.


Нет, не пугайтесь, это не у меня крыша поехала, это нормальная американская практика, когда именование техники происходило независимо по разным ведомствам и родам войск. Так вот, речь идет не о легком пехотном танке Т2 , а о "кавалерийской " машине с таким же названием.



Построена она была в 1928 году и предназначалась для усиления и сопровождения кавалерийских частей. Непременным требованием были пушечное вооружение и скорость достаточная для того, чтобы кавалерия не особо ускакивала от танков. Автор машины, инженер Канингхэм (фирма "James Cunningham & Sons Company "), не стал изобретать велосипед и на базе серии своих легких экспериментальных танков Т1 (те еще шуши, надо сказать) построил слегка увеличенный вариант под названием Т2 . Машина имела классическую канингхэмовскую компоновку, с передним расположением МТО и задними ведущими колесами. Фактически, по компоновке, это была кабина грузовика, взятая в броню и увенчаная башней.



Поскольку машина должна была быть шустрой, то при собственной массе около 13,6 тонн она оснащалась двигателем V12 Liberty , мощностью в 312 л.с., что позволяло ей разгоняться до 27 миль в час (43,5км/ч), практически в 2-3 раза быстрее, чем типичные танки того периода. С таким двигателем машина на полигоне выглядела весьма грозно, стремительно одолевая препятствия . Правда, при таких скоростях и четырехступенчатой КПП - двигатель уходил вразнос, поэтому в конструкцию пришлось ввести ограничитель оборотов, который притормозил машину до всё равно очень приличных на тот момент 20 миль в час (32км/ч).

Вообще же в 1933 году один из экспериментальных танков Канингхэма на изобретенных им (?) гусеницах с резинометаллическими шарнирами (?) разогнался аж до 50 миль (80км) в час. И без никаких колесно-гусеничных извращений.



Вооружение машины сформировалось не сразу. Нет, то, что д.б. пушка, - не обсуждалась, но все остальное.. Исходный вариант машины вооружался аж двумя пушками, калибром 37мм в корпусе и 47мм в башне, но вот пулемета у него не было.


В процессе доработок бывало всякое, - наводчик пушки в корпусе сильно мешал сидящим в башне, здоровенный казенник заталкивал его, буквально, им под ноги, да и обслуживать пушку в одни руки было неудобно, пока заряжаешь - уже потерял цель, поэтому 37мм пушка мигрировала в башню, а ее место (не сразу) занял пулемет. Затем, помимо пулемета в корпусе, - появился второй пулемет, спаренный с пушкой, причем еще и крупнокалиберный (классика, М2) а сама пушка в башне снова выросла калибром с 37мм до 47мм. При этом необходимо заметить, что БК крупнокалиберного пулемета составлял (если Хейгль не ошибается) аж 2000 патронов. Весьма, кстати, неплохо для 1928-31 годов в итоге, я затрудняюсь с лету назвать более мощный и быстрый танк.

Бронирование было дифференцированным, от 22,23мм (7/8 дюйма) впереди и в башне, до 3,35мм (1/4 дюйма) на горизонтальных поверхностях.

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»