Концепции и прогнозы элвина тоффлера. Элвин Тоффлер

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Будучи одним из ведущих мировых авторитетов в области изменений, Элвин Тоффлер старательно избегал в своих печатных трудах таких слов, как «тенденция» или «предсказание», и настаивает, что никто в мире не способен даже относительно точно сказать, что ждет нас в будущем.

Его же особый дар заключается в способности понять последствия уже произошедших и сейчас происходящих изменений. Это достигается благодаря всестороннему знанию наук, технологий и искусства, а также благодаря способности определить, что может случиться, когда сложные технологические и социальные изменения начнут сказываться на укоренившихся установках и кровных интересах людей.

Биография. Элвин Тоффлер родился в 1928 году. Он много путешествовал по свету, но учился и набирался рабочего опыта только в США. Был приглашенным профессором Корнельского университета и членом Новой школы социальных исследований, работал корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

Элвин Тоффлер был почетным доктором литературы, права, естественных наук и менеджмента, членом Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки. Он и его супруга были заслуженными адъюнкт-профессорами Университета национальной обороны в Вашингтоне.

Жена Хейди принимала в жизни Элвина Тоффлера самое активное участие и помогала ему во всем, о чем ученый не уставал повсюду заявлять. Это долгосрочное партнерство: они оба изучали английский язык и литературу в Нью-Йоркском университете, затем вместе вступили в безрассудный богемный мир послевоенного нью-йоркского района Гринвич-виллидж. В те далекие времена они оба увлекались поэзией и мечтали стать писателями.

И хотя Элвин Тоффлер никогда не имел особой склонности к точным наукам, еще в ранней молодости понял, какую важную роль наука и техника играют в современном мире и прошел курс по истории технологий.

В течение нескольких лет Тоффлеры работали журналистами; они писали статьи для самых разных изданий, начиная с Fortune и заканчивая Playboy; их репортажи печатались в экономической, научной и политической периодике того времени.

В 1960 году они получили от IBM предложение написать книгу о влиянии компьютера на общество, и в частности на организацию. Это обеспечило чете прекрасную возможность из первых уст узнать о высоких технологиях, и этот опыт со временем перерос во всепоглощающий интерес к теме изменений - теме, которая впоследствии прославила Тоффлеров во всем мире.

Книгу «Шок будущего», первую из знаменитой трилогии Тоффлера, посвященной изменениям, Элвин начал писать вскоре после завершения исследования для IBM.

Элвин Тоффлер — один из самых известных футурологов

Основные идеи. Элвин Тоффлер написал и опубликовал несколько книг и бесчисленное множество статей. Его философия и большинство ключевых идей относительно изменений излагаются в трех бестселлерах: «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990).

Каждое из этих изданий представляет собой отдельное, посвященное определенной теме исследование, но вместе они составляют трилогию, которая объединяет идеи Элвина Тоффлера, касающиеся изменений, и представляет собой не­прерывный диалог с читателем.

Элвин Тоффлер утверждает, что два первых тома - предисловие к третьему, «Метаморфозы власти»: «…центральной темой трилогии являются изменения - что происходит с людьми, когда все общество вдруг резко трансформируется в нечто совершенно новое для них и неожиданное. В «Шоке будущего» рассматривается процесс перемен как таковой - то, как изменения влияют на людей и организации. В «Третьей волне» речь идет о направлении изменений - куда ведут нас перемены, свидетелями которых мы сегодня являемся. Наконец, «Метаморфозы власти» посвящены теме контроля над будущими изменениями - кто будет определять их и каким образом».

Несмотря на тщательный, подробнейший анализ изменений, различных проблем и задач, обычно им сопутствующих, трилогия Тоффлера представляет собой произведение, полное оптимизма и надежд.

В ней весьма убедительно доказывается, что стремительные перемены, происходящие вокруг нас, вовсе не так хаотичны и произвольны, как кажется на первый взгляд; что в этих событиях можно различить довольно четкие закономерности и выявить стоящие за ними силы.

Научившись понимать и различать их, мы научимся справляться с проблемами, связанными с изменениями, на «стратегическом» уровне, а следовательно, избегать неприятных последствий тех или иных событий.

Трилогия: «Шок будущего». Предложенный Элвином Тоффлером термин «шок будущего» настолько точно описывает влияние слишком частых и быстрых перемен на человека, что он быстро и прочно вошел в словарный запас многих языков мира.

Сегодня термин широко используют для определения чувства дезориентации, растерянности и ухудшения способности принимать решения, возникающих, когда индивиды, группы и общества в целом сталкиваются с резкими и продолжительными переменами.

В предисловии к «Метаморфозам власти» Элвин Тоффлер рассуждает о том, что «…ускорение хода истории само по себе имеет последствия, независимо от направления преобразований. Просто ускорение темпа событий и времени реакции на них вызывают определенные последствия, независимо от того, как воспринимаются изменения - плохо или хорошо».

Книга «Шок будущего» была написана свыше 30 лет назад; это истинный плод дара предвидения ее автора. Сегодня мы являемся свидетелями того, что он действительно сумел предсказать очень многое: распад «семьи» стран - владельцев ядерного оружия, революцию в генетике, возврат к повышенному вниманию к образованию, рост роли знаний в современном обществе и многое-многое другое.

«Третья волна». В этой книге описывается, наверное, самая элегантная теория Элвина Тоффлера, согласно которой к двум великим и всеми признанным всплескам в истории развития человеческой цивилизации добавляется еще одна, третья.

Первая волна поднялась в связи с появлением сельского хозяйства и революционным переходом человечества со стадии собирательства и охоты на стадию оседлого фермерства. Она стала результатом постоянной борьбы людей за выживание, поскольку это обеспечивало их стабильностью и защитой, необходимыми для развития искусств и технологий, которые и послужили впоследствии основой для развития цивилизации в том виде, в каком мы видим и знаем ее теперь.

Второй волной стала промышленная революция - резкий скачок общества вперед во всем, что касается методов производства и организации труда, со временем приведший к развитию индустриализации. Добыча и использование сырья, массовое производство и все более активное применение сложных технологий существенно повысили уровень благосостояния и комфорта народов тех стран, которые сумели тогда понять важность и серьезность такого рода изменений.

Третья волна, по Элвину Тоффлеру, — это постиндустриальная, базирующаяся на информации революция, которая началась в 1950-е годы с ряда крупных изменений как в технологиях, так и в обществе.

В книге «Третья волна» Тоффлер с удивительной прозорливостью предсказывает как мощное влияние информационных технологий и биотехнологий на дальнейшее экономическое развитие общества, так и грядущие изменения в производственных методиках, маркетинге и рабочих шаблонах, свидетелями которых мы сегодня являемся.

Особенно ярко его дар предвидения проявился в том, как точно он спрогнозировал зарождение и развитие нишевого маркетинга и усиление власти потребителей. Он даже ввел термин «просьюмер» (prosumer = producer + consumer) - тот, кто потребляет блага, произведенные им самим.

В предисловии к этой книге Элвин Тоффлер вспоминает о хаотичных, на первый взгляд, переменах 1960-х годов, которые привели к появлению культуры « …воюющих друг с другом узких специалистов, погруженных в пучину фрагментарных данных и тщательного, ничего не упускающего анализа» и климата, в котором «…синтез не просто полезен - на самом деле ему принадлежит решающая роль».

«Третья волна» посвящена именно этой теме - потребности в синтезе. По словам автора, книга сама по себе является «произ­ ведением широкомасштабного синтеза. Она описывает старую цивилизацию, в которой выросли многие из нас, и дает точную и всеобъемлющую картину новой, рождающейся цивилизации. И эта новая цивилизация столь глубоко революционна, что бросает вызов всем нашим старым исходным установкам».

Далее автор пишет: «Мир, с огромной скоростью возникающий в результате столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий. Мы не можем втиснуть этот зарождающийся, еще пребывающий в эмбриональном состоянии завтрашний мир в принятые вчера категории. Ортодоксальные социальные установки или настроения для этого нового мира тоже не подходят».

«Метаморфозы власти». В последней книге трилогии Тоффлер выводит свой анализ на принципиально новый уровень - уровень исследования того, как на индивидов, организации и целые народы повлияют неизбежные изменения в восприятии и способах использования власти. Он пишет о «новой системе власти, которая приходит на смену существовавшей в нашем индустриальном прошлом».

Термин «метаморфозы власти», вынесенный в название книги, описывает нечто совершенно отличное от того, что означает привычное нам словосочетание «смещение власти». Элвин Тоффлер пишет, что если смещение власти подразумевает ее перенос, передачу в другие руки, то «метаморфозы власти» - это глубокие изменения в самой ее природе. Речь идет не только о ее передаче, но и о трансформации.

В книге «Метаморфозы власти» нам напоминают о трех базовых источниках власти: насилии, богатстве и знаниях. Все компании работают, как это называет Тоффлер, в «поле власти», где три упомянутые инструмента власти находятся в постоянном действии.

И, как это убедительно описано во всей трилогии Элвина Тоффлера, повышение важности знаний в числе прочего привело к резкому изменению баланса этих трех сил. Автор «Метаморфоз власти» вовсе не предлагает нам быстрого решения проблем, связанных с произошедшими в мире и обществе изменениями.

Тоффлер пишет, что, по мере того как индивиды, организации и национальные экономики будут все дальше отходить от традиционных источников власти и становиться все более зависимыми от знаний, ситуация только усугубится. По его мнению, эти проблемы не будут решены даже тогда, когда конфликты власти удастся урегулировать.

Более того, он предвидит впереди большие трудности, обусловленные все более заметным расслоением мира на «быстрые» и «медленные» экономики.

Еще одна интересная идея, излагаемая в первых двух книгах трилогии, но наиболее полно раскрытая в «Метаморфозах власти», - это явление, которое Тоффлер назвал «демассификацией». В нем автор видит конец тенденции «массовых» решений, господствовавшей в конце XX века.

Он пишет о том, что массовый маркетинг уступает место «нишевему» и микромаркетингу; что на смену массовому производству при­ ходит индивидуализированный выпуск продуктов; что крупные корпорации дробятся на небольшие автономные подразделения.

По мнению Элвина Тоффлера, даже политика и концепция государственности окажутся под влиянием «демассификации» - влиянием, обусловленным повышением уровня осведомленности хорошо информированных индивидов и приведенным в действие неуклонным развитием информационных технологий.

Идеи Элвина Тоффлера: современный взгляд. Какой бы убедительной, интересной и влиятельной ни была трилогия Тоффлера, не стоит забывать, что даже последняя из трех входящих в нее книг была написана в 1990 году.

Не следует считать также, что деятельность этого исследователя-футуролога и автора началась с этого замечательного произведения или на нем закончилась. Была еще, например, опубликованная в 1985 году книга «Адаптивная корпорация» («Adaptive Corporation»), которая базировалась на данных, собранных Тоффлером в 1969 и 1970 годах, когда он работал консультантом в AT&T.

Руководство компании ее проигнорировало, но со временем, когда настала пора громких разоблачений Bell, значение этого произведения резко возросло. В нем на примере AT&T обсуждаются вопросы организационных изменений и адаптации.

После публикации трилогии Элвин Тоффлер написал ряд других книг и статей, а после выхода в свет «Метаморфоз власти» на официальном уровне была признана роль супруги Тоффлера Хейди. Хотя многие обозреватели считают вклад четы Тоффлеров в мировую политику несущественным, эти авторы, глубоко уважаемые политическими лидерами многих стран, сыграли важную роль в улучшении взаимоотношений между Востоком и Западом.

Одним из их почитателей является Михаил Горбачев, с которым супруги неоднократно встречались и на которого их идеи оказали большое влияние.

До трагических событий на площади Тяньаньмэнь Тоффлеры много раз побывали в Китае; они встречались с лидерами этой страны и позитивно повлияли на ее политику. Сегодня их книги в Китае запрещены, хотя, конечно, как всем известно, запрещенная литература зачастую оказывает на людей намного большее воздействие, нежели разрешенная.

Из крупных публикаций Тоффлеров, увидевших свет в последние десять лет, наиболее значимой считается книга «Война и антивойна». В ней говорится о войне и вооружении, высказывается мысль, что изменения в правилах ведения бизнеса сопровождаются серьезными переменами и в подходе людей к ведению войн.

Авторы пишут, что во многом эти изменения, как и в торговле и производстве, вызваны стремительным прогрессом информационных технологий. И, следует отметить, их теории уже получили подтверждение во время военных действий США в Персидском заливе.

Однако самый точный и, к сожалению, правильный на сегодняшний день прогноз Элвин Тоффлер сделал в своем интервью журналу New Science, когда высказался о неспособности вооруженных сил в привычном нам виде обеспечить достаточный контроль над действиями террористов.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он процитировал тогда слова одного бывшего высокого чина из американской военной разведки, который сказал, что будь у него в распоряжении 20 человек и миллион долларов, он мог бы потрясти всю Америку. Всего через семь лет события 11 сентября 2001 года стали страшным подтверждением истинности этих слов.

Стремлением выразить сущность нового "информационного" века объясняется появление множества его определений. Дж.Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р.Дарендорф - о посткапита­листическом, А.Этциони - о постмодернистском, К.Боулдинг - о постцивилизованном, Г.Кан - о постэкономическом, С.Алстром - о постпротестантском, Р.Сейденберг - о постисторическом. Р.Барнет вносит в этот калейдоскоп прагматическую ноту, предлагая термин "постнефтяное общество". Большинство перечисленных определений восходит к понятию "постиндустриальное общество", популяризованному гарвардским социологом Д.Беллом, тем не менее в каждом присутствует представление об эволюции и все большем усложнении информационной и коммуникационной сре­ды.

В основании прогрессивной технологии, отмечают футурологи, лежит знание, прежде всего научное. Богатство создается людьми. Человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Квалификация, компетентность и специальное знание базируются на образовании. В широком смысле образование есть накопление индивидом информации и практического опыта. В ин­формационной экономике хозяйственная деятельность - это глав­ным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь - наличное знание 2 .

Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в нацио­нальном продукте уступает первое место сфере услуг, а сфера услуг представляет собой преимущественно обработку информации. Современные высокоприбыльные отрасли: фармацевтика, специали­зированная электроника, телекоммуникации, компьютерная техника, добыча полезных ископаемых с использованием новейших технологий, нефтехимия - расширяются даже в периоды эконо­мических застоев. Сдвиг к сервисному сектору в постиндустриаль­ной экономике вывел на первое место услуги, связанные со знани­ем, - деловые и профессиональные. Теоретически важно отличать этот постиндустриальный сервисный сектор от доиндустриального, состоявшего в основном из домашней прислуги и некоторых категорий мелких торговцев.

Постиндустриальная экономика зиждется на кредите. Сделки сейчас завершаются не столько переходом из одних рук в другие золота или денег, сколько переводом с одного счета на другой кре­дитной информации. Использование "пластиковых денег" (кредит­ных карточек), электронных денег, двусторонней телевизионной связи при осуществлении банковских операций достигает громад­ных масштабов. Все эти новые платежные средства являются разви­тием идеи денежных чеков, которые есть не что иное, как бумага с информацией, необходимой для перевода кредитов с одного счета на другой.

Основное достижение в наши дни - информация, которая со­здает богатство прежде всего тогда, когда ее продают непосредственно. Продажа информации чаще всего выливается в продажу патента, авторского права или лицензии. Сегодня иметь хороший патент выгоднее, чем целую фабрику. Поэтому для постиндустри­альной экономики наиболее важная категория информационных работников - это менеджеры, эксперты по вопросам организации. Они создают новое богатство путем приложения информации к существующим организационным и производственным системам, тем самым сокращая стоимость производства или создавая новые продукты и услуги.

Промышленные отрасли, информационная база которых нахо­дится на переднем крае современного знания, технологически опе­режают другие отрасли, получая прибыли даже в периоды конъюн­ктурного застоя. Богатство создается тогда, когда в результате при­менения информации нересурсы превращаются в ресурсы: пусты­ня-в плодородный оазис, моря и океаны - в поставщиков оп­ресненной воды и т.д. Постиндустриальная экономика создает ин­формационное изобилие, которое помогает воплотить в жизнь са­мые смелые технологические проекты 3 .

Среди представителей современной западной футурологии за­метной фигурой является знаменитый американский ученый Элвин Тоффлер (р. 1928) - экономист, социолог, философ, журналист, один из издателей журнала "Fortune ". С 1965 г. Тоффлер ведет науч­ную работу в области социального прогнозирования и преподает так называемую социологию будущего (в Корнеллском универси­тете, Новой школе социальных исследований в г. Итака, штат Нью-Йорк, и др.). Кроме того, он является консультантом института по изучению будущего "Интернэшнл бизнес мэшинз" (ИБМ).

Тоффлер - сторонник концепции постиндустриального общества. Он разделяет утопические представления о возможности создания справедливого общества посредством радикальных демократичес­ких реформ капитализма.

В своих работах "Столкновение с будущим" ("Future Shock ", 1970), "Доклад об экоспазме" ("The Eco -Spasme Report ", 1975), "Третья волна" ("The Third Wave ", 1980) и др. Тоффлер выступил против пессимистической технократической концепции Ж.Элмоля (Франция) и Л.Мэмфорда (Великобритания), предрекающей по­рабощение человека техникой, неизбежность мира тотальной ра­циональности, а также против оптимистической концепции соци­альной технологии О.Хелмера и О.Вейнверга (США), предлагаю­щей "обходные пути" решения узловых противоречий капитализма без глубоких социальных преобразований. По мнению Тоффлера, в 60-70-е годы человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Ученый приходит к выводу о неспособности государственно-экономичес­кого капитализма справиться с порожденными НТР экономичес­кими противоречиями и социальными конфликтами, принимаю­щими форму глобальных конвульсий. Для обозначения комплекса кризисных процессов, охвативших капиталистическую экономику, Тоффлер пользуется термином "экоспазм ".

В отличие отлеворадикальных критиков капитализма, например Ч.Рейга (США), который подчеркивает антагонизм между возрас­тающим стремлением людей, особенно молодежи, творчески по­дойти к труду и рутинным характером основной массы работ, Тоф­флер концентрирует свое внимание на противоречии между нарас­тающей сложностью производства и общественной жизни, с од­ной стороны, и отстающим развитием творческих сил значитель­ной части людей - с другой, при этом отрицает возможность авто­матического краха капитализма. Он утверждает, что система при­нятия решений, касающихся развития капиталистической эконо­мики, уже не соответствует уровню ее развития, что в условиях научно-технического прогресса наиболее адекватными методами экономического регулирования являются комплексное планирова­ние и контроль государства за реализацией разрабатываемых пла­нов. Тоффлер призывает к использованию методов планирования в общенациональном масштабе и разработке планов развития отдель­ных регионов и отраслей промышленности. Однако его предложе­ния сводятся фактически лишь к усовершенствованию способов контроля крупных корпорации над экономическим развитием от­дельных районов и государства в целом. Тоффлер рассматривает транснациональные корпорации как инструмент "рестабилизации глобальной экономики", он трезво оценивает негативные стороны технократии.

В концепциях демократического обсуждения проблем будущего и сфер индустриального футуризма Тоффлер проводит идеи расшире­ния "демократического участия масс" в принятии кардинальных решений, в организации некоего "транснационального политичес­кого движения", которое объединяло бы в своих рядах классово разнородные силы из различных стран: рабочих, потребителей, представителей мелкого бизнеса, менеджеров корпораций, эколо­гов, политических деятелей и др. Подобная ассоциация, по его убеж­дению, может осуществлять контроль над транснациональными системами. Тоффлер выдвигает утопическую идею формирования "методологии, которая объединяла бы людей, принадлежащих к различным социальным системам, в борьбе против разрушитель­ных сил природы, голода, невежества, болезней как главных вра­гов человечества" 4 .

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля­ется рывками, точнее сказать, волнами. Почему в так называемый век информации, спрашивает он, мы вступаем именно сегодня, а не сто лет назад? Отчего этот процесс не мог "опоздать" еще на столетие? Большинство западных исследователей, отвечая на эти вопросы, ссылаются в основном на внешние факторы: стремитель­ное нарастание изменений в научно-технической, экологической, экономической областях, отчетливое обозначение тенденции к многообразию в экономике и всей социальной жизни. Тоффлер от­мечает, что примерно с середины 50-х годов промышленное про­изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни­ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа­ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп­равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики.

Не подлежит сомнению тот факт, что разнообразие, на которое ссылается Тоффлер, действительно расшатывает традиционные структуры индустриального века. Капиталистическое общество преж­де всего основывалось на массовом производстве, массовом рас­пределении, культурных стандартах. Во всех промышленно разви­тых странах до недавнего времени ценилось то, что можно назвать унификацией, единообразием: тиражированный продукт стоит де­шевле. Индустриальные структуры, учитывая это, стремились к "массовизации" производства и распределения. Однако тенденция к унификации, считает Тоффлер, породила контртенденцию. Се­годня, пишет ученый, появился запрос на новую технологию, ве­дущую к непрерывному обновлению социальных отношений и к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер приходит к выводу о неспособности государственно-монополистического ка­питализма справиться с порожденными НТР экономическими про­тиворечиями и социальными конфликтами 5 , принимающими фор­му глобальных конвульсий. "Информационный взрыв", с его точки зрения, - это порождение отживших структур. Однако почему пре­жние социальные структуры стали разрушаться? Откуда взялись новые запросы и потребности? Что вызывает грандиозные техно­логические сдвиги? Тоффлер не отвечает на эти вопросы, но под­черкивает огромную роль техники в истории человечества.

Американский исследователь стремится обрисовать будущее об­щества как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой тех­нологической базе. Рассматривая историю как непрерывное волно­вое движение, он анализирует особенности грядущего мира, эко­номической основой которого станут, по его мнению, электрони­ка и ЭВМ, космическое производство, использование глубин оке­ана и биоиндустрия. Это - "третья волна" в развитии общества, которая завершает аграрную ("первая волна") и промышленную ("вторая волна") революцию.

Следует упомянуть проекты Тоффлера относительно самообнов­ления капитализма через фундаментальные трансформации обще­ственной системы. К числу подобных проектов относится идея возвы­шения так называемого "просьюмера". Слово "просьюмер" (англ. - prosumer ) создано Тоффлером. Оно образовано от английских слов producer ("производитель") и consumer ("потребитель"). Тоффлер обозначает им производство потребительной стоимости для исполь­зования самим работником или членами его семьи, а не для обме­на, т.е. натуральную форму хозяйствования. Предсказываемому им новому "возвышению просьюмера" ученый приписывает значение фундаментальной трансформации социальной системы, "массив­ного исторического сдвига" 6 . Однако столь далеко идущие выводы все же не совсем обоснованы и вряд ли эта идея осуществима. Если каждый член общества "третьей волны" так или иначе вступает в рыночные отношения, то определенное количественное увеличе­ние "просьюмеризированных" потребительных ценностей и услуг не имеет значения для качественных характеристик общественной системы. Тоффлер предполагает определенную модернизацию со­временного капитализма при сохранении его качественно неизмен­ной сущности.

В центре внимания исследователя лежат система власти в совре­менном обществе и ее трансформация, масштабы которой позво­ляют утверждать, что человечество вступило в "эру смещения вла­сти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые" 7 . От­торжение прежних форм авторитета и власти наиболее зримо про­является на мировом уровне. После второй мировой войны на пла­нете утвердились две сверхдержавы, фактически поделив мир меж­ду собой. Каждая имела своих сторонников и союзников, строго соблюдая равновесие сил. Но сегодня этому сбалансированному про­тивостоянию пришел конец. В мировой системе возникли некие вакуумные зоны, впитывающие власть (к примеру, Восточная Евро­па), которые постараются вовлечь нации и народы в новые - или уже бывшие - союзы и противоборства. Смещение власти проис­ходит настолько интенсивно, что мировые лидеры скорее подчи­няются событиям, чем управляют ими.

Изменение властной структуры Тоффлер связывает с новой ро­лью знаний в обществе, которая выражается в утрате профессио­налами монополии на знания и информацию и в распространении интеллектуальных технологий "третьей волны", что, в свою оче­редь, дало жизнь новому способу собирания общественного богат­ства. Наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения бо­гатства, использующей не физическую силу человека, а его ум­ственные способности. В условиях развитой экономики труд и сред­ства создания вещей "превращаются в воздействия людей друг на друга или на информацию и обратное воздействие информации на людей" 8 .

Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет­ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се­годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы­тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.

Тоффлер выделяет семь потоков, которые питают общую безра­ботицу. Прежде всего это структурная безработица, которая возни­кает при переходе экономики от "второй волны" к "третьей волне". Она затрагивает все мировое хозяйство. Вследствие того, что неко­торые традиционные отрасли прекращают свое существование или перемещаются в другие регионы, в индустриальной сфере образу­ются пустоты и миллионы людей остаются без работы. Из-за этого сдвига усиливаются давление в международной торговле, конку­ренция, демпинг, неравномерность, на мировом рынке возникают неожиданные спады и подъемы. Это создает второй поток безрабо­тицы - безработицу, связанную с тенденциями развития междуна­родной торговли. Далее, существует технологическая безработица, возникающая в результате того, что уровень технологии повышает­ся и для функционирования промышленности требуется все мень­ше работников. Существует также безработица, обусловленная чи­сто локальными и региональными причинами - сдвигами в потре­бительских предпочтениях, слиянием торговых и промышленных фирм, экологическими проблемами и т.д., т.е. "нормальная " безра­ботица, связанная с жизнью и материальным производством, его естественной перестройкой и усовершенствованием.

В последнее время стал более высоким, чем обычно, уровень фрикционной безработицы, когда люди временно не работают в свя­зи со сменой места работы. Еще один вид безработицы полностью является результатом раздробленности информации. Вследствие все более детального разделения труда рабочие места становятся все менее взаимозаменяемыми. Достижение квалификации, соответству­ющей современным требованиям, становится все более сложным, требует соответствующей системы информации и до тех пор, пока такая система не будет создана, мы можем ожидать высокий уро­вень информационной безработицы. Наконец, существует безрабо­тица, которую Тоффлер называет ятрогенной, - ненамеренная без­работица, которая проистекает из неразумности правительствен­ной политики по увеличению занятости. Ученый полагает, что очень большая доля неструктурной безработицы имеет именно такое про­исхождение.

Можно указать и другие потоки безработицы - их много и все они перекрещиваются и перекрывают друг друга. Тоффлер называ­ет семь только для того, чтобы показать, что проблема безработи­цы - это, по сути, множество взаимопереплетенных проблем гро­мадной сложности. Так, безработица может быть результатом раз­вития технологии, но и это развитие, в свою очередь, может спо­собствовать созданию новых рабочих мест. Да и само наличие без­работицы в то же время означает занятость.

Какой же из перечисленных выше потоков безработицы счита­ется самым важным? Это безработица, которая возникает в резуль­тате распада отраслей промышленности "второй волны" и роста новых отраслей, основывающихся на новых профессиях и культур­ных установках, - структурная безработица. В прежние времена при экономических спадах или депрессиях предприятия и учреждения закрывались, а люди оставались без средств к существованию до тех пор, пока не открывались эти же самые предприятия и учреж­дения с теми же самыми рабочими местами. Сейчас закрывшиеся предприятия и учреждения нередко уже не открываются вновь, а если и открываются, то, вероятнее всего, там уже не будет тех же самых рабочих мест. Вот почему монетаристские, кейнсианские меры, предлагавшиеся Фридменом и Гэлбрейтом, оказываются неэффективными. Понятие "работа", по Тоффлеру, является ана­хронизмом, продуктом промышленной революции. Поскольку ин­дустриальная эра заканчивается, понятие работы должно со време­нем исчезнуть либо оно должно быть реалистически переинтерпре­тировано путем включения в него представления о других видах деятельности, которые являются производительными, но не опла­чиваются. Необходимо переосмысление таких терминов, как "ра­бочее место", "занятость", "безработица".

Тоффлер полагает, что мы, по-видимому, находимся на грани большой экономической катастрофы. Он говорит об этом, по край­ней мере, с 1975 г., когда опубликовал "Доклад об экоспазме". К со­жалению, эта книга и сегодня актуальна на фоне все новых сооб­щений о банкротствах мировых банков и остановках производства.

Но этот кризис, считает Тоффлер, не похож на все предыду­щие, в том числе и на Великую депрессию 1933 г. Он обусловлен совершенно другими причинами, и, если мы хотим бороться с ним, то необходимо выявить его отличительные черты. Отличительным в нынешнем кризисе является то, что это - радикальная реоргани­зация, а не крах. Это - кризис переструктурирования. Если мы не осознаем этого факта и не начнем намечать контуры будущей эко­номики, то как мы можем надеяться справиться с нашими пробле­мами? Необходимы новые идеи.

Э.Тоффлер не является в полной мере приверженцем рынка. Он действительно считает, что свободный рынок (который на деле никогда не бывает свободным) - это великолепная регулятивная система, имеющая то огромное преимущество, что она, по край­ней мере в какой-то степени, отделяет экономическую власть от власти политической. Рынок является также способом децентрали­зовать многие экономические решения. Мы можем гораздо более изобретательно, чем до сих пор, использовать рыночные механиз­мы, для того чтобы справляться с такими социальными проблема­ми, как безработица, упадок городов, загрязнение среды и т.д. Рынок, по Тоффлеру, - это не религия, а орудие, но никакое орудие не позволяет решить все задачи, стоящие перед обществом.

"Столкновение с будущим" Тоффлера, а затем и его "Третью волну" можно истолковать как попытку критического анализа ка­питалистического общества и традиций технократического соци­ально-философского мышления, которые, согласно Тоффлеру, пронизывают все сферы управления и функционирования индуст­риального общества.

В эволюции теоретико-методологических воззрений Тоффлера нашли отражение метаморфозы развиваемого на Западе социаль­ного прогнозирования, связанные с посттехнократизмом. Практи­чески всегда Тоффлер был приверженцем технологического детер­минизма. Однако в ранних своих работах он рассматривает технику как хотя и не единственный, но определяющий стимул социальных трансформаций, а в более поздних - как лишь один из целого ряда однопорядковых факторов, принципиально влияющих на истори­ческое развитие 9 .

Рассуждая о наступающей цивилизации, Тоффлер не дает ей названия, но проводит мысль о ее принципиально новом характере. Это одновременно и в высшей степени развитая цивилизация, и антииндустриальная цивилизация. Главные фазы движения циви­лизации, которые выделяет Тоффлер, он классифицирует не по господствовавшим в них способам общественного производства, а лишь по отдельным отраслям. Эти фазы существуют как бы вне взаимодействия способов производства. Таким образом, история человеческого общества предстает не как переход от одной обще­ственно-экономической формации к другой, а как переход от одно­го технологического уровня к другому. Принципиальными вехами прогресса истории общества у Тоффлера выступают не социальные революции, а научно-технические инновации и восхождение к бо­лее высокому уровню техники.

Тоффлер стоит на позициях плюрализма возможных форм буду­щей организации человеческого общества, определяемых выбором, который люди производят между многими возможностями настоя­щего. По его мнению, образ будущего и знание путей его достиже­ния формируются в результате выработки небольшой "группой об­ществоведов самой высокой квалификации" "системы строго очер­ченных ценностей", которые легли бы в основу поистине суперин­дустриального общества 10 .

В качестве могущественного инструмента формирования альтер­нативных вариантов будущего Тоффлер рассматривает утопию. В концепции "третьей волны" он использует понятие "практоко-пия". Этим понятием он обозначает картину мира, не лучшего и не худшего из тех, что можно себе представить, но зато мира, реали­зуемого и явно более привлекательного, чем тот, в котором мы жили до сих пор. Однако Тоффлер, как и другие западные футуро­логи, неправомерно абсолютизирует значение утопических пред­ставлений о будущем в общей системе научных знаний об обществе. Концепцию Тоффлера следует оценить как либерально-утопи­ческую теорию социально-критического направления.

В рамках всех существующих моделей конвергенции капитализм и социализм рассматриваются как сближающиеся в своем движе­нии по направлению к некоей гибридной системе, которая не бу­дет ни социализмом, ни капитализмом, а неким средним между ними, и притом оптимальным, строем. Тоффлер придает чертам капитализма универсальный характер и считает конвергенцию свер­шившимся фактом. Идея тотальной, свершившейся конвергенции - основа его концепции, излагаемой в работе""Третья волна". Суть идеи тотальной, "свершившейся" конвергенции в следующем. Две общественные системы - капитализм и социализм - существуют параллельно в одном историческом периоде и поставлены перед необходимостью решать аналогичные проблемы, и прежде всего такую, как защита цивилизации от ядерного разрушения.

Главным тезисом в работах всех "постиндустриальных глобалистов", к числу которых принадлежит и Тоффлер, является тезис о том, что капитализм и социализм находятся в одинаково трудном положении перед лицом глобальных проблем. У Тоффлера оказыва­ются в одном ряду проблемы, возникающие в системе "человек-природа", и проблемы, возникающие в системе "общество- при­рода": энергетические, экологические, минерально-сырьевые. Важ­нейшая из глобальных проблем - проблема войны и мира препод­носится автором как неизбежное следствие процесса развития "эры индустриализма".

Анализ объективного содержания концепции глобальных про­блем, выдвигаемой Тоффлером, позволяет сделать вывод, что его система конструктивных рекомендаций обрывается на полуслове. Эти проблемы для Тоффлера остаются болезнями цивилизации "вто­рой волны", которым он не в состоянии поставить серьезный со­циальный диагноз, а следовательно, он не в состоянии и предло­жить реалистичный эффективный путь лечения. Намечая линии трансформации некоторых социальных институтов, Тоффлер в то же время не говорит по этому поводу ничего определенного.

(1928-10-04 ) (84 года) Гражданство:

США

Род деятельности:

журналист, писатель, футуролог

Годы творчества:

с 1970 года

Направление: Язык произведений:

английский

Дебют: Награды: Официальный сайт

Был редактором популярного журнала Fortune и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество . Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения. Содержание последней работы Э. Тоффлера относится к возросшей в XXI веке мощи военных технологий, оружия, тактико-стратегического планирования и капитализма . Женат на Хейди Тоффлер, которая также является футурологом и соавтором многих его книг.

Биография

Идеи

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей . Вторая волна - результат индустриальной революции , которая характеризуется нуклеарным типом семьи , конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество , в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих , которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются - «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) супруги Тоффлер пишут: «Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности обходиться вообще без денег». (Глава 40. Управление завтрашними деньгами", стр. 289).

Одним из ключевых применяемых терминов является "потребление": "потребитель - тот кто создает товары, услуги и опыт для собственного пользования или удовольствия, а не для продажи или обмена. В этом случае индивиды или группы одновременно ПРОизводят и поТРЕБляют продукт - то есть протребляют" (Глава 23 "Скрытая половина", стр.223). "Протребительская экономика огромна... протребление встряхнет рынки, изменит ролевую структуру общества и изменит наши представления о богатстве". (Глава 24 "Протребление и здоровье", стр. 234).

Основные работы

  • Тоффлер, Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. - М .: АСТ , 2008. - 560 с. - (Philosophy). - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-010706-3
  • Тоффлер, Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. - М .: АСТ , 2010. - 784 с. - (Philosophy). - 5100 экз. - ISBN 978-5-403-02493-8
  • Тоффлер, Э. Метаморфозы власти = Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century, 1990. - М .: АСТ , 2004. - 672 с. - (Philosophy). - 3000 экз. - ISBN 5-17-004183-7
  • Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Война и антивойна = War and Anti-War, 1995. - М .: АСТ , 2005. - 416 с. - (Philosophy). - 5000 экз. - ISBN 5-17-028463-2
  • Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Революционное богатство = Revolutionary Wealth, 2006. - М .: АСТ , 2007. - 576 с. - (Philosophy). - 5000 экз. - ISBN 978-5-17-044872-2

Ссылки

  • Интервью Ньюта Гингрича с Э.Тоффлером (в формате Real Audio)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 4 октября
  • Родившиеся в 1928 году
  • Офицеры французского Ордена искусств и литературы
  • Философы США
  • Социологи США
  • Футурологи
  • Родившиеся в Лос-Анджелесе
  • Социальные философы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тоффлер, Элвин" в других словарях:

    ТОФФЛЕР Элвин - (1928) выдающийся американский социолог, футуролог, один из авторов концепции «постиндустриального общества». Автор концепции «третьей волны», содержащей основы понимания глобальных изменений, происходящих в современном мире. В истории развития… … Политологический словарь-справочник

    ТОФФЛЕР ЭЛВИН - (р. 1928) – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Его основные работы: «Шок будущего» (1970); «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); … Философия науки и техники: тематический словарь

    Тоффлер, Элвин Элвин (Олвин) Тоффлер Alvin Toffler Род деятельности: Журналист, Писатель, Футурист … Википедия

    Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler; родился 3 октября 1928) американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой… … Википедия

    - (Toffler) Элвин (р. 1928) амер. футуролог. Т. не считает свои прогнозы ни утопией, ни антиутопией, свой жанр он именует «практоцией», т.е. практической утопией. В ней нет, как ему кажется, безмерной идеализации. Это описание более практичного и… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Третья волна. Третья волна The Third Wave Автор … Википедия

    - (от лат. Futurum будущее и греч. Λόγος учение) прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Термин… … Википедия

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Кубанский Государственный Аграрный Университет.

Кафедра социологии и культурологи.

Реферат по культурологи на тему: «Э. Тоффлер о цивилизации будущего”

Выполнила студентка УФ-1009

Бублик Наталья Владимировна

Проверила Сабирова А.М.

Краснодар 2010

1.Введение

2.Основные направления в научных концепций Э. Тоффлера

3."Шок будущего"

4."Третья волна"

5.Проблема власти и ее преображения.

7. Заключение

8. Список использованной литературы

Введение:

Тоффлер (родился 3 октября 1928) - американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции. То есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер входит в число известных и влиятельных футурологов мира. Им были предсказаны многие технические достижения, такие как появление Интернета и цифровой техники, клонирование животных, а также влияние этих достижений на экономику и культуру. Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, - «Шок будущего», «Метаморфозы будущего», «Третья волна».

По словам Тоффлера, точность его прогнозов обусловлена не неким даром предвидения, но тщательным анализом имеющейся информации.

Так в какой же мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей?

Основные направления в научных концепций Э. Тоффлера

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются - потребитель может сам удовлетворить все свои потребности.

Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

"Шок будущего"

В первой книге трилогии "Шок будущего" (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - "Шок будущего", "Столкновение с будущим" (1972); "Доклад об экоспазме" (1975); "Третья волна" (1980); "Метаморфозы власти" (1990) и др.

Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о "технотронной эре", французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество "технологическим", Д. Белл пользовался понятием "постиндустриального общества", Тоффлер же, поразмыслив над терминами "трансиндустриальное" и "постэкономическое", остановился на понятии "супериндустриальное общество". Под ним подразумевается, как он пишет в "Шоке будущего", "сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей". Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом "пост-", исчерпались.

Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.

Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления экстенсивным моделям социальной динамики.

Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается "золотого миллиарда" людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Но как достичь устойчивого развития?

"Третья волна"

Нынешняя "Третья волна", по Тоффлеру, - это "информационное общество". Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы "Третьей волны" - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...

В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - работая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В "информационном обществе" работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имеющее параллелей положение вещей.

Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизнеобеспечения человека...

Свою преобразующую роль современным средствам коммуникации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заметить, что новые информационные технологии уже успели изменить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.

Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. За три десятилетия своего существования информационная система фактически превратилась в фактор эволюции. В конце ушедшего столетия понятие "сеть" стало универсальной метафорой. Заговорили о сетевой экономике, сетевой логике, нейронной сети, сетевом интеллекте, сетевом графике...

Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. Однако этот процесс развивается по-разному. Несмотря на впечатляющие достижения в электронно-вычислительной технике и телекоммуникациях, японцы все больше и больше отстают в этой конкурентной гонке. Они отстают не только от США, но и от Западной Европы.

И у каждой цивилизации есть собственная сверхидеология - культурно обусловленная система взглядов, структурирующая отношение к реальности и узаконивающая определенный способ существования цивилизации. Как становится ясно, Третья волна несет революционные и взаимоусиливающие изменения на всех этих различимых уровнях. Следствием этого является не только дезинтеграция старого общества, но и создание основы нового.

Когда общественные институты рушатся у нас на глазах, когда растет преступность, распадается семья, когда некогда надежная бюрократическая машина дает сбои, система здравоохранения перестает действовать, а экономика трещит по швам, мы видим в этом только упадок и разрушение. И все же разлагающееся общество - это почва, на которой взрастает новая цивилизация. В процессах, происходящих в экономике, технологии, культуре, семье и многих других сферах человеческой деятельности, закладываются основы, которые будут определять основные черты новой цивилизации.

Фактически уже сейчас мы можем видеть эти основные черты и в некоторых случаях даже их взаимосвязь. Обнадеживает то, что находящаяся пока в зачаточном состоянии цивилизация Третьей волны не только жизнеспособна в экономическом и экологическом отношениях, но она может быть - если мы приложим к этому усилия - более благоприятной для человека и демократичной, чем наша. Ни в коем случае речь не идет о неизбежности этого. Переходный период будет отмечен величайшими социальными потрясениями, мощными сдвигами в экономике, технологическими провалами и катастрофами, политической нестабильностью, насилием, войнами и угрозой войн.

В атмосфере разрушения общественных институтов и системы ценностей авторитарные демагоги и движения станут пытаться захватить власть, и, может быть, эти попытки будут успешными. Ни один разумный человек не может с уверенностью предсказывать исход этих процессов. Столкновение двух цивилизаций несет в себе грандиозную опасность. И в то же время мы рассчитываем на выживание. И потому важно знать, куда ведет нас путь этих изменений".

В центре футурологической концепции Тоффлера - проблема соотношения скорости перемен в социальной и культурной жизни и степени адаптации к ним человека. Несоответствие между масштабами социальных перемен и возможностью человека приспособиться к ним влечет за собой "футурошок", или шок от встречи с будущим. Беспокойство, растерянность, разрушение привычных форм поведения, неправильное истолкование реальности и как результат - утрата способности к адаптации - все эти проблемы в масштабах общества приобретают масштаб всеобщей дезориентации и страха перед будущим.

Для нового этапа цивилизации технология является главным средством перемен. Известны три стадии развития технологии: рождение идеи, реализация в виде эксперимента, распространение. Сегодня радикально сократилось время между первым и третьим этапами цикла. Ускорение внедрения новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека.

Тоффлер вводит понятие трансенция (или быстротечность) для измерения скорости потока перемен. Отношения в социуме становятся крайне нестабильными, формируется тип "общества одноразовых стаканов", где торжествует идея однократного и краткосрочного использования предметов, а стратегия "выбрасывания", расставания с культурными образцами замещает прежние механизмы памяти, прочно связывавшие дух эпохи с ее материальными артефактами.

Опосредовано это вызывает легкость к перемене мест и социальных ролей. Тоффлер говорит о "новых кочевниках" с ослабленными социокультурными связями, с более поверхностным отношением к миру и окружающим. Увеличение оборота отношений внутри социума способствует развитию стрессов, депрессий, чувства одиночества. Коэффициент новизны может достичь предельного уровня, вызывая психологическое утомление. Одним из вариантов реагирования на избыток перемен становится отрицание всего нового, ностальгия по прошлому. Опасен также уход в мир иллюзий: наркомания, алкоголизм, мистицизм.

Философ настаивает на необходимости выработки новой общественной стратегии, направленной на восстановление природной среды, социальную защиту людей, развитие образования и духовности. Особая тема - личная жизнь индивида. Пессимисты полагают, что семья как общественный институт обречена на исчезновение, оптимисты же видят именно в ней залог защиты от потрясений, связанных с прогрессом. Уже сегодня мы видим ряд новшеств, вторгшихся в "технологию рождения": установление пола ребенка, экстракорпоральное оплодотворение, клонирование.

Все это меняет ментальность общества в отношении семьи, института материнства, деформирует ценностный фон развития культуры. Тоффлер предсказывает внедрение новых форм семьи: на смену нуклеарной семье (мама, папа, ребенок) может прийти корпоративный тип, где несколько брачных пар объединяются исходя из социальных, экономических, религиозных и прочих соображений. Коммуны как принцип организации социальности на субкультурных основаниях видятся Тоффлеру как реальный способ совместного выживания индивидов.

Человек может оказаться жертвой новой дилеммы - сверхвыбора. Во всех сферах жизни ему предлагается широкий спектр вещей, занятий, услуг. Тоффлер прогнозирует рост альтернативных направлений в искусстве, образовании. На этом фоне возникнет множество жизненных стратегий, субкультурных образований, расширится поле для проявления индивидуальности. Вообще исследователь предсказывает распад единой системы ценностей, ее перманентную изменчивость.

В связи с вышеописанными перспективами Тоффлер отмечает, что культура должна создать такие механизмы, которые помогут человеку не утратить чувства новизны и стремления к обновлению и вместе с тем не потерять собственной идентичности и индивидуальности. Если тенденции к самообновлению общества неизбежны, то встает задача приспособления к ним человека с сохранением его интеллектуального и нравственного потенциала. Последняя глава "Футурошока " "Стратегии выживания" посвящена поиску выхода из прогнозируемой ситуации. В самом общем виде задачу можно сформулировать как создание "нового персонала и новых социальных регуляторов".

Необходимо разработать новые принципы планирования собственной жизни, стратегии использования новшеств, технологи повышения адаптивной способности, создания новых социальных институтов, выполняющих функцию амортизаторов. Один из способов разрешения проблемы - кардинальная перестройка системы образования. До сих пор оно ориентировано на прошлое и воспроизводит модель индустриальной эры. Строгая регламентация жизни, стандартные программы обучения, пренебрежение индивидуальностью, массовидность - все это является анахронизмом.

Поскольку знания быстро устаревают, сама система образования должна стать мобильной и фактически непрерывной, а целью должна стать подготовка человека к будущему, развитие навыков самостоятельного мышления и оперирования опережающей информацией. Однако общие контуры образования, формирующие ценностный мир молодого поколения, должны сохраняться.

Вступление общества в новый виток цивилизации требует разработки стратегии социального футуризма, ориентированной на гуманистические принципы и ценности. Нужно владеть инструментами предвидения, предупреждая враждебные человеку проявления цивилизации. Человечество располагает огромными возможностями для преодоления кризиса, это должно стать центральным направлением культурной деятельности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»