Самый быстрый самолет скорость. Самые быстрые самолеты в мире

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Профессия летчика обзавелась романтическим ореолом еще на заре авиастроения — каждый человек, взлетавший в небо, казался героем. За прошедшие десятилетия мало что изменилось — многие до сих пор считают возможность летать чудом. Сами летчики, впрочем, общаются с самолетами на «ты», выжимая максимум из летающих машин. Мы вспомнили семь самых интересных авиационных рекордов в истории.

Рекорд скорости самолета

Рекорд в 3529,56 км/час был зафиксирован на километровом тренировочном маршруте ВВС США, когда капитан Элдон У. Джоэлц и майор Джордж Т. Морган пилотировали самолет Lockheed SR-71A на высоте 26 километров. В 1990 году этот рубеж мог быть побит — подполковники ВВС США Джозеф Вид и Эдвард Ялдинг достигли отметки в 3609 км/час, но рекорд не был засчитан — пилоты не пролетели через специальные измерительные пункты.

Рекорд высоты (для самолетов с реактивными двигателями)

Этот рекорд поставил советский летчик Александр Федотов. Пилотируя МиГ-25, Федотов взял рекорд «горкой» — разогнал самолет до 3000 км/ч, после чего начал резко набирать высоту и, достигнув отметки в 37 650 метров, направил самолет вниз. Эта высота была взята без весовой нагрузки самолета, но нагруженная машина проявила себя немногим хуже — она добралась до 37 080 метров.

Максимальное количество сбитых в одном бою самолетов (среди советских летчиков)

6 июля 1943 года, во время патрулирования воздушного пространства в составе группы истребителей Ла-5 старший лейтенант Александр Горовец столкнулся с большой группой (от 20 до 50) немецких бомбардировщиков. Товарищи Александра схлестнулись с «Мессершмиттами» в то время, как он в одиночку взялся за бомбардировщики. В бою Александр сбил девять бомбардировщиков (один — тараном), что является лучшим результатом среди советских летчиков. Но сам пилот не выжил — немецкие истребители подбили его во время возвращения на аэродром. Катапультироваться Горовец не успел.

Рекорд по установлению рекордов

Самолет Ан-225 «Мрия» был создан для нужд советской космической программы и предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов (например, космических кораблей). «Мрия» установила 240 мировых рекордов, и в их число входят: максимальный вес коммерческого груза (247 тонн), максимальная грузоподъемность (253,8 тонн) и самый тяжелый моногруз (187,6 тонн — столько весил генератор со специальной рамой для ереванской электростанции). Самый интересный рекорд был поставлен 27 сентября 2012 года — тогда «Мрия» подняла на высоту 10 500 метров галерею из 500 картин авторства 120 художников, став площадкой для самой высокой выставки мира.

Рекордная скорость посадки гражданского самолета

Во время выполнения регулярного рейса Калининград-Одесса экипаж самолета Ту-134 был предупрежден о погодных условиях и получил рекомендации по снижению скорости. Пилоты самолета игнорировали предупреждения приборов и отключили сигнализацию, которая реагировала на высокую скорость. На посадку самолет зашел со скоростью 440 км/час (рекомендуемая — 330 км/час), а коснулся полосы на 415 км/час, не выпустив закрылки. Самолет пронесся через всю посадочную полосу, остановившись в полутора метрах от схода на грунт. К счастью, обошлось без жертв. Так, при жестком нарушении инструкций и дисциплины был установлен мировой рекорд. Какиими были дальнейшие приключения веселого экипажа самолета, история умалчивает.

Рекорд скорости гражданского самолета

Август 2010

Самолет Gulfstream G650 достиг максимальной скорости в 1219 км/час в небе над Джорджией. Для этого пилоты Том Хоум и Гарри Фримен пустили самолет в пике под углом в 16-18 градусов. Этот самолет является транспортом бизнес-класса и перевозит всего восемь пассажиров. Gulfstream G650 отлично справляется с дальними дистанциями — самолет преодолевает без посадки более 11000 километров на скорости 906 км/час.

Самый большой пожарный самолет

Evergreen 747 Supertanker был переделан из Boeing 747-100. Этот самолет способен поднять на борт 77 600 литров средств для тушения, что делает его самым большим пожарным самолетом. Сейчас самолет базируется в США, но при необходимости отправляется туда, где нужна помощь. Так, впервые самолет проявил себя в Куэнке (Испания). В 2010 году Evergreen тушил пожар в Израиле на горе Кармель, а в 2011-м был применен при сложном пожаре в Аризоне.

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.

Мы восхищаемся тем, какую скорость может развивать обычный пассажирский самолет, и насколько быстро он способен доставить нас из одной точки мира в другую. Мало кто знает, но скорость пассажирских авиалайнеров обычно не превышает 900 км/час. Обогнать такое судно, развивая скорость примерно втрое больше, сможет практически любой реактивный истребитель.

Но существуют воздушные судна, скорость которых превышает и этот показатель – гиперзвуковые самолеты. Гиперзвуковыми называют аппараты, которые в полете способны развивать скорость, в несколько раз превышающую скорость звука.

Конкретный показатель, который позволил бы относить самолеты к числу гиперзвуковых, пока еще не определен исследователями.

Еще одним критерием, который вызывает постоянные споры, является способ управления аппаратом. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что самолетами могут именоваться только те судна, управление которыми осуществляет человек . В соответствии с другой точкой зрения, беспилотники также можно относить к числу самолетов. Такое разделение можно считать вполне оправданным, так как беспилотные машины обладают более совершенными техническими характеристиками. Также предметом спора является возможность самолета взлетать самостоятельно или с использованием других мощных носителей.

Как бы то ни было, большая часть исследователей придерживается единого мнения, согласно которому, определяющим фактором в отнесении той или иной модели к числу гиперзвуковых является максимальная скорость самолета, которую он может развивать, находясь в воздухе. Такой подход позволяет в несколько раз расширить список моделей гиперзвуковых летательных аппаратов, разработками которых занимаются инженеры со всех уголков света. Безусловно, многим интересно, какой самый быстрый самолет в мире уже рассекает небесное пространство, и какими характеристиками он обладает.

Небесный рейтинг скорости

Чтобы ответить на этот интереснейший вопрос, составим рейтинг: «Самые быстрые самолеты в мире Топ 10» . В нем мы отметим те модели воздушного транспорта, которые по праву заслужили то, чтобы войти в историю благодаря своим характеристикам.

10-е место: Туполев Ту-144

Снимок самолета Туполев Ту-144

Скоростные показатели Ту-144 не позволили бы ему войти в 10-ку самых быстрых самолетов. Однако не отметить его в этом рейтинге было бы неправильно. Туполев занял почетное десятое место, так как является первым сверхзвуковым пассажирским авиалайнером в мире. Первый его полет был датирован еще 1968 годом. Это событие стало в буквальном смысле подарком для области авиационных разработок, так как вылет состоялся 31 декабря как раз накануне празднования Нового года. Но самое значимое событие в истории Ту-144 произошло 5 июня 1969 года, когда ему удалось преодолеть звуковой барьер, находясь на высоте 11 км. Туполев Ту-144 – самый быстрый пассажирский самолет в мире, разгоняющийся до 2 500 км/ч.

9-е место: General Dynamics F-111

На девятом месте находится тактический бомбардировщик, разгоняющийся до скорости 3060 км/ч. К сожалению, модель была списана еще в конце 90-х годов. В свое время аппарат стал первым самолетом, у которого могла изменяться стреловидность крыла, что давало ему значимое преимущество в воздухе.

8-е место: McDonnell Douglas F-15 Eagle

8-я позиция отдана американскому всепогодному истребителю, являющемуся одним из самых успешных самолетов. Сейчас эта модель все еще является важной частью вооруженных сил ВВС США и не покинет строй как минимум до 2025 года. Кроме того, американское командование планирует производить эти аппараты еще около трех лет. Судно может набирать скорость, равную 3065 км/ч.

7-е место: Миг-31

Отечественный небесный страж Миг-31

Седьмую строчку занял отечественное воздушное судно, способное разгоняться до 3463,92 км/ч. Аппарат может похвастаться наличием двух мощнейших двигателей, позволяющих ему развивать сверхзвуковую скорость находясь как на больших, так и на низких высотах. К сожалению, производство этого боевого судна было остановлено еще в первой половине 90-х годов.

6-е место: XB-70 Valkyrie

Шестое место досталось стратегическому бомбардировщику, основной задачей которого во времена «холодной войны» стала бы доставка ядерного вооружения. Предполагалось, что скорость, равная 3672 км/ч понадобится аппарату для того, чтобы ускользать от советских перехватчиков, но, что более важно, еще и не попасть под последствия ядерного взрыва. Было создано всего два самолета такой модели.

5-е место: Bell X-2 Starbuster

Очередное место достается экспериментальному самолету, основной целью создания которого является исследование условий полета на высоких скоростях. По предварительным данным, самолет мог развивать скорость 3911,9 км/ч. Первый полет аппарата состоялся в 1954 году, но уже через два года эту программу пришлось прекратить. Дело в том, что после того, как самолет достиг максимальной скорости, пилот больше не смогу им управлять.

4-е место: Миг-25

Специально для организации перехватов американских авиаразведчиков был построен самолет Миг-25, который занял почетное четвертое место. Аппарат обладает уникальными возможностями:

  • развивает скорость 3916,8 км/ч;
  • поражает цели на высоте до 25 км.

Самолет прекрасно проявил себя в некоторых конфликтах и до сих пор находится в строю вооруженных сил у некоторых стран. Всего было создано 1100 летательных аппаратов такого типа.

3-е место: Lockheed YF-12

На 3-м месте оказался аппарат, который разрабатывался в качестве прототипа самолета, способного развивать скорость, равную 3,35 скорости звука. Эта модель самолета получила несколько почетных титулов, которые чуть позже перешли, грубо говоря, к «брату» Lockheed – к модели SR-71 Blackbird. Разработкой обоих аппаратов занимался конструктор Кларенс «Келли» Джонсон. Максимальная скорость, которую смог развить YF-12 – 4100,4 км/ч.

2-е место: SR-71 Blackbird

«Черный дрозд», а именно так можно перевести название этой модели на русский язык, использовался ВВС США и НАСА. Причем первым самолет был необходим для выполнения стратегических разведывательных заданий, а вторым – в исследовательских целях. Всего построено 32 судна, так как создание аппарата было связано с важной проблемой: высокой температурой аппарата, до которой он разогревался в полете. Кроме того, для эксплуатации этой модели нужно специальное топливо, и заправка может производиться исключительно в полете. Скорость дрозда – 4102,8 км/ч.

1-е место: North American X-15

Самый быстрый пилотируемый гиперзвуковой самолет

Скорость самого быстрого самолета, являющегося пилотируемым, составляет 8200,8 км/ч. Модель была разработана специально для проведения исследований, связанных с гиперзвуковыми полетами, в которых управление судном осуществляется пилотом. Самолет оснащен ракетным двигателем и осуществляет старт с борта стратегического бомбардировщика. Примечательно, что судно может подняться на высоту 107 км. Активно использовался до 1970 года.

Беспилотные соперники

Сейчас самым стремительным воздушным судном в мире с беспилотным управлением является Boeing X-43, построенный на реактивном двигателе. Первый полет аппарата оказался неудачным, так как самолет потерпел крушение, продержавшись в воздухе только 11 секунд. Но уже третий полет X-43А увенчался установкой нового мирового рекорда скорости – 11 230 км/ч.

Orbital Sciences Corporation Х-34 мог бы получить звание самого быстрого самолета, но этому препятствует одно «но». В теории судно может разгоняться до 12 144 км/ч. Однако, во время экспериментальных полетов он не смог догнать своего главного соперника и набрал скорость менее 11 230 км/ч.

Опасная конкуренция

Отдельного рассмотрения заслуживают китайские гиперзвуковые разработки WU-14. По сути, WU-14 является управляемым планером, размещаемым на межконтинентальной баллистической ракете. Ракетный комплекс запускает аппарат в космос, откуда он резко пикирует вниз, при этом набираю невероятную скорость. Во время проведения тестирования этот аппарат смог развить скорость, превысившую отметку в 12 000 км/ч. Но многие исследователи придерживаются мнения, что данная разработка относится не к классу самолетов, а подлежит классификации в качестве боеголовки .

Вконтакте

Есть люди, которые живут на предельной скорости. Они гонятся за рекордами и стремятся быть быстрее всех. И неважно, как они это делают - за рулем гоночного болида или на спине скакового верблюда. Суть в том, что скорость у них в крови.

Если бы компания BMW была человеком, так можно было бы сказать и о ней. Великолепные выступления в гоночной серии DTM и европейском туринге, в «Формуле-1» и кольцевых мотогонках - скорость была неотъемлемой частью жизни BMW на протяжении всей ее истории и остается этой частью сегодня.

Технологии, отработанные на гоночных трассах и во время рекордных заездов, используются BMW при разработке дорожных автомобилей. Во-первых, об этом говорит качество немецкой техники, многократно проверенное экстремальными нагрузками. Во-вторых, скоростью дышат многие «гражданские» модели компании, например «заряженная» 370-сильная красавица BMW М2 Coupe, способная разогнаться до «сотни» за 4,3 секунды и ограниченная 250 км/ч лишь электронным методом в целях безопасности. Наконец, стоит упомянуть линейку аксессуаров BMW M Performance, которая позволяет кастомизировать в спортивном стиле различные модели компании. Карбоновый «обвес», снижающий аэродинамическое сопротивление, пакет увеличения мощности, спортивные выхлопная и тормозная системы, аксессуары для салона - возможность сделать болид из обычного автомобиля привлекает многих.

Поэтому сегодня мы говорим о рекордах скорости. О блестящих инженерах, которые строят быстрые автомобили, самолеты и корабли. О бесстрашных пилотах, которые рискуют, чтобы стать одними из самых быстрых. О рекордах простых и сложных, обыденных и странных - о том, без чего человек существовать не может.


РЕКОРДЫ СКОРОСТИ НА СУШЕ

АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД СКОРОСТИ НА СУШЕ:

1227,986 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: THRUST SSC
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВА ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯ ROLLS-ROYCE SPEY RB.168 МК.202
ПИЛОТ: ЭНДИ ГРИН
ДАТА: 15 ОКТЯБРЯ 1997 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: АВТОМОБИЛЬ BLOODHOUND SSC


Сегодня в мире есть только одна команда, которая последовательно бьет один абсолютный рекорд скорости за другим, и такая ситуация сохраняется уже 30 лет. Всё началось с того, что в далеком 1983 году Ричард Ноубл на реактивном Thrust 2 разогнался в пустыне Блэк-Рок до скорости 1019,47 км/ч. Спустя полтора десятилетия Ноубл выступил уже в качестве конструктора — его пилот Энди Грин на могучем Thrust SSC поставил два рекорда скорости подряд. Сегодня эта же команда готовит к очередному заезду чудовищный Bloodhound SSC, который должен разогнаться более чем до 1600 км/ч. Thrust SSC стал первым автомобилем, преодолевшим звуковой барьер. В его конструкции использовались два авиационных двигателя суммарной мощностью 110 000 л.с., аналог ичные установленным на истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II и сжигающих 18 л топлива в секунду. Не очень экономично, зато рекорд держится уже почти 20 лет. Потому что никто, кроме Ноубла, не пытается его побить.

АВТОМОБИЛЬ С ВОДОРОДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ:

487,672 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: BUCKEYE BULLET 2
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВИГАТЕЛЬ НА ВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ
ПИЛОТ: РОДЖЕР ШРOЕР
ДАТА: 25 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: BUCKEYE BULLET 3 В 2017-2018 ГОДАХ


Хотя автомобили на водородных элементах существуют относительно давно, до 2004-го никто не пытался построить специальный болид для установления рекорда скорости в этой области. Первой стала компания BMW, представившая рекордный автомобиль BMW I I2R с 12-цилиндровым двигателем-гигантом, разогнавшийся в итоге до 301,95 км/ч. Рекорд держался до 2009 года — его побила команда из Университета штата Огайо на специальном Buckeye Bullet 2. Стоит заметить, что этим же ребятам принадлежит рекорд скорости среди электромобилей (495,526 км/ч), установленный годом позже на автомобиле Buckeye Bullet 2.5. Сейчас в разработке третье поколение болида.

ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ:
238,679 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: INSPIRATION
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПАРОВАЯ ТУРБИНА
ПИЛОТ: ДОНУЭЙЛС
ДАТА: 26 АВГУСТА 2009 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: ПАРОМОБИЛЬ CYCLONE КОМАНДЫ TEAM STEAM USA В 2017-2018 ГОДАХ


Рекорд скорости на паровом автомобиле держался в течение 103 (!) лет. В далеком 1903 году пилот Фред Марриотт на рекордном Stanley Rocket разогнался на пляже Дейтона-Бич до 205,5 км/ч. Вплоть до середины 1980-х никто просто не заморачивался необходимостью побить этот рекорд. В 1985-м американский пилот Боб Барбер на паровом болиде Barber-Nichols Steamin Demon достиг скорости 234,33 км/ч, но рекорд не был признан FIA из-за нарушения правил (Барбер провел оба заезда в одну сторону, в то время как FIA требует провести их в противоположных направлениях в течение одного часа). Наконец, в 2009-м британская команда под руководством Глинна Боушера построила паровой Inspiration, преодолевший поставленную Марриоттом планку. Сейчас две команды — Steam Speed America и Team Steam USA — готовят свои пароболиды для заездов, и кто-то из них, скорее всего, опрокинет британское достижение.

МОТОЦИКЛ:

605,697 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: TOP OIL АСК ATTACK STREAMLINER
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВА ТУРБИРОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯ SUZUKI HAYABUSA
ПИЛОТ: РОККИ РОБИНСОН
ДАТА: 25 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: САМ РОККИ РОБИНСОН В 2017-2018 ГОДАХ


В 2000-е борьба за рекорд скорости на мотоцикле была очень напряженной — пилоты Рокки Робинсон и Крис Карр четырежды превосходили достижения друг друга, попеременно оказываясь на вершине рекордной пирамиды. Точку поставил Робинсон на стримлайнере Ack Attack, став первым мотоциклистом, преодолевшим планку в 600 км/ч. Рекордный мотоцикл был оснащен двумя могучими Suzuki Hayabusa суммарным объемом 2598 см3, усиленными турбонаддувом Garret. Интересно, что в рекордной практике грань между понятиями «автомобиль» и «мотоцикл» очень тонка — мотоциклы с боковой опорой («коляской») очень похожи на автомобили, история даже знала случай, когда рекордный автомобиль Spirit of America Крейга Бридлава был «переквалифицирован» в мотоцикл уже после заезда, хотя так или иначе показал в 1963 году абсолютный для любого транспортного средства рекорд скорости.


РЕКОРДЫ СКОРОСТИ В ВОЗДУХЕ

ВИНТОВОЙ САМОЛЕТ:

871,38 км/ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТТУ-1М
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: 4 ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯ НК-12
ПИЛОТ: ИВАН СУХОМЛИН
ДАТА: 24 МАРТА 1960 ГОДА КТО ПОБЬЕТ: НИКТО. МАЛЫЕ САМОЛЕТЫ НА ТАКОЕ НЕСПОСОБНЫ, А БОЛЬШИХ С ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ТЯГОЙ УЖЕ НЕ СТРОЯТ


Не все рекорды принадлежат британцам и американцам. Например, рекорд скорости для самолета, приводящегося в движение пропеллерами (то есть не реактивного), уже более полувека держит советский летчик-испытатель Иван Сухомлин, разогнавшийся до 871 км/ч на Ту-114.114-й был, по сути, последним большим пассажирским турбовинтовым самолетом, и на момент создания (1957) - самым большим пассажирским самолетом в мире вообще! Его приводили в движение четыре огромных двигателя НК-12 СНТК Кузнецова, и каждый вращал в противоположных направлениях два пропеллера диаметром по 6 м. Сегодня эпоха турбовинтовых самолетов ушла в прошлое, и вряд ли кто-либо когда-либо вложит миллионы долларов в строительство машины, способной побить этот рекорд.

МУСКУЛОЛЕТ:

44,26 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: МУСКУЛОЛЕТ MUSCULAIR 2
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ОТСУТСТВУЕТ
ПИЛОТ: ХОЛЬГЕР РОЧЕЛЬТ
ДАТА: 2 ОКТЯБРЯ 1985 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: КТО-ТО ИЗ ЭНТУЗИАСТОВ, ТОЧНЕЕ СКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО


Мускулолет — устройство необычное и редкое, за всю историю человечества существовала едва ли сотня. Первый полет самолета на мускульной (педальной) тяге произошел лишь в 1961 году, а первый полет не по прямой, то есть позволяющий менять направление движения, — в 1977-м. Немецкий инженер Гюнтер Рочельт был одним из энтузиастов мускулолетостроения, создав два рекордных аппарата Musculair и Musculair 2. Musculair стал первым в истории мускулолетом, поднявшим пассажира (нилотом был сын Гюнтера Хольгер Рочельт, а пассажиром — дочь Катрин). А на втором поколении Хольгер поставил до сих пор не превзойденный рекорд скорости для аппарата на мускульной силе. На деле в мире достаточно энтузиастов этого необычного направления, и рано или поздно рекорд Хольгера должен пасть. Но явно не в ближайшие три-четыре года.

ВЕРТОЛЕТ:

508,6 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ОПЫТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ BELL 533
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: 1 ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ LYCOMING T53-L-9A И 2 ТУРБОРЕАКТИВНЫХ PRATT & WHITNEY JT12
ПИЛОТ: ЛУХАРТВИГ
ДАТА: 15 АПРЕЛЯ 1969 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: SIKORSKY S-97 RAIDER В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОНФИГУРАЦИИ


Рекорд скорости классического вертолета, Westland Lynx, держится с 1986 года и составляет 400,87 км/ч.

Но есть способ обмануть природу винтокрылой машины: приделать к ней толкающий/тянущий винт или реактивный двигатель, чтобы основной ротор создавал только подъемную силу. Собственно, Bell 533 и был первым опытным вертолетом с реактивным «толкателем». А если толкающий винт перспективною Sikorsky S-97 Raider в опытных целях заменят турбиной, он вполне сможет перекрыть рекорд Bell.

САМОЛЕТ:

3529,6 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЧИК LOCKHEED SR-71 BLACKBIRD
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: 2 ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЯ PRATT & WHITNEY J58
ПИЛОТ: ЭЛДОН ДЖОРС
ДАТА: 28 ИЮЛЯ 1976 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: СКОРЕЕ ВСЕГО, НИКТО - ЭТО ПРОСТО НИКОМУ НЕ НУЖНО


Знаменитый стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС Lockheed SR-71 Blackbird не был специальным рекордным самолетом. Просто в 1960-х годах, в разгар холодной войны, была поставлена задача разработать самолет, который за счет высокой скорости и большой высоты мог бы уходить и от наблюдения, и от нападения советских ВВС.

В частности, в СССР примерно в то же время разрабатывали МиГ-25. Так или иначе, Blackbird получился очень необычным - его дизайн кажется футуристическим и по сей день, хотя первый полет он совершил 22 декабря 1964 года. А в 1976-м пилот-испытатель Элдон Джорс установил абсолютный рекорд скорости для самолетов, а заодно и абсолютный рекорд высоты для планового полета (без помощи рекордной «свечки»), 26 929 м. SR-71 также принадлежит еще несколько скоростных рекордов в разных дисциплинах. Интересно, что в 1980-х пилот Брайан Шул утверждал, что в ходе Ливийской операции 1986 года он достиг на SR-71 еще большей скорости, но показания приборов этого не подтвердили.


РЕКОРДЫ СКОРОСТИ ПАРУСА И РЕЛЬСЫ

АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД СКОРОСТИ НА ВОДЕ:

511,121 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: SPIRIT OF AUSTRALIA
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ WESTINGHOUSE J34
ПИЛОТ: КЕН УОРБИ
ДАТА: 8 ОКТЯБРЯ 1978 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИ КАКОЙ-ЛИБО БЕЗУМЕЦ. ПРАКТИЧЕСКИ - НИКТО


В XX веке рекорды скорости на суше и на воде были равно престижными и ставили их нередко одни и те же люди — великие Малькольм и Дональд Кэмпбел-..I лы(Генри Сигрейв, Гар Вуд. Казалось, что в 1967 году точку в конвейере рекордов поставил американец Ли Тэйлор на лодке Hustler, но спустя десять лет появился австралиец Кен Уорби. Он спроектировал и построил пластико-деревянную сверхлегкую лодку Spirit of Australia, на которую установил реактивный двигатель Westinghouse J34, купленный на барахолке за $69. И поставил на этом чуде техники два рекорда скорости — сперва обойдя Тэйлора на 6 км/ч, а затем добавив к своему результату еще 50 км/ч. Рекорд Уорби уникален — никто сегодня не решается повторить его безумный «трюк» с лодкой, которая весила меньше, чем двигатель, приводивший ее в движение, и в случае любой аварии превратилась бы в горстку ошметков.

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ:

121,21 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ЛОДКА-КАТАМАРАН VESTAS SAILROCKET 2
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ПАРУСА
ПИЛОТ: ПОЛ ЛАРСЕН
ДАТА: НОЯБРЯ 2012 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: САМ ПОЛ ЛАРСЕН НА СЛЕДУЮЩЕЙ ГЕНЕРАЦИИ КАТАМАРАНА


Удивительно, но абсолютный рекорд скорости для парусного транспортного средства долго принадлежал... серферам — сперва виндсерферам, затем — кайтсерферам (парусом для них служит воздушный змей). Лишь на недолгое время в 2009 — 2010 годах достижение удерживал французский тримаран Hydroptere.

Но в ноябре 2012 года австралиец Пол Ларсен окончательно вернул честь «нормальным» парусникам. Специально разработанный для установления этого рекорда высокотехнологичный (карбоно-титановый) и безумно дорогой катамаран Vestas Sailrocket 2 неслабо «вломил» серферам, которые не могли разогнаться более чем до 103 км/ч — и, скорее всего, уже не смогут, поскольку у серфинга есть технический предел.

ОБЫЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО:

603,0 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ПОЕЗД НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ MAGLEV L0 SERIES
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
ПИЛОТ: ГРУППА ИСПЫТАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ГЛАВА ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА JR TOKAI ЯСУКАДЗУЭНДО
ДАТА: 21 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО МАГЛЕВА ИЛИ УЖЕ HYPERLOOP


Если брать все-таки «нормальный» поезд, а не реактивные салазки для военных испытаний, то в этой области рекорд был установлен совсем недавно. 13 лет держался результат, показанный на тестовом участке Яманаси маглевом SCMaglev MLX01 (581 км/ч), и вот следующее поколение, маглев L0 Series, оказалось еще быстрее, впервые в истории пассажирских поездов преодолев планку в 600 км/ч. Рекордный состав состоял из локомотива и шести вагонов. На борту было 49 сотрудников железной дороги JR Central, а максимальную скорость поезд держал на протяжении 10,8 с. Такие испытания проводятся для выяснения технического предела системы маглева, а также для понимания того, как при этом чувствуют себя пассажиры. Реальная крейсерская скорость L0 Series на 10 км меньше. К слову, если говорить об обычных рельсовых поездах, то тут рекорд (574,8 км/ч) уже девять лет держит французский SNCF TGV POS.

РЕЛЬСЫ:

1017 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: РАКЕТНЫЕ САЛАЗКИ SONIC WIND NO.1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ПИЛОТ: ДЖОН ПОЛ СТЭПП
ДАТА: 10 ДЕКАБРЯ 1954 Г.
КТО ПОБЬЕТ: HYPELOOP-БОЛЬШЕ, КАЖЕТСЯ, ПРЕТЕНДЕНТОВ НЕТ


Речь не о локомотиве, а о реактивных салазках. Именно им принадлежит рекорд скорости для беспилотных наземных транспортных средств, 10 326 км/ч. Сани с реактивным двигателем, поставленные на рельсы, способны достигать безумных скоростей. В 1950-х американцы провели ряд тестов, связанных с влиянием сверхскоростей на человека. Иа кресле, прикрученном к салазкам, сидел полковник Джон Пол Стэпп. В ходе тестов он стал на некоторое время самым быстрым человеком на земле (тогда даже самолеты не летали так быстро).


НЕОБЫЧНЫЕ РЕКОРДЫ СКОРОСТИ

НА ЛУНЕ:

18,0 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ПЛАНЕТОХОД APOLLO 17 LUNAR ROVING VEHICLE }

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»