Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и приметы крупнейших праздников августа. Три спаса в августе - медовый спас, яблочный спас и ореховый

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Последний месяц лета богат на праздники, посвященные сбору урожая — православные ежегодно с 14 по 29 августа отмечают три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый, в которых тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас — это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями. Слово "Спас" — сокращенная форма от слова Спаситель. Дата каждого праздника из года в год остается неизменной.

Sputnik Грузия поинтересовался какого числа проводятся Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, и с чем связаны эти праздники.

Медовый или Мокрый Спас

Это один из древнейших праздников, связанный с началом сбора меда на пасеках - в 2018 году, как и ежегодно, его отметят 14 августа. Мед, собранный в этот день, считался целебным, но в пищу его употребляли только после освящения в церкви.

В старину люди считали, что пчелы после этого дня начинают приносить "неправильный" мед, поэтому спешили собрать его вовремя. По традиции, в праздник пекли медовики, пряники, пили квас, угощали друг друга медом и раздавали его бедным.

© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников

На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

По православному календарю в этот день празднует Изнесение (Происхождение) Честных древ Животворящего Креста Господня - в церквях проводят малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику — Мокрый Спас или Спас на воде.

Люди считали, что в этот день даже роса целебная, а любое соприкосновение с водой дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

Мокрый Спас — последняя возможность искупаться в реке или в озере, так как после этого дня вода зацветает и становится холодной.

Только в Медовый Спас можно получить заряд бодрости от ложки меда, если запить ее тремя глотками колодезной или родниковой воды. Подобный ритуал можно себе позволить только в этот день, так как обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

Еще одно название первому Спасу — Маковей, дал обычай освящать в этот день целебные травы и мак. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов — Успенский. Он готовит верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа. Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице.

Пост завершает собой церковный год, символизируя новолетие, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Яблочный Спас

Второй Спас, который в народе называют Яблочный, отмечают 19 августа — в этот день православные празднуют Преображение Господне. По народному календарю Яблочный Спас совпадает с проводами лета — существует поверье, что именно с этого дня начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Этот Спас называют Яблочный, так как обычно в это время начинается сбор урожая в садах. По традиции в этот день в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая.

© photo: Sputnik / Павел Лисицын

Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда — пироги и булки с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

В старину девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. К вечеру, люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

По народным поверьям фрукты запрещалось есть до освящения. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

В Яблочный Спас люди считают, что привычные для всех фрукты обретают магическую силу, а блюдо из яблок обязательно должно присутствовать на столе в каждом доме. В этот праздник обычно молятся за детей.

В народе верили, что в этот день по погоде можно узнать, какими будут осень и начало зимы — солнечный день предвещал ясный и морозный январь, а дожди обещали снежную зиму.

Люди считали, что от ритуалов и обрядов, проведенных в Яблочный Спас, зависело благополучие в будущем, поэтому в этот день освящали землю под новый урожай.

Ореховый или Хлебный

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но наиболее важен из всех. Его отмечает в конце лета — 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы.

С приходом третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу, однако первый ореховый сбор принято также освящать в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название — Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах по сей день. Люди таким образом "приманивают" в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный или Ореховый Спас особо не отмечали — в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

По традиции, в этот день пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, а на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Причин ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса нет - пост к этому времени закончится, и выбор меню зависит только от желаний и предпочтений. Главное — праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, чтобы следующий год был удачным.

В этот день по традиции дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца — изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У третьего Спаса есть еще одно имя — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое уходит своими корнями в христианскую традицию. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Его, чтобы его изображение помогло исцелить больного владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю, и тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа, и с тех пор в этот день это событие отмечается православными христианами всего мира.

В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

С третьим Спасом также существует множество примет - в этот день освящают колодцы, чтобы вода в них не иссякала. Если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

По орехам девушки гадали и узнавали свою судьбу. Первый сорванный орех надо было съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви, горький орех — любимый будет изменять, если орех не доспел — ждали важное известие, а гнилой — быть беде.

Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую и теплую осень. Если журавли улетают к 29 августа — зима будет ранняя.

Три Спаса — прекрасный повод полакомиться дарами природы, которые помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа — Спасами.

14 августа празднуют Первый Спас - Медовый. По древним преданиям, в этот день пчелы перестают носить мед, а пчеловоды начинают выламывать соты.

И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас - лакомка». Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Яблочный Спас – название праздника Преображения Господня в украинской народной традиции. Когда-то наши предки ждали до Второго Спаса, и только в этот день ранним утром начинали собирать яблоки или покупали их. Потом святили их в церкви, после чего устраивали ”пир горой”. Помимо яблок, 19 августа освящают груши, сливы и виноград, а также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде. На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги, компоты, варенья и, конечно же, яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба.

Третий Спас – Ореховый, Хлебный – Перенесение Нерукотворного образа Господня. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Что означает слово «Спас» в названии праздника?

Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь).

Ореховый спас, история праздника, традиции, обычаи

К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали еще и до христианизации Руси. Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье. Православная церковь 29 августа празднует перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя — куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа (это произошло в 944 году). Сегодня эта ткань известна как Священная плащаница. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались - пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным -Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того, чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам - орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды - ее добавляли в горячий чай.

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

И орехового Спасов переплетаются христианские и народные традиции. С одной стороны, эти праздники издревле венчали собой сбор урожая различных плодов земледелия и даров земли. С другой стороны, христианской, каждый Спас отмечается в честь Спасителя - Иисуса Христа. Можно ли проложить между этими традициями границу? Вопрос риторический. А вот узнать о том, когда медовый и празднуются, не составит труда.

Мед укрепит ваше здоровье

Медовый, ореховый. И все же на первое место надо бы поставить медовый Спас. Именно он отмечается первым, его празднование приходится на 14 августа. В это время пчелы заканчивают наполнять ульи медом, и его уже можно, освятив в церкви, есть. В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей.

В день медового Спаса отмечается день памяти мучеников Макквеев. Поэтому второе название первого Спаса - маковый. В церкви кроме меда освящают еще и мак. А потом пекут всевозможные и медом. Кстати, с медового Спаса начинается и самый приятный пост, в этот день на стол подаются маковые пироги или блины. Называется пост Успенским в честь Успения Богородицы. Длится он до 28 августа.

Кроме того, в медовый Спас в церкви освящают еще и воду, так как в этот день в 988 году была крещена Русь водой из Днепра, и первый Спас по этой причине называется еще водным или мокрым Спасом.

С медового Спаса в народе начинались проводы лета, а также уборка урожая.

Спас яблочный, медовый, ореховый… Второй по дате Спас стоит на первом месте. Почему? Потому что он считается более значимым. Яблочный Спас приходится всегда на 19 августа и отмечается вместе с Преображением Господним - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками: Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лицо Иисуса засияло светом небесным, а одежда стала белее снега. Затем появились и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, который вскоре произойдет в Иерусалиме. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о том, что произошло, пока он не воскреснет, как было предначертано.

В этот день после церковной службы происходило освящение фруктов, в основном яблок. Поэтому в народе праздник Преображения назвали яблочным Спасом. Считается, что только после яблочного Спаса можно собирать яблоки, печь пироги и делать варенье из яблок.

Второй Спас знаменует собой начало осени, а еще проводит своего рода границу между летними и осенними сельскохозяйственными работами. Селяне до Преображения старались подготовить землю для посева, чтобы после праздника можно было сеять озимые, а также начинать копать картошку.

Ореховый или хлебный

Спас яблочный, медовый, ореховый… Последним в этом списке всегда стоит потому что он отмечается после медового и яблочного, а именно - 29 августа.

Третий по счету Спас установлен в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно преданию, на куске ткани, которым после умывания отерся Христос, отпечатался его лик. С помощью этого образа получил исцеление от проказы Авгарь, который правил в сирийском городе Едессе. Нерукотворный этот образ долго хранился в Едессе, но затем был перенесен в Константинополь. Этому событию и посвящен праздник, его еще называют Спасом на холсте. Есть у него и еще два названия: хлебный и ореховый. Потому что в это время созревают орехи и заканчивается жатва хлебов. Во многих деревнях и селах проводили во время третьего Спаса дожинки и пекли пироги из зерна нового урожая.

Во всех городах России Спас медовый, яблочный, ореховый 2013 отмечался ярмарками и выставками лучших сортов меда, яблок, орехов и других разнообразных даров земли нашей. Частью русской культуры считаются народные гулянья, организуемые в эти праздники. И приготовленных народными умельцам вкусностей на этих праздниках, как правило, не счесть.

Спас яблочный, медовый, ореховый - три праздника, но одновременно и время начинающегося 14 августа и завершающегося 28 августа. Он даже получил название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка - на ореховый Спас. Но благодаря множеству овощей и фруктов он считается у верующих легким и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас (14 августа) - первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста , то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый - в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) - второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса . Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов - обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там - весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) - третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо - второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»