Единорог мифы и легенды. Кто такой единорог

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Мифическое животное единорог присутствует во многих традициях. Известны разнообразные его изображения: коза — на Востоке, позже на Западе — олень или лошадь. Изображался всегда с одним рогом во лбу, чаще всего спиральным. «Единорог не одиночная, четко определенная сущность, но сказочное существо с очень многими вариациями: например, имеются однорогие лошади, ослы, рыбы, драконы, скарабеи и т.п. Строго говоря, мы имеем дело с темой единственного рога...» (К. Г. Юнг, «Психология и алхимия»)

В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.

Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н.э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.

В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.

В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.

В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».

В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.

В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).

В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.

Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание.Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.

Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.


Святой поднялся, обронив куски
Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.

В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.

Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной,
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой.

Райнер Мария Рильке

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником.

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии , а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской . Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть.

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала , вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт , отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками .

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире» . Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых .

Хирургический метод

Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена биологом У. Франклином Давом из университета штата Мэн (США). Новорождённому йоркширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог. Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.

Представитель мегафауны

Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия - носорога степей Евразии , обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога ; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода. Однако, согласно шведской энциклопедии «Nordisk familjebok » и доводам популяризатора науки Вилли Лея , животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.

В геральдике

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием , таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного : Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова , Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича . Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного , носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем . Единорог также изображен на спинке трона Грозного царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых , Бонч-Бруевичей , Веригиных , Кудрявцевых , Мансуровых , Остафьевых, Романовских , Стрекаловых , Тургеневых , Шуваловых , как щитодержатель включён в гербы Болтиных , Ермоловых , Козловских , Салтыковых , Лорис-Меликовых .

Кроме того присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд .

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному - в государственных гербах Великобритании и Канады .

Сегодня также встречается в названиях и на логотипах некоторых общественных организаций.

В искусстве

Современное изображение

Изобразительное искусство

Сюжет о единороге и девственнице, распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы - серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.

Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений » (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотланский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

Художественная литература

  • У Франсуа Рабле Пантагрюэль в Атласной стране созерцает 32-ух единорогов.
  • Уильям Шекспир упоминает единорогов в романтической драме «Буря».
  • В произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » единорог и лев , символизирующих щитодержателей герба Великобритании, борются за корону.
  • Уильям Батлер Йетс в книге «Единорог со звёзд» (1908) связывает с единорогом силу разрушения, несущую обновление и перерождение.
  • Райнер Мария Рильке под впечатлением от серии гобеленов «Девушка и единорог» написал поэму «Сонеты к Орфею» (1923).
  • В пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец » (1945) единорог является воплощением одиночества и уязвимости главной героини.
  • В книге К. С. Льюиса «Последняя битва » (1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашён в рай.
  • В повести «Король раз и навсегда» Т. X. Уайт описывает четырёх мальчиков, которые сначала заставляют кухарку стать приманкой для единорога, а потом жестоко с ним расправляются, хотя вначале было намерение оставить единорога в живых.

Фантастика, сказки и фэнтази

  • В первой книге Поттерианы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень » упоминаются свойства крови единорога - любой человек, выпивший ее, спасется даже от неизлечимой болезни, но будет навеки проклят.
  • Трейси Шевалье «Леди и единорог» (2005)
  • Священное животное, воплощение Порядка (противоположность Змею Хаоса) в серии книг Роджера Желязны «Хроники Амбера ».
  • Найджел Саклинг «Книга о Единороге» (1997)
  • Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света »
  • Андре Нортон «Год Единорога»
  • В мире My Little Pony в большом количестве присутствуют единороги.

В научно-популярной литературе

  • Оделл Шепард «Учение о единороге» (1930)
  • Ричард Эттиндаузен «Единорог» (1950)
  • Роберт Ридигер Бир «Единорог: миф и реальность» (1972)
  • Юрген Эйнхорн «Дух единорога» (1976)
  • Маргарет Фримен «Гобелены с изображением единорога» (1976)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ричард Псмит (Андрей Ленский) Единороги // Лучшие компьютерные игры . - 2009. - № 1 (86). - С. 184-190.
  • Единорог в «Энциклопедии вымышленных существ»
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.
  • Туфанова О. А. Символ «Инорога» во «Временнике» Ивана Тимофеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 118-128.

Читая старинные легенды о грациозных лошадях с рогом во лбу, люди нередко задумываются над тем, существуют ли единороги на самом деле. Скептики давно вынесли свой вердикт: конь с рогом – не более, чем порождение нездорового воображения. Но спешить с выводами не стоит.

Символ целомудрия

Мифическим существом единорог (или инрог) стал благодаря средневековым легендам. Согласно преданиям, встреча с этим существом грозила человеку неминуемой гибелью. Животное убивало всех людей на своём пути. Подружиться с инрогом могла только девственница. Конь немедленно становился ручным и вскоре засыпал. Вот почему единорог стал символом целомудрия и духовной чистоты. Некоторые средневековые авторы предлагали способы приручить животное. Например, одна из рекомендаций гласит, что инрога можно удержать только с помощью золотой уздечки.

Согласно преданиям, главными врагами мифического существа всегда были слон и лев. Слона инрог способен победить, распоров ему живот своим рогом. В схватке со львом лошадь проигрывает. Хитрый лев, убегая от единорога, неожиданно сворачивает возле дерева. Лошадь упирается рогом в ствол и застревает, что позволяет противнику учинить над ним расправу.

Не забыли волшебную лошадь и современные авторы. Они не задаются вопросом о том, существуют ли единороги на самом деле. Упоминания о инроге можно встретить в серии книг о Гарри Поттере.

Они существуют!

Вероятно, единороги всё-таки существовали. Не исключено, что встретить их можно и в наши дни.

  • Прообразом мифического коня мог стать нарвал – морское животное отряда китообразных. Внешне нарвалы похожи на китов, а не на лошадей. Узнать морского обитателя можно по длинному рогу. Вполне возможно, что именно этот рог и «перекочевал» в легенды.
  • Ещё одним возможным «предком» единорога мог быть эласмотерий. Так назывался род носорогов, обитавших на территории современной Европы.
  • Животное могло появиться в результате генетических отклонений. В конце 2000-х годов в Тоскане был обнаружен самец косули. От прочих представителей вида он отличался рогом, который рос из середины лба. Вероятно, появлению легенд о единороге способствовало рождение лошади, у которой в результате генетической мутации вырос рог.
  • Создать инрога можно хирургическим путём. Однако работать хирургам придётся не с лошадью, а со жвачным животным. Их рога растут не из черепа, а из рогового нароста. Эксперименты в этой области проводились в первой половине прошлого столетия в Соединённых Штатах. В проведении опыта участвовал новорожденный телёнок, которому роговые наросты пересадили в центр лба. Эксперимент прошёл успешно: у телёнка вырос длинный рог, напоминающий тот, который обычно изображают у лошадей на средневековых гравюрах.

Существуют ли единороги на самом деле? Такой вопрос обычно задают дети взрослым. Но взрослые не всегда могут ответить правильно, отвергая вероятность существования мифических лошадей. Чудеса создаются не только природой, но и людьми.

Практически у каждого народа сохранилось немало легенд и мифов о единорогах, где образ этого существа, мягко говоря, далек от волшебного красавца, воспетого авторами современного фэнтези.

В древней Персии люди верили, что единорог - это огромный трехногий зверь с шестью глазами и девятью ртами, который стоит посреди океана, опустив в воду свой массивный золотой рог, тем самым оберегая морскую влагу от всевозможного загрязнения.

Древние евреи считали, что взрослый единорог мог потягаться размерами с горой, на склоне которой может разместиться целое стадо овец. Характер этот зверь имел склочный, причем он умудрился затеять ссору с другими животными даже на борту Ноева ковчега, за что был изгнан хозяином прочь незадолго до потопа, после чего спасался самостоятельно.

А вот китайский родственник этих существ - цилинь - напротив, имел кроткий и незлобивый нрав, хотя прекрасной внешностью не мог похвастаться. Считалось, что он был небольшого роста, имел -туловище коня и бычий хвост, шерсть его была окрашена в пять разных цветов, рог напоминал мягкий, мясистый нарост посреди лба. Этот единорог появлялся на земле лишь перед рождением справедливого правителя или великого мудреца, и встреча с ним сулила человеку большую удачу.

Согласно славянской мифологии, по небесам носился вечный странник - могучий и непобедимый зверь Индрик, огромный конь медовой масти с длинным рогом промеж ушей. Дожив до 532 лет, Индрик бежал к морю, чтобы скинуть в воду свой рог, дабы тот превратился в толстого белого червя, из плоти которого затем появлялось на свет молодое животное. Старый же единорог, лишившись рога, быстро слабел и вскоре умирал.

Книжные свидетельства единорогов

Надо сказать, что не только мифы, но и научные работы ученых прошлых лет оставили немало интересных сведений о единорогах. Так, древнегреческий историк Ктесий подробно описал удивительных животных, обитавших в Индии. Согласно его записям, взрослый единорог был ростом чуть больше лошади и напоминал ее обликом. Хотя масть имел необычную - белое туловище и темно-бордовую голову. Рог его - длиной примерно полтора метра - был окрашен в черный, белый и красный цвета и обладал магической силой. Обычная вода, налитая в чашу, изготовленную из этого рога, превращалась в чудодейственный эликсир, способный излечить от любой болезни. Вот только охота на единорога была непростым занятием. Он отличался неутомимостью и мог легко уйти от преследователей. А попадая в засаду охотников, дорого продавал жизнь, протыкая своих мучителей и их коней острым рогом и забивая копытами.

О чудесном звере с рогом во лбу неоднократно писали в научных трактатах Геродот, Аристотель и Плиний Старший, и даже великий Юлий Цезарь не избежал встречи с единорогом. В своих записках император сообщал, что в лесах Германии видел животное, похожее на оленя, с длинным витым рогом во лбу, вершина которого разделена на отростки и похожа на ветвь дерева.

Леонардо да Винчи также не сомневался в существовании единорогов и оставил несколько рисунков этого животного, сделанных согласно описаниям путешественников - его современников.

Рог единорога - лучшее лекарство от всех болезней

Вплоть до 19 века единорог считался завидной добычей охотников. А все потому, что его рог был панацеей от всех болезней, мощным средством от порчи и колдовства, а также универсальным противоядием. В Средние века даже был изобретен оригинальный способ его поимки, так как классическими методами

добыть единорога было невозможно. С легкостью ускользавший от самых лихих коней и собак, носитель ценного рога покорно выходил из чащи леса к девственнице и ложился спать у нее на коленях, в результате чего и бывал пленен доблестными охотниками. Считалось, что целительную силу лобному наросту животного дает чудесный рубин, покоящейся в его основании, а потому более всего ценились рога пожилых единорогов, камень которых накопил больше волшебной энергии.

В Средние века и эпоху Возрождения «костяное» лекарство наполняло аптеки, а практически все знатные люди имели в хозяйстве чашу или кубок, изготовленные из главного украшения легендарного зверя и призванные оберегать его владельца от яда. Долгое время единорог был своеобразным знаком качества аптек, продававших самые лучшие лекарства.

Естественно, популярностью заветного рога пользовались многочисленные мошенники, продававшие под видом него кости китов-нарвалов, носорогов и даже мамонтов. Борясь с подобным шарлатанством, медицинские трактаты прошлых столетий целые страницы отводили советам, как распознать подделку. Оказывается, от подлинного рога при нагревании шел сладкий запах, и даже самый маленький его кусочек, опущенный в воду, порождал в ней мелкие пузырьки, как при кипении. Однако на 100 процентов подделку изобличал следующий тест: настоящий рог единорога, поднесенный к ядовитому пауку или скорпиону, тут же разрывал их на мелкие кусочки.

Эмблема из единорога для России

Мало кто знает, что в 15-16 веках у единорогов были все шансы заменить двуглавого орла на гербе России. Еще при Иване 3 он стал символом объединенных русских княжеств, однако большую популярность получил при Иване Грозном. Согласно воспоминаниям современников, царь настолько был увлечен этими существами, что даже приобрел у английских купцов «единорожий» посох, заплатив за покупку баснословную по тем временам сумму - 70 тысяч рублей. Посох, по утверждению продавцов, обладал волшебной силой, поэтому царь выходил с ним «на люди» только на торжественных церемониях, а в остальное время использовал его при ворожбе и гаданиях.

По приказу царя изображение единорога украсило малую государственную печать, а также стало считаться личным гербом монарха. В 1577 году рогатый конь появился даже на лафетах пушек. Однако после смерти Ивана Васильевича его наследники как-то быстро забыли о чудесном животном, а волшебный посох загадочным образом исчез из царской сокровищницы.

Доказательства существования

В отличие от других мифологических животных, единорог оставил в реальной истории некоторые доказательства своего существования. Так, в 1663 году в пещере горного массива Герц в Германии был найден скелет этого животного. Правда, большинство его костей были разломаны, но довольно хорошо сохранился череп животного с рогом во лбу, достигавшим в длину почти двух метров. Посмотреть на необычную находку приходило довольно много любопытных, которые жаждали не только лицезреть останки чудесного существа, но и захватить с собой на память сувенир. А потому, несмотря на серьезную охрану, спустя несколько лет от чудесного скелета мало что осталось.

Позже около селения Айнхорнхоле была сделана еще одна подобная находка, которую тщательно исследовал известный естествоиспытатель Готфрид Вильгельм Лейбниц. В 1991 году близ массива Герц австрийский ученый Антал Фестетикс, снимая документальный фильм о местной природе, увидел скачущего единорога. Позднее ученый вспоминал, что разглядел животное довольно хорошо, однако оно пронеслось так стремительно и быстро исчезло в лесу, поэтому не удалось сделать ни одной его фотографии.

А совсем недавно, в 2008 году, в итальянском заповеднике близ города Прато родилась косуля с одним рогом посреди лба, и данная мутация еще раз доказала человечеству, что в многочисленных легендах есть доля правды.

Предания о единорогах

Если верить старинным преданиям, у людей еще есть неплохие шансы встретиться с единорогами. Так, англичане и ирландцы верят, что эти прекрасные животные состоят на службе у королевы фей. Она посылает на землю этих животных, когда заканчивается срок жизни достойных людей, дабы единороги сопроводили избранных в ее подземное царство. Именно серебристые единороги пришли за известным шотландским бардом Томасом Лермонтом и увели с собой поэта, о чем осталось немало свидетельств его соплеменников.

Кроме того, существует предание, что раз в 100 лет Бог отправляет к людям белоснежного зверя с рогом во лбу, дабы тот исполнил любое желание какого-то одного случайно выбранного человека. По характеру этой просьбы Всевышний судит о том, какого уровня духовного развития достигло человечество и чего оно заслуживает в будущем - бед или процветания.

Наряду с драконами, русалками и феями, единороги в течение тысяч лет купались в ярких прожекторах фольклора. С самого начала они были богобоязненными за свою независимость и благодать.

Физическое описание единорога как существа

На сегодняшний день единороги с жемчужными телами и длинными спиральными рогами доминируют над воображением публики, но история показывает парад существ всех форм и размеров.

Японцы придумали обличие единорога задолго до того, как светящаяся белая красота западного мира родилась на свет. У этого существа, называемого цилином, было тело оленя и великолепные радужные чешуйки дракона . Длинный рог прорастал из центра его лба, а само животное было таким легким, что ни одна травинка не была раздавлена ​​под его копытами.

Позже древние греки нанесли удар по описанию единорогов, которые, по их мнению, жили на Дальнем Востоке. Они описали существо с белоснежным телом осла, темно-красной головой, куполообразными копытами и рогом длиной в два фута, который был белым у основания, черным посередине и ярко-красным на кончике.

В средние века маленькие, козоподобные единороги стали популярными в картинах и гобеленах. Они обычно были белого или кремового цвета, с куполообразными копытами и пучком бороды под подбородками. Их гривы и хвосты оставались шелковистыми, как у лошади, а рога были длинными и опасными.

В тринадцатом веке Марко Поло ошибочно идентифицировал носорога как единорога и сообщил, что существа вовсе не были такими очаровательными, какими их сделал фольклор. Он описал их, как огромных, громоздких зверей с грубыми волосами и любящих валяться в грязи. На короткое время естествоиспытатели приняли его описание, как разочаровывающее.

На протяжении многих лет было добавлено немного других черт: хвосты льва, хряка, ноги слона, ветвистые рога. Тем не менее, к восемнадцатому столетию образ единорога был зацементирован в величественную форму, которую мы знаем и любим сегодня.

Личность

Единороги могут выглядеть как нечто, что можно превратить в трофейное домашнее животное, но это в глубине души они являются дикими. Высоко независимые , они могут легко ускользнуть от понимания людей. Эти существа являются неуловимыми и, учитывая их ослепительную красоту, они делают удивительную работу по смешению их окружения. Когда их заметили, они убегают. В редком случае, когда единорог загнан в угол, он сражаться за свою свободу.

Тем не менее, у этих высоких существ есть слабость: невинность. Чистосердечные и благородные, они постоянно ищут товарищей, чей характер столь же безупречен, как и их собственный. Сладкая, невинная девушка почти всегда может выманить единорога из укрытия.

Если он любит ее достаточно сильно, то может даже лечь спать, положив голову ей на колени . К сожалению, многие единороги никогда не просыпаются после этого. Их убивают скрытые охотники, которые использовали девушку для приманки.

Способности

Единороги даже в их самой невосприимчивой форме являются мощными животными . Они могут обогнать любого хищника. Удар сердитого копыта может сломать кость, а прекрасный рог способен разрушить внутренние органы.

Однако, согласно легенде, массы охотников решили преследовать эту смертельную добычу. Их рога могли быть превращены в магическое вещество, называемое аликорном, которое обладало фантастическими целебными свойствами.

Он может нейтрализовать любой яд , очистить воду и вылечить самые опасные контагиозные лихорадки, включая чуму. В эпоху Возрождения короли выплачивали эквивалент в десятки тысяч долларов за материалы, которые, по их мнению, были аликорнами.

Происхождение

Самые ранние следы единорога появились на каменных табличках и печатях из цивилизации долины Инда примерно в 2500 году до нашей эры. Хотя некоторые из этих картин могут быть профилями быков или антилоп , которые показывают только один рог, другие изображения не сочетаются с любыми известными видами, что говорит о том, что люди долины могли быть первыми, кто мечтал о единорогах.

Тысячи лет спустя, в 4 г. до н.э., греческий врач по имени Ктесиас отправился в путешествие через Персию. По пути он взял рассказы от персидских и индийских путешественников о своих родных животных и быстро распространил материалы по всей Греции, когда вернулся.

Первое описание существа было найдено в его книге «Индика». Историки, в том числе Аристотель и Плиний Старший, загорелись этой идеей и включили в свои книги теории о единороге.

Римляне унаследовали единорогов от греков и передали их в Европу, где они процветали в бестселлерах, геральдике, картинах и гобеленах. Христианство помогло поднять популярность животного, упоминая в Библии и уподобляя его ребенку Христа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»