Как в старину назывался непролазный лес. Из истории колодежного

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

27 октября 2017 г. на экраны РФ вышел очередной выпуск «Поля Чудес», посвященный теме «Лес». В этой передаче игрокам и телезрителям предложили угадать старинные и уже почти забытые названия непроходимых или густых видов лесистой местности. Давайте и мы вспомним их, а также рассмотрим, какие из непроходимых лесов не были упомянуты в том выпуске.

Что такое лес

Прежде чем разобраться с его особыми видами, стоит вспомнить значение термина «лес».

В более широком понимании так именуется экологическая система, в которой главенствующей жизненной формой являются деревья.

Если же трактовать данное понятие более простым языком, то так называют масштабные площади земли, густо поросшие деревьями.

Типы лесистой местности

Классифицируются леса по разным критериям:

  • Происхождению - естественные (девственные, стихийно-естественные, хозяйственные) и искусственные.
  • Возрасту деревьев.
  • Составу лесообразующих пород - хвойные, лиственные, смешанные.
  • Форме собственности.
  • Месту произрастания (по климатическим географическим поясам) - тропические, субтропические, леса умеренного пояса.

Также в зависимости от густоты произрастания деревьев, выделяются сомкнутыми и редкостойные леса (так называемые светлые).

Помимо перечисленных есть еще такие виды, как вечнозеленые (влажные тропические, хвойные или жестколистные) и листопадные (лиственные в умеренном поясе, муссонные, сухотропические листопадные), а также полулистопадные и смешанные.

Что называется непроходимым лесом

Рассмотрев основную типологию лесистой местности, стоит наконец-то узнать главное - что такое непроходимые леса.

Из самого названия данного термина понятно, что так именуются те из них, у которых густота произрастанья деревьев, кустарников и прочих растений слишком плотная (сомкнутая), что мешает свободно продвигаться сквозь них. Из-за этой особенности также называют такой непроходимый лес густым.

Джунгли как пример непроходимого леса

Как ни странно, но классический пример подобного явления - это джунгли. Так называются непроходимые леса в тропиках и субтропиках.

Основные растения, населяющие их - это не деревья, а высокие злаки и кустарники, перевязанные многочисленными лианами.

Деревья же представлены в таких непроходимых лесах в меньшинстве. В основном это быстрорастущие разновидности мягких древесных пород.

Дебри. Чаща и пуща: что общего и чем отличаются эти слова между собою

Однако не только в тропиках и субтропиках можно встретить непролазные леса, но и в умеренных поясах. Судя по количеству синонимов к такому понятию, на российских землях их тоже было немало.

Одним из наиболее известных является слово "дебри". Помимо него у людей, говорящего на русском языке, густой непроходимый лес ассоциируется с двумя другими: чаща и пуща. Причем многие полагают, что оба термина значат практически одно и то же. Но это не совсем верно, так как они имеют разные оттенки значения.

Чаща - это труднопроходимый сомкнутый лес, заросли. Образовано оно от слова «частый», то есть в такой местности деревья произрастают очень близко друг к другу. Именно по этой причине в таком месте довольно темно, по сравнению с редкостойным лесом.

Пуща - это непроходимый девственный первобытный лес. Это означает, что в нем не ступала нога человека, благодаря чему смогла сохраниться его собственная уникальная экосистема, включая редкие породы зверей, птиц и растений.

Кстати, само существительное было образовано от слов «пустой» и «запущенный» - то есть место, в котором не ступала человеческая нога.

К сожалению, настоящих пущ сегодня осталось очень мало. Именно поэтому данное название непроходимого леса с буреломами и многолетними зарослями сегодня чаще применяется как полный синоним слова «чаща».

Однако не исключена возможность появления новых пущ. Так, к примеру, после взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 г. большинство близлежащих земель в радиусе 30 км было объявлено зараженной зоной и всех ее обитателей выселили. Боясь радиации, человеческие особи почти не бывают здесь, зато звери, не боясь охотников, расплодились в огромном количестве. То же самое касается растений и деревьев. Благодаря этому чернобыльские леса за тридцать лет стали нерукотворным заповедником живой природы, и если и останутся таковым в ближайшие несколько десятилетий, смогут называться пущей по праву.

Как называется густой непроходимый лес, заваленный буреломами, согласно словарю В. И. Даля?

Существительные «дебри», «пуща» и «чаща» знакомы практически каждому и продолжают активно употребляться в речи и сегодня. Но есть в российском языке устаревшие названия густого непроходимого леса, бурелома.

Это слово «трущоба». Сегодня для большинства из нас оно является термином, под которым подразумевают "нищие жилые кварталы или криминальные притоны". Однако изначально слово означало именно непролазную чащу.

Одним из доказательств этого - существование данного термина в «Толковом словаре живого великорусского языка» 1863 г., написанном В. И. Далем. Еще раньше это название было зафиксировано «Академическим словарем» 1847 г.

Интересно, что трущоба по Далю - «густой непроходимый лес» или глубокий заросший овраг, а также любое углубление, впадина, тесное непролазное место.

Кстати, во втором туре «Поле Чудес» от 27 октября 2017 г. было загадано именно это существительное.

Как в старину называли непроходимый лес с оврагами?

Продолжая рассматривать заданные в «Поле Чудес» виды непролазной лесной местности, стоить обратить внимание на вопрос финальной игры.

В нем спрашивалось о старинном названии леса с оврагами или непроходимой местности.

Как ни удивительно это осознавать, но у предков такое место именовалось словом «зараза».

Почему так? Возможно, в этом поможет разобраться этимология данного термина. А образован он был от глагола «заразить», который в свою очередь возник на основе слова «разить» в значении «ранить», «разбивать» или «колотить».

Вероятно, непроходимый лес с оврагами назвали так из-за того, что человек, выбравшийся оттуда, выглядел, будто его прилично поколотили.

Кстати, возможно, что привычка использовать слово «зараза» как ругательное тоже могла быть связанна именно с этим его толкованием, а не с названием инфекции.

Сибирь и тайга - что это?

Узнав, каким словом в старину называли лес оврагами и непроходимую местность, стоит рассмотреть еще два термина, которыми предки именовали непролазную глушь.

Одно из них было загадано в третьем туре все того же выпуска «Поле Чудес». Речь идет о слове, которым в древности называли лесную болотистую чащу, поросшую березами. Оказывается, это существительное «сибирь». Ученые полагают, что подобное название пришло в российский из монгольского языка.

И последнее из рассматриваемых названий непроходимого леса - это хорошо знакомое многим существительное «тайга».

Так именуется полоса диких труднопроходимых или и вовсе непролазных дебрей. Причем, в отличие от перечисленных выше, речь идет о хвойных, а не о лиственных местностях.

Различают темнохвойные и светлохвойные леса такого рода. В первых из них преимущественно растут ели и пихты, во вторых - лиственницы, сосны и кедры.

Иногда в тайге могут произрастать и лиственные деревья. В основном это березы, рябины или черемуха.

Национальный парк Бвинди в Уганде

Рассматривая различные непроходимые дебри, нельзя не упомянуть о национальном парке Бвинди. Особенностью этого места является то, что его посетители получают возможность посетить практически девственный лес и насладиться наблюдением за живой природой, почти не подвергшейся воздействию человека.

Однако стоит помнить, что в непроходимых лесах Бвинди туристов ожидает немало опасностей, ведь многие растения могут быть ядовитыми, а лесные обитатели - совсем не дружелюбными. Поэтому данное место отдыха подойдет только для людей, готовых к встречам с опасностями.

“В чертогах каменного царства”. Уже не первый раз нижегородская тайга преподносит участникам Ветлужской археологической экспедиции ННГУ загадочное открытие. Поэтому мы совсем не удивились, когда нам позвонили старожилы из Варнавинского района: “Приезжайте на Хмелевский кордон, не пожалеете! Покажем вам место заветное. Камни там, в аккурат, человеческими руками выложены. Урочище это от посторонних глаз в дремучем лесу сокрыто, неподалеку от берега древней реки Лапшанги”.

Кто, когда и зачем создал этот удивительный каменный комплекс? Может быть, лихие разбойники некогда пометили так границу своей территории? Или это остатки языческого святилища, которое возвели населявшие поветлужские земли в глубокую старину марийцы?

О чем молчат камни?

Изучение почитаемых камней имеет в России достаточно продолжительную историю. На территории нашей страны широко известны камни, возникновение которых связывают с языческими обрядами древности. Обычно они носят следы обработки или имеют выраженные редкие знаки: “следовики” (со знаками человеческой ступни, копыта, лапы животного или птицы), “чашечники” (с полусферическими углублениями), валуны со знаками подковы, креста, с желобами.

На территории Нижегородской области встречаются камни всех этих групп. Большинство таких валунов люди наделяют целебными свойствами. Так, на берегу озера Светлояр в Воскресенском районе подле “часовни у озера” лежит камень-следовик. В народе его именуют “камешек со следком Богородицы”. Существует также мерянский “камень с личиной”, покоящийся в глухих дебрях Сокольского района. Есть еще “камень с крестом” в Кулебакском районе и “синий камень” у села Хмелевое в Варнавинском районе - по преданию вода, скапливающаяся в его ложбинках, исцеляет больные глаза. А у татарского населения Краснооктябрьского района - почитаемый валун Тараташ. В предании о нем есть черты “народного” ислама. Проще говоря, и у русских, и у поволжских финнов (мордвы и марийцев), и у татар валуны являются такими же древними объектами поклонения, как родники и деревья.

В легендах, повествующих о камнях, часто отражается вера в то, что им присущи свойства, которыми обладают живые существа: они якобы растут или перемещаются. Часть легенд связана с тем, что если валун сместить, то хлынет поток воды, который затопит все вокруг или даже всю землю, что восходит к чрезвычайно архаичным мифам. Яркий пример такой легенды - камень святого Макария у Почаинского оврага в Нижнем Новгороде, прикрывающий исток реки Почайны.

Поклонение камням на Нижегородчине, видимо, ведет начало еще с эпохи каменного века. В то время охотничье-рыболовецкие и скотоводческие племена постоянно перемещались по территории края исключительно по берегам рек и водоразделам. Нередко на пути им встречались большие валуны, которые являлись для первобытных людей надежными и постоянными ориентирами, ведь они в отличие от деревьев и водных источников не подвергались воздействию времени.

Почтительное отношение к этим природным объектам сохранилось и тогда, когда люди перешли к оседлому образу жизни - начали заниматься земледелием. Можно предположить, что именно валуны некогда обозначали границы определенных территорий, как бы являясь их стражами и хранителями. В более поздние времена, вплоть до начала ХХ века, камнями принято было обозначать границы земельных наделов. И по сей день от жителей многих поселений можно услышать предания о том, какие усилия прилагались к тому, чтобы камень переместить, и что сделать это просто невозможно. “Подкапывали его, чтобы просунуть под него тросы, и тракторами его вытягивали, но стоял будь-то вкопанный (о “синем камне” в Варнавинском районе)”.

Мы уже не говорим о том, что камни всегда и везде использовались в нижегородских селах и деревнях как строительный материал. Мелким булыжником мостили дороги, а большие, в особенности плоские валуны и плиты, подставляли под углы изб или укладывали их ленточным фундаментом под нижний венец срубов бревенчатых часовен и церквей. В частности, на каменных плитах из песчаника стоит деревянная церковь в селе Хмелевое Варнавинского района. Интересно, что в нем и в соседнем Воскресенском районе пожилые люди припасали камни заранее, чтобы огородить ими гроб, могилу или крест над могилой.

Тайна “Хмелевой рощи”

В ходе археологической разведки 2012 года в Варнавинском районе на берегу реки Лапшанга нами уже было открыто каменное святилище “Хмелевая роща”. Во время его изучения был обнаружен каменный алтарь для жертвоприношений, а обследование щупом площадки алтарного комплекса показало, что под слоем дерна в этом месте существует каменная вымостка, характерная для ряда марийских святилищ. В частности, она обнаружена на территории Ирмарского жертвенника XVIII-XIX веков в Марийской Республике.

Рядом с алтарем варнавинского сакрального комплекса были заметны остатки ритуальных кострищ, а также найдены разнообразные предметы, которые использовались во время языческих молений. Это фрагменты железных котлов и сковород, ножи, втульчатая насадка-крюк от кухонной подхватки, кованые гвозди, крюки для подвешивания котлов, пряжка от конской упряжи и другие предметы. Кстати, о длительном применении в священных рощах котлов и чаш во время языческих религиозных молений марийцев в конце

XIX - начале XX века писал историк, этнограф и финно-угровед Стефан Кузнецов: “Чашки эти большей частью черные, закоптелые, сохраняются еще с тех времен, когда по всей территории черемисских поселений был дремучий, девственный лес с деревьями необъятной толщины; тогда были сделаны эти чашки, и бережно, как святыня, сохраняются они до сих пор и используются лишь на молениях…”.

Кроме того, на территории святилища “Хмелевая роща” были обнаружены две валунные насыпи, также содержащие обломки от котлов и железосодержащие шлаки. С какой же целью сооружали такие каменные кучи? Какие тайны хранятся под этими валунами? К сожалению, без археологических раскопок это сказать невозможно. Известно лишь, что вообще они могут интерпретироваться как жертвенные, намогильные или культовые. Однако по нашему мнению эти валунные насыпи могли возникнуть в ходе ритуального приношения камней на территорию святилища.

Каждый из посещавших священную рощу приводил для жертвы своим языческим богам гусей, приносил первые плоды урожая, первое молоко роженицы, а также небольшой камень, который оставляли в определенном месте. Так постепенно из года в год образовывались внушительные каменные кучи. Вы не поверите, но горы этих камней на святилищах северных финнов иногда достигали высоты двухэтажного дома. И даже если священная роща вырубалась противниками язычества, обычай собирать кучи из жертвенных камней, но уже в другом лесу неподалеку, все равно сохранялся.

Странная находка на “Разбойничьей горе”

Накануне поездки в варнавинскую тайгу мы забросили компьютеры и стали рыться в старинных этнографических сборниках. Результат не заставил себя долго ждать. Оказалось, что еще в XIX - начале XX века об этом урочище ходило необычное предание. В 1921 го-ду в статье “Паны, клады и разбойники” о нем упомянул этнограф, директор Костромского музея В. И. Смирнов: “В пяти верстах от деревни Хмелево Варнавинского уезда существует пещера, выложенная камнем, колодезь и выложенная камнем лестница в гору. Предание связывает это место с разбойничьим притоном”.

Сегодня это урочище известно у старожилов под названием “Разбойничья гора”. А варнавинский исследователь Сергей Легченков считает, что в XVII веке устроил здесь свой разбойничий притон отряд Степана Разина. И действительно, известно, что в 1670 году разинский атаман Илья Пономарев, узнав о захвате царскими войсками Козьмодемьянска и о движении отряда карателей на Ветлугу, собрал ветлужских повстанцев и направился на Унжу по лапшангской лесной дороге. В его армии было 400 казаков-конников и 300 пеших воинов, которые двигались на подводах. Отряд этот неминуемо прошел через “Разбойничью гору”, а может быть, даже останавливался здесь.

Итак, до свидания, родной Нижний Новгород, пора в путь! Долго тряслись мы в электричке, потом пересели в старенький тепловоз. Мимо проплывали бесконечные леса, поселки, странные заборы с колючей проволокой. И названия населенных пунктов тоже какие-то странные - Чибирь, Постой, Кайск. На конечной станции нас тут же подхватил старенький советский внедорожник, который медленно, но верно пополз по разухабистой лесной дороге.

А вот и заветное место. Увидев его, мы глазам своим не поверили. Уж больно точно были описаны этнографом Смирновым каменные сооружения, покоящиеся в этом глухом лесном урочище. В полувековом сосняке перед нашими взорами предстали все описанные более 90 лет назад рукотворные каменные объекты. Это и выложенные наподобие лестницы камни, и некая сложенная из больших валунов, напоминающая “колодезь”, ритуальная постройка, и большая рукотворная округлая каменная куча, состоящая из валунов поменьше. Тут же, рядом с кладкой из булыжников, зияла небольшая, но глубокая нора. Кто же отважился стеречь покой этого каменного царства?

Во время осмотра святилища мы заметили, что проезд к нему от используемой и в настоящее время грунтовой дороги обозначен двумя скоплениями валунов, которые были поставлены древними язычниками в ряды. Отдаленно это напоминает каменные лабиринты русского Севера, а если забраться на дерево - то угадываются фигуры рыб. Именно эти камни, по-видимому, в старину называли “каменной лестницей”, известной нам по описанию этнографа Смирнова.

Само собой, что не обошлось без находок. На территории предполагаемого святилища нами был собран подъемный материал, состоящий из железных предметов. Так, рядом с большим камнем-указателем, стоящим у дороги, лежал фрагмент кованой цепи с согнутым из железного дрота крюком. Интересно, что именно такие приспособления марийцы и по сей день используют для подвешивания над кострами котлов для варки жертвенной пищи в священных рощах. А неподалеку была найдена железная сапожная подковка, которая по типу датируется XVI-XVII веками.

Мы склонны считать, что обнаруженные в Варнавинском районе Нижегородской области мольбища являются локальным вариантом архаичных святилищ лапшангских марийцев и по своему устройству напоминают традиционные капища северных финнов - карелов и чуди. К примеру, ареал распространения каменных “куч”, обнаруженных и на наших святилищах, ограничен территорией южной Карелии, южной и западной Финляндии, Приладожьем и островами Белого моря. На территории Карелии валунные насыпи являются отдельным элементом погребальной традиции вплоть до начала XX века. Зачастую валунные груды соседствуют с камнями-чашниками, что фиксируется и в наших случаях.

В отличие от святилищ Карелии, на средневековых марийских памятниках археологии, а также на более поздних святилищах и в священных рощах сложения из камней практически не встречаются. Тем не менее, в некоторых случаях такая традиция у марийцев все-таки бытовала. Так, почитание камня прослежено на Ирмарском жертвеннике, мольбищах “Тарасова гора”, Ишаныр и Омык Лиде в Марий Эл, а также на Чумбулатском мольбище в Кировской области.

Дмитрий Карабельников

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. На Первом канале идёт телеигра "Поле Чудес", ведь сегодня пятница. На сайте можно найти все ответы в игре "Поле Чудес" за 27 октября 2017 года. А в этой статье можно подробнее ознакомиться с заданием на финальный тур, а также узнать правильный ответ на вопрос финального тура. А впереди Суперигра!

Как в старину называли лес с оврагами, непроходимую местность?

В интернете на этот вопрос имеются ответы, ведь такой вопрос часто встречается и в кроссвордах, и в различных викторинах. Русь всегда славилась своими лесами и чащами. И леса были непроходимые и густые. Если человек попадал в лес, то из него не каждый и выходил. В старину на непроходимый лес говорили "зараза" . Вот что можно узнать о слове "Зараза" в Википедии.

  • Зараза - многозначный термин.
  • Зара́за - болезнетворное начало, распространяемое микроорганизмами.
  • Зараза (zaraza) - в Мексике напиток из фруктового сока.
  • Зараза (Zaraza) - населённый пункт в Венесуэле.
  • Заразы - географический апеллятив, обозначащий труднопроходимое место. Так обычно объясняется название города в Подмосковье - Зарайска.

А вот варианты происхождения названия города Зарайска.

  • Название города происходит от древнерусского слова «зараз», означающего «обрыв берега реки».
  • Название «Зарайск» происходит от слова «ряса» (болото): город относительно Рязани находился за болотами, или «за рясками».
  • Название пошло от места в городе, где во время эпидемий холеры и чумы хоронили умерших.
  • По версии историка М. Н. Тихомирова, название города произошло от слова «зараза» (непроходимый, заповедный лес).
  • Название города происходит от слова «заразить» в его древнерусском значении «убить, разить на смерть». По легенде, в 1237 году Евпраксия, жена князя Фёдора Юрьевича, чтобы избегнуть татарского плена, бросилась со своего терема и, таким образом, убила себя, то есть «заразилась».

Правильный ответ на вопрос финального тура: Зараза (6 букв).

Место, где расположились четыре деревни, богато овра­гами и урочищами. Каждый из них имеет свою легенду и на­родное название, связанное с человеком, природными явле­ниями, происшествиями. Название некоторых оврагов и урочищ на русский язык не переводится. В 1966 году археологи г. Ка­зань около села Альменево проводили раскопки и нашли ста­ринные памятные знаки со времен Городецкой культуры.

Река Большой Цивиль протекает около деревни Альменевo. Раньше на реке действовали многочисленные водяные непышны. По берегам реки росли калина, смородина, шиповник, ольха, ива, ежевика. Здесь было много омутов. Каждый и» них имел свое название, как «свистящий омут», « змеиный омут», «Сентеров омут». Реки Большой и Малый Цивиль сливаются, впадая около города Цивильск в реку Цивиль. Эта река является правым притоком реки Волга и впадает в нее ниже города Новочебоксарск.

По дну оврага «Аба-Сирма» (Упа ҫырми) протекает речка, приток реки Большой Цивиль. По легенде давным-давно около деревни Карачура шумел вековой лес. Там жил огромный медведь, крестьяне боялись даже приблизиться к лесу. Однажды люди рассердили зверя. Медведь рычал на весь лес, когтями разрывал землю вокруг своей берлоги, с корнями рвал кусты и выворачи­вал деревья. Вдруг из-под небольшого дуба начал бить маленький ручеек. Вода была чистая, как слеза. Она с каждым днем всё уве­личивалась, искала себе дорогу и побежала в сторону реки Большой Цивиль. Люди назвали эту речку «Упа ҫырми».

Кивӗ ҫӑва - место старого погоста расположено северо-западнее деревни Ермошкино.

Хёрлё ҫырма (Красный овраг) - этот овраг богат большими залежами красной глины. Крестьяне использовали его для хозяйственных нужд: изготавливали кирпич, посуду, детские иг­рушки. Однажды в овраге случилось несчастье, произошел оползень и накрыл несколько человек, одного из них люди не смогли найти. После этого жители перестали брать оттуда глину.

Аслӑ Киремет ҫырми - около оврага стояли вековые де­ревья, сюда приходили язычники чуваши, приносили жертвы и поклонялись своему Богу, старшему Киреметю.

Ёне хӳри ҫырми - коровий хвост. Здесь пастухи пасли стадо. Во время дождя небольшой овраг наполнялся водой и расширялся. Однажды перед дождем коровы перешли на ту.торону оврага и мирно паслись. Пастух начал гнать стадо обратно. Животные не слушались, старались убежать. Осо­бенно упрямо вела себя одна корова. Тогда пастух, чтобы немного проучить животное, щелкнул длинным кнутом. Сила удара наконечника кнута была такова, что оторвала хвост коровы. Пастух испугался и выбросил хвост в овраг. С тех пор овраг носит это название.

Мӑн ҫырма - большой овраг, но известен тем, что за­канчивается большим, курганом высотой более 1,5 аршин. Жители говорят, что во время пугачевского восстания здесь располагался караульный пост.

Ача ҫӑва ҫырми - там погибли дети, и овраг назвали «Детским кладбищем».

Сетене ҫырми, Айлюли ҫырми - около оврага была заложе­на основная дорога к другим деревням. Крутой овраг осенью наполнялся водой и шугой. Однажды вечером свадебный кон­ный картеж возвращался домой. Все веселились, пели песни. Дорога была скользкая. Один подвыпивший кучер подъехал близ­ко к берегу, и тарантас вместе со свадебными женщинами оп­рокинулся в овраг. Люди кричали, тяжелая одежда тянула вниз. Две женщины, зная, что они погибнут, запели свадебную пес­ню. Спасти их не смогли. В народе говорят, что там, в темные ночи можно услышать песню со словами «Ай-лю-ли».

Кив ҫурт ҫырми - на этом месте когда-то располагался выселок. Но по неизвестной причине люди туда больше не переселялись. Время шло, жители выселка умерли. Только пустой дом долго стоял на краю оврага, пугая людей. С тех пор этот овраг называется - Оврагом старого дома.

Каччӑ ҫырми - давным-давно около лесного оврага жил молодой красивый лесник. Работал не покладая рук. Любил свой лес, где было много чистых родников. Люди уважали лесника, ходили к нему в лес за ягодами и грибами, заготавливали дрова и вместе с ним ухаживали за лесом. Полюбил этот молодой чело­век девушку из деревни Ослаба. Каждый вечер ходил он на встречу с любимой девушкой, утром возвращаясь, громко пел песни. Однажды по дороге его встретили беглые люди и убили. Похоронили молодого лесника в лесу, около оврага, рядом с родником. С тех пор это место называют Оврагом молодого парня.

Лармис Ерми ҫырми - когда-то семья Еремея Лармиса отделилась от деревни и поселилась жить около этого оврага. В один год от лихорадки умерла вся эта семья. С тех пор овраг носит имя Еремея Лармиса.

Шашкӑ майри ҫырми - о большой любви чувашского парня и русской девушки напоминает название этого оврага. Но их совместная жизнь была недолгой. От тифа умерла кра­савица жена и была похоронена около этого оврага. Сейчас овраг называется Оврагом жены Шашки.

Салӑт пыр ҫырми - около оврага и небольшой речки располагалось зольное предприятие.

Ҫулти ҫул ҫырми - на этом месте шумел суровый лес. Кре­стьяне для хозяйственных нужд лес вырубили, а дорогу, из-за ненадобности, забросили. Со временем на бывшей лесной дороге образовался овраг, который назвали оврагом Верхней дороги.

Уртем сӑмси - участок земли крестьянина Артема с двух сторон был окружен оврагами, которые ежегодно расширя­лись. Скоро остался только клочок земли в виде носа, с тех пор этот участок называется Носом Артема.

Киремет сӑмси - косогор, где крестьяне давали дань Богу «Киремет». Внизу для проведения обряда жертвоприношения вырыли две небольшие ямы. Тогда косогор получился в виде носа, которого называли Носом Киремет.

Карачӑм хурами - в овраге «Мӑн ҫырма» около деревни Поганкаси стоял одинокий вяз. Зимой около дерева умер пут­ник из села Альменево Герасим. Поэтому местность называ­ется «Герасимов вяз».

Хӗр ури - в былые времена летними вечерами на этом месте собиралась молодежь. Они играли, водили хороводы, пели и плясали. Однажды одна молодая девушка сломала ногу, и с тех пор овраг называется Девичьими ножками.

Карась вар - эта балка, где водились караси.

Укҫаллӑ вар - Октябрьская революция напугала бога­тых крестьян, и они спрятали в горшках много богатства где-то в этом овраге. Шло время, люди умирали, но богатство, деньги остались лежать на том же месте, и местность стали называть Богатой балкой.

Саккул ҫырми - овраг назван по имени крестьянина Саккул, у которого надел пахотной земли находился около этого оврага.

Ерми ҫырми - старый Еремей здесь ежегодно косил тра­ву, а рядом был его надел земли.

Ахрит ҫырми - в старину овраг был очень глубоким и коварным, вода там, кружась, бурлила. Немало людей и жи­вотных нашли там свою смерть. Однажды утонул сын кресть­янина Ахрита. После похорон на этом месте провели обряд жертвоприношения. Поразмыслив, и другие жители деревни начали использовать этот овраг для проведения обряда. Имя Ахрита закрепилось за оврагом.

Петюк ҫырми - Петром звали хозяина земли у данного оврага.

Вал ҫырми - произошло от русского слова «вал», «ва­лить». Раньше, во время половодья и дождей, вода в овраге рушила берега и топила поля крестьян, т.е. валила все, что попадалось на ее пути.

Чашма ҫырми - во время половодья и больших дождей вода в овраге будто кипела, стонала и шумела «чаш-чаш».

Шӗшкӗ ҫырми - там раньше рос непроходимый орешник.

Пилеш ҫырми - около оврага росли кудрявые рябины.

Мур ҫырми - болотистая местность, где часто погибали люди. Со временем там, жители деревни стали хоронить до­машний скот, павший от различных болезней. Люди переста­ли туда ходить без надобности, трагедии прекратились. В на­роде называют «Чертовским оврагом».

Шур ҫырма - болотистая местность, где росли белые бе­резы, а в середине болота было небольшое озеро. Вдруг озеро исчезло, но через некоторое время появилось на другом месте. Люди назвали его «Тени кӳлли». Из-за отсутствия воды болото высохло, люди вырубили березы и на месте старого озера по­садили лен. При Советской власти там разрабатывали торф, карьеры снова заполнились водой, где летом купаются дети и ловят рыбу. Место называется Белым оврагом.

Ҫеҫтепи ҫырми - в старину около оврага проходила до­рога. Однажды разбойники напали на свадьбу и убили не покорившуюся им девушку по имени Ҫеҫтепи. С тех пор ов­раг носит её имя.

Кроме этого, вокруг этих четырех деревень много полей, которые имеют определенные названия. Поле около деревни Муньялы, где располагался старый дом крестьянина Муссы, имеет название «Мус ҫурчӗ», т.е. Дом Муссы. Река Цивиль раньше была широкая и глубокая. В одном месте она протекала со свистом, поэтому поле около этой реки люди назвали «Шӑхӑра-кан авӑр уйё». Другое поле славилось обилием сочной травы. Там люди пасли скот, косили траву, и оно называется - «Ҫӗртме курӑк уйё». На следующем поле росли дикий хмель и щавель, поэтому за ним осталось название «Хӑмла-сӗрет уйё». Неда­леко от него шумел суровый дубовый и вязовый лес. Даже сегодня одиноко в поле стоят крепкие дубы и вязы, а мест­ность называется «Хурама уйё». На поле «Татӑк ҫӑка уйё»«Казак карти уйё». Далее - Кив ҫул (Старая дорога), Кӑкшӑм улӑхӗ (Кукшумский луг), Лаптӑк улӑх (Плоский луг), Пӗчӗк улах (Маленький луг), Каска уйё (Коряжье поле), Карачура уйё (Карачуринское поле), Хура куль (Черное озеро), Савкӑч ҫырми (Савкачий овраг), Авшак арманё (мельница), Марат лешёкки (Муратовский злой дух), Мӑн кёпер (Большой мост), Хыр куче (Сосновый комель), Вил Ҫавал (Мертвый Цивиль), Анатри арман (Нижняя мель­ница), Чалӑш тӑвайкки (Кривой косогор), Чалӑш хурама (Кри­вой вяз), Хуп арман (Закрытая мельница), Ҫӑка куче (Комель липы), Вӑрманкас тӑвайкки (Вурманкасинский косогор), Эрук карти (Эрукова изгородь), Вал пырё (Устье реки), Сар хӑва (Желтая ива), Нурӑс шёшки (Норусовский орешник). долю стояла одинокая липа, в которую ежегодно ударяла молния. Однажды молния отщипнула половину дерева, но оно не погибло. Старожил еще долго цвел, притягивая пчел. Историческое поле, где стояли казаки во время крестьянско­го бунта 1842 года, называется

Овраг

(верх, вершина, водомоина, яр, лог, лощина, рытвина, ров, провалье). Упавшая из атмосферы вода, сбегая в виде потоков, по наклонной поверхности, способна, при известных условиях, производить размывание суши. Так произошли все удлиненные рытвины размытия - большая часть речных долин, балки и овраги, из которых последние представляют лишь самую молодую или первую стадию процесса размывания или, как говорят геологи, образования отрицательных форм рельефа. При благоприятных условиях, т. е. при значительном наклоне местности, при рыхлости почвы и грунта, при отсутствии леса и т. п., для начала образования О. достаточно подчас самой ничтожной причины, например борозды вдоль склона, дорожки, протоптанной скотом, трещины в почве и т. п. Наиболее обычными причинами зарождения О. бывают следующие (по сводке г. Керна): 1) сведение растущего по О. леса или кустарника и корчевка пней; 2) распахивание задерневших крупных склонов, с углом падения в 20 и более градусов, в зависимости от почвы и геологического строения стенок О.; 3) проведение пограничных борозд по направлению к О., низинам и лощинам; 4) копанье канав, добывание камня и вообще всякое нарушение целости дернового покрова на крутом склоне; 5) выпас скота по крутым склонам и особенно прогон его одной тропой; 6) солнечный жар и сильные морозы, дающие трещины в почве; 7) распашка так называемых "блюдцеобразных котловинок" в степи; 8) образование железнодорожных насыпей и выемок; 9) ризы для спуска леса в гористых местностях; 10) обвалы и провалы, явившиеся в силу геологических причин. В ряду указанных факторов самое видное место занимает, бесспорно, вырубка лесов по склонам. Как на поучительный пример, можно указать на О. в верховьях Оки, между деревней Верхней Морозихой и селом Воронец. По словам С. Н. Никитина, все О. здесь имеют тожественное геологическое строение на всем пути, но судьба и развитие их находятся в строгой зависимости от распространения лесных площадей. Около деревни Морозихи овраги производят страшное разрушение на пашне, в близлежащем же лесном участке мы видим их только заросшими, с совершенно недеятельными вершинами. Но вот ближе к селу Воронцу обширные площади леса были несколько лет тому назад сведены, и в вершинах этих заросших и заглохших О. уже начались водомоины, мощное разрушение и обрывы лёсса. Обыкновенно, быстро проходя стадию канавы и рытвины, О. энергично начинает углубляться и расти своей вершиной. Иногда стенки О. делаются положе, облужаются или зарастают лесом, и О. замирает и превращается в балку. Но чаще О. остается деятельным, создает на своих стенках условия для образования новых О.-ветвей, и тогда, в сравнительно короткое время, страна покрывается густой и запутанной сетью О. Особенно значительной разъеденностью своей поверхности отличаются местности, выстланные рыхлым материалом - степная полоса России, Туран, Китай, некоторые штаты Северной Америки, Испания и др.

Чтобы судить об овражистости южной России, достаточно взглянуть на прилагаемый клочок трехверстной карты Полтавской губернии, которую можно считать еще средней по изрезанности О. (фиг. 2).

Есть местности на юге, где площадь под О. занимает 15-20% всей местности. В уездах Задонском, Нижнедвицком, Коротоякском и Богучарском площадь неудобной земли составляет около 120 тыс. десятин, из коих значительная часть должна быть отнесена на одни крутые склоны О. Есть основание думать, что человек застал рельеф южнорусских степей уже в стадии покоя, т. е. с залуженными или облесенными балками, и только позднейшей распашкой склонов и сведением лесов довел страну до того печального состояния, в каком она находится теперь. И в настоящее время не редкость встретить на дне некогда залуженной балки вторичный действующий О., глубиной до 15 и более метров. О скорости роста О. в литературе мало указаний. О. у Горишных Млинов, близ города Кобеляк, вырос своей вершиной, с 1872 по 1888 г., на 320 футов, т. е. рос со скоростью около 3 саженей в год. В Лебедянском уезде Тамбовской губернии, на месте спущенного пруда в 1862 г. образовался О. (Княжой), который в течение последующих 6 лет удлинился на 70 саженей и образовал ветвь в 30 саженей длиной. Спустя 30 лет (в 1892 г.) он вырос еще на 250 саженей и углубился на 3 сажени. За последние 24 года вода унесла не менее 2400 куб. саженей земли, образовав зияющую пропасть, площадью около 2 десятин. На основании всех подобных указаний можно принять среднюю скорость роста О., равной около 3 саженей в год. Большей частью, верховье О. представляет котлообразное или циркообразное провалье, с совершенно отвесными стенками. От них весной и после ливней отделяются вертикальные столбы земли, падают в котел, перемалываются и выносятся водою. Далее, к устью О. делается шире, стенки положе; появляется масса оползней, обвалов и осыпей; наконец, при известном угле падения склона О. замирает, т. е. задерновывается. Чем поверхностные горные породы рыхлее, тем О. длиннее, глубже и круче. О. нашей степной полосы можно разбить на два крупных типа - О. юго-западной степи, лёссовые, и О. восточной степи, глинистые. Первые характеризуются своими значительными размерами и крутостью стенок, которые в верховье О. обыкновенно вертикальны. Вторые более широки и имеют более пологие склоны. Здесь спуск к О. начинается иногда за версту и более от русла, тогда как в лёссовой степи совершенно ровная местность почти внезапно обрывается в какой-нибудь О. Характер О. отражается и на физиономии степи: тогда как восточная часть степной полосы представляется целой системой увалов, выпуклостей, - юго-западная кажется безбрежной, гладкой равниной, изъеденной бороздами - врагами. Средний размер полтавских О. таков: длина 7,4 верст, ширина 23,6 саженей, глубина 5,6 саженей. Однако, в той же губернии встречаются О. 70 верст длины, 140 саженей ширины, 8 и более саженей глубины. При столь значительной длине О. могут перерезать водоразделы, соединяя, таким образом, различные речные системы. Соединение может происходить либо непосредственно, прямым ростом О. вплоть до соседней долины, либо посредством смыкания двух, идущих друг другу навстречу. Так, в Зеньковском уезде встречаются О.-балки, принадлежащие системе Псёла, которые своими вершинами совсем близко подошли к правому берегу Ворсклы. Соединениями второго рода, посредством смычек, богат, например, водораздел Псёл - Голтва - Ворскла (Волчек, Б. Кривая Руда и др.). Таким путем происходило даже изменение течения реки, перемещение водоразделов и т. п. Так, по Соколову, балки в Александрийском уезде Херсонской губернии (Богдановка, Чумянная,Чернолесска и др.) принадлежали раньше бассейну реки Тясмина и только позднее были захвачены рекой Ингулец, результатом чего явилось перемещение водораздела к северу и изменение течения вод в сторону противоположную прежнему. Значение О. в экономии природы огромно. Вообще говоря, процесс образования О. ведет к нивелированию поверхности земного шара путем размыва выпуклых частей и заполнения морских впадин твердым материалом. В частности же, на каждом данном клочке земли этот процесс приводит к крайнему изборождению поверхности, и это обстоятельство является в высшей степени неблагоприятным для человека. Вот главнейшие последствия роста О.: 1) Смыв и вынос в реки и моря почвы. Этим путем ежегодно у южнорусского земледельца отнимаются многие тысячи десятин тучного чернозема, которым, в свою очередь, засоряются речные русла. Частное обмеление рек обязано, главным образом, этому обстоятельству. 2) Быстрое стекание атмосферных осадков. Отсюда сильные водополи весной и после ливней, мелководье рек в остальное время и малое поступление воды в подпочвенные горизонты. 3) Дренирование местности и понижение уровня грунтовых вод. Явление особенно резко выражается тогда, когда О. прорезал свиту водоносных пород и дном упирается в породы водонепроницаемые. Иссушение степи, сельскохозяйственные невзгоды должны быть отнесены, в значительной степени, на счет этого фактора. 4) Увеличение испаряющей поверхности, местами на 25-50% всей площади земли, играет также немалую роль в иссушении местности. 5) Занос культурных площадей песком почти всегда имеет место, когда О. прорезает толщу песков, который выдувается из русла. 6) Перерезание О. дорог - явление обычное и разорительное. Между Алатырем и Ардатовым, на протяжении 22 верст, во второй половине пятидесятых годов было три моста через О., теперь же их 42. Вот главнейшие последствия овражистости, заставляющие смотреть на О., как на врага, борьба с которым неотложна, хотя раздавались голоса и в защиту О. (Краснов, Мертваго).

Литература. Киприянов, "Заметки о распространении оврагов в южной России" ("Журн. глав. управления путей сообщения", 1857); В. Докучаев, "О. и их значение" ("Труды Императорского Вольного экономического общества", 1887, т. III); Н. Сумцов "Овраги" (популярный очерк, Харьков, 1894); Э. Керн, "Овраги, их закрепление, облесение и запруживание" (изд. 3-е, М., 1897). Кроме того, множество отдельных глав и сведений об О. рассеяно в различных "Трудах" естественноисторических экспедиций, геологических работах и т. п.

П. Отоцкий.

Укрепление оврагов. Не на всех почвах О. образуются одинаково быстро; для образования их необходимо, с одной стороны, периодическое появление масс воды, которые не могут быть впитаны почвой, с другой, известная склонность. почвы к размывам, обусловленная малой связностью ее частиц. Наиболее сильное влияние периодически стекающих вод приходится наблюдать на склонах гор, вершины которых покрыты вечными снегами, затем на склонах более или менее обширных плоскогорий (например Яйла в Крыму); в этих случаях разрушительная сила воды в чрезвычайной степени усиливается быстротой ее течения по более или менее крутому склону, так что наиболее связные почвы легко поддаются размыванию. Только присутствие леса ослабляет скорость стекания воды и защищает почву склонов от размывов. В равнинных местностях периодически появляющиеся воды не приобретают такой значительной скорости и такой разрушительной силы; кроме того, значительная часть медленно протекающей воды может впитываться почвой. Поэтому не всегда в равнинах наблюдаются и размывы: присутствие травянистого покрова (дерна), подобно присутствию леса на склонах гор, ослабляет скорость стекания вод и, кроме того, увеличивает связность верхнего слоя почвы, в котором обильно ветвятся корни травянистых растений. Уничтожение травянистого покрова, скреплявшего почву, часто оказывается достаточным, чтобы проявилась разрушительная сила воды и появились размывы почвы. Уничтожение, вернее ослабление, травянистого покрова происходит чаще всего под влиянием пастьбы скота, который, сверх того, растаптывает верхний слой почвы, ослабляя этим его связность. В значительной степени также способствует образованию промоин распашка почвы. Пашня, правда, значительно сильнее впитывает воду, нежели не распаханная почва, и на совершенно ровном месте может даже прекратить стекание периодически появляющихся вод [Одно из редких исключений можно наблюдать у нас в степях, где поздний снег падает часто на успевшую уже замерзнуть почву и получающаяся при таянии его вода стекает по замерзшей почве не просачиваясь в нее.]; но связность почвы настолько уменьшается при распашке, что достаточно малейшей неровности, ничтожной ложбинки, чтобы могло обнаружиться размывание почвы. Чем более разрастается О., тем сильнее проявляется в нем разрушительная сила воды, подмывающей склоны и выносящей подмытую землю к устью О.; эти выносы (на Кавказе их называют селями ) или отлагаются на заливаемых водою местах, образуя нежелательные наносы, или, попадая в реки, способствуют образованию в них отмелей, затрудняющих судоходство. Поэтому продолжающие расширяться, или, как их называют, длительные О. представляют известные опасности для нижележащих мест и укрепление их может представить общегосударственный интерес. О. небольшого протяжения, начавшие образовываться недавно, обыкновенно успокаиваются сами, как только будет устранено влияние причины, вызвавшей образование их, т. е. прекратится выпас скота, распашка склонов и т. п.; склоны такого О. зарастают травой, а иногда и лесом, и он переходит в разряд недеятельных или спокойных. Распашка склонов или усиленная пастьба скота может снова вызвать размывы спокойного О. и обусловить его дальнейший рост, который выражается в образовании новых разветвлений или так называемых отвершков. Таким образом, предупредительные меры по отношению к О. сводятся к охранению имеющегося на склонах и по отвершкам травянистого покрова. Борьба с деятельными О. заключается в искусственном укреплении их, за которым следует или облесение склонов, или запруживание О. для образования постоянного водовместилища. Техника работ, производимых для укрепления О., заимствована из практики укрепления и облесения горных склонов, развившейся во Франции и, позднее, в Австрии. Само собой разумеется, что для укрепления О. достаточны гораздо более слабые сооружения, нежели те, к которым приходится прибегать для ослабления разрушительной силы могучих горных потоков. Последние сдерживаются каменными запрудами, иногда возводимыми кладкой на цементе, в О. же устраивают заграждения из дерева, чаще всего из хвороста. Запруды устраивают для того, чтобы ослабить скорость стекающей воды и заставить ее отложить за запрудой те частицы почвы и камни, которые она уносит с собой. За каждой запрудой, в конце концов, образуется слой наносов и снабженный ими склон превращается в систему террас, имеющих весьма слабое падение, при котором стекающая вода не может приобрести разрушительной силы. Система таких запруд, устроенных из фашин, изображена на приложенной таблице.

Укрепление склона фашинными запрудами.

Для определения числа и характера запруд, необходимо, прежде всего, выяснить бассейн данного О., т. е. определить ту площадь, с которой вода стекает по его руслу. Для такого определения служит, всего лучше, выраженный в горизонталях план местности (фиг. 3), на котором водораздельные линии, ограничивающие бассейн О., легко могут быть обозначены.

Впрочем, в зависимости от свойства почвы и состояния ее поверхности, большая или меньшая часть бассейна будет впитывать выпадающую на нее воду, которая, следовательно, не будет стекать в О. Для данных свойств почвы границы такой безопасной части бассейна будут определяться некоторым предельным углом наклона поверхности. Но точное определение площади бассейна важно при регулировании горных потоков, где значительный бассейн с крутыми склонами требует устройства капитальных запруд, заграждения же, устраиваемые в О., несмотря на всю свою легкость, обыкновенно оказываются с избытком достаточными. Эти заграждения устраивают из кольев и хвороста, который или связывают в фашины, или заплетают между вколоченными в землю кольями. В особенно опасных местах такие заграждения делают двойными или даже тройными (фиг. 4), но в громадном большинстве случаев ограничиваются одиночными.

Разрез запруды из заплетенного хвороста изображен на фиг. 5, фашинной - на фиг. 6.

Если для таких запруд употреблять свежий ивовый хворост или свежие ивовые же колья, то они легко укореняются в наносимой к запрудам земле, дают новые побеги и получается живая запруда, отличающаяся особенной прочностью. Такая живая запруда изображена на фиг. 7 [На фиг. 5-7 показаны размеры отдельных частей запруд в метрах.]. Установка

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»