Умственные способности дельфинов. Дельфины – люди моря

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Дельфин - прекрасное создание природы. Это теплокровное млекопитающее в душе любого человека способно вызвать бурю эмоций, а встреча с дельфином, несомненно, произведет огромное впечатление. Дельфины являются одними из удивительнейших существ на нашей планете. Об их интеллектуальных способностях ходят легенды, уникальный слух млекопитающих поражает, да и взаимопомощь и самопожертвование, на которое идут ради своих собратьев дельфины никого не оставят равнодушными. Способности дельфинов давно являются объектом пристального изучения. Так что же удалось выяснить науке об этих загадочных существах?

Интеллект дельфинов

Дельфин, безусловно, животное разумное. И дело здесь отнюдь не в объеме мозга. * Кстати, мозг дельфина схож по весу с мозгом человека. Размер в данном случае не имеет значения. Ведь, например, у слона мозг еще больше. Однако удивительного интеллекта у представителей этого животного не наблюдается. Другое дело – дельфины. Швейцарские ученые, проводившие исследования способностей животных, обнаружили, что по уровню интеллекта дельфины занимают второе после, естественно, человека место. Слоны оказались третьими, а обезьяны заняли только четвертое место. В чем же проявляются интеллектуальные способности дельфинов? Прежде всего, стоит отметить быструю обучаемость морских обитателей. Выполнять команды дельфины учатся иногда даже быстрее, чем собаки. Дельфину достаточно показать трюк 2-3 раза, и он с легкостью повторит его. Кроме того, дельфины проявляют и творческие способности. Так, животное не только способно выполнить задание дрессировщика, но и проделать в процессе еще какие-то трюки. Удивительно и такое свойство дельфиньего мозга: по-настоящему он никогда не спит. Правое и левое полушария мозга отдыхают поочередно. Ведь дельфину нужно всегда быть начеку: избегать хищников и периодически всплывать на поверхность для дыхания.

Слух дельфинов

Природа наделила дельфинов уникальным слухом, действующим по принципу эхолокатора. Очень часто слух заменяет дельфинам зрение. Именно слух помогает этим морским жителям находить пищу ночью или в мутной воде, избегать опасностей в виде хищников и не натыкаться на препятствия. Слух дельфинов и других китообразных острее человеческого в 400-1000 раз! А диапазон воспринимаемых ими звуков очень широк. Дельфины различают звуки в диапазоне от 1 герца до 320 килогерц, что выше пределов слышимости человеческого уха в 15 раз. Лучше всего дельфинам удается улавливать ультразвуки.

Язык общения дельфинов

Дельфины – социальные животные, живущие стаями. И язык общения в стае им удается находить гораздо быстрее, чем человеку в своем обществе. Общение дельфинов выражается в звуковых импульсах и ультразвуке. Издают морские обитатели широкий набор разнообразных звуков: свист, щебет, жужжание, писк, визг, чмоканье, щелканье, скрежет, хлопки, рёв, крик, скрип и т.д. Наиболее выразительным является свист, разнообразие видов которого насчитывает несколько десятков. Каждый из них означает определенную фразу (сигнал тревоги, боли, призыв, приветствие, предупреждение и др.) Американские ученые пришли к выводу, что у каждого дельфина в стае есть свое имя, и особь на него откликается, когда к дельфину обращаются сородичи. Ни у одного другого животного такой способности обнаружено не было.

Способность нырять на большие глубины

Не менее удивительна еще одна способность дельфинов – нырять на глубины до 300 метров без признаков кессонной болезни. * Кессонная болезнь – заболевание, возникающее при быстром переходе из среды высокого давления в среду с более низким давлением. Известно, что при погружении на глубину давление воды увеличивается каждые 10 метров на 1 атмосферу. На глубине в 300 метров на один квадратный сантиметр туловища дельфина действует сила в 30 килограмм. Для человека погружение даже на 100 метров грозит опасностью. Но мало того, что дельфины выдерживают столь сильное давление воды, эти млекопитающие еще и выныривают с глубин на высокой скорости. Быстрое же возвращение на поверхность, например, для водолаза может стать роковым.

Способность регенерации

Удивительное свойство организма дельфинов – быстрое заживление ран. Даже при глубоких и серьезных повреждениях дельфины не истекают кровью. Эти морские обитатели могут использовать свои способности ныряния на глубины и тем самым задерживать ток крови до момента, пока не начнется ее свертывание. Раны дельфинов не инфицируются. Кожные покровы и подкожный жир млекопитающих содержат антибактериальные вещества, предотвращающие развитие заражения в ране. Уникальны и заживляющие свойства тела дельфина. Даже на месте ран величиной с два футбольных мяча ткань заменяется полностью. При этом никаких увечий и шрамов не наблюдается. Природа загадывает нам иногда удивительные загадки. И одной из них является, несомненно, дельфин. Об этих морских обитателях мы знаем еще очень мало. Далеко не все способности дельфинов изучены. Но даже то, что сегодня о них известно, уже поражает.

Последние исследования биологов привели к сенсационному выводу: дельфины - самые интеллектуальные существа на планете.

Дельфин - разумное животное. Новые аргументы в пользу этой гипотезы дали недавние исследования ученых из Пенсильванского университета. В течение достаточно длительного времени специалисты изучали язык дельфинов и получили поистине потрясающие результаты. Как известно, звуковые сигналы возникают в носовом канале дельфинов в момент прохождения через него воздуха. Удалось установить, что животные используют шестьдесят базовых сигналов и пять уровней их комбинирования. Дельфины способны создавать "словарь" объемом 1012! Едва ли дельфины пользуются таким количеством "слов", но и объем их активного "вокабуляра" впечатляет - около 14 тысяч сигналов! Для сравнения: такое же количество слов составляет средний словарный запас человека. А в повседневной жизни люди обходятся 800-1000 словами.

Сигнал дельфина, если перевести его на человеческий язык, представляет собой нечто вроде иероглифа, который означает больше, чем отдельное слово. Наличие у дельфинов языка, по своей сложности превосходящего язык людей, является настоящей сенсацией.

Редкие способности

Природа загадывает порой удивительные загадки. И одной из таких загадок, без сомнения, остаются дельфины. Несмотря на то что они обитают часто на виду у человека, знаем мы о них очень мало. Но даже то немногое, что известно об этих животных, поражает. Дельфины обладают поистине удивительными способностями. Настолько удивительными, что американец Джон Лилли, изучавший физиологию мозга в Пенсильванском университете, назвал дельфинов "параллельной цивилизацией".

Прежде всего ученых удивляют объем и строение дельфиньего мозга. Исследователи из Пенсильванского университета поместили животное в чрево магнитно-резонансного томографа и увидели, что устройство нервной системы у дельфинов столь совершенно, что порой кажется, будто она развита лучше, чем у человека. "Головной мозг дельфина-афалины, - говорит профессор Лаела Саи, - весит 1700 граммов, это на 350 граммов больше, чем у взрослого мужчины. По своей сложности мозг дельфина отнюдь не уступает мозгу человека: складок, бугорков и извилин в нем даже больше". Общее число нервных клеток у дельфина выше, чем у человека. Раньше ученые полагали, что мозг дельфина такой большой, потому что в нем нервные клетки размещены не столь плотно, как у людей. Однако убедились в обратном: мозг в черепной коробке расположен одинаково. Правда, внешне мозг дельфина больше похож на сферу, чем мозг homo sapiens, который слегка приплюснут. У дельфинов существуют ассоциативные области коры, идентичные человеческим. "Этот факт косвенно указывает на то, что дельфины могут быть разумными", - считают специалисты по морской биологии.

Теменная, или двигательная, доля мозга дельфина превышает по своей площади теменную и лобную долю человека, вместе взятые. Почему природа так одарила этих существ? Что это - результат многовековой эволюции или, может быть, "наследство" разумных предков?

Любопытно, что затылочные зрительные доли у дельфинов чрезвычайно велики, а ведь они не особенно полагаются на зрение. Тогда для чего они им? Как известно, дельфины в большей степени "видят" ушами, испуская ультразвуки. Акустическая линза на голове дельфина фокусирует ультразвук, направляя его на различные объекты. Благодаря этому дельфин и "видит" ушами. Он "ощупывает" подводный объект, определяя его форму.

У обитателей морских глубин два органа слуха: один - обычный, другой - ультразвуковой, - рассказывает исследователь Марио Этти. - Внешний проход заращен, что повышает возможности слуха в воде. Рецепторы другого органа расположены по бокам нижней челюсти, ими воспринимаются малейшие звуковые колебания. Дельфин слышит своей нижней челюстью гораздо лучше, чем мы ушами. Слух дельфинов и косаток в 400-1000 раз острее человеческого. Благодаря множеству полостей в дыхале (носовом клапане) возникают акустические колебания, распространяющиеся на громадные расстояния в воде. Так, синие киты и кашалоты могут слышать звуки, издаваемые их собратьями за тысячи километров!

Как уже было сказано, дельфины виртуозно владеют своим речевым аппаратом. Продувая туда-обратно одну и ту же порцию воздуха, они рождают такую гамму звуков, что их вариации и количество намного превышают звуки, издаваемые человеком. При этом у каждого дельфина индивидуальный голос, свой темп и тембр речи, манера изъясняться и "почерк" мышления.

Весьма любопытно, что работающие одновременно органы слуха и речи создают удивительное богатство звуковой палитры. Возможности мозга млекопитающего так высоки, что он в состоянии проанализировать раздельно спектры, идущие с частотой 3000 импульсов в секунду! В этом случае временной интервал между импульсами составляет всего около 0,3 миллисекунды! И потому для дельфинов речь человека - очень медленный процесс. Они-то разговаривают в скоростном режиме. К тому же умеют вычленять в речи своих собратьев такие детали, о которых люди и не подозревают, так как наш с вами слух их уловить не может.

Но и это не все. Ученые провели серию экспериментов, доказывающих, что дельфины могут обмениваться весьма сложными сообщениями. Вот лишь один из примеров. Дельфину давали некое задание, которое должен был выполнить его собрат, находящийся в соседнем вольере. Через стенку вольера один дельфин "говорил" другому, что надо сделать. Например, взять красный треугольник и отдать человеку. Оба дельфина получали в награду по рыбешке. Однако было видно, что работают они не за вознаграждение, их увлекал сам процесс творческого экспериментирования. Исследователи провели тысячи опытов, задания постоянно менялись, и ни разу дельфины не ошиблись. Единственно возможный вывод из этого: дельфины прекрасно понимают все происходящее и ориентируются в мире подобно людям.

Биологи, проводившие эксперименты, с удивлением замечали, что часто подопытные сами начинали управлять ходом эксперимента и его организаторами - людьми... Энергия творческого поиска передавалась дельфинам, и они предлагали экспериментаторам усложнить и модифицировать задание, при этом ученые неожиданно для себя замечали, что становятся экспериментальной моделью для дельфинов, которые пытались поменяться с ними ролями. Так кто кого изучал?

Кузены по разуму?

Одна из теорий происхождения дельфинов гласит, что они и другие китообразные произошли от древних животных, ушедших с суши в море. В качестве возможных предков называют 20метрового базилозавра и ископаемого дорудона. Ни тот ни другой не обладали таким количеством мозгов, каким сегодня обладают дельфины. Зачем животным, ушедшим в море на жительство, понадобились мозги, по своему устройству превосходящие человеческие? Ведь акулы преспокойно плавают в той же воде сотни миллионов лет. Они имеют совсем небольшой мозг, и его им вполне хватает, чтобы поймать добычу.

Существует и другая интересная гипотеза. Некоторые ученые считают, что в процессе эволюции был период, когда далекие предки человека в силу неких причин были вынуждены покинуть сушу и некоторое время жить в воде. Им приходилось добывать пищу, ныряя на большую глубину. Из-за постоянного кислородного голодания объем мозга у этих существ заметно увеличился. Затем после очередного изменения условий обитания наши водные предки вернулись на сушу... Но, может быть, вернулись не все, а какая-то ветвь осталась в океане и эволюционировала в дельфинов? И нынешние обитатели морских глубин - наши "кузены по разуму"? Не так давно японские моряки обнаружили и доставили на берег необычного бутылконоса, у которого был зафиксирован атавизм - "задние конечности", весьма напоминающие стопы...

Зачем дельфинам такой мощный интеллект? Они не строят дома, не создают коммуникации, у них нет телевидения и Интернета. Однако, может статься, что это им и не нужно. С них довольно тех колоссальных возможностей, которые они имеют. Быть может, дельфины уже живут в виртуальном мире своего сознания и им просто ни к чему внешние признаки комфорта и всего того, что мы называем благами цивилизации. А на нас, людей, они взирают с высоты своего интеллекта как на отсталых существ, не способных ни понять их, ни быть им чем-то полезными, да к тому же еще и во многих случаях варварски поступающих по отношению к другим созданиям. Их общность - это самая настоящая параллельная цивилизация.

И потому может статься, что человечество зря ищет братьев по разуму в глубинах Вселенной, в то время как они находятся совсем рядом. Надо только повнимательнее к ним приглядеться, и, возможно, тогда человеку откроется все богатство параллельных миров. У нас под боком раскинулись целые муравьиные мегаполисы, пчелиные city и урбанистические гнездовья птиц. Чем не сторонние миры - со своими законами, распорядком жизни, историей? Вот только человеку трудно будет смириться с тем, что романтические параллельные цивилизации не надо искать, а все предыдущие поиски - это пустые старания. Хотя время от времени астрономы и фиксируют на просторах бескрайних галактик сигналы, напоминающие дельфиний посвист.

Александр Белов

МНЕНИЯ

Работа мозга

Доктор Джерри Пресли, специалист по морской фауне из Вудсхоулского океанографического института (США):

Есть гипотезы, которые объясняют эволюцию мозга млекопитающих их водным образом жизни. Мозг в таком случае рассматривается как кибернетическая система, состоящая из элементов-нейронов, надежность которой может быть повышена с помощью увеличения числа запасных элементов. Другими словами, если есть слабое звено, то его лучше продублировать. Причиной увеличения дельфиньего мозга стало кислородное голодание. Глубокое погружение - это нештатная работа мозга. И потому преимуществом обладает тот, кто может задерживать дыхание и у кого при этом мозг не страдает. Например, у кашалота мозг больше, чем у синего кита, потому что он ныряет на глубину около километра.

Ольга Силаева, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова:

Есть мнение, что человек отличается от животных наличием языковой системы. Однако это не так. Язык как средство коммуникации между особями существует практически у всех животных и насекомых. Дельфиний словарный запас - около тысячи слов. То есть дельфины имеют весьма развитую речевую культуру.

Джон Лилли успел прочесть и одобрить мою статью, как раз перед своей смертью. Слава Богу, я упел ему сказать, что он был прав!

(Опуб. В трудах, THE 5TH WORLD MULTICONFERENCE ON SYSTEMICS, CYBERNETICS AND INFORMATICS SCI"2001,)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛЬФИНА

А. Г. Ющенко

E-mail: [email protected]

Мозг дельфина (рис. Л. Крюгера и А. Бретнаха) Мозг человека (рис. Р. Коппа)
/А.Г. Томилин, «Дельфины служат человеку», М.: Наука, 1969, 248с./

Введение. Современное состояние глобального "человеческого муравейника" могла бы наглядно охарактеризовать картина изображающая строителя, который возводит грандиозное строение, вынимая для этого блоки из его фундамента. Здесь мы не будем анализировать причины возникновения "синдрома динозавра" у нашего антропошовинистического вида, поскольку это было проделано многими исследователями (наш вклад в это движение - работа "Этика живого вещества как основа этики человека"), а будем исходить из того, что думающее большинство проникнется духом Ванкуверской декларации, возвестившей от имени 24х ведущих экспертов мира еще 1989 году, что "сохранение жизни на Земле - одна из главных задач, стоящих перед человечеством" . В данном исследовании мы постараемся определить, с пантеистических позиций, логику пространственно - временного мегасинтеза не только на уровне человеческих индивидов , но и на уровне наиболее цефализованних форм жизни, к которым необходимо отнести некоторые виды дельфинов. Необходимость такой межвидовой кооперации понимается как закономерная ступень в интеграции сверхсознания ноосферы.

1. Информация и интеллект в современном мире

Наш современный мир, в отличие от предшествующих исторических эпох, успевает существенно измениться за время отдельной человеческой жизни. Ключевая роль в преобразовании мира принадлежит так называемым "информационным технологиям". Построение развитого информационного общества, в котором паутина компьютерных сетей опутает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, - приоритетная задача ЕС. В общем случае, информация представляет собой некую микроструктуру, связанную по определенному закону c соответствующим макрособытием. Информация избавляет нас от необходимости личного присутствия и наблюдения всех событий; владея информацией, мы имеем возможность увидеть их сколько угодно раз и в удобное время в своем воображении или на экране компьютера. Феномен интернет нам легче всего объяснить с эволюционно- биологических позиций. Современные взгляды на информацию позволяют заключить, что она является основой всех известных нам эволюционных процессов на различных уровнях структурной организации: биологическом, психическом, виртуальном . Для предмета нашего исследования будет важно рассмотреть роль информационного обмена у общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов, которые установили коммуникативные связи задолго до появления человека. Сопоставляя роль нервной системы у многоклеточных организмов по синхронизации жизненных циклов отдельных органов и язык общественных насекомых, можно заключить, что они выполняют идентичные функции, а значит, и считать последних некой экзотической формой единого организма, состоящего из относительно обособленных подвижных частей . Очевидно: язык и коммуникация у других биологических видов, включая человека, служат той же цели на различных уровнях их ассоциации. Таким образом, развитие интернет представляет собой образование "нервной системы" в глобальном человеческом муравейнике. Интеллектуальная и культурная интеграция, ввиду демократической природы компьютерных технологий, становится доступной все большему числу людей; индивидуальные сознания последних, совместно с все более усложняющимися системами искусственного интеллекта имеют тенденцию образовывать единое биотехнологическое сверхсознание планеты. Уяснив логику современной фазы мегасинтеза, мы должны задаться вопросом о возможности подобной интеграции среди других биологических видов. Инструментом такого рассмотрения следует выбрать результаты анализа эволюционных причин возникновения и становления интеллекта человека.
Важно отметить, что условием духовно- нравственной интеграции человека с иными высшими формами жизни является принятие им современной биоэтической концепции, изложенной, например, в работе .

2. Tursiops Truncatus и Homo Sapiens

За последние десятилетия ни одно животное не привлекало к себе столько внимания ученых, да и общественности тоже, как дельфин. Долгое время считалось, что Телемах, сын легендарного Одиссея был "первым смертным" подружившимся с его спасшим дельфином. Сравнительно недавно обнаруженные в пещерах Южной Африки стилизованные рисунки с изображением человека плывущего рядом с дельфином оказались гораздо древнее . Эти находки интересно сопоставить с оригинальной и достаточно аргументированной гипотезой о решающем значении "водной фазы" в формировании Homo sapiens на островах вблизи Африки . Тогда вполне можно предположить, что дружба наших предков с дельфинами могла исчисляться тысячелетиями, а может и миллионами лет...
Семейство дельфинов насчитывает около 50-ти видов, среди них наибольшей славой пользуется Афалина или бутылконосый дельфин благодаря своей сообразительности, дружелюбному кроткому нраву, и не устрашающим человека размерам, в отличие, например, от семиметровой касатки. У человека и дельфина оказалось много общего: сходное строение мозга (см. рисунок), неожиданное появление в палеонтологической летописи, любовь к играм и подражательному поведению, альтруистическая любовь к потомству и т.д. Древнегреческие и древнеримские ученые описывали известные им случаи кооперативной ловли рыбы людьми и дельфинами, спасения последними утопающих (в их числе был и знаменитый певец Арион), защиты от акул; новейшая история полностью подтвердила достоверность таких сведений.
Последние десятилетия принесли еще один сюрприз - была обнаружена чудесная способность дельфинов благотворно воздействовать на нервную систему людей во время сеансов совместного плавания. Природа уникального целительного эффекта еще не раскрыта, несмотря на множество выдвинутых моделей от биополевой до биосонарной (диапазон частот сонара дельфина от нескольких Герц до двухсот МГц при мощности до 8 Ватт / см), что не мешает его многолетнему использованию в различных странах мира: США, Дании, Кубе, Японии, и др. Украина также одна из пионеров в данной области благодаря работам, проводимым в Научно-исследовательский центре “Государственный океанариум” Министерства обороны и НАН Украины (г. Севастополь, создан в 1966 году по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова). Уже несколько десятков лет дельфинов обучают инструктора Военно-морских сил США поиску затонувших военных объектов, морской охране баз и т.д. Проводились такие работы и в бывшем СССР. В целом представляется, что достижения в данном межвидовом сотрудничестве впечатляющие, но каковы же их перспективы в свете тех идей, которые взволновали в свое время мировую общественность? Кратко остановимся на самых ярких из этих идей, которые были высказаны заведующим отделом "Общих исследований коры головного мозга" Национального института психического здоровья (США) Джоном Лилли и Игорем Чарковским . В книге "Человек и дельфин" (1962 г.) , опираясь на собственные исследования и оценки уровня структурного развития мозга высших млекопитающих, доктор Лилли предсказывал, что " в ближайшие 10 - 20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов". Наиболее подходящим партнером он считал Афалину по ряду причин. Идея же Игоря Чарковского чисто био-эволюционная: технократическая цивилизация неизбежно приведет к экологической катастрофе на суше, и люди вынуждены будут спасаться в океане. Вместе с дельфинами они создадут новую цивилизацию, конечным продуктом которой будет более совершенное существо "гомо-дельфинус" . Утверждается, что последователи Чарковского умеют спать на воде и находить пищу в море; что они установили с дельфинами особые, по-видимому, телепатические контакты. По крайней мере, в группе Чарковского есть дети, благополучно рожденные в воде под присмотром дельфинов. Что ж, такое развитие событий, при неконтролируемом перенаселении нашей планеты и игнорированием экологических проблем - вполне возможно. Однако будет ли тогда океан еще пригодным для выживания высших млекопитающих? Вместе с тем, до сих пор никому не удалось установить речевой контакт с дельфином, что значительно увеличивает и без того огромное число скептиков данной волнующей перспективы. И все же есть основания считать, что смелые предсказания Лилли отчасти сбылись уже через пять лет! Это продемонстрировала знаменитая шимпанзе Уошо, когда в 1967 году впервые попросила "дать вкусненького" на языке глухонемых Северной Америки - "Амслене", т.е. на человеческом языке . Заметим, впоследствии была организована целая колония шимпанзе, употребляющая этот язык (до ста слов) как для внутривидового общения, так и для общения с человеком. Мозг шимпанзе примерно в три раза меньше, чем мозг человека и менее его развит структурно; мозг афалины по весу больше человеческого и даже превосходит структурно по некоторым параметрам. Так отчего же элементарные разумные контакты установлены с шимпанзе, а не с дельфином? Далее мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Homo sapiens и высшие виды дельфинов, включая Tursiops truncatus (Афалина) являются самими цефализоваными формами жизни в наземной и водной средах, соответственно, что обусловливает коренную особенность их межвидового положения . Строго научного объяснения причин эволюционной необходимости у высших дельфинов такого сложного и большого мозга до сих пор нет, как нет и явных доказательств наличия у них высокоразвитой речи и высших форм рассудочной деятельности. Тем не менее, распространенное мнение о том, что такое выдающееся развитие мозга дельфинов вызвано главным образом его ориентационно -локационными способностями, опровергается тем фактом, что у летучей мыши "чрезвычайно слабо цефализированный мозг и по диффенцировке височных долей она находится на одном из последних мест среди млекопитающих" , несмотря на её известные эхолокационные способности. Нам представляется, что возникновение такого совершенного мозга у дельфинов могло быть обусловлено в их эволюции информационной функцией направленной на социализацию. Наличие информационного обмена между дельфинами подтверждается согласованностью их действий, как во время групповой охоты, так и в экстремальных ситуациях, а также экспериментами по обмену информацией (по акустическому каналу) между дельфинами в изолированных бассейнах, проведенными учеными американского и советского военно-морских ведомств . Тем не менее, однозначная корреляция между частотно-модулированными сигналами и поведением дельфинов до сих пор не установлена. Учеными НИЦ “Государственный океанариум” недавно был обнаружен тонкий гармонический состав коммуникационных сигналов и обосновано положение об информационной значимости кратных высших гармоник, которые ранее не исследовались. Результаты их работы позволяют заключить, что для осуществления коммуникации в приповерхностной нестационарной морской среде дельфины используют тестовые информационные сигналы. В таком случае, по тест- сигналу становится возможным определить закон искажения кратных гармоник в каждом конкретном трафике и, применив обратное преобразование к искаженному информационному сигналу (для чего необходим высокоразвитый мозг), восстановить его достаточно полно. Заметим, что в НИЦ "ГО" разработана также и конструкция модернизированного транспонирующего устройства, преобразующего гармонический спектр сигналов дельфинов в область частот, воспринимаемых человеком. В целом представляется, что современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть техническую проблему существенного различия естественных коммуникационных систем человека и дельфина. Однако проблема не только в этом. Очень важно понять, что формирование интеллекта отдельного человеческого индивидуума в конкретной исторической фазе органически связано с соответствующим уровнем культуры, обусловленной состоянием научно-технологического прогресса всего человеческого сообщества. Для формирования интеллекта личности в человеческом обществе служит институт семьи и создана многоступенчатая система образования, которая фактически исполняет роль репликатора культурного мимофонда . Следует обратить особое внимание на то, что способность к формированию интеллекта человека кардинально зависит от его возраста. Известные нам многочисленные случаи длительного воспитания детей вне человеческого общества, например, в семье волков, показывают, что они, возвращаясь обратно к людям, практически не поддаются обучению. По-видимому, нейроны их мозга утрачивают способность устанавливать дополнительные связи. Фундаментальные эксперименты, проведенные Марком Розенцвейгом, показали , что " у крыс, выращенных в "обогащенных" лабораторных условиях (т.е. в просторных клетках, где они содержались совместно с другими крысами и имели много разнообразных предметов для игры), кора мозга была развита лучше, чем у крыс, выращенных в пустых и тесных клетках. Расширение социального и физического опыта приводит к большему развитию нервной системы, и благодаря этому крысы быстрее и лучше решают различные задачи, например, задачи с лабиринтом". Иными словами, интеллект высокоорганизованных животных в большой степени зависит от воспитания и научения, т.е. от их информационного окружения. Очевидно, что чем выше биологическая организация мозга, тем большее значение в его активном формировании приобретает среда. Это означает, что интеллект человека реплицируется неким "социальным оператором" благодаря возрастной пластичности его мозга поскольку "нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое сознание"" . Возрастная пластичность мозга млекопитающих является фундаментальным фактом, значение которого, представляется, еще не осознано в должной мере. Приведем такой пример: у человека, имеющего "серьезное повреждение левой стороны мозга... мозг оказывается достаточно пластичным, чтобы передать управление речью неповрежденному левому полушарию. У взрослого человека эта пластичность не сохраняется". (выделено нами). По существу, наша цель - подойти к пониманию того, что в отношении наиболее цефализованных видов дельфинов правильно ставить задачу не об оценке уровня их интеллекта, как это делалось до сих пор, а о поиске методов его активного возрастного формирования, в известном смысле моделирующих репликационные функции социальных институтов человеческого сообщества!
Основными ожидаемыми результатами в случае успешной реализации проекта такого исследования могли бы быть :
(1) подтверждение фундаментальной возможности интеллектуального развития высших видов дельфинов, отвечающая “выдающейся величине neocortex” их высокодифференцированного мозга к информационному восприятию достижений человеческого культуры и, основанная на ней -
(2) новая форма межвидовой кооперации в практической и духовной сферах, соответствующая эволюционной тенденции формирования планетарного сверхсознания.
Естественно, лишь дальнейшие исследования могут определить истинные физиологические возможности мозга дельфинов и их готовность к восприятию достижений человеческого интеллекта. Конечно, априорно мы ничего не можем сказать о механизме мышления дельфина, он то и у людей бывает преимущественно левополушарный (речевой) или правополушарный (образный). В этой связи уместно будет вспомнить Норберта Винера, который "отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов" и Альберта Эйнштейна заметившего по этому поводу следующее: "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышле¬ния. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственной основой предложенного здесь исследования возможностей усвоения интеллектом наиболее цефализованных видов дельфинов исторических достижений человеческой культуры является осознание человеком себя как творения, созданного эволюционным мыслительным процессом а, значит, и необходимости этического соответствия своей деятельности логике общего планетарного развития, из которой следует, что научно-технические, а также духовные достижения человечества принадлежат общему феномену жизни на Земле. Заметим, обоснованная нами концепция о гомологичности психологии творчества сознания и природы позволяет нам трактовать эволюцию как рефлексирующий мыслительный процесс . Научным обоснованием возможности такой формы интеллектуальной кооперации является как фундаментальное свойство "пластичности" нервной ткани млекопитающих, которая является анатомической основой исторического развития человеческой цивилизации, так и высокоразвитый мозг наиболее цефализованных видов дельфинов. Техническим обеспечением конструирования канала связи для практической реализации отмеченной межвидовой кооперации являются выдающиеся достижения современных телекоммуникационных технологий в кодировании, передаче и обработке информационных сигналов, а также в распознавании сложных образов.
К сожалению, пластичность нервной ткани человека и дельфина может быть использована в негуманных целях для обеспечения эгоистичных корпоративных интересов влиятельных структур человеческого сообщества. Поэтому хотелось бы привлечь внимание демократической общественности к этой проблеме, и в особенности, альтруистических организаций в плане контроля над соблюдением как этических норм в сфере образования и массовой коммуникации, так и биоэтических - в области научных исследований.
Тот очевидный факт, что человеческая практическая деятельность и все еще сохраняющаяся вероятность ядерной катастрофы создали реальную угрозу существования жизни в современных высокоразвитых её формах , лишает человека права считать себя выше других безобидных живых организмов. Скорее всего, основная причина генетически детерминированной агрессивности человека заключается в том, что главной движущей силой в его сотворении был мальтузианский естественный отбор "вследствие перенаселения" : многочисленные ближайшие родственники человека были убиты, а во многих случаях даже съедены . В то же время как, высшим достижением отбора обусловленного "все возрастающим приспособлением" к среде являются киты и дельфины. Тот, кто обладает элементарным эстетическим чувством красоты, не может не восхищаться их совершенством в отношении среды обитания; эта последняя составляет 2/3 поверхности нашей планеты, назвать которую поэтому следует Океан, где жизнь и зародилась. В самом деле, исключительным морфологическим признаком китообразных является "общая редукция лимбических структур", которая "возможно, и определяет ярко выраженный "кроткий" характер дельфинов" .
Не является ли агрессивный и самодовольный человек ошибкой эволюционного мыслительного процесса, узнают уже наши ближайшие поколения. В целом представляется, что этическим правилом выживания современного человека является чувственная интеграция со всеми формами жизни посредством принятия этики живого вещества и, вероятно, логически дополняющая её интеллектуальная интеграция с остальными наиболее цефализованными творениями земного разума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курьер Юнеско. Ноябрь 1990 г.
2. П.Т. Шарден. Феномен человека. М.:Наука.1987.
3. К. Саган. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга.
М.: Москва. 1986.
4. П. Кууси. Этот человеческий мир. Москва, Прогресс, 1988.
5. Р. Докинз. Эгоистичный ген. Москва: Мир, 1993.
6. Т.Н. Павлова. Биоэтика в высшей школе.
Уч. Пос. М.: МГВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997.
7. Д. Колдуэлл, М. Колдуэлл. Мир бутылконосого дельфина.
Л. Гидрометеоиздат. 1980.
8. В. Белькович, С. Клейнберг, А. Яблоков. Наш друг-дельфин.
М.: Молодая гвардия. 1967.
9. Ян Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М.: Прогресс. 1991.
10. Друзей не держат в заточении- интервью Джона Лилли.
Газета "Социалистическая индустрия" №229, 4 октября, 1988 г.
11. Дж. Лилли. Человек и дельфин. М.Мир.1965.
12. Ю. Линден. Обезьяны, человек и язык. М.:Мир.1981.
13. Ф.Г. Вуд. Морские млекопитающие и человек. Л.:Гидрометеоиздат.1979.
14. А. Яблоков, В. Белькович, В. Борисов. Киты и дельфины. М.:Наука.1972
15. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедетер. Мозг, разум и поведение. М.:Мир.1988.
16. Д. Вулдридж. Механизмы мозга. М.: Мир.1965.
17. А. Ющенко. Загадка супермозга и её возможная разгадка.
Официальные ведомости, №40-41, стр.15-16, 1999.
18. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Изд-во "Советское радио", Москва, 1970.
19. А. Ющенко. Информация и интеллект в современном мире.
Официальные ведомости, №46-47, стр.16, 1999.
20. Ф. Энгельс. Диалектика природы. М.: Политиздат. 1987.
21. Т. Николов. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1986

Материал подготовила
Екатерина Сивкова

Look At Me каждую неделю разбирает популярное заблуждение и пытается разобраться, почему оно так привлекательно для большинства людей, кто его защищает, и, в конце концов, почему это неправда. В новом выпуске - о том, что дельфины имеют репутацию самых умных млекопитающих совершенно необоснованно.

Утверждение:

Дельфины - самые умные млекопитающие на планете после человека. Головной мозг дельфина по сложности строения отнюдь не уступает мозгу человека: в нем даже больше извилин и нервных окончаний.


Внимание ученых всего мира к экстраординарному интеллекту дельфинов привлек в первую очередь размер их мозга. Мозг взрослой особи весит около 1 700 граммов, тогда как мозг среднестатистического человека - 1 400 граммов. В 1961 году врач-психоаналитик и учёный-нейробиолог Джон К. Лилли в своей книге Man and Dolphin: Adventures of a New Scientific Frontier заявил, что дельфины обладают собственным языком с 60 базовыми сигналами и 5 уровнями их комбинирования, и через 10–20 лет человек сможет освоить этот язык и наладить коммуникацию. Кроме того, дельфины выделяются на фоне других умных животных наличием самосознания (они в состоянии узнать себя в зеркале) и эмоционального сочувствия (готовность прийти на помощь другим особям). В Индии, например, дельфины официально признаны личностями, а дельфинарии по всей стране запрещены, потому что нарушают право дельфинов на свободу.

Крис Парсонс

зоолог

«Нет сомнения, что у определенных особей дельфинов есть способность постигать язык жестов и символические знаки, а также распознавать лингвистические конструкции (в основном письменный язык), если они сопровождаются совершением действия или демонстрацией предмета. Они в состоянии воспринимать сложные лингвистические конструкции, такие как синтаксис, анализировать поведение окружающих, «обманывать» ради собственной выгоды и распознавать свое отражение в зеркале - на что не способны некоторые малыши. Фактически их уровень интеллекта и осознанности находится на уровне ребенка дошкольного возраста».

Почему это не так:

Размер мозга дельфина никак не соотносится с его интеллектом: большой мозг нужен дельфинам для того, чтобы сохранять тепло и запоминать сложную береговую линию.


Джастин Грегг, автор книги Are Dolphins Really Smart? The mammal behind the myth , убежден, что язык дельфинов крайне ограничен и потому не доказывает, что они интеллектуально одарены. Никто не отрицает, что у дельфинов есть сложная сигнальная система, которая обеспечивает передачу информации между особями, но назвать это языком можно лишь условно. А эмоциональное сочувствие дельфинов крайне преувеличено: они в состоянии напасть на человека и убивают детенышей других видов (например, морских свиней). По мнению специалиста по акустической коммуникации животных Джея Мортана, крупный мозг дельфинам нужен не более чем для поддержания тепла в голове и навигации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»