Словарный диктант по теме вводные слова. Вводные слова и предложения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ЗАПЯТАЯ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ПРИ ОБРАЩЕНИИ

Объяснительный диктант

Объясните расстановку знаков препинания при обращении. Начертите схемы к предложениям с обращениями.

1. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)

2. Здравствуй, речка, Здравствуй, лес,

Мы попали в край чудес! (С. Васильев)

3. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время. (А. Пушкин)

4. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса! (А. Твардовский)

5. Уж ты, Ваня, не сказывай дедушке-то! (М. Горький)

Проверочный диктант

1. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня. 2. Друзья мои, прекрасен наш союз. 3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. 4. Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы! (А. Пушкин)

1. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? 2. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. 3. И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами?.." 4. Синие горы Кавказа, приветствую вас! (М. Лермонтов)

Контрольные диктанты

Славное утро

Мне было тогда лет шесть. Я возился в куче песка около дома. Знакомый конюх Иван Максимович подъехал к крыльцу на беговых дрожках. Я бросил лопатку и подбежал к нему.

Иван Максимович посадил меня на дрожки, обнял одной рукой и стал другой рукой помогать мне править лошадью. Мы объехали с ним вокруг сада и через три минуты вернулись к подъезду.

На крыльце я увидел маму. Рядом с ней стоял дядя Володя, который держал ружьё. Наверное, он собрался на охоту.

"Дядя, возьми меня с собой!" - взмолился я. Мама строго спросила: "А ты будешь есть за обедом все, что я тебе даю?" "Конечно, буду!" - кричал я. "Ты возьмешь его, Володя?" - обратилась она к брату. Тот кивнул головой.

(По Н. Минху)

Здравствуй, весна!

Ещё хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют ещё поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.

В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи. В её ветвях суетятся говорливые чечетки.

Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.

Прощай, зима! Здравствуй, весна!

(По Д. Зуеву)

(101 слово)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Текст диктанта после изучения темы

«Вводные и вставные конструкции» (8 класс)

(данный текст – основа для диктанта, учитель сам изменяет текст по своему усмотрению: по норме количества слов, по орфографическим и пунктуационным правилам, которые желает проверить, и т.п.)

Великие люди о пользе физических упражнений

По-моему, о пользе упражнений люди думали во все времена. Еще такие мыслители древности, как Платон, Аристотель, Сократ, отмечали пользу движений на организм и до глубокой старости занимались гимнастикой. А ожиревших римлян, к удивлению жителей, знаменитый врач Гален заставлял копать землю, косить траву, бегать, делать гимнастические упражнения.

Слово «гимнастика» греческое, произошло от «гимнос» - обнаженный. Оказывается, греки обнаженными выполняли упражнения.

Первым в России в защиту здоровья российского народа поднял голос Ломоносов, который сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. По Ломоносову, необходимо стараться всячески быть в движении тела, а движение вместо лекарства служить может. Он даже думал ввести в стране олимпийские игры.

Как считал Александр Радищев, физическим воспитанием можно укрепить тело, а с ними дух.

Великий Суворов ввёл и сам делал воинскую гимнастику, требовал тренировки и закаливания солдат. «Потомство моё, - обращался полководец, - прошу брать мой пример».

Пушкин, по словам современников, был крепкого сложения, мускулистый, гибкий, и этому во многом способствовала именно гимнастика.

Максим горький увлекался лыжами и коньками, любил плавать и играть в городки, к нашему удивлению, занимался греблей.

Знаменитый иван Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Много лет в Петербурге (именно там он и жил) руководил гимнастическим кружком врачей.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье становилось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один графин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повторяю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных растений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышанное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. 10) Он, казалось, ни во что не вмешивался. 11) Работали они, понятно, с восхода до захода солнца. 12) Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и с другой стороны. 13) Очевидно, хозяева отправились хлопотать об ужине. 14) Река эта, кажется, довольно глубока. 15) Итак, мы снялись с якоря. 16) Впрочем, капитан напрасно дорожил временем. 17) Впрочем, у нас были и развлечения. 18) Одним скучно сидеть дома, другие, напротив, любят это. 19) Между прочим, он подарил нашему доктору корень алоэ особой породы, который растет без всякого грунта. 20) А у него, говорят, прекрасный дом. 21) На этой горе, говорят, много змей (оттого и называется она Змеиной горкой).

(По И. Гончарову )

II. Никто не знал брода, поэтому ноги у всадников по колени ушли в воду. Они не предвидели этого обстоятельства, а то, может быть, и не поехали бы верхом. Один из них хотел, кажется, избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что, к нашему немалому веселью, упал в воду.

(По И. Гончарову )

III. 1) Он действительно страдал в эту минуту. (Л. Толстой ) 2) И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручивания усов — все казалось теперь оскорбительным Пьеру. (Л. Толстой ) 3) Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. (Л. Толстой) 4) Шаги в кустах все шуршали, но не ближе, а, наоборот, дальше и глуше. (Б. Акунин) 5) Голос говорившего неуловимо переменился, потихоньку набирая упругость, силы и, пожалуй, скрытой угрозы. (Б. Акунин) 6) Небо бесшумно — и от этого еще страшней — полыхнуло ослепительно яркой зарницей. (Б. Акунин) 7) Телеграмма лежала на тумбочке в прихожей, а значит, предназначалась мне. (Е. Яковлева) 8) Я заметила большую медвежью шкуру (впрочем, я не до конца уверена в том, что она действительно медвежья), брошенную напротив камина. (Е. Яковлева) 9) Музыкальная память, пожалуй, один из самых распространенных типов ярко выраженной хорошей памяти. 10) Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в этом не сомневался — пошла и она. (И. Тургенев) 11) Но, как оказалось, оставались еще какие-то формальности. В городе Краюхина срочно вызвали на радиостанцию, и, вернувшись оттуда, он сухо (так, по крайней мере, показалось Быкову) сообщил, что старт откладывается на утро послезавтра, а завтра прибывает комиссия. (Стругацкие) 12) Небольшая выставка — пожалуй, не более трех десятков работ — была устроена просто, но искусно. Чуть подрагивающий свет от газовых рожков не портил изображение бликами, а, наоборот, придавал черно-белым картинам вид подлинно живой реальности. (Б. Акунин)

IV. 1) Однако нынешней весной все шло как-то не так. 2) Лес поредел, однако дождь, как на грех, усилился. 3) Скоро, однако, лес впереди поредел, проглянула свободная даль. (Г. Федосеев) 4) Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удается: то, бывает, лисица понорится, то, бывает, уведет собак в такую даль, что не поспеешь до вечера. (М. Пришвин) 5) Как, однако, давно мы расстались. (И. Гончаров) 6) Однако я все-таки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спасское. (И. Тургенев) 7) Становилось, однако, жарко. (И. Гончаров) 8) Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном. (И. Тургенев) 9) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров) 10) Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А. Пушкин) 11) Наконец необходимо срочно решить этот вопрос, иначе время будет упущено. 12) Люди изобрели много средств преодоления пространства: автомобиль, самолет, радио, телевидение и, наконец, космический корабль. 13) Он был даже рад случаю остаться наконец в одиночестве. (Л. Кожевников) 14) Когда телефон наконец затих, ей удалось успокоиться и собраться с мыслями. 15) Наконец звезды на востоке стали блекнуть и исчезать. 16) Наконец судно отказывается от битвы, идет ко дну.(И. Гончаров) 17) Долго кувыркалась она [шлюпка] в волнах и наконец пристала к борту. (И. Гончаров) 18) Мы долго поднимались в горы. Становилось заметно свежее. Наконец мы остановились на одной площадке. (И. Гончаров)

V. Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел сто лет назад Бежин луг? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка, конечно, течет по прежнему руслу. Вон с того берега Тургенев увидел ночной костер, и ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса идем по траве... Черный круг от костра. Кто-то из приезжих так же, как мы, видимо, вспоминая Тургенева, определил место, где когда-то горел костер, и тоже зажег огонек.

(По В. Пескову )

VI. Книга — великое чудо. Во-первых, в ней — весь необъятный духовный мир человечества. Во-вторых, она концентрирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум народов. Наконец, книга — могучее и универсальное средство общения людей, народов, поколений.

(По Е. Лихтенштейну )

VII. После воздуха и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. Во-первых, книга — открытие мира, во-вторых, она собеседник, в-третьих — наставник, и, наконец, книга — отдых.

(По Л. Ошанину )

Урок №122. Контрольная работа №12

Диктант с грамматическим заданием.

Тема «Вводные слова обращения»

На охоте

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша че-рез край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние наше-го дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжествен-но пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей. Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем. В ту минуту, при-знаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (141 сл.)

(По И. Тургеневу.)

Грамматическое з адание

1. Сделать фонетический разбор слова:

вслед (I вариант);

вовсе (II вариант).

2. Разобрать слово по составу:

наклонилось (I вариант);

зачерпнулось (II вариант).

3. Найти вводные слова и вводные предложения и указать их значение.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем (I вариант).

В ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило сме-яться (II вариант).

Анализ диктанта

Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

Тема __________________________________________________________

Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

Выполнили работу на

Показатель качества знаний ___________ %

Показатель обучено ___________ %

Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Дополнительные задания

Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

Выполнили работу на

«5» - ________ чел. _________ %

«4» - ________ чел. _________ %

«3» - ________ чел. _________ %

«2» - ________ чел. _________ %

«1» - ________ чел. _________ %

Типичные ошибки:

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определить фонетический состав слова

Дать характеристику звонких и глухих согласных

Определить морфемный состав слова

Найти вводные слова и вводные предложения

Указать значение вводных слов

Выполнить синтаксический разбор предложения

Схема анализа грамматического задания

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили фонематический состав

Дали характеристику звонких и глухих согласных

Определили морфемный состав слова

Нашли вводные слова и предложения

Указали значение вводных слов

Выполнили синтаксический разбор предложения

Сумма баллов

Уроки №124-125. Контрольная работы по р/р №13

Контрольное изложение (сжатое)

Текст для прослушивания

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влия-нию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув-ствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить су-ществование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование ис-тинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обще-ством.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие за-датки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсо-лютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, лично-стью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружаю-щим.

(По Г.А. Маслову)

Задание:

Сжать текст

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Передать основное содержание текста

Отразить все микротемы

Использовал приемы сжатия текста

Отразил смысловую целостность и последовательность текста

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Передали основное содержание текста

Отразили все микротемы текста

Использовали приемы сжатия текста

Указание . Подчеркните вводные слова.

1. Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый переворот в жизни природы. (С.-М.) 2. Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (Т.) 3. От реки поднимался пар, значит, температура здесь была выше температуры воздуха. (Арс.) 4. Солнце поднялось уже высоко. Было, наверное, около десяти часов. (С. Шуртаков) 5. Лес очень велик, и, несомненно, в нем есть места, на которые не ступала нога человека. (Пришв.) 6. Оказывается, дым от лесных пожаров резко уменьшает солнечный свет. (Пауст.) 7. Постарайтесь встать летом рано-рано. Во-первых, вас окутает легкий утренний туман, во-вторых, вы увидите восход солнца и, наконец, поймете, как прекрасен мир вокруг нас. (100 слов)

Указание . Укажите (в скобках), какое значение придают вводные слова.

1. Кавказ, несомненно, является одним из самых живописных мест. 2. Кажется, мы заблудились. 3. К счастью, погода была прекрасная. 4. Нам, наверно, не удастся сегодня встретиться. Мотет бить, ты придешь ко мне завтра? 5. Мое поздравление, к сожалению, опоздает. 6. В доме было очень тихо. Очевидно, все уже спали. 7. Ты, должно быть, забыл наш уговор. 8. Я, конечно, выполню свое обещание. 9. Я сегодня, по-видимому, приду домой поздно. Во-первых, после уроков будет репетиции, во-вторых, я пойду навестить больного друга и, наконец, в шесть часов в школе будет концерт. (83 слова)

1. Раз на листьях и на траве роса, значит, завтра должен быть хороший день. (Ю. Дмитриев.) 2. И деревья бывают счастливыми. Самые счастливые, наверно, те, на которых птицы вьют гнезда. 3. А это - женьшень или, по-нашему, по-русски, корень жизни. (С. Шуртаков.) 4. Самым красивым растением в доме Анюя был, бесспорно, амурский виноград. (Арс.) 5. Наше ветхое суденышко наклонилось, зачерпнуло и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. (Т.) 6. Пжик был еще очень маленький и поэтому быстро привык, не дичился, а, наоборот, любил быть среди людей. (С. Шуртаков.) 7. Кажется, в Сибири есть древнее поверье: кто увидит белую белку, тот найдет свое счастье (92 слов)

Творческий диктант

Указание . Вставьте в предложения подходящие по смыслу вводные слова; расставьте знаки препинания.

Выразите предположение.

1. В сентябре ожидаются ранние заморозки. 2. Из-за сильного дождя придется отложить прогулку. 3. В шесть часов я буду уже дома.

Выразите радость или сожаление.

1. Пожар заметили вовремя. 2. Я не успел проститься с другом. 3. У отца оказались запасные детали, и я смог починить фотоаппарат.

Выразите уверенность или неуверенность.

1. Нам предстоит трудная работа. 2. Вы сможете мне помочь? 3. Мы будем усиленно готовиться к соревнованиям.

Передайте последовательность.

Необходимо употреблять витамины. Они укрепляют здоровье, увеличивают сопротивляемость организма к заболеваниям и повышают работоспособность.

Указание . Подчеркните вводные слова.

1. Тихо. Море кажется мне бесконечной зеркальной гладью. 2. Море, кажется, заснуло крепким сном 3. Нам, видно, придется заночевать в лесу. 4. Сквозь сосны видно море и парус вдали. 5. По словам ученого, птицы любят двигаться против ветра. 6. По словам брата нельзя было догадаться о его настроении. 7. Заявление должно быть подано завтра. 8. Вы, должно быть, забыли наш уговор. 9. Напишите сочинение по моему плану. 10. По-моему ты слишком сухо описал наше путешествие. 11. Друг не рассердился на мое замечание, а, наоборот рассмеялся. 12. Мать уговаривает сына слушаться, а он все делает наоборот. 13. К счастью, дождь перестал. 14. Поезд мчал меня к счастью. (93 слова)

Контрольный диктант

1. Птицы, по-видимому, зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу. (Арс.) 2. Итак, апрель месяц еще не наступил, а подснежники уже расцвели. (Марш.) 3. Тихо ступает нога, и кажется путешественнику, что вот-вот откроется перед ним сказочное царство. (С.-М.) 4. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. (Пауст.) 5. К зарослям трав все время подлетали птицы. Значит, у них уже вывелись птенцы. (Т.) 6. К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Прж.) 7. Кажется, Ксенин первый в русской литературе с такой искренней любовью писал о животных. 8. По-моему, еще раньше Чехов удивительно хорошо понимал животных и писал о них. 9. Занятия спортом очень полезны. Во-первых, они укрепляют здоровье, во-вторых, увеличивают работоспособность и, наконец, развивают волю. (110 слов)

Это случилось в Голландии в 1734 году. Однажды дети играли на берегу моря. Почти у самой воды они увидели красивый цветок. Они стали рассматривать его. Во-первых, стебель был усажен красными цветочками, во-вторых, листья у него были как у тюльпана. Каждый из цветочков, казалось, напоминал маленькую лилию. Цветочки чудесно пахли.

На берегу дети нашли несколько луковиц этого растения.

Жители вспомнили, что, кажется, месяц назад во время бури погиб генуэзский корабль. Обломки его находили на берегу. Наверно, ящики с луковицами незнакомого растения разбились о скалы. Луковицы, по-видимому, пустили корни, и растение зацвело.

Жители собрали луковки и стали разводить эти цветы в своих садах.

Вы, несомненно, знаете эти растения. Это гиацинты. (По Н. Верзилину.) (111 слов)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»