Разница между шпагой и рапирой. Рапира – привет из прошлого

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Захватывающий спорт

Фехтование – это целый мир, большой и интересный. Входя в него, понимаешь, что полностью поглощен им и уже не можешь с ним расстаться – и ты остаешься с ним навсегда.

Его считают искусством, спортом, военной наукой, методикой воспитания. Среди остальных видов спорта он выделяется своей эстетикой, богатством истории, уходящей в глубины тысячелетий и романтизмом .

Фехтование – это навыки по нанесения уколов, в определенные моменты боя, с помощью атак и защит, пользуясь своим интеллектом. Поединок здесь сходен со сражением: в нем есть разведка, маневрирование и маскировка, оборона и наступление.

Оружие

Сегодня в спортивном фехтовании применяется три вида оружия – шпага, сабля, рапира. Различаются они правилами судейства и площадью поверхности поражения, варианты которой можно увидеть ниже:

Оружие состоит из рукоятки и гайки, гарды и мягкой прокладки, а также клинка с наконечником.
Клинок рапиры обладает четырехгранным сечением и утончен к концу, длина его до 90 см, диаметр гарды 9,5-12 см. Её длинна в сборе не превышает 110 см, а вес не более 500 г.

Рапира является колющим оружием. В отличии от любого другого вида оружия, площадь поражения рапириста самая маленькая — шея и туловище. В правилах фехтования есть приоритет, он же «тактическая правота». Для нанесения укола нужно иметь приоритет. К примеру, спортсмен получил приоритет в атаке. Его противник, сперва, должен взять защиту и только потом у него появляется приоритет для нанесения ответного укола сопернику. Если атаки выполнены одновременно – попадания обоих соперников не засчитываются.

Шпага – также колющее спортивное орудие. У шпаги клинок массивнее чем у рапиры и имеет уже трехгранное сечение. Суммарная длина шпаги не превышает 110 см, а вес 770 г. Гарда имеет диаметр 13,5 см.

Шпажисты имеют самую большую площадь поражения для атак: практически вся площадь тела от головы до пят – голова, руки, ноги, туловище. В бою на шпагах нет фактора тактической правоты, то есть два одновременно нанесенных укола засчитываются обоим противникам.

Сабля характеризуется трехгранным клинком, длиной до 88 см. Максимальная длина у сабли достигает 105 см, а вес до 500 г.

Правила

Саблистам разрешено наносить не только уколы, но и рубящие удары. Поверхностью поражения являются туловище до линии пояса, голова и руки. В фехтовании на саблях, также, решающий фактор для присуждения попадания это «тактическая правота».

Сегодня фехтовальный бой проводится с помощью электронного оборудования, фиксирующего попадания. Аппарат показывает попадание в соперника, с помощью световой сигнализации (загораются лампы разного цвета). Во время попадания в противника, на аппарате загорается свет с его стороны. При фехтовании на саблях и рапирах засчитываются только уколы, попавшие в поверхность поражения. О засчитанных попаданиях сигнализируют лампы — зеленая и красная, а не засчитанные – белая. Одновременный сигнал белого и цветного индикатора обозначает нанесение первым недействительного попадания, в этом случае следующее за ним действительное попадание не будет засчитано.

Первые ножи были созданы древними, чтобы разделывать туши убитых животных. Увы, человек быстро понял: нож прекрасно режет не только туши, но и других людей. Так зародились клинки, мечи и прочие оружия убийства.

Ещё римляне понимали, что укол нанесет больше урона, чем рубка, но с приходом латных, кольчужных и ламеллярных доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции лишь с приходом бездоспешного Ренессанса. Ведущим игроком в области колющих оружий стала рапира. А её колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно оставляла глубокие и смертельные ранения, а иногда даже протыкала соперника насквозь.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» .

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создаёт необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифлёную поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, остриё.


Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Ей можно было наносить рубящие удары и порезы, но с силой все равно надо было осторожничать, чтобы не поломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, за 10-20 см от острия. Центр удара – часть лезвия, первой вступающая в контакт с объектом поражения.

Остриё – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары остриём, во избежание поломки оружия.


Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.


Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жёсткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнётся… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Исторический путь оружия

Как только дворяне узнали, что парадное оружие хорошо играет роль боевого, то сей чудный агрегат быстро перевели в этот стан. На новом месте клинок провёл около 300 лет, а потом уступил место саблям и коротким шпагам.


Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

В XXI веке область применения клинков расширилась, по сравнению с XX веком. Это спортивное и историческое фехтование – участие в исторических реконструкциях, частное коллекционирование, и музейные экспонаты. Логично, что старые образцы оружия находятся в музеях и частных коллекциях, а клинки новой ковки применяют в «истфехте» и «спортфехте».

Особенности клинков «истфехта» – отсутствие заточки и ограничение на травмоопасные и приводящие к летальному исходу приёмы.

Особенности клинков «спортфехта» – гибкость, пуговка вместо острия. Причины всё те же, вот только во втором варианте используется защита из облегчённого кевлара и облегчённое оружие, а в первом – костюмы эпохи и сходные по массе клинки.

Синий, красный, голубой – выбирай любой

Оружейная эволюция развила «шампур» в несколько подвидов:

  • для «истфехта» и «спортфехта»;
  • боевые с кольцевой гардой;
  • типа «паппенхаймер»;
  • с чашеобразной гардой;
  • дуэльные рапиры;
  • прочие разновидности.

Из боевых клинков самыми популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно кольцевая гарда сформировала облик рапиры в массовой культуре. Изящная форма гарды дает возможность, при определенной выучке и опыте, поймать клинок противника. Модификация имеет второе название – рапира со стреловидным эфесом.


Эфесы типа «паппенхаймер» обладают защитой от укола кисти, но не всей руки, типаж является современником короля Людовика XIII. Эфесы с чашеобразной гардой почти до конца защищают руку от укола. Этот типаж можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рапир к тому времени сохранилась лишь в Испании.

Оставшаяся дуэльная рапира практически неотличима от шпаги – короткое колющее оружие, предназначенное для легального выяснения отношений между людьми в спортивных поединках.

Оружие оставило наследие в истории. Это и появление клинка в многочисленных видеоиграх, школы фехтования на рапирах и олимпийская дисциплина, аббревиатура для языка программирования «РАПИРА», советское орудие МТ-12 «Рапира» и британская ЗРК «Rapier» и негласное звание национального испанского оружия, прошедшего пятисотлетний путь.

Видео

На летних Олимпиадах присутствует такой вид состязаний, как спортивное фехтование.

Это один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Игр современности. И в зависимости от используемого оружия он подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах.

Рапира

Рапира - это колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

В фехтовании на рапире засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты).

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах. Источник: Commons.wikimedia.org

Шпага

Шпага - тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

При фехтовании на шпагах уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах. Источник: Commons.wikimedia.org

Сабля

Сабля — рубяще-колющее оружие. Т.е. ей можно наносить не только уколы острием, но и рубящие удары всем клинком. Имеет длину до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

Удары и уколы при фехтовании на саблях наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой со специальной серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (а «скрестный шаг назад» разрешён).

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы - Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Клинок шпаги мог иметь долы или ребра жесткости. Он заканчивался хвостовиком, на который монтировалась рукоять шпаги с дужкой и гардой. Шпажные гарды поражают своим изяществом, сложностью и разнообразием, некоторые из них имели приспособления для захвата клинка противника. В настоящее время эта часть шпаги используется для классификации данного оружия.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

История шпаги

Шпага – это дальнейшее историческое развитие меча. Это утверждение абсолютно не означает, что она является лучшим оружием, чем старый добрый меч, просто на момент своего появления она больше подходила для изменившихся условий ведения войны. На средневековых полях сражений шпага была бы бесполезна, но уже в эпоху Возрождения она оказалась весьма эффективным боевым инструментом.

Шпагу можно назвать ровесницей огнестрельного оружия. Более того, рождение этого оружия связано с широким распространением на европейских полях сражений ружей и артиллерии. Сегодня существует несколько гипотез относительно причин возникновения этого оружия.

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах , нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

Более правдоподобной выглядит другая теория, согласно которой шпаги появились не для прокалывания тяжелых доспехов, а потому что из-за появления огнестрельного оружия тяжелая броня постепенно уходила в прошлое. Не было смысла таскать на себе немыслимое количество железа, если оно не могло защитить бойца от летящей пули. Тяжелые мечи позднего Средневековья как раз и были рассчитаны на пробитие таких доспехов, после сокращения защитного вооружения они также стали не нужны. В этот момент шпага начала свой триумфальный поход.

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

Кстати, в большинстве языков Европы не существует термина «шпага». Это оружие носило (и носит) название «меч». В испанском языке espada, во франзуском – épée, в английском – sword, и только немцы дали шпаге собственное название – Degen. Причем в немецком языке Degen также означает кинжал, что дало некоторым исследователям основание считать именно он был предшественником шпаги.

Шпага постепенно распространилась на все рода войск, окончательно вытеснив меч. XVIII век можно назвать периодом расцвета этого оружия, затем оно постепенно стало вытесняться из армии палашами и саблями.

Гражданские шпаги были легче и уже боевого оружия, часто затачивалось только их острие. В конце XVII века во Франции в обиход вошла короткая гражданская шпага, которая за счет своего легкого веса позволяла проводить виртуозные движения клинком. Так появилась французская школа фехтования. В это время рапира и шпага становятся практически неотличимы друг от друга и полностью утрачивают рубящую функцию. Уменьшение массы шпаги произошло не только из-за уменьшения ее длины и ширины, но и благодаря тому, что клинок стал граненым. Так появилась легкая гражданская шпага, которая без особых изменений дожила до начала XX века.

Наиболее популярными были трехгранные клинки, хотя встречались образцы и с шестью гранями. Изначально клинки делали широкими у рукоятки, считается, что эта часть шпаги предназначалась для парирования ударов противника. Классическую узкую форму шпаги окончательно приобрели к эпохе наполеоновских войн. Можно сказать, что с этого момента эволюция шпаги закончилась.

Также следует сказать, что легкая гражданская шпага стала прообразом современной спортивной рапиры, а основные техники спортивного фехтования основаны на приемах французской школы.

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

Немцы, например, много внимания уделяли рубящим ударам, а в качестве вспомогательного оружия использовали тяжелый пистолет, рукоятью которого наносили удары, как дубиной.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

В Англии во время поединков часто использовали специальный щит-кастет или дагу.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Причем в арсенале исторических школ фехтования существовали не только защиты клинком, но и движениями корпуса: резкими отскоками, уходами с линии атаки, резкой сменой уровня. В современном фехтовании уход в сторону с линии атаки и вовсе является запрещенным приемом.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Есть еще один миф, он связан с противопоставлением европейских и восточных техник фехтования. Вот мол, японцы настоящие виртуозы владения холодным оружием, а европейцы побеждали своих соперников в поединках только за счет физической силы и выносливости.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»