Не в силе но в правде. Где впервые произнесена фраза “Не в силе Бог, а в правде”, ставшая впоследствии крылатой

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня – в день памяти святого благоверного князя Александра Невского – мы предлагаем почитать детям этот отрывок из нашей замечательной новинки – книги :

В Санкт-Петербурге есть особенный монастырь. Его построил император Пётр Первый в честь победы над шведами. Долго он с ними воевал. И всё просил одного святого: «Помоги мне! Ведь дал же тебе Бог силы их одолеть. Вымоли и сейчас победу!»

Догадались, кого просил о помощи Пётр? Да, благоверного князя Александра Невского. Непобедимого воина, доброго и кроткого правителя. А монастырь тот называется Александро-Невской лаврой. Если будете там, приложитесь к мощам великого святого.

Жил князь Александр очень давно – в 13 веке. Тяжёлое это было время для Русской земли. Со всех сторон – опасность. Татаро-монголы покоя не дают. Рыцари из западных стран нападают.

Вот и шведы собрали множество кораблей и двинулись к пределам Новгородского княжества. Плывут-усмехаются: «Князь-то их, Александр, совсем мальчишка! И двадцати лет не исполнилось. Кто он против нашего Биргера-победителя? Заставим их слушаться нас, да ещё добра всякого домой привезём».

Но не знали они, каков на самом деле молодой новгородский князь. Ведь малым ребёнком ещё был, а уже правил в Переяславле, старался стать самым смелым и справедливым. А уж учился-то как прилежно! Каждое слово своих мудрых наставников слушал. И силу свою тренировал – будто заранее готовился Родину защищать. От усталости падал, бывало, но занятий своих не оставлял, не ленился. И во всём на Бога надеялся, постов не боялся, да и часто вместо беготни детской молитву и чтение духовное выбирал. Юный был, а лучше всех понимал – без Бога любой смельчак и силач беззащитен.

Вот приплыли шведы. Палатки на берегу Невы поставили и пируют, победу заранее празднуют. А Биргер к Александру гонцов послал с запиской: «Если можешь, сопротивляйся. Я уже здесь и пленяю твою землю».

А князь-то наш что, испугался? Или в бой сразу бросился? Пошёл он в храм и долго молился. А потом вышел к своей маленькой дружине и твёрдо сказал: «Не в силе Бог, а в правде!»

А тем временем в дозоре воин новгородский стоял, следил внимательно за обстановкой. И вдруг видит – плывёт по Неве ладья старинная. «Гляди-ка, нынче-то таких уж не делают. Это что ж за чудо такое?» – подумал. Пригляделся – а в ладье два человека стоят. Одежда на них красная, княжеская. «Братцы мои, так ведь это же Борис и Глеб! Неужто из Рая плывут, чтоб князю нашему помочь? Вот так дела! С эдакой помощью – точно победим».

Так и случилось. Научил Господь Александра, вразумил, как против самодовольных захватчиков воевать надо. Шведы не думали не гадали, что русские так быстро выйдут защищаться. Да и не защищались они, а нападали. Враги ещё очнуться от своего пира не успели, а Александр и его воины, как молния, как гром среди ясного неба, внезапно нагрянули. С позором убежали шведы, еле успели на свои корабли забраться… Александра за эту победу люди стали Невским называть.

Святой великий князь Александр Невский. Битва на Чудском озере. Художник: Наталья Климова (Небесные Заступники. М.: Дар, 2012)

А потом немцы налетели. Тоже хотят русские земли присвоить, храмы порушить. Все в железо закованные. Шлемы с рогами – чтоб страшнее было. Даже лошади в доспехах. А князь наш умён да хитёр: вышел к ним около Чудского озера. Наши воины в кольчугах да безлошадные – лёгкие. А рыцари тяжелы – броню попрочней выбирали, себя берегли. А вышли на озеро – тогда уже оттепель начиналась – и потонули. Лёд не выдержал такой тяжести и треснул… Настоящее Ледовое побоище было.

Только с татаро-монголами Александр не воевал. Сильны они, многочисленны. С ними договариваться можно было, задабривать подарками, да и на нашу веру они не покушались. Значит, и опасности от них меньше. Будет ещё время – Господь сподобит избавиться от их власти. А пока Александр смиренно ездил в Орду. Терпел унижения, уговаривал хана быть милостивым к русским людям. Но когда ему приказали местный языческий обряд совершить, наотрез отказался – Христос не велит идолам поклоняться. Правитель монгольский, хан, его не наказал, только зауважал. И даже великим князем назначил.

Но однажды, возвращаясь от монгольского хана, Александр сильно заболел. Почувствовал он близкую кончину и попросил отвезти его в ближайший монастырь, чтобы смог он схиму принять. Схима – это высшая степень монашества, схимомонах подобен ангелу. Волю княжескую исполнили. В схиме Александр получил имя Алексия. И неспроста: Алексий означает «защитник».

Когда преставился он ко Господу, плакали и простецы, и знатные: «Закатилось наше солнышко!» Положили его тело в раку драгоценную. Хотел митрополит в ручку его вложить свиток – духовную грамоту, а князь усопший сам руку протянул и грамоту взял – как живой! И поняли все тогда, что прославлен он Господом и всегда будет небесным заступником нашей Родины.

Рака – это специальный ковчег, гроб для мощей святых.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ

удк 808.51 В. Е. Семенков*

«НЕ В СИЛЕ БОГ, НО В ПРАВДЕ......

КОММЕНТАРИЙ К ИЗВЕСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В работе комментируется известное высказывание из жития Александра Невского. Анализируя текстуальный, риторический и богословский контекст высказывания, автор подчеркивает, что в данном высказывании нет явно выраженной ненависти к врагу. Речь в нем идет не о том, чтобы уничтожить врага, а о том, чтобы быть уверенным в себе. Развивая эту мысль, можно сказать, что здесь имеет место апелляция к тому, что в людях есть, но чего они не осознают. Автор обращается к сути того, чем люди являются, к их бессознательной добродетели, к силе их веры. Исходя из анализа контекста высказывания, можно заключить, что правда в высказывании князя Александра понимается как правильная (истинная) вера.

Ключевые слова: текстуальный контекст высказывания, позиции по вопросу авторства жития, риторический контекст высказывания, богословский контекст высказывания, истина, правда

V. Е. Semenkov «God is not in force, but in truth ......

Comment to one well-known saying of Alexander Nevsky

This paper commented on the lives of the famous saying of Alexander Nevsky. The author comments on the statement by analyzing the textual, rhetorical and theological context of the utterance. The author emphasizes that in this saying no express hatred for the enemy. In this statement we are not talking about how to destroy the enemy, and about how to be confident. Developing this idea, we can say that here we have an appeal to that in humans, but they do not realize it. The author refers to the essence of what people are unconscious of their virtues, to the strength of their faith. Based on the analysis of textual, rhetorical and theological context statements, we can conclude that the truth in saying Prince Alexander understood as correct (true) faith.

Keywords: textual context statements, position on the authorship lives rhetorical context statements, theological context statements, the truth.

* Семенков Вадим Евгеньевич - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, [email protected]

В первой версии жития Александра Невского (далее - Житие) есть высказывание, получившее ныне очень большую степень распространения: «Не в силе Бог, но в правде....»1. Замечательный русский философ Николай Бердяев полагал, что эти слова св. Александра Невского можно считать характерными для России и русского народа . (В том же абзаце Николай Бердяев добавляет, что «трагедия русского народа в том, что русская власть не была верна этим словам».)

Комментарий к этому высказыванию предполагает учет его текстуального, риторического и богословского контекстов.

Текстуальный контекст высказывания

Данное высказывание было адресовано воинам княжеской дружины

перед выходом из Новгорода на битву со шведами. В Житии сказано, что битве предшествовало широкое распространение славы князя Александра.

Прослышав же о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал войско великое и... пришел к Неве... и послал послов своих, к князю Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне,- я уже здесь и беру в плен землю твою».

Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем, и вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!» <Второзакон. 32: 8; 4 Царств. 19: 15.> И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне» < 11с. 34: 1-2.>.

И окончив молитву, встал, <и>, выйдя из церкви, вытер слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, а в правде. Помянем Песнетворца, который сказал: "Иные - с оружием, а иные - на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо"». И, сказав это, пошел это, пошел на них с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих, но уповая на Святую Троицу .

В Словаре книжников и книжности Древней Руси указывается, что имя автора Первоначальной редакции Жития неизвестно, хотя в тексте есть некоторые сведения о нем.

1 Для автора данной статьи остается открытым вопрос: во всех ли редакциях жития князя Александра имеется это высказывание? В работе петербургского историка Ю. К. Бегун ова «Александр Невский» из четырех приведенных редакций жития, это высказывание имеется только в двух . В работе В. П. Мансикка о житии Александра Невского из пяти приведенных редакций жития святого оно также содержится только в двух. Стоит иметь в виду, что только с XIII по XVII век было написано не менее 15 редакций жития князя Александра . Автор использует текст Жития, представленный в работе Ю. К. Бегунова «Александр Невский» .

Автор говорит, что многое об Александре он знает по рассказам «отець своих» («своих отець домочадец»), а сам «самовидець есмь възраста его», т. е. зрелых лет Александра. Автор не был участником Невского боя, о нем ему рассказали князь и другие участники битвы. ...Еще первые исследователи отмечали, что автор Первоначальной редакции не мог быть новгородцем: в его рассказе нет многих подробностей и фактов, которые можно было бы почерпнуть из новгородских и псковских источников, а иногда его рассказ противоречит этим источникам. ...Включение в текст нелестных для псковичей упреков в неблагодарности... исключает возможность псковского происхождения Первоначальной редакции. Многое указывает на то, что автор был жителем северо-восточных земель, Суздаля или Владимира. Александр изображается, прежде всего, как Вла-димиро-Суздальский князь, его называют «солнцем земли Суздальской», и т. д.

Говоря об авторе Первоначальной редакции Жития, все ученые отмечают его большую начитанность. Среди установленных источников Первоначальной редакции, помимо библейских текстов: «История иудейской войны» Иосифа Флавия, Александрия хронографическая, «Летописец вскоре» патриарха Никифора, Девгениево деяние и др. Еще В. О. Ключевский заметил «литературное веяние старого киевского или волынского юга под этим северным суздальским пером». Сопоставив Первоначальную редакцию с Галицкой летописью, Д. С. Лихачев установил сходство между ними, причем в той части Галицкой летописи, где излагается биография Даниила Галицкого. Литературные связи Галича и северовосточной Руси могли осуществляться, как предположил Д. С. Лихачев, через митрополита Кирилла, который в 1250 г. переехал с юга от Даниила Галицкого к Александру Невскому. «Вне всякого сомнения,- пишет Д. С. Лихачев,- Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но прежде всего он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников .

Ю. К. Бегунов связывает составление Первоначальной редакции Жития с монастырем Рождества Богородицы во Владимире.

Здесь было погребено тело князя Александра, монастырь сыграл большую роль в создании культа князя. Именно здесь, в монастыре Рождества Богородицы, жил с 1250 по 1274 гг. митрополит Кирилл. Покровителем монастыря был князь Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, ему автор Первоначальной редакции уделяет особое внимание, изображая Дмитрия Александровича достойным преемником власти отца. Первоначальная редакция Повести о житии Александра Невского, вероятно, и была составлена по инициативе Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла в 80-е гг. XIII в. книжником монастыря Рождества богородицы во Владимире, галичанином по литературной школе и, возможно, происхождению .

Таким образом, в отечественной истории литературы можно выделить две позиции по вопросу авторства Жития:

В объемном исследовании о традиции почитания князя Александра современного немецкого исследователя Ф. Б. Шенка ставится вопрос о том,

за какие религиозные заслуги, за какой подвиг Александр был причислен к чину святых? Исследователь указывает, что

агиограф сообщает о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов и объясняет принятие Александром монашества на смертном одре величайшим желанием «его паче меры ангельскаго образа». Однако ни об аскетизме, ни о готовности умереть мучеником в «Повести» речи нет. Засвидетельствованные боевые заслуги Александра не были связаны с мессианской войной, которая могла бы сделать полководца святым .

Другой современный немецкий исследователь, Вернер Филипп, полагает, что автор «Повести» создал новый тип святого. По мнению Филиппа, в Житии Александра не говорится ни о страданиях от насилия, ни о мученической смерти за христианскую веру или аскетическом бегстве от мира, как в житиях других святых русских князей (например, Бориса и Глеба или Михаила Черниговского): «...здесь канонизированы само богоподобное правление князя и, таким образом, решение мирских вопросов под благочестивую ответственность» . Александр Невский становился отцом-основателем особого типа православных святых князей, заслуживших свое положение прежде всего военными заслугами, т. е. светскими деяниями, и таким образом вставший в один ряд с князьями-монахами, князьями-страстотерпцами и мучениками.

Риторический контекст высказывания

Александр Невский сказал эту фразу, отправляясь на бой со шведами-католиками, и, конечно, он знал что они католики, а не язычники. На сегодняшний день состояние вопроса о политических аспектах канонизации русских святых позволяет уверенно сказать, что Невская битва в церковной интерпретации не столько победа русского воинского духа над немецко-шведской агрессией, сколько победа православия над «латинством» . Современный историк Игорь Данилевский приходит к выводу, что описание самого прихода «короля части Римскыя» вполне созвучно в деталях библейскому рассказу о нашествии Ассирийского царя на царя Израильского Езекии. Далее наш соотечественник указывает, что

ассоциация данного текста с библейским рассказом о царе Езекии тем более правомерна, что в «Житии» есть... прямая ссылка на этого персонажа 4-й книги Царств. Такие параллели несколько проясняют мотив (написания Жития. - С. В.): Александр - последняя защита богоизбранной земли .

Поэтому Игорь Данилевский пишет, что «в Житии речь идет, скорее всего, не только собственно о кончине князя, но и связанной с ней утрате слова Божия» .

Очевидно, что традиция риторического воодушевления солдат перед боем уходит в глубь веков. Однако в этой фразе было сказано нечто новое по сравнению с тем, что было принято говорить в дохристианскую эпоху.

Достаточно указать на один широко известный пример - высказывание древнерусского князя-язычника Святослава «Мертвые сраму не имут», сказанное своим дружинникам перед боем с византийцами. (В последнем издании «Повести временных лет» написано «Мертвые бо срама не имам» .)

Николай Михайлович Карамзин, ссылаясь на нарратив Нестора-летописца, так излагает ход событий:

Император встретил Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на каждого из них заплатить ему дань. Великий Князь объявил у себя 20000 человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались временем и собрали 100 000 воинов, которые со всех сторон окружили Россиян. Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал дружине: Бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костями: мертвым нестыдно! Станем крепко. Иду пред вами, и когда положу свою голову, тогда делайте, что хотите! Воины его, приученные не бояться смерти и любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: наши головы лягут вместе с твоею! вступили в кровопролитный бой, и доказали, что не множество, а храбрость побеждает. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись - и Святослав шел к Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения» .

В этом высказывании говориться о том, что честь превыше всего; погибнем, но честь не посрамим. Показательно, что в XX веке риторику чести активно задействовали нацисты. Они осознанно противопоставили неоязыческую, арийскую честь, христианской любви.

Если у Святослава сопрягаются сила и честь, то в высказывании Александра Невского жестко противопоставляются сила и правда. Это противопоставление обусловлено новозаветным контекстом высказывания.

Высказывание «Не в силе Бог, но в правде....», безусловно, относится к новозаветной риторике, и мы можем найти перекличку этого высказывания с тем, что писал апостол Павел: «Посмотрите братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор 1: 26-27).

Богословский контекст высказывания

Современными исследователями русской богословской традиции отмечено, что

синодальном переводе Библии слово «правда» упоминается 347 раз. Из них на Ветхий Завет приходится 298 случаев (85,9 %), а на Новый завет - всего 49 (14,1 %)... Слово же «вера» в Писании упомянуто соответственно 259 раз, в том числе в Ветхом Завете всего 13 упоминаний (5 %), в то время как в Новом - 246 (95 %). <...> Другими словами, в современной русской Библии «правда» - слово ветхозаветное, тогда как «вера» - вполне христианское, а их противопоставление для православного человека, казалось бы, должно решаться

Но этого, как указывает А. Л. Юрганов, не произошло:

словами «правда» и «кривда» в средневековой Руси можно было обозначить практически любые деяния человека. «Правду» можно было дать, т. е. отнестись справедливо, либо принять клятву. «Правду» можно было взять, например, в суде, если бросают жребий, надеясь на волю Божию. «Правду» можно было затерять, утратив представления о добре и зле. Ее можно было иметь, относясь справедливо, и погубить - собственной виной. Человек мот жить по «правде», потому что она - Божьи заповеди и церковные правила .

Что же тогда имеется в виду под силой и правдой? Можно сказать, что в традиции средневековой русской мысли силу рассматривают как нечто земное и человеческое, а правду - как то, что имеет внеземное происхождение. Тогда, следуя этой логике, в этом высказывании мы присоединяемся к правде Божией, а земное принижаем.

Филолог Александр Круглов в словаре «Психология и характерология понятий» указывает, что «в течение последних пятидесяти-ста лет "истина" и "правда" обменялись значениями. ...Раньше - истина - "то, что было на самом деле, в действительности", а правда - "то, что должно быть, правильность, справедливость (которая в идеале совпадает с подлинной действительностью) "». То есть истина - всего лишь факт, а действительность-по-истине - правда. Круглов указывает, что если по Киреевскому «правда - это истина плюс справедливость», то сейчас уже, наоборот, скорее истина - это правда плюс справедливость. Объяснение этой инверсии таково. Еще совсем недавно, в эпоху Киреевского «истина» имела значение «капитал» (то, что у тебя на самом деле есть), а слово «правда» употреблялось примерно в том смысле, в каком оно употреблено в названии древнего свода законов «Русская правда»: «что считать за правильное» .

Зададимся вопросом о типе это высказывания: это утверждение или декларация? Иначе говоря, это констатация факта (Бог - в правде) или призыв поверить, что Бог именно в правде, а не в силе?

Если это высказывание является утверждением, то от него, как от всякого утверждения, ожидается доказательство его истинности. Любые утверждения предполагают обоснование, и оцениваются в паре категорий «истинно - ложно». В свою очередь, декларация - это объявление о чем-либо, но предоставления (развернутого обоснования) она не предполагает. В данном случае никакого обоснования воинам малой дружины (и читателям Жития) не было дано. Внешне вся сцена выхода из храма и обращения к дружине очень похожа на клятву.

Возникает вопрос, если автор высказывания не берется давать ему обоснование, то за что он несет ответственность? Он берет ответственность за то, что подтвердить высказывание можно только победой (над противником). Логика этого высказывания примерно следующая: я, ваш предводитель, не могу вам доказать, что Бог на нашей стороне, но если вы в это поверите, то так оно и будет. Иными словами, если вы поверите, что Бог - в правде, то победите, а если вы верите, что Бог - в силе, то проиграете. Победа всем нам будет дана по силе вашей веры в то, что я вам сказал.

Поэтому, отвечая на вопрос о типе этого высказывания, можно заключить, что оно представляет собой декларацию в модусе призыва поверить в то, что «Бог - в правде», и вера в это и приведет нас к победе.

Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на антикатолическую направленность всего Жития, в данном высказывании нет явного выражения ненависти к врагу, тут речь идет не о том, чтобы уничтожить шведов («сколько раз увидишь - столько раз и убей!»), а о том, чтобы быть уверенным в себе («вы даже не знаете, сколько у вас силы!»). Развивая эту мысль, можно сказать, что здесь имеет место апелляция к тому, что в людях есть, но чего они не осознают. Автор обращается к сути того, чем люди являются, к их бессознательной добродетели, к силе веры.

Исходя из этого можно заключить, что правда в высказывании князя Александра понимается как правильная (истинная) вера.

ЛИТЕРАТУРА

2. Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//Труды Отдела древнерусской литературы. - Т. 24. -

3. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 94-101.

4. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVbb.): Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. - Т. 1. - М. Наука, 1989.

6. Круглов А. Словарь «психология и характерология понятий». URL: http:// www.alkruglov.narod.ru/glossary.html

7. Мансикка В. П. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. - СПб., 1913.

8. Повести временных лет/Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии

9. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI - первая по-

10. Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). - М.: Изд-во Московского государственного университета, 1986.

11. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000)/Авторизованный перевод с нем. Елены Зеленской и Майи Лавринович. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

13. Юрганов А. Л., Данилевский И. Н. «Правда» и «вера» русского средневековья//Одиссей: Человек в истории. Культурная история социального. 1997. - М.: Наука, 1998.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • E-mail

12 сентября – перенесение мощей благоверного Великого князя Александра Невского (1724).

Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском в семье князя. С ранних лет он сопровождал в походах отца. Тогда на Русь с востока шли монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища.

Король Швеции в 1240 году послал к Неве множество кораблей. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было предзнаменование: стоявший в дозоре воин Пелгуй видел на рассвете 15 июля плывущую ладью, на ней святых мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр повелел никому не говорить о чуде, а сам с молитвой, ободренный повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».

Ангел Божий незримо помогал нашему воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве народ назвал святого Александра Невским.

В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул русскую крепость Копорье, изгнав немецких рыцарей. Зимой 1242 года освободил от них Псков, а весной 1242 года дал решительное сражение на льду Чудского озера.

Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка».

Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу».

После Ледового побоища его имя прославилось по всему миру. Западные пределы Русской земли были надежно защищены, настало время оградить Русь с Востока.

В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Им предстояло многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников.

Для этого нужны были «кротость голубя и мудрость змеи», годы трудов и жертв.

Святой Александр, став единовластным великим князем всей Руси – Владимирским, Киевским и Новгородским, в 1253 году отразил новый немецкий набег на Псков.

В 1261 году стараниями святого Александра была учреждена в Сарае – столице Золотой Орды – епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Четвертая и последняя дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай стала решающей. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был исполнен. На обратном пути из Орды в Городке, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, приняв святую иноческую схиму с именем Алексий.

Митрополит Кирилл сказал в надгробном слове: «...зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Девять дней святое тело его несли к Владимиру, и оно оставалось нетленным.

23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре было явлено чудо. Когда эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту, святой князь сам простер руку и взял грамоту у митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника.

30 августа (12 сентября н.ст.) 1721 года Петр I после продолжительной войны со шведами заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей Александра Невского из Владимира в Петербург.

Иерей Валерий ПИСАРЕНКО

6 декабря (23 ноября) день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

“Царей благочестивых держава,и князей православных похвала”

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было “посажение на стол”. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению “вокняжился” обычно прибавляется: “и сел на столе”.

“Вокняжение” молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!” Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он “из Своего жилища” благословил верного раба Своего Александра, укрепил его “силою свыше”, утвердил его на “престоле правды”, показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его “небесного царства”.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: “Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю”.

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!”

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней . И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру”.

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – “возложил ему печать на лицо”. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”. По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, “кротость голубя и мудрость змеи”. Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. “Смерть, смерть ему”, – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!” Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: “Правду говорили мне, нет князя, равного этому”.

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а “от вас учения не принимаем”.

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что “татар бити”. Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: “Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время”.

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»