Учебная мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут» предназначена для использования в процессе:
Непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками групп старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание»;
Уроков по окружающему миру в начальной школе.
Данная мультимедийная презентация направлена на достижение следующих задач:
Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;
Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;
Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;
Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.
Презентация дает возможность пронаблюдать жизнь диких зверей зимой, что не возможно сделать в естественных условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе
«Как звери зимой в лесу живут»
Программные задачи:
Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;
Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;
Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;
Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.
Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак».
Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».
Ход НОД:
Воспитатель: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).
(Слайд №1). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Слайд №2).
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)
Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 3).
Дети: Заяц.
Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)
Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?
Дети: Сова, волк, лиса
Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность? (Слайд № 4)
Дети: Большие чуткие уши.
Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?
Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.
Воспитатель: Почему зимой заяц белый?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.
Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.
Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.
Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)
Воспитатель: Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят. (Слайд № 5)
Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капуст у, сено) (Слайд № 6).
Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?
Дети: Белка. (Слайд №7).
Воспитатель: Чем питается зимой белка?
Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.
Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?
Дети: Не кричать, не шуметь.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)
Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?
Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев .
Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?
Дети: В дупле, гнезде. (Слайд №8).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.
Дети: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.
Воспитатель: Как белка от врагов спасается?
Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.
Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.
Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.
Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?
Дети: Орехи, грибы. (Слайд № 9)
Физкультминутка.
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №10)
Дети: Лисья.
Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?
Дети: Окраску лисы не меняют. (Слайд № 11).
Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
Дети: Согревает, следы заметает.
Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 12).
Дети: Мышей.
Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?
Дети: Хороший слух и нюх.
Воспитатель: Чем ещё питается лиса?
Дети: Мелкими зверями, птицами.
Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (Рыбку.) (Слайд №13)
Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 14).
Воспитатель: Что согревает волка зимой?
Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.
Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.
Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?
Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.
Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? (Слайд №15)
Дети: Это следы лося.
Воспитатель: Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Слайд №16).
Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?
Дети: Лось питается ветками деревьев.
Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.
Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (Слайд № 17).
Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (Слайд № 18).
Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?
Дети: Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №19)
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.
Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».
По следу зверя я иду,
В снегу остался отпечаток.
Я всё равно его найду,
Хоть он со мной играет в прятки.
Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Слайд №20)
Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. (Слайд №21). Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).
Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)
Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?
Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать.
Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?
Дети: Дом нужен для того, чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать.
Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей ).
Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.
Надежда Шукшина
Занятие «Жизнь животных зимой»
Задачи :
Образовательные :
1. Продолжать знакомить детей с животными леса : белка, заяц, лиса, волк, медведь, лось, кабан;
2. Конкретизировать знания детей о особенностях приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).
Развивающие :
1. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
2. Стимулировать познавательный интерес детей.
3. Развивать активную речь детей;
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
2. Воспитывать любовь к природе, животным , стремление помочь им в трудных условиях;
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал : посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими грибами, мелкими животными ; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных ; схемы для рассказывания.
Предварительная работа : рассматривание альбома «Животные нашего леса » , открытки о животных ; чтение произведений Е. Чарушина о животных .
Беседа «Дикие животные зимой » . Отгадывание загадок о животных .
Д/игра «Путешествие в зимний лес» .
Рассматривание иллюстраций «Времена года» .
Воспитатель : Ребята,ой, смотрите мышка несет большой конверт.
Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
В письме написано, идите за мышкой, получите посылку.
Воспитатель вносит посылку. Нам пришла посылочка от старичка Лесовичка.
Открывает, вынимает записку, читает.
«Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И вам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки».
Воспитатель : Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте.
З/и «Услышишь – покажи»
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь .
(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)
Воспитатель : вижу не забыли про своих помощников. Присядьте на корточки рядом с посылочкой, впустите в нее руки и найдите по одному предмету
(Дети выполняют задание) .
Воспитатель : Что вы нашли?
Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, кабана, медведя, лося.
Воспитатель : Кто это такие?
Дети. Это дикие животные .
Воспитатель : Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Воспитатель : А посмотрите, я нашла в посылочке страничку, на ней что-то нарисовано, я не пойму.
Помогите мне разобраться. (показ следов животных )
Да здесь есть еще карточки. Мы можем поиграть.
Дидактическая игра «Узнай, чей след» .
На ковре разложены дорожки из следов разных животных . Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.
Воспитатель : А сейчас, давайте проверим как вы запомнили следы животных . Д/и «Чей след»
Воспитатель : давайте посмотрим, что еще есть в посылке. Вынимает коробочку на ней написано «Корм для животных » . Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте заглянем (открываю коробку) Не открывается, ой да здесь записка от Лесовичка. Коробочки откроются тогда, когда вы расскажете как живут лесные звери зимой .
Воспитатель : Рассказывать мы будем по схеме, давайте повторим.
Дети выходят, берут картинку животного и рассказывают
Заяц зимой в белой шубке бегает, его следы похожи на капельки, он трусливый и прячется от совы, волка, лисы. Большие чуткие уши помогают зайцу заметить опасность?
Воспитатель : Как заяц спасается от врагов?
Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Он днем спит, а ночью выходит добывать себе еду. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.
У белочки зимой серая шубка . Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.
Воспитатель : Где устраивает своё жилище белочка?
Дети : В дупле, гнезде.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.
Дети : В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.
Воспитатель : Как белка от врагов спасается?
Дети : Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево.
Лиса красавица леса. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору . Окраску лисы не меняют.
Воспитатель : Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лиса дорожки хвостом подметает?
Дети : следы заметает.
Воспитатель : А вы знаете, что кончик хвоста у лисы белый. Это для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?
Дети : Мышей.
Воспитатель : Зимой жизнь в лесу замирает , и главным питанием лисы становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?
Дети : Хороший слух и нюх.
Что согревает волка зимой ?
Дети : Густая, плотная, тёплая шерсть
Волк цвет шерсти на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой.
Воспитатель : - На кого охотятся волки?
Дети : Волки охотятся на крупных животных : оленей, лосей.
Воспитатель : Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?
Дети : Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.
Воспитатель : Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются
Воспитатель :
Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лось - большое животное , высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.
Воспитатель : А что делает зимой медведь ?
Дети : Медведь зимой спит в берлоге
Воспитатель : Почему медведь зимой спит ?
Дети : Зимой медведю трудно найти пропитание.
Воспитатель : Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Дети : Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.
Воспитатель : Ребята, вы так хорошо рассказали про лесных зверей, что коробочка открылась. Посмотрите, что нам прислал старичок – Лесовичок.
Физминутка (раздать карточки с животными )
А сейчас немного отдохнем
По таинственной дороге
Шли таинственные ноги,
Как они шли? (Воспитатель называет имя ребенка, ребенок говорит и показывает карточку.)
(по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-ежиному)
Воспитатель : Ребята, сейчас зима и животным трудно добывать пищу. Давайте попробуем их накормить. Дидактическая игра : «Накорми животное »
В мешочке находятся : мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, называя, для кого она и угощают.
Воспитатель : молодцы, ребята, вы хорошо накормили зверей, садитесь на свои места.
Воспитатель : ребята, лесовичок прислал нам так много всего интересного, что хочется и ему какой –то подарок отправить. А давайте закончим свою картину о зиме. У нас нарисованы звери наших лесов, а мы их раскрашивать не будем, а поможем им стать пушистыми :
Белку посыпем пшеном, зайца – манкой, волка – чаем и свои работы пошлем Лесовичку. Он будет очень рад.
Воспитатель : все животные двигаются , дышат, питаются, размножаются и растут. Они живые. Помните об этом, ребята! Любите и не обижайте животных !
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию
«Жизнь диких животных в лесу зимой»
в подготовительной к школе группе
Программное содержание: расширять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического воспитания детей. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному что нас окружает.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихотворений, наблюдение и экскурсии.
Методическое обеспечение: групповая комната похожа на лесную зимнюю полянку, под елкой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спрятался заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка, пролетают снегири. Все это достигается с помощью ярких мягких игрушек, пластмассовых елочек, веток.
Для коррекционных работ используются цветные открытки, с изображением диких животных, фланелеграфы, чудесный мешочек.
Кукольный театр с персонажами: старичок- лесовичок, лесные звери.
Музыкальное оформление: Г. Свиридов «Тройка» или « Полонез» Очинского.
Методика проведения
Звучит «Полонез» Огинского или «Тройка» Свиридова. На этом фоне воспитатель читает стихи: И. Суриков «Белый снег пушистый», «Береза» С. Есенина.
В: Ребята, что вы сейчас услышали? Д: Музыка, стихи. В: О чем я читала стихи? Д: Олесе, о березе.
В: А теперь посмотрите на картины и найдите лес, о котором я читала стихотворение. Покажите его. Почему вы думаете, что это он? Д: Тихо в этом лесу, все деревья засыпаны снегом, как шапкой. В: А где же белая береза? Д: Вот она.
В: Посмотрите на эти картины и скажите, а что вы чувствуете в душе, глядя на эти картины? Какое настроение возникает у вас? Д: Хорошее, доброе и т. д.
В: Ну раз у вас хорошее доброе настроение, то я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. На полянке детей встречает старичок - лесовичок.
Ст-лес: Здравствуйте, ребята! Я- старичок - лесовичок, я здесь живу. С чем пожаловали в мой дом? С худом или добром?
Д: С добром. Ст- лес: Тогда сначала отгадайте мои загадки, а потом дальше пойдете.
1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка).
2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет. А еще могу сказать, очень любит он поспать, (медведь).
3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной? (еж).
4. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом? (лиса).
5. Кто зимой холодной, ходит злой голодный? (волк).
6. Зимой белый, летом серый? (заяц).
Почему у зайца зимой белая шерстка? Как он это делает?
7. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок? (белка).
8. Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может он реветь, кто скажите он? (медведь).
Стар-лес: Молодцы, ребята! Все правильно отгадали, можете гулять в моем
лесу.
Коррекционная работа. Физкультминутка с прослеживающей функцией глаз.
В: Ой! Посмотрите ребята! Кто это прилетел и на ветки дерева сел?
Д: Снегири.
В: А как вы догадались, что это снегири? Почему они к нам прилетели?
(ответы детей)
В: Посмотрите сюда, а один все летает и летает.
Дети глазами прослеживают за снегирем вправо- влево, вверх- вниз (5-6раз). Кукольный театр: Лесные звери- куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют. Белка: Здравствуйте ребята!
Я Белка! Веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать скакать, силы надо беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, пуха соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас, грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Трудно белке зимовать? Когда долгая зима,
Когда снежная она, когда сильные морозы...
К людям я тогда скачу, помощи у них ищу. В: Ребята! О чем нам белочка рассказала? Д: О том как она зимует, как ей трудно бывает зимой. В: А что нового вы узнали о Белочке?
Д: Что зимой Белочка становится серой, она линяет и цвет шерсти становится серый В: А зачем она это делает?
Д: Чтобы стать менее заметной, чтобы ее не съели другие звери. Еж: А я ежик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас, грибы и ягоды запас,
Трудился- не ленился, меня вот разбудили И к вам ребята пригласили, чтоб о себе все рассказал, Сюда медведя я б позвал, но он в берлоге крепко спит, И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа
Крепко спать и весны ждать! В: О чем нам рассказал еж? Д: О своем зимовье. В: А почему ребята, нельзя будить медведя?
(ответы детей) Заяц: А я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме ребята побелел, шубку новую надел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной! И хотя я не трус, но всего, всего боюсь! Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замершей.
Что под снегом заяц найдет- все ему впрок пойдет. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте,
Где ему еды приберегите, не пугайте, не гоните. Лиса: Я лиса! Мороза не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Хвост красивый какой- мне он нравится самой! Живу в поле, там сплю, отдыхаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом наверное, мало кто знает. Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. В: Ребята! Что нового узнали о лисичке? Д: О том, что лисичка не может догнать зайчика. Стар-лес: Рассказывает о волке:
А еще есть зверь лесной, он ребята очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались! Угадайте? Это волк! Я сам расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит. Волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. В: Почему дети нельзя волку попадаться зимой? (ответы детей)
В: Спасибо Стар - лесовичок, что предупредил нас, сейчас мы пойдем на прогулку в лес.
Коррекционная физкультминутка: Прогулка в зимнем лесу. Мы пришли в зимний лес - ходьба по комнате.
Справа березка в шубке стоит- руку отводят и прослеживают взглядом. Слева елка на нас глядит- руку отводят в указанную сторону. Снежинки в небе кружатся- движение фонариком и смотрят вверх. На землю красиво ложатся- кружась приседают. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал- прыжки. Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет- руки на поясе, наклоны в стороны.
Вот мы спрячемся сей час, не найдет тогда он нас!- приседают, прячась Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит- имитируют сон. Прилетают снегири, как красивы они!- имитируют полет птиц. В лесу красота и покой, а нам пора домой- садятся на свои места.
Игра « Чудесный мешочек» - в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т.д. Дети достают пищу для зверей, угощают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их. Коррекционная игра: Сложи открытку.
В: Дети, а Стар- лесовичок еще одну загадку нам оставил. В этих конвертах спрятаны изображения животных. Нужно их сложить и отгадать кто это?
Дети складывают открытки с изображением диких животных. В: Кто у тебя получился, а у тебя? Дети отвечают, называя животное. В: Хорошо! Молодцы, все справились с загадками.
А сейчас, ребята, я познакомлю вас с пословицами о природе.
1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! В: Почему мы должны птиц и зверей оберегать?
Давайте представим, что может случиться, если не будет птиц, зверей
(ответы детей)
2. Кто природу губит, тот свой край не любит! В: А что значит губить природу?
(ответы детей)
В: А как можно любить свой край, природу. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова « Люблю птиц».
В: Из этого стихотворения сразу видно, что этот человек добрый, любит природу. О нем можно сказать пословицей.
3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. Завершая прогулку по зимнему лесу, задаю вопросы:
Что нового узнали на занятии? Чему вы научились? Что вам было трудно?
Как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным?
Дети покидают лесную полянку, зимний лес, прощаются с его обитателями
С наступлением холодов жизнь в зимнем лесу замирает. Давайте, посмотрим, кто как зимует.
У многих птиц и зверей к зиме отрастают новые перья и шерсть. Тетерев обзаводится тёплыми перьевыми «штанишками», а у белых куропаток они вырастают даже на лапах. Волки, лисы, еноты, медведи, зайцы обрастают плотным мехом, согревающим в зимнюю стужу.
Кроме того, многие звери меняют цвет шубки. Большинство животных, зимой светлеют, что помогает им маскироваться. Так маскируются под цвет снега горностай и ласка, у горностая кончик хвоста остаётся чёрным, а ласка становится совершенно белой. Белочка меняет шубку – на голубовато-серую, заяц-беляк рыжевато-серую окраску – на белую. Серый волк к зиме становится таким светлым, что в сумерках, когда он начинает свою охоту, его невозможно разглядеть.
Нередко лесные обитатели спасаются от холода… в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.
Некоторые животные укладываются в спячку, главным образом не потому, что холодно, а потому что голодно. Пищи зимой гораздо меньше, чем летом, вот и остаётся одно – спать. Для этого, правда, требуется сначала нагулять побольше жира. Вот и старается медведь перед спячкой отъедаться вволю.
В спячку впадают также ежи, сурки, летучие мыши, в это время жизнь в организме чуть теплится – температура тела опускается до четырёх градусов.
Но самое большое удивление вызывает птица клёст. Только у него в зимние холода появляются птенцы. Кругом снег, мороз, температура воздуха доходит порой до минус 20-25 градусов, а клесту всё нипочём. Он всё заранее предусмотрел: выбрал ёлочку с самыми густыми ветвями, построил глубокое гнездо, да такое добротное, тепло в нём сохраняется даже в самые трескучие морозы.
Вот так Господь мудро устроил жизнь лесных обитателей зимой. Одни улетают на юг, другие проводят во сне, а третьи продолжают жить и даже обзаводятся потомством.
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»
Конспект занятия по развитию устной речи
Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»
Разработала:
учитель начальных классов
Данилова Юлия Сергеевна
Дата проведения: 16.01.2017
Новокузнецк, 2017 год
Тема: Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой.
Цель: Знакомить детей с жизнью леса в зимнее время; закрепление представлений о зиме и ее приметах;
Задачи:
Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить и расширить кругозор детей о времени года – «Зима»; расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни.
Коррекционно – развивающие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение.
Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методы обучения: наглядные, словесные практические.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных, разрезные картинки животных, карточки для раскрашивания.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем.
Учитель : Ребята, сегодня на уроке по развитию устной речи мы отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу, в лесу мы с вами встретим много – много диких животных, будем учиться распознавать, где, чьи следы.
III . Работа по теме урока
Учитель: Ну, вот мы и прибыли в зимний лес, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.
Учитель: Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!
Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?
Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.
-А сейчас, я предлагаю вам немного согреться и выполнить упражнение. Повторяйте за мной.
IV . Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.
А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?
(Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)
Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.
– Чьи это следы? Как вы думаете?
Давайте проверим.
Загадки о животных:
«Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу»
Кто это? (белка)
Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)
Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)
Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.
К зиме она подготовила не только теплое дупло.
А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?
Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.
«Он в шубке беленькой зимой,
а в серой шубке летом».
Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.
Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
А вот следы главных врагов зайчишки:
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт» . (Лиса)
Как лиса готовится к зиме?
Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
- Как вы думаете? А это чьи это следы?
Давайте проверим.
«Кто зимой холодной,
ходит злой, голодный»! (Волк)
Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.
Ребята, сейчас мы поиграем в игру “ Животные и их детёныши”.
Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.
Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.
Белка – бельчонок.
Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)
Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)
Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)
Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)
Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)
- Молодцы, ребята! А сейчас, приготовили ваши ручки и пальчики, смотрим на меня и повторяем движения:
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
Игра «Собери картинку»
- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.
(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)
Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?
Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.
Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.
Наденем зверям шубки каждому свою.
(Раскрашивание зверей).
А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.
V. Итог урока
Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилось ли вам путешествие?
Учитель: О чем мы с вами говорили?
Учитель: Что вы узнали нового?
Ответы детей.
Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.