Категория материя материя движение пространство и время. Материя, движение, пространство, время

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Первое, что поражает воображе­ние человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений.

Уже первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохра­няющуюся основу вещей они назвали первоматерией . Это естественное воззрение на происхождение всего много­образия мира из некой первоосновы положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представление о материи углуб­ляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты.

Материя предстала в новом свете - без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки созда­вались новые концепции.

С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность - причина, основа, содержание и носитель (субстан­ция) все го мно го обра з ия мира . Она проявляется в бесчисленных свойствах. Важнейшие из них - объективность существования, струк ту рность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение . Это атрибуты материи, т.е. всеобщие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях.

Материя имеет сложное строение . Она состоит из элементарных частиц, атомов, молекул, макромолекул, планет, звезд, галактик и т.д. Кроме того, есть разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, по­зволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Все частицы независимо от их природы обладают волновыми свойствами.

Материя имеет разные уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Различные структурные образования материи - это разные степени сложности. Каждая форма материи качественно своеобразна. Но поскольку сложные формы материи включают в ка­честве своих элементов низшие, то это нужно учитывать в процессе изучении животных и растений.

Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость. За к о н сохра н е ни я и превращения энерг ии гласи т: к а к ие б ы процесс ы превращения ни проис х од ил и в мире, общее к оличество масс ы и энергии остается неизменн ы м. Ни один элемент материи не уничтожа­ется, не превращается в ничто, а оставляет определенное следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину. Гибель конкрет­ной вещи означает лишь ее превращение в другую.

Мир находится в постоянном движении . Движение многообразно. Дв и же ни е - это с п особ существова н ия бытия, материи. Б ыт ь - з н ачи т б ы ть в дв и же ни и, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Движение несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, всеобще. Оно проявляется в виде конкретных форм движения. Формы и виды движения многообразны. Они связаны с уровнями структурной организации бытия, материи. Ка ждой форме дв и ­ ж е ни я п р и с ущ определенн ы й нос и тель - с у бс та н ция .

Покой как момент движения всегда имеет только ви­димый и относительный характер.

Все тела различным образом расположены друг относительно друга. Пространство ес т ь форма к оорд ин а ции сосуще­с т вующих об ъ е кт ов, оно характеризует положение объектов друг подле друга (рядом, сбоку, внизу вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.). Порядок сосуществования этих объ­ектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, по­следовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, на­пример, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время - это форма координа ц ии сменяющих ся о бъектов и их сос т ояний, оно характеризует положение объектов друг после друга. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

П рос т ранс т во и время - это всеоб щ ие форм ы су щ еств о ­вания материи, бытия. В мире все простирается и длится. Пр остранство и время обла д ают своими особенностями. Пространство трехмерно, разнонаправлено, обратимо. Время однонаправлено, одномерно, необратимо.

Некогда су­ществовало воззрение, согласно которому пространство представляло собой грандиозное вместилище, куда помещена материя, а время мыслилось наподобие потока, все увлекающего за собой и все погло­щающего. Изменение физической картины мира изменило представление о пространстве и времени. Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н.И. Лоба­чевский. Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя евклидову геометрию как частный случай, отражающий пространственные отношения, воспринимаемые нами в повседневном опыте. Сумма углов треугольника в геометрии Лобачевского не остается постоянной и равной 180°, а меняется в зависимости от изменения длины его сторон и при этом всегда оказываем меньше 180°. Б. Риман создал еще одну неевклидову геометрию. В ней вообще нет параллельных прямых, а сумма углов треугольника 6oльше 180°. Эти парадоксальные положения очевидны и имеют смысл, если геометрические фигуры нарисовать не на плоскости а, например, на поверхности сферы. У нарисованного на сфере треугольника сумма yглов больше 180°.

Великое научное открытие двадцатого века - теория относительности, созданная А.Эйнштейном. В ней установлена связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. В мире нет единствен­ного “сейчас”, разделяющего все прошлые события и события будущего. Каждая система имеет свое “сейчас”, свое прошлое и будущее.

Пространство и время обусловлены материей, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой.

Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.

Всякое изменение вообще - есть движение.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого .

Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время - это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.

С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.

На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальное пространство и время - выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.

Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.

Свойства пространства и времени специфически конкретизируются на различных уровнях организации материи.

Социальное пространство - то пространство которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.

Социальное время зависит от интенсивности всех форм человеческой . В истории время может замедлять или «ускорять свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы - символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме - в ритме машин. Времени стало не хватать - его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.

В. И. Ленин

  1. Понятие материи в истории философии и естествознания

Стремление понять, что есть окружающая нас объективная реальность, тянется еще от древних мыслителей, которые сводят ее до определенных первоначал: дао, Инь, Ян, пуруша.

Досократики, в частности Эмпедокл, выделяют конкретные вещественные первоначала: воду, огонь, землю, воздух или все их вместе. Последователь Эмпедокла (основатель научной медицины - Гиппократ) развивает учение о здоровье (ейкразію) и болезни (дискразію) как результат смешения четырех соков организма:

♦ крови - сангве - связанной с огнем (источник - сердце);

♦ слизи - флегмы - связанного с Землей (источник - мозг);

♦ желчи - схоле - связанной с воздухом (источник - печень);

♦ черной желчи - мелане схоле - связанной с водой (источник - селезенка).

Гиппократ был не только великим медиком, но и значительным философом. Он высказывал немало замечательных мыслей философского характера. В частности, Гиппократ понимал все объективно сущее как природу, что приближается к современному пониманию материи: «Все это - единая и не единая природа. Все это множество существ и одновременно одно естество» (Трактат «О еде» //Соч.- т. 2.- М. 1941.- С. 508)

Каждая из форм общественного сознания регулирует человеческую деятельность в некоторой области действительности с помощью присущих ей методов и средств.

У Платона же окружающий нас мир, воспринимаемый чувственно, носит вторичный, зависимый характер от высшего мира - мира абсолютных идей.

Но наибольшее влияние на последующую философию и всю науку имели взгляды Демокрита, по которому вся действительность состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов, движущихся в пустоте, соединяясь и разделяясь. Известный физик Г. Фейнман сказал в своей Нобелевской речи, что идея атомизме важнейшая во всем человеческом знании.

В Новое время разное понимание материи у материалистов и идеалистов. Объективный идеализм (Гегель) в общих чертах продолжает линию Платона, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считают понятие материи фикцией, ошибкой, поскольку в мире не существует ничего, кроме ощущений.

Самым распространенным в Новое время становится понимание материи (вслед за Демокритом) как атомов - то есть как вещества (слово «материя» переводится с латыни именно как вещество). Возникает также понятие количества материи - массы, которая понимается как количество атомов. Такое понимание оказывается достаточно удовлетворительным до конца XIX в., к ряду открытий, сделанных в физике.

Первоначально было предусмотрено, а впоследствии экспериментально установлено существование электрона. Было открыто явление радиоактивного распада атомов (Беккерель), что сделало невозможным возведение материи до атомов. Эта невозможность еще усиливается после предсказания (Максвел) и экспериментального установления (Фарадей) существование электромагнитных полей, а потом и такой их разновидности, как рентгеновское излучение.

Еще парадоксальнее становится ситуация после создания А. Эйнштейном специальной теории относительности (СТВ), в которой показана зависимость массы от скорости. При этом возникает (при понимании массы как количества атомов) возможность трактовки изменения как изменения массы количества атомов.

Все эти открытия приводят к изменению картины мира - научной революции, одним из составляющих элементов которой становится изменение понимания того, что есть материя. Возникает необходимость понимание материи не только атомов, но и как всей объективной реальности. Такие взгляды высказывались и ранее, но не были распространены. Так, французские просветители понимают Вселенную как подвижную материю (Гольбах), а материю - как общую причину наших ощущений. Аналогично этому Фейербах понимает природу как систему разнокачественных тел, а Ф. Энгельс пишет: «Материальное воспринимается и познается».

Такое понимание материи как всей объективной реальности, которая не зависит от человека и познается ею как непосредственно (через ощущения), так и опосредованно через приборы и научные теории), становится наиболее приемлемым.

Как структурные уровни организации материи (специфические формы ее существования) сегодня выделяют неорганическую (неживую природу), органическую материю (живую природу) и социальную материю (человеческое общество).

Неживая природа в зависимости от размера делится на микромир (мир атомов и элементарных частиц), макромир (мир предметов, окружающих человека) и мегамир (мир планет, звезд, галактик). Особый интерес вызывает вопрос о строении материи вглубь - о возможных путях развития физики микромира. С логической точки зрения возможны следующие ситуации:

♦ будут обнаружены першоцеглинки - неделимые далее частицы, настоящие атомы (сейчас на эту роль претендуют кварки);

♦ першоцеглинок не существует, и делимость частиц бесконечна (так называемая глупая, или блошина бесконечность);

♦ окажется взаємоскладеність одна в одной всех элементарных частиц (бутстрап);

♦ винайдеться смыкания микромира и мегамира (так, В. Брюсов сказал: «быть может, эти электроны - миры, где пять материков…»);

♦ появится новая возможность, которую сегодня невозможно предусмотреть. Последний путь считают наиболее вероятным.

  1. Движение

С древних времен и до настоящего времени философы считали важнейшим свойством материи движение, который рассматривался как способ ее существования.

Представление о всеобщность движения возникает одновременно с философией. Древнеиндийские Веды утверждали, что существование Вселенной - это дыхание Брахмы (при этом день Брахмы продолжается 2 160 000 000 лет). Древнекитайский философ Лао-цзы считал, что нет ничего постоянного, все меняется в мире.

В Древней Греции возникают две точки зрения о движении. Гераклит гласит известный принцип панта рей, а Парменид утверждает, что изменений не может быть вообще, то, что мы наблюдаем, - обманчивая видимость. Он понимает изменения как возникновение и уничтожение: то, что есть, существует, будет всегда, то, чего нет, не будет никогда. Они были правы. Действительно, в мире нет ничего абсолютно неподвижного, но с другой стороны, существуют законы сохранения, согласно которым энергия, вещество, количество движений не могут исчезать и возникать. Ситуацию ярко и глубоко отразил В. С. Пушкин:

— Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне производит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Соединить устойчивость и движение в определенной степени удается Демокриту, который считает, что атомы вечны и неизменные и всегда находятся в движении. Аристотель, как всегда, подходит к проблеме более дифференцированно и выделяет шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение качества, увеличение, уменьшение, перемещение. В Новое время материалисты, понимая материи как атомы, объясняли движение исключительно как механическое перемещение атомов.

Французские философы (Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций) признают и другие формы движения материи, однако считают, что все их можно свести к механической. При этом Толанд и Гольбах понимают движение как средство существование материи.

И только Гегель впервые преодолевает односторонний механицизм (сведение всех форм движения материи к механической) и формулирует основные законы движения (развития).

Начиная с конца XIX века. понимание движения материи как любого изменения приобретает все большее распространение (а впервые такая точка зрения встречается в работах Ф. Энгельса). За такого подхода согласно форм существования материи могут быть выделены основные формы движения:

♦ движение в неживой природе;

♦ движение в живой природе;

♦ движение в обществе (социальный).

Обсуждается вопрос о возможности выделения информационной, кибернетической формы.

В каждой из них есть свой специфический носитель и свои особые законы движения. При этом движение в неживой природе рассматривается как попроще (как низшая форма) по отношению до движения в живой природе, а последний рассматривается как низшая форма по отношению к социальной формы движения.

Возникает вопрос о взаимоотношении форм движения материи. Если считают, что явления высшей формы могут быть полностью объяснены законами низшей, то такая позиция имеет название редукционизма. Он существовал в истории науки в виде механицизма (сведение к механике) и фізикалізму (сведение к физике).

С противоположной точки зрения высшие формы движения материи настолько специфические, что законы низших ничего не могут дать в их познании. Эта точка зрения имеет название органіцизму, или витализма.

На самом деле, поскольку низшие формы движения входят в состав высших, то их закономерности действуют в высших и они в определенной степени позволяют изучить эти высшие формы, однако не полностью, поскольку последние имеют свою специфику. Такая точка зрения имеет название інтегратизму. Она позволяет использовать физические методы исследований для изучения медико-биологических явлений и предостерегает против абсолютизации этих методов.

Понятие движения является исходным для объяснения развития и прогресса.

Развитие понимают как движение, при котором происходит необратимая, направленная закономерна изменение, то есть развитие - это обязательно изменение качества. Любое развитие является изменением, но не каждое изменение является развитием.

Понятие прогресса, прогрессивного развития, явно или неявно носит антропоцентричный характер. То есть, мы считаем прогрессивным то, что способствует прогрессу человечества. Главным критерием прогресса и главной целью человечества Организация Объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила права и свободы личности.

— Движение вообще является изменением вообще.

Ф. Энгельс

— Основные критерии прогресса находятся в трех сферах материальной действительности: системно-структурный касается неорганической природы, функциональный - органическому миру и гуманитарный - общества.

П. В. Алексеев, А. В. Панин

— Все прогрессы реакционные, если рушится человек.

А. Вознесенский

— Духовное совершенствование индивиду - прогресс прогресів.

А. Швейцер

И движение, и развитие, и прогресс неразрывно связаны с пространством и временем.

Пространство и время

В повседневной практике человека формируется представление о пространстве (как взаиморасположение и протяженность тел) и время (как продолжительность существования тел и их состояний). Эти представления обобщаются в естествознании и философии и приводят к выводам о свойствах пространства и времени. Пространство считается бесконечным, трехмерным и обратным, а время - вечным, одномерным и не обратным.

В отношении пространства и времени в истории науки существовало два подхода: субстанциальный и реляционный.

Субстанциальный подход в древности развивали Демокрит и Эпикур, а в Новое время — Ньютон. Согласно им, пространство, время и материя - три субстанции, три вещи, которые могут существовать самостоятельно. Пространство (похож на ящик), в котором есть атомы, планеты, звезды (материя) и часы (время). Материю, ящик и часы можно разделить.

Элементы реляционного подхода были в перипатетика, в Новое время этот подход развивал Лейбниц, и он окончательно утвердился после работ Эйнштейна по теории относительности. В реляционном подходе пространство и время рассматриваются как отношение материальных объектов. Пространство - как взаєморозташувакня, их взаимная координация, а время - как координация их состояний. То есть, никакого пространства, никакого времени вне материальными объектами не существует. Размерность пространства и времени вытекает из неразрывной связи последних двух и представляется чотиримірною характеристикой единого пространственно-временного континуума.

Простейшие пространственно-временные модели Вселенной сейчас связывают с средней плотностью веществ в нем. При критической плотности (2 10 29 г/см 3) Вселенная должен быть конечным и стационарным (Вселенная Эйнштейна). Если она меньше критической, то Вселенная должна быть открытым и бесконечно расширяться (Вселенная Лобачевского-Фридмана), а если выше критической, то Вселенная должен быть непрерывный, пульсирующий (Вселенная Римана).

Сегодня этот вопрос остается не решенным, потому что открываются все новые и новые виды материи, которые вмещают в себе огромные массы, как черные дыры.

Формам существования и движения материи должно соответствовать, согласно реляційним подходом, свое пространство-время. То есть, движение неживой природы осуществляется в физическом пространстве-времени. А биологические объекты существуют не только в физическом, но и в своем собственном биологическом пространстве-времени. Элементами биологического пространства выступают индивидуальная территория, экологическая ниша и вся биосфера, биологического времени - возраст организма (а возможно, и вида), его внутренние биологические часы, который определяет физиологическое состояние организма, степень его старения.

В. И. Вернадский связывал биологическое время с высшим уровнем организации материи, когда наиболее четко и полно проявляются такие качественные признаки времени, как необратимость и однонаправленность, что является следствием непрерывной последовательной эволюции биосферы, и только с этого времени, считает он, становится возможным истинное вычисление и измерение биологического времени.

Социальное пространство - это пространство, которое охватывается и превращается человечеством, а социальный время - это его история.

Кроме того, могут быть выделены также психологическое пространство и время и, соответственно, психологический возраст организма, который имеет психику (прежде всего человека). Психологический возраст зависит от подвижности центральной нервной системы и определяется способностью человека адаптироваться в новых условиях, ее любознательностью и энергией, а психологическое старение связано, прежде всего, с ростом ригидности, жесткости потери гибкости нервной системой старого человека, что уменьшает ее адаптационные возможности. Психологический пространство понимают как определенную дистанцию между людьми в общении, вторжение в которую, кроме особых случаев вызывает психологический дискомфорт.

Конечно, все эти четыре времена взаимосвязаны, и психологический возраст зависит от биологического и физического. В то же время они относительно автономны, то есть люди одного физического возраста могут иметь различный биологический возраст (такое явление объясняется изношенностью организма). Аналогично и люди с одинаковым состоянием физиологического здоровья могут иметь разный психологический возраст, разные степени свежести восприятия и остроты мышления.

— Время - число движения.

Аристотель

— …пространство является бытием первично-протяжным … которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений… Материя - это бытие вторично-протяженное, или такое, что, кроме протяженности, имеет и физическое тело… материя является бытием в пространстве… Движение является изменением пространства… является ничем иным, как величиной движения… соотношением всех абстракций последовательности.

Г. В. Лейбниц

— Что же такое… время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, даже не колеблясь; но как только хочу дать ответ, я в полной безысходности. Тем временем осознаю, что если бы ничего не происходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не происходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени.

Августин

— Прошлое - это тоже вид бытия, и, пожалуй, наиболее надежный.

В. Франкл

— Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношение к чему-либо внешнему, протекает равномерно; по-другому он называется продолжительностью.

И. Ньютон

— …время - это абстракция, к которой мы приходим благодаря изменению предметов. У нас нет никакой определенной меры времени, потому что все связано между собой.

— …мы должны отказаться от описания атомных явлений как явлений в пространстве и времени…

А. Эйнштейн

— …время, четвероякий сквозняк открытости, позволяет отыскать себя как «наличие», что содержит бытие, т. е. присутствие.

М. Хайдеггер

Дальнейшее философское познание бытия осуществляется посредством философских категорий - основных понятий, философия вырабатывает и совершенствует на протяжении всего своего существования как для собственных целей (выполнения своих функций), так и для общенаучного использования.

Контрольные вопросы:

  1. Основные виды бытия.
  2. Структура человеческого бытия.
  3. Что такое практика?
  4. Формы и структура духовного бытия.
  5. В чем заключаются недостатки понимания материи как вещества?
  6. Основные структурные уровни (формы существования) материи.
  7. Возможные пути развития физики микромира.
  8. Главный критерий общественного прогресса.
  9. Субстанциальный и реляционная концепция пространства и времени.
  10. Основные модели Вселенной.
  11. Биологическое пространство и время.
  12. Социальное пространство и время.
  13. Психологическое пространство и время.

Исходный тезис современного материализма: "В мире нет ничего кроме движущейся материи, и движется она не иначе как в формах пространства и времени" (Ф. Энгельс). Иными словами, атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи являются: движение, пространство и время.

Материя и движение . Движение – это способ существования материи. Материя не может существовать вне движения; движение и материя органически и нерасторжимо связаны друг с другом: нет движения без материи, как нет и материи без движения. Так же как и материя, движение материи абсолютно, а покой – относителен . Это значит, что покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. Любое конкретное "покоящееся" материальное бытие (вещь) существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. До тех пор, пока вещь сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается "сама собой", она может существовать, изменяться, двигаться. При уничтожении этого типа движения данное конкретное материальное бытие распадается, переходит в другое бытие, которое характеризуется своим типом движения.

Движение несотворимо и неуничтожимо, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Это значит, что 1) движение не возникает из ничего и не исчезает бесследно (универсальный закон сохранения и превращения энергии), 2) движение материи способно к постоянным превращениям из одной формы в другую.

Материя, пространство и время . Важнейшими формами бытия движущейся материи являются пространство и время. В каком соотношении находятся материя, пространство и время? По ответу на этот вопрос выделяются две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция пространства и времени (от лат. substantia – сущность), характерная для метафизического материализма, была сформулирована И. Ньютоном в XVII веке. Пространство и время - абсолютные, самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Абсолютное пространство – это пустота, в которой располагаются все тела. Абсолютное время – это чистая длительность. Пространство и время – это "вместилище" материальных тел. Если вдруг, материальные предметы исчезли бы, то пространство и время остались существовать (подобно тому, как уход со сцены "актеров" (материальных тел) не приводит к исчезновению "сцены" – пространства и времени). Выводом из этой концепции является статическая теория пространства и времени, согласно которой они имеют неизменные и единообразные характеристики на всех структурных уровнях материи, т.е. характеристики движения материи не влияют на свойства пространства и времени. Пространство в этой перспективе описывается одной - евклидовой геометрией, а время выглядит линейным.



Реляционная концепция пространства и времени (от лат. relation – отношение, относительность) характерна для современного диалектического материализма и была четко сформулирована в начале ХХ века А. Эйнштейном. Пространство и время – это не самостоятельные сущности, особые отношения между материальными объектами, т.е. пространство и время существуют только в связи с конкретными материальными системами и посредством их. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Выводом из этой концепции является динамическая теория пространства и времени , согласно которой конкретные свойства пространства и времени находятся и меняются в зависимости от уровня структурной организации материи. В микромире они - одни, в мегамире - другие, в макромире - третьи. Для микро и мегамира адекватными оказываются неевклидовы геометрии и нелинейные трактовки времени.

В современной философии и науке в качестве истинной признается реляционная концепция пространства и времени.

Пространство и время - две взаимосвязанные формы существования материи, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и сосуществования материальных систем. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем.



Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении материалистическая диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания - движущейся материи - указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

Нет пространства вне времени, как и наоборот. Единство движения, пространства и времени, на котором настаивает сегодня материалистическая философия, доказывается всем современным естествознанием. Так, теория относительности Эйнштейна вскрыла органическую связь между пространством, временем (пространственно-временное многообразие, “четырехмерное пространство”) и движущейся материей (размерность пространства-времени задается распределением тяготеющих масс).

Пространство и время на разных уровнях организации материи . Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств

Одна из важнейших задач естествознания - со­здание естественно-научной картины мира в виде це­лостной упорядоченной системы. Для ее решения ис­пользуются общие и абстрактные понятия: материя, движение, время и пространство.

Материя -это все то, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие объек­ты. Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас представляет собой материю. Она тождественна ре­альности. Неотъемлемое свойство материи - движение. Без движения нет материи, и наоборот.Движение ма­терии -любые изменения, происходящие с материаль­ными объектами в результате их взаимодействий. Ма­терия не существует в бесформенном состоянии - из нее образуется сложная иерархическая система мате­риальных объектов различных масштабов и сложности.

Отличительная особенность естественно-научного познания заключается в том, что для естествоиспыта­телей представляет интерес не материя или движение вообще, а конкретные виды материи и движения, свой­ства материальных объектов, их характеристики, кото­рые можно измерить с помощью приборов. В современ­ном естествознании различают три вида материи: ве­щество, физическое поле и физический вакуум.

Вещество -основной вид материи, обладающей массой. К вещественным объектам относятся элементар­ные частицы, атомы, молекулы и многочисленные обра­зованные из них материальные объекты. В химии веще­ства подразделяются на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные - химические соеди­нения. Свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия атомов и молекул, что и обусловливает различные агрегатные состояния ве­щества: твердое, жидкое и газообразное. При очень высокой температуре образуется плазма. Переход ве­щества из одного состояния в другое можно рассматри­вать как один из видов движения материи.

Различные виды движения материи можно класси­фицировать с учетом изменений свойств материальных объектов и их воздействий на окружающий мир. Меха­ническое движение (относительное перемещение тел), колебательное и волновое движения, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) дви­жение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между агрегатными состояниями (плавление, парообразование и др.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы, эво­люция звезд, галактик и Вселенной в целом - все это примеры многообразных видов движения материи.

Физическое поле -особый вид материи, обеспе­чивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствую­щие различным частицам (например, электрон-по-зитронное поле). Источником физических полей яв­ляются частицы (например, для электромагнитного поля - заряженные частицы). Созданные частицами физические поля переносят с конечной скоростью взаимодействие между ними. В квантовой теории вза­имодействие обусловливается обменом квантами поля между частицами.

Физический вакуум -низшее энергетическое со­стояние квантового поля. Этот термин введен в кван­товой теории поля для объяснения некоторых микропро­цессов. Среднее число частиц - квантов поля - в ва­кууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы - частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время. Виртуаль­ные частицы влияют на физические процессы. В физи­ческом вакууме могут рождаться пары частица-антича­стица разных типов. При достаточно большой концен­трации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом. Пред­полагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная.

Всеобщими универсальными формами существо­вания и движения материи принято считать время и пространство. Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в простран­стве и во времени. Особенность естественно-научного представления об этих понятиях заключается в том, что время и пространство можно охарактеризовать коли­чественно с помощью приборов.

Время выражает порядок смены физических состо­яний и является объективной характеристикой лю­бого процесса или явления. Время - это то, что можно измерить с помощью специальных приборов. Принцип работы приборов для измерения времени основан на разных физических процессах, среди которых наибо­лее удобны периодические процессы: вращение Зем­ли вокруг своей оси, электромагнитное излучение воз­бужденных атомов и другие. Многие крупные дости­жения в естествознании связаны с разработкой более точных приборов для определения времени. Существу­ющие сегодня эталоны позволяют измерить время с очень высокой точностью - относительная погреш­ность измерений составляет менее 10" 11 .

Временная характеристика реальных процессов основывается на постулате времени: одинаковые во всех отношениях явления происходят за одинаковое время. Хотя постулат времени кажется естественным и очевидным, его истинность все же относительна, так как его нельзя проверить на опыте даже с помощью самых совершенных часов, поскольку, во-первых, они характеризуются своей точностью и, во-вторых, невоз­можно создать принципиально одинаковые условия в природе в разное время. Вместе с тем длительная прак­тика естественно-научных исследований позволяет не сомневаться в справедливости постулата времени в пределах той точности, которая достигнута в данный момент времени.

При создании классической механики около 300 лет назад И. Ньютон ввел понятие абсолютного, или истинного,математического времени, которое течет всегда и везде равномерно, и относительного време­ни как меры продолжительности, употребляемой в обы­денной жизни и означающей определенный интервал времени: час, день, месяц и т. д.

В современном представлении время всегда отно­сительно. Из теории относительности следует, что при скорости, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется - происходит релятивистское замедление времени, и что сильное поле тяготения приводит к гра­витационному замедлению времени. В обычных зем­ных условиях такие эффекты чрезвычайно малы.

Важнейшее свойство времени заключается в его необра­тимости. Прошлое во всех деталях и подробностях нельзя воспроизвести в реальной жизни - оно забывается. Нео­братимость времени обусловлена сложным взаимодей­ствием множества природных систем, в том числе атомов и молекул, и символически обозначается стрелой време­ни, «летящей» всегда из прошлого в будущее. Необрати­мость реальных процессов в термодинамике связывают с хаотичным движением атомов и молекул.

Понятие пространства гораздо сложнее понятия времени. В отличие от одномерного времени реальное пространство трехмерно, т. е. имеет три измерения. В трехмерном пространстве существуют атомы и пла­нетные системы, выполняются фундаментальные за­коны природы. Однако выдвигаются гипотезы, соглас­но которым пространство нашей Вселенной имеет много измерений, хотя наши органы чувств способны ощущать только три из них.

Первые представления о пространстве возникли из очевидного существования в природе твердых тел, занимающих определенный объем. Исходя из него, можно дать определение: пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Завершен­ная теория пространства - геометрия Евклида - соз­дана более 2000 лет назад и до сих пор считается об­разцом научной теории.

По аналогии с абсолютным временем И. Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое су­ществует независимо от находящихся в нем физичес­ких объектов и может быть совершенно пустым, явля­ясь как бы мировой ареной, где разыгрываются физи­ческие процессы. Свойства пространства определяются геометрией Евклида. Именно такое представление о пространстве лежит в основе практической деятельно­сти людей. Однако пустое пространство идеально, в то время как реальный окружающий нас мир заполнен различными материальными объектами. Идеальное пространство без материальных объектов лишено смыс­ла даже, например, при описании механического дви­жения тела, для которого необходимо указать другое тело в качестве системы отсчета. Механическое движение тел относительно. Абсолютного движения, как и абсо­лютного покоя тел, в природе не существует. Простран­ство, как и время, относительно.

Специальная теория относительности объединила пространство и время в единый континуум простран­ство - время. Основанием для такого объединения слу­жит принцип относительности и постулат о предель­ной скорости передачи взаимодействий материальных объектов - скорости света в вакууме, примерно рав­ной 300 000 км/с. Из этой теории следует относитель­ность одновременности двух событий, происшедших в разных точках пространства, а также относительность измерений длин и интервалов времени, произведен­ных в разных системах отсчета, движущихся относи­тельно друг друга.

В соответствии с общей теорией относительности свойства пространства -времени зависят от наличия материальных объектов. Любой материальный объект искривляет пространство, которое можно описать не геометрией Евклида, а сферической геометрией Римана или гиперболической геометрией Лобачевского. Предполагается, что вокруг массивного тела при очень большой плотности вещества искривление становится настолько существенным, что пространство - время как бы «замыкается» локально само на себя, отделяя данное тело от остальной Вселенной и образуя черную дыру, которая поглощает материальные объекты и электромагнитное излучение. На поверхности черной дыры для внешнего наблюдения время как бы останав­ливается. Предполагается, что в центре нашей Галак­тики находится огромная черная дыра. Однако есть и другая точка зрения. Академик Российской академии наук А.А. Логунов (р. 1926) утверждает, что никакого искривления пространства -времени нет, а происхо­дит искривление траектории движения объектов, обус­ловленное изменением гравитационного поля. По его мнению, наблюдаемое "красное смещение в спектре излучения отдаленных галактик можно объяснить не расширением Вселенной, а переходом посылаемого ими излучения из среды с сильным гравитационным полем в среду со слабым гравитационным полем, в котором находится наблюдатель на Земле.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»