Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания. Советы психолога как помочь детям в выполнении домашнего задания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий

Некоторые, чересчур заботливые родители, желая всячески облегчить бремя учебы для своего любимого чада, пытаются сами решать за него задачи, выполнять письменные задания и даже готовить сочинения. Это неправильно.
Но и бросать его сразу в воду, не научив плавать, тоже нельзя. Помогать ребенку нужно, но так, чтобы не снимать с него ответственность, не подавлять, а развиватьего самостоятельность.
Как этого добиваться?
1. Учите ребенка задавать вопросы не только вам, но прежде всего себе. Чтобы он не ждал от вас готового ответа, а находил его сам. Например:
— «Тебе всё понятно?»
— «А что это значит?»
— «А как бы ты ответил на такой-то вопрос?»
2. Помогайте ребенку правильно пользоваться не только учебниками, но и словарями, справочниками, энциклопедиями.
3. Учите его постоянно анализировать свою работу . Особенность восприятия младшего школьника такова, что сам он не замечает своих ошибок: его восприятие еще не дифференцировано.
Проверяя выполненную работу, не сразу отмечайте саму ошибку, а спросите:
— «На какой строчке сделана ошибка?»
— «В каком слове сделана ошибка?»
— «Какую ошибку ты допустил и как ее исправить?»
— «Как проверить правильность написания?»
4 . Стремитесь развивать память ребенка. Для этого заучивайте вместе с ним стихи. Это можно делать наперегонки, по очереди. Не заставляйте его специально «зазубривать» стихи, лучше просто читать их вместе вслух. Так возникает эффект сопереживания. Постепенно стихи запомнятся сами по себе.
5 . Развивайте внимание ребенка. Используйте для этого всевозможные упражнения на сравнение рисунков, предметов, нахождение ошибок в изображениях. Задания целесообразно выполнять по очереди: сначала Вы придумываете задание — ребенок выполняет его, а потом наоборот.
Могут предлагаться друг другу и иные задачи на внимание:
— «Что изменилось сегодня в природе по сравнению со вчерашним днем?»
— «Какие особенности одежды были у мамы, у папы вчера?»

— «Посмотри внимательно, как я расставила 5 игрушек? А теперь скажи, как они поменялись местами?»
6 . Развивайте также волю ребенка. Чтобы осуществить самостоятельные действия, ему всякий раз необходимо применить волевое усилие. А это не так просто. Вот почему важно, чтобы оно приносило ему эмоциональное удовлетворение. Но это возможно лишь в том случае, если дело доводится им до конца.
7 . Развитие познавательной самостоятельности — сложный и трудный процесс. Для наглядности можно привести следующую таблицу:

Познавательная самостоятельностьможет быть воспитана при обучении

Познавательная самостоятельность
не может быть воспитана при обучении

Если ребенок умеет
· организовать свои занятия: «Посмотри, всё ли ты приготовил для своей работы?»
· проводить необходимые действия (алгоритм выполнения): «Расскажи, что ты будешь делать с этим заданием?» «В каком порядке выполнять его?» «Какой результат должен получиться?»
· записывать действия в виде схемы, таблицы, модели
· контролировать свои действия в соответствии с образцом: «Сравни, так ли ты действовал?»
· решать задачи разными способами и оценивать их преимущества и недостатки: «Каким еще способом можно решить эту задачу?» «Какой тебе больше нравится?» «Почему?»

На приказе, требовании взрослого: «Садись за уроки и немедленно делай их!», «Не перечь!», «Замолчи!»,
· на упреках, окриках и оскорблениях: «Сколько тебе можно говорить?» «И тебе не стыдно?», «Ты что, не понимаешь что ли?» «Ты что, совсем дурак (дура)?» и т.д.
· на инструктивной педагогике: «Делай так-то и так-то», «Пиши так и не иначе», «Слушай, что я тебе говорю».
· на постоянной опеке: «Я сейчас освобожусь и решу за тебя эту задачку (сочиню ответы на вопросы, придумаю предложения, нарисую...)»

Желательно вырабатывать у ребенка всякий раз положительный настрой на успех:
· хвалить его за любую положительную инициативу: «Это у тебя получилось хорошо, а теперь давай попробуем сделать вот это». «И это тоже получилось, ты просто молодец!»
· «авансировать» успех: «А теперь попробуй решить задачу потруднее: наверняка получится!»
· предоставлять ему в пределах допустимого (с 16.00 до 19.00) право выбора времени для занятий, порядка их выполнения, право выбора товарищей по занятиям, а также играм, интересам и т.д.
Чем больше будет развиваться самостоятельность ребенка, тем меньше придется оказывать ему всестороннюю помощь. Конечная цель воспитания — вполне самостоятельная и развитая личность, способная ответственно решать самые разнообразные жизненные задачи.


Важно знать!!!

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы:
Подкуп
Угрозы
Наказание
Рассуждения.
Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.
Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит – родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию? Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надеже получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведены рекомендации, призванных помочь школьниками в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.
Выполнение распорядка дня
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телепередачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.
Распределение заданий по степени сложности.
Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самих легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.
Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что–то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется переделывать все задание целиком.
Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, тот надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняя происшедшее, или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.
Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он не будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.
У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, о причине несформированности необходимых учебных знаний и умений.
Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.
Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.
Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используются для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.
Родителям стоит обращать внимание не невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.
Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способности передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с выполнением домашней работы.
Успехов вам в достижении цели!

31.05.2017

Советы психолога Как помочь детям в выполнении домашнего задания

Ефимова Г.А., педагог-психолог

Домашние задания - это форма самостоятельной работы обучающихся с целью повторения, закрепления знаний, полученных на уроке. Домашние задания - обязательный компонент учебной работы. Ключевое словосочетание в данном определении - самостоятельная работа. Очень часто дети не могут справиться с домашним заданием самостоятельно. Причины могут быть самые разные: ребенок мог просто не понять новый материал, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание; или, возможно, ребенок уже привык ждать помощи, самостоятельно работать он просто не может.

Как помочь ребенку научиться учиться, справляться с домашним заданием?

Прежде всего – приучать ребенка отдыхать перед выполнением домашней работы, при этом четко следуя правилу: просмотр телевизора – не отдых! Отвлечься от учебного процесса лучше на прогулке, или дома поиграть, подвигаться. К обязательным требованиям относится и 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам, более 30 минут без перерыва сидеть за учебниками не рекомендуется.

Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания. Удобное рабочее место - следующее правило. Места должно хватать, чтобы ребенок мог расположить на столе все необходимое. Ноги ребенка не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее.

Следующий этап - ребенок открывает дневник, где должно быть записано домашнее задание. Если задание не записано, это совсем не обозначает, что ничего не задано. Нужно узнать задание и обязательно записать его в дневник, а потом уже начинать выполнять. При этом не обвиняйте педагога, а постарайтесь понять, почему Ваш ребенок не записывает задание в дневник. Речь идет о таком важном качестве, как самоорганизация, самоконтроль. А начинается все с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Основная роль принадлежит в этом именно родителям.

Необходимо научить ребенка самостоятельно осмыслить задание. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что надо делать. Если он не может объяснить с первого раза, необходимо читать до тех пор, пока ребенок сам не поймет и не расскажет, что нужно делать и в какой последовательности.

Некоторые родители просят (или заставляют) выполнять задание сначала на черновике, а потом переписывать в тетрадь. Но записи в черновике должны быть минимальными. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Кроме того, исправления в работе покажут учителю, где ребёнок пока испытывает затруднения.

Пытайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • 1-й класс – домашнего задания нет;
  • 2–3 классы – 1,5 часа в день;
  • 4–5 классы – 2 часа в день;
  • 6–8 классы – 2,5 часа в день;
  • 9–11 классы – до 3,5 часов в день.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, повышенная утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.

До какого возраста надо помогать ребенку?

Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность. Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрее. Придется сидеть рядом, пока это необходимо. Если родители уже оказались в такой ситуации, не стоит немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Какие могут быть последствия того, что родители будут сидеть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником? Созревание современных детей наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать у ребенка всю симптоматику подросткового возраста. Итак, к 5-6-му классу эта возможность - сидеть и делать уроки вместе с ребенком - у вас уже точно пропадет, ребенок просто не даст вам так участвовать в его жизни. Но за четыре года он привыкнет, что за уроки отвечает мама, а сам он эту ответственность взять не может и не умеет. Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Ребенок не будет по-прежнему отвечать за свои задания. А в 14-15 лет протест будет уже очень яркий - и с разрывом отношений. Вот почему дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе (потому что за них все делали мама и папа), в средней школе резко снижают успеваемость. Помощь принимать они уже не готовы - это психологически невозможно, а умения и навыков учиться у них нет.

Родителю необходимо знать требования педагога, который учит ребенка. Опытные педагоги придерживаются классической системы: ребенок все должен делать сам, пусть и с ошибками, а они готовы научить и исправить. Другая часть педагогов, объяснив материал в школе, предполагает, что родители будут регулярно заниматься и советоваться, что и как делать; поэтому дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Важно, чтобы родители регулярно проверяли работы детей. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее при выполнении классной работы.

Если в школе задают много и непонятно для ребенка: что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. Подобное случается, если ребенок попадает в школу более «сильную», чем ему показано. Обычно нормально развивающийся ребенок в школе своего уровня все понимает, хотя, конечно, может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учителя, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Ориентируйте ребенка на то, что знания дает учитель. Если ребенок что-то не понял, нужно спросить у учителя. Не делая с ребенком уроки, надо все же следить за происходящим: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?».

В школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, обязательно организуется группа продленного дня. При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) соблюдаются следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

  • - начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • - предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности (для данного обучающегося);
  • - предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Успех в решении такой сложной задачи, как преодоление первых трудностей ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг – объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.



Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого – шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза “СДВ(Г)”, который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.


В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала – первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.



Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка – дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»