Как из борщевика сделать шум дождя. Диджериду из обычного борщевика

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Александр Александрович Блок. Фото с паспорта. 1910-е гг.

«Стихи о прекрасной даме»

В 1898 г. Александр Блок поступил в университет и учился там довольно долго, потому что перешел с факультета права на филологический; поэтому он получил диплом только в 1906 г., когда уже был известным поэтом. Стихи он начал писать очень рано. В 1900 г. он уже был оригинальным поэтом, как по стилю, так и по сути. Вначале его стихи не публиковались. Только в 1903 г. несколько стихотворений было напечатано в журнале Мережковского Новый путь . В 1904 г. они вышли отдельной книжкой под названием Стихи о прекрасной даме . Блок всегда настаивал, что его поэзия может быть по-настоящему понята и оценена только теми, кто сочувствует его мистицизму. Это утверждение особенно справедливо, когда речь идет о первой его книге. Если читатель не понимает мистического «фона», стихи покажутся ему просто словесной музыкой. Чтобы быть понятыми, эти стихи должны быть истолкованы. Это, однако, не слишком трудная задача, если пользоваться собственной статьей Блока О современном состоянии русского символизма (1910) – очень важное его самораскрытие – и подробным комментарием Андрея Белого в его замечательных Воспоминаниях о Блоке .

Стихи о прекрасной даме – мистическая «любовная история» с Особой, которую Блок отожествлял с героиней Трех видений Соловьева – Софией, Божественной мудростью, женской ипостасью Божества. Друзья Блока – мистики – да и он сам всегда настаивали, что эти Стихи – самая важная часть его творений, и хотя обычный читатель может предпочесть могучую поэзию его третьего тома, эти ранние Стихи , конечно же, очень интересны и биографически важны. Несмотря на влияние Владимира Соловьева (материал) и Зинаиды Гиппиус (метрическая форма), они вполне оригинальны и стилистически странно зрелы для 20-22-летнего человека. Основная черта этой поэзии – полная свобода от всего чувственного и конкретного. Это туманность слов, которая действует на неподготовленного читателя просто как словесная музыка. Как ни одна другая, эта поэзия отвечает верленовскому правилу: «de la musique avant toute chose » («музыки, музыки прежде всего!»). Нет в мире ничего «plus vague et plus soluble dans l’air » («более смутного и более растворимого в воздухе»), чем этот сборник. Позднее, в пьесе Незнакомка Блок заставляет Поэта (который, несомненно, самопародия) читать свои стихи половому в трактире и тот выносит свой вердикт: «Непонятно-с, но весьма утонченно-с!» Не считая нескольких посвященных, отношение к Блоку его тогдашних поклонников было во многом похоже на отношение полового.

Блок. Биография, лирика. Видеоурок

Дальнейшая популярность его ранней поэзии (заключенной в первом томе его сочинений) как раз и вызвана была помешательством на стихах, которые были бы так же чисты и свободны от содержания, как и музыка.

Вначале поэзию Блока ценили лишь немногие. Критики или не обращали на нее внимания, или же третировали ее с насмешкой и негодованием, что было общим уделом символистов. Читать Блока стали значительно позже. Но литературные круги сразу поняли значение нового поэта: Брюсов и Мережковский очень тепло его приняли. Младшие символисты пошли в своем энтузиазме еще дальше: два молодых москвича, Андрей Белый и Сергей Соловьев (сын М. С. Соловьева) увидели в его поэзии весть, близкую их собственному духовному настрою. Блок стал для них пророком и провидцем, чуть ли не основателем новой религии. Эти молодые мистики с горячей верой ожидали нового религиозного откровения, и эфирная блоковская поэзия показалась им Благовещеньем новой эры. В своих Воспоминаниях Белый описывает напряженную атмосферу мистического ожидания, в которой молодые Блоки (поэт и его жена, Л. Д. Менделеева), он сам и Сергей Соловьев жили в 1903–1904 гг.

«Незнакомка»

Но это продолжалось недолго. Стихи о прекрасной даме еще печатались, блокисты были в полном экстазе, когда внезапно визионерский мир Блока резко изменился. «Прекрасная дама» отказала своему поклоннику. Мир для него опустел, небеса покрылись тучами и потемнели. Отвергнутый мистической возлюбленной поэт обратился к земле. Этот поворот сделал Блока более несчастным и, вероятно, худшим человеком, чем он был, но бóльшим поэтом. Только тут его поэзия приобрела общечеловеческий интерес и стала понятной не только немногим избранным. Она стала более земной, но вначале и земля его не была материальной. Его вскормленный небом стиль при первом контакте с грубой действительностью тут же дематериализовывал ее. Его мир в 1904-1906 гг. – завеса миражей, наброшенная на более реальные, но невидимые небеса. Его стиль, бесплотный и чисто музыкальный, прекрасно подходил для изображения туманов и миражей Петербурга, иллюзорного города, тревожившего воображение Гоголя , Григорьева, Достоевского . Этот романтический Петербург, сновиденье, возникающее в нереальной мглистой атмосфере северных невских болот, стал основой блоковской поэзии, едва он коснулся земли после своих первых мистических полетов. «Прекрасная дама» исчезает из его стихов. Ее сменяет Незнакомка, тоже нематериальное, но страстное, вечно-присутствующее видение, которым он одержим на всем протяжении второго тома (1904–1908 гг.). С особой четкостью она является в знаменитейшем стихотворении поэта (пожалуй, после Двенадцати самом известном), написанном в 1906 г., характерном сочетанием реалистической иронии с романтическим лиризмом. Стихотворение начинается гротескно-ироническим изображением дачного места под Петербургом. В этом логове кипучей пошлости, где «испытанные остряки» гуляют с дамами и «пьяницы с глазами кроликов in vino veritas кричат», появляется Незнакомка (см. полный текст и анализ этого стихотворения).

…И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок

«Пузыри земли»

К тому же периоду относится целая серия прелестных стихов, где Блок демонстрирует неожиданный дар уютного и шаловливого юмора. Она названа цитатой из Макбета Пузыри земли . Это стихи о простеньких шаловливых духах, живущих в полях и лесах. Немногие стихи Блока завоевали больше симпатии к нему, чем Болотный попик , таинственный, проказливый, добродушный, созданный его фантазией, который, на палец возвышаясь, стоит на кочке

И тихонько молится,
Приподняв свою шляпу,
За стебель, что клонится,
За больную звериную лапу,
И за Римского папу.

Блок и революция 1905

Как и большинство символистов, Блок приветствовал революцию 1905 года . Он примкнул к мистическим анархистам. Однажды он даже нес красный флаг. Вырождение революции в анархию и развал усилило его пессимизм, и чувства безнадежности и уныния овладели его душой. Его поэзия стала навсегда выражением «роковой пустоты» (о которой он говорит в стихах 1912 года), знакомой многим людям его поколения. Эта «пустота» сродни той, что переживал Леонид Андреев . Разница в том, что Блок – гений и человек несоизмеримой культуры и что он знал состояние мистического блаженства, о котором Андреев и не подозревал.

Драмы Блока

Бессильное желание возвратиться к Сияющему Присутствию, откуда он был исключен, и горькая обида на то, как с ним обошлась «Прекрасная дама», стали сюжетом его «лирических драм», написанных в 1906–1907 гг. – Балаганчика и Незнакомки , которые можно отнести к его самым ранним и самым чарующим шедеврам. Балаганчик – арлекиниада. Он был поставлен в 1907 г. и шел довольно долго. На тех, кто его видел, он произвел незабываемое впечатление. В нем много лучшей блоковской лирики, но по сути своей это сатира, пародия, и притом мрачно-богохульная. Это пародия на собственный блоковский мистицизм и сатира на его же надежды и ожидания. Его друзья – Белый и Сергей Соловьев – восприняли это не только как оскорбление в свой адрес, но и как оскорбление их общей веры в Софию – Божественную Премудрость. Это повлекло за собой отдаление от Блока его московских друзей, и следующий период стал для него временем мрачного одиночества. Для большинства читателей страшный пессимизм Балаганчика скрыт за его лирическим очарованием и капризным символизмом. Но по сути дела это одна из самых мрачных и богохульных пьес, когда-либо и где-либо написанных поэтом.

Анализ драмы «Незнакомка» – см. в отдельной статье нашего сайта. С этих пор творчество Блока наполняется вином, женщинами и цыганскими песнями – и все это на фоне страстного отчаяния и безнадежной тоски о навеки утраченном видении «Прекрасной дамы». Страстное и безнадежное разочарование – такова отныне атмосфера поэзии Блока. Только изредка его вырывает из постоянного уныния вихрь земной страсти. Такой вихрь отразился на цикле Снежная маска ; эта экстатическая, лирическая фуга написана в первые дни 1907 года.

Третий том лирики Блока

Гений Блока достигает зрелости к 1908 году. Стихи, написанные за последующие восемь лет, вошли в третий том, который вместе с поэмой Двенадцать несомненно является самым крупным из того, что было создано русским поэтом за последние восемьдесят лет. Блок не был человеком огромного ума или огромной моральной силы. Не был он в сущности и великим мастером. Искусство его пассивно и непроизвольно. Он скорее регистратор поэтического опыта, нежели строитель поэтических зданий. Великим его делает наличие переполняющего его поэтического духа, словно явившегося из иных миров. Он сам описал свой творческий процесс в одном из замечательнейших своих стихотворений – Художник (1913) как совершенно пассивное состояние, очень близкое к мистическому экстазу, как его описывают великие западные (испанские и немецкие) мистики. Экстазу предшествует состояние тоскливой скуки и прострации; потом приходит неизъяснимое блаженство от ветра, дующего из иных сфер, которому поэт отдается безвольно и послушно. Но экстазу мешает «творческий разум», который насильно заключает в оковы формы «легкую, добрую птицу свободную» – птицу вдохновения; и когда произведение искусства готово, то для поэта оно мертво, и он снова впадает в свое прежнее состояние опустошенной скуки.

Блок. Лирика. Третий том. Видеоурок

В третьем томе блоковский стиль пульсирует полнее и сильнее, чем в ранних произведениях. Он напряженнее и полнокровнее. Но, как и в ранних вещах, он сильно зависит от тончайших, легчайших особенностей языка, звука, ассоциаций. Уныние и отчаяние, выразившиеся в относящемся к этому времени стихотворении Пляски смерти , характерны для большинства блоковских стихов после 1907 г.

Тема России у Блока

Но иногда, на какое-то время кажется, что Блок открыл для себя какой-то луч надежды, который заменит «Прекрасную даму» – и это любовь к России. То была странная любовь, прекрасно знающая о гнусных и низких чертах любимой и все-таки порой доходящая до настоящих пароксизмов страсти. Образ России отождествился в его воображении с Незнакомкой – таинственной женщиной его мечтаний – и со страстными, раздвоенными женщинами Достоевского: Настасьей Филипповной (Идиот ) и Грушенькой (Братья Карамазовы ). Другим символом и мистическим отражением России становится метель, вьюга, которая в Снежной маске была символом холодных и обжигающих бурь плотской страсти и которая становится основным фоном поэмы Двенадцать . Русский ветер страстей снова ассоциируется с цыганскими хорами Москвы и Петербурга. Еще до Блока многие великие русские писатели (в том числе Державин , Толстой и Лесков) знали прелесть и великолепие цыганских хоров. В середине девятнадцатого века жил гениальный и не проявившийся полностью поэт Аполлон Григорьев , душа которого была наполнена цыганской поэзией. Он написал несколько необычайных песен, которые были присвоены цыганами, хоть они и забыли самое имя Аполлона Григорьева. Блок практически открыл Григорьева-поэта (как критик он был хорошо известен) и «поднял его». Он издал собрание стихов Григорьева (1915), к которому написал предисловие – одну из немногих прозаических статей, достойных великого поэта. В нем он благородно отдает должное своему забытому предшественнику.

Любовь Блока к России выражалась в остром переживании ее судеб, доходившем порой до истинно-пророческого дара. В этом отношении лирическая фуга На поле Куликовом (1908) особо примечательна: она полна мрачных, зловещих предчувствий грядущих катастроф 1914 и 1917 гг. Другое замечательное стихотворение (написанное в августе 1914 г.) раскрывает полностью эту странную любовь к своей стране. Они начинаются словами:

Грешить бесстыдно, беспробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Невозможно подробно рассказать обо всех стихах Блока, написанных между 1908 и 1916 г. Достаточно будет назвать несколько незабываемых шедевров, таких как Унижение (1911) – об унижении продажной любви; Шаги командора (1912), одно из лучших когда-либо написанных стихотворений о возмездии; страшный крик отчаяния – Голос из хора (1914); и Соловьиный сад , по стилю «классичнее» и строже большинства его лирических стихотворений, символическую поэму, неожиданно приводящую на память другую великую символическую поэму – Мою жизнь Чехова .

«Возмездие»

Кроме лирических стихотворений, третий том включает два более крупных произведения того же времени: поэму Возмездие и лирическую трагедию Роза и крест .

Возмездие было начато в 1910 г. под впечатлением смерти отца. По плану оно должно было состоять из трех частей, но только первая была полностью завершена. По стилю это реализм, попытка приближения к методу Пушкина и Лермонтова . Это история его отца и его самого, и Блок собирался создать вещь большой значимости, проиллюстрировав законы наследственности и показав последовательное разложение старого режима в России. Ему не удалось справиться с этой задачей, и в целом поэма не была удачей. Однако в ней есть сильные и прекрасные места. Начало второй главы открывает неожиданный в Блоке дар широкого исторического видения: это великолепный синтетический очерк русской жизни при Александре III, который можно было бы цитировать во всех учебниках русской истории.

В том же месяце, когда были написаны Двенадцать (январь 1918), Блок написал Скифов (см. полный текст и анализ), напряженно риторическую инвективу против западных народов, которые не хотят заключать мир, предложенный большевиками. Это весьма красноречиво, но не слишком умно, и во всяком случае гораздо ниже по уровню, чем Двенадцать .

Это было последнее стихотворение Блока. Новое правительство, ценившее своих немногих интеллигентных союзников, загрузило Блока работой, и целых три года он трудился над всякого рода культурными и переводческими начинаниями, которыми руководили Горький и Луначарский . После Двенадцати его революционный энтузиазм спал и сменился пассивным унынием, куда не проникал даже ветер вдохновения. Он пытался продолжать работу над Возмездием , но из этого ничего не вышло. Он смертельно устал – и был пуст.

В отличие от многих других писателей он не страдал от голода и холода, потому что большевики заботились о нем, но он был мертв задолго до своей смерти. Такое впечатление сложилось у всех, кто вспоминает Блока в это время. Впрочем, и отношение коммунистической власти к нему далеко не всегда было доброжелательным. В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской ЧК по обвинению в контрреволюционном заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. Он умер от сердечной болезни 9 августа 1921 г. Двенадцать прославили его больше, чем все предыдущее, но левые литературные школы в последние годы жизни Блока дружно его ниспровергали. Его смерть стала сигналом для признания его одним из величайших национальных поэтов.

В том, что Блок – великий поэт, нет и не может быть сомненья. Но при всем своем величии он, безусловно, поэт нездоровый, болезненный, величайший и типичнейший представитель поколения, лучшие сыны которого были поражены отчаянием и, неспособные победить свой пессимизм, либо впадали в опасный и двусмысленный мистицизм, либо находили забвение в вихре страстей.

Знакомство с творчеством и биографией Александра Блока предлагаем начать с урока «А.А. Блок: обзор жизни и творчества. “Трагический тенор эпохи”». Учитель расскажет о том, какое место в литературе занимал Александр Блок, где и как прошло его детство, как повлияли события в стране и собственной жизни на творчество писателя.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: А. А. Блок: обзор жизни и творчества. «Трагический тенор эпохи»

В литературной эпохе конца XIX – начала XX вв современники считали, что есть две ключевые фигуры – это М. Горький и А. Блок. Именно А. Блок вырвался за пределы модернизма и сделал модернизм доступным не только эстетам и интеллектуалам, но и обычным читателям. Именно в творчестве Блока очень многие слышали тот самый дух современности и голос времени, о которых говорилось на предыдущих уроках. Именно Блок (в 1918 году) нашел тот ритм и интонацию, которая выразила музыку революции.

Произведения Блока трудны для восприятия. Всю лирику Блок собрал в три тома.

Родился Блок в Петербурге в дворянской семье (Отец его, А.Л. Блок, был юристом, профессором Варшавского университета; мать, А.А. Бекетова, дочь ученого-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета). Воспитывался в семье матери. Родители Блока разошлись еще до рождения сына.

Писать стихи Блок начал рано. В своей автобиографии поэт упоминал о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн". Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Первый период творчества (1898-1900 гг.) был периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта. В 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он серьёзно увлёкся театром и даже готовился стать актером и некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка. В 1897 г. на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 года произошла встреча Блока с его будущей невестой и женой - Л.Д. Менделеевой (дочерью Д.И. Менделеева).

Период ранней лирики (1898-1900) для Блока стал периодом смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основ жизни, блужданий в "предрассветных сумерках". В сознании поэта постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира.

В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А. Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.

В это время Блок жил в ожидании каких-то невиданных грядущих перемен. Порой у него появляются апокалипсические настроения. Он часто испытывает ощущение сопричастности таинствам мира. Блок усиленно занимается древней идеалистической философией, увлекается учением Платона о духовной сущности мироздания. Поэт верит в существование "иных миров", где совершается истинное бытие.

Одним из ключевых событий в жизни Блока стало знакомство в 1901 г. с творчеством философа и поэта В. Соловьева. Поэту открылись истоки его смутных переживаний, стала понятней "мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века". Под влиянием Соловьева Блока все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Все то, что происходит "здесь", на земле,- это, по словам Соловьева, "только отблеск, только тени от незримого очами".

Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором мечтал В. Соловьев. Подразумевая Л. Д. Менделееву, Блок писал: "Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне (...) бурю торжества...". Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный "мистический роман", как важное действо вселенской мистерии обновления. На многих стихотворениях Блока 1901-1902 гг. лежит отсвет образа Прекрасной Дамы.

Между тем роман поэта и Л.Д. Менделеевой протекал довольно драматично: с отчуждением и непониманием с её стороны, с его отчаянием, мыслями о самоубийстве, с муками несбывающихся надежд, тревогами, реальной и мистической ревностью. Наконец 7 ноября 1902 г. Любовь Дмитриевна согласилась стать его женой. Сразу же после этого события было написано стихотворение "Я их хранил в приделе Иоанна...", открывшее новую главу "лирического дневника" (цикл "Распутья").

В 1901 г. Блок перешел с юридического на историко-филологический факультет Петербургского университета. С начала 1900-х гг. постепенно расширяется круг блоковского общения. В январе 1903 г. он вступает в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность, родство духовных поисков, верность соловьевским заветам. В январе 1904 г. Блок с женой (бракосочетание состоялось в августе 1903 г.) совершил поездку в Москву, где встретился с Андреем Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в октябре 1904 года, - "Стихи о Прекрасной Даме". Сразу же после выхода "Стихов о Прекрасной Даме" Блок занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905-1907 гг. Изменилось настроение литературы этого периода. Отозвался на революцию и Блок, проявив присущее ему важное качество художника - социальную чуткость.

Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов (среди них "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна"). Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Блок ищет новую интонацию, чтобы отразить жестокое время.

Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

1906-1907 годы стали переломными для Блока, это время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии. Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы - "Незнакомка", "Король на площади", "Балаганчик".

Появляются новые героини: незнакомка, снежная страстная героиня. События революций отражается интонацией смятения. В этот смутный период («нечаянная радость») Блок чувствует, что этот страшный мир, погибнув, но возродиться в другом качестве. Он критически относиться к ранней своей лирике. В его творчестве появляется новое направление – это драматургия. Блок разыгрывает мистические страсти иронически.

Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все". Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу. Вторая половина 900 годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.

И все-таки эти годы (1906-1908) были в целом кризисными для Блока. Он переживал их как период "безвременья" (в 1906 г. Блок написал статью под таким названием), когда померкли идеалы, подступили опустошенность и отчаяние, когда смешались в сознании грешная "земля" и светлое "небо". Сыграли здесь свою роль и спад не оправдавшей ожиданий революции, и драматические перипетии личной жизни Блок (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым). Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую" стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд.

Кульминацией того бурного времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н.Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г., а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии.

Личная жизнь у блока в этот период сумеречна. У его жены и блока на стороне романы.

Рис. 3. Комиссаржевская В. Ф. (возлюбленная Блока) ()

Смятение души Блока отражается в его стихотворениях. В этот период он обращается к наследию Некрасова. Блок пытается найти интонации, чтобы отразить мелодию того мира, который лежит перед ним.

Блок выступает с лекцией, где говорит о том, что интеллигенция далека от народа. Его осудили («Союз 17 октября»), ему объяснили, что он не прав.

Но Блок постоянно обращается к этой теме: народ не хочет жить такой жизнью, назревает бунт, интеллигенция должна в этом бунте погибнуть (1908)

Цикл "На поле Куликовом" (1908) - этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворении о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.

Личная жизнь проще не становиться. Рождается ребенок, который умирает.

Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи". С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации, но с другой - ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время. В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не успевает застать его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи...". Это замысел поэмы об отцах и детях, о двух поколениях.

В это время обстановка глухой реакции (всеобщая подозрительность, смерти знаменитых людей: Столыпина, Врубеля, Комиссаржевской, Толстого).

На рубеже 1900-1910-х гг. Блок все острее ощущал необходимость внутреннего синтеза своего миросозерцания. Усталость и покорность порождает вся безысходная повседневность "страшного мира", к "подвигу мужественности" взывает вера в Россию, в искусство, в будущее. Трагическое восприятие действительности у Блока с годами не только не ослабевало, но нарастало. Об этом свидетельствовал четвертый сборник стихов "Ночные часы" (1911). Ощущая границу двух первых десятилетий века как завершение некоего этапа развития, Блок чувствовал необходимость осмыслить пройденный им путь.

А. Блок пишет, что в 10-е годы было распространена версия о столкновении Кометы Галлея с Землей (ощущение конца света)

Именно с таких обобщающих позиций была написана имевшая программный характер статья "О современном состоянии русского символизма" (1910), в которой он не только изложил свое понимание символистского искусства, но и охарактеризовал суть собственных художественных поисков, обосновав неизбежность кризиса, наметив возможности выхода из него. Тогда же у Блока возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 гг. в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал "трилогией вочеловечения".

Этот замысел был осуществлен в 1911-1912 гг., когда в московском издательстве "Мусагет" вышли три тома "Собрания стихотворений", каждый из которых имел символически значимое заглавие:

I - "Стихи о Прекрасной Даме",

II - "Нечаянная Радость",

III - "Снежная ночь"

В 1913 г. Блок заканчивает пьесу "Роза и Крест", материалом для которой послужили средневековые произведения. Главной в этой драме стала тема "Радости - Страданья", мужественного приятия жизни с ее горестями и разочарованиями, взлетами и падениями. Свои самые заветные мысли и чувства Блок воплотил в романтическом образе Бертрана, неудачника с высокою душой верного рыцаря. С ним были связаны блоковские представления о подлинном человеке.

Блок постепенно выходит из ощущения ночи, находит новые звуки.

Блок знакомится с оперной певицей Л. Андреевой-Дельмас.

Конец 1913 г. ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж. Визе "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. "О да, любовь вольна, как птица..."- восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвященного Л. А. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в "третью книгу" трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915).

Начало войны. Блок не может стать человеком, который будет убивать. Блок служит.

А. Толстой (в то время был корреспондентом) встречается с Блоком на фронте, был заведующим окопных работ. Блок ему рассказывал о том, как он дослужился до заведующего, чем он занят. Блок ничего в это время не пишет.

В 1917 году возвращается с войны, становится редактором стенографических отчетов в Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства, где он редактировал документы.

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением, она вызвала новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку".

Кульминацией этих блоковских настроений становится поэма "Двенадцать" (1918 г.). Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма "Двенадцать" революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. В ней контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной "бури". Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту. "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря". Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников - некогда близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст).

Поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису, который Блок не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

Блок чувствует себя хуже. У него затухает надежда на то, что новый мир будет лучше, чем старый. Он понимает, что мир современности становиться страшнее и хуже.

Однако, в это время он работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. А в 1920-1921 годах несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве. «Он был уже тяжело болен, но, думаю, что не в одной болезни было дело…Не хватало воздуха..»- писал о блоке писатель Б. Зайцев.

Последним произведением, изданным при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).

В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии

Современник поэта, Георгий Иванов, пишет, что врачи, лечившие Блока, "так и не могли определить, чем он, собственно, был болен. Сначала они старались подкрепить его быстро падавшие без явной причины силы, потом, когда он стал, неизвестно от чего, невыносимо страдать, ему стали впрыскивать морфий..."

"Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Эти слова, сказанные Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти, быть может, единственно правильный диагноз его болезни.

В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Домашнее задание

Составить конспект.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

Таблицы и презентации

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Александр Блок – поэт-символист серебряного века. Все его лирические герои полностью соответствуют реальным людям, которые жили в то время, и искали свое предназначение в этом мире.

Каждое стихотворение поэта передает все эмоции и переживания, которые испытывает человек с тонкой натурой, желающий найти себя и пройти свой путь с достоинством. Блок часто пишет словно на пределе, поэтому у него в произведениях много контрастов и ярких описаний. Стоит отметить, что поэт всегда превозносит и обожествляет женственность. У его лирического героя есть идеал, который настолько прекрасен, что герою часто становится страшно, достоин ли он такой женщины.

В более поздних произведениях поэта становится заметно, что он сам начал разочаровываться в этом мире. Гармония, которая символически превозносилась во всех произведениях, начинает рушиться. Поэт теряет свои идеалы, причем как любовные, так и жизненные. Его социальная лирика также перестает быть такой вознесенной и идеалистической. Лирический герой все чаще и чаще видит пороки нашего мира, поэтому его душа одновременно начинает переживать трагедию, и, при этом, становится более циничной и саркастичной.

Во многих поздних стихотворениях присутствует фарс. Блок также продолжает использовать в своих произведениях символизм, но теперь он раскрывает через него пороки, злость, горечь людей, которые постепенно скатываются на дно жизни. В его произведениях появляется много хаотичных мотивов, но все же, мотивы любви и красоты никуда не исчезает. Лирический герой с тоникой душевной натурой пытается выжить в злобном городе, но ему слишком сложно. В итоге, герой, а вместе с ним и поэт, понимают, что мир таков, каков есть и нужно просто научится его принимать.

Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском доме» (дед, Андрей Николаевич Бекетов,- профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима - офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето - в бекетовском подмосковном имении Шахматове.

В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден»,- вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту ее особенность указывал и сам Блок.

Повторимся, что в 1910-1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918-1921), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов («стран души», по выражению поэта). В предисловии к первому изданию «Собрания стихотворений» Блок подчеркивал единство своего замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е. цикла.- Ред.); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»...» А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, «возмездию* и...- к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру..,)».

В первый том (1898-1903) вошли три цикла. Первый из них - «Ante lucem» («До света») - как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе - мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: «Я стар душой. Какой-то жребий черный - // Мой долгий путь». Или: «Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю». Зато на другом - тяга к жизни, приятие ее:

Я стремлюсь к роскошной воле, Мчусь к прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне,- и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к пели близится поэт, Стремится, истиной влекомый, И вдруг провидит новый свет За далью, прежде незнакомой...

Центральный цикл первого тома - «Стихи о Прекрасной Даме». Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Соловьевские идеи «двоемирия», сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой». «Ясной», «Непостижимой»... То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен»,- вполне «земная» самохарактеристика. А далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние видения», «красота неизреченная», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.

Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - противопоставление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды - и сомнения в них, ожидание любви - и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы - и допущение того, что он может быть искажен («Но страшно мне: изменишь облик Ты»).

Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием «Распутья». Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому горю, социальная проблематика («Фабрика», «Из газет», «По берегу плелся больной человек...» и др.). «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той «тезой», от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антитезу», противостоящую «тезе», и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому - цикл «Пузыри земли». Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы: «вечности болот», «ржавых кочек и пней», фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим «болотным попиком»:

Душа моя рада Всякому гаду И всякому зверю И о всякой вере,- признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа».

В последующих двух циклах («Разные стихотворения» и «Город») охват явлений действительности неизмеримо расширяется. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. В той или иной степени эта позиция отражена в стихотворениях «Шли на приступ. Прямо в грудь...», «Поднимались из тьмы погребов...», «Митинг», «Сытые» и др. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным оказаться в их рядах:

Вот они далёко, Весело плывут. Только вас с тобою, Верно, не возьмут!

(Барка жизни стала...)

На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем - народ и интеллигенция.

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в названных циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохват-ный» образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В первом из них («Осенняя воля», 1905) отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. В стихотворении «Родина» Лермонтов назвал свою любовь к отчизне «странной», потому что она расходится с традиционным «патриотизмом». Ему были дороги «не слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье» и «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока: «Над печалью нив твоих заплачу, // Твой простор навеки полюблю...»,- с той, пожалуй, разницей, что она у него более интимная, более личная. Не случайно образ родины «перетекает» здесь в образ женщины («И вдали, вдали призывно машет // Твой узорный, твой цветной рукав»),- прием, который будет повторяться и в более поздних стихотворениях Блока о родине. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной: «Приюти ты в далях необъятных! // Как и жить и плакать без тебя!»

Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Отец - Александр Львович Блок (1852-1909), профессор. Мать - Александра Андреевна, (1860-1923) - дочь ректора Бекетова. В 1898 году окончил Введенскую гимназию. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери химика Менделеева. В 1906 году окончил славяно-русское отделение Петербургского университета. Умер 7 августа 1921 года в возрасте 40 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения: поэма «Двенадцать», стихи «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Скифы» и другие.

Краткая биография (подробно)

Александр Блок – один из величайших поэтов России, драматург и литературный критик. Он также был одним из ярчайших представителей эпохи Символизма в литературе. Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье юриста и профессора Варшавского университета и дочери ректора Санкт-Петербургского университета. Родители недолго были вместе, так как вскоре мать Блока вторично вышла замуж. Будущий поэт воспитывался в семье деда, известного в те времена ректора Андрея Бекетова.

Сочинять стихи поэт начал довольно рано, в возрасте 5 лет, а более серьёзные творения вышли в свет в 1900 году. В 1903 году его работы уже печатались. Тогда же, он женился на Любови Менделеевой, дочери выдающегося русского химика Дмитрия Менделеева.

В 1906 году Блок окончил славяно-русский факультет в Санкт-Петербургском университете. В 1916 году писателя призвали в армию табельщиком. По возвращении, он присоединяется к Театрально-литературной комиссии.

На творчество писателя оказал большое влияние поэт, религиозный мыслитель и философ XIX века – Владимир Соловьев. Блок любил экспериментировать с поэтическим ритмом и старался изобрести новые формы. Первый сборник поэта назывался «Стихи о прекрасной даме», написанный под влиянием первой любви и начала семейной жизни с Любовью Менделеевой. Последующие поэтические сборники были более религиозной тематики. Поздние поэмы Блока полны надежд и отчаяния относительно будущего России.

Для того, чтобы понять и осмыслить Октябрьскую революцию 1917 года, писатель написал поэму «Двенадцать». В 1919 году он был арестован по подозрению в антисоветском заговоре. Однако, вскоре после допросов, его отпустили. В 1921 году поэт заболел и подал прошение о выездной визе для лечения за границей. В визе было отказано и 7 августа того же года, он умер в своей квартире в Санкт-Петербурге от воспаления сердечных клапанов. Ему было всего сорок лет. Перед смертью, он сознательно уничтожил некоторые свои записи.

Александр Блок был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище рядом с родственниками, но в 1944 году останки были перенесены на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»