Гимнастика от страха. Упражнения для коррекции страхов у подростков

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Страх , как известно, присущ всем животным, не исключение и люди, которые в той или иной мере подвергаются различным стрессам, опасным или чрезвычайным происшествиям. Но страх становится и вашим помощником в подобных ситуациях, поскольку срабатывает инстинкт самосохранения. Но как не поддаться животному инстинкту, панике и научиться контролировать себя и свой страх? Что необходимо предпринять и какие ваши действия в первые мгновения соприкосновения со страхом?

Лучше всего, для начала, не поддаваться ему. Причем главное — не поддаваться самому сильному, «отложенному страху». В первые минуты, страх обычно не настолько силен: он не успевает быстро и целиком овладеть человеком, противостоять ему вампомогает инерция предыдущего состояния. А вот потом, часто уже после исчезновения конкретной угрозы, приходится тяжело. Но и с этим страхом можно справиться.

Для этого надо прежде всего научиться легко переключаться, не «застревать» чересчур на уже прошедших ситуациях, не «пережевывать» их слишком долго, многократно возвращаясь к одним и тем же событиям. И просто... не бояться. Особенно не следует бояться того, вероятность чего не столь уж и велика. Между прочим, очень часто люди, напротив, не умеют бояться того, чего следует опасаться.

Одно из правил, которое обычно помогает справиться со страхом, — умение правильно оценить реальность и масштабы угрозы, а также возможность получить помощь. Никогда не зажмуривайте от страха глаза — наоборот, постарайтесь пошире их раскрыть и оглядеться вокруг .

Но если уж вы не справились с собой, поддались страху и оказались временно «ослепленными», то постарайтесь побыстрее справиться с ним. Для этого полезно знать хотя бы самые простые психологические техники.

Например, существует такой наиболее простой психологический прием: почувствовали страх: начните медленно и глубоко дышать : глубокий вдох — медленный вдох. Еще раз, еще и еще разок. И так хотя бы раз десять. Даже если сумочку вырвали, и уже далеко преступник убежал, это поможет вам быстрее прийти в себя и поднять тревогу. Если же возникшая угроза имеет другой характер (скажем, речь не о вырывающем сумочку преступнике, а о требующем выкуп за вашего ребенка террористе), и события развиваются не настолько уж истремительно, то подобного рода «кислородное успокоение» будет иметь еще больший смысл. Таким образом вы сможете эффективно использовать имеющееся время, чтобы полностью адаптироваться к возникшей ситуациии включить в работу ошеломленное было сознание. А там, глядишь, пробудившийся разум уже сам придумает что-нибудь полезное.

Еще один очень неплохой прием рассчитан на более сложную ситуацию. Допустим, что вы оказались подзавалом в результате взрыва. Вокруг обломки бетона, а между ними — маленькая ниша, и в ней — вы. Положение сложнейшее, прежде всего — своей неопределенностью и неустойчивостью. Поддадитесь панике, начнете «дергаться» в разные стороны — начнут двигаться окружающие вас бетонные плиты, и нынешнее сравнительно терпимое положение станет уже немыслимым. Значит, надо прежде всего успокоить себя — так, чтобы несовершать лишних непроизвольных движений.

Для этого очень полезным бывает просто поговорить с самим собой, причем называя себя несколько раз по имени. Разговор с собой полезен тем, что он переводит во внешний план внутренние, часто запутанные переживания — он их как бы распутывает, выстраивает в стройную цепочку причинно-следственные связи, объясняет себе то, что произошло, и в каком положении вы оказались. Такой размеренный разговор с самим собой успокаивает, нормализует сердечный ритм, другие вегетативные проявления. Называя себя по имени, вы обращаетесь к памяти детства — ведь именно в детстве мы в максимальной степени защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.

Есть и еще один полезный прием. Вспомните девушку Джулию из описания К Э. Изарда: она разозлилась на преступника, вырвавшего ее сумочку, и весь страх куда-то прошел.

Разозлитесь посильнее на что-нибудь или кого-нибудь : на ситуацию, на себя, на другого человека. Злость вытеснит страх, вам захочется немедленно действовать, и тогда вы перестанете бояться.

Страх можно вытеснить страхом. Приведем пример из несколько иной сферы, свидетельствующий о возможноститакого эффективного вытеснения.

Пример: Бывший военный разведчик А., отличавшийся, по мнению его коллег, «абсолютным бесстрашием», рассказал нам, что после первых пребываний среди врагов (в роли одного из них) он сталбояться, что когда-нибудь может быть разоблачен. «Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливатьего, уверяя себя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и дала мне время уйти от опасности».

Известны способы дзенского (чаньского) тренинга, ведущие, в частности, к ликвидации тревожности и к самообладанию через переживание в мыслях и чувствах собственной смерти.

Техники такого рода достаточно сложны и не доставляют большого удовольствия, однако часто они оказываются вполне эффективными.

Несколько способов как преодолевать страх

1. Самое первое, что необходимо научиться делать это открыто выражать свой страх.

2. Следующий шаг на пути борьбы со страхом - это… научиться правильно злиться. Точнее, выражать гнев и агрессию. Вот, что пишет о гневе и агрессии Эверетт Шостром в своей книге “Анти-Карнеги или человек манипулятор”. “Ненависть - это застывшая враждебность. Ненавидеть - значит связывать свою энергию. Для того, чтобы не разрушать себя ненавистью, ее стоит обратить в гнев способствующий контакту… …Гнев. Вы хотите подраться. Тело подсказывает это - пульс и дыхание учащаются, тонус мышц возрастает. И самое плохое, что вы можете сделать - это подавить свои физиологические потребности, загнать эмоцию внутрь”.

Теперь, когда два важнейших направления (учиться проявлять страх и учиться проявлять гнев) работы со страхом намечены, можно поговорить и о способах работы со страхом.

Упражнения по преодолению страха

1. Начните с актерских техник: примите мимику, позу очень испуганного человека - спрячьте голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать или восстановить те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот случай, представьте себя там заново. Добавьте чувства страха. Еще! Чем явственнее вы почувствуете страх, тем лучше.

Теперь распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.

Теперь станьте агрессором - разыграйте ненависть, рычите, ненавидьте. Теперь снова страх, полнее, явственнее чувствуйте страх. Теперь снова агрессия, настоящая, охватывающая все чувства. Перетекайте из эмоции в эмоцию. Сначала переход будет медленным. Потом почти мгновенным.

2. Поиграйте с партнером: пусть он покажет вам страх, а вы проявите агрессию. Потом поменяйтесь ролями. Если занимаетесь единоборствами, попробуйте сыграть это на ринге.

3. Бить другого для многих также страшно, как и быть битым. Зайдите в боксерскую секцию. В стрельбе этот страх прорабатывается стрельбой по фотографиям, что лично мне противно, но стрельба предполагает уничтожение противника, а это обычно бывает нужно в тех ситуациях, где действуют несколько другие правила.

Один из способов побороть робость и страх перед общением с людьми - выйти на публику. Заучите короткое стихотворение (перепишите на бумагу, сохраните в заметки в смартфоне, если совсем страшно) и прочтите его.

Сначала сделайте это перед друзьями и родными, потом попробуйте выйти на улицу и перед незнакомцами. Читайте выразительно, не опуская голову вниз. Так, чтобы вас слышали. Возьмите с собой друга, пусть будет вашей группой поддержки.

Вы заметите, что многие люди улыбнутся, а кто-то остановится послушать. Остальные просто не обратят на вас внимание - так стоит ли переживать?

Если страх в том, что окружающие замечают все мелкие недостатки, он неоправдан. Вы замечаете в себе гораздо больше, чем другие.

Примерьте на себя другой образ

У вас есть любимый герой из фильма или книги, который без проблем общается с людьми? Перевоплотитесь в него на один день. Станьте актёром и выйдите из своего амплуа.

Это сложно, но представьте, что вам просто нужно сыграть эту роль. Чтобы было легче, размышляйте так: «Даже если кто-то подумает что-то нехорошее, это будет относиться не ко мне, а к моему образу».

Подойдите к незнакомым людям с просьбой или вопросом

Сходите в торговый центр или другое многолюдное место и поставьте перед собой задачу: подойти к 20 людям с интервалом в три минуты и спросить, например, сколько сейчас времени. Простой вопрос, на который вам ответит любой человек.

Можете попробовать что-то более сложное в следующий раз. Например, попросите помочь застегнуть вам цепочку на шее или вас для друга, который живёт в другой стране. Вы удивитесь, сколько людей будут рады вам помочь.

Но не забывайте, что вам не нужна дополнительная порция стресса. Если вы не можете подойти к человеку дольше нескольких минут, переключитесь на что-нибудь другое, но не бросайте затею.

Пройдитесь немного и вернитесь к упражнению. С каждым новым человеком вам будет всё проще его выполнять.

Посетите многолюдное мероприятие

Сходите на концерт музыкального исполнителя (желательно, чтобы артист был вам интересен). Танцуйте, угощайте поклонников вашего кумира напитками и заводите новые знакомства. Это гораздо проще, если уже есть тема для разговора и общие интересы.

Здоровайтесь с незнакомыми людьми

Желайте доброго утра, когда идёте за кофе перед работой. Узнавайте, как прошёл день у кассира вашего магазина, если вечером зашли за продуктами.

Если с этим проблем нет, попробуйте поздороваться с кем-нибудь из прохожих. Вероятнее всего, вам ответят приветствием в ответ: вдруг вы обознались? А для вас это маленький шаг на пути к преодолению .

Сделайте абсурдную на ваш взгляд вещь

Если вы боитесь выглядеть глупо, потому что скажете или сделаете что-то не то, попробуйте совершить это специально.

Из самого простого - наденьте разные носки. И пусть это всем будет видно. Сказать или сделать что-то заведомо глупое осознанно уже сложнее. Определитесь, что кажется вам несуразным, подберите подходящее место и время и сделайте. Только помните, что всё должно быть в рамках закона.

Знакомьтесь сами

Поставьте перед собой цель: познакомиться с пятью людьми за вечер. Зайдите в бар, сходите на выставку или в музей и заведите беседу с кем-нибудь.

Можете заранее заготовить план разговора. Если это выставка, задача становится ещё проще: поделитесь своими впечатлениями и узнайте, что думает собеседник.

Опять же, лишний вам не нужен. Если вам обычно неловко прерывать беседу (хотя вы этого хотите), поставьте временные рамки. Пусть это будет пять минут, после которых вы твёрдо, но вежливо скажете собеседнику: «Было приятно познакомиться, но мне пора. Спасибо за уделённое время».

Продумывайте варианты развития событий

Вы уже представляли самое приятное, что случалось с вами. Теперь нужно подумать об обратном.

Вспомните самую стрессовую и тяжёлую ситуацию вашей жизни, связанную с коммуникацией. Например, неудачное публичное выступление. А теперь представьте, что бы вы сделали, чтобы спасти ситуацию, если вернулись бы в прошлое.

Это упражнение поможет подготовиться к предстоящему важному событию. Продумайте разные варианты: что может пойти не так, какие трудности поджидают. Вспомните всё, что делали раньше, чтобы учесть ошибки и не совершать их в будущем.

Делайте комплименты

Говорите людям приятные вещи. Если вы увидели кого-то в красивом свитере, сделайте комплимент и узнайте, например, где такой можно купить. Человеку будет приятно, а вы поймёте, что завести разговор не так уж сложно.

Если ваш коллега сделал новую причёску, дайте ему знать, что заметили. Похвалите мастера, если вам на самом деле понравилось, но не переусердствуйте. Грубая лесть всегда очевидна, поэтому будьте искренни.

Репетируйте перед зеркалом

Встаньте перед зеркалом и отрепетируйте предстоящий диалог. Важно следить за и языком тела. Улыбайтесь, будьте собой и наблюдайте за тем, что делаете.

Практикуйтесь ежедневно по несколько раз, пока не увидите в своих действиях уверенность. Для примера посмотрите выступления публичных людей: как они говорят, жестикулируют и ведут себя в целом.

Бояться – нормально. Однако побороть страх можно, если вы этого хотите. В сложных ситуациях всегда лучше обратиться к психологу, но если вы уверены, что справитесь сами, попробуйте и нацельтесь на успех. Всё получится.

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками. До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира. Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный - об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев. Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное - мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса. Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии. Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать голосовые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.

Каждый из нас чего-то боится. Кому-то страшно остаться без денег, другие опасаются жизненных перемен, третьи не хотят расстроить близких и идут наперекор своим желаниям… Ознакомьтесь с упражнениями из книги «Как победить страх» , чтобы выяснить, почему вы боитесь и как избавиться от той или иной фобии.

Упражнение 1: Боремся со страхом перемен

Перемены вызывают стресс. Если вас что-то останавливает от активных действий и не позволяет изменить жизнь к лучшему, то попробуйте выполнить следующее упражнение.

  1. Запишите все, что вызывает у вас сильные переживания и негативные чувства и от чего хочется немедленно избавиться. Возможно, вы не любите, когда с вами разговаривают на повышенных тонах или терпеть не можете, когда окружающие вас игнорируют. Укажите от трех до десяти пунктов.
  2. Теперь запишите от пяти до десяти пунктов того, что беспокоит меньше, но нуждается в изменении. Например, вас раздражает медленная работа компьютера или беспорядок в кладовке.
  3. Запишите, что еще вы желаете сделать более удобным для себя. Что нуждается в улучшении. Возможно, вы хотите завтракать кашей или заниматься йогой.
  4. А теперь спросите себя, чего вы хотите? Запишите на бумаге первое, что приходит в голову. Также отметьте любые желания, которые были у вас в детстве и в юности.

Взгляните на получившиеся списки. Что вы чувствуете, глядя на каждый пункт? Стало ли вам легче, когда вы озвучили свою мечту? Готовы ли вы к переменам?

Упражнение 2: Боремся со страхом сказать правду

К сожалению, каждый из нас кого-то обманывал. Нам кажется, что в определённых ситуациях удобнее сказать неправду, нежели рассказать всё начистоту. Давайте разберёмся с этим страхом.

  • Напрягите память и запишите случаи вашего обмана. И ниже отметьте, что таким способом вы хотели получить или избежать? Была ли возможность действовать по-другому? Например, вам требуется выходной в тишине - за неделю вы устали и остро нуждаетесь в передышке. А вместо того чтобы сообщить об этом напрямую, вы делаете вид, что вы больны или и вправду заболеваете. Или же устраиваете истерики из-за пустяка и обижаетесь. Поверьте, было бы намного лучше, если вы открыто попросили день тишины и спокойно отдохнули.
  • Опишите хотя бы пару ваших вариантов и разберитесь в каждом из них. Не будет ли проще в следующий раз сказать всё начистоту?

Упражнение 3: Боремся со страхом разочаровать близких

Довольно часто наши родные поддерживают в том или ином начинании. Однако бывает и так, что боясь разочаровать близких, вы забываете про свою мечту и делаете всё, что от вас ожидают - выбираете престижную (по их мнению) профессию и занимаете удобными (для них) вещами.

  • Чтобы перестать обращать внимание на стереотипы, в которые верят сами и внушают вам близкие, попробуйте записать десять пунктов из всего, что приходит на ум, когда произносят название вашей профессии.
  • Если вам хочется заниматься чем-то другим, но не сложилось, то вспомните, кем именно вы мечтали стать. Напишите, что вы слышали и какие выражения знаете об этой профессии.

Прочитайте оба списка. Обсудите свои находки с близкими. Вполне вероятно, что они готовы поддержать ваше начинание. Но какой бы ни была их реакция - вы вправе выбирать то, чем хотите заниматься.

Упражнение 4: Боремся со страхом бедности

Никто не хочет жить «от зарплаты до зарплаты». Бывало ли с вами такое, что вы покупали вещи, которые вам совсем не нужны? Попадали ли вы в ситуацию, когда вам не хватало денег? Боялись ли вы остаться без копейки? С этим страхом можно и нужно бороться.

  • Возьмите лист бумаги и запишите все свои траты за месяц. Добавьте в список суммы, необходимые для осуществления самых заветных желаний, деньги на заботу о здоровье и хорошем настроении. Сложите все. Какая сумма у вас вышла? Она вас пугает? Столько не платят за вашу работу? Забудьте эти мысли и не ищите рациональных доводов. Думайте о том, на что вам нужны деньги. Иначе вы легко убедите себя в том, что таких денег вам не заработать. А вам нужно, наоборот, приготовить мозг к поиску вариантов.
  • Запишите на листках необходимую сумму. Развесьте их так, чтобы постоянно их видеть. И начинайте действовать, внимательно прислушиваясь к себе.

В ближайшее время ответьте себе, каким образом желаемая сумма может стать реальной и поймёте, что для этого необходимо предпринять.

Упражнение 5: Боремся со страхом, что не хватит времени

У каждого есть амбиции и мечты, однако некоторые люди считают, что «ещё слишком рано» или «уже слишком поздно», и продолжают заниматься вещами, которые не доставляют им удовольствия. Настало время разобраться со страхом нехватки времени.

  • Нарисуйте круг и разделите его на восемь равных частей. Назовите каждую часть одной из важных составляющих вашей жизни. Обычно предлагаются следующие: семья, работа, хобби, друзья, саморазвитие и т.д.
  • После того как вы нарисовали круг и назвали его сектора, поставьте карандаш или фломастер на ось - середину колеса. Эта точка - ноль, и если двигаться по оси от центра колеса вверх, то вы достигнете ста процентов. Теперь вам нужно оценить степень удовлетворенности каждым из аспектов вашей жизни по шкале от 0 до 100%. Выберите ось, ведите линию от нуля и остановитесь там, где почувствуете. Напишите, на сколько процентов вы довольны ситуацией в этом аспекте.
  • По очереди определите, на сколько процентов (можно выбрать любое число) вы довольны каждым «куском» колеса. Теперь возьмите другой цвет, соедините вершины всех линий между собой.
  • Посмотрите, что у вас получилось. Удобно ли ехать по жизни на таком колесе? Теперь вам будет легче понять и решить, какие стороны жизни необходимо скорректировать. Запишите свои мысли.
  • Вооружитесь карандашом или фломастером другого цвета. Найдите взаимосвязь между отдельными частями. Например, «семья» влияет на сектор «финансы», если вам необходимо ухаживать за своим родственником. Найдите все такие взаимосвязи и нарисуйте стрелки. Выделите на это занятие 15-20 минут.
  • Теперь посмотрите, какой из частей жизни вы довольны меньше всего, и на то, что именно влияет на проблемный сектор. Затем разберите все расстраивающие вас части Колеса жизни.

В результате у вас должен появиться стратегический план действий. Запишите все пришедшие в голову действия. Теперь вы знаете, что вам необходимо действовать. Не теряйте ни секунды!

Упражнения для преодоления барьера страха.

Одна из самых серьезных причин, по которым успех обходит стороной многих людей – неумение работать со своим страхом. Страх надо любить! Нам стоит поблагодарить его за то, что он неизменно предупреждает нас об опасности. Именно страх делает нас собраннее, внимательнее, побуждает заранее анализировать ситуацию и готовиться к ней.

Техника «Волшебная надпись». Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как это написано: большими или малень­кими буквами, вверх или вниз уходит строка? Фраза должна выглядеть на бу­маге веселой картинкой. Напишите ее цветными фломастера­ми: любимые цвета усиливают позитивный эффект.

Техника «Герой из будущего». Представьте себе, что в будущем вы делаете то, чего вы боитесь, и успешно достигаете своей цели.

Упражнений на развитие уверенности в себе

Уверенность в себе – одно из самых интересных свойств человеческой психики. Но, надо сказать, эта тема еще очень мало разработана в психиатрии, психотерапии или психологии. Разные люди вкладывают в слово «уверенность» совершенно разный смысл. Поэтому на тренингах я, прежде всего, предлагаю аудитории определить, что же в все-таки такое эта пресловутая уверенность. Можно выделить три ключевых определения:

Техника «Лучшие воспоминания». Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство мак­симальной уверенности в себе.

Техника «Ощущения уверенности». Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью.

Техника «Накачка уверенностью». Подберите цвет, который ассоциируется у вас с уверенностью. И мысленно «прокачайте» им все свое тело.

Техника «Корона уверенности». Представить себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется великолепная корона.

Модели уверенного поведения. Используются следующие упражнения:

    как попросить человека так, чтобы он вам не отказал;

    как уверенно отказать;

    как уверенно, с чувством собственного достоинства, рассказать о себе неприглядную историю, ничуть при этом не смущаясь;

    как внешне и внутренне оставаться спокойным, когда тебе вся аудитория говорит гадости;

    как рассказать о себе яркую героическую историю (можно использовать и блеф).

Упражнения на развитие способности достигать жизненных целей

Всех неудачников в наши дни можно поделить на три группы:

    Ежики в тумане – блуждают с закрытыми глазами, и бредут по жизни, не имея ни малейшего представления о том, куда идут;

    Ходящие по круга – они каждый день выполняют одни и те же стереотипные действия, ведут одинаковые разговоры, работают на одной и той же работе, их интересы и ценности не меняются десятилетиями;

    Обломовы (скрытые безработные бомжи) - лежат на диване в спальне своего спокойствия, прикладывая все усилия, чтобы их не трогали и не напрягали – им и так хорошо.

Попробуйте задать себе серьезный вопрос: «К чему я хочу прийти в конце жизни? Чего я должен достигнуть годам к сорока-пятидесяти? Может быть, я смогу это сделать прямо сейчас?».

Разумеется, поставить перед собой цель – еще не значит ее достигнуть.

Так что хорошо бы каждый вечер, взглянув на себя в зеркало, вспомнить: что конкретно было сделано сегодня для «попадания в яблочко»? А что не было? Как это исправить?

Помните: чтобы стопроцентно добиться задуманного, надо заранее все спланировать и активно действовать!

Техника «Мишень». Мысленно представьте себе то, что вы хотели бы сделать или получить. Во всех подробностях, шлифуя каждую деталь. Нарисуйте ваше желание, слепите или сделайте коллаж. Например, хотите купить машину – вырежьте ее изображение из журнала, рядом приклейте свою фотографию, можете добавить друзей, шикарный стол и шампанское. Картину поставьте на прикроватную тумбочку, и уже через несколько дней вы начнете искать пути, чтобы воплотить это в реальности. И поверьте, на этот раз они найдутся и у вас все получится.

Техника «Магическая лестница». Зачем нам цель? Чтобы удовлетворить наше желание. Без желания цели не добиться. Вставая на первую ступеньку волшебной лестницы, еще раз спросите себя: «Я действительно этого хочу?» Да?! Тогда – вперед!

    Четко, в одном-двух предложениях сформулируйте, чего именно вы хотите. Задайте себе пять магических вопросов. Что сделать? Когда сделать? Где сделать (на даче? в городе? на работе? дома?). Как сделать? Зачем это делать?

    Теперь переходите к сбору информации. Вы должны знать все, что возможно узнать. Сведений много не бывает. Особенно, когда речь идет о вашей цели.

    Обработайте собранный материал. Отберите ценную информацию. Ваша главная задача: выбрать! Идей у нас всегда много. Надо отобрать из них самую простую и эффективную. Что чаще всего нам мешает? Есть множество планов и проектов, а выбрать – не получается...

    Удалось отделить зерна от плевел? Пришло время составить план работы. План – не пустой звук! Распишите все по неделям и месяцам. А лучше – по дням. Постарайтесь предвидеть и все возможные негативные обстоятельства. Чем больше запасных вариантов имеешь, тем крепче спишь.

    Теперь встаньте перед зеркалом. Критически оглядите себя. Хватит ли у вас сил и умения идти к поставленной цели? К своему потенциалу надо подходить реалистично. Ответ «нет» - это еще не причина посыпать голову пеплом. Надо продумать, где раздобыть нужные ресурсы, знания, помощников, наконец. Проанализировать собственные «минусы» необходимо. Глупо дважды наступать на одни и те же грабли. Зная причину прошлых проигрышей, в этот раз вы будете играть наверняка.

    Вы готовы перейти к активным действиям? Вперед! Ваша цель ждет вас!

Упражнения для укрепления психологической защиты, преодоления конфликтов и кризисов

Что же такое внутренняя психологическая защита, так называемая «толстокожесть?» Мы живем в обществе и, увы, не свободны от его провокаций. Замечали? Чем выше вы поднимаетесь по социальной лестнице – тем пристальнее к вам внимание, и тем больше критики на вас обрушивается. И не важно - справедлива она или нет, важно, что направлена она на то, чтобы выбить вас из колеи.Удержался - пошел дальше. Нет - пеняй на себя. Вы спросите - почему на себя? Да потому, что умение держать психологический удар это не дар судьбы, а результат постоянной тренировки.

Эмоциональная устойчивость - основа основ жизни. Все как в спорте. Впрочем, тут напрашивается еще одно сравнение, медицинское. Вам, разумеется, знакомо, такое понятие как прививка. В чем ее смысл? Чтобы организм обрел иммунитет к той или иной болезни, он сначала должен оказать сопротивление маленькой дозе вакцины этой болезни. Подобным образом вы можете привить себе эмоциональный иммунитет.

Техника «Колесо Фортуны». Вспомните тот переломный момент: ваши мысли, эмоции, ощущения в теле. Это нежелание оставаться в болоте, желание доказать всему миру, что вы не лыком шиты. И никогда не забывайте этого ощущения. Только с ним вы добьетесь возрождения и нового успеха!

Упражнения на развитие вашей эксклюзивности

Вы хотите выделиться из серой массы? Тогда, прежде всего, познайте себя. Свои желания и цели, свое предназначение. Только тот, кто знает, кто он такой, и чего хочет, имеет право на успех

Наша беда в том, что мы регулярно предаем свои желания. Большинство людей каждый день все больше и больше забывают собственную сущность. Они – предатели своего предназначения. А предательство не прощается. Подсознание жестоко мстит за нереализованные желания: плохим настроением, подавленностью, раздражительностью, эмоциональным дискомфортом, тревожными сновидениями. А еще: психосоматическими заболеваниями - подъемом артериального давления, язвенной болезнью, эндокринными нарушениями, нарушениями сна. Вспомните, как вам когда-то не удалось осуществить одно из своих желаний? Ведь тогда вы чувствовали себя так же плохо... Не хотите быть предателем? Вернитесь к своим желаниям! Только оригинальность приблизит вас к успеху.

Техника «Рисование герба». Возьмите чистый лист бумаги. Нарисуйте на нем контур щита. Этот щит символизирует вашу защищенность. В его центре, используя любой подходящий, по вашему мнению, символ изобразите свою цель. Вверху над целью должен располагаться алмаз – символ вашей эксклюзивности.

Техника «Десять доказательств эксклюзивности». Приведите десять доказательство того, как сильно вы отличаетесь от других.

Упражнения на развитие радости

Умение находить радость – вот главное жизненное искусство. Тому, кто умеет улыбаться в любых обстоятельствах, все само идет в руки. Но что делать, если, напротив, постоянно преследуют негативные мысли, в жизни не везет, да и вообще порой хочется наложить на себя руки? Есть люди, которые постоянно живут в режиме пониженного настроения, пребывают в тихом отчаянии. Депрессия, пониженное настроение - одно их самых неприятных эмоциональных состояний личности, часто возникающее в различных жизненных ситуациях, а также один из важнейших симптомов большинства нарушений психики.

Техника «Сосуд радости». Представьте себе великолепный золотой (он может быть и прозрачным) кувшин. Мысленно «пролистайте» свою жизнь, вспоминая самые радостные моменты.

Нарисуйте свою радость. Возьмите как можно больше цветных красок, карандашей или фломастеров и нарисуйте свою радость хорошем.

Упражнения на развитие удачливости

Как здорово быть удачливым! Вы знаете, как это бывает? Просыпаешься утром счастливым. Встаешь "с той ноги". Весь день все ладится. Люди вокруг приятные и дружелюбные. Засыпаешь вече­ром в мгновение ока с блаженной улыбкой и ожиданием радости от завт­рашнего дня. Идиллия? Реальность!

Чтобы поставить себе диагноз «везунчика» или « неудачника» взгляните на список симптомов удачи, который я ранее уже публиковал в одной из книг.

    Вы чаще что-то находите, чем что-то теряете? Некоторые люди чуть не каждый день теряют перчатки, зонтики, ручки или даже кошельки и мобильные телефоны. Но, дорогой читатель, вы прекрасно понимаете: если есть те, кто вещи теряет, есть и те, кто их находит. Потерянный зонтик в просторах Вселенной не растворится. И действительно, некоторые слушатели моих тренингов рассказывали, что они постоянно находят шарфы, перчатки, сотовые и так далее. Поэтому постарайтесь посчитать, что за последний месяц или год случалось с вами чаще: вы теряли вещи или их находили?

    Вам дают на сдачу больше денег, чем полагается? Отдавать назад излишек или нет – это уж на вашей совести. Факт остается факт: есть уникальные люди, с которыми подобное происходит чуть не в каждом магазине.

    Вы часто покупаете «последнюю» вещь, словно она только вас и ждала? А вот иные неудачники регулярно ходят по магазинам, а нужный товар кончается буквально у них перед носом. И это при нашем сегодняшнем изобилии!

    Когда вы садитесь играть в азартную игру с противником, примерно равным вам по силам, вы все-таки чаще выигрываете, чем проигрываете?

    Когда вы впопыхах покупаете вещь, пребывая в полной уверенности, что переплатили, часто ли позднее выясняется, что на деле вы купили ее даже чуть дешевле средней цены?

    Часто ли бывает так, что вам нужны какие-то сведения – и случайно открыв первую попавшуюся газету, журнал или книге, вы натыкаетесь на нужную информацию?

Если на большую часть вопросов вы ответили «да», значит, удачи с вами по пути. Помните: удача - это личное свойство любого человека, его психологическая характеристика. А значит, удачливость можно развивать, тренировать, целенаправленно усиливать.

Техника «Ощущения удачи». Вспомните все те эмоции, мысли и чувства, которые возникали у вас в случае неожиданной удачи.

Техника «Аура удачи». Вспомните три самых ярких случая, когда вам повезло. Когда все произошло как бы само собой - легко, непринужденно, быстро.

Техника «Магнит удачи». Случайностей не бывает. Подобное притягивается подобным. Мысли, доминирующие в сознании, магнетизируют его. Эмоции магне­тизируют душу. Эти магниты и притягивают к нам силы, людей, обстоя­тельства, способствующие достижению успеха.

Техника «Шкала возможностей». Спросите самого себя, являетесь ли вы удачливым человеком? В каком режиме вы чаще работаете: в режиме «да» или в режиме «нет»?

Успех – это последовательное достижение намеченных серьезных целей.

Маршрут успеха.

Смысл выбора маршрута успеха – в том, чтобы обеспечить системный подход для пояснения ваших идей и замыслов; составить план для достижения желаемого.

Как же добиться успеха?

ШАГ ПЕРВЫЙ. Перечислить свои цели.

Составьте список целей. Позже, когда начнете планировать стратегию достижения успеха, вы решите для каждой из этих целей, стоит за ней гоняться или ей лучше так и остаться мечтой.

Возьмите чистый лист бумаги и начертите 3 колонки как это показано в таблице.

«По маршрутам успеха»

Цели - мечты

На месяц

На полгода

На год

На пять лет

Перечислите все ваши цели в колонке «Цели – мечты»: все, что вы хотите получить, к чему стремитесь. У вас получиться длинный список, содержащий ваши мечты, желания, намерения. Если вы готовы посвятить свою жизнь исключительно претворению в жизнь всего написанного, вы, наверное, сможете, добиться выполнения почти всего, что перечислено в списке.

Многие пункты, тем не менее, могут оказаться невыполнимыми или они будут противоречить другим вашим целям и затормозят ваше продвижение на пути к успеху. По обе стороны вашего списка желаний есть еще колонки: левая предназначена для предостерегающих пометок; а правая для расстановки приоритетов.

ШАГ второЙ. Поставьте пометки

Есть 4 важные пометки:

    Невыполнимо – поставьте символ «х».

    Конфликт интересов – поставьте символ «0».

    Вне временной/пространственной досягаемости – поставьте символ «*».

    Требует более квалифицированных умений или образования – поставьте символ «+».

Невыполнимо. Смысл этого занятия в том, чтобы вычеркнуть все маршруты, которые не стоят на повестке дня.

Конфликт интересов. Смысл в том, чтобы вычеркивать все цели, которые противоречат другим целям или порождают конфликтные ситуации.

Вне временной или пространственной досягаемости. Смысл в том, чтобы вычеркнуть все маршруты, которые лежат вне вашей зоны во времени.

Требует более квалифицированных умений или образования. Смысл в том, чтобы вычеркнуть все цели, которые требуют больше времени, чем то, которое вы готовы потратить на обучение или практику.

ШАГ ТРЕТИЙ. Расстановка приоритетов.

Рассмотрите список и установите приоритет для каждой цели. В колонке справа от списка желаний пронумеруйте цели в зависимости от их важности для вас.

Расстановка приоритетов важна для решения, какая из целей имеет наибольшее значение и заслуживает приложения немедленных усилий, а какой из маршрутов может подождать до лучших времен.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Назначьте сроки.

Теперь рассортируйте оставшиеся цели (не имеющие предостерегающей пометки) по трем категориям: долгосрочные (от полгода до года, иногда и всю жизнь), краткосрочные (1 день – месяц), промежуточные (1 месяц – полгода).

ШАГ ПЯТЫЙ. Установите очередность.

В колонке справа от каждого раздела сроков пронумеруйте свои цели в наиболее очевидном порядке. Поищите те возможные мостики – какой успех послужить ступенькой для следующего. Какой из них может прийти первым? Постройте из ваших целей лестницу успеха.

ШАГ ШЕСТОЙ. Составьте план действий.

Теперь, перечислив ваши цели и установив их очередность, вы можете приступить к составлению вашего эффективного плана действий.

Описание цели. Опишите свою цель в позитивных терминах, будьте предельно конкретны.

Препятствия. Перечислите все препятствия, которые могут встретиться на пути к успеху. Установите, в чем камень преткновения, вы можете затем выработать стратегию.

Конечная дата. Определив и уточнив стратегию преодоления препятствия, выберите дата, которой вы должны достичь намеченной цели.

ШАГ СЕДЬМОЙ. Отмечайте свои успехи.

Сохраните заполненную таблицу успеха и просматривайте ее каждый раз, когда вам понадобиться повысить уверенность в себе.

ШАГ ВОСЬМОЙ. Поставьте новую цель.

Одна из ловушек, в которую попадают большинство людей – это то, что, достигнув цели, они останавливаются и начинают «почивать на лаврах». Это называется застой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»