Святая троица в православии. Святая троица в православной церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В православии Троица имеет основополагающее значение. Триединство Бога — основа всех христианских конфессий. Это учение отражает единого по существу Создателя в трех ипостасях. Рассмотрим значение триединства высшей силы с православной точки зрения.

Многие люди не могут понять, как у единого Бога могут быть три лица, а противники христианства считают учение о Троице прямым идолопоклонством. Православная церковь развенчивает мифы об идолопоклонстве, указывая на неземное происхождение божественного. В духовном мире отсутствуют понятия времени и расстояния, и утверждать о разделении единого на части немыслимо. Поэтому между лицами Святой Троицы нет никакого разделения на части или расстояния.

Тайна Троицы недоступна восприятию человеческим разумом, так как относится к духовному измерению.

Лица Святой Троицы едины по природе, но различны по свойствам. Отец символизирует нерожденное состояние, Сын — рождение, Дух Святой — силу исхождения. Отец существовал изначально и не был создан, Сын был рожден от Отца, а Дух Святой — это вечно исходящая от Бога Отца Сила. Однако следует учитывать духовные категории и осознавать, что процессы исхождения силы и рождения не существуют в физическом времени и не могут быть осмыслены человеческим разумом как нечто физически осязаемое.

«Образ рождения и образ исхождения непостижимы для нас». Дамаскин.

Грубой ошибкой является проведение аналогии между человеческими лицами и проявлением триединой божественной сущности. Божественные лица не сливаются друг с другом, но и не существуют раздельно. Речь идет о взаимном проникновении, непостижимом человеческим разумом.

О единстве Святой Троицы свидетельствуют следующие характеристики:

  • обладают единой волей;
  • обладают единой направленной силой;
  • совершают единое направленное действие.

Поэтому православная церковь утверждает, что Бог действует через Сына посредством Духа Святого. Однако следует понимать, что главной силой в Троице является безначальный Отец, хотя, Сын и Дух Святой обладают тем же уровнем власти.

Постижение Троицы

Как можно постичь Святую Троицу и приобрести знание о ней, если человеческому разуму это недоступно? Святые отцы церкви утверждают, что постижение Троицы возможно через мистическое откровение посредством нисхождения Божественной благодати. То есть, это действие не зависит от воли и усилий человека, а является актом божественной милости.

Кому доступно мистическое переживание? Тому, кто позаботился об очищении своего сердца от грязных помыслов и решил посвятить свою жизнь искреннему служению Богу. Для верующего очень важно освободить свое сердце от мирских страстей, уводящих от путей постижения духовного измерения.

Как практически достичь очищения от греховных мыслей и избавиться от наваждений? Для этого необходимо открыть свое сердце миру и наполниться к нему любовью. Этому нас и учит Святая Троица, которая пребывает в совершенном единстве, благодаря Силе Любви. Каждое из лиц Троицы не живет само для себя — Оно растворяется в другом, что является примером абсолютной самоотдачи.

Вера христианская основана на догмате о единстве Святой Троицы. Можно сказать, что Пресвятая Троица — это сама суть христианства. Считается, что высшая цель христианина — это познание Единосущной и Нераздельной Божественной Ипостаси. Именно познание тайны Троицы во всей ее полноте открывает перед христианином Божественную жизнь.

Святые отцы церкви объясняют единство Троицы на примере человеческой души:

  • ум человека — это образ Бога Отца;
  • мысль и слово — образ Сына;
  • душа — образ Духа Святого.

Святитель Игнатий Брянчанинов указывает, что единство мыслей, ума и души человека объясняет единство Триединого. Как наш ум, мысли и душа существуют независимо, но принадлежат одному человеку, так и лица Троицы. Наш ум постоянно рождает мысли, мыль не может существовать без ума, как и ум без мысли. А дух человека исходит от ума, который постоянно рождает мысли. Разделить эти три ипостаси невозможно, ибо они не могут существовать друг без друга. Не может быть ума без мысли, мысли без ума и духа без ума и мысли.

Учение о Святой Троице есть учение Ума, Слова и Духа.

Христианской догмат о Триединстве есть учение об Отце (божественный ум), Сыне (божественное слово) и Духе Святом (божественный дух). Эти три божественных лица являются нераздельными и взаимопроникающими, существующими в единстве и согласии и пребывающими в абсолютной любви. Они образуют нераздельное Божественное Существо.

В божественном уме существуют идеи мироздания, замыслы творения. Божественный ум бесконечно рождает божественное слово, которое творит мироздание. Однако не следует проводить аналогии между божественным словом и человеческим. Божественное слово характеризует невещественность, беззвучность, отсутствие символизма, безначальность и вечность.

Христианин должен постичь, что три лица не делят божественную сущности на части, но и не сливаются в монолитное целое.

Итак, божественный ум — это Предвечный Отец, а божественное слово — Единородный Сын. Это абсолютно духовные понятия, лишенные каких-либо черт материальности. Бог есть Дух, который пребывает вне пространства и времени, никак не ощущается и не имеет формы. Божественный дух ничем не ограничен, существует извечно и не имеет никакого образа.

Каждое лицо Божественной Ипостаси наделено всемогуществом, находится везде и всюду, не ограничено материальными категориями и наделено абсолютной святостью . Разделять лица на три ипостаси невозможно: ибо одно не существует без второго, а третье — без первых двух. Где появляется одно из лиц, там сразу же присутствуют два других. Одна Божественная Ипостась не является отдельной частью целого — она содержит в себе две других Ипостаси. Это единая духовная сущность, которая является отцом и сыном, и производящей силой одновременно.

Молитвенное обращение к Троице

Многие не понимают, к кому именно нужно обращаться в молитве, к какому из лиц Троицы? В православии существуют три молитвы, каждая из которых направлена к отдельному лицу Триединого:

  • Отче наш;
  • Иисусова молитва;
  • Царю утешителю.

Как осознать, что это не поклонение трем разным богам, в чем упрекают христиан язычники? Православная церковь учит, что три упомянутые Божественные Ипостаси не осознают себя как отдельные личности . Поэтому когда мы обращаем свой взор к Отцу, с ним вместе присутствует и Единородный Сын, и Дух Святой. Когда мы обращаем свой взор к Единородному Сыну, а ним вместе присутствует Отец и исходящая сила — Дух Святой. Так как в духовном измерении времени не существует, то Единородный Сын вечно рождается от Отца, а исходящая божественная сила (Дух СВятой) вечно производит акт рождения.

Поэтому молитвенное обращение к одной божественной Ипостаси Троицы никак не противоречит учению об единстве божественной сущности.

Важность постижения единства Троицы

Неужели без осознания триединства целого невозможно обрести истинную веру? Отцы церкви учат, что постижение единства является основой правильного понимания и служения Богу. Без постижения триединой сути невозможно правильно понять послания апостолов и учение Христа. Невозможно разобраться, кем является Отец Единородному Сыну, а также, чью волю выражает Сын. Неверное понимание учения о Триединстве может привести христианина к ереси, что не раз уже происходило в истории церкви.

Следует ясно понимать, что именно учение о Триединстве отличает христианскую религию от других конфессий, основанных на монотеизме и политеизме. В связи с этим существуют множество профанаций и искажения истинности понятия триединства. Вся история церкви изобилует примерами борьбы с ересью и искажением истинного учения. Учитывая немощность земного разума постигать духовные понятия, необходима вера. Только вера поможет человеку прикоснуться к тайне невыразимого земным языком и образами.

День рождения церкви

Христиане отмечают день Святой Троицы через 50 дней дней после Пасхи. Именно в это время Дух Святой спустился на землю, чтобы явить себя апостолам. Последние увидели сошествие Духа Святого в виде необжигающих языков пламени. Вместе с пламенем апостолы и дева ощутили, что их коснулась невероятная сила неземного происхождения.

Вследствие прикосновения Духа Святого апостолам был дар говорения на иных языках. То есть, они стали разговаривать на языках, которых ранее не знали. Это был благодатный дар глагола. С тех пор этот день увековечили в празднике, называемом днем сошествия Святого Духа — Пятидесятницей, Духовым днем. Сошествие Духа на землю положило начало образования церкви Христовой, ведь именно с этого момента была раскрыта вся полнота Божественного Единства.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Христианское Триединство - едва ли не один из самых спорных вопросов веры. Многозначность толкования привносит немало сомнений в классическое понимание. "три", треугольника, чаш и других знаков по-разному толкуются богословами и исследователями. Кто-то связывает этот символ с масонами, кто-то - с язычеством.

Противники христианства намекают на то, что эта вера не может быть цельной, и упрекают в наличии трех основных ветвей - православия, католицизма и протестантства. В одном мнения сходятся - сам символ един и неделим. А Богу стоит отвести место в душе, а не в разуме.

Что такое Святая Троица

Святая Троица - три ипостаси единого Господа: Святой Дух, Отец и Сын. Однако это не означает, что Бог воплощен в трех разных существах. Это все лики одного, которые сливаются воедино.

Стоит отметить, что к Всевышнему не применимы привычные категории, в данном случае - числа. Он не разделен временем и пространством, как остальные предметы и существа. Между тремя ипостасями Господа нет никаких зазоров, промежутков либо расстояний. Потому Троица Святая и представляет собой единство.

Материальное воплощение Святой Троицы

Принято считать, что человеческому разуму не дано постичь тайну этого триединства, но можно провести аналогии. Подобно тому, как образована Троица Святая, существует и солнце. Его ипостаси - форма абсолюта: круг, тепло и свет. Таким же примером служит и вода: источник, спрятанный под землей, сам родник и поток как форма пребывания.

Для человеческой природы триединство заключается в уме, духе и слове, которые присущи людям как основные сферы бытия.

Хоть три существа и составляют одно, они все же разделены происхождением. Дух - без начала. Он исходит, а не рождается. Сын - подразумевает рождение, а Отец - извечное существование.

Три ветви христианства по-разному воспринимают каждую из ипостасей.

Троица в католицизме и православии

Трактовка тройственной природы Бога в разных ответвлениях христианской веры обусловлена историческими вехами развития. Западное направление не было долго под влиянием устоев империи. Быстрый переход к феодализации общественного уклада жизни исключил необходимость связывать Всевышнего с первым человеком государства - императором. Потому и исхождение Святого Духа не привязывалось исключительно к Богу-Отцу. В католической Троице нет главенствующего лица. Святой Дух исходил теперь не только от Отца, но и от Сына, о чем свидетельствует добавленное в постановление второго слово «филиокве». Дословный перевод обозначает целую фразу: «И от сына».

Православная же ветвь долго находилась под влиянием культа императора, потому Святой Дух, по мнению священников и богословов, напрямую связывался с Отцом. Таким образом, Бог-Отец стоял во главе Троицы, и уже от него происходили Дух и Сын.

Но при этом не отрицалось и происхождение Духа от Иисуса. Но если от Отца он исходит постоянно, то от Сына - только временно.

Троица в протестантстве

Протестанты во главе Святой Троицы ставят Бога-Отца, и именно ему приписывают порождение всех людей как христиан. Благодаря «Его милосердию, воле, любви» и принято считать Отца центром христианства.

Но даже в пределах одного направления не существует единого мнения, все они отличаются в некоторых аспекта понимания:

    лютеране, кальвинисты и другие консерваторы придерживаются догмата троичности;

    западные протестанты разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы как два различных: на первом проводят богослужения, тогда как второй - «гражданский» вариант, во время которого устраиваются массовые гулянья.

Троица в древних верованиях

Как уже говорилось, истоки триединства корнями уходят в дохристианские верования. Чтобы найти ответ на вопрос «что такое Святая Троица в православии/католицизме/протестантстве», нужно заглянуть в языческую мифологию.

Известно, что идея о божественности Иисуса взята из поганской веры. По сути, под реформы попали только имена, так как сам смысл триединства остался неизменным.

Вавилоняне, задолго до появления христианства, разделили свой пантеон на следующие группы: Земли, Неба и Моря. Три стихии, которым поклонялись жители, не боролись, а в равной мере взаимодействовали, потому главная и подчиненные не выделялись.

В индуизме известны несколько проявлений Троицы. Но это тоже не было политеизмом. Все ипостаси находили воплощение в одном существе. Визуально Бога изображали как фигуру с общим телом и тремя головами.

Троица Святая у древних славян воплощалась в трех главных богах - Даждьбог, Хорс и Ярило.

Церкви и соборы Святой Троицы. Разногласия в изображении

Таких соборов во всем христианском мире множество, ведь они возводились во славу Господа в любом его проявлении. Едва ли не в каждом городе строился собор Святой Троицы. Самыми известными являются:

    Троице-Сергиева лавра.

    Церковь Живоначальной Троицы.

    Каменный Троицкий храм.

Свято-Троицкая или Троице-Сергиева, построена в 1342-м году в городе Сергиев Посад. Церковь Святой Троицы чуть было не снесли с лица земли большевики, но в итоге ее просто лишили статуса исторического наследия. В 1920-м ее закрыли. Работу свою лавра возобновила только в 1946 году и открыта для посещений по сей день.

Церковь Живоначальной Троицы находится в Басманном районе в Москве. Когда основана Святой Троицы, достоверно не известно. Впервые письменные воспоминания о ней датируются 1610 годом. Вот уже 405 лет храм не прекращает свою работу и открыт для посещений. Эта церковь Святой Троицы, помимо богослужений, проводит также и ряд мероприятий для знакомства людей с Библией, историей праздников.

Храм Святой Троицы существовал не дольше, чем до 1675 года. Поскольку выстроен он был из дерева, то до наших дней не дожил. Вместо старого здания с 1904 по 1913 год строится новый храм с тем же именем в Во времена фашистской оккупации он не прекращал работу. Посетить храм можно и сегодня.

Частично воплощение славы и величия Святой Троицы соборы, церкви передают. Но насчет графического изображения триумвирата до сих пор мнения расходятся. Многие священники утверждают, что изображать Святую Троицу нельзя, поскольку человеку не дано постичь природу существа и увидеть материальное олицетворение.

В Единого Бога верят и иудеи, и мусульмане. Чем же христианская православная вера в Единого Бога отличается от других вер? Это отличие состоит в учении, что единый по существу Бог троичен в лицах и есть Бог Отец. Бог Сын и Бог Дух Святой – один Бог в трех лицах. Веру в Бога единого по существу, но троичного в лицах мы исповедуем в первых словах Символа Веры: верую во единого Бога Отца .

Истина, что единый Бог троичен в Лицах отчасти была известна ещё в Ветхом Завете, но полностью она открылась в Новом Завете. В первый раз это совершилось при крещении Иисуса Христа: Иисус Христос, второе Лицо Пресвятой Троицы – пришел к Иоанну Крестителю на Иордан, чтобы Иоанн крестил Его (Мф. 3:13-17). Иоанн исполнил это повеление Господа, и в то время, когда Господь выходил из воды, разверзлись небеса и Дух Святой сошел на Него в виде голубя и Бог Отец изрек Своим Божественным Гласом: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так, при крещении Господа , явно обнаружилось, что три Лица единого по существу Бога есть – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой: Отец свидетельствовал с неба о Сыне; Сын крестился от Иоанна в Иордани, а Дух Святой низошел на Сына телесным образом в виде голубя.

2) Ипостасные свойства Божественных Лиц

В чём состоит взаимное отношение трех Лиц единого по существу Бога?

Первое лицо Пресвятой Троицы, Бог Отец, ни от кого не рождён, не сотворён, и не исходит , имеет жизнь в Самом Себе. Бог называется Отцом не только в отношении своего Сына, но и в отношении нас. Он не только наш Творец и Вседержитель, но (через Сына) усыновил Себе нас, удалившихся от Него по грехам, сделал Себе родными и позволил нам именовать Его в молитвенном обращении к Нему. Называя в молитве Бога «нашим отцом», мы исповедуем Его неограниченную к нам любовь.

Второе лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, не сотворен Богом Отцом и не исходит от Него, но предвечно рожден , т.е. вечно был, есть и будет Сыном Божиим. Третье лицо Пресвятой Троицы, Бог Дух Святой, не рожден и не сотворен Богом Отцом, но от вечности исходит от Него.

3) Бог есть Любовь

Вера в Единого Бога, Троичного в лицах, отличается от всякого другого единобожия (например, у мусульман или иудеев) еще тем, что открывает нам возможность лучше уяснить себе, что Бог есть Любовь.

Действительно, те народы, которые считают Бога не только единым, но и одиноким, естественно представляют себе Его суровым, далеким от людей, иногда прямо жестоким.

Мы же знаем, что Бог, это Пресвятая Троица , что Он Един, и в тоже время Он есть самое тесное Единение, или Единство Трех бесконечно любящих друг друга лиц. Поэтому мы и говорим, что Бог есть Любовь.

Мы можем, хотя бы от части понять тайну Святой Троицы только любя, находясь в союзе любви, то есть только находясь в Церкви.

Учение о Святой Троицы непостижимо, но следующий рассказ о святом Константине может служить некоторым его объяснением. Однажды сарацинские мудрецы спросили святого Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отец, Сын и Дух Святой». На это святой отвечал: «Не злословьте о Святой Троице; Отец и Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на солнце: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг – подобие Отца: ибо, как круг не имел ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален и бесконечен; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Солнце состоит из трех вещей: из круга, сияния и теплоты, но разделяются ли они на три солнца, хотя каждая имеет особое свойство? Одно есть круг, другое – сияние, третье – теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три лица – Отца, и Сына, и Духа Святого, однако, не разделяется на три Бога, но есть един Бог».

Мудрецы ничего не смогли возразить против этого объяснения и стали говорить о другом.

Итак, мы веруем во Единого Бога Отца, веруем в святую, единственную, животворящую и нераздельную Троицу. Её прославлением священник начинает всенощную: «Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».

5) Непостижимость тайны Пресвятой Троицы

На африканском берегу моря в городе Иппоне блаженный Августин писал книгу «О Святой Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для отдыха. Наслаждаясь вечерним воздухом, Августин, однако же, не переставал думать о предмете своих исследований.

Вдруг он заметил отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.

– Что ты делаешь? – спросил его блаженный Августин.

– Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.

– Но это невозможно! – сказал Августин.

– Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.

Проверочные вопросы:

  1. Почему мы крестимся тремя пальцами, сложенными вместе?
  2. Перечислите Лиц Святой Троицы.
  3. Похожи ли Лица Святой Троицы на человеческие лица?
  4. Старше ли Бог Отец Бога Сына?
  5. Перечислите, чем отличаются Лица Святой Троицы друг от друга.
  6. Какой аналогией из окружающего мира можно воспользоваться, чтобы попытаться понять тайну Святой Троицы?
  7. Как связано то, что Бог является Троицей, с любовью?

Призывая веровать во Святую Троицу, Церковь учит, что «Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой также есть Бог». Это значит, что каждая из Божественных Ипостасей обладает всеми божескими совершенствами, но этими божескими совершенствами они обладают нераздельно, поэтому они «не три бози, но один Бог». Таким образом, в этом учении заключается два положения: равенство Божеских Лиц и единосущие всех лиц Святой Троицы. Равенство состоит в том, что каждое из лиц Святой Троицы обладает одинаковым божеским достоинством и одинаковыми божескими совершенствами, почему каждое из них есть Бог. Единосущие состоит в том, что, будучи равными и самостоятельными Божественными Лицами, Отец, Сын и Святой Дух имеют единое божеское естество, единую силу, власть, величие. Различие Их, как трех Лиц, основывается не на различии божеских средств, которые у всех Их нераздельны, а на различии только свойств личных. Сущность же, которая составляет собственно Божеское, у всех Их одна и та же.
Божество Отца. Бог Отец есть истинный Бог. В этой истине не сомневался никто из еретиков, отвергавших божество Сына и Святого Духа, потому что сомневаться в божестве Отца, это значит вообще отрицать Бога, что противно здравому смыслу. Кроме того, божество Отца с такой ясностью засвидетельствовано в Священном Писании, что не остается места никаким сомнениям и колебаниям. Сам Христос называет Своего Отца Богом: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16), Богом единым и истинным - «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3), Господом неба и земли: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Точно так же и Святые апостолы весьма часто называют Отца Богом: так, апостол Павел почти каждое свое послание начинает словами «благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1: 7; Кор. 6: 3 и др.); Богом единым: «у нас один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор. 8: 6); Богом благословенным: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1: 3).
Божество Сына. Священное Писание содержит ясное учение о втором Лице Святой Троицы — Сыне Божьем, выражая ту мысль, что Сын Божий есть Бог в собственном и строгом смысле, Бог по естеству, а не каком-либо переносном смысле, в каком в Священном Писании называются, например, иногда и люди и ангелы. Учение о Божестве Сына и равенстве Его с Богом мы имеем, прежде всего, в наставлениях Самого Сына Божия —Иисуса Христа, а так же и в изречениях Его апостолов.
Наиболее ясное учение о Себе как Сыне Божием и Боге Иисус Христос предложил в беседе по поводу исцеления Им расслабленного при овчей купели в день субботний (Ин, 5 глава). Исцеление в субботу, равно как и несение исцеленным по повелению Господа своей постели, показалось слепым ревнителям закона Моисеева непростительным нарушением закона о субботнем покое, так что они решили убить Чудотворца. Вразумляя ослепленных, Иисус Христос сказал: «Отец Мой ныне делает и Я делаю» (Ин. 5: 17). В этих словах свое божественное достоинство и равенство с Богом Отцом Иисус Христос доказывает тем, что приписывает Себе божественное сыновство, и тем, что усвояет себе власть делать то же, что делает и Отец. Слыша эти слова, иудеи еще более вознегодовали и искали убить Иисуса Христа уже не только за то, что Он нарушил субботу, но и за то, что Он «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5: 18). В дальнейшей беседе Иисус Христос не только не показывает, что иудеи неправильно поняли мысль Его о равенство Богу, но с особенною силою подтверждает Свою мысль, указывая, что:
а) Его воля совершенно одинакова с волею Отца: «Иисус сказал: истинно говорю вам: не может Сын ничего творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын также творит. Ибо Отец любит Сына, и показывает Ему все, что Сам творит» (ст. 19: 20);
б) Он обладает таким же могуществом, как и Отец Его: «ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (ст. 21);
в) Ему подобает такая же честь и слава, как и Богу Отцу: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (ст. 23);
г) Ему так же присуще свойство самобытности, как и Отцу «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26).
В другой раз, когда иудеи в притворе соломоновом спрашивали Христа: «Если Ты Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Я и Отец одно... Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10, 30, 38) . Равным образом, когда на суде первосвященник Кайафа спросил Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, да скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26: 63-64), а евангелист Марк передает прямой утвердительный ответ Христа: «Я есмь» (14: 62).
Так свидетельствовал о своем Божестве Сам Господь Иисус Христос. В Его свидетельство о Себе невозможно допустить ни самообладания или самообмана, так как против этого говорят все евангельские изображения жизни Иисуса Христа, ни тем более намеренного желания ввести в заблуждение других. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2: 22). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил всеми деяниями Своими, а также Своею Кровию.
Не менее ясно и решительно свидетельствуют о Божестве Сына Божия и апостолы. Веру в Божество Иисуса Христа от лица всех апостолов исповедал апостол Петр пред Самим Господом, когда на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня?», ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16: 15-16). «Господь мой и Бог мой», — воскликнул апостол Фома явившемуся по Своем воскресении Христу. Особенно же подробно и обстоятельно изображают божество Сына Божия апостолы Иоанн и Павел.
Учение апостола Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий именуется у него Словом — Логос. В начале своего Евангелия апостол говорит: «в начало было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где наделяет Логос такими свойствами, как бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении. Имена «Бог», «жизнь», «свет» ясно свидетельствуют о божественной природе Логоса. Об этом Слове евангелист далее говорит, что Слово есть «единородный Сын, сущий в лоне Отчем» (1: 18), то есть единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1: 14). Подобным образом в послании своем апостол Иоанн пишет: «знаем также, Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем истинном Сыне Его Иисусе Христе, сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20).
Апостол Павел истину о божестве Сына Божия выразил особенно полно и разнообразно. По его учению, «Сын любви Отчей... есть образ Бога невидимого перворожден всея твари», то есть имеет происхождение через рождение из существа Отца, следовательно, и прежде времени, от вечности, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимая и невидимая: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано; И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1: 15-17). Он, следовательно, есть такое Лицо, с которым не могут иметь сравнения никакие твари, даже самые высшие.
Его природа не тварная, а божеская, и Сам Он — Творец. Он есть «Сын Божий собственный» (Рим. 8: 32), а не по усыновлению или благодати. В послании к Евреям апостол Павел пишет о нем: «Он есть сияние славы и образ ипостаси Бога Отца», то есть отображение славы Отца, оттиск Его сущности (ипостась употреблено здесь в смысле «усиа» — сущности). Значит Сын «единосущен Отцу». Доказывая подробнее божество Сына Божия, в том же послании апостол говорит: «кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»? Так же, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». (Евр. 1: 3-5)
Церковь с самого начала веровала в Божество Сына Божия, что видно из древних символов церквей Иерусалимской, Кессарийской, где Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, перворожденным всея твари, Богом от Бога, Богом истинным Им же вся быша; из исповеданий веры, составленных в обличение еретиков (например, Павла Самосадского). О том же свидетельствуют отлучения еретиков, отвергавших божество Сына Божия и, наконец, показания некоторых язычников и иудеев. Плиний Младший, например, писал к императору Трояну, что христиане воспевают хвалебную песнь Христу, как Богу. Цельс издевался над верованием христиан, что Сам Бог пришел в мир для искупления людей. Иудей Трифон вопреки христианскому учению признает невозможным, чтобы Бог сделался человеком.
Божество Духа Святого. Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын. Божество духа Святого и Его равенство с Отцом и Сыном Священное Писание показывает тем, что усвояет Духу Святому имя истиннаго Бога, свойства и действия Божия, а также и том, что заповедует воздавать Ему такое же божеское почитание, как Отцу и Сыну.
Дух Святой называется Богом. Апостол Петр, обличая солгавшего Ананию, говорил: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? И утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4). Апостол Павел называет верующих то храмом Божиим, то храмом Духа Святого, и этим показывает, что Дух Святой есть Бог. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»? (1 Кор. 3: 16).
Духу Святому приписываются божеские свойства:
а) всеведение: «Дух все испытует, и глубины Божии» (1 Кор. 2: 10). То же свойство усвояется Святым Духом Спасителем, когда Он говорит апостолам «Дух истины наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13);
б) вездеприсутствие: это свойства Святого Духа предполагается во всех тех свидетельствах Священного Писания, в которых говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по всему лицу земли;
в) всемогущество: оно открывается преимущественно в самостоятельном, полновластном раздаянии Духом Святым чудесных и чрезвычайных дарований верующим. Перечислив эти дарования, апостол говорит: «но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знание тем же Духом; иному вера, тем же духом, иному дары исцелений; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение Духов, иному разные языки, иному истолкование языков — все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо как Ему угодно» (1 Кор. 12: 7-11).
Усвояются Духу Святому и Божественные действия, например, творение: «Дух Божий носился над водою». Быт. 1: 2); «Дух Божий создал меня, и дыхание вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33: 4), а также промышление, особенно в царстве благодати. Так Духу Святому усвояется поставление пастырей Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которому Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28) возрождение человека - грешника: «Если кто не родится от воды и Духа, говорит Иисус Христос Никодиму, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5), отпущение грехов, ибо Христос говорил Своим ученикам по воскресении: «примите Духа Святого, — кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том остатутся» (Ин. 20: 22-23). Наконец, Духу Святому усвояется Священным Писанием бесконечное величие и честь, что ясно видно из слов Спасителя, что «всякий грех и хула простятся человеком; а хула на Духа не простится человеком ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 31-32). Поэтому Священное Писание научает, что духу Святому надлежит воздавать божеское почитание. Это видно, например, из заповеди о крещении, где имя Святого Духа стоит наряду с именем Бога Сына, а также из апостольских приветствий, в которых имя Святого Духа также поставляется наряду с именем Отца и Сына (1 Петр. 1: 2).
Правда, в Священном Писании встречаются иногда выражения, указывающие, по-видимому, на низшее и починенное значение Святого Духа. Этими изречениями пользовались издревле противники верования церкви в божество Духа Святого, чтобы подтвердить правильность своих воззрений на Святого Духа, как существо тварное и низшее Отца и Сына. Однако, на самом деле эти изречения совсем не имеют того значения, какое усвояли им духоборы.
Указывали, например, на слова Спасителя, Который говорил о Святом Духе: «ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13). Но и Сын, — говорит святитель
Василий Великий, — от Себя не глаголет, а свидетельствует: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12: 49). Однако в обоих этих изречениях указывается на то, что Отец есть виновник Сына и Святого Духа, и что у Них одна сила, одна воля, одно желание, одна сущность. Слышание есть только образное представление того непосредственного ведения божественных тайн, которое принадлежит Святому Духу совокупно с Отцом и Сыном. Указывают также на то, что Святой Дух всегда поставляется на третье место при перечислении Лиц Святой Троицы. Однако и это никак нельзя понимать в смысле обозначения низшего достоинства Святого Духа. Такой порядок в исчислении Лиц Святой Троицы имеет основание в порядке откровения: прежде открылся Отец, после Него — Сын, после Сына — Дух Святой. Хорошо говорит о таком порядке откровения св. Григорий Богослов: «Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно, Новый — открыл Сына, на божество Святого Духа только указал. Теперь, то есть после Пятидесятницы Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее познание о Себе». Этот постепенный порядок откровения, по мысли Святого Отца, объясняется немощью человеческой природы, которую не безопасно было обременять проповедью о Святом Духе, прежде чем было исповедано божество Отца и прежде чем признан был Сын. К этому можно прибавить, что и не всегда Святой Дух в Священном Писании поставляется на третье место, а иногда он поставляется на втором (см. Тит. 3: 4-6 ст.) и даже на первом месте (см. 1 Кор. 4: 6).
Ввиду таких несомненных свидетельств Священного Писания Церковь с самого начала научала своих чад исповедать, что Дух Святый есть истинный Бог. Памятником такой веры Церкви служат древние символы веры, особенно символ святого Григория чудотворца, совершение крещения во имя равночестных божеских лиц, древние формы малого славословия Отцу, Сыну и Святому Духу, вечерняя песнь, также возносившаяся всегда во имя Отца, Сына и Святого Духа, исповедания мучеников и писания древних отцов и учителей Церкви.
Единосущие лиц Святой Троицы означает то, что Отец Сын и Святой Дух существуют не отдельно и не независимо один от другого, но имеют единое и нераздельное божеское естество, которым каждое из лиц Святой Троицы обладает в совершенстве и всецело нераздельно с другими лицами. Хотя в откровении нет самого слова «единосущно», но мысль, содержащаяся в этом смысле слова, выражена в откровении ясно и решительно. Так о единосущии Сына с Отцем неоднократно говорил Сам Иисус Христос. «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30); «видевший Меня, видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 9,11); «и все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин. 17: 10); «все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16: 15).
Из апостолов о единосущии Сына с Отцем особенно ясно говорит святой Иоанн, когда пишет: «в начале было Слово, и Слово было у Богу, и Слово было Бог». О единосущии Духа Святаго с Богом Отцем говорит Сам Спаситель в Своем обетовании апостолам послать им Духа Утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26). Христос утешает Своих учеников в предстоящей разлуке с Ним. Для этого Он дает им обетование послать вместо Себя Духа Святого, Который наставит их на всякую истину (Ин. 16: 13). Это утешение могло быть полным и действительным только тогда, когда Утешитель, Дух Святой был бы таким же Божественным Лицом, каким исповедали Христа Его ученики. И тот же Христос увещает их, что Дух Святой исходит от Отца, который есть такое же Божественное Лицо, как и Он Сам.
Ту же мысль о единосущии Духа Святаго с Богом истинным выражает святой апостол Павел, когда представляет нам Духа Святого в таком же отношении к Богу, в каком дух человеческий находится к человеку (1 Кор. 11: 11), то есть представляет Его пребывающим в Боге и составляющим с Ним едино, как наш дух в нас пребывает и составляет вместе с телом единого человека. Церковь, исповедуя тайну троичности, всегда научала исповедовать и единство Божества, то есть единосущие Лиц Святой Троицы. В IV веке догмат о единосущии Лиц Святой Троицы был внесен в символ веры, и был раскрыт великими отцами церкви в подобных чертах Единосущие божеских Лиц они научили понимать в том смысле, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает божеским естеством вполне и всецело, так при этом, что оно остается, безусловно, единым и нераздельным, а не так, чтобы троичные ипостаси существовали как особые и отдельные самостоятельные существа, хотя бы и с одинаковою и единородною сущностью, как существуют, например, люди, происходящие от людей, равно и не так, чтобы каждое из лиц Святой Троицы владело единою божескою сущностью по частям, то есть чтобы одна часть этой сущности принадлежала Отцу, другая — Сыну, третья — Духу Святому. «Троица нераздельная по естеству, учит святой Афанасий, — нераздельно и едино есть божество Святой Троицы и потому лица Троицы составляют «нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества».
Вместе с разъяснением догмата о единосущии Лиц Святой Троицы с IV века стал устанавливаться и образ выражения этого догмата. Первый Вселенский собор ввел во всеобщее употребление термин «существо», а разъяснение догмата отцы церкви — термины «существо» и «ипостась». Первый термин обозначает то, что есть единого и общего в Троице, то есть самого тожества или природы Божией, а второй (ипостась) — частные особенности каждого лица. «Во Святой Троице, — говорит святитель Василий Великий, иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»