Св ипполит римский. Священномученик Ипполит Римский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане . В году святой Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию . Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день - 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января .

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия . Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

  • Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
  • Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  • Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  • Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  • Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I - V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  • Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) (около 170 - около 235), богослов, христианский святой.

О жизни Ипполита Римского сохранились лишь отрывочные сведения. Родился, вероятно, в Малой Азии; там же изучал богословие, экзегезу, ораторское искусство. Поздние источники (патриарх Фотии) называют Ипполита Римского учеником Иринея Лионского. В понтификат папы Зефирина (198-217 или 218) прибыл в Рим, тогда же был поставлен пресвитером; около 212 проповеди Ипполита Римского слушал побывавший в Риме Ориген. Приобрёл широкую известность как знаток греческого философского наследия (прежде всего - сочинений Гераклита), а также как строгий ревнитель ортодоксии и внутрицерковной дисциплины. В полемике с ересью монархиан, стремясь подчеркнуть различие Отца и Сына в Святой Троице, Ипполит Римский склонялся к очевидному субординационизму (что в дальнейшем позволило папе Калликсту обвинить его в двоебожии). После избрания Калликста главой римской Церкви (218) полностью порвал с ней общение и был избран епископом греческим меньшинством своих сторонников. Критиковал позицию Калликста в вопросе о внутрицерковной дисциплине, обвиняя его в чрезмерной снисходительности к кающимся грешникам, объясняющейся личной небезупречностью, подчёркивал приверженность Калликста савеллианству. Как первый в истории Церкви антипапа (217-235), Ипполит Римский противостоял законно избранным преемникам папы Калликста - Урбану I (222- 230) и Понциану (230-235). Как и папа Понциан, около 235 года по приказу императора Максимина был выслан из Рима на остров Сардиния для работы в рудниках. Согласно традиции, на Сардинии состоялось примирение Ипполита Римского и Понциана, после чего Ипполит Римский добровольно отказался от епископского сана, убеждая своих сторонников войти в лоно римской Церкви. Скончался на Сардинии, в 236 или 237 году перезахоронен в римском предместье Агер-Веранус на Виа-Тибуртина.

Античные и раннесредневековые источники (например, Евсевий Кесарийский, «Церковная История», VI, 22; Иероним Блаженный, «О знаменитых мужах», 61) называют Ипполита Римского автором значительного числа широко известных полемических, апологетических, экзегетических, догматических и даже канонических сочинений. Большинство экзегетических сочинений Ипполита Римского, среди которых - «Толкование на Шестоднев», «О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие», «Толкование на Кн. Судей», «Толкование на Кн. Руфь», «Толкование Песни Песней», толкования на пророков и др., сохранилось лишь во фрагментах, эксцерптах или упоминаниях других авторов, в позднейших переводах; о некоторых сочинениях известно только по названию. К экзегетическим сочинениям Ипполита Римского примыкает также его догматико-экзегетическое сочинение «О Христе и антихристе» в 67 главах. Экзегеза Ипполита Римского демонстрирует тесную связь с традицией александрийской школы, поскольку немаловажное значение в экзегезе Ипполита Римского имеют принципы иносказательного толкования. Наиболее значимое полемическое сочинение Ипполита Римского - «Обличение всех ересей» (в 10 книгах; сохранились книги 1, 4-10), из которого длительное время была известна лишь собственно 1-я книга - «Философумены», нередко приписывавшаяся Оригену. Сочинение является важным источником по истории ранней Церкви, особенно за счёт подробного, нередко дословного изложения ключевых аспектов еретических учений (монархиан, савеллиан, ноэциан, елкезаитов и др.), а также представляет интерес благодаря эксцерптам из античного греческого философского наследия. Как полемические характеризуются также сочинения: «Краткое опровержение ересей» (не сохранились), «Гомилии на ересь Ноэта» (сохранились 18 глав), «Главы против Гайя» (фрагменты в сирийском переводе), «К Маркиону», «Против магов» (не сохранились). К апологетическим сочинениям Ипполита Римского относятся: «К эллинам и Платону о сущности всего», «Доказательство к иудеям» (известны во фрагментах).

День памяти в Русской православной церкви - 30 января (12 февраля); в Римско-католической церкви - 13 августа.

Соч.: Opera / Ed. Н. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2; Migne PG. Т. 16; Творения св. Ипполита, епископа Римского. Казань, 1898-1899. Вып. 1-2.

Лит.: Писарев Л. И. Святой Ипполит, епископ Римский. Казань, 1898.

ИППОЛИТ (Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217 222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств,… … Философская энциклопедия

ИППОЛИТ РИМСКИЙ - ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Ἱππόλυτος) (ок. 170 236 н. э.), христианский богослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опровержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор истории греческой философии. История… … Античная философия

ИППОЛИТ Римский - (ум. 258) христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память в Православной церкви 13 (26) августа … Большой Энциклопедический словарь

Ипполит Римский - (Hippolytus) (около170 около 236), христианский писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда «Обличение всех ересей» и других догматико полемических, апологетических и экзегетических сочинений … Энциклопедический словарь

ИППОЛИТ РИМСКИЙ - свт. (ок.170 ок.236); богослов–ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. уже в 4 в. знали мало (блж.*ИЕРОНИМ. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по–гречески, образование его носило эллинский характер … Библиологический словарь

ИППОЛИТ Римский (ум. 258) - ИППОЛИТ Римский (ум. 258), христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием (см. ЛАВРЕНТИЙ Римский). Память в Православной церкви 13 (26)… … Энциклопедический словарь

ИППОЛИТ Римский (170-236) - ИППОЛИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 ок. 236), христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского (см. ИРИНЕЙ Лионский). Автор полемического труда «Обличение всех ересей» и других догматико полемических … Энциклопедический словарь

Ипполит Римский (святой)

Ипполит - Род: муж. Связанные статьи: начинающиеся с «Ипполит» все статьи с «Ипполит» … Википедия

Ипполит (антипапа) - Мученичество св. Ипполита. Святой Ипполит Римский (около 170 около 235) один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, первый антипапа (217/218 235). На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных 30 января.… … Википедия

Книги

  • О Христе и антихристе Купить за 72 грн (только Украина)
  • О Христе и антихристе , Священномученик Ипполит Римский. Священномученик Ипполит Римский - богослов и церковный писатель III века, автор многочисленных догматических и экзегетических трактатов, принявший мученическую кончину на острове Сардиния.…

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) - бо-го-слов, хри-сти-ан-ский свя-той.

О жиз-ни Ипполита Римского со-хра-ни-лись лишь от-ры-воч-ные све-де-ния. Ро-дил-ся, ве-ро-ят-но, в Ма-лой Азии; там же изу-чал бо-го-сло-вие, эк-зе-ге-зу, ора-тор-ское искусство. Позд-ние ис-точ-ни-ки (пат-ри-арх Фо-тий) на-зы-ва-ют Ипполита Римского уче-ни-ком Ири-нея Ли-он-ско-го. В пон-ти-фи-кат па-пы Зе-фи-ри-на (198-217 годы или 218 год) при-был в Рим, то-гда же был по-став-лен пре-сви-те-ром; около 212 года про-по-ве-ди Ипполита Римского слу-шал по-бы-вав-ший в Ри-ме Ори-ген. При-об-рёл ши-ро-кую из-вест-ность как зна-ток греческого фи-лософского на-сле-дия (пре-ж-де все-го - со-чи-не-ний Ге-рак-ли-та), а так-же как стро-гий рев-ни-тель ор-то-док-сии и внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-ны. В по-ле-ми-ке с ере-сью мо-нар-хи-ан, стре-мясь под-черк-нуть раз-ли-чие От-ца и Сы-на в Святого Трои-це, Ипполит Римский скло-нял-ся к оче-вид-но-му суб-ор-ди-на-цио-низ-му (что в даль-ней-шем по-зво-ли-ло па-пе Кал-лик-сту об-ви-нить его в двое-бо-жии).

По-сле из-бра-ния Кал-лик-ста гла-вой римской Церк-ви (218 год) пол-но-стью по-рвал с ней об-ще-ние и был из-бран епи-ско-пом греческим мень-шин-ст-вом сво-их сто-рон-ни-ков. Кри-ти-ко-вал по-зи-цию Кал-лик-ста в во-про-се о внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-не, об-ви-няя его в чрез-мер-ной снис-хо-ди-тель-но-сти к каю-щим-ся греш-ни-кам, объ-яс-няю-щей-ся лич-ной не-безу-преч-но-стью, под-чёр-ки-вал при-вер-жен-ность Кал-лик-ста са-вел-ли-ан-ст-ву. Как пер-вый в ис-то-рии Церк-ви ан-ти-па-па (217-235 годы), Ипполит Римский про-ти-во-сто-ял за-кон-но из-бран-ным пре-ем-ни-кам па-пы Кал-лик-ста - Ур-ба-ну I (222-230 годы) и Пон-циа-ну (230-235 годы). Как и па-па Пон-ци-ан, около 235 года по при-ка-зу императора Мак-си-ми-на был вы-слан из Ри-ма на остров Сар-ди-ния для ра-бо-ты в руд-ни-ках. Со-глас-но тра-ди-ции, на Сар-ди-нии со-стоя-лось при-ми-ре-ние Ипполита Римского и Пон-циа-на, по-сле че-го Ипполит Римский доб-ро-воль-но от-ка-зал-ся от епи-скоп-ско-го са-на, убе-ж-дая сво-их сто-рон-ни-ков вой-ти в ло-но римской Церк-ви. Скон-чал-ся на Сар-ди-нии, в 236 или 237 году пе-ре-за-хо-ро-нен в римском пред-местье Агер-Ве-ра-нус на Виа-Ти-бур-ти-на.

Ан-тич-ные и ран-не-сред-не-ве-ко-вые ис-точ-ни-ки (например, Ев-се-вий Ке-са-рий-ский , «Цер-ков-ная Ис-то-рия», VI, 22; Ие-ро-ним Бла-жен-ный, «О зна-ме-ни-тых му-жах», 61) на-зы-ва-ют Ипполита Римского ав-то-ром зна-чительного чис-ла ши-ро-ко из-вест-ных по-ле-мических, апо-ло-ге-тических, эк-зе-ге-тических, дог-ма-тических и да-же ка-но-нических со-чи-не-ний. Боль-шин-ст-во эк-зе-ге-тических со-чи-не-ний Ипполита Римского, сре-ди ко-то-рых - «Тол-ко-ва-ние на Шес-тод-нев», «О том, что бы-ло по-сле Шес-тод-не-ва», или «На Бы-тие», «Тол-ко-ва-ние на Книге Су-дей», «Тол-ко-ва-ние на Книге Руфь», «Тол-ко-ва-ние Пес-ни Пес-ней», тол-ко-ва-ния на про-ро-ков и др., со-хра-ни-лось лишь во фраг-мен-тах, экс-цер-птах или упо-ми-на-ни-ях других ав-то-ров, в позд-ней-ших пе-ре-во-дах; о не-ко-то-рых со-чи-не-ни-ях из-вест-но толь-ко по на-зва-нию. К эк-зе-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского при-мы-ка-ет так-же его дог-ма-ти-ко-эк-зе-ге-тическое сочинение «О Хри-сте и ан-ти-хри-сте» в 67 гла-вах.

Эк-зе-ге-за Ипполита Римского де-мон-ст-ри-ру-ет тес-ную связь с тра-ди-ци-ей алек-сан-д-рий-ской шко-лы, по-сколь-ку не-ма-ло-важ-ное зна-че-ние в эк-зе-ге-зе Ипполита Римского име-ют прин-ци-пы ино-ска-за-тель-но-го тол-ко-ва-ния. Наи-бо-лее зна-чи-мое по-ле-мическое со-чи-не-ние Ипполита Римского - «Об-ли-че-ние всех ере-сей» (в 10 кни-гах; сохранились кни-ги 1, 4-10), из ко-то-ро-го дли-тель-ное вре-мя бы-ла из-вест-на лишь соб-ст-вен-но 1-я книга - «Фи-ло-со-фу-ме-ны», не-ред-ко при-пи-сы-вав-шая-ся Ори-ге-ну. Со-чи-не-ние яв-ля-ет-ся важ-ным ис-точ-ни-ком по ис-то-рии ран-ней Церк-ви, осо-бен-но за счёт под-роб-но-го, не-ред-ко до-слов-но-го из-ло-же-ния клю-че-вых ас-пек-тов ере-тических уче-ний (мо-нар-хи-ан , са-вел-ли-ан, но-эци-ан, ел-ке-заи-тов и др.), а так-же пред-став-ля-ет ин-те-рес бла-го-да-ря экс-цер-птам из ан-тич-но-го греческого фи-лософского на-сле-дия. Как по-ле-ми-че-ские ха-рак-те-ри-зу-ют-ся так-же со-чи-не-ния: «Крат-кое оп-ро-вер-же-ние ере-сей» (не сохранилось), «Го-ми-лии на ересь Но-эта» (сохранилось 18 глав), «Гла-вы про-тив Гайя» (фраг-мен-ты в сирийском пе-ре-во-де), «К Мар-кио-ну», «Про-тив ма-гов» (не сохранилось).

К апо-ло-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского от-но-сят-ся: «К эл-ли-нам и Пла-то-ну о сущ-но-сти все-го», «До-ка-за-тель-ст-во к иу-де-ям» (из-вест-ны во фраг-мен-тах).

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 30 января (12 февраля); в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 13 ав-гу-ста.

Сочинения:

Opera / Ed. H. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2;

Migne PG. T. 16; Тво-рения св. Ип-по-ли-та, епи-ско-па Рим-ско-го. Ка-зань, 1898-1899. Вып. 1-2.

В истории христианской письменности III в. священномученик Ипполит занимает видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии. Оригинал большинства произведений св. Ипполита утрачен — не столько из-за его христологического субординационизма и из-за длительного раскола, который он учинил в Римской Церкви, сколько по той причине, что он писал на греческом языке, а в его эпоху, тем более в последующие столетия, лишь немногие римляне владели этим языком. Однако значительная часть сочинений св. Ипполита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях. Христиане Древней Руси знали св. Ипполита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе»·, пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя.

Время и место рождения св. Ипполита неизвестны. Предположительно он не был римлянином по происхождению и воспитанию: его великолепное владение греческим языком, глубокое знание античной философии и религии указывают на связь с Востоком. Патриарх Фотий говорит, что св. Ипполит называл себя учеником Иринея Лионского (Библиотека, № 121), однако вряд ли это следует понимать в буквальном смысле. Святой Ипполит — грек по языку, мысли и способу выражения; он — последний римский автор, использовавший этот язык в качестве основного. Он знаком с александрийским богословием, и его учение о Логосе обнаруживает прямую связь с аналогичным учением александрийцев.

Когда Ориген около 212г. посетил Рим, он видел там Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. По-видимому, Ипполит был близок к папе Зеферину. Когда Зеферин скончался и его место занял Каллист, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, а также в приверженности ереси Савеллия — и это несмотря на то, что Каллист в начале своего Понтификата осудил Савеллия. Трудно сказать сейчас, насколько справедливы были обвинения Ипполита в адрес папы. По-видимому, Каллист и Ипполит по-разному понимали саму природу Церкви: «Для Ипполита Церковь есть общество святых, и святость Церкви гарантируется безусловной чистотой ее членов от плотских грехов. Согласно же Каллисту, Церковь не утрачивает своего характера "кафолической Церкви", даже когда недостойные члены остаются внутри нее» (Hamel A. Kirche bei Hippolit von Rom, S. 75). Существует предположение, базирующееся на упоминании об Ипполите как стороннике Новациана в «Церковной истории» Евсевия (6, 43), а также на позднейшем свидетельстве папы Дамаса, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Во всяком случае он был, как и Новациан, противником ослабления канонической дисциплины в Церкви, ратовал за строгие прещения в адрес грешников и еретиков. Ипполит отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую, но влиятельную группу ригористически настроенных христиан, которые провозгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой. (Вторым антипапой стал в 251 г. Новациан — см. Евсевий. Церк. ист., 6, 43).

Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и антипапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и произошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возможность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объединенная община избрала епископом Антера (235 — 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фаби-ане (236 — 250) и похоронены в один и тот же день — 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью. В Латеранском музее Рима сохранилась статуя св. Ипполита, датируемая III веком: он изображен сидящим с книгой в руке на стуле, на котором высечен перечень его сочинений.

(Из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Oтцы и Учители Церкви III века. Антология")

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»