Сообщение о разнообразии животных. Общие сведения о животном мире

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают , звери и , а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Местом обитания для некоторых животных выступают другие живые организмы и растения.

фото:Bill Gracey

Животный мир нашей планеты представлен уникальными организмами: от одноклеточных крох, которые можно рассмотреть только при помощи микроскопа, до гигантов-китов, масса которых достигает 150 тонн. Благодаря постоянной эволюции животные организмы наделены уникальными свойствами: они перемещаются, питаются, защищаются от врагов, размножаются и выращивают потомство в различных условиях.

Классификация животных

В царстве животных выделяют следующие таксоны:

Семейство;

Виды объединяются в род, семейства в ряд, классы в тип. Кроме этих таксонов используются промежуточные понятия: подтипы, подклассы и другие. Все живые организмы делятся на:

Простейших;

Насекомых;

Земноводных;

Пресмыкающихся;

Млекопитающих.

фото:David Shannon

Значение животных

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. выступают естественными санитарами, кроме того они регулируют численность растительноядных организмов. : животных разводят и добывают промысловым методом для получения мяса, шкур, меха, молока и яиц, животных используют в исследовательских, медицинских и научных целях. На лабораторных мышах, хомяках, крысах и морских свинках исследуют действие некоторых лекарственных препаратов, обезьян привлекают при опытах со столовыми клетками. Пчелиный и змеиный яд используют в медицинских целях.

фото:Rob Escott

Особенности расселения животных

На плотность расселения представителей животного мира влияют различные факторы. К ним можно отнести климат, рельеф местности, деятельность человека и взаимоотношения между разными видами. Приспособленность к условиям среды обитания выражается в особенностях живых организмов. Так, для того, чтобы отыскать благоприятные условия для проживания, питания и размножения многие организмы преодолевают огромные расстояния. Эти передвижения называются миграциями. В качестве примера можно привести следующий пример: рыбы отряда лососевых подрастают в море, а размножается в верховьях рек. Вылупившихся из икры мальков этих рыб речное течение уносит обратно в море, где происходит их дальнейший рост.

фото:Jiya Aggarwal

Если передвигаться от полюсов к экватору, становится заметно, что число видов живых организмов возрастает. Самым большим является . Например, одних попугаев здесь насчитывается более 40 видов, а бабочек – тысячи видов.

Эволюция биоразнообразия

В истории животного мира всегда наблюдались периоды спада и нарастания биоразнообразия. Они характеризуются появлением новых видов, которые появлялись на смену других. Ученые узнают об этих этапах по археологическим раскопкам: окаменелостям и отпечаткам. Так, в докембрии, 670 миллионов лет до н.э., доминировали мягкотелые беспозвоночные животные, кольчатые и кишечнополостные черви. Для кембрия и силура, 590-438 миллионов лет до н.э., характерны морские беспозвоночные с панцирем, насекомые царили в период позднего карбона и кайнозоя, амфибии господствовали в карбоне и триасе, рептилии были наиболее многочисленны в пермский и меловой период, а млекопитающие достигли расцвета в кайнозое.

Расцвет и угасание видов – естественный процесс, который происходит под влиянием изменений климата в отдельных регионах и на всей планете в целом. Ученые предполагают, что большинство видов живых организмов рано или поздно вымрут. Некоторые преобразуются в более совершенные в эволюционном отношении виды, но другие не смогут приспособиться к новым условиям среды. Последним грозит вымирание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания . Различают три основные среды обитания: водную , наземно-воздушную и почвенную . Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой природы и факторы живой природы , а также те, которые возникают в результате деятельности человека.
Факторы неживой природы - это температура, влажность, ветер и др.. Например, свет и температура определяют распространение многих животных. А такие факторы, как рельеф и влажность, влияют на образование сообществ растений и на животных, населяющих их.

Факторы живой природы - это разнообразные отношения между различными живыми организмами. Так, между кошкой и домовой мышью установились отношения, характерные для хищника и жертвы: кошка - хищник, а мышь - ее жертва. Это пример пищевых связей, которые составляют основную форму связей всех организмов.
Факторы среды, возникающие в результате деятельности человека, тоже разнообразны. Это и непосредственное воздействие человека на животных, например охота или рыбная ловля, и косвенное воздействие на них. Так, при рубке леса человек не уничтожает животных, но создаются такие условия, что обитание животных на вырубленных участках леса становится невозможным.
Одни животные живут скрытно или имеют очень малые размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие, напротив, часто встречаются нам, например насекомые, птицы, звери.

Значение животных в природе

Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Животные опыляют растения и играют большую роль в распространении семян некоторых из них. Наряду с бактериями животные принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки и ходы роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. В свою очередь, зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те, в свою очередь — хищным. Так возникает цепь питания: растения — растительноядные животные — хищники. Животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений зависит от жизнедеятельности животных.
Очень велико санитарное значение животных — использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.


Значение животных для человека.


Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека. Наши отдаленные предки знали диких зверей, птиц, рыб и других животных. Ведь жизнь людей во многом зависела от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных было одним из основных источников питания. Из шкур убитых зверей изготовляли одежду, из костей - ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали при шитье шкур вместо ниток и для тетивы лука.
Изучив повадки диких зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака, которую использовали как помощника на охоте. Позднее появились домашние свиньи, рогатый скот, домашние птицы.
В XX в. в результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека (например, вырубки лесов, строительства гидростанций, расширения посевных площадей) многие дикие животные оказались в трудных условиях существования, уменьшилась их численность, некоторые из них стали редкостью, а другие исчезли. Хищнический промысел истреблял ценных животных. Возникла необходимость в охране животных.
Животные играют очень важную роль в обеспечении населения Земли продуктами питания и сырьем для промышленности. Значительную долю продуктов питания, а также кожу, воск, шелк, шерсть и другое сырье человек получает от домашних животных.
Рыболовство, особенно морское, промысел ракообразных и моллюсков также имеют важное значение для получения пищевых продуктов, витаминов, лекарств и других необходимых средств. Из отходов промысла приготовляют кормовую муку для откорма скота и удобрения. Мех диких животных применяют для отделки и пошива одежды. В промышленности используют также части животных (кожу, рога, раковины и др.). Многие животные (например, птицы и хищные насекомые) играют большую роль в уничтожении вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Велико эстетическое значение животных в природе (например, разнообразие окраски бабочек, пение птиц).
Известно много животных, наносящих ущерб хозяйству человека. Среди них различные вредители культурных растений, а также уничтожающие запасы продуктов питания, повреждающие различные изделия. Существуют и такие животные, которые вызывают различные болезни (например, малярию, глистные заболевания, чесотку). Некоторые животные являются переносчиками возбудителей болезней (вши переносят возбудителей сыпного тифа, комары - возбудителей малярии, блохи - возбудителей чумы).
Животный мир - важная составная часть природной среды. Забота о нем служит основой его разумного использования. Зная особенности отдельных видов животных, их роль в природе, человек может охранять полезные, редкие и исчезающие виды, способствовать увеличению их численности либо ограничивать размножение вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней.

Сходства и различия между животными и растениями.

Животные, как и растения - живые организмы, имеющие много общего. И те и другие состоят из сложных органических веществ: белков, жиров, углеводов и др. Те и другие имеют клеточное строение, сходный характер многих жизненных процессов. Все это говорит о родстве растений и животных, о происхождении их от общего предка.
Вместе с тем между растениями и животными есть существенные различия. Зеленые растения с помощью фотосинтеза способны создавать органические вещества своего тела из неорганических веществ окружающей среды. Животные (за очень редким исключением) не способны к фотосинтезу и строят свое тело за счет органических веществ растений или других животных. В отличие от растений подавляющее большинство животных способны перемещаться и совершать различные движения.

На Земле около 1,5 млн. видов животных . Они обитают повсюду — на суше, в пресных и соленых водоемах, на дне океана, в почве . Столь же они разнообразны по внешнему виду и по своим экологическим нишам . Животных не так уж много, если попытаться представить себе, сколько разных профессий требуется, чтобы все круговороты в биосфере работали успешно.

Попросту говоря, в биосфере нет незаменимых видов, но нет и лишних или ненужных. В ней столько видов, сколько нужно для ее нормальной работы. Если насчи-тано в ней 320 тыс. видов растений и 1,6 млн. видов животных, значит, столько ей их и надо.

Долгое время многообразие видов живых организмов пора-жало человека и казалось ему излишним. Теперь мы понимаем, что это разнообразие — основа устойчивости биосферы. Это легко понять, если обратиться к упрощенной схеме цепи питания , где каждый трофический уровень занимает один вид (рис. 8). Достаточно, чтобы что-то непредвиденное случилось с любым из видов, и все осталь-ные погибнут. Теперь взглянем на схему сети питания с большим числом видов (рис. 7).В этом случае сокращение численности одного из потребителей фитопланктона не приведет к гибели остальных, а сельдь в составе сети его даже не почувствует. Чем больше будет разных видов живых организмов, тем устойчивее окажется экологическая система . Биосфера так устойчива потому, что все связи в ней сотни тысяч раз продублированы. Каждый вид-дублер чем-то отличается от других, например размерами, устойчивостью к голоду, холоду и болезням, предпочитаемой пищей, способом ее поедания и поэтому может себя чувствовать даже лучше и интенсивнее размножиться в таких условиях, которые для другого вида оказались неблагоприятными. Материал с сайта


Рис. 8. Упрощенная схема цепи питания

Чтобы производство органических веществ растениями было без-отходным и чтобы все вещества, созданные растениями и животными, пройдя сети питания, были полностью переработаны в форму, доступную для повторного усвоения растениями, биосфере требуется огромное коли-чество разных профессий. На рисунке 11 изображено, какая группа животных сколько профессий (экологических ниш) образовала. На первом месте оказались насекомые, их на Земле более 700 тыс. видов, на втором — все остальные беспозвоночные, на третьем — одноклеточные животные . Одноклеточные — очень мелкие организмы , насекомые — мелкие, а среди беспозвоночных тоже большинство видов мелкие. Как видно, основное число экологических ниш в природе принадлежит мелким и очень мелким организмам. Главная масса перерабатываемого вещества приходится на мелкие виды. Крупные по-звоночные животные — не главная часть биосферы, не ее хозяева, а малое ее дополнение, «украшение». Поэтому когда в биосфере происходят сильные перестройки (а они за ее историю были неоднократно, в том числе и в наши дни), крупные виды могут даже вымирать.

Тема . Разнообразие животных в природе

Цель . Продолжить формировать понятие «животные- живые организмы», предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира, начать формировать понятие « насекомые», «земноводные», «рыбы», «пресмыкающиеся», « птицы», « звери», формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, внимание,

устную речь.

Воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.

Оборудование. Карточки с названиями животных, иллюстрации с изображением животных, карточки для работы в парах, мультимедийный проектор, электронная презентация.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь высокий балл.

У вас лежат листочки, на листочках изобразите солнышко, облако или тучку с дождиком, в зависимости от того, с каким настроением вы пришли на урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся

Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете об окружающей природе.

Скажите, какая бывает природа? (Живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Вода, солнце, воздух, почва, звёзды,горы,радуга)

А сейчас наш синоптик расскажет вам об изменениях в неживой природе на ближайшие сутки

Синоптик. –Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о погоде на ближайшие сутки. Ожидается пасмурная погода, небольшой снег, ветер западный, температура ночью-7, днём-1.

Зима никак не хочет уступать весне. Но всё же в воздухе чувствуется весенняя свежесть. А давайте вспомним признаки ранней весны.

Всё ярче светит и пригревает…(Солнце)

Становится длиннее…(День)

Мороз слабеет,начинает таять…(Снег)

По дорогам потекли весенние……(ручейки)

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете признаки весны. Но всё же одевайтесь потеплее! Спасибо за внимание!

    Фронтальный опрос.

А чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? Кто относится к живой природе?

Докажите, что животные- это живые организмы.

Чем животные отличаются от растений?

Почему животные постоянно двигаются, перемещаются? (Чтобы найти корм, спастись от врагов)

Чем питаются растения? Чем питаются животные?

ΙΙΙ . Сообщение темы и цели урока.

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, чтобы узнать тему сегодняшнего урока.

(Используется электронная презентация)

1. Есть копытный великан.

Шея как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

2. Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех.

(Лиса)

3. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

4. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

но такая высота!

Нет, хозяин не боится

со скалы крутой скатиться -

два могучие крыла

у хозяина...

(Орла.)

5. Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

6. Ярко – розовый наряд,

Глазки солнышком горят –

Так стройна, нежна, прелестна

Длинноногая принцесса. (Фламинго)

7. В воде - жива,

На суше - мертва.

(Рыбка)

8. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Какое ключевое слово получилось? (Животные) Вот сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Животные-часть живой природы» А точнее вы сегодня узнаете, насколько разнообразен животный мир. Мы отправимся с вами в путешествие, узнаем, на какие группы разделили животных учёные.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова известного детского писателя Николая Сладкова.

« Главное богатство природы- её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным» Н.Сладков.

ΙV. Мотивация учебной деятельности.

С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных.Например, в древнем Египте кошку почитали, как Богиню Баст, покровительницу ночи и охоты.. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которых им служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Объяснение нового материала (Работа с электронной презентацией)

Наука о животных называется зоология. Учёные зоологи делят царство животных на несколько групп.

Какие же бывают животные? На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.

1)Первая группа.

Животные первой группы имеют три пары ног. Это насекомые. Их тело защищено плотным хитиновым покровом и разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко.

У них хорошо развито зрение, а некоторые обладают музыкальным слухом и тонким обонянием. Прекрасные представители этой группы- бабочки. Сейчас мы послушаем короткое сообщение о них.

Бабочки только тогда живут, когда им хорошо живётся. Чуть станет плохо, ветрено. Сыро- сразу и обомрут. Впадут в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда всё плохое, неприятное проходит мимо них, будто его, плохого, вовсе и нет. Нет в жизни бабочек дней тяжёлых и пасмурных- только светлые, тёплые, солнечные. Вся жизнь среди цветов и солнечных зайчиков. Потому-то, наверное, так беззаботно и весело порхают они над лугом.

Чтение статьи учебника о насекомых, работа с вопросами.

2) Вторая группа- земноводные.

Это животные, которые могут жить, как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию выполняет их окраска.

Как вы думаете, почему этих животных так называют? Давайте прочитаем статью учебника.

Перечислите основные признаки земноводных.

3)Третья группа- пресмыкающиеся.

Это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от пересыхания. Эти животные хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

Давайте прочитаем статью об этих животных и выберем существенные признаки, свойственные для них.

4) Рыбы

Это животные,чьё тело покрыто чешуёй, имеют обтекаемую форму, умеют плавать, имею плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, крупные, маленькие. Рыбы откладывают икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры.

А сейчас прослушаем диалог двух рыб.

(Сценка « Окунь и Налим»)

Окунь. – Чудеса подо льдом. Все рыбы сонные, один ты, Налим, бодренький да игривый, что с тобой такое?

Налим. – А то, что для всех рыб зимою- зима, а для меня,Налима, зимою- лето.

Вы, окуни, дремлете, а мы,налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся, веселимся.

Окунь. –Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся .

Чтение статьи, работа с вопросами.

5) Птицы. Эти животные умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца. У птиц хорошо развиты органы чувств,главным образом, зрение и слух.

Сегодня ребята подготовили сообщение о птицах.

Птицы – это песнь и полёт!

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Чтение стать учебника « Птицы»

6) Звери или млекопитающие.

Это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание. Среди них встречаются хищники, травоядные и всеядные. Все звери вскармливают своих детёнышей молоком.

Чтение статьи учебника.

Ребята, существуют и другие группы животных Это пауки, ракообразные, моллюски, черви. Более подробно о них вы узнаете в старших классах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Закрепление и осмысление знаний.

1)Ребята, на адрес нашего класса сегодня пришло письмо от животных, животные просят помочь им определить, к какой группе они относятся. Но, к сожалению, они забыли указать себя. Поэтому нам нужно сейчас отгадать, кто это, и сказать, к какой группе он принадлежит.

    Я живу в большой семье в гнёздах, подвешенных на ветвях деревьев, свои гнёзда мы делаем из бумаги, которые получаем, пережевывая кусочки древесины. Питаюсь я нектаром цветов. Если я укушу человека, то я причиню ему боль. На месте укуса образуется небольшая опухоль. (Оса)

    Моя жизнь невозможна без воды. Я живу в реке или озере. Моё тело покрыто чешуей. В длину я достигаю метра, а то и больше. Я охочусь на других рыб, у меня очень острые зубы и длинная голова. Я являюсь героиней русских народных сказок. (Щука)

    Охотней всего я живу в воде, сильно заросшей растениями, по земле передвигаюсь прыжками.. питаюсь насекомыми, пауками, улитками. Мои личинки головастики, они живут и развиваются в воде. (лягушка)

    У меня нет ног, я имею тело длиной около метра. Передвигаюсь боковыми изгибательными движениями тела. Я хищное животное. Моя пища- лягушки, мыши и другие. Мои укусы не ядовиты. Меня легко узнать по жёлтым пятнам на голове. (Уж)

    Я умею летать, ловкая и подвижная. У меня жёлтое брюшко и синяя шапочка на голове. В тёплые страны я не улетаю. Зимой мне сложно найти корм, и я перелетаю поближе к человеческому жилью. Где в кормушке меня ждут семена, крупы и лакомство- сало. (синица)

    Меня называют хозяином леса за мой большой рост и силу. Я всеядное животное. На вид неуклюж, но бегаю быстро. На зиму запасаю подкожный жир и впадаю в спячку. (Медведь)

2) – А сейчас мы поиграем в игру на внимание. Весь класс разделится на шесть команд. Названия команд по группам животных. Я показываю карточку с названием животного, а команда, чьё название совпадает с группой этого животного, поднимает карточку вверх.

3) Работа в парах. Раздаются карточки с заданиями. Нужно соединить стрелочками название животного с той группой, к которой относится это животное.

4) Игра « Расшифруй название животного» (Работа с электронной презентацией.)

VΙΙ.Итог урока.

Ребята, скажите, на какие группы делятся все животные?

Назовите признаки насекомых? Птиц? Земноводных? Пресмыкающихся? Рыб? Зверей?

А каких животных сейчас нет на Земле? А могут ли ныне существующие животные исчезнуть с нашей планеты?

Почему они могут оказаться вымершими?

Многие страны принимают меры по охране исчезающих видов животных, создавая заповедники. Редких и исчезающих животных заносят в Красную книгу, запрещая охоту на них.

Все, все

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны!

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны.

Мы всё-таки очень друг другу нужны!

Наш урок подходит к концу. Вы сегодня были очень активны. Особенно хочу отметить сообщения, которые вы подготовили, а также наиболее активных ребят.

На листочках изобразите солнышко, или облачко, или тучку с дождём, в зависимости от того, с каким вы сейчас настроением. Спасибо за работу.

VΙΙ. Домашнее задание.

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Ι-ΙΙΙ СТУПЕНЕЙ № 53

Урок

по природоведению

(курс « Я и Украина»)

3 класс

Тема « Разнообразие животных в природе»

В биологии все живые организмы, существовавшие и существующие на нашей Земле, подразделяются на четыре громадных группы, называемых царствами. Это бактерии, растения, грибы и животные. Каждое царство включает в себя великое множество родов и видов, состоящее из большого количества единиц. Поражает воображение и огромное разнообразие животного мира. В свою очередь, животные разделяются на одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные организмы. А наука, занимающаяся их изучением, называется зоологией (раздел биологии).

Разнообразие животных: классификация

К беспозвоночным обычно относят червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных, паукообразных и насекомых. Эти животные (да, черви - тоже животные!) не имеют внутри или снаружи ярко выраженного позвоночника. Иногда присутствует хитиновый панцирь, выполняющий данную роль. К позвоночным относят рыб, птиц, млекопитающих (человек относится к последнему классу, потому как вскармливает своих детенышей грудным молоком).

Беспозвоночные: черви

Моллюски

Разнообразие животных-моллюсков также велико. Эта группа насчитывает более 130 тысяч видов. А живут они практически везде, даже на деревьях. Но большинство из них обитает в мировом океане на различных глубинах. Некоторым из них сотни лет отроду. Моллюски питаются и растениями, и мелкими животными, и органическими отходами. Практически все они имеют защиту в виде раковины (кроме, например кальмара, который также является моллюском, но и у него имеются зачатки раковины). Люди издавна употребляют моллюсков в качестве пищи. Некоторые представители этой группы даже являются деликатесами.

Иглокожие

Это (1500 видов), получившие свое название из-за наличия лучей на теле (у многих их пять, но некоторые насчитывают даже до 50 штук). Звезды, живущие в море, отличаются по размерам и внешнему виду. Характерная особенность морской звезды - способность к регенерации (как у ящериц). Если у животного оторвали конечность, то на ее месте вырастает в скорости новая. А из оторванного луча при благоприятных условиях развивается новая особь. Большинство морских звезд - хищники.

(800 видов) также относятся к иглокожим. Тело ежей покрыто иглами различных размеров. А длина отростков может доходить до 30 сантиметров. Ежи передвигаются при помощи игл. И среди них есть весьма ядовитые, опасные для других животных.

Ракообразные

Тело этих животных состоит из панцирных сегментов: головы, груди и брюшка. Конечности, располагающиеся на брюшке и груди, позволяют ракам передвигаться по поверхности. Глаза их состоят из множества мелких глазков, а на голове есть несколько пар челюстей.

Паукообразные и насекомые

Разнообразие животных, обитающих на Земле, хорошо представлено и этими группами, которых насчитывается более 27 тысяч видов. Эти две группы родственны. Только у насекомых шесть ног, а у пауков - восемь. Еще у всех насекомых имеются крылья, пусть даже в зачаточном состоянии. У пауков крыльев не имеется. Также строение тела разнится: у насекомых есть голова, грудь и брюшко, а у пауков - головогрудь и брюшко.

Позвоночные животные

Разнообразие животных, живущих на нашей планете, легко представить, изучив отряд позвоночных. Это и рыбы, покрытые чешуей. Их великое множество видов, среди которых и очень древние, населяющие воды океана с незапамятных времен (акулы, Это и земноводные, и пресмыкающиеся, и птицы, и млекопитающие, населяющие окружающий мир.

Разнообразие животных так велико, что даже опытный зоолог не даст точного ответа на вопрос о том, сколько видов животных существует в природе. Потому что окончательного ответа и нет: постоянно открываются новые, исчезают некоторые существующие виды. Осуществляется круговорот природы, включающий бесконечное разнообразие животных (фото смотрите выше).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»