Сергей дурылин. Смотреть что такое "Дурылин, Сергей Николаевич" в других словарях

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Эта старая деревянная дача в Болшево, как будто пригнувшаяся под натиском кирпичных коттеджей, напоминает соловья среди павлинов. Чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где писатель, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин провел последние, самые счастливые 18 лет жизни.

Сергей Дурылин - личность загадочная, многие значительные факты его биографии обросли домыслами и слухами. Ходя с экскурсией по комнатам маленькой дачи, я пытаюсь распутать клубок противоречивых фактов. Путаница начинается с самой даты рождения, которая в разных документах выглядит по-разному. В трудовой книжке стоит 1871 год, в поздних публикациях -1881, на могильном памятнике - 1877 год. Нынешние исследователи настаивают на четвертом варианте - 14 сентября 1886 года.

Впрочем, главное нам все-таки известно доподлинно. Мы знаем, что Сергей Николаевич Дурылин закончил Московский Археологический институт, читал курс церковного искусства на Богословских курсах, работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры под руководством о. Павла Флоренского, был членом Московского философско-религиозного общества. В 1920 г. сщмч. Архиепископом Феодором (Поздеевским) рукоположен во иерея с обетом безбрачия. Служил сначала в Никольском храме на Маросейке, где в то время настоятелем был св. праведный Алексий Мечев.

В 1921 г. отец Сергий перешел служить в Боголюбскую часовню у Варварских ворот.

С 1922 года в жизни Дурылина начинаются аресты и ссылки, а в биографии возникают белые пятна. Не многие помнят сегодня о Дурылине-искусствоведе, литературоведе, театральном критике, писателе, авторе биографии Нестерова в серии ЖЗЛ или мемуаров «В своем углу».

Зато у многих на слуху, что Дурылин отрекся от сана. «Да, есть такое предание, - кивает экскурсовод и научный сотрудник музея Татьяна Николаевна Резвых. - Когда во время первого ареста друзья Дурылина обратились к Луначарскому с просьбой о ходатайстве, тот якобы согласился, но поставил условие - пусть Сергей Николаевич снимет с себя рясу. Но никаких документальных свидетельств этого не сохранилось. А это очень странно. Такое событие, как «отречение попа от сана», большевики непременно подняли бы на щит своей антирелигиозной пропаганды. Дурылин никогда бы не отрекся от сана, не таких убеждений был этот человек. Но ясно, что после ареста он не служил ни в одном храме.».

В одной из ссылок происходит еще одно загадочное событие - женитьба Дурылина на Ирине Алексеевне Комиссаровой. «Они познакомились на приходе в Кленниках, - говорит Татьяна Николаевна. - В гражданскую войну Ирина опекала Сергея Николаевича. Он же был типичный кабинетный ученый, совершенно не приспособленный к жизни. А она, женщина из народа, умела раздобыть пропитание и наладить быт в самых сложных условиях».

Ирина Алексеевна была чадом отца Алексея Мечева. Есть предание, что отец Алексей благословил Ирину ехать за Дурылиным в ссылку, сказав: «Поезжайте, он без вас пропадет». «Он бы действительно пропал, - добавляет Татьяна Николаевна. - У него было больное сердце и вообще очень слабое здоровье».

Ирина сопровождала Сергея Николаевича во всех четырех ссылках, а в 1933 году они зарегистрировали гражданский брак. При этом еще одно семейное предание гласит, что Ирина Комиссарова была тайной монахиней. Зачем же нужна была регистрация брака? В музее уверены, что женитьба была фиктивной. Сделано это было для того, чтобы иметь возможность после ссылки прописаться в Москве у сестры Ирины Алексеевны. Кроме того, из-за житейской неприспособленности Сергея Николаевича Ирина была вынуждена от его имени вести все дела с издательствами и редакциями журналов, где он печатался, а для этого был необходим статус жены.

В 1936 году Дурылин получил дачный участок в Болшево и жизнь, наконец, вошла в спокойное русло. Но и этот период жизни полон загадок.

«Дачу проектировал Щусев, но я не сомневаюсь, что и Сергей Николаевич приложил руку к проекту, - продолжает делиться гипотезами Татьяна Николаевна. - Посмотрите, дача в плане - настоящая трехнефная базилика. Застекленная терраса спланирована как алтарная апсида, и даже сориентирована на восток. Нет, конечно, на террасе не служили, но Сергей Николаевич мыслил символически и даже облику своего дома придал глубокий символический смысл.» Кстати, сам дом построен из остатков разрушенного Страстного монастыря, находившегося на нынешней Пушкинской площади, на том самом месте, где теперь - памятник Пушкину.

Кто только не бывал в этом доме! Святослав Рихтер, Борис Пастернак, актеры Игорь Ильинский и Василий Качалов, Роберт Фальк, сын отца Сергия Булгакова художник Федор Булгаков. Пастернак писал о Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…».

В книге для гостей сохранилась запись Михаила Нестерова: «Здесь в Болшеве я жил всегда прекрасно, окруженный заботой и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Алексеевны Дурылиных. Спасибо за все, за все…» Дружба Нестерова с Дурылиным длилась тридцать лет, вплоть до самой смерти художника.

В одной из комнат на мольберте - копия картины Нестерова «Тяжелая дума». Это портрет Дурылина. Специально для этого портрета Сергей Николаевич по просьбе Нестерова достал из шкафа рясу, которую, следуя ультиматуму Луначарского, не надевал со времен того самого первого ареста.
Впрочем, судя по всему, этот запрет все-таки соблюдался лишь на публику. Вполне вероятно, что Сергей Николаевич в Болшево служил Литургию.

«Узнали мы об этом так, - рассказывает Татьяна Николаевна. - К нам приехала директор библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева. Мы начали ей показывать дом, картины на стенах, дошли до рисунка детской головки. Вот, говорим, портрет неизвестного ребенка. А Екатерина Юрьевна: «Почему неизвестного? Это я!»

Затем зашла в комнату, где раньше была ванная, и вдруг воскликнула: «Я помню эту комнату! Здесь меня причащали!» Ей тогда было лет пять. Можно ли полагаться на воспоминания столь раннего детства? Не знаю. Но сама Екатерина Юрьевна уверена, что ничего не путает и Дурылин действительно служил в ванной комнате. Есть свидетельства и о том, что в доме хранился антиминс, зашитый в занавеску. Тут совсем рядом есть церковь, но Сергей Николаевич туда никогда не ходил. Говорят, именно потому, что сам служил дома, но только для очень узкого круга друзей».

Экскурсия заканчивается, и меня приглашают выпить чаю. На кухне тепло и уютно, наверное, так же, как и шестьдесят лет назад. За окном добродушно брешут две музейные дворняги, у стола на полу котенок играет с орехом. Кошка Анфиса прыгает ко мне на колени и сворачивается клубочком. Под громкое мурлыканье меня поят чаем с вареньем, кормят домашними пирогами, расспрашивают о том - о сем. «Вы всех посетителей поите чаем?» - спрашиваю я сотрудников музея.

«Да, всех, кто пожелает: летом на террасе, в холодной время - на кухне.» - «За дополнительную плату?» - «Нет, что вы! Кто хочет, жертвует «котишкам на молочишко». А так чаепитие совершенно бесплатное».

Я уезжаю с чувством, что отлично провела день на даче у хороших знакомых. Увожу с собой в памяти запах прелых листьев, вкус смородинового варенья, вид на сад из окон террасы-апсиды, полки, уставленные книгами, стены, увешанные рисунками. И еще - приглашение приезжать в гости. Дурылин был именно таким - гостеприимным, отзывчивым и теплым человеком. И это уже не предание, это факт, многнократно подтвержденный самыми разными документами.

Именины Сергея Николаевича Дурылина празднуются 8 октября, на прп. Сергия Радонежского. Музей отмечает их днем открытых дверей, приглашая всех желающих на бесплатные экскурсии с 11.00 до 18.00. В обычные дни билет в музей стоит 30р., льготный - 15р.


Картина на мольберте - копия портрета С.Н.Дурылина «Тяжелая дума» кисти М.В.Нестерова. Оригинал хранится в Церковно-археологическом кабинете МДАиС. Копия выполнена Федором Булгаковым, сыном протоиерея Сергия Булгакова.


Директор музея Геннадий Васильевич Лебедев


Коридор


Нестеровская комната


После экскурсии гостей музея поят чаем: осенью на кухне, а летом на террасе



Карандашный портрет директора Библиотеки иностранной литературы Екатерины Гениевой в детстве


День памяти:
1/14.12 – день кончины (1954 г.)

Дурылин Сергей Николаевич родился 14 сентября 1886 года в Москве в купеческой семье, "у Богоявления, что в Елохове, в Плетешках".
Известный философ, богослов, искусствовед, этнограф, духовный писатель, педагог.
Печатался под псевдонимами: Сергей Северный, Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С.Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, С. Раевский, Сергей Раевский.
Отец – Николай Зиновьевич Дурылин (Дурилин). Мать – Анастасия Васильевна Дурылина (в девичестве Кутанова).
Супруга – Комиссарова Ирина Алексеевна.

В 1897-1903 годах учился в IV Московской мужской гимназии, которую не окончил ("обуян честнейшим и бестолковейшим народничеством: слез с народной спины и стал зарабатывать уроками").

В 1902 году начал свою литературную деятельность.

Одно время находился под сильным влиянием идей Л.Н. Толстого.
В 1903 году познакомился с Н.Н. Гусевым, секретарем толстовского издательства «Посредник». С 1904 года - сотрудник этого издательства, автор журналов «Свободное воспитание» (1907-1913) (с 1907 года - секретарь редакции); «Маяк» (1909-1913), «Весы» (1909), «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (1913); альманаха «Труды и дни» (1913); газет «Новая Земля» (1910, 1912), «Русские Ведомости» (1910-1913) и ряда других печатных изданий.

В годы первой революции в России увлекся радикальными идеями. Его неоднократно арестовывала полиция. Потерял близкого друга. Разочаровался в насилии.

Занимался частной педагогической деятельностью. Среди его учеников И.В. Ильинский – актер, режиссер, народный артист СССР.

В 1910 году поступил в Московский археологический институт
В 1914-м окончил его.

В 1910-1916 годах сотрудничал в издательстве "Мусагет".
С 1910 года сотрудничал с издательством "Путь", созданном при "Московском религиозно-философском обществе памяти В.С. Соловьева". С осени 1912 года до закрытия в 1918 году являлся бессменным секретарем общества.

Входил в "Кружок ищущих христианского просвещения", руководимый М.А. Новоселовым.

В 1911-м и в 1914 годах совершил несколько поездок по русскому Северу, давших материал для искусствоведческих и этнографических очерков. В Соловецком монастыре познакомился с епископом Михеем (Алексеевым), беседовал со старцами.

В 1911-1913 годах регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве «Мусагет».

В 1912 году совершил поездку на озеро Светлояр Нижегородской губернии, где по легенде находится "невидимый град Китеж".

В 1913 году в издательстве "Мусагет" вышла его книга "Рихард Вагнер и Россия", в которой он трактовал легенду о невидимом граде Китеже как верховном символе русского народного религиозного и философского сознания. Эта тема была развита в книге "Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже", которая получила высокую оценку Императора Николая II.

Являлся членом Московского епархиального училищного совета.

В 1912-18 годах – секретарь Московского религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева.

С начала Первой Мировой войны занимал твердую православно-патриотическую позицию.
В 1914-1915 годах читал лекции, изданные в 1916 году в книге "Лик России. Великая война и русское призвание", в которой война оправдывалась провиденциальным предназначением России сберечь Православие, освободить славян и армян от гнета Австрии и Турции.
В книге "Град София. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании" (1915 год) говорил о "нашем единственном, но безмерном праве" на Константинополь, обусловленном почитанием Софии Премудрости Божией со времен Древней Руси.

В 1915 году впервые посетил Оптину пустынь, исповедовался у старца иеросхимонаха Анатолия, беседовал со старцем Нектарием, пребывавшем на покое в монастыре епископом Уфимским Михеем, схиархимандритом Агапитом, архимандритом Феодосием.
Решив уйти в монастырь, говорил об этом с отцом Анатолием (Потаповым), но старец, побеседовав, не благословил его на этот шаг, сказав, что он не готов к монашеству.
В 1918-19 годах С.Н. Дурылин – корреспондент старца Анатолия.

В марте 1918 года был приглашен вместе с отцом Павлом Флоренским, С.П. Мансуровым и М.А. Новоселовым принять участие в работе Соборного отдела о духовно-учебных заведениях и разработке типа пастырских училищ (взамен семинарий).

В апреле-июне 1918 года на Богословских курсах, открытых по благословению патриарха Тихона, читал лекции по церковному искусству.

В 1818-20 годах – член Комиссии по охране памятников искусства и старины при Троице-Сергиевой лавре. Работал в "Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры" под руководством отца Павла Флоренского. Занимался описью реликвий лавры XVII века.
В 1919 году переселился в Сергиев Посад.

В 1920 году стал членом Всероссийского союза советских писателей.

Вместе с С. Мансуровым "ходит по инстанциям: хлопочет о "Козельском деле"" – сохранении Оптиной пустыни.

8 марта 1920 года епископом Феодором (Поздеевским) в Троицком храме Свято-Даниилова монастыря рукоположен во диакона.
15 марта 1920-го – в сан священника (целибатом).

В 1920-21 годах служил в Москве в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке, при отце Алексии Мечеве.
Кроме Богослужений, отец Сергий вел также и внебогослужебные беседы на Маросейке. Участвовал в составлении службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Им составлены тропари канона святым Калужским (песнь 4, тропарь 7) и Тамбовским (песнь 9, тропарь 1) и второй светилен, обращенный к Софии Премудрости Божией.
Здесь он познакомился с Ириной Алексеевной Комиссаровой.

Весной 1921 года без благословения отца Алексия Мечева перешел служить в Боголюбскую часовню у Варварских ворот.
В 1921-22 годах – настоятель Боголюбской часовни у Варварских ворот Китай-города в Москве.
После перехода в Боголюбскую часовню поселился там в одном из внутренних помещений Варварских ворот со своим другом и сослужителем отцом Петром Давыденко.

11 июля 1922 года был арестован и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ.
Содержался во внутренней тюрьме ГПУ в Москве.
Причиной ареста послужила борьба с обновленцами, стремившимися с помощью доносов в ОГПУ вытеснить прежних священников из центральных приходов Москвы и занять их места.
27 июля ему было предъявлено обвинение в том, что "служа при церкви-часовне Боголюбской, занимался скрытой антисоветской агитацией-деятельностью".
8 августа был переведен во Владимирскую тюрьму.
24 октября 1922 года секретный отдел ГПУ вынес заключительное обвинение: "При часовне Боголюбской, настоятелем которой был С.Н. Дурылин, а также и у него на квартире, часто собирались к/р элементы, которые занимались здесь распространением а/с агитации, поддерживали связь с Тихоном и под видом религиозных книжек и душеспасительных мотивов распространяли среди верующих к/р воззвания. Дурылин являлся здесь одним из самых видных а/с деятелей. При изъятии церковных ценностей он вместе с попом Давыденко Петром (ныне скрывающемся от суда и следствия), нападал на монахов-прислужников указанной часовни за то, что они занесли в опись все имеющиеся ценности, и хотел их выгнать вон, т.к. "они вместе с властями ограбляют храмы". Вместе с другими попами он часто выступал с проповедями, на которых указывал, что "вера Христова попрана", что "храмы ограбляются и верующие насилуются властью", что "на землю сошел антихрист" и т.д. Наконец, им было принято предложение к/р Берлинского журнала составить для него сборник статей о русской церкви в момент ее обновления. Все это характеризует его, Дурылина С.Н., как элемент политически, безусловно, вредный для Советской власти".
25 ноября 1922 года он был осужден Комиссией НКВД по административным высылкам и приговорен к двум годам ссылки в Хиву, которая была заменена на высылку в Челябинск на тот же срок: 15 декабря по ходатайству Б. Красина, А. Цветаевой и П. Когана, поддержанному А. Луначарским, высылка в Хиву была заменена на высылку в Челябинскую губернию.

Во Владимирской тюрьме провел полгода. Знакомые отца Сергия (А.В. Щусев и др.) хлопотали о его освобождении перед Луначарским. Тот согласился помочь лишь в том случае, если отец Сергий заявит о снятии с себя сана.
После 1922 года не служил, но сана не снимал.

С 15 января 1923 года по 30 ноября 1924 года он состоял на службе в Челябинском музее местного края в должности ученого археолога и этнографа, заведовал археологическим и этнографическим отделами музея. В ссылке тяжело заболел. Ирина Алексеевна выходила его.
26 сентября 1924 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Сергий был досрочно освобожден.

С 1924 по 1927 год проживал в Москве, занимался научной, искусствоведческой и литературной работой, преподавал. Работал внештатным сотрудником Государственной академии художественных наук.
В 1925-м жил некоторое время в усадьбе Мураново в Тульской области, занимался исследованием творчества Тютчева.

10 июня 1927 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
Обвинение при аресте: "распространение среди верующих литературы антисемитского содержания".
10 августа было предъявлено обвинение: "Дурылин С.Н. имел отношение к Леману – руководителю а/с группы почитателей писателя Розанова, давал Леману справки и устные сведения о настроениях, взглядах Розанова и его биографии. Сам же Дурылин пропагандировал некоторые моменты из учения Розанова, являющиеся, несомненно, контрреволюционными".
16 сентября 1927 года осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению в "а/с агитации, связи с а/с группой почитателей к/р писателя Розанова".
Приговор: 3 года ссылки в Сибирь.

После вынесения приговора был выслан в Томск. В ссылку его опять сопровождала Ирина Алексеевна Комиссарова.
В Томске неофициально трудился библиотекарем в Томском государственном университете, разбирал книги из библиотеки Жуковского.

В 1933 году вступил в брак с Ириной Алексеевной Комиссаровой. Это стало причиной оставления священнического сана.

В 1933 году обратился с заявлением во ВЦИК с просьбой разрешить жить в Москве. В этом же году получил разрешение вернуться в Москву.

В 1933-36 годах проживал в Москве.
С 1936-го – в Болшево под Москвой.
В 1933-1943 годах работал в Литературном музее, Институте мировой литературы и в редакциях сборников "Звенья" и "Литературное наследство".

В 1944 году по ходатайству Института мировой литературы получил ученую степень доктора филологических наук по совокупности работ.
После окончания Великой Отечественной войны – профессор, заведующий кафедрой истории русского и советского театра в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского.
За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актерского творчества награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В подмосковном городе Королеве в микрорайоне Болшево находится «Музей-квартира Сергея Николаевича Дурылина». В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королева и Болшевская городская библиотека № 2.

Сергей Николаевич и Ирина Алексеевна вместе дожили до старости. В их квартире был образ Спасителя, и перед ним никогда не угасала лампада.

14 декабря 1954 года С.Н. Дурылин скончался.
Место захоронения: Москва, Даниловское кладбище.

Литература:
1. "Древнерусская иконопись и Олонецкий край". Петрозаводск. 1913 г.
2. "За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке". М. 1913 г.
3. Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства". М.: "Мусагет". 1913 г.
4. "Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже". М. 1913 г.
5. "Лик России. Великая война и русское призвание". М. 1916 г.
6. "Град София. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании". М.
1915 г.
7. "Нестеров-портретист". М.-Л.: "Искусство". 1949 г.
8. Воспоминания о старце Алексие Мечеве "Во граде, яко в пустыне живый..." (В книге
"Пастырь добрый") 1997 г.
9. "Пастырь Добрый". Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева/ Сост.
С.Фомин. М.: Паломник, 1997. 784 с. (Б-ка "Русское православие ХХ века). С.125, 667-669.
10. Советский энциклопедический словарь. М., 1988.
11. Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 368.
12. Александр Галкин. "Сергей Дурылин. Краткий хронограф". Журнал Москва, № 10. 2008 г.
13. http://pstbi.ru
14. http://msdm.ru

С.Н. Дурылин – удивительная личность, которая, казалось бы, соединяла несоединимое. И он сам любил задумываться именно над парадоксами бытия. Через его сознание и душу, точно через призму, преломлялись многоцветные лучи событий, времен, человеческих судеб XIX и XX веков в России, и, преломившись, выходили как чистый свет его творчества.
Дурылин был другом юности Б.Л. Пастернака и – на склоне его лет, в Сергиевом Посаде, – В.В. Розанова, другом М.В. Нестерова и А.А. Яблочкиной, М.А. Волошина и М.К. Морозовой – в самых разных жизненных обстоятельствах. Был секретарем Религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева… Он занимался в поэтическом семинаре Андрея Белого, видел А.А. Блока. Он общался с вдовой Л.И. Арнольди, автора ярких мемуаров о Н.В. Гоголе, и записал ее рассказ, как Гоголь боязливо прижимался к стене, чтобы избежать железных объятий мощного К.С. Аксакова.
Родившийся в московском «корневом» Елохове, да еще в соседстве с домом, где, вероятно, родился и Пушкин, Дурылин мог быть и крещен в той же купели, что и Пушкин, – в Богоявленском соборе, о чем рассуждал не без гордости, и записал рассказ современницы Пушкина, все впечатления которой о поэте свелись к тому, что Пушкин был похож на обезьяну и, взбегая по парадной лестнице дома, где она жила в качестве воспитанницы, перепрыгивал через три ступеньки… Дурылин любил смех и умел находить смешное в неожиданных случаях.
Дурылин работал в издательстве «Посредник» Л.Н. Толстого вместе с соратником Толстого И.И. Горбуновым. Он ездил к Толстому в Ясную Поляну за год до его смерти, о чем оставил ценнейшие воспоминания. Дружил с секретарем Л. Толстого Н.Н. Гусевым, и тот передал ему слова Толстого в ответ на письмо Дурылина Гусеву: «Слушайте Сережу Дурылина…» Эти слова Дурылин с теплой благодарностью к Толстому вспоминал потом всю жизнь.
Дурылин много путешествовал по Русскому Северу и оставил интереснейшие записки – «За полуночным солнцем», «Кандалакшский вавилон» и др. Ведь по образованию он этнограф и историк, учился в Археологическом институте.
С 1913 по 1923 Дурылин каждый год бывал в Оптиной пустыни, общался со старцем Анатолием, однокелейником знаменитого старца Амвросия Оптинского. Приняв сан священника, он служил в московской церкви на Маросейке вместе с отцом Алексеем Мечевым, которого Русская Православная церковь недавно канонизировала.
Да, Дурылин ушел от революции 1917 года, но не то – в годы первой русской революции: прошел аресты, совершал, наряду со своим братом Георгием, дерзкие поступки, если не подвиги: например, организовал побег из заключения своего друга Миши Языкова, позже все же погибшего от рук жандармов. Позднее он горестно каялся в своем юношеском «большевизме»... В 1920-е, в начале 1930-х годов Дурылин пережил новые гонения за свою религиозность, за русскость, за чувство свободы – аресты и ссылки…
С середины 1930-х годов начнется более ровная и даже почетная полоса в его жизни, «болшевский период», называемый по месту проживания, в подмосковной дачной местности.
Художник М.В.Нестеров подолгу жил в доме Дурылина в Болшево, и их многочасовые беседы вылились в одну из лучших книг о Нестерове – художнике и человеке.
Дурылин был педагогом. Его учениками были будущий знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский, правнук Ф.И.Тютчева и будущий литературовед Кирилл Пигарев. Его Дурылин учил понимать русскую словесность, живя в имении Тютчева Мураново.
Дурылин был театроведом и театральным критиком, автором театральных инсценировок и даже оперного либретто. Он автор множества книг и статей об актерах Малого и Художественного театра: Садовских, Пашенной, Яблочкиной, Турчаниновой, Качалове.
Велики заслуги Дурылина в изучении русской и мировой литературы. Он был сотрудником ИМЛИ, присудившего ему докторскую степень по филологии в 1944 году.
Но Дурылин был куда шире любого профессионального поприща. Как не вспомнить тут Козьму Пруткова, действующего в одном романе Дурылина о философах «серебряного века»: «Профессионал подобен флюсу»… У Дурылина не было флюса: он его избежал благодаря свободе творчества, стремлению сказать о предмете изучения именно то, что видит читатель или зритель, далекий от профессиональных догм! В одной из записных книжек Дурылин оставил своего рода стихотворение в прозе «Человек свободен»: «О, не ограничивайте его свободу ни заповедями, ни повеленьями! Дайте ему жить!» Так он и сам писал-жил в своем творчестве.
К «профессионалам»-искусствоведам относился иронично и настороженно, хоть и был сам профессором: «Глубочайшая ненужность всего, что делают, делали и будут делать Пиксановы и Рогачевские настоящего, прошлого и будущего, никогда не будет ясна толпе, «читателю». И будут жевать жвачку, и будут перекладывать из своего рта в чужие – нажеванное едово… А потом напишут историю своей жвачки…» (из записей «В своем углу»). Так писатель восставал против литературоведа и любого иного схоласта!
О себе писал: «Я – никто: я – «не», «не» и «не»: не ученый, не писатель, не поэт, хотя я и писал ученые статьи, и был писателем, и слагал стихи, я – никакой профессионал» (предисловие к «В своем углу»).
И увы! долгое время никто не знал о Дурылине-писателе, числят его то среди мелких философов, то среди отошедших в прошлое критиков. Между тем неизданные художественные произведения Дурылина, хранящиеся в РГАЛИ и в Мемориальном Доме-музее С.Н.Дурылина в Болшево, – первоклассная литература. Кажется, именно языком художественных образов Дурылин сказал самое сокровенное.

А.А.Аникин, А.Б.Галкин

Архив С.Н.Дурылина находится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) - фонд номер 2980.

В городе Королёв в микрорайоне Болшево находится «Музей-квартира Сергея Николаевича Дурылина».
В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королева и Болшевская городская библиотека № 2

Подробнее в статьях:
А.А.Аникин "Москва – Хлынов – Темьян: земной и художественный путь Сергея Дурылина"
А.Б. Галкин Сергей Николаевич Дурылин. Биография

ПУБЛИЦИСТИКА:

В школьной тюрьме. Исповедь ученика . 1908

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Мышья беготня (Последние листки дневника).
В передовой деревне (Из манчжурских воспоминаний). 1912 (?)
Соколий пуп (Роман). 1915
Сказание о невидимом граде Китеже . 1916
Три беса. Старинный триптих (Из семейных преданий). 1920-1923
Розы. Письмо Т<атьяне> А<ндреевне> С<идоров>ой. 1921
Сладость ангелов (Рассказ). 1922
Четвёртый волхв (Рассказ). 1923
Сударь кот (Семейная повесть). 1924
Сирень. 1925
Колокола (Хроника). 1928–1929, последняя редакция 1951

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ:

- (1877 1954) русский литературовед, театровед, педагог, доктор филологических наук. Основные работы по истории русского театра и литературы. Стихи, рассказы, пьесы (в т. ч. Пушкин в Арзамасе, опубликована в 1987), публицистика. Книга о М. В.… … Большой Энциклопедический словарь

Дурылин Сергей Николаевич - (псевдоним ‒ С. Северный, С. Раевский, Н. Кутанов, Д. Николаев и др.) , советский литературовед, искусствовед, историк театра и критик, доктор филологических наук (1943), профессор (1945). Окончил… … Большая советская энциклопедия

Дурылин Сергей Николаевич - (1886 1954), публицист, литературовед, искусствовед, этнограф. Работал в Институте истории искусств АН СССР. Пережил увлечение революционным движением, толстовством, символизмом, «неославянофильством». В 1917 принял священство (в начале 20 х гг.… … Энциклопедический словарь

Дурылин, Сергей Николаевич - }

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»