Разрешение на продажу оружия как получить. Как получить лицензию на торговлю оружием и боеприпасами в России, и чем грозит продажа без лицензии? VIII

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Правила оборота гражданского \ служебного оружия, а также боеприпасов к нему прописаны в Законе РФ «Об оружии» и Государственном кадастре гражданского \ служебного оружия. Продажа служебного \ гражданского оружия, а также боеприпасов на территории РФ может осуществляться:

  • Министерством обороны РФ, Министерством безопасности РФ, МВД РФ, Службой внешней разведки РФ, Главным управлением охраны РФ, Департаментом налоговой полиции РФ, железнодорожными войсками, а также войсками правительственной связи и гражданской обороны
  • Предприятиями (кроме общественных), несущими на себе функцию охраны природы, собственности, здоровья и жизни людей
  • Государственными организациями, сотрудникам которых по закону РФ разрешается носить огнестрельное оружие
  • Предприятиями, осуществляющими разработку, испытание, производство оружия и его торговлю
  • Охотничьими и спортивными организациями
  • Образовательными учреждениями
  • Гражданами РФ
  • Иностранными гражданами

Что такое лицензирование торговли оружием и боеприпасами?

К нему – процедура, которую в обязательном порядке должны пройти, так называемые, предприятия-поставщики – организации, изготавливающие, испытывающие и распространяющие оружие.

Выдается ОВД района, где зарегистрировано предприятие-поставщик. Чтобы оформить лицензию на продажу оружия и боеприпасов , соискателю необходимо подать заявление, предоставив вместе с ним пакет необходимой документации. Заявление рассматривается в течение 1-го месяца с момента его подачи.

Лицензия на продажу оружия выдается на 3 года и может быть продлена на 5 лет по заявлению лицензиата. Заявление на продление разрешительной документации необходимо подать как минимум за 3 месяца до истечения текущей лицензии.

Лицензирование торговли оружием и боеприпасами предусматривает особые условия его хранения и сохранности. В частности реализуемое оружие должно храниться в металлических сейфах. А помещение, в котором хранятся оружие и боеприпасы, должно быть изолированным от других помещений, иметь сигнализацию и другие средства защиты, обозначенные Министерством Внутренних Дел РФ.

Оформить лицензию на продажу оружия и боеприпасов не представляется возможным, если:

а) лицензиат не предоставил требуемую информацию, либо она оказалась ложной,

б) условия сохранности оружия и боеприпасов не могут быть обеспечены,

в) имеются иные, предусмотренные законодательством РФ основания.

Если лицензирующий орган отказывается выдать лицензию, его представители в письменной форме уведомляют об этом соискателя. В уведомлении указывается причина отказа, которую заявитель по своему усмотрению может обжаловать в суде.

Как оформить лицензию на продажу оружием и боеприпасами?

— это штат опытных и высококвалифицированных сотрудников, способных оформить лицензию в наиболее оперативный срок и самым корректным образом. Обращение в Центр Сертификации «Лигатест» позволит Вам сформировать лицензионную папку так, чтобы она не возвращалась на доработку или не послужила отказом в лицензировании. С каждым клиентом мы работаем в индивидуальном ключе, что напрямую сказывается на эффективности и успешном исходе оформления разрешительной документации.

Продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему можно только после выполнения немалого количества процедур, которые требует полиция для торговли стволами и клинками.

Новый приказ министра внутренних дел России Владимира Колокольцева, который сегодня публикует "Российская газета", дополняет и конкретизирует оружейное законодательство. С одной стороны усиливается контроль за оборотом оружия. С другой стороны, всем участникам этого рынка становятся понятны правила игры - что можно, что нельзя и куда жаловаться.

А рынок этот по количеству стволов сопоставим с армейским арсеналом. По данным МВД, на руках граждан имеется свыше пяти миллионов единиц зарегистрированного огнестрельного оружия. Кроме того, продано около двух миллионов травматических пистолетов и револьверов - точной цифры не знает никто.

И, как утверждают эксперты, почти столько же - незарегистрированного оружия. Российская полиция разыскивает свыше 220 тысяч стволов, из которых 70 тысяч - нарезных. Картотека утраченного или похищенного оружия ведется с 1947 года. С тех пор было найдено свыше 160 тысяч единиц.

Россия находится на девятом месте в мире по количеству вооруженного народа.

У нас каждый десятый владеет "пушкой". Для сравнения: в США из каждых ста жителей владеет оружием 90 человек. На руках - 150 миллионов самых разных стреляющих единиц. В Германии на каждую 1000 человек владеют оружием 120, в Финляндии - 400. В Японии вооруженность населения меньше одной сотой процента, а в Швейцарии - буквально поголовное: там каждый военнообязанный, как участник народного ополчения, хранит дома табельный автомат.

Конечно, самый вооруженный город России - Москва. Треть всего оружия, находящегося на руках граждан, - служебного, спортивного и так называемого гражданского, - находится на руках именно жителей столицы. На учете в Москве состоят более полумиллиона владельцев гражданского оружия. То есть обладатели охотничьих гладкоствольных и нарезных ружей и карабинов, газовых и травматических пистолетов. На руках имеется 627 920 стволов. Ежегодный прирост вооружения народа составляет пять процентов.

Почти половина - 239 410 человек - владельцы именно оружия самообороны, то есть - пистолетов. Вот они-то и составляют для полиции самую большую головную боль. Очень важно, что владельцы ружей и карабинов практически не фигурируют в криминальных сводках - такие стволы не таскают с собой каждый день и, как правило, не стреляют из них по пьянке. А вот всякие пистолеты и револьверы применяют по любому поводу: в бытовой драке, в ресторане и даже в ДТП. Иные артисты порой зарабатывают себе популярность именно "макарычем" или, скажем, "наганычем" - есть прецеденты.

Но еще чаще происходят самые банальные нарушения. Люди просто забывают пистолеты в самых неподходящих местах: в "бардачках" автомобилей, хозяйственных сумках, в гардеробах ресторанов или театров. Понятно, что там "стволы" и воруют. А затем переделывают в боевые и убивают людей.

Поэтому в Закон "Об оружии" недавно были внесены поправки, серьезно ограничивающие в правах владельцев именно стволов скрытого ношения. Если, скажем, охотник может владеть шестью единицами оружия, то "самооборонщик" - лишь двумя.

Более того, охотники при продлении лицензии на оружие предъявляют только весь положенный пакет документов. А владельцам травматики каждый раз придется сдавать зачеты. И если вдруг выяснится, что обладатель красивого пистолета не знает законодательных правил его применения и, тем более, не умеет из него стрелять, то с "пушкой" придется расстаться. Или - учиться "военному делу".

Еще одно существенное изменение в законодательстве: понятия "травматическое оружие" больше не существует. Есть "огнестрельное оружие ограниченного поражения" - пистолет, револьвер, огнестрельное устройство отечественного производства с патронами травматического действия. Это изменение внесло некоторую сумятицу в процесс торговли оружием: не все специализированные магазины успели поменять реквизиты на товарах, а обладатели травматики - переделать разрешения. Кстати, публикуемый сегодня регламент учитывает эти изменения и дает возможность торговцам оружием правильно оформить лицензии.

Сторонники и противники права для обычных граждан приобретать короткоствольное огнестрельное оружие - речь идет о боевых пистолетах и револьверах - все чаще ломают копья. Поводом для возобновления дискуссии, как правило, становится очередная перестрелка или бойня как в России, так и за границей. Особенно впечатляет, когда какой-нибудь безумец расстреливает людей из легально приобретенных стволов и такими же законными боеприпасами.

Несколько лет назад на волне интереса к оружейной теме в России было принято своеобразное компромиссное решение: продажу пистолетов и револьверов разрешили, но - травматических, то есть, стрельба из которых не должна приводить к смертельным исходам. Однако число убитых из "нелетального" оружия уже исчисляется десятками. А случаи его применения - сотнями. Стреляют друг в друга водители, не поделившие дорогу, посетители ночных клубов и ресторанов, налетчики и просто хулиганы. Что же будет, восклицают противники легализации "короткостволов", если разрешить настоящие пистолеты?

А будет все хорошо, утверждают сторонники оружия. Ведь практически нет фактов, когда в России совершались преступления с применением зарегистрированного гладкоствольного и нарезного охотничьего оружия. Почему же они должны появиться с разрешением пистолетов? А травматика - не в счет, люди действительно не считают его боевым оружием. Думают, что выстрел из него - то же самое, что удар кулаком. Ведь и рукой можно покалечить и даже убить.

Чтобы усилить контроль за оборотом оружия, приказом главы МВД конкретизируются требования к торговле всем, что стреляет. Сразу бросается в глаза, что торговать оружием может только юридическое лицо. Обычный гражданин вправе сдать оружие, в том числе за вознаграждение, только в полицию.

Документ подробно перечисляет, куда должен обратиться предприниматель, какие собрать и предоставить документы, чтобы законно продавать стреляющие и колюще-режущие предметы. Обозначены конкретные действия лицензирующих чиновников, названы адреса, куда можно жаловаться и даже прописаны обязательные реакции на возможные жалобы. Самое важное здесь - публичная презентация документа, что преследует откровенно антикоррупционные цели. Именно для этого указываются, например, конкретные сроки, которые даются на то или иное действие сотрудников МВД.

А как у них

В США процедура покупки любого оружия может продлиться - в зависимости от штата - от 15 минут до месяца. Магазин делает запрос в полицию о личности покупателя - и по результату продают или не продают ствол. Как правило, положительное решение принимается в 95 процентах случаев.

В Европе, чтобы приобрести гражданское или охотничье оружие, надо выполнить примерно схожие упражнения: пройти обучение, иметь положительные характеристики, получить разрешение в полиции. Разница - в сроках и конкретных требованиях. Например, в Германии запрещены к продаже не пистолеты, а помповые ружья - их полиция называет "классическим оружием преступников". Открытое ношение любого оружия, в том числе пневматического, холодного или электрошокеров, запрещено. Во Франции запрещена продажа любого автоматического оружия. В Великобритании на пистолет нужна отдельная лицензия, на длинноствольное оружие - уже другая лицензия. В Японии дадут разрешение на приобретение только после годичного курса обучения. Учить будут стрельбе и знанию законов. Купить позволят только гладкоствольное ружье либо однозарядную винтовку. О пистолетах речь вообще не идет. И проверять владельца станут каждые три месяца.

perstkov 11-11-2007 20:58

перемещено из Юридическая консультация

Уважаемые форумчане возможно у кого-то из вас есть практический опыт получения лицензии на (для ор. магазина)торговлю боеприпасами (патроны порох нарезное гладкоствол) и охотничьим оружием:

Мы имеем в наличии ор.маг с стажем работы более 3 лет помещение оснащено решетками на окнах и в стенах, имеется так-же решетка в стене из прутка как написано в ЗОО и помещение охраняется вневедомственной охраной
у продавцов имеются разрешения РОХа (все сами охотники)

Подскажите какой нужен пакет документов для подачи на получение разрешения(лицензии)и где можно получить необходимые бланки у нас в городе оформляют только разрешения на ГС и СО, а нарезное оформляют только в областном центре Так-же интересует стоимость такой лицензии и срок её действия,а так-же срок оформления если кто знает

Буду всем очень признателен

Владимир

D_mon 12-11-2007 12:44

Лицензию на торговлю оружием выдает УВД субъекта, так что придется Вам ехать в областной ОЛРР.

Список документов следующий:

1) заявление (установленной формы);
2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (т.е. копия Устава, решения о создании ООО, свидетельства о гос. регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписки из единого государственного реестра юридических лиц);
3)свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (т.е. документ, подтверждающий право владения помещением, либо договор аренды/субаренды);
4)акт комиссионного обследования помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов;
5)акты составленные подразделением вневедомственной охраны о соответствии оборудования мест хранения оружия и патронов, торговли ими (закрытых витрин залов экспонирования) требованиям МВД Росси;
6)копия приказа юридического лица о назначении ответственного за хранение и выдачу оружия и патронов;
7)копии приказа юридического лица о назначении работников, допущенных к продаже, хранению, выдаче и проведению разрешенных видов работ с оружием и патронами (на всех данных работников в местном ЛРО оформляется также допуск).

Срок рассмотрения заявления - 45 рабочих дней. Лицензионный сбор - 150 МРОТ (15 тысяч рублей), лицензия выдается на 3 года, затем продляется каждые 5 лет (при этом за продление - 10 тысяч рублей)

Советовал бы Вам также предварительно уточнить требуемые документы в Вашем областном ОЛРР, так как у них могут быть какие-либо другие моменты.

perstkov 07-12-2007 18:39

Можно ещё один вопросик?

Изучал сегодня ОКВД (классификатор видов деятельности)и не нашёл там такого вида деятельности как розничная Торговля боеприпасами к охотничьему нарезному и гладкоствольному оружию или я торможу или там это отнесено к прочим видам торговли не перечисленных в разделах.

может кто нинбудь знает какой ОКВД должен быть вписан в виды деятельности (применительно к такому виду торговли?

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов, которые поступают в адрес Управления организации деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД России, является вопрос отчуждения патронов к гражданскому оружию, принадлежащих владельцам на законных основаниях. Как отмечают в ведомстве, особую сложность вызывает правовой механизм отчуждения законно приобретенных патронов гражданами-владельцами оружия (например, в случаях смерти владельца оружия, утраты, хищения оружия, желание продать патроны, в том числе в рамках осуществления коллекционной деятельности оружия и патронов). Причина этого кроется в сложной правовой регламентации, что вызывает трудности для восприятия и практической реализации.

Напомним, центры лицензионно-разрешительной работы УМВД занимаются выдачей лицензий и разрешений на все действия, связанные с патронами. А именно:
– лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов (выдаются юридическому лицу)
– лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (выдаются юридическому лицу) или разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте (выдаются юридическому лицу)
– разрешения на хранение оружия и (или) патронов (выдаются юридическому или физическому лицу)
– разрешения на перевозку оружия и патронов (выдаются юридическому лицу - перевозчику)
– разрешения на хранение и использование оружия и патронов на стрелковом объекте (выдаются юридическому лицу)
– разрешения на хранение оружия и патронов (выдаются юридическому лицу, занимающемуся торговлей оружием и патронами)
– разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов (выдаются юридическому или физическому лицу)
– разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему (выдаются юридическому лицу с особыми уставными задачами)
– разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (выдаются физическому лицу без права ношения)
– разрешения на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– разрешения на хранение и ношение спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, используемого для занятий спортом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– разрешения на хранение и ношение огнестрельного короткоствольного оружия и патронов к нему (отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия)
– лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию (выдаются физическому лицу)
– разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного оружия и патронов к нему (выдаются юридическому лицу)
– лицензии на приобретение иностранцем в Российской Федерации гражданского оружия, а также разрешения на вывоз из Российской Федерации приобретенного гражданского оружия (выдаются физическому лицу)
– лицензии на выполнение работ (услуг) по торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия и (или) реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (выдаются юридическому лицу)
– разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему (выдаются физическому лицу)
– лицензий на выполнение работ (услуг) по хранению гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия и (или) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (выдаются юридическому лицу)

В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об оружии» его положения распространяются на оборот патронов к оружию. В статье 1 Федерального закона «Об оружии» говорится, что под оборотом понимается такое действие юридических лиц и граждан, как продажа оружия и патронов к нему.

В свою очередь, согласно положениям части третьей статьи 25 Федерального закона «Об оружии» правила продажи оружия устанавливаются Правительством. Пунктом 10 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории определено, что продажу оружия и патронов наряду с иными субъектами их оборота могут осуществлять граждане Российской Федерации.

Исходя из этих норм можно сделать вывод, владелец гражданского оружия и патронов к нему наделен законодательно закрепленным правом и подзаконным инструментарием произвести отчуждение (продажу, дарение) патронов независимо от того, осталось у него во владении оружие или нет, то есть лишился ли он этого оружия (например, в случае продажи или утраты) или продолжает им пользоваться. При наличии оружия решение об отчуждении (продажа, дарение) патронов (всех или их части) может быть принято владельцем в любое время по собственному усмотрению.

Вместе с тем, если владение оружием прекратилось (продано, подарено), вступают в действие требования статьи 6 Федерального закона «Об оружии», которыми устанавливается запрет на хранение патронов к гражданскому оружию лицами, не владеющими таким оружием. Следовательно, бывший владелец оружия несет обязанность произвести отчуждение оставшихся у него патронов (продажу, дарение либо добровольную сдачу в органы внутренних дел на уничтожение).

В свою очередь, поскольку в отсутствие оружия ранее выданное разрешение на его хранение и/или ношение аннулируется, патроны в порядке статьи 27 Федерального закона «Об оружии» подлежат незамедлительному изъятию органами внутренних дел и должны будут находиться на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения. В силу статьи 238 Гражданского кодекса, это необходимо сделать в течение года. При этом, если в течение этого срока возобновилось право гражданина хранить патроны (то есть он приобрел соответствующее оружие), причин для возврата ему патронов нет. Если же владелец принял решение об отчуждении патронов, возможна их продажа либо дарение.

Процедура изъятия патронов является исключительным обременением органов внутренних дел, а не обязанностью граждан. Например, в случае смерти владельца оружия, его вдова не обязана сдавать оружие и патроны в органы внутренних дел. Этим должны заниматься сами представители ОВД. При намерении продать патроны, принадлежащие на законных основаниях, следует иметь ввиду, что согласно пункту 7 Правил оборота оружия и патронов поставщикам (продавцам) оружия и патронов запрещается продавать оружие и патроны, не прошедшие сертификации в порядке, установленном федеральным законодательством, оружие без номера и клейма, а также патроны без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке.

В то же время пунктом 14 Правил оборота оружия и патронов установлено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, снаряженных гражданами для личного использования (а тем самым не прошедших сертификации).

Процедура продажи предполагает направление всех продаваемых патронов на сертификацию, поскольку в силу пункта 5.8 Правил проведения сертификации гражданского и служебного оружия, утвержденных постановлением Госстандарта России, основанием для оборота, то есть и для продажи, является сертификат. При этом не имеет значения были ли ранее приобретены патроны или нет, то есть проходили ли сертификацию.

Прежний сертификат действителен в течение срока годности патронов только при условии их продажи изготовителем. Следовательно, он недействителен в случае комиссионной продажи патронов их прежним владельцем. Дело в том, что несоблюдение условий их хранения, истечение срока годности и возможное переснаряжение могут вызвать несоответствие продаваемых патронов требованиям безопасности или криминалистическим требованиям.

Процедура комиссионной продажи патронов, включая оплату работ по сертификации, урегулирована приказом МВД России № 646 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» и законодательством о техническом регулировании.

Чаще всего патроны и гражданское оружие предпочитают дарить. Хотя дарение не включено в понятие оборота оружия, однако оно прямо предусмотрено статьей 20 Федерального закона применительно к оружию, а значит, и к патронам. По этой причине практика передачи патронов их владельцами друг другу (например, во время охоты) является не только повседневной, но и законной. По правилам названной статьи, оно производится в порядке, определяемом законодательством. В свою очередь, по смыслу статьи 574 ГК РФ дарение патронов, сопровождаемое их вручением, может быть совершено устно. Наличие сертификата соответствия в случае дарения не предусмотрено.

Если патроны имеют недостатки, последствия причинения вреда жизни, здоровью или имуществу гражданина, которому они подарены, возмещаются в гражданско-правовом порядке (статья 580 ГК РФ). Поскольку патроны, в отличие от оружия, не подлежат регистрации в органе внутренних дел, дарение патронов осуществляется гражданами без их участия.

Если оружие было продано, подарено, утрачено, похищено или изъято, право хранить патроны оставшиеся от него патроны он не имеет. Так что в этом случае все риски он принимает на себя. Вместе с тем, если в силу любых обстоятельств у владельца оружия будут обнаружены патроны к оружию, которым он ранее владел на законных основаниях, ответственность за нарушение правил хранения таких патронов наступает по признакам административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем сообщается, что нарушение правил хранения патронов влечет наложение административного штрафа в размере до 2000 рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

Под правилами хранения патронов подразумевается их хранение гражданами, получившими в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. В связи с чем отсутствие (например, аннулирование) таких разрешений в правовом смысле влечет наступление указанных выше административных последствий.

Стоит отметить, что распространенное мнение, что действия граждан, хранящих патроны без соответствующих разрешительных документов, которые были ранее приобретены на законных основаниях, подпадают под уголовную ответственность как незаконное хранение патронов, является ошибочным.

Что касается наследования оружия и патронов к нему, то этот вопрос регулируется ГК РФ и Федеральным законом «Об оружии». Обязательным условием наследования является наличие у наследника соответствующей лицензии. Отсюда следует, что он не может получить по наследству, например, оружие с нарезным стволом, если у него отсутствует необходимый стаж владения гладкоствольным оружием (в настоящее время он составляет 5 лет).

Следует также иметь ввиду, что по общему правилу, закрепленному в статье 1112 ГК РФ, в состав наследства не входят права, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в том числе право на владение оружием с нарезным стволом.


Обратите внимание!

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежит налогообложению реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается , все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Пример 1.

Магазин «Оружие» получил лицензию на торговлю оружием в декабре. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей (НДС не облагается) и за получение лицензии 1000 рублей (НДС не облагается). В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислено лицензирующему органу за рассмотрение заявления и за получение лицензии

Затраты на получение лицензии отражены в составе расходов будущих периодов

Так как срок действия лицензии составляет 60 месяцев, то каждый месяц бухгалтер организации будет включать в состав расходов на продажу величину равную 1300 рублей: 36 месяцев:

Отнесена на расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц

Окончание примера.

Налоговый учет.

Под расходами в главе 25 НК РФ понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ). Торговая организация не может осуществлять деятельность, связанную с получением дохода без наличия лицензии, то есть, как видим, в отношении лицензионных расходов, все требования, выдвигаемые налоговым законодательством, выполняются. Поэтому организация в целях налогового учета учитывает такие расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов в целях налогообложения: метод начисления или кассовый метод.

Если организация использует метод начисления, то на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, затраты на лицензию необходимо относить на расходы, учитываемые для налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии. Поскольку для целей налогообложения прибыли расходы на лицензирование учитываются так же, как и в бухгалтерском учете, различий между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль не будет.

Если организация использует кассовый метод, то расходы на лицензию можно учесть в составе расходов единовременно, после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Есть еще один момент, на который хочется обратить внимание организации, получающей лицензию. Как правило, в период получения лицензии организация несет затраты, связанные непосредственно с предлицензионной подготовкой, это могут быть консультационные услуги, обследование помещений органами пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора и тому подобное Часть оказанных организации услуг по предлицензионной подготовке, может содержать «входной» НДС. НДС, уплаченный сторонним организациям за оказанные ими услуги, НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

При использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости лицензии на расходы?

Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по таким услугам можно сразу, вторая – сумма «входного» налога возмещается поэтапно.

Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация решает сама.

НДС возмещается поэтапно.

Организация, получившая лицензию, первоначально отражает затраты, связанные с ее получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов» . В соответствии со статьей 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.

Это означает, что по дебету счета должны быть учтены суммы расходов будущих периодов за минусом НДС (при наличии соответствующих счетов - фактур). НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .

Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия лицензии. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами.

НДС возмещается единовременно.

Текст главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет четыре требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:

· приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;

· должны быть приняты налогоплательщиком к учету;

· приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оплачены;

· на руках у налогоплательщика должны быть документы, оформленные надлежащим образом.

В случае получения налогоплательщиком лицензии, что мы имеем:

· лицензия требуется организации, для осуществления налогооблагаемой деятельности;

· услуги, учтенные в стоимости лицензии, оказаны налогоплательщику (на основании подписания акта выполнения услуги);

· налогоплательщик принял лицензию к учету (отразил на балансе в составе расходов будущих периодов);

· на руках у организации имеется счет-фактура на оказание услуг по предлицензионной подготовке и документы об оплате.

То есть, у организации – налогоплательщика выполнены все требования, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС единовременно.

Некоторые специалисты могут поставить под сомнение вообще отражение расходов по предлицензионной подготовке на счете 97 «Расходы будущих периодов» , однако такая позиция нарушает правила бухгалтерского законодательства. Вспомним правила бухгалтерского стандарта ПБУ 10/99. Пункт 19 указывает, что:

«Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов».

Лицензия выдается сроком на 5 лет, а расходы по предлицензионной подготовке непосредственно связаны с ее получением, следовательно, их необходимо классифицировать как расходы, обуславливающие получение доходов в течение нескольких отчетных периодов. Поэтому единовременное списание таких расходов в бухгалтерском учете может быть расценено как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, налоговые органы вряд ли смогут наложить штраф на налогоплательщика по статье 120 НК РФ, так как налоговое законодательство под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимает систематическое неверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета. А вот штрафа по статье 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избежать вряд ли удастся. Напомним, что данная статья относит к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности:

«искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов».

Единовременное списание расходов по предлицензионной подготовке приведет к искажению показателей строки бухгалтерского баланса «Расходы будущих периодов».

Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Обратите внимание!

Приведенные аргументы в части НДС можно использовать только в отношении расходов будущих периодов, представляющих собой расходы организации на лицензирование, сертификацию и тому подобное

В отношении, например, арендных платежей, уплаченных вперед (они также отражаются налогоплательщиком в составе счета 97 «Расходы будущих периодов) возможен только поэтапный вычет НДС, так как услуги считаются полученными налогоплательщиком по истечении каждого месяца на основании акта оказания услуг.

Обратите внимание!

Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»