"мир природы в художественной литературе". Образ природы в литературе

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

МБУК МЦБ Вурнарского района Чувашской Республики

Информационно-правовой центр

« Родная природа в произведениях русских писателей»

(для детей младшего и среднего возраста)

Вурнары, 2013

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».

Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

Небрежное и нерациональное использование природных богатств, привело к тому, что природа беднеет, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания! Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям.

Бажов, П. Малахитовая шкатулка: Сказы.- М., 2005. – 224 с.

«Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Книга познакомит вас, ребята, и с обыкновенными земными людьми, такими как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка. А рядом с ними сказочные персонажи – хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка.

Бианки, В. Лесная газета. Сказки и рассказы. – М., 2009.- 444 с.


В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца. Ждем, когда из чащи бесшумно вынырнет пробирающийся сквозь заросли сильный и ловкий лось Одинец.

А в сказке «Сова» В. Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед вами смысл сложного взаимоотношения между организмами.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказка и рассказы. – М., 2005. – 223 с.

Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Паустовский К. заячьи лапы: Рассказы и сказки. – М., 2008. - 188с.

Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.

Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Пермяк Е.А. Русские сказки о природе. – М., 2006. – 62 с.

Выдумка, смелая фантазия в сказках Евгения Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд. В своих научно-познавательных сказках и сказах-былях писатель утверждает торжество человеческого разума, показывает, как народная фантазия, светлая, неосуществимая в прошлом мечта о торжестве добра и справедливости, о счастье человека труда становится явью в наши дни, воплощенной в нашей стране мечтой.

Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое, современное содержание.

Пришвин М.М. Кладовая солнца. Рассказы о природе. – М., 2010.- 169 с .

Пришвин М.М. – охотник и путешественник. Он много колесил по стране, немало бродил то с охотничьим ружьем, то с фотоаппаратом по среднерусским лесам и полям.

Михаил Михайлович Пришвин оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях, во всей ее красе, оставленных в виде самых обыкновенных кратких заметках о природе. Короткие рассказы М. М. Пришвина о природе, скорее больше миниатюры природы, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса. Интересные события из жизни леса Михаил Михайлович записывал в виде небольших зарисовок. Так он делился теми чувствами, которыми с ним делилась природа.

Скребицкий Г.А. Лесное эхо.- М., 2005. - 150 с.

Скребицкий Г.А. Неведомые тропы. – М., 2002. - 140 с.

Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.

В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Сладков Н.И. лесные тайнички: рассказы и сказки. М., 2007. – 397 с.

Замечательный русский писатель Н.И.Сладков все свое творчество посвятил природе. В своих рассказах и сказках Николай Иванович пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает людям о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. «Каждая полянка в лесу, говорил он, каждая низинка и бугорок – не просто полянка, низинка и бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присутствующие растения и животные, благоприятно влияя друг на друга».

Толстой Л.Н. Сказки. – М., 2002. – 99 с.

Сказки, созданные Львом Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Очень интересна сказка «Волга и Вазуза», которая учит рассуждать и делать правильные выводы.В них писатель стремился дать доступные сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве: «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк». «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый». «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй». «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Ушинский К.Д. Плутишка кот. Рассказы и сказки. – М., 2009.- 63 с.

Чудесным, ярким, образным языком Константин Дмитриевич рассказывает о прелестях природы. Читая его рассказы, и сам становишься богаче, и сам отчетливей понимаешь, сколько прекрасного вокруг тебя на земле.

К.Ушинский владеет огромным богатством русского языка, он знает его красоту, умеет находить точное слово, зримое, ощутимое, «свое слово». Поэтому и звучит его проза, как песня.

Чаплина В.В. Мои питомцы. – М., 2008. – 188 с.

В книге «Мои питомцы» замечательной писательницы Чаплиной В.В. рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей.

Дорогие, ребята!

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы, и как это можно не любить и не беречь? Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. ... писате-лей, писателей – классиков о родной природе , детях, о животных. Произведения отечествен-ных...

  • Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (фгос: основное общее образование// фгос.

    Рабочая программа

    Изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей ... одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний...

  • М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

    Литература

    Селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Но Тютчев... , постепенно заполняют пространство многих и многих произведений русских писателей - с резкой поляризацией в оценке революционной деятельности...

  • Лариса саломатина у природы нет плохой погоды

    Документ

    ... ". А какие произведения писателя вы читали? Дети называют произведения . – Мамин-Сибиряк очень любил родную природу . Послушайте... образно и выразительно, беря за образец произведения русских писателей -классиков. Но наша с вами задача...

  • Произведения о природе - элемент, без которого сложно представить себе музыку и литературу. Уникальные красоты планеты испокон веков служили источником вдохновения для выдающихся писателей и композиторов, воспевались ими в бессмертных творениях. Существуют рассказы, стихотворения, музыкальные композиции, которые позволяют зарядиться энергией живой природы, буквально не покидая собственного дома. Примеры лучших из них приводятся в этой статье.

    Пришвин и его произведения о природе

    Русская литература богата рассказами, повестями, стихотворениями, представляющими собой оду родному краю. Ярким примером человека, которому особенно удаются произведения о природе, можно назвать Михаила Пришвина. Неудивительно, что он заслужил репутацию ее певца. Писатель в своих произведениях призывает читателей наладить взаимосвязь с ее и относиться к ней с любовью.

    Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

    Творчество Тютчева

    Тютчев - великий русский поэт, в чьем творчестве огромное место уделено красотам окружающего мира. Его произведения о природе подчеркивают ее разнообразие, динамичность, многоликость. С помощью описания различных явлений автор передает процесс течения жизни. Конечно же, присутствует у него и призыв взять на себя ответственность перед планетой, обращенный ко всем читателям.

    Особенно любима Тютчевым тема ночи - времени, когда мир погружается во тьму. В качестве примера можно привести стихотворение «На мир дневной спустилась завеса». Ночь поэт в своих произведениях может называть святой или подчеркивать ее хаотичный характер - зависит от настроения. Прекрасно и описание солнечного луча, который «взгромоздился на ложе», в его творении «Вчера».

    Лирика Пушкина

    Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Достаточно вспомнить его стихотворение «Зимнее утро», чтобы вызвать в своем воображении черты этого времени года. Автор, видимо, находясь в превосходном настроении, рассказывает о том, как красив рассвет в это время года.

    Совсем другое настроение передает его «Зимний вечер», входящий в обязательную школьную программу. В нем Пушкин немного мрачновато и пугающе описывает снежную бурю, сравнивая ее с неистовым зверем, и гнетущие ощущения, которые она у него вызывает.

    Многие произведения о природе русских писателей посвящены осени. Пушкин, превыше всего ценящий это время года, не является исключением, несмотря на то что в своем знаменитом произведении «Осень» поэт называет его «унылой порой», впрочем, тут же опровергая эту характеристику фразой «очей очарованье».

    Произведения Бунина

    Детство Ивана Бунина, как известно из его биографии, прошло в небольшой деревне, расположенной в Орловской губернии. Неудивительно, что еще ребенком писатель научился ценить прелести природы. Его творение «Листопад» считается одним из лучших Автор позволяет читателям ощутить запах деревьев (сосны, дуба), увидеть раскрашенный яркими красками «терем расписной», услышать звуки листвы. Бунин великолепно показывает характерную осеннюю ностальгию по ушедшему лету.

    Произведения о русской природе Бунина - просто кладезь красочных зарисовок. Самое популярное из них - «Антоновские яблоки». Читатель сможет почувствовать фруктовый аромат, проникнуться атмосферой августа с его теплыми дождями, вдохнуть утреннюю свежесть. Любовью к русской природе пронизаны и многие другие его творения: «Речка», «Вечер», «Закат». И практически в каждом из них наблюдается призыв к читателям ценить то, что у них есть.

    Мусаадаева Диана

    Размышления о том как описывают природу в своих произведениях писатели, художники и композиторы.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

    Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

    Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

    Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

    Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

    Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые.

    И солнце нити золотит.

    Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

    Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

    Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

    Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

    До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

    Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

    Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

    Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

    Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

    Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

    В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

    Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

    Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

    В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

    Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

    Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

    Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

    Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

    Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
    В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

    Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

    Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.

    «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.

    Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.

    Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней - как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон - своего рода, «земля-вода» казака. Именно река вошла в песни донских казаков как образ Родины. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например, «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович...». К степи у казачества двойственное отношение. С одной стороны степь - это олицетворение раздолья, широты, а с другой стороны, степь – источник постоянной опасности. Противопоставление реки-степи выражено в фольклоре через оппозицию «свое-чужое». «Своей» территорией была река, а «чужой» - была степь, о чём свидетельствуют традиционные названия берегов реки Дон по имени врагов - ногайская сторона и крымская сторона.

    Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

    Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше, металлическая, без рисунка? Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.

    Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

    Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».

    Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.

    Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

    Наверное, из всех русских поэтов именно Бунин выделяется своей любовью к природе и ее подробным описанием и воспеванием в стихах. Поэт переплетает в стихах тоску и радость, истину, жизнь. Бунин тонко чувствует окружающий мир, и именно природа стала основной темой его творчества. Именно природа влияет на его настроение, поэтому он старается найти все детали, описать как можно подробнее, ничего не упустить.

    Его раннее творчество критики описывали как «осенняя грусть», а самого автора величали «тихий, умиротворенный». Однако, можно было найти много примеров, когда Бунин бунтовал, показывал противоречия. С одной стороны - нежная любовь к природе, гармония и умиротворение, а с другой - уродство и несправедливость жизни. Здесь можно заметить социальные проблемы в его творчестве. К примеру, в рассказе «На хуторе» человек стал частицей природы, ощутил кровное родство с ней, а не с людьми и деревней.

    В романе «Жизнь Арcеньева» Бунин-живописец «рисует» картину осеннего увядания, раскрывает перед читателем все богатство цвета. Он сразу находит основной цвет, чтобы перед всеми открылся пышный вид: «желтый простор», «желтые осы», «желтеющая пожухлая трава». И именно в этом произведении природа показывает внутреннее состояние героя, отражает его легкую грусть и усталость.

    В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин сумел с помощью своей любви к средней полосе России превратить этот скучный серый пейзаж в любопытное зрелище. Перед глазами читателя предстают образы: «желтый, поредевший сад», «запах яблок, меда и свежести», «довольные дрозды на алых гроздях рябины в глубине сада», а также многое другое. Любовь к Родине помогла Бунину создать такой чувственный пейзаж.

    Бунинское описание природы раскрывает перед нами его философию - стремление к вселенской гармонии. Функции описания природы разные - показать внутреннее состояние героя, дать увидеть контраст между гармоничным и уродливым, наполнить произведения эмоциями. Яркое и выразительное описание природы по силе нельзя сравнить ни с одним из поэтов.

    Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

    • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
    • Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? - -
    • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
    • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? - -
    • Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична? - -
    • Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия? - -
    • Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» - -























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Вступительное слово преподавателя.

    Океан седой гремит набатно,
    Он таит обиду в глубине,
    Чёрные раскачивая пятна
    На крутой разгневанной волне.
    Стали люди сильными, как боги,
    И судьба Земли у них в руках.
    Но темнеют страшные ожоги
    У земного шара на боках.
    Широко шагает новый век,
    На Земле уж белых пятен нету.
    Чёрные
    Сотрёшь ли, человек?
    (А.Плотников)

    Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

    1 ведущий:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик -
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык...
    Ф.Тютчев

    2 ведущий: «Природа! Она вечно говорит с нами!» - писал когда-то великий Гёте. Глубокий смысл этих слов поэта в напоминании нам о том, что между человеком и природой постоянно идёт диалог.

    1 ведущий: Причём не столько мы с ней разговариваем, сколько она с нами.

    2 ведущий: Но всегда ли человек слышит её голос? Ответ на этот вопрос – главная тема художественной литературы о природе и её отношениях с человеком.

    1 ведущий: Тема природы – одна из древнейших и вечных в мировом искусстве, и в каждую историческую эпоху. Она осмысливается по-новому, каждый раз обретает конкретное наполнение.

    2 ведущий: В русской классике уделялось много внимания теме «человек и природа». Описание природы не просто фон, на котором разворачивается действие, она имеет важное значение в общей структуре произведения, в характере персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовная сущность.

    1 ведущий: Имена почти всех наших мастеров слова связываются с живописными деревенскими местами. Пушкин неотделим от Михайловского и Болдина, Тургенев – от Спасского-Лутовинова, Некрасов – от Карабихи и Грешнёва, Достоевский – от Старой Руссы. «Без Ясной Поляны, - любил повторять Лев Толстой, - не было бы ни меня, ни моих сочинений.

    Романс "Край ты мой" сл.А.Толстого, муз. Гречанинова.

    2 ведущий: стихотворение "Унылая пора - очей очарованье! А.С.Пушкина.

    1 ведущий: У истоков реалистического пейзажа в русской литературе XIX века стоит Александр Сергеевич Пушкин. Именно у него впервые появляется русская природа с её скромной, словно запрятанной прелестью. Описания природы в его поэзии отличаются чистотой, праздничной свежестью, торжественной приподнятостью. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности.

    2 ведущий: Достаточно вспомнить хрестоматийное: «Мороз и солнце; день чудесный!». Или «Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь…». Или описание времён года: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало». В этой простоте – секреты неумирающей силы воздействия пушкинского слова.

    Романс "Ночной зефир" сл. А.С.Пушкина, муз. Даргомыжского.

    1 ведущий: стихотворение "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова.

    2 ведущий: «Царством дивным» называл природу М.Ю. Лермонтов. И в противостоянии человека с природой Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его. В «Княжне Мери» первозданной чистотой и благоухающей свежестью проникнуто описание раннего летнего утра накануне дуэли Печорина с Грушницким: «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление… Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

    Романс "На севере диком" сл. М.Ю.Лермонтова, муз. Даргомыжского.

    1 ведущий: Литературный пейзаж мы находим в прозе Николая Васильевича Гоголя, который в пушкинских традициях описывает упоительные и роскошные малороссийские летние дни, чудный Днепр, который «вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». В историю литературы Гоголь вошёл как первооткрыватель красоты украинской степи.

    2 ведущий: "Весь ландшафт спит. А на душе и необъятно и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья; и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие стены их. Песни умолкли. Все тихо".

    Украинская нар. песня "Тихо над речкою".

    1 ведущий: О целительной силе природы писал Сергей Тимофеевич Аксаков в книге «Записки ружейного охотника»: «Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Деревня, мирная тишина, спокойствие! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души…».

    Русская нар. песня "Черемуха".

    1 ведущий: Природа в произведениях Льва Николаевича Толстого приобретает глубокий социально-этический смысл, это также фон, на котором происходят внутренние переживания героев. В «Войне и мире» писатель противопоставляет мирной природе природу, обезображенную войной. До начала сражения Бородинское поле предстаёт перед Пьером Безуховым во всей своей красоте, в чистом утреннем воздухе, пронизанном лучами яркого солнца. После сражения Бородино выглядит иначе: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови.

    Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?».

    2 ведущий: В статье «Толстой и природа» русский философ Григорий Плеханов писал: «Толстой любит природу и изображает её с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда не возвышался. Это знает всякий, читавший его произведения. Природа не описывается, а живёт у нашего великого художника».

    Романс "Не ветер, вея высоты" сл. А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

    1 ведущий: стихотворение "Эта ночь" А.А.Фета.

    2 ведущий: Идея тождества человека и природы пронизывает всю лирику Тютчева и Фета. И если Тютчев в своих стихах говорит "человек и природа", то Фет говорит "человек - это природа".

    Романс "То было раннею весной" сл.А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

    1 ведущий: Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга. Вслед за Толстым Чехов отказывается рассматривать человека как простого созерцателя природы. Чехов в своём творчестве утверждал, что «вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа». Сквозь всю русскую литературу, начиная с Пушкина и Гоголя и кончая Буниным, проходит образ цветущего весеннего сада, который в последней пьесе Чехова приобретает символическое звучание.

    2 ведущий: Отношение к вишнёвому саду определяет нравственный облик героев пьесы и разделяет их на две категории. С одной стороны – Шарлота, Симеонов-Пищик, Яша, для которых безразлично, что станет с вишнёвым садом. С другой – Раневская, Гаев, Аня, Фирс, для которых вишнёвый сад – это нечто большее, чем объект купли-продажи. Растерянность Лопахина после покупки сада не случайна. Сохранив в себе душевную чистоту, способность «помнить себя», он сохранил связь с прошлым, и потому с такой болью ощущает тяжесть совершённого нравственного преступления.

    Романс "Сирень" сл.Е.Бекетова, муз. Рахманинова.

    1 ведущий: Природа помогала русским писателям открывать смысл жизненного предназначения, и неслучайно продолжатель классической традиции Михаил Михайлович Пришвин скажет: «Когда пройдут февральские метели, все лесные существа мне становятся, как люди в стремительном движении к их будущему Маю. Тогда в каждом мельчайшем семечке таится будущий праздник, и все силы природы работают на то, чтобы ему процвести».

    2 ведущий: Весенний расцвет природы и стремление человека к раскрытию своих духовных и физических возможностей есть, по мнению Пришвина, тот самый «праздник жизни», который представляет цель и смысл человеческого существования.

    Романс "Вижу: бабочка летает" сл.П.Шаликова, муз. А.Алябьева.

    1 ведущий: Говоря о новых чертах литературного развития, В. Распутин заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек. Тревога эта доходит до отчаяния». Для русских поэтов – чувство России невозможно вне любви к «малой» родине, где прошли детские годы:

    2 ведущий:

    Русь моя, люблю твои берёзки!
    С первых лет я с ними жил и рос,
    Поэтому и набегают слёзы
    На глаза, отвыкшие от слёз.
    (Николай Рубцов)

    Романс "Жаворонок" сл.Н.Кукольника, муз. Гречанинова.

    1 ведущий: В современной литературе всё настойчивее звучит тема формирования национального характера в зависимости как от социальных условий и от своеобразия природы. Василий Белов – один из тех писателей, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом. Его «Лад» обозначен в подзаголовке как «Очерки о народной эстетике». Природа - труд – эстетика.

    2 ведущий: В союзе с природой формировался крестьянский лад жизни, зарождались и закреплялись народные традиции, вырабатывались нравственно-эстетические нормы. Лад – это существование человека в ладу с природой. Лад – это, то, что соединяет человека и природу в нечто целое, то, что позволяло человеку возникнуть в природе и стать Человеком.

    Русская народная песня "Ах, ты степь широкая!"

    Заключительное слово преподавателя.

    «Самая жгучая, самая смертная связь» с природой, физическое ощущение земли как своей матери – прародительницы, откуда выходит человек и куда он возвращается в конце пути, звучит во многих художественных произведениях российских писателей.

    Именно земля помогает человеку осознать смысл жизненного предназначения, разгадать загадку земного бытия. За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем земля.

    Поэт Михаил Дудин, обращаясь к жителям планеты, говорил:

    Берегите молодые всходы
    На зелёном празднике природы.
    Небо в звёздах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, -
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю! Берегите!

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»