Как стресс влияет на овуляцию. Как депрессия и стрессы мешают забеременеть

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные - сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными - с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться - всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

Введение


Глагол - это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? При этом понятие действия или состояния трактуется в грамматически обобщенном смысле. Они могут пониматься как физические действия (рубить, строить), перемещения в пространстве (бежать, ходить), деятельность органов чувств (слышать, видеть), физические и душевное состояние, изменение состояния (спать, тосковать, слабеть), становление признакам (зеленеть, краснеть), обозначать речи (говорить, кричать), мыслительные процессы (думать, размышлять). Слова со столь различными лексическими значениями группируются в единую часть речи на основании общего для всех глаголов признака - категориального значения процессуальности.

Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак - это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особенности этой семантики выявляются при сравнении глаголов с существительными и прилагательными.


1. Глагол как часть речи


Глагол - самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения.

Существительное чтение и словоформа читают лексическим значением и называют одно и то же действие, но называют его по-разному: существительное - как независимую субстанцию, совокупность определенных свойств, а глагол - как деятельность предмета (в данном случае человека), т.е. как проявление субстанции, как ее признак. В предложениях под окном зеленеет трава и под окном зеленая трава обозначается одна ситуация, которая, однако, прилагательным и глаголом интерпретируется по-разному: прилагательное называет признак травы как нечто данное природой вещей, а глагол изображает «зеленость» как проявление свойств травы, как реализацию ее потенциальных возможностей.

Обозначение признака, в своем существовании обусловленного предметом, которому он приписывается, является отличительной чертой глагольного значения. Каждый глагол включает в себя анафорическую предметную сему, т.е. отсылает к предмету как источнику действия, что соответствует традиционному определению: "глагол как часть речи называет действие предмета". В личных формах глагола эта особенность проявляется в том, что глагольное окончание предопределяет тип действующего предмета, ограничивает возможности его морфемного выражения (пишу -> я, пишешь -> ты, пишет -> он, она, оно, человек). В неличных формах (инфинитиве, причастии и деепричастии) - в синтаксических связях и синтаксической дистрибуции.

Второй специфической чертой процессуального признака является его охарактеризованность во времени. Это свойство глагольного значения также неразрывно связано с морфологическими категориями глагола, а именно с категориями времени и вида. Значение процессуального признака потому и является категориальным, что оно формируется с опорой на грамматическую оформленность глагола.

Как значение грамматической предметности не совпадает с лексическим значением предмета, так и категориальная семантика действия (процессуального признака) не тождественна с лексической семантикой глаголов. Лексически глаголы могут называть как действия, так и недействия: процессы (гнить), события (жениться), состояния (болеть), отношения (граничить) и др. Но что бы ни называл глагол, глагольный признак дается в отнесенное к его источнику и предполагает временную характеристику.

Как в существительных значение предмета или выражается дважды, лексическим значением основы и грамматическими категориями (стол, книга), или зависит только от грамматического оформления слова (пение, бег, нежность), так и в глаголах значение действия может передаваться и лексически, и грамматически (бежать, пилить, умываться) или только грамматически (иметь, принадлежать, состоять, существовать).

Итак, глагол как часть речи обозначает признак предмета, облигаторно охарактеризованный в двух измерениях: 1) признак дается как результат проявления свойств предмета (см. школьный вопрос к глагольному сказуемому: Что делает - делал - будет делать?), 2) признак имеет временные параметры (последнее свойство глагола иногда определяется словом «динамический»: глагол называет динамический признак предмета). Такова семантическая особенность глагола.

глагол русский язык синтаксический


Глагол богат морфологическими категориями. Одни из них - вид, залог, наклонение, время, лицо - есть только в глаголе. Другие - род, число - являются едиными для глагола и имен. С морфологической стороны глагол специфически характеризуется обязательностью словоизменения. Как уже отмечалось, в языке нет неизменяемых глаголов, хотя у глагола есть неизменяемые формы.

Морфологические категории неодинаково характеризуют разные глагольные словоформы. Одни категории обнаруживаются во всех глагольных словоформах. Их называют постоянными глагольными категориями. Таковы категории вида и залога. Другие категории - наклонение, время, лицо, число, род - имеют не все глагольные словоформы. Их называют непостоянными грамматическими категориями глагола. Наклонение, время, лицо в спрягаемом глаголе неразрывно связаны с выражением синтаксической предикативности, т.е. грамматического значения предложения. Поэтому их называют также предикативными категориями глагола. [Зализняк, 142с.]

В грамматическом строе языка глагол как часть речи оформлен и словообразовательными средствами. Важно, что многие суффиксы образуют только глагольные основы: и-тъ (белить), е-тъ (белеть), а-тъ (охать), ну-ть (охнуть), нича-тъ (лентяйничать) и др.

Глагол богат грамматическими категориями и соответствующими формами, причем у глагола есть категории, которые присущи только этой части речи, категории вида, залога, наклонения, времени, есть и общие с другими частями речи категории - категории числа, лица, рода.

Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории присущи только определенным формам. Категорией наклонения обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий. Категория времени присуща лишь формам изъявительного наклонения, но отсутствует в формах сослагательного и повелительного наклонения. Категория лица свойственна формам изъявительного наклонения (кроме форм прошедшего времени) и формам повелительного наклонения, не обладают данной категорией формы сослагательного наклонения, инфинитива, причастий и деепричастий.

Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода свойственна в единственном числе лишь формам прошедшего времени и сослагательного наклонения, а также причастиям.

Категории лица, времени, наклонения относят также к синтаксическим категориям (лицо указывает на соотношение между субъектом речи (говорящим) и субъектом самого действия, обозначенного глаголом; время - выражает отношение момента действия к моменту речи о нем; наклонение выражает модальность действия, т.е. отношение действия к действительности, реальности).

Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые формы и неспрягаемые формы (неопределенная форма, причастие, деепричастие). В Академической грамматике (1980) рассматриваются 3 класса форм:

) спрягаемые формы;

) инфинитив;

) причастия и деепричастия.

Спрягаемые формы противопоставляются по грамматическим значениям наклонения, времени, лица, числа и рода.

Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени) и слагательного наклонения) называется спряжением, а образуемые при этом изменения формы называются спрягаемыми (личными).

Неспрягаемые (неличные) формы глаголов (инфинитив, причастия, деепричастия) отличаются от спрягаемых форм отсутствием словоизменительных грамматических значений. Исключения составляют причастия, которые могут противопоставляться по временам (настоящего и прошедшего времени) и залогам, изменяться по родам, числам. Инфинитив и деепричастия представлены одной формой.

Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков:

) общностью лексических залогов;

) общностью видовых и залоговых образований;

) общностью управления;

) общей возможностью поясняться наречием.


Синтаксические функции глагола


Первичной синтаксической функцией глагола является функция сказуемого в глагольном предложении. Существует своего рода симметричность между словоизменительными формами глагола (или тем, что называют финитным, т.е. определенным, глаголом) и их синтаксической ролью. Эти формы не бывают другими членами предложения (речь идет о собственно глагольном употреблении). Подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством глагол может быть только в форме инфинитива, причастия и деепричастия, в связи с чем их можно было бы назвать внутричастеречными синтаксическими дериватами.

Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката). Однако синтаксическая функция зависит от формы глагола. Спрягаемые формы глагола используются в синтаксической роли простого глагольного сказуемого (Здесь родилась я) и составного глагольного сказуемого (Дети могут спать спокойно). Поэтому спрягаемые формы называются предикативными.

Причастия в полной форме выступают в предложении в роли согласованного определения (Над бушующим морем проносились чайки), а в краткой форме - в роли именной части составного именного сказуемого (Вся комната янтарным блеском озарена) (П).

Деепричастия выступают в роли различных обстоятельств (Над мостовой летают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями), а также второстепенного сказуемого (Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом) (Ф. Тютчев). Так как причастия и деепричастия выступают в роли второстепенных членов, их называют атрибутивными.

Инфинитив (лат. infinitivus- неопределенный) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Инфинитив обозначает действие в самом общем виде, без отнесения его к какому-либо субъекту. Семантически инфинитив (неопределенная форма) аналогичен именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля <#"justify">Инфинитив имеет свои формальные показатели - аффиксы -ть, -ти, -сти, (-сть), -чь. Инфинитивные показатели квалифицируются по-разному: -ть, -ти определяются как суффиксы (так как инфинитив - неизменяемая форма глагола), и как окончание (поскольку они отбрасываются при образовании глагольных форм и не входят в основу). [Виноградов, C. - 584-596]

Нет единой точки зрения и в отношении -чь. В книге «Современный русский язык», учебном пособии-справочнике по русскому языку для студентов факультетов филологии педвузов и университетом под ред. М.А. Хегай (Т., 1995) -чь рассматриваются как часть основы, формообразующий аффикс - нулевой: беречь, стеречь. В учебнике «Русский язык» под ред. Л.Ю. Максимова (М., 1987) -чь квалифицируется как часть корня и суффикс, т.е. налицо наложение.

Самым распространенным является аффикс -ть, развившийся из -ти. Суффикс -ти имеет небольшая группа бесприставочных глаголов на -з, -с (везти, нести) только под ударением.

Аффикс -сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). По мнению ученых, этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива -ти.

Вариант этого аффикса -сть имеет некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: клали - класть, пали - пасть и т.д. Употребление неопределенной формы на -сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и просторечный: Всем домом правила Параша, поручено ей было счеты весть (А. Пушкин).

У глаголов с основой на заднеязычные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек -ти - печь, лег -ти - лечь). Суффикс -чи исчез, встречается лишь в просторечии и художественной литературе, например: Беда, коль пироги начнет печи сапожник (И. Крылов).

Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения: подлежащего и сказуемого (курить - здоровью вредить), главного члена безличного предложения (Вам и не видать таких сражений) (М. Лермонтов), определения (Желание учиться никогда не покидало его (М. Горький); дополнения (Прошу освободить меня от занимаемой должности), обстоятельств (Я вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам (И.Крылов).

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы находится путем отбрасывания суффикса -ть, -ти.

От основы инфинитива образуются: формы прошедшего времени изъявительного наклонения (чита(ть)+ л), формы сослагательного наклонения (чита(ть)+л бы), причастия прошедшего времени действительного залога (написа+вш+ий), причастия прошедшего времени страдательного залога (написанный), деепричастия (от основы глаголов совершенного вида: написа+в).


Лексико-семантические категории глагола


Семантическая структура глагола более емкая и гибкая, чем все другие грамматические категории. Это свойство глагола зависит от особенностей его грамматического строя.

Глагол семантически характеризуется тем, что обозначает действие (процесс) в его отношении к лицу или предмету, которыми это действие осуществляется. Важнейшей синтаксической ролью глагола является то, что он выступает сказуемым; наиболее типичные глагольные формы и употребляются только как сказуемое. Глагольные формы, сближающиеся с другими частями речи, могут быть другими членами предложения: подлежащим, дополнением, обстоятельством. Глагол располагает наиболее разнообразным управлением. Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, большая часть которых тесно связана с его семантикой и принадлежит только ему. Таковы категории лиц, выражающие отношение действия к деятелю; времен, указывающие, как протекает действие во времени; наклонений, устанавливающие отношение действия к реальности; видов, детализирующие протекание действия в отношении к его ограничению, результату, повторности; залогов, выражающие отношение действия к субъекту и объекту. Категории числа, а также рода у глагола являются общими с другими частями речи и обычно, как у прилагательных, служат средством согласования с существительным. [Храковский, Володин, С. - 108-131]

Глагол располагает разветвленной системой форм, имея изменения по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. Для словообразования глагола характерно широкое использование приставок.

Лексическое значение слова неизбежно заключает в себе понятие об этом предмете или явлении, находящееся в определенной связи с другими понятиями». Предметно-понятийное содержание является важнейшим компонентом семантики слова, без которого невозможно его функционирование как средства языковой коммуникации.

Рассматривая проблемы семантических отношений членов внутри ЛСГ, А. Сентенберг вводит понятие лексико-семантической парадигмы (поля), так как рассматривает ее члены как составляющие один доминантный признак в комплексе с другими, его сопровождающими.

Ключевым словом, в первую очередь, является слово-доминанта ЛСП. Доминанта в составе лексико-семантической парадигмы (ЛСП) представляет собой ее системообразующее качество, которое «сообщает» семантическую тему всей парадигме. И эта семантическая тема, отражая определенный кусочек peальной действительности способствует наличию двусторонней связи лексемы как члена ЛСП, т.е. выводит понятие семантической значимости за пределы чистых системны отношений. Ибо «попытки свести ceмантическую проблематику к изучению только... системы „чистых отношений" в языке, „освобожденных" от „содержательной субстанции" (= значения), приводят к крайнему структурализму в семантике, фактически к отказу от рассмотрения языка как особой формы отражения действительности. Соотнесенность различных аспектов семантики слова (или различных аспектов его лексического значения) в современной лингвистике не вызывает сомнения. Как указывает Л.А. Новиков, «...различные аспекты (или различные виды) значения тесно связаны и взаимодействуют в пределах единого целого - лексического значения единицы... Их взаимосвязь и взаимоотраженность объясняется тем, что они по-разному, с разных сторон характеризуют одну и ту же сущность.

Семантическая индивидуальность лексических единиц как членов определенных ЛСП во многом определяется и соответствующими деривационными связями. В условиях парадигматической соотнесенности в движение приходят все уровни их семантических структур. И только на пересечении всех этих разноуровневых контактов каждая лексическая единица как член определенной ЛСП обнаруживает то, что мотивирует ее место в данной языковой системе, - свою семантическую значимость. В своих работах Д.Н. Шмелев приходит к признанию еще более сложного объема понятия семантической значимости: в качестве одного из важных критериев ее выделения наряду с парадигматическими и синтагматическими факторами им выдвигается фактор эпидигматический (или деривационный).

Итак, «между словами и их значениями существуют весьма различные связи, в своей совокупности составляющие лексико-семантическую систему языка, не замкнутую и подвижную, развивающуюся через преодоление разного рода противоречий».Эта система, в отличие от систем других языковых уровней, очень многочисленна, содержит тысячи, десятки тысяч слов, зачастую весьма разнообразных по семантике. Это создает объективные трудности (причем, весьма значительные) в установлении собственно языковой значимости каждой лексической единицы, которые выступают особенно рельефно при количественном сравнении лексико-семантической и, например, фонологической систем.

Исходя из того, что семантическая значимость выявляется не только через связь с внеязыковой действительностью и что се сущность в значительной мере определяется и собственно языковыми системными связями лексической единицы, мы в качестве структурной языковой организации, обеспечивающей наибольшую эффективность соответствующих сопоставлении признаем лексико-семантическую группу (ЛСГ), понимая ее, вслед за Ф.П. Филиным, как «совокупность слов, имеющих близкие (в том числе противопоставленные - антонимы) и идентичные значения с разными оттенками, дифференциальными признаками (синонимы)».

Лексические единицы включаются в определенное семантическое поле на основании того, что они содержат объединяющую их архисему.

Элементарным семантическим микрополем является лексико-семантическая группа - относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединенных архисемой конкретного содержания. Л.А. Новиков дает следующее определение семантическому полю: «Иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу. С точки зрения идеографического (ономасиологического) описания языка, то есть в направлении от заданного смысла (содержания) к средствам его выражения, лексику можно представить в виде системы взаимодействующих семантических полей, которые образуют сложную и специфическую для каждого языка «картину мира», определяемую его внутренней формой».

В ЛСГ входят слова одного лексико-грамматического класса, отличающиеся общностью одного из дескриптивных признаков их значения, чаще всего видо-родового.

Традиционно ЛСГ включает слова одной части речи (главным образом глаголы), которые объединены общим дескриптивным родо-видовым признаком и противопоставлены по каким-либо другим различительным признакам.

Как мы помним из определения Ф.П. Филина, синонимические и антонимические отношения - два наиболее важных, конструктивно значимых вида семантических связей слов в структуре лексико-семантической группы.

В настоящее время в определении синонимов среди существующих различных точек зрения отчетливо выявились две: согласно одной из них, синонимы - это слова с близкими, но разными значениями, согласно другой, синонимы - слова с тождественными значениями.

Говоря о конструктивной значимости обеих указанных тенденций для ЛСГ и ее членов, необходимо подчеркнуть органическую соразмерность их действия. Если происходит усиление одной из тенденций, например, тенденции к семантическому уподоблению и, как следствие крайнего усиления, появление абсолютных синонимов, то существование их длится недолго: вторая тенденция - к семантической дифференциации - своевременно «восстанавливает равновесие сил» в системе, уничтожая создавшуюся в ней лексическую избыточность. «Существование слов, абсолютно идентичных во всех отношениях,- отмечает Ф.П. Филин, - неуловимо кратковременно. При такой идентичности одно слово или исчезает... или между словами начинается дифференциация». Близкую мысль высказывает и Л.А. Брагина, автор крупного исследования в области синонимии. «Дифференциация, - пишет она, - явление объективное, их тождество - явление ситуативное, контекстное, временное».

Если исходить из того, что природа синонимов определяется не тождеством, а близостью значений (о чем мы говорили выше), а стало быть, из признания семантической индивидуальности синонима как члена ЛСГ, то вполне очевидно, что появление позиции регулярной взаимозаменяемости одного члена ЛСГ с другим (или с другими) ее членом становится возможным лишь благодаря его способности к определенной семантической перестройке. Таким образом, явление синонимии можно квалифицировать как устойчиво реализуемую способность определенной лексической единицы - члена ЛСГ - к трансформации значения под воздействием другой (или других) единицы данной системы, в чем как раз и получает наиболее отчетливое выражение указанная выше тенденция к семантическому уподоблению. В плане сказанного наиболее убедительным представляется определение синонимов, данное в работах Д.Н. Шмелева. Приведем одно из последних: «...синонимы можно определить как слова, относящиеся к той же части речи, значения которых содержат тождественные элементы, различающиеся же элементы устойчиво нейтрализуются в определенных позициях. Иначе говоря, синонимами могут быть признаны слова, противопоставленные лишь по таким семантическим признакам, которые в определенных контекстах становятся несущественными». Главное достоинство данного определения состоит, на наш взгляд, в том, что оно репрезентует синонимы не как некие константы, а как элементы, природа которых определяется взаимообусловленными процессами семантического сближения и отталкивания. По сути дела это определение раскрывает не только сущность синонимов, но и шире - сущность синонимии.

В целом под ЛСГ мы понимаем объединение лексико-семантических вариантов слова с однородными, сопоставимыми значениями, которые не подводятся под понятие стилистического ряда.

В современном языке наблюдаются два разных типа образования глаголов:

Глаголы производятся по способу суффиксального (и значительно реже комбинированного, префиксально-суффиксального) словообразования: от основ других частей речи (любовь - любить, важность - важничать). Из проанализированных, таких глаголов оказалось 37%.

Чаще всего и больше всего глаголы образуются от основ имен существительных, прилагательных и числительных. В особую небольшую группу замыкаются глаголы, производные от междометий и от слов, близких к междометиям по функции.

Кроме того, очень продуктивны способы внутриглагольного словопроизводства.

Внутриглагольное словообразование бывает префиксальное (трусить - струсить, гордиться - загордиться). С помощью префиксов образовано 9% анализируемых глаголов.

Семантическая структура глагола более емка гибка, чем всех других грамматических категорий. Это свойство глагола зависит от особенностей грамматического строя глагола. Семантические качества морфологических единиц, в данном случае - глаголов, определяются не только их стилистической окраской. Не менее важны присущие им разного рода дополнительные оттенки, связанные с такими категориями, как стиль.

Среди анализируемых нами слов мы выделили три основополагающих семантических признака: сема положительных чувств, сема отрицательных чувств и сема нейтральных, семантически не обозначенных чувств.


Заключение


Итак, мы выяснили, что глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) отвечают на вопросы что делать? или что сделать? В неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение, имеют окончания -ть, -ти или нулевое.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать? Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки. Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет. Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже. Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переход на другой предмет. К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными. Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле. В изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается. В изъявительном наклонении несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. В условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам. В повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу, употребляются обычно в форме 2-го лица.

В повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. В повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

В настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи. Могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда. В настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-. В неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-. Изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе в прошедшем времени по лицам не изменяются.

В будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глагола несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.


Список литературы


1.Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 142 с.

Краткая русская грамматика. - М.: Логос, 1989. - 318 с.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Просвещение, 1999. - 133 с.

Виноградов В.В. Современный русский язык. Морфология. - М.: Просвещение, 1952. - 349 с.

Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1989. - 508 с.

Современный русский язык Ч 2 Под ред Е.И. Дибровой. - М.: Просвещение, 1995. - 349 с.

Храковский В.С., Володин А.П. Семантика и типология императива Русский императив. - Л.: Владос, 1986. - 268 с.

Шатуневский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова. - М.: Просвещение, 1996. - 402 с.

Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1972. - 654 с.

Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1981. - 469 с.

Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1957. - 156 с.

Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991. - 289 с.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Просвещение, 1995. - 487 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Общая характеристика

Глагол – самая сложная и наиболее емкая часть речи в русском языке, обозначающая действие как процесс. Понятие процесса в грамматике мыслится обобщенно и включает деятельность, работу (строить, построить), движение (шагать, ш агнуть), состояние (радоваться, обрадоваться), становление (мужать, возмужать), восприятие (слышать, услышать), мышление (понимать, понять) и др.

Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида – отношением действия к его внутреннему пределу (решать решить) ; наклонения – отношением действия к действительности (решаю решал бы решай) ; времени – отношением действия к моменту речи (решаю решал буду решать) ; залога – отношением действия к субъекту и объекту (я решаю задачу задача решается мною) ; лица – отношением действия к субъекту (решаю решать решает). Глагольные формы имеют значения числа и рода.

Действия могут быть выражены и отглагольными существительными: косьба, бег, говорение. В отличие от глаголов подобные существительные выражают действие опредмеченное, которое характеризуется грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так, словоформа косьба имеет общее грамматическое значение предметности, реализуемое в значениях женского рода, единственного числа, именительного падежа, а словоформа ко сит общее грамматическое значение действия как процесса, выраженное в значениях несовершенного вида, изъявительного наклонения, настоящего времени, действительного залога, третьего лица, единственного числа.

Глагол изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Такое изменение называется спряжением (в широком смысле этого слова). Спрягаемым формам глагола противопоставлены неспрягаемые формы: инфинитив, причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие не имеют форм словоизменения, а причастие склоняется по образцу имени прилагательного.

Категории вида и залога свойственны всем глагольным формам, категории наклонения, времени и лица – только спрягаемым (категорию времени в значениях настоящего и прошедшего времени имеют причастия), категория числа – всем глагольным формам, кроме инфинитива и деепричастия, категория рода – только формам прошедшего времени, сослагательного наклонения и причастиям.

Все морфологические признаки глагола взаимосвязаны.

Основная синтаксическая функция глагола в предложении – простое глагольное сказуемое. В функции сказуемого выступают спрягаемые формы глагола. Неспрягаемые формы глагола обычно выполняют в предложении другие функции. Так, инфинитив может выступать в роли любого члена предложения, основная функция причастия – определение, деепричастия – обстоятельство.

Глагол управляет косвенными падежами имени и может определяться наречием.

Итак, глаголом называется знаменательная часть речи, к которой относятся слова, имеющие общее грамматическое значение действия как процесса, выражающие это значение в формах вида, наклонения, времени, залога, лица и выступающие в предложении в функции простого глагольного сказуемого (спрягаемые формы), любого члена (инфинитив), определения (причастие), обстоятельства (деепричастие).

Парадигма глагола

Общими признаками для спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм, позволяющими объединить их в единую систему (парадигму), являются:

Единство глагольной основы. Все глагольные формы образуются от двух основ: основы настоящего (будущего) времени глагола (игра j (у) играешь, играющий, играя) и ос новы инфинитива, которая называется также основой прошедшего времени (игра(ть) играл, игравший).

Единство видовых образований. Все глагольные формы имеют значение несовершенного или совершенного вида (играю, заиграю; играть, заиграть; игравший, заигравший; играя, заиграв).

Единство залоговых образований. Все глагольные формы могут иметь значение залога (я играю вальс; он стал играть вальс; игравший вальс пианист; пианист улыбался, играя вальс).

Способность всех форм управлять косвенными падежами имени (играю, играть, игравший, играя на скрипке).

Способность всех форм определяться наречием (играю, иг рать, игравший, играя быстро).

Парадигма глагола может состоять более чем из 200 словоформ. Если рассматривать спрягаемые формы глагола с точки зрения наклонения, времени, лица, числа и рода, не касаясь видовых и залоговых образований, то парадигма глагола, например, играть , включая инфинитив, причастие и деепричастие выглядит следующим образом:

Формы изъявительного наклонения (времени, лица, рода, числа)

играю буду играть играем будем играть

играешь буду играть играете будете играть

играет будет играть играют будут играть

играл играла играло играли

Формы сослагательного наклонения (рода, числа)

играл бы играла бы играло бы играли бы

Формы повелительного наклонения (числа)

играй играйте

Форма инфинитива

играть

Формы причастий (действительных и страдательных настоя щего и прошедшего времени без парадигм словоизменения)

играющий игравший играемый игранный

Форма деепричастия

играя

Формы изъявительного наклонения настоящего времени образуются от основы настоящего времени глагола с помощью личных окончаний; формы будущего времени – или от основы будущего времени глагола совершенного вида с помощью личных окончаний (сыграю ), или путем прибавления глагольной связки быть к инфинитиву (буду играть ); формы прошедшего времени – от основы инфинитива с помощью суффикса -л- (читал, узнал, изучил ), а отдельные формы мужского рода – с помощью нулевого суффикса : (вез, запер, но вез л а, запер л а ).

Формы сослагательного наклонения образуются от основы инфинитива с помощью суффикса - и частицы бы (сдела л бы , чита л бы ).

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффикса -и- (бери, веди) или нулевого суффикса (играй, бей).

Формы инфинитива образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -ть(-ти ) или с помощью нулевого суффикса (беречь, печь).

Формы действительных и страдательных причастий настоящего времени образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффиксов -ущ-, -ащ- (игра ющ ий, спе ш ащ ий), - ем-, -ом-, -им -, (реша ем ый, вед ом ый, вид им ый) ; формы прошедшего времени – от основы инфинитива с помощью суффиксов - вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т- (игра вш ий, шед ш ий, встро ен н ый, сыгра нн ый, обви т ый).

Формы деепричастий образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффикса -а(-я) (играя, пройдя) и от основы инфинитива с помощью суффиксов , -вши(сь), -ши (реши в , реши вши сь, вырос ши ).

Классы глаголов

Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов . К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.

Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.

Первый класс -а(ть) j - (ре ш а -ть реш а j -ут, поброс а ть поброс а j -ут).

Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (бо л е -ть бол е j -ут).

Третий класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ова(ть), -ева(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -у j - (бесед ова -тъ бесед у j -ут).

Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрог ну -тъ дрог н -ут, спрыг ну тъ спрыг н ут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну- в форме прошедшего времени (погас ну ть погас погас ну т, мерз ну ть мерз мерз ну т).

Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть) и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люб и -ть лю б" -ат, реш и ть ре ш ат).

Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения , а пятый класс – глаголы второго спряжения .

К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.

Спряжение глаголов

Изменение глагола по лицам в настоящем и простом будущем времени называется спряжением (в узком смысле этого слова). По различиям в системе личных окончаний в единственном и множественном числе глаголы делятся на два продуктивных типа спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -у, -ешь(-ёшь), -ет(-ёт); -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут, ко второму спряжению – с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат . Например:

1 л. ед.ч. клад у мн.ч. клад ём 1 л. ед.ч. гор ю мн.ч. гор им

2 л. ед.ч. клад ешь мн.ч. клад ёте 2 л. ед.ч. гор ишь мн.ч. гор ите

3 л. ед.ч. клад ет мн.ч. клад ут 3 л. ед.ч. гор ит мн.ч. гор ят

Глаголы хотеть, бежать, чтить и все префиксные образования от них (типа захотеть, побежать ) в своей парадигме совмещают окончания первого и второго типов спряжения. Такие глаголы называются разноспрягаемыми.

1 л. ед.ч. хоч у бег у чт у 1 л. мн.ч. хот им беж им чт им

2 л. ед.ч. хоч ешь беж ишь чт ишь 2 л. мн.ч. хот ите беж ите чт ите

3 л. ед.ч. хоч ет беж ит чт ит 3 л. мн.ч. хот ят бег ут чт ут

К разноспрягаемым глаголам близки слова есть, дать и все префиксальные образования от них (типа надоесть, создать ), имеющие архаическое спряжение:

1 л. ед.ч. ем дам мн.ч. едим дадим

2 л. ед.ч. ешь дашь мн.ч. едите дадите

3 л. ед.ч. ест даст мн.ч. едят дадут

Если ударение падает на личные окончания глаголов, то спряжение определяется по окончанию; если ударение падает на основу, то спряжение определяется по инфинитиву. Так, ко второму спряжению относятся:

глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться – это глаголы первого спряжения);

семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, нена видеть, обидеть, смотреть, терпеть )

четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слы шать ).

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к первому спряжению.

Необходимость отнесения глагола к тому или иному типу спряжения связана с правописанием его безударных личных окончаний. Например, глагол обессилеть относится к первому, а обессилить – ко второму спряжению. Соответственно, они имеют разные личные окончания:

1 л. ед.ч. обессиле ю обессил ю 1 л. мн.ч. обессиле ем обессил им

2 л. ед.ч. обессиле ешь обессил ишь 2 л. мн.ч. обессиле ете обессил ите

3 л. ед.ч. обессиле ет обессил ит 3 л. мн.ч. обессиле ют обессил ят

Грамматическим содержанием категории вида глагола является отношение действия к его внутреннему пределу. Это понятие позволяет разграничивать два соотносительных грамматических значения - совершенный и несовершенный вид.

Глаголы совершенного вида обозначают действие целостное, достигшее своего внутреннего предела или стремящееся к нему, глаголы несовершенного вида – действие нацеленное (которое можно членить на фазы), в его течении. Например: открываю дверь (несовершенный вид) – открою дверь (совершенный вид), открывал дверь (несовершенный вид) – открыл дверь (совершенный вид).

Значение вида у глагола может выражаться как формами слова (решать решить), так и разными словами (играть ра зыграть). В первом случае категория вида выступает как словоизменительная, во втором - как классифицирующая грамматическая категория.

В русском языке в морфемной структуре глагольной словоформы нет четких формальных показателей вида. Например, читать (несовершенный вид) и купить (совершенный вид), тянуть (несовершенный вид) и толкнуть (совершенный вид), от пускать (несовершенный вид) и нахватать (совершенный вид). Кроме того, глаголы типа казнить, молвить, велеть могут иметь значения и несовершенного и совершенного вида (двувидовые глаголы): казнить - нельзя помиловать.

Категория вида – одна из особенностей русского глагола. Все глаголы в русском языке имеют значение вида. Но при этом одни имеют обе формы вида (бросать бросить ), другие – форму только совершенного вида (ринуться ) или несовершенного вида (чествовать ), третьи совмещают значения и несовершенного, и сов. вида (казнить ).

Таким образом, в отношении противопоставленности глагольных форм по виду можно выделить две группы глаголов:

с выраженным противопоставлением по виду;

с невыраженным противопоставлением по виду (одновидовые глаголы).

Промежуточное положение между этими двумя группами занимают глаголы типа казнить (двувидовые глаголы), которые, с одной стороны, формально не образуют видовой пары, а с другой стороны, способны реализовать значения обоих видов.

Основу грамматической категории вида составляют глаголы с выраженным противопоставлением по виду , т. е. глаголы, имеющие видовую пару, способные вступать в отношения видовой корреляции (противопоставления). В видовую корреляцию вступают две соотносительные формы одного и того же глагола, тождественные по лексическому значению. Установлено, что только 60% рус. глаг-ов имеют видовую пару.

В современном русском языке можно выделить два направления видовой корреляции: перфективацию и имперфективацию .

Перфективация – это образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. В качестве средств перфективации выступают:

префиксы (строить построить, ржаветь заржаветь, терзать растерзать, мужать возмужать, пу гать испугать, делать сделать и др.). В данных образованиях префиксы выполняют чисто грамматическую функцию, переводя один и тот же глагол из несовершенного вида в совершенный. Далеко не каждый префикс, присоединяясь к глаголу, выполняет чисто видовую функцию. Например, в ряду слов делать, сделать, наделать, переделать, выделать, проделать только префикс с- является чисто видовым, а остальные префиксальные образования отличаются от глагола делать не только видом, но и лексическим значением. В то же время не каждый глагол с префиксом с- образует видовую пару. Так, глаголы списать, сбежать, смахнуть и другие не вступают в видовую корреляцию с соответствующими беспрефиксными глаголами;

суффикс -ну- (прыгать – прыгнуть, стучать – стукнуть, дуть – дунуть и др.); в глаголах совершенного вида имеет значение однократности действия;

префикс и суффикс (кланяться – по клониться, глотать – про глотить и др.);

супплетивизм (бр ать – вз я ть, лов ить – по йма ть, говор ить – сказ ать, кла сть – по лож ить и др.). Члены данных видовых пар восходят к разным словам, поэтому глагол совершенного вида является условно производным от глагола несовершенного вида.

Имперфективация – это образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида. Средством имперфективации служит суффикс (рассказать рассказ ыва ть, под мигнуть подмиг ива ть, застрять застр ева ть, рас крыть раскр ыва ть, ослабеть ослаб ева ть, подрасти подраст а ть, пренебречь пренебрег а ть, помочь помог а ть и др.), а в единичных случаях префикс и суффикс (купить по куп а ть).

Нет четких критериев в определении направления видовой корреляции в парах, состоящих из форм совершенного вида с суффиксами -и-, -е- и форм несовершенного вида с суффиксом -а- (слож и ть слаг а ть, отпер е ть отпир а ть, лиш и ть лиш а ть, замер е ть замир а ть и др.), а также в парах, различающихся только ударением (сс ы пать ссып а ть, отр е зать отрез а ть и др.). Если исходить их того, что совершенный вид выступает как сильный, маркированный член видового противопоставления, обозначающий цельное действие, предел действия, то глагол совершенного вида следует признать исходным в видовых парах типа сложить слагать, ссы пать ссыпать, от которого образуется глагол несовершенного вида (имперфективация).

Отдельные видовые пары глагола могут объединяться в ви довую цепь. Глаголы читать прочитать и прочитать прочитывать образуют видовую цепь: читать (несовершенный вид) – прочитать (совершенный вид) – прочитывать (несов. вид).

В современном русском языке выделяется группа глаголов совершенного и несовершенного вида, которые не имеют видовой пары и называются одновидовыми. К одновидовым глаголам совершенного вида относится большая группа приставочных глаголов, отличающихся от соответствующих бесприставочных глаголов временными, количественными или количественно-временными характеристиками действия. К таким характеристикам относятся:

начало действия (зашуметь, запрыгать, заскучать, побе жать, поплыть, подуть) ;

оконченность длившегося какое-то время действия (пропла вать, прожить, пролежать, пробегать и др.);

прекращение длительного действия (отъездить, отбегать, отплавать, отпустить, отвоеваться и др.);

ослабленность, умеренность, неполнота действия (попить, погулять, поплавать, посидеть и др.);

предельная полнота, интенсивность действия (попадать, поразгонять, пооткрывать и др.);

полное удовлетворение, пресыщенность действием (накри чаться, наплясаться, нареветься, намечтаться и др.);

достижение результата действия, имеющего разного рода последствия (доболтаться, допрыгаться, изголодаться, уходиться и др.).

начало интенсивного проявления действия (разреветься, размечтаться, разволноваться, взыграть, взреветь и др.);

мгновенность действия (глаголы с суффиксам -ну: грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, рухнуть, кануть).

К одновидовым глаголам несовершенного вида относится большая группа бесприставочных глаголов со следующими значениями:

состояния (спать, лежать, стоять );

движения (ездить, бегать, бежать );

действия лица по занимаемой должности, профессии (слесарничать, сапожничать );

а также приставочные глаголы типа приплясывать, припевать, подвизгивать ;

значения длительно-прерывистого, ослабленного в своем протекании действия (похаживать, посвистывать, попивать и др.).

Двувидовые глаголы , число которых в современном русском языке постоянно растет, реализуют в контексте значение либо совершенного, либо несовершенного вида. Например: Только в следующем году ученые исследуют этот минерал (совершенный вид); Ученые будут исследовать этот минерал (несовершенный вид).

К двувидовым глаголам относятся слова древнего происхождения (типа казнить, венчать, велеть), более позднего происхождения (типа миновать, организовывать, исследовать), а также слова на -овать, заимствованные из других языков или образованные от иноязычных и русских основ (атаковать, га рантировать, моторизовать, яровизировать и др.).

Как правило, одни двувидовые глаголы (особенно позднего происхождения) тяготеют больше к выражению значения совершенного вида (арестовать, конфисковать и др.), другие – к выражению значения совершенного вида (регулировать, де монстрировать и др.). Значение другого вида в таких глаголах все чаще реализуется через новое видовое образование (аресто вать арестовывать, конфисковать конфисковывать, регулировать отрегулировать, демонстрировать - проде монстрировать). Не следует подобные двувидовые глаголы переводить в группу глаголов, имеющих видовую пару, т.к параллельный по значению глагол возник только для одного из видов двувидового глагола.

С грамматической категорией вида, охватывающей все глаголы без исключения, тесно связаны семантико-словообразовательные группы глаголов, которые называются способами глагольного действия . В способы глагольного действия объединяются префиксальные и суффиксальные глаголы (чаще всего одновидовые), выражающие тот же самый процесс, что и соответствующие им непроизводные глаголы, но конкретизирующие его с точки зрения временной или количественной определенности. Например, заиграть (начало действия), проиг рать весь день (оконченность длившегося какое-то время действия), отыграть свое (прекращение длительного действия), игрывал (неоднократная повторяемость действия), поиграть (ослабленное, умеренное, неполное действие), наиграть опре деленное количество чего-либо (большое накопление чего-либо в результате действия), наиграться (полное удовлетворение, пресыщенность действием), доиграться (чрезмерность действия, которое приводит к отрицательным последствиям), разыграться (начало интенсивного проявления действия), поиг рывать (длительно-прерывистое, ослабленное в своем протекании действие) и т. д.

Способы глагольного действия делятся на временные, количественные и количественно-временные.

Если ядро грамматической категории вида составляют глаголы, имеющие видовую пару, то способы глагольного действия охватывают, в основном, одновидовые глаголы.

Категория наклонения глагола является морфологическим средством выражения модальности, т.е. отношения сообщаемого к его реальному осуществлению, которое устанавливается говорящим лицом.

Грамматическим содержанием категории наклонения является понятие отношения действия к действительности. Формой глагола может быть выражено действие, реально производимое лицом, или только предполагаемое, или побуждающее к его совершению.

Категорию наклонения составляют три соотносительных грамматических значения изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений , каждое из которых имеет свои формы выражения и особенности употребления.

Формами наклонения обладают не все глагольные образования, а только спрягаемые.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое совершает, совершал или будет свершать сам говорящий, или собеседник, или третье лицо. Например, Я (ты, он) читаю (читал, буду читать) книгу . Поэтому формы изъявительного наклонения включают значения лица и времени в единственном и множественном числе.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по времени; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам и числам (читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают; буду читать, будешь читать , будет читать, будем читать, будете читать, будут читать; читал, читала, читало, читали ). В значении изъявительного наклонения может употребляться инфинитив (А она на него кричать! ).

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемое действие, которое желательно или возможно, но зависит от какого-то условия. Например: Я бы сделал эту работу, она мне нравится (значение желательности). Если бы я умел читать, то не просил бы тебя об этом (значение условности).

Форма сослагательного наклонения представляет собой сочетание формы прошедшего времени глагола с частицей бы(б) , которая может стоять непосредственно за глаголом (Хотел бы поговорить с вами ), перед глаголом (Я бы сделал это на вашем месте ), может быть отделена от него другими словами (Мы бы так дома с вами не разговаривали ).

Глаголы в сослагательном наклонении не имеют форм времени и лица, изменяются по числам, а в единственном числе по родам (читал бы, читала бы, читало бы, читали бы ).

В сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными и цели форма сослагательного наклонения создается путем сочетания глагола с союзом чтобы (Не могу поверить, чтобы он сделал это. Нам все объяснили, чтобы мы не волновались ).

В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив в сочетании с частицей бы (посмотреть бы на него ).

Повелительное наклонение обозначает побуждение к совершению действия, сопровождаемое особой побудительной интонацией. Побуждение к действию может быть выражено в виде приказания (выйди из класса! ), просьбы (расскажи , пожалуйста! ), призыва (вставайте в ряды защитников !), пожелания (расти здоровым! ) и т. п.

Основной формой повелительного наклонения является форма второго лица единственного числа, которая образуется от основы настоящего (простого будущего) времени глагола с помощью формообразовательного суффикса (смотр и , сид и , увед и ), а также нулевого суффикса (играй, режь, прочитай ). Форма множественного числа образуется прибавлением постфикса -те к форме единственного числа (смотри те , сиди те , уведи те , играй те , режь те , прочитай те ).

Некоторые глаголы имеют особенности в образовании формы повелительного наклонения:

глаголы бить, вить, лить, пить, шить и все производные от них префиксальные глаголы образуют форму повелительного наклонения с нулевым суффиксом и беглым гласным е в основе (б е й, в е й, л е й, п е й, ш е й );

у глаголов с суффиксом -ва- в неопределенной форме в форме настоящего времени суффикс выпадает, но снова появляется в форме повелительного наклонения (да ва ть дают да ва й, вста ва ть встают вста ва й );

есть совпадает с формой второго лица единственного числа ешь ;

форма повелительного наклонения глагола ехать образуется от другой основы (поезжай ).

От некоторых глаголов формы повелительного наклонения не образуются, так как этому препятствует семантика глагольного слова. В одних случаях действие невозможно совершить по я побуждению со стороны (хотеть, видеть, слышать ), в других – действие не зависит от воли субъекта (белеть, чернеть ), в третьих – действие совершается без вмешательства деятеля (вечереет, морозит ).

Глаголы в повелительном наклонении не имеют форм времени, лица (за исключением формы второго лица), рода и изменяются только по числам (играй играйте ). В значении повелительного наклонения может выступать форма инфинитива с частицей давай (давайте) и без нее (давай играть, всем встать! ).

В современном русском языке формы одних наклонений могут использоваться в значении других. Такое употребление называется переносным . Так, в значении изъявительного наклонения может употребляться форма повелительного наклонения (Карась рыба живучая: брось (= бросишь) его в лужу, он и там приживется ); в значении сослагательного наклонения – форма повелительного наклонения (Расскажи (= рассказал бы) я вам об этом, а потом мне не поздоровится ); в значении повелительного наклонения – форма сослагательного наклонения (Ты бы поговорила (= поговори) с ним) . В значении повелительного наклонения возможны следующие формы изъявительного наклонения :

форма 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени глаголов в сочетании с частицами пусть, пускай, да (пусть играет, пускай посмотрят, да здравствует );

форма 1 лица множественного числа настоящего и будущего времени глагола в сочетании с частицей давай (давайте) и без нее (давай споем );

форма 2 лица будущего времени глагола (Выйдешь на улицу, перейдешь на другую сторону, там тебя будут ждать );

форма прошедшего времени глагола (Внимание! Все встали в строй ).

Значения наклонения выражаются формами одного и того же слова, поэтому категория наклонения относится к типу словоизменительных грамматических категорий.

Категория лица глагола выражает отношение действия к его производителю. Производителем действия может быть сам говорящий (субъект сообщения), слушающий (адресат сообщения), лица или предмет, не участвующий в диалоге (объект сообщения).

Таким образом, категорию лица глагола составляют три соотносительных грамматических значения 1 лица (субъект сообщения), 2 лица (адресат сообщения), 3 лица (объект сообщения).

Формами лица являются личные формы глагола в настоящем и простом будущем времени, образованные от основы настоящего (будущего) времени с помощью специальных (личных) окончаний (игра ю , сыгра ю , игра ем , сыгра ем - 1 лицо; игра ешь , сыгра ешь , игра ете , сыгра ете - 2 лицо; игра ет , сыгра ет , игра ют , сыгра ют - 3 лицо), а также аналитические личные формы сложного будущего времени, образованные путем сочетания глагольной связки быть с инфинитивом (буду играть, будем играть - 1 лицо; будешь играть, будете играть - 2 лицо; будет играть, будут играть - 3 лицо).

Формы множественного числа личных глаголов полностью не соотносятся по значению с формами единственного числа: глаголы 1 лица обозначают, что действие совершается группой лиц, куда входит сам говорящий, глаголы 2 лица обозначают, что действие совершается собеседниками (слушающими), глаголы 3 лица обозначают, что действие совершается не участвующими в диалоге.

Глаголы повелительного наклонения используют форму 2 лица единственного и множественного числа (играй, сыграй, играйте, сыграйте ), но в отличие от глаголов изъявительного наклонения по лицам не изменяются.

Глаголы в форме прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют форм лица, а значение лица выражается синтаксически, т. е. с помощью сочетающихся с ними личных местоимений или существительных (я играл, ты играл, он играл, отец играл; я, ты, он, отец играл бы ).

Ряд глаголов не имеют форм 1 и 2 лица, поскольку их лексическое значение несовместимо с представлением о субъекте и адресате сообщения (сбежаться, перепадать, темнеться, близиться и др.).

В отдельных случаях глаголы могут образовывать вариантные личные формы (полоскать - полощу, полоскаю; мучить - мучишь, мучаешь и др.).

На общие значения 1, 2 и 3 лица в зависимости от контекста могут наслаиваться частные значения:

Формы 1 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Когда я ем , я глух и нем. Поживем - увидим .

Форма 1 лица множественного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа (авторское мы): Рассмотрим эти примеры .

Форма 1 лица множественного числа употребляется в значении 2 лица единственного числа (участие, сочувствие, вопрос): Я тихо спросил его: «Что мы сегодня читаем?».

Формы 2 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Пропущенный час годами не нагонишь . Вы идете по улице и улыбаетесь . Вам хорошо!

Форма 2 лица единственного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа: С ним чувствуешь себя сильней.

Формы 3 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Мягко стелет, да жестко спать. После драки кулаками не машут.

Форма 3 лица множественного числа употребляется в неопределенно-личном значении: У нас не курят .

Форма 3 лица множественного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа: Тебе же хотят добра (в значении хочу).

Форма 3 лица ед. числа употребляется в безличном значении: Дует из окна.

Безличные глаголы

В современном русском языке выделяется группа глаголов, обозначающих действие или состояние, протекающее само по себе, без субъекта действия (знобит, смеркается, нездоровится и т. п.). Такие глаголы называются безличными .

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, употребляются в формах изъявительного и сослагательного наклонений, инфинитива: вечереет (3 лицо, единственное число, настоящее время), будет вечереть (3 лицо, единственное число, будущее время), вечерело (средний род, единственное число, прошедшее время), вечерело бы (сослагательное наклонение), вечереть (инфинитив). У безличных глаголов отсутствуют формы повелительного наклонения, они не образуют причастий и деепричастий.

Среди безличных глаголов выделяются:

глаголы, употребляющиеся только в безличном значении (моросит, светает, лихорадит );

глаголы с частицей -ся , образованные от личных форм глаголов (вспоминаю - вспоминает ся , спит - спит ся , грезит - грезит ся );

личные формы глаголов в безличном значении. В одних случаях, употребляясь в безличном значении, личный глагол не изменяет своего лексического значения (сено пахнет - сеном пахнет , ветер дует - из окна дует ), в других случаях безличный глагол имеет другое лексическое значение (дитя потянуло руку за игрушкой - с севера потянуло холодом, орел парит над землей - сегодня парит ). Безличные глаголы всегда выступают в функции главного члена безличного предложения, в котором:

нет подлежащего;

в сказуемом нет признаков согласования с устраненным подлежащим;

сам глагол-сказуемое имеет соответствующее значение, которое дает возможность представить действие безотносительно к субъекту.

По лексическому значению выделяются следующие основные группы безличных глаголов, которые обозначают:

явления природы (морозит, потеплело, смеркается и др.);

стихийные бедствия (сломало, унесло, горит и др.);

физические процессы в организме (знобит, пересохло, нездоровится и др.);

психические переживания живых существ (влечет, вскружило, вспоминается );

представления о судьбе, роке (не везет, повезло );

бытие, существование (вышло так, не было сил );

предрасположенность, способность к действию (не спится, вериться, плачется );

долженствование (надлежит, следует и др.).

Границы между этими группами подвижны. Например, На улице морозит - меня морозит; Во рту горит - горит на другой улице.

Инфинитив

Инфинитив является неспрягаемой формой глагола, которая имеет грамматические значения вида, залога и переходности-непереходности.

В смысловом отношении инфинитив как неопределенная форма глагола аналогичен отглагольному существительному. Он, как и отглагольное существительное, только называет действие, отвлекаясь от того, что его производит: косить (траву) - косьба (травы), курить (вредно) - курение (вредно) . Однако в отличие от отглагольного существительного, которое называет действие как предмет , инфинитив называет действие как процесс .

В структурном отношении инфинитив является неизменяемой формой глагола и своеобразной исходной (начальной) формой для других глагольных форм. В этом отношении инфинитив близок к форме именительного падежа имени существительного: когда просто надо назвать предмет, пользуются формой именительного падежа; когда надо назвать действие, пользуются формой инфинитива. Но если форма именительного падежа входит в парадигму склонения имени существительного, то инфинитив находится за пределами парадигмы спряжения (в узком смысле этого слова) глагола.

В современном русском языке инфинитив образуется от основы прошедшего времени глагола с помощью формообразовательных суффиксов -ть, -ти . Продуктивный суффикс -ть присоединяется к основе, оканчивающейся на гласный (игра ть , беле ть , свети ть , плы ть , моло ть , увяну ть ).

Небольшая группа инфинитивов образуется от основы, оканчивающейся на согласный, с помощью суффикса -ти (ид ти , брес ти , тряс ти , плес ти , грес ти ). Суффикс -ти всегда ударный, кроме инфинитивов с префиксом вы-, в которых ударение переносится на префикс (вы везти, вы мести, вы расти ).

Несколько инфинитивов с основой, оканчивающейся на согласный, образуются с помощью суффикса -ть (грыз ть , ес ть , клас ть , крас ть , лез ть , пряс ть , сес ть и др.).

Некоторые глаголы имеют форму инфинитива, оканчивающуюся на -чь (бере чь , стере чь , пе чь , помо чь , же чь и др.), где -чь не суффикс, а часть корня (ср.: берегу - бере чь , пеку - пе чь ),

Инфинитив может употребляться в роли любого члена предложения: подлежащего (Курить - здоровью вредить ); сказуемого (Не могу поступить иначе ); дополнения (Советую тебе уехать ), определения (Охота мне с вами встречаться ); обстоятельства (Приходите в гости поболтать ).

Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

См … Словарь синонимов

ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

Книги

  • Глагол-волк: Лексическая лирика , Арсенов Сергей Иванович. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА - завершающая трилогию о СЛОВЕ книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом АГЛОССЕР, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге ФИЗИЧЕСКАЯ…
  • Глагол-волк. Лексическая лирика , Аглоссер. Лексическая лирика - завершающая трилогию о слове книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом Аглоссер, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге Физическая…

Очень многие слышали мнение о том. Что из-за стресса не может наступить беременность. Некоторые смеются над таким мнением, а другие все воспринимают уж слишком всерьез и приписывают эту причину себе.

Возможные связи стресса с зачатием

Стоит отметить тот факт, что стресс просто необходимый каждому человеку для того, чтобы нормально функционировали некоторые органы, а также не возникало проблем с умственной и физической деятельностью. Но когда человек живет в постоянном сильном стрессе, то его организм просто перестает с ним справляться и тогда польза от него пропадает.

Теория о том, что стресс может влиять на зачатие вполне реалистична. Тем более, что многие женщины говорят, что замечали во время нервного напряжения или длительной стрессовой ситуации задержку менструации или же отсутствие овуляции в положенный срок. И тогда стоит сделать вывод, что если не проходит овуляция, то и зачатие также не произойдет.

Каким образом стресс способен повлиять на овуляцию?

Гормональные причины. Основной версией есть то, что во время стресса в организме выделяется слишком много гормона пролактина, а он очень негативно отображается на ЛГ и ФСГ, которые просто незаменимы для того, чтобы произошла овуляция. Также может уменьшиться количество гормона эстрогена, что повлечет за собой уменьшение толщины эндометрия, а это ее позволит оплодотворенной яйцеклетке прикрепиться к стенке матки.

Также не стоит забывать и о мужчинах у которых эти гормоны отвечают не только за потенцию, но и за образование спермы. Поэтому если будет нарушено количество гормонов ЛГ и ФСГ, то сперматозоиды будут неполноценными, а это значительно ухудшит качество семенной жидкости.

Нервные и мышечные нарушения

Есть мнение, что стресс даже на нервном уровне способен повлиять на зачатие. Это вызвано тем, что репродуктивные органы, как и любые другие связанные с мозгом. Поэтому к ним во время стресса также поступают импульсы, которые вызывают сокращения гладкой мускулатуры. Это может вызвать спазм маточных труб или гипертонус матки. Это станет причиной того, что яйцеклетке будет очень трудно продвигаться к матке. Если же рассматривать мужской организм, то у него таким образом может значительно снизиться сексуальное влечение и потенция. Очень редко встречается возникновение проблем с нарушением эякуляции, когда во время оргазма перестает выделяться сперма или же ее отток идет в обратную сторону и попадает в мочевой пузырь.

Иногда же при частом сокращении мышечных волокон в организме происходит выработка альфа-амилазы, которую еще называют ферментом стресса. А это тоже не очень позитивно сказывается на репродуктивной системе.

Как снизить вредное влияние стресса?

Главным советом здесь может стать только то, что надо немедленно избавиться от сильного и постоянного стресса. От него слишком много вреда, а пользы практически никакой. Для этого необходимо сначала выяснить причину стресса и его источник. А только потом постараться снизить до минимума или же вообще убрать. Иногда бывает, что стресс исходит от постоянного напряжении на работе и от длительных попыток зачать ребенка. Если у вас стресс такого характера, то нужно попытаться расслабиться, возможно изменить обстановку. Это поможет разорвать замкнутый круг и даст вам множество положительных эмоций. Например, хорошо в таких случаях помогает релаксационная методика. Когда исследовалось влияние стресса на зачатие и в качестве лекарства применялась эта методика, то уже в течении полгода 34% женщин, которые принимали участие в исследовании смогли забеременеть. Также хорошо влияет массаж, спа-процедуры, ароматерапия и так дальше.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»