Где бомба. Царь-бомба: атомная бомба, которая была слишком мощной для этого мира

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Итак, если вы ищите способ как обезвредить бомбу в Beholder , то скорее всего она у вас уже взорвалась, либо вы держите игру на паузе. Давайте разберёмся с чего начать и как действовать.

Где искать бомбу?

Сначала вам необходимо отыскать бомбу в доме. Спускаемся в подвал и находим её в стиральной машине, которая стоит слева. После того, как вы взяли бомбу бежим к телефону - "Набрать номер" - "Сообщить в министерство о бомбе".

Обезвреживание бомбы

Министерство пообещает направить к вам сапёров. Однако времени у вас нету и обезвредить бомбу придётся именно вам. Узнаём у министерства по телефону про типы бомб:

  • MGB-53 - 6 динамитных шашек, 6 замкнутых контуров, таймер из наручных часов.
  • NKVD-41 - колба с нитроглицерином, 1 замкнутый контур, таймер из будильника.
  • GUGB-43 - пироксилиновый порох, два замкнутых контура, таймер из электронных часов.
Затем вы можете направиться к почтовому ящику и найти там инструкцию по обезвреживанию каждого типа бомб. Либо посмотреть на картинку ниже.

После этого возвращаемся в прачечную, осматриваем бомбу (это поможет вам определить тип бомбы), а затем обезвреживаем при помощи полученной инструкции.

Таким образом, проблем с заданием Тик-так, бум! и обезвреживанием бомбы в Beholder у вас возникнуть не должно.

В 1961 году Советский Союз испытал ядерную бомбу такой силы, что она была бы слишком большой для использования в военных условиях. И у этого события были далеко идущие последствия разного рода. Тем самым утром, 30 октября 1961 года, советский бомбардировщик Ту-95 поднялся с авиабазы Оленья на Кольском полуострове, на дальнем севере России.

Этот Ту-95 был специально усовершенствованной версией самолета, поступившего на службу несколькими годами раньше; большой, разлапистый, четырехмоторный монстр, который должен был перевозить арсенал ядерных бомб СССР.

В ту десятилетку в советских ядерных исследованиях произошли огромные прорывы. Вторая мировая война поместила США и СССР в один лагерь, но послевоенный период сменился холодом в отношениях, а затем их заморозкой. И Советский Союз, который был поставлен перед фактом соперничества одной из крупнейших супердержав мира, имел только один выбор: включиться в гонку, и быстро.

29 августа 1949 года Советский Союз опробовал свое первое ядерное устройство, известное как «Джо-1» на Западе – в далеких степях Казахстана, собрав его по результатам работы шпионов, проникших в американскую программу атомной бомбы. За годы интервенции программа испытаний быстро взлетела и началась, и за ее ход было взорвано порядка 80 устройств; только в 1958 году СССР испытал 36 ядерных бомб.

Но ничто не сравнилось с этим испытанием.

Ту-95 нес огромную бомбу под брюхом. Она была слишком большой, чтобы ее можно было вместить внутри бомбового отсека самолета, где обычно перевозились такие боеприпасы. Бомбы была длиной 8 метров, диаметром порядка 2,6 метра и весила больше 27 тонн. Физически она была очень похожа по форме на «Малыша» и «Толстяка», сброшенных на Хиросиму и Нагасаки за пятнадцать лет до этого. В СССР ее называли и «Кузькина мать», и «Царь-бомба», и последнее название за ней хорошо сохранилось.

Царь-бомба была не самой обычной ядерной бомбой. Она стала результатом лихорадочной попытки ученых СССР создать самое мощное ядерное оружие и тем самым поддержать стремление Никиты Хрущева заставить мир дрожать от могущества советской техники. Это было нечто большее, чем металлическое чудовище, слишком большое, чтобы вписаться даже в самый большой самолет. Это был разрушитель городов, ультимативное оружие.

Этот «Туполев», окрашенный в ярко-белый цвет с целью уменьшения эффекта вспышки бомбы, достиг пункта назначения. Новая Земля, малонаселенный архипелаг в Баренцевом море, над замерзшими северными краями СССР. Пилот «Туполева», майор Андрей Дурновцев, доствил самолет на советский полигон на Митюшихе на высоту порядка 10 километров. Небольшой усовершенствованный бомбардировщик Ту-16 летел рядом, готовый снимать грядущий взрыв и делать заборы воздуха из зоны взрыва для дальнейшего анализа.

Чтобы два самолета имели шансы выжить – а их было не больше 50% — Царь-бомба была оснащена гигантским парашютом весом примерно в тонну. Бомба должна была медленно опуститься на заранее определенную высоту – 3940 метров – и затем взорваться. И тогда, два бомбардировщика будут уже в 50 километрах от нее. Этого должно было быть достаточно, чтобы пережить взрыв.

Царь-бомбу взорвали в 11:32 по московскому времени. На месте взрыва образовался огненный шар шириной почти в 10 километров. Огненный шар поднимался выше под действием собственной ударной волны. Вспышку было видно с расстояния 1000 километров отовсюду.

Грибное облако на месте взрыва выросло в высоту на 64 километра, и его шляпа расширялась, пока не разошлась на 100 километров от края до края. Наверняка зрелище было неописуемое.

Для Новой Земли последствия были катастрофическим. В селении Северном в 55 километрах от эпицентра взрыва все дома оказались полностью разрушены. Сообщалось, что в советских районах в сотнях километров от зоны взрывы были повреждения всех сортов – дома обрушились, крыши просели, стекла вылетели, двери разбились. Радиосвязь не работала в течение часа.

«Туполеву» Дурновцева повезло; взрывная волна Царь-бомбы привела к тому, что гигантский бомбардировщик упал на 1000 метров, прежде чем пилот смог восстановить над ним контроль.

Один советский оператор, который был свидетелем детонации, рассказал следующее:

«Облака под самолетом и на расстоянии от него осветила мощная вспышка. Море света разошлось под люком и даже облака начали светиться и стали прозрачными. В этот момент наш самолет оказался между двух слоев облаков и внизу, в расщелине, расцветал огромный, яркий, оранжевый шар. Шар был мощным и величественным, как . Медленно и тихо он крался вверх. Пробив толстый слой облаков, он продолжал расти. Казалось, он засосал всю Землю. Зрелище было фантастическим, нереальным, сверхъестественным».

Царь-бомба выпустила невероятную энергию ­– сейчас ее оценивают в 57 мегатонн, или 57 миллионов тонн тротилового эквивалента. Это в 1500 раз больше, чем высвободили обе бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, и в 10 раз мощнее всех боеприпасов, израсходованных во время Второй мировой войны. Датчики зарегистрировали взрывную волну бомбы, которая обошла Землю не один, не два раза, а три.

Такой взрыв невозможно удержать в секрете. У США был шпионский самолет в нескольких десятках километров от взрыва. В нем было специальное оптическое устройство, bhangemeter, полезное для расчета силы удаленных ядерных взрывов. Данные этого самолета – под кодовым названием Speedlight – использовались Группой оценки иностранных вооружений для расчета результатов этого тайного испытания.

Международное осуждение не заставило себя долго ждать, не только со стороны США и Великобритании, но и скандинавских соседей СССР, таких как Швеция. Единственное светлое пятно в этом грибном облаке заключалось в том, что поскольку огненный шар не соприкоснулся с Землей, радиации было поразительно мало.

Все могло быть иначе. Изначально Царь-бомба задумывалась в два раза мощнее.

Одним из архитекторов этого грозного устройства был советский физик Андрей Сахаров – человек, который позже станет всемирно известным своими попытками избавить мир от того самого оружия, которое он помог создать. Он был ветераном советской программы по разработке атомных бомб с самого начала и стал частью команды, которая создала первые атомные бомбы для СССР.

Сахаров начал работу над многослойным устройством деления-синтеза-деления, бомбой, которая создает дополнительную энергию из ядерных процессов в ее ядре. Это включало обертывание дейтерия – стабильного изотопа водорода – слоем необогащенного урана. Уран должен был улавливать нейтроны с горящего дейтерия и также начинать реакцию. Сахаров называл ее «слойкой». Этот прорыв позволил СССР создать первую водородную бомбу, устройство куда более мощное, чем были атомные бомбы за несколько лет до этого.

Хрущев поручил Сахарову придумать бомбу, которая была мощнее всех остальных, уже испытанных к тому моменту.

Советскому Союзу нужно было показать, что он может опередить США в гонке ядерных вооружений, по словам Филиппа Койла, бывшего руководителя испытаниями ядерного оружия в США при президенте Билле Клинтоне. Он провел 30 лет, помогая создавать и испытывать атомное оружие. «США были далеко впереди из-за работы, которую проделали при подготовке бомб для Хиросимы и Нагасаки. И затем провели множество испытаний в атмосфере еще до того, как русские провели свое первое».

«Мы были впереди и Советы пытались что-то сделать, чтобы рассказать миру, что с ними стоит считаться. Царь-бомба в первую очередь предназначалась для того, чтобы заставить мир остановиться и признать Советский Союз как равного», говорит Койл.

Первоначальный дизайн – трехслойная бомба с урановыми слоями, разделяющими каждую ступень – имела бы выход в 100 мегатонн. В 3000 раз больше, чем бомбы Хиросимы и Нагасаки. Советский Союз уже к тому времени испытывали большие устройства в атмосфере, эквивалентные нескольким мегатоннам, но эта бомба стала бы просто гигантской по сравнению с теми. Некоторые ученые начали полагать, что она слишком большая.

С такой огромной силой не было бы никакой гарантии, что гигантская бомба не упадет в болото на севере СССР, оставив после себя огромное облако радиоактивных осадков.

Именно этого опасался, отчасти, Сахаров, говорит Франк фон Хиппель, физик и глава отдела общественных и международных отношений Принстонского университета.

«Он действительно беспокоился о количество радиоактивности, которое бомба может создать, — говорит он. – И о генетических последствиях на будущие поколения».

«И это стало началом путешествия от конструктора бомб до диссидента».

До начала испытаний слои урана, которые должны были разогнать бомбу до невероятной мощи, были заменены слоями свинца, что уменьшило интенсивность ядерной реакции.

Советский Союз создал такое мощное оружие, что ученые не пожелали проверять его на полной мощности. И этим проблемы с этим разрушительным устройством не ограничивались.

Бомбардировщики Ту-95, созданные для переноса ядерного оружия Советского Союза, были предназначены для перевозки гораздо более легкого оружия. Царь-бомба была такой большой, что ее нельзя было разместить на ракете, и такой тяжелой, что самолеты, перевозящие ее, не смогли бы доставить ее до цели и остаться с нужным количеством топлива для возвращения. Да и вообще, будь бомба такой мощной, как ее задумывали, самолеты могли бы не возвращаться.

Даже ядерного оружия может быть слишком много, говорит Койл, который сейчас работает ведущим сотрудником Центра по контролю над вооружением в Вашингтоне. «Трудно найти ему применение, если только вы не хотите уничтожать очень большие города», говорит он. «Оно просто слишком большое, чтобы его использовать».

Фон Хиппель соглашается. «Эти штуки (большие свободно падающие ядерные бомбы) были спроектированы так, чтобы вы могли уничтожить цель, находясь в километре от нее. Направление движения изменилось – в сторону увеличения точности ракет и количества боеголовок».

Царь-бомба привела и к другим последствиям. Она вызвала столько опасений – в пять раз больше, чем любое другое испытание до нее – что привела к табу на атмосферные испытания ядерного оружия в 1963 году. Фон Хиппель говорит, что Сахаров был особенно обеспокоен количеством радиоактивного углерода-14, который выбрасывался в атмосферу – изотопом с особенно длительным периодом полураспада. Частично он смягчался углеродом от ископаемого топлива в атмосфере.

Сахаров беспокоился, что бомба, которая будет больше испытанной, не оттолкнется под действием собственной взрывной волны – как Царь-бомба – и вызовет глобальные радиоактивные осадки, распространит токсичную грязь по всей планете.

Сахаров стал ярым сторонником запрета на частичные испытания 1963 года и откровенным критиком ядерного распространения. А в конце 1960-х годов — и противоракетной обороны, которая, как он справедливо полагал, подстегнет новую гонку ядерных вооружений. Он все больше подвергался остракизму со стороны государства и впоследствии стал диссидентом, которому в 1975 году присудили Нобелевскую премию мира и назвали «совестью человечества», говорит фон Хиппель.

Похоже, Царь-бомба вызвала осадки совсем другого рода.

По материалам BBC

Уже совсем не секретны сведения о том, что в годы Холодной войны было утеряно порядка 50 ядерных боеголовок, и далеко не все они остались лежать в безлюдных районах.

В 1980 году Министерство обороты США опубликовало доклад, в котором было уже 32 случая потери ядерных бомб. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами. Мы уже с вами читали про 13 случаев, связанных с и один из них, который касается трагедии над испанской деревушкой Паломарес просто шокирующий.

А мы давайте подробнее узнаем вот о каком случае.

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден.

Итак, как это было...

Авиакатастрофа над базой Туле произошла 21 января 1968 года, когда после возникновения пожара на борту стратегического бомбардировщика B-52 экипаж был вынужден экстренно покинуть самолёт над базой ВВС США Туле в Гренландии и неуправляемый самолёт потерпел крушение в 12 км от базы. Бомбардировщик выполнял боевое патрулирование в рамках операции «Хромовый купол (англ.)» и нёс четыре термоядерные бомбы B28FI (англ.). В результате падения самолёта, оставленного экипажем, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Впоследствии в прессе появлялись сообщения, основанные на рассекреченных документах, что в ходе поисковых работ были обнаружены обломки только трёх из четырёх бомб находившихся на борту, а судьба четвёртой остается неизвестной.

1. Полётное задание

С 1960 года Стратегическое командование ВВС США проводило операцию «Хромовый купол», которая заключалась в постоянном боевом патрулировании в воздухе стратегических бомбардировщиков с термоядерным оружием на борту, в готовности нанести удар по целям на территории СССР. С 1961 года в рамках операции стали выполняться задания под кодовым названиям «Хард Хэд» (англ. Hard Head) по визуальному наблюдению за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, служившей ключевым компонентом системы раннего предупреждения о ракетном нападении BMEWS. Целью «Хард Хэд» было получение оперативной оценки ситуации в случае нарушения связи со станцией. Самолёты, действовавшие в рамках этого задания, также несли термоядерные бомбы.


Комплект из четырёх термоядерных бомб B28

2. Катастрофа

21 января 1968 года с авиабазы Платсбург, расположенной в городе Платтсбург (штат Нью-Йорк), на очередное патрулирование по плану «Хард Хэд» вылетел бомбардировщик B-52G, принадлежавший 380-му бомбардировочному крылу стратегической авиации США. Командиром корабля был капитан Джон Хог. На борту, помимо пяти штатных членов экипажа, находились сменный штурман капитан Крис Кёртис и запасной (третий) пилот майор Альфред Д"Марио.

Перед вылетом Д"Марио положил на вентиляционное отверстие системы отопления, под сиденьем штурмана-инструктора в кормовой части нижней палубы, три поролоновые, обтянутые тканью подушки, а вскоре после вылета — ещё одну. Полёт проходил без происшествий, за исключением дозаправки в воздухе от танкера KC-135, которую пришлось произвести вручную в связи с неполадками автопилота.

Примерно через час после заправки, командир приказал второму пилоту, капитану Леонарду Свитенко, смениться для отдыха, а майору Д"Марио занять его место. Поскольку в кабине было холодно, Д"Марио открыл клапан забора воздуха из воздушного тракта двигателя в систему отопления. Из-за технической неисправности горячий воздух от турбины при поступлении в систему отопления практически не охлаждался, и вскоре в кабине стало очень жарко, а поролоновые подушки, сложенные под сиденьем, воспламенились. Запахло горящей резиной. Экипаж начал поиски источника запаха, и штурман, дважды осмотрев нижнюю палубу, обнаружил очаг возгорания. Попытки погасить пламя с помощью двух огнетушителей успехом не увенчались, и в 15:22 EST, когда самолёт находился в 140 километрах от авиабазы Туле, капитан Хог передал сигнал бедствия и запросил разрешение на экстренную посадку. В течение пяти минут все огнетушители на борту были израсходованы, электроснабжение отключилось, а кабина заполнилась дымом до такой степени, что пилоты не могли различать показания приборов. Командир корабля, поняв, что посадить машину не удастся, приказал экипажу покинуть самолёт. Четыре члена экипажа катапультировались, как только Д"Марио подтвердил, что самолёт находится непосредственно над базой. За ними последовали пилоты — сам Хог и Д"Марио. Второй пилот Свитенко, оставшийся без катапультируемого кресла попытался покинуть машину через нижний люк, но получил смертельную травму головы.

Неуправляемый самолёт некоторое время летел в северном направлении, затем развернулся на 180° и в 15:39 EST рухнул на лёд залива Северной звезды. При ударе взорвались конвенциональные запалы во всех четырёх бомбах, и хотя ядерного взрыва не последовало, радиоактивные компоненты оказались разбросаны по большой площади. Воспламенившееся авиационное топливо проплавило лёд и обломки крушения ушли на дно океана.

Хог и Д"Марио приземлились непосредственно на территории авиабазы с разницей в десять минут и немедленно проинформировали командира базы о том, что как минимум шестерым членам экипажа удалось катапультироваться, и что на борту потерпевшего крушение B-52 находились водородные бомбы. Спасателям удалось обнаружить остальных выживших членов экипажа. Дольше всего занял поиск капитана Кёртиса, который покинул самолёт первым и приземлился на расстоянии 9.7 км от базы. Он был найден только через 21 час и сильно пострадал от переохлаждения (температура воздуха достигала -31°), но сумел выжить, завернувшись в парашют.

Воздушная разведка места падения самолёта, произведённая практически немедленно, сумела обнаружить на льду только шесть двигателей, покрышку и мелкие обломки. Инцидент получил классификацию «Сломанная стрела» (англ. Broken Arrow), код, обозначавший происшествие с ядерным оружием, не создающее угрозу войны.


Погрузка заражённого льда в цистерны

3. Проект «Крестед Айс»

Взрывы и пожар уничтожили большую часть обломков, разбросанных по участку длиной примерно 4,8 и шириной 1,6 км. Части бомбового отсека были обнаружены в 3.2 км севернее места падения, свидетельствуя, что самолёт начал разрушаться ещё в воздухе. Лёд в месте падения был пробит, образовалась полынья диаметром около 50 м. Южнее точки падения горевшее авиатопливо оставило почерневшее пятно 670 на 120 м, это зона была наиболее заражена разлившимся топливом JP-4 и радиоактивными элементами, включая плутоний, уран, америций и тритий, концентрация плутония достигала 380 мг/мІ.

Американские и датские службы немедленно приступили к работам по очистке и дезактивации местности. Проект получил официальное кодовое название «Крестед Айс» (англ. Crested Ice, «Хохлатый Лёд»), и (неофициальное среди участников) — «Доктор Фризлав». Целью проекта было окончание работ до наступления весенней оттепели, чтобы предотвратить радиоактивное заражение океана.

Руководителем операции был назначен генерал ВВС США Ричард Ханцикер (англ. Richard Overton Hunziker). Для обеспечения круглосуточного режима работы в непосредственной близости от места падения был создан «Лагерь Ханцикера», состоявший из жилых иглу, электростанции, центра связи и вертолётного порта. Для сообщения с авиабазой были проложены две ледяные дороги. Позднее были установлены несколько сборных домиков, трейлер с оборудованием для дезактивации и общественная уборная.

Для контроля за дезактивацией людей и техники 25 января была установлена «нулевая линия» — граница зоны заражения размером 1,6 на 4,8 км (1 на 2 мили), внутри которой регистрировался альфа-распад. Операция проводилась в экстремальных погодных условиях, средняя температура воздуха была около −40° Цельсия, периодически опускаясь до −60°, скорость ветра доходила до 40 м/с. Поскольку авария произошла в период полярной ночи, работать приходилось при искусственном освещении, первый восход Солнца состоялся лишь 14 февраля.

При помощи грейдеров заражённый снег и лёд с места аварии грузились в деревянные контейнеры. Контейнеры складировались на площадке недалеко от авиабазы, а затем перегружались в стальные танки, которые морем отправлялись в США. Обломки водородных бомб отправлялись на завод Пантекс в Техасе для обследования, а танки для захоронения — на ядерный могильник Савана Ривер в Южной Каролине.

ВВС контролировали уровень заражения воздуха с помощью проверок респираторов. На 335 из 9837 собранных респираторов был зарегистрирован альфа-распад, но в пределах допустимых норм. Уровень заражения плутонием проверялся с помощью анализов мочи, причём ни в одной из 756 взятых проб следов плутония обнаружено не было.

Операция закончилась 13 сентября 1968 года, когда последний танк был погружен на судно, идущее в США. В общей сложности было собрано 2100 мі (55000 галлонов) радиоактивной жидкости и 30 танков с различными материалами, часть из которых также была заражена. К моменту окончания проекта в нём приняли участие 700 американских и датских специалистов, а также более 70 правительственных агентств США. Затраты на операцию оцениваются в 9,4 млн. долларов (58,8 млн. долларов в ценах 2010 года).



Подводный аппарат Star III

4. Поиски бомб

В августе 1968 года был организован подводный поиск остатков водородных бомб, в особенности урановых оболочек вторых ступеней, при помощи подводного аппарата Стар III (англ. Star III). Настоящие цели операции были засекречены, инструкция предписывала в обсуждениях с датчанами упоминать об операции как об «исследовании океанского дна в месте падения». Подводные работы были сопряжены со значительными техническими трудностями и были прерваны досрочно. В результате поисков была обнаружена одна практически целая урановая оболочка и обломки, в совокупности соответствующие ещё двум, и некоторые второстепенные детали. Четвёртая оболочка найдена не была. В документе Комиссии по атомной энергии, датированном сентябрём 1968 года, указывалось, что четвёртая оболочка предположительно находится в «куче массивных обломков, обнаруженной на дне».

Операция «Хромовый купол»

Операция «Хромовый купол» была значительно сокращена после катастрофы над Паломаресом, и окончательно свёрнута после инцидента над Туле, поскольку затраты и риски, связанные с операцией, были переоценены как неприемлемые. Межконтинентальные баллистические ракеты наземного и морского базирования стали для США основным средством обеспечения ядерного паритета.

После катастроф над Паломаресом и Туле, в которых конвенциональный взрыв привёл к рассеиванию ядерных материалов, исследователи пришли к выводу, что взрывчатое вещество, использованное в конструкции бомб, недостаточно стабильно и не может выдержать условий авиакатастрофы. Также было установлено, что электрические контуры предохранительных устройств недостаточно надёжны, и при пожаре существует опасность короткого замыкания. Эти заключения послужили толчком к началу нового этапа исследовательских и конструкторских работ по повышению безопасности ядерного оружия.

Ливерморская национальная лаборатория разработала так называемый «Тест Сьюзан» (англ. Susan Test) для испытания взрывчатых веществ на устойчивость. Тест заключался в стрельбе специальным снарядом по образцу взрывчатки, помещённому на твёрдую металлическую поверхность. К 1979 году Лос-Аламосская национальная лаборатория разработала новую «низкочувствительную» бризантную взрывчатку для использования в ядерных устройствах. Рэй Киддер (англ.), американский физик и конструктор ядерного оружия, утверждал, что если во время катастроф в Паломаресе и Туле бомбы были бы оснащены новой взрывчаткой, взрывов бы не произошло.

Прошло 40 лет...

Пилот бомбардировщика Джон Хог спустя почти полвека после инцидента рассказал о произошедшем: "Ситуация вышла из под контроля. В кабине пилотов начался пожар, и через пять минут мы уже практически не контролировали машину. Впервые в жизни я вынужден был послать сигнал SOS". Еще один пилот разбившегося Б-52, Джо Ди-Амарио, свидетельствует: "У нас было всего несколько минут, чтобы дотянуть до военной базы в Туле [Гренландия], мы даже видели посадочные огни, но положение стремительно ухудшалось. Машину спасти не удалось".

Для местных жителей случившееся стало шоком. При падении самолета сдетонировали топливные баки. Свидетель катастрофы, наблюдавший падение самолета с берега, рассказал: "Я увидел взрыв. Вначале не было слышно ничего, но я увидел чудовищной силы взрыв". Еще один свидетель падения Б-52 поделился своими воспоминаниями об увиденном: "Мы сидели в баре. Это было обычное воскресное утро, когда пришли новости о том, что самолет с ядерными бомбами упал в океан, пробив льды. Люди испытали шок".

Сразу после авиакатастровы были снаряжены поисковые команды. С места катастрофы вывезли сотни тысяч кубометров радиоактивного снега и льда. Искали долго, на место падения бомбардировщика даже пришла подводная лодка. Были найдены и успешно обезврежены три ядерных заряда, однако четвертую бомбу найти так и не удалось, хотя официально было объявлено, что все последствия авиакатастрофы ликвидированы, бомбы найдены и подняты с морского дна.

Очевидец случившегося, местный житель, вспоминает: "Мы были молоды и были рады помочь американским военным. Они собирали остатки самолета и оборудования, погрузили все в контейнеры и отвезли на базу. Нам особо не рассказывали, как на самом деле обстоят дела".

Всех, кто принимал участие в спасательной операции, поблагодарили, а дело закрыли, убрав в архив под грифом "секретно" на долгие 40 лет. Теперь установленный законодательством США срок секретности истек, и стало ясно, что Гренландия последние 40 лет живет на ядерной бомбе.

В действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден. Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия. К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

"Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает - не быть раскрытым любой зарубежной стране)", - говорится в одном из документов, датированном июлем.

Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали различные технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы, как уран и плутоний.

И теперь, как отмечает ВВС, местные жители обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.


источники

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»