Cтавка на подводные дроны. Подводные дроны Что же собой представляет новинка

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В октябре 2017 года в структуре ВМФ США была сформирована первая эскадра подводных беспилотников UUVRON 1 (Unmanned Undersea Vehicle Squadron 1, то есть 1-я эскадра необитаемых подводных аппаратов).

Поскольку информации на порядок меньше, обсуждение подводных дронов осталось в тени крылатой ракеты, но, тем не менее, технологии в данном случае может быть даже более высокие, а история создания не менее насыщенная. О каком же таком дроне шла речь? Есть такая программа, как океанская многоцелевая система "Статус-6" (Kanyon по классификации НАТО).

Статус-6 – это дистанционно управляемый автоматический подводный робот или если хотите дрон, по-иноземному, несущий ядерное оружие мегатонного класса, обладающий компьютерным интеллектом и способный действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Максимальная скорость аппарата позволяет уйти от любой существующей на сегодня торпеды противника, при этом выбор скоростного режима и траектории маневрирование дрон осуществляет самостоятельно. "Статус-6" предназначен для поражения важных военных и экономических объектов противника в прибрежных районах и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения. "Статус-6" способен уничтожать базы ВМС или авианосные ударные группы. Разработка осуществлена АО "ЦКБ МТ "Рубин" (Россия). Статус-6 относится к глубоководным необитаемым подводным аппаратам (НПА), которые могут погружаться на глубину до 1000 метров и представляет собой по сути высокоскоростную торпеду с атомным реактором и ядерной боевой частью.

В России разработан и готовится к производству первый автономный подводный аппарат "Концепт-М", способный погружаться на глубину до тысячи метров. Роботизированный комплекс „Галтель“ прошел опытную эксплуатацию в районе порта Тартус в Сирии. Отзывы самые позитивные: по оценке Минобороны, он свою боевую задачу выполнил. В Тартусе на робот «Галтель» была возложена задача охранения кораблей, находившихся в районе порта. Он обследовал дно бухты и днища кораблей и судов обслуживания с целью нахождения мин, которые могли устанавливать диверсанты, а также неразорвавшихся снарядов. Перед погружением робота в него закладывалась программа, которую он отрабатывал под водой. Глубина погружения - 400 метров. Это означает, что дрон способен использоваться подводными лодками в открытом море, для которых это рабочая глубина. Запас хода - 100 км. За 12 часов непрерывной работы способен обследовать 4 кв.км. дна. В состав комплекса входят два автономных дрона. Это позволяет, поочередно их используя, проводить обследование дна непрерывно. Под водой робот ориентируется при помощи сонара. Он выдает сообщение о препятствиях, и «Галтель», меняя курс, их обходит, а затем опять выходит на заданный курс. Опытную эксплуатацию проходит еще один подводный аппарат, имеющий примерно такое же назначение как и «Галтель». Это разработанный в ЦКБ «Рубин» подводный автономный дрон «Клавесин». Он имеет некоторые отличия с точки зрения управляемости. В подводном положении «Клавесин» способен принимать по гидроакустическому каналу команды коррекции выполняемой программы. Этот дрон поосновательнее в отношении силовых характеристик. Его максимальная глубина погружения - 6000 метров, а дальность хода - 300 км. Подводная скорость - 3 узла. Длина аппарата - 5,8 м, диаметр - 0,9 м. Масса - 2500 кг. «Клавесин» решает более широкий круг задач, что обусловлено наличием помимо гидролокатора и фото/видеоаппаратуры еще и магнетометра, и датчиков температуры и электропроводности. «Клавесин» используется не только для инспекции акватории баз ВМФ, но и для разведывательных операций и исследовательских мероприятий. «Клавесин» был применен для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года авиалайнера Ту-134М. За несколько дней дрон провел сканирование и фотографирование около 1 млн. кв.м. дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики. В настоящий момент ЦКБ «Рубин» завершает создание модифицированного варианта «Клавесина» - «Клавесин-2Р-ПМ» - с улучшенными характеристиками. К другому классу подводных роботов относится создающийся на ЦКБ «Рубин» дрон «Суррогат». Он имеет солидные размеры по сравнению с «Клавесином» и «Галтелем» габариты: длина - 17 метров, водоизмещение - 40 тонн. Способен развивать скорость в 24 узла. Дальность хода - 600 миль, рабочая глубина - 600 метров. «Суррогат» предназначен для использования его в качестве условной мишени во время маневров и учений ВМФ.

А что же с дронами в НАТО и США: судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США. Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA. Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра" на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий». Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

В начале октября 2017-го Пентагон на условиях конкурса заказал компаниям Boeing и Lockheed Martin проектирование первых опытных образцов аппаратов Orca ("Косатка"). Сумма контрактов составила 43,2 и 42,3 миллиона долларов соответственно. Длина подводного беспилотника достигнет сорока метров, всего ВМС США намерены получить девять таких аппаратов. Среди главных требований к новой системе - повышенная автономность и способность действовать самостоятельно без постоянной связи с центром управления. Судя по имеющейся информации, радиус действия "Косатки" может достигать 12 тысяч километров, а автономность плавания несколько месяцев. В этих целях Boeing предлагает применить в силовой установке аппарата дизель-электрическую схему: электродвигатель и оборудование лодки будут питаться электричеством от аккумуляторов, которые будут периодически подзаряжаться дизель-генератором. То есть фактически дальность плавания аппарата будет ограничиваться лишь запасом дизельного топлива на борту. Американские ВМС рассматривают XLUUV в том числе и как средство борьбы с подводными лодками и нанесения ядерных ударов по наземным целям. Разработка "Косатки" активизировалась после того, как Пентагон впервые узнал о планах России по созданию необитаемого подводного аппарата "Статус-6", работа над проектами сверхбольшого подводного дрона Orca и его бортового беспилотника Hunter уже идет "стахановскими" темпами.

Приступили США к испытаниям и надводного дрона «Морской охотник», он оснащён дизельным двигателем и способен развивать скорость до 27 узлов - это примерно 50 км/ч. На скорости в 12 морских узлов судно может пройти около 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км) и находиться в автономном плавании до трёх месяцев. Одним из ключевых преимуществ «Охотника» военные считают дешевизну эксплуатации - на обслуживание морского дрона уйдёт $15-20 тыс. в сутки, когда на эксплуатацию обычного эскадренного эсминца требуется около $700 тыс. ежедневно. Навигация «Морского охотника» обеспечивается аппаратурой приёма спутниковых сигналов GPS и радиолокационными станциями, а также оптико-электронной системой. Кроме того, судно оборудовано станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системой компьютерного анализа выявленных целей и мощной системой связи для передачи собранных данных в центр. Уточняется, что характеристики имеющегося на борту гидроакустического комплекса позволят вести поиск не только подлодок, но и других объектов, например морских мин.

Россия обладает беспилотной подводной лодкой, способной нести крупнейший из существующих ядерных зарядов, утверждается в докладе Пентагона. О существовании субмарины-дрона с ядерным оружием слухи ходили уже давно, но просочившаяся в прессу информация из чернового варианта доклада Пентагона о ядерных арсеналах мира (Nuclear Posture Review) подтвердила этот факт. Доклад Пентагона предупреждает о решимости России продолжать наращивать свой ядерный потенциал на фоне его сокращения в США.

Подводный необитаемый аппарат способен нести заряд мощностью до 100 мегатонн. По данным «Ньюсуик» (), это самый мощный из ныне существующих ядерных зарядов. В черновом варианте доклада, впервые опубликованном «Хаффингтон пост» (), содержатся графические изображения средств доставки ядерных вооружений, разрабатывавшихся в США, России, Северной Корее и Китае с 2010 года.

В докладе говорится, что в то время как Россия «первоначально последовала примеру Америки» и сократила свои стратегические ядерные силы, при этом она сохранила многие из своих нестратегических ядерных вооружений, которые сейчас модернизируются. Также сообщается, что «помимо модернизации наследия ядерных систем эпохи СССР, Россия разрабатывает и разворачивает новые ядерные боеголовки и пусковые установки».

«Эти усилия включают в себя многократную модернизацию каждого элемента российской ядерной триады: стратегических бомбардировщиков, ракет морского базирования и ракет наземного базирования. Россия также разрабатывает как минимум две новые системы межконтинентальных вооружений: гиперзвуковой планирующий летательный аппарат и новую межконтинентальную ядерную автономную торпеду», — говорится в документе.

В прошлом месяце НАТО предупредила, что у нее есть «серьезная озабоченность» в отношении новой российской управляемой ракеты, которая якобы позволяет Москве в кратчайшие сроки нанести ядерный удар по Европе. По словам представителей НАТО, ее появление может нарушать Договор о ракетах средней дальности 1987 года. Москва опровергла заявления НАТО и США.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Дронами называют беспилотные устройства, управляемые дистанционно – это может быть летающий, плавающий или любой другой робот, контролируемый на расстоянии. Так например, подобные машины широко применяются гражданскими и военными саперами. Подводные же дроны в основном используются ученными и спасателями для изучения морских глубин.

Обычный человек тоже может обзавестись схожей «игрушкой» – самым распространённым товаром, обильно присутствующим на рынке, можно назвать разного рода мультикоптеры. Как правило, изделия снабжаются видеокамерами или другими сенсорами, помогающими контролировать выполняемые задачи.

Виды дронов

Подводные дроны не так распространены, как воздушные или наземные, однако, на момент 2015 года, технология активно развивается частными и военными компаниями, так-как в отличие от слабого и живого человека, механизм способен переносить более тяжелые нагрузки, а при поломке, его всегда можно отремонтировать, данную отрасль можно считать очень перспективной. Разумеется, современные модели далеки от совершенства, а их стоимость баснословно велика, впрочем, как и у любой новинки, появляющейся на рынке. Однако, уже сейчас есть достаточно эффективные изделия, позволяющие выполнять ряд сложных задач.

Все дистанционно управляемые подводные модели техники можно разделить на 3 большие категории:

  • военные дроны — служат для обезвреживания морских мин, патрулирования территории стоянки военных кораблей, для следовательских и спасательных целей при затоплении кораблей и иных объектов, представляющих ценность для военных
  • исследовательские — применяются научными экспедициями для исследования морских глубин, пещер, и иных геологических подводных образований, так же применяется для взятия образцов грунта и наблюдение за подводной биосферой.
  • промышленные — данный вид дронов используется в основном для обслуживания подводных элементов сооружений и коммуникаций.

Гражданский подводный дрон Trident

На данный момент, компания OpenROV активно продвигает свой вариант подводного дрона – именно его стоит выделить, как наиболее продвинутое изделие, доступное обычным людям. Устройство получило гордое название «Trident» (Трезубец). Трезубец считается самым быстрым роботом, он развивает скорость, сравнимую со скоростью 8 кратного олимпийского чемпиона по плаванию, Майкла Фелпса – да, именно такие характеристики привели сами разработчики устройства.

Еще одна отличительная черта модели – это высокая маневренность, позволяющая останавливать и разворачивать ее в считаные секунды. Подобные качества могут пригодиться в экстремальных ситуациях, например, при необходимости быстро обнаружить утонувшего человека или увернуться от столкновения. Дэвид Ланг и Эрик Стэкпол, изобрётшие предмет обсуждения, проводили успешный эксперимент по подключению контроллера от игровой приставки PlayStation 4, выводя потоковое видео на монитор и ВР очки от Google.

Что касается глубины погружения, то она превышает стометровую отметку, допустимую для обычного человека. Создатели уже провели исследования нескольких глубоководных областей, в частности, проект родился, как желание двух друзей проверить правдивость древней легенды, которая гласила, что в 1800 году, в Калифорнии, группа коренных американцев спрятала энное количество золота на большой глубине. Данное событие получило резонанс в СМИ, и было освящено в USA Today.

На сегодняшний день, есть беспроводные и проводные варианты. Одна из отличительных черт проекта – это отрытый исходный код. По сути, любой инженер может использовать чертежи, находящиеся на сайте, чтобы собрать себе свой собственный Трезубец, из-за чего, развитие технологии стало трудно отслеживаемым процессом, так-как неизвестно, какое количество модификаций существует в мире. Для остальных, продукт продается здесь же, по цене в 849$.

Практическое применение подводных дронов

На вооружении армии США уже давно используются разного рода беспилотные машины. Как правило, подводные варианты призваны проводить разведку местности, обнаруживать вражеские подводные лодки, либо работать с минами. Однако, в гражданской среде, устройства имеют куда больший потенциал для применения. Роботы в значительной степени способны облегчить научно-исследовательские проекты, связанные с изучением труднодоступных областей океана, небольших пещер, в которые человеку попросту не пройти. Десятки исследователей применили на практике изделие от OpenROV – на официальном сайте компании даже имеется раздел, посвященный проведенным работам, с отметками областей на карте.

Еще одна перспективная отрасль – это обучение. В одном из интервью, Дэвид Ланг, основатель компании OpenROV, заявил, что с нетерпением ждет день, когда любой школьник сможет посмотреть на содержимое океана не выходя из классной комнаты. Естествознание, биология, история – это лишь малая часть наук, в которые внесут вклад подобные технологии.

Ремонт и обслуживание техники, находящейся под глубинами. Как правило, это кабели и транспортные трубы. Добраться до них довольно сложно и дорого. В экстремальных ситуациях, использование управляемого робота – это идеальный вариант для выявления неполадок и повреждений.

Подводные дроны в военной промышленности

В 2014 году, ВМС США провели более 20 тестирований беспилотных боевых субмарин. По заявлениям министерства обороны, практически все испытания были провалены по вине несовершенства изделий, произведенных компанией Lockheed Martin, являющейся одним из крупнейших американских подрядчиков. Основная задача трутней была в безопасном подрыве мин, однако, в процессе испытаний постоянно встречались неполадки в системе дистанционного управления. В тоже время, как заявил Джо Догерти, являющийся пресс-секретарем Lockheed, на данный момент их систему можно считать самой совершенной в мире, вдобавок отметил, что при тестировании дронов, представители ВМС превышали допустимые ограничения для устройства.

Правительство США собиралось выделить 864 млн. долларов на закупку подводных беспилотных боевых машин, но череда неудач, тянущаяся с 2010 года ставит под вопрос дальнейшее финансирование программы и существование дронов в том виде, в коем они есть сейчас.

Промышленные подводные роботы

Прокладка оптоволоконных сетей на дне океана, по которым проходит 90% интернет-траффика в мире, осуществляется с помощью специальных механизмов. По сути, это автономные роботы, выполняющие заранее заложенные в них задачи. Частично, они контролируются операторами с кораблей, однако, большая часть работы делается по программе, вложенной заранее. Подобные устройства нельзя назвать полноценными беспилотниками, так-как по сути, это просто машина, вроде тех, что занимаются сборкой автомобилей или телевизоров на заводах. Взглянув под другим углом, их можно смело назвать отцами современных подводных дронов, этакими родоначальниками движения, вдохновителями.

Такие машины оснащены которые имеют 6 степеней свободы и заканчиваются либо захватами, либо насадкой для конкретной операции, такой как сварочный электрод или отрезные ножницы. Самый пожалуй знаменитый и успешно используемый робот — это робот sawfish (рыба пила). Задача робота срубать деревья, которые были когда то затоплены. Срезает он их цепной пилой (длина ее 1,5 метра) Перед тем как срезать, робот вкручивает в ствол дерева на расстоянии 15см от среза воздушный баллон, который и выносит дерево на поверхность. Управляемый аппарат оператором через кабель с поверхности водоема, через кабель (длиной 200 метров) же поступает питание для всех систем.

Проблемы и недостатки подводных дронов

По заявлению профессора George A. Bekey, специализирующегося в компьютерных науках, электротехнике и биомедицинской инженерии, в отличии от наземных и воздушных беспилотников, у их подводных собратьев огромные проблемы с обеспечением стабильной связи. Это связано с присутствием воды вокруг устройства, сильно искажающей сигнал. Вдобавок, на момент 2012 года, у ВМС США не было приемлемого источника питания, способного эффективно работать на протяжении длительного времени. Именно в 2012 году, военно-морской флот делает упор на разработку техники, способной выполнять более одной задачи за раз, но как уже было написано выше, проекты сталкиваются все с теми же, навигационными проблемами.

Выводы

Глядя на современные достижения в роботостроении, становиться понятно, что подводные дроны далеки от своих наземных и воздушных собратьев. В тоже время, можно с уверенностью сказать, что при нынешней скорости развития технологий, человечество ждет множество достижений в данной области. На пути к совершенству и эффективности всегда возникает много сложностей, но обернувшись на историю, становиться ясно, что непреодолимых преград нет, и всегда находятся люди, способные сломать стереотипы и сделать верный шаг по направлению к успеху.

Каковы будут возможности беспилотных машин через 10 лет? Уже сейчас активно разрабатываются способы использования дронов для ремонта техники и добычи ценных ресурсов, и хоть пока без человека не обойтись, возможно, нашим потомкам не придется рисковать собственной жизнью, работая в опасных условиях.

"Просто фантастика", "ничего подобного в мире нет". Так в ежегодном Послании Федеральному Собранию Владимир Путин охарактеризовал новейшие разработки российского оборонно-промышленного комплекса. А отечественных оружейников глава государства назвал "героями нашего времени".

Старший брат "Сатаны"

Для начала президент привел немного статистики. Так, на вооружение российских РВСН поступили 80 новых межконтинентальных баллистических ракет, 102 МБР для подводных лодок, а с ними 3 стратегических субмарины проекта "Борей". Плюс количество высокоточных крылатых ракет выросло более чем в 30 раз, а число носителей для этого оружия - в 12 раз.

Что касается разработки новых ракет для отечественного "ядерного щита", то на подходе перспективная МБР "Сармат". Она способна поразить цель в любой точке мира. Причем, если сейчас российские баллистические ракеты летают только через Северный ледовитый океан, то "Сармат" может добраться до цели и с неожиданного направления: с Южного полюса. Кроме того, ракета оснащена самым современным комплексом прорыва противоракетной обороны.

Их не догонят

Сенсационное заявление президента: в арсенале российской армии уже есть гиперзвуковое оружие. Испытания перспективного авиационного комплекса "Кинжал", который летает в 10 раз быстрее звука, завершены. С 1 декабря прошлого года ракета проходит опытно-боевую эксплуатацию в войсках Южного военного округа.


Смотреть видео

"Кинжал" способен поразить цель на расстоянии более 2 тысяч километров обычной или ядерной боеголовкой. Причем системы ПВО и ПРО ему не страшны, так как их ракеты просто не угонятся за гиперзвуковым оружием.

И тем более никакая ПРО не догонит планирующий крылатый боевой блок. Он вдвое быстрее "Кинжала" и развивает скорость до 20 Махов. В плотных слоях атмосферы летательный аппарат разогревается до 2 тысяч градусов по Цельсию. Однако новейшие композитные материалы, разработанные отечественными специалистами, не дают ему разрушиться.

Ракета-стайер

Еще одна российская ракета, о которой рассказал Владимир Путин, фантастической скоростью похвастаться не может. Ее конек - "бег на длинные дистанции". Точнее сказать, на неограниченные, так как вместо традиционного химического двигателя она оснащена ядерной силовой установкой. Успешные испытания ракеты-стайера прошли в 2017 году.


Смотреть видео

Появление подобной технологии позволяет создать абсолютно новое стратегическое оружие. Оно сможет находиться в воздухе бесконечно долго, лететь по непредсказуемой траектории в любую точку мира и ударить с самого неожиданного направления. Если на пути ракеты попадется вражеская система ПРО, она просто ее облетит. Топлива хватит.

Межконтинентальные стратегические роботы

Быстрее, глубже, дальше - вот главные отличительные черты перспективных беспилотных субмарин. Президент рассказал, что подводные дроны способны нести как обычные боеголовки, так и ядерные. Поэтому их можно использовать для уничтожения любых целей: от целых авианесущих ударных групп до портов и береговых баз.


Смотреть видео

В 2017 году завершены испытания компактного ядерного реактора, который будет снабжать энергией перспективные беспилотники. Он получился в 100 раз меньше, чем силовые установки обычных подводных лодок, и в 200 раз быстрее набирает максимальную мощность.

Лучи смерти


Смотреть видео

И, наконец, вполне ожидаемое событие - российские вооруженные силы получают боевые лазеры, объявил Владимир Путин. Поставки начались в 2017 году. Других подробностей о лучевых пушках глава государства раскрывать не стал. Уточнил только, что появление лазерного оружия в армии существенно расширит возможности России при обеспечении собственной безопасности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»