Богоматерь римская. Лиддская икона божией матери

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Про-по-вед-ни-че-ская де-я-тель-ность св. апо-сто-лов Пет-ра и Иоан-на Бо-го-сло-ва, до их от-ше-ствия на про-по-ведь Еван-ге-лия вне пре-де-лов Па-ле-сти-ны, со-сре-до-то-чи-ва-лась глав-ным об-ра-зом в го-ро-дах, близ-ких к Иеру-са-ли-му. Меж-ду про-чим они по-се-ти-ли и го-род Лид-ду, на-зван-ный впо-след-ствии Ди-оспо-лем. Там они мно-гих об-ра-ти-ли ко Хри-сту и воз-двиг-ли храм во имя Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри. В то вре-мя го-не-ние на хри-сти-ан, по-сле уби-е-ния св. ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, на вре-мя пре-кра-ти-лось. Ти-ве-рий ке-сарь, слы-шав-ший мно-гое о Хри-сте, да-же за-пре-тил пре-сле-до-вать хри-сти-ан, о чем и упо-ми-на-ет-ся в кни-ге Де-я-ний: «Церк-ви же по всей Иудеи, и Га-ли-леи, и Са-ма-рии име-я-ху мир, и бя-ше той мир до кон-чи-ны Ти-ве-ри-е-вы» ().

Устро-ив об-ще-ство но-вых хри-сти-ан в Лид-де, апо-сто-лы вер-ну-лись в Иеру-са-лим и умо-ля-ли Бо-го-ма-терь прид-ти в Лид-ду, по-смот-реть храм и бла-го-сло-вить его. Де-ва Ма-рия на это от-ве-ча-ла им:

— Иди-те с ра-до-стию: Я бу-ду там с ва-ми.

Апо-сто-лы вер-ну-лись в Лиддский храм и в нем на од-ном из стол-пов его уви-де-ли изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри, сде-лан-ное не че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми. Лик Ее и одеж-ды бы-ли изо-бра-же-ны со-вер-шен-но сход-но с дей-стви-тель-но-стью.

В IV ве-ке рим-ский им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник, воз-двиг-ший го-не-ния на цер-ковь Хри-сто-ву, по-слал в Лид-ду сво-е-го срод-ни-ка для уни-что-же-ния неру-ко-тво-рен-но-го об-ра-за Бо-го-ма-те-ри. Ка-ме-но-сеч-цы раз-лич-ны-ми ору-ди-я-ми пы-та-лись сте-сать и вы-ру-бить это изо-бра-же-ние, но крас-ки лишь глуб-же вре-зы-ва-лись внутрь стол-ба. Это при-ну-ди-ло их оста-вить свою без-успеш-ную ра-бо-ту.

Весть об этом чу-де и о дру-гих бес-чис-лен-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны быст-ро рас-про-стра-ни-лась по всем кон-цам все-лен-ной, и ото-всю-ду в Лид-ду ста-ли сте-кать-ся ве-ру-ю-щие для по-кло-не-ния неру-ко-тво-рен-но-му об-ра-зу Бо-го-ма-те-ри.

В VIII ве-ке Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Гер-ман (714-730 гг.), преж-де чем при-нять пат-ри-ар-ше-ство, при-был в Иеру-са-лим на по-кло-не-ние Гро-бу Гос-под-ню и, по-се-тив Лид-ду, при-ка-зал снять спи-сок с неру-ко-тво-рен-но-го об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри на дос-ке. Этот спи-сок он при-вез в Кон-стан-ти-но-поль и хра-нил его, как дра-го-цен-ную свя-ты-ню, мо-лясь пред ним еже-днев-но. Ко-гда вспых-ну-ла ересь ико-но-бор-че-ская, пат-ри-арх Гер-ман был низ-ло-жен со сво-ей ка-фед-ры и с бес-че-сти-ем из-гнан из хра-ма ере-ти-ка-ми за свою рев-ност-ную за-щи-ту ико-но-по-чи-та-ния.

Рас-ска-зы-ва-ют, что во вре-мя сво-е-го из-гна-ния пат-ри-арх по-чув-ство-вал свою ско-рую кон-чи-ну. Он, на-пи-сав пись-мо к па-пе Рим-ско-му Гри-го-рию и вло-жив его в дос-ку ико-ны, пу-стил са-мую ико-ну в мо-ре и со мно-ги-ми сле-за-ми вос-клик-нул:

— Гря-ди, Вла-ды-чи-це, и спа-сай-ся ныне не от Иро-да в Еги-пет, но от зве-ро-име-ни-то-го вра-га (ра-зу-ме-ет-ся Гре-че-ский им-пе-ра-тор ико-но-бо-рец Лев Ис-ав-ря-нин) в Рим к бла-го-че-сти-вым, дабы там укрыть-ся с Пред-веч-ным Мла-ден-цем от мер-зост-ных рук ико-но-бор-че-ских; прейди сие мо-ре ве-ли-кое и про-стран-ное пла-ва-ни-ем без-бед-ным.

На дру-гой день ико-на чу-дес-ным об-ра-зом до-стиг-ла Ри-ма. Па-па св. Гри-го-рий II (715-731 гг.) в ту же ночь был свы-ше из-ве-щен о ее при-бы-тии. На утро он вы-шел вме-сте с ду-хо-вен-ством сво-им на бе-рег мо-ря и уви-дел ико-ну Бо-го-ма-те-ри сто-я-щей на во-де при устье ре-ки Тиб-ра. Ико-на неви-ди-мой си-лой бы-ла под-ня-та и опу-ще-на на про-стер-тые ру-ки па-пы. С ве-ли-кой ра-до-стью св. Гри-го-рий по-нес об-раз в го-род, раз-мыш-ляя и удив-ля-ясь чуд-ным де-лам Бо-жи-им. Но он был еще бо-лее удив-лен, ко-гда на-шел пись-мо св. Гер-ма-на и из него узнал, что ико-на пу-ще-на на во-ду толь-ко на-ка-нуне. Ико-на тор-же-ствен-но бы-ла вне-се-на в цер-ковь св. Пет-ра и по-став-ле-на внут-ри ал-та-ря. Здесь Вла-ды-чи-ца по-да-ва-ла через Свой об-раз нема-ло чу-дес-ных ис-це-ле-ний.

Через сто с лиш-ком лет на Во-сто-ке бы-ло вос-ста-нов-ле-но ико-но-по-чи-та-ние и ересь бы-ла при им-пе-ра-то-ре Ми-ха-и-ле (842-867 гг.) окон-ча-тель-но по-беж-де-на. В это вре-мя жи-те-ли Ри-ма бы-ли встре-во-же-ны и удив-ле-ны неод-но-крат-ны-ми ко-ле-ба-ни-я-ми ико-ны Бо-го-ма-те-ри. Во вре-мя од-но-го слу-же-ния па-пы Сер-гия (844-847 гг.) ико-на осо-бен-но силь-но за-ко-ле-ба-лась. По-том на ви-ду всех она сня-лась с сво-е-го ме-ста и над го-ло-ва-ми ве-ру-ю-щих вы-шла из церк-ви. На-род во гла-ве с па-пой со скор-бью про-во-дил свя-тую ико-ну. Меж-ду тем, чу-до-твор-ный об-раз спу-стил-ся на во-ды ре-ки Тиб-ра и по-плыл по мо-рю. То-гда па-па Сер-гий со сле-за-ми возо-пил:

— Увы нам, о Ца-ри-ца и Гос-по-жа! Ку-да от-хо-дишь Ты от нас! Бо-им-ся, как бы и нас не по-стиг-ла ико-но-бор-че-ская ересь, по при-чине ко-то-рой Ты уда-ли-лась из Кон-стан-ти-но-по-ля; и не по-се-му ли са-мо-му Ты уда-ля-ешь-ся из Ри-ма? О, Все-мо-гу-щая, до-ко-ле не укро-тишь ере-ти-че-ской бу-ри, воз-му-ща-ю-щей цер-ковь Хри-сто-ву?

Дол-го рим-ляне смот-ре-ли вслед за уда-ля-ю-ще-ю-ся ико-ной и разо-шлись толь-ко то-гда, ко-гда она со-вер-шен-но скры-лась с глаз. Па-па Сер-гий при-ка-зал за-пи-сать это чу-до.

Св. ико-на вско-ре при-бы-ла в Ца-рь-град и оста-но-ви-лась у при-ста-ни про-тив цар-ских па-лат. Там взя-ли ее и при-нес-ли к ца-ри-це Фе-о-до-ре. У всех бы-ла мысль, что это од-на из тех икон, ко-то-рые бы-ли бро-ше-ны ико-но-бор-ца-ми в мо-ре с при-вя-зан-ны-ми к ним кам-ня-ми. При-вя-зан-ный ка-мень, оче-вид-но, ото-рвал-ся, и ико-на всплы-ла на-верх.

Меж-ду тем, им-пе-ра-тор Ми-ха-ил и пат-ри-арх Ме-фо-дий (842-846 гг.) от-пра-ви-ли в Рим по-слов с из-ве-сти-ем о со-сто-яв-шем-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле по-мест-ном со-бо-ре, вос-ста-но-вив-шем ико-но-по-чи-та-ние. Вер-нув-ши-е-ся из Ри-ма по-слы рас-ска-за-ли им-пе-ра-то-ру и пат-ри-ар-ху о чу-дес-ном уда-ле-нии ико-ны Бо-го-ма-те-ри из рим-ско-го хра-ма свя-то-го Пет-ра. То-гда вспом-ни-ли о недав-но об-ре-тен-ной у цар-ских па-лат иконе, и у всех неволь-но воз-ник во-прос: из Ри-ма ли она при-плы-ла? Этот важ-ный для ве-ру-ю-щих во-прос был раз-ре-шен рим-ски-ми по-сла-ми, при-быв-ши-ми от па-пы к им-пе-ра-то-ру и пат-ри-ар-ху в Кон-стан-ти-но-поль. Ко-гда им по-ка-за-ли эту ико-ну, они тот-час же не ко-леб-лясь за-яви-ли, что это имен-но и есть тот са-мый об-раз Бо-го-ма-те-ри, ко-то-рый не так дав-но чу-дес-ным об-ра-зом уда-лил-ся из Ри-ма.

То-гда пат-ри-арх во гла-ве с сво-им ду-хо-вен-ством и в со-про-вож-де-нии им-пе-ра-то-ра и его са-нов-ни-ков тор-же-ствен-но пе-ре-нес об-раз Вла-ды-чи-цы из цар-ских па-лат на пло-щадь Хал-ко-пра-тию и там по-ста-вил в хра-ме Бо-го-ро-ди-цы.

С это-го вре-ме-ни этот чу-до-твор-ный об-раз стал на-зы-вать-ся Рим-ским, и ему уста-нов-ле-но бы-ло празд-но-ва-ние 26 июня, то-гда как Лиддской иконе Бо-го-ма-те-ри празд-но-ва-ли 12 мар-та.

Пре-да-ние го-во-рит, что в Лид-де был еще и дру-гой неру-ко-тво-рен-ный об-раз Бо-го-ма-те-ри. На-хо-дил-ся там он в хра-ме, ко-то-рый был воз-двиг-нут Эне-ем, по-лу-чив-шим ис-це-ле-ние от ап. Пет-ра (). Ко-гда иудеи и языч-ни-ки хо-те-ли от-нять этот храм у хри-сти-ан, он по при-ка-за-нию пра-ви-те-ля был за-перт на три дня, чтобы яви-лось зна-ме-ние для раз-ре-ше-ния спо-ра. Через три дня храм от-кры-ли и уви-де-ли в нем неру-ко-тво-рен-ное изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри.

Сегодня день Лиддской нерукотворной (в Лидде на столпе) иконы Божией матери! Предлагаем вам прочесть историю этой чудотворной иконы!

Лиддская икона Божией Матери

Когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа в городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Во время правления императора Юлиана Отступника (361 г. — 363 г.) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия, которая была увезена в Рим и также получила чудотворную силу.

Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32 — 35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией,

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829 г. — 842 г.). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912 г. — 959 г.) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

Икона Божией Матери Лиддская

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

С. И. Фудель

Наш рассказ - об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы - в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

Кондак

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.



08 / 07 / 2005

чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. ἡ Ρωμαία); празднование иконе установили 8 сент. (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня.

Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. (Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой (Кулаковский. 1928. С. 474).

Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков (Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII - нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ).

Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. (Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. № 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют).

Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и.

С. П. Заиграйкина

Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и.

известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери. Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания...», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания...»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12. Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля.

Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. (Самойлова. 2007. С. 13).

С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери (Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы. Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания...» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание...» (Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания...» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ).

Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен (Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) (Чинякова. 2009. С. 20).

М. В. Вилкова

Лит.:Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни // Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954; Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436; Grabar A. Découverte à Rome d"une icône de la Vierge à l"encaustique // Idem. L"ârt de la fin de l"Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534; Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979; Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм) // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86; Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея // ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180; она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226; София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. № 50; Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля // Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175; Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской // Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37; Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря // ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226; она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в. // Вестн. РГГУ. М., 2007. № 10. С. 230-237; Самойлова Т. Е. Царская твердыня // Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. С. 11-30; Рус. икона XV-XIX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009; Чинякова Г. П. «Римская» икона Пресв. Богородицы из храма во имя св. Григория Неокессарийского, что на Б. Полянке: Собр. ГТГ. М., 2009; Цицинова О. А. Иконогр. особенности живописной рамы иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» посл. четв. XVI в. // Годуновское искусство: Тез. науч. конф. ГММК. М., 2015 (в печати).

Празднование Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери 25 марта (12 марта ст.ст.)
Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию,апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди

Увидели на одном из его столпов чудесным образом появившееся изображение Пречистой Богородицы с Младенцем на левой руке – так, как Она позже стала писаться на большинстве Своих образов.
Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).

Через триста лет, при римском императоре Юлиане Отступнике, который начал гонения на иконы, в Лидду были посланы каменотесы для уничтожения чтимого образа Богородицы. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворной иконе Богородицы (*1).

Последние сведения о Лиддском образе, относящиеся к ее чудотворениям, восходят к XI веку. О дальнейшей судьбе этой иконы ничего не известно. Празднование явленной на столпе иконе Лиддской Богоматери совершается 12/25 марта.

В VIII веке святой Герман, будущий патриарх Констатинопольский, отправился в Палестину, чтобы посетить наиболее прославленные места святой земли. Побывав в Иерусалиме и поклонившись гробу Господню, он прибыл затем и в Лидду. Здесь он поручил одному иконописцу сделать на доске точный список иконы, и, взяв его с собой в Царьград, всегда хранил при себе и совершал перед ним ежедневное моление.

Патриарх Герман опускает в море Лиддскую икону Богородицы,
чтобы спасти её от иконоборцев

Во времена гонений патриарх Герман был низложен как ревностный защитник икон императором Львом Исавром. В изгнании, предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и доверил ее морским волнам со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым христианам». Уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима, остановившись в устье реки Тибр. Папа Григорий II, извещенный об этом в сонном видении, отправился в сретение иконы со всем клиром и, приняв на руки шествовавшую по водам святыню, поставил в алтаре собора Святого Петра. Спустя некоторое время папа получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какой именно образ приняли итальянские берега. В скором времени чудесные исцеления привлекли к иконе множество паломников.

В 842 году, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима были встревожены неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из патриаршьих богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Это чудо изумило и устрашило римлян, принявших его за предзнаменование гнева Божия и опасавшихся, не постигнет ли и их такое же гонение от иконоборцев или других беззаконников, какое было в Константинополе, и из-за которого отплыла оттуда святая икона.

Между тем, после своего отшествия из Рима, святая икона прибыла в Царьград и пристала к гавани близ царских палат. Здесь она была обретена благочестивыми людьми и принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, которая сначала решила, что это один из образов, утопленных во времена иконоборчества.

Вскоре после этого от благоверного царя Михаила и от святейшего патриарха Мефодия были отправлены в Рим нарочитые послы из лиц духовного и светского звания с грамотами к папе, содержавших приглашение в Константинополь на собор для рассмотрения и осуждения иконоборческой ереси. Достигнув Рима и вручив папе грамоты, посланники узнали о чуде от иконы Пресвятой Богородицы, как она, поднявшись с места, на котором стояла, отплыла из Рима. Записав все эти чудесные события, они отметили день отшествия иконы из Рима и потом, прибыв в Константинополь, рассказали обо всем слышанном. Скоро и в Константинополь прибыли особые посланники от папы, которые тотчас узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он совсем недавно удалился из города.

С большой радостью о вновь обретенной царьградской святыне Константинопольский патриарх в сопровождении духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно поставил образ в храме Богородицы на площади Халкопратия. С этих пор икона Лиддской Божией Матери носит еще и наименование Римской с установлением ей особого празднования 26 июня / 9 июля.

Лиддская икона Божией Матери представляет собой распространенный иконографический тип Богородицы Одигитрии. Отличительная особенность этого образа в том, что десницы Спасителя и Его Матери соприкасаются, причем Богородица словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Чтимый список Лиддской иконы Божией Матери до революции находился в Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре. Эта икона была принесена в обитель в 1588 году ее строителем, старцем Варламом. В 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике.

В 2001 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в мастерской Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры был создан список с чтимой святыни Борисо-Глебской обители в ее меру и подобие. Он имеет также лицевое сказание о истории иконы и ее чудесах. Этот новый список, достаточно высокого художественного уровня, с сохранением древних традиций русской иконы, написанный с благоговением и молитвой, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители - Лиддской иконы Пресвятой Богородицы.
В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля.

Примечания:

*1 По преданию, существовал еще один Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя он был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.
Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»