Американский школьный стрелок. Стрельба в школах: от индейцев до Колумбайна

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они - ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких […] Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги […] анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа […]»

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак» .

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

5 октября 2017, 22:33


Эрик Дэ́вид Ха́ррис (англ. Eric David Harris , 9 апреля 1981 - 20 апреля 1999) и Ди́лан Бе́ннет Кли́болд (англ. Dylan Bennet Klebold , 11 сентября 1981 - 20 апреля 1999) - два одиннадцатиклассника, которые устроили массовое убийство в школе «Колумбайн». 13 человек были убиты и 23 ранены. Три человека были также ранены, когда попытались убежать. В конечном итоге 18-летний Харрис и 17-летний Клиболд совершили самоубийство на месте преступления.

Эрик Дэвид Харрис родился в Уичито в Канзасе у Уэйна Нельсона Харриса и Кэтрин Энн Пул. У него был старший на три года брат Кевин. Отец был пилотом транспорта Военно-воздушных сил США, мать - домохозяйкой. Из-за профессии Уэйна Харрисы часто переезжали, и в июле 1993 Харрисы переехали из Платтсбурга, штат Нью-Йорк, в Литлтон, штат Колорадо, когда Уэйн Харрис ушёл в принудительную отставку из-за сокращений штата.

Здесь в течение первых трёх лет Харрисы жили в арендованном помещении. Уэйн тогда устроился на работу в Корпорацию услуг безопасности полётов Энглвуда, а Кэтрин начала работать поставщиком ейтеринга. Старший брат Эрика Кевин пошёл в Колорадский Университет в Боулдере, а сам Эрик пошёл в среднюю школу «Кен-Кэрил», где в седьмом или восьмом классе встретил Дилана Клиболда. В 1996 Харрисы наконец купили за 180 000 $ дом к югу от Старшей школы «Колумбайн», которую Эрик начал посещать за год до этого. Недалеко от Харрисов жил Брукс Браун, с которым Эрик познакомился в школьном автобусе, и который с первого класса дружил с Диланом Клиболдом.

Дилан Беннет Клиболд родился в Лэйквуде в Колорадо у Томаса Эрнста Клиболда и Сьюзен Френсис Яссенофф. У него был старший на четыре года брат Байрон Джейкоб. Как и Байрон, Дилан был назван в честь известного поэта (Байрон был назван в честь английского поэта-романтика Джорджа Байрона, а в случае Дилана это был валлийский поэт Дилан Томас). Отец Дилана был геофизиком, занимающимся недвижимостью, мать работала в Колорадо с инвалидами. Оба посещали Лютеранскую церковь, и Дилан вместе с Байроном прошли конфирмацию в соответствии с Лютеранской традицией. Дома семья соблюдала некоторые ритуалы в соответствии с еврейским происхождением Сьюзен, чей дедушка, Лео Яссенофф, был влиятельным строителем и филантропом (и даже построил еврейское помещение для проведения культурных и общественных мероприятий в Коламбусе в Огайо, откуда Томас и Сьюзен были родом). Родители Томаса Клиболда умерли рано, и он был воспитан братом, старшим его на 18 лет.

В 1990 семья Клиболд поселилась в Каньоне Дир-Крик на юге Лейквуда, где Дилан ходил в Начальную школу «Норманди» с первого по второй класс, а затем перешёл в Начальную школу «Говернёрс-Ранч», где он входил в группу «CHIPS» («Challenging High Intellectual Potential Students » - группа высокоодарённых и способных учеников). Где-то в этот период он встретил Брукса Брауна. Позже, во время следствия, его родители вспоминали, что в «Говернёрс-Ранч» Дилан чувствовал себя несколько забитым, и поэтому они полагают, что переход в среднюю школу «Кен-Кэрил» (где Дилан встретил Эрика Харриса) оказался для Дилана весьма трудным, так как он был тихим и застенчивым и поэтому не сумел прижиться в новом коллективе.

Но поскольку переход из начальной школы в среднюю является трудным для большинства американских подростков, то Томас и Сьюзен не заостряли на этом особого внимания. Все друзья и знакомые семьи Клиболд всегда описывали Дилана только с положительных сторон: тихий одиночка, застенчивый парень, имеющий хорошее чувство юмора. В сценах домашнего документального видео, на котором юноши разрабатывали свои предполагаемые теракты, видно, что Клиболд всё время обрывает свои реплики из-за того, что не может удержаться от смеха. Его родители вспоминали, что Дилан никогда при них не проявлял никаких признаков агрессии.

В 1995 году Дилан, Эрик, Брукс и их четвёртый друг Натан Дайкмен (с которым Эрик познакомился на уроке испанского) пошли в старшую школу «Колумбайн», в которой незадолго до этого был проведён ремонт за пятнадцать миллионов долларов, и ребята стали первыми девятиклассниками, увидевшими новую отделку школы, в том числе и отремонтированный кафетерий.

Старшая школа

В «Колумбайн» Клиболд активно работал в школьном театре как осветитель и звукооператор, и одновременно был помощником в компьютерном классе, где помогал поддерживать школьный сервер.

Согласно ранним отчётам расследования, Харрис и Клиболд не были в «Колумбайне» особо популярными и довольно часто подвергались задиранию. В конечном счёте они сами начали запугивать других учеников - из их дневников известно, что это были ученики младших классов и те, кого подозревали в нетрадиционной ориентации. Согласно некоторым свидетельствам, Харрис и Клиболд были членами школьный группы, которая называла себя «Trenchcoat Mafia», хотя какой-либо специфической связи с группой они не имели и на групповой фотографии «Mafia Trench Сoat» в ежегоднике «Колумбайн» за 1998 год не запечатлены. Тем не менее отец Харриса 20 апреля 1999 в звонках 9-1-1 упомянул, что его сын действительно был «членом того, что они называют „Trenchcoat Mafia“», хотя, как уже было сказано, их связь с группой была в целом поверхностной.

Вскоре после того, как они стали друзьями, Харрис и Клиболд связали их персональные компьютеры в одну сеть и играли в множество игр по Сети. Харрис создал ряд уровней для игры «Doom», которые позже стали известны, как уровни Harris. В Интернете Харрис пользовался ником «REB» (сокращённо от «Мятежник» (англ. Rebel )) и другими псевдонимами, включая «Rebldomakr», «Rebdoomer» и «Rebdomine». Клиболд же использовал такие ники, как «VoDKa» и «VoDkA» (где буквы «DK» были инициалами). У Харриса были различные веб-сайты, на которых он создавал самодельные уровни «Doom» и «Duke Nukem 3D», в которые можно было играть в онлайновом режиме. Постепенно на этих сайтах появились открытые угрозы Харриса для людей его сетевого окружения и мира вообще. Когда Клиболд и Харрис начали экспериментировать с самодельными бомбами, они стали выставлять результаты взрывов на этих веб-сайтах

За три дня до стрельбы в субботу 17 апреля Клиболд посетил вечерний школьный бал, где его спутницей была их одноклассница Робин Андерсон (с которой Дилан познакомился за несколько лет до этого на Рождественской вечеринке), однако она присутствовала с ним не как его девушка, а как его друг. Позже Андерсон похвасталась одному знакомому парню:

«Я уговорила моего друга Дилана, который ненавидит танцы, спортсменов и никогда не имел свиданий, не говоря уже о девушке, пойти со мной! Или я действительно симпатична или просто очень настойчива.

Натан Дайкмен позже вспоминал, что Дилан вёл себя в тот вечер более, чем нормально, и даже строил неплохие планы относительно своего будущего. В частности, он говорил, что собирается поступать в колледж в Аризоне (25 марта Клиболды ездили туда, чтобы посмотреть Дилану комнату в университетском общежитии). Харрис в тот вечерний променад остался не у дел. Его знакомые вспоминали, что он попытался пригласить нескольких девочек, но все отклонили его приглашение. В конечном счёте он запланировал провести это время со Сьюзен Дьюитт. Она пришла к нему домой, где они посмотрели кино, после чего он пригласил её на послепроменадную вечеринку, но она тоже отказалась и ушла к себе домой, а Харрис встретил своих друзей на вечеринке один. О его отношениях с девушками так же известно то, что в первый же год в «Колумбайн» он познакомился в немецком классе с Тиффани Тайпер и в первый же день знакомства вызвался проводить её до дома. Это была их единственная встреча и когда она в следующий раз отказалась пойти вместе с ним, он разыграл ложное самоубийство, расплескав вокруг себя бутафорскую кровь. Позже в её ежегоднике он напишет по-немецки «Ich bin Gott» (рус. Я - Бог ).

анкета Харриса

В первый год в «Колумбайн» ребята начали работать в «Блэкджек Пицца», месте, где их коллега Филипп Дюран позже представит их Марку Мейнсу, у которого они купят часть оружия, используемого в перестрелке. Вместе с ними там работал друг Эрика Крис Моррис, которого после перестрелки арестуют за подозрения в соучастии, но позже оправдают.

Харрис был поклонником музыкальных групп, таких как «Rammstein», «KMFDM», «Orbital», и «The Prodigy». Вскоре после перестрелки «KMFDM» опубликовали на своём веб-сайте статью, в которой осуждали насилие Харриса и Клиболда и отрицали, что их музыка имела какое-либо отношение к этому.

Теракт

Утром 20 апреля 1999 года Эрик Харрис и Дилан Клиболд пронесли в школу Колумбайн сумки с самодельной взрывчаткой и полуавтоматическим оружием. Открыв стрельбу еще на улице, подростки продолжили свою жестокую охоту в классах и коридорах. Их кровавый путь завершился в школьной библиотеке, в которой как раз занимались ученики. Здесь ребята в упор расстреляли и добили еще несколько своих жертв. Кого-то они выискивали специально и направленно, сводя счеты, однако в целом они убивали всех подряд. При этом Эрик и Дилан перебрасывались шутками и весело смеялись. Окончив свое страшное дело, оба друга, побродив по опустевшим коридрам и помещениям школы, вернулись в библиотеку, где совершили свои последние выстрелы, застрелив сами себя.

Известно, что еще во время кровавой расправы, школа была оцеплена полицией, спецназом и рейнджерами. Сведения, которыми располагали власти, были слишком разноречивы для правильной оценки боевой обстановки – так, полисмены были уверены, что в школе орудует хорошо обученный и настолько же хорошо оснащенный террористический отряд. Это мнение еще более утвердилось после короткой перестрелки через оконные проемы.

Итогом того страшного утра стали 15 убитых, вместе с Эриком и Диланом, и 21 раненый.

После этих событий звучало множество версий мотивов этого, не укладывающегося в головах обычных людей, преступления. Обвинениям подверглись и жестокие компьютерные игры, и тяжелая музыка, которой увлекались оба парня. Обвинялись и антидепрессанты, которые были прописаны Харрису, и даже собственно законодательство, которое сделало возможным саму доступность оружия для двух подростков. Отдельным мотивом шел и "школьный апартеид", разделивший всех учеников на "спортсменов", "отличников-зубрил" и остальных, оставшихся за пределами популярности.

Однако, многочисленные версии мотивов преступления так и остались версиями - объяснить поступок Эрика Харриса и Дилана Клиболда оказалось попросту невозможно. Каким образом и когда души двух американских подростков оказались настолько безнадежно изуродованными, не смогли объяснить ни родители, ни друзья, ни школьные учителя.

«Наёмные убийцы »

Неза­дол­го до тер­ак­та Эрик и Дилан сняли ви­део­фильм для школь­но­го про­ек­та, где сами пред­ста­ли в об­ра­зе на­ём­ных убийц, стре­ля­ю­щих из под­дель­но­го ору­жия, и уче­ни­ков-нар­ко­ма­нов. В твор­че­ском пись­ме их про­ек­та было опи­са­но сплош­ное на­си­лие. 17 ян­ва­ря 1999 Эрик на­пи­сал рас­сказ, ос­но­ван­ный на игре «Doom», от­но­си­тель­но ко­то­ро­го его учи­тель ска­зал: «Твой уни­каль­ный под­ход и твой ужас­ный по­черк - это хо­ро­шая вещь для под­ня­тия настроения.»

В день стрель­бы их од­но­класс­ник Брукс Браун в на­ча­ле обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва встре­тил Хар­ри­са у его ма­ши­ны. Они толь­ко недав­но по­ми­ри­лись, после того, как Эрик бро­сил в ма­ши­ну Брук­са ле­дя­ной бу­лыж­ник и попал в вет­ро­вое стек­ло. Браун уди­вил­ся, что Хар­рис вышел из ма­ши­ны со спор­тив­ной сум­кой, ведь он от­сут­ство­вал всё утро и про­пу­стил важ­ные тесты. Но ре­ак­ция Хар­ри­са на недо­уме­ние Бра­у­на была без­раз­лич­ной. Эрик ска­зал ему: «Брукс, ты мне сей­час нра­вишь­ся. Ва­ли-ка от­сю­да. Иди домой». Через несколь­ко минут уче­ни­ки, по­ки­да­ю­щие школу на ланч, ви­де­ли Брук­са на «Саус Пирс Стрит» рядом со своим домом. Отой­дя от школы на неко­то­рое рас­сто­я­ние, он услы­шал вы­стре­лы и по­зво­нил в по­ли­цию с со­то­во­го его соседа.

Приобретение оружия

По­сколь­ку Хар­рис и Кли­болд были несо­вер­шен­но­лет­ни­ми в то время, то по­куп­ку двух дро­бо­ви­ков и Hi-Point ка­ра­би­на для них осу­ще­стви­ла по­дру­га Ди­ла­на Робин Ан­дер­сон, ко­то­рой тогда уже было восемнадцать. Позже Ан­дер­сон не была об­ви­не­на за её уча­стие в этом деле, по­то­му что ни­ка­ких за­ко­нов она в этом месте не на­ру­ши­ла, а сама она ак­тив­но со­труд­ни­ча­ла со след­стви­ем. По­лу­чив Stevens 311D, Кли­болд от­пи­лил у него ствол, со­кра­щая его тем самым до длины в при­бли­зи­тель­но 23 дюйма, что, со­глас­но На­ци­о­наль­но­му за­ко­ну об Ог­не­стрель­ном ору­жии, уже счи­та­лось уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем. Хар­рис же со­кра­тил ствол сво­е­го дро­бо­ви­ка при­бли­зи­тель­но до 26 дюймов.

Трагическое событие, произошедшее 3 февраля в московской школе №263, заставляет испытывать страх, когда отпускаешь своего ребёнка в школу. Далее хочу рассказать вам о самых громких убийствах в школах мира, которые произошли в последние 40 лет.

3 февраля 2014 года
Школа № 263 в Отрадном города Москвы, Россия
Ученик 10 класса Сергей около полудня пришел в школу с двумя винтовками и заставил охранника пропустить его внутрь. Страж правопорядка подчинился, но успел вызвать полицию, нажав кнопку тревожной сигнализации.

Подросток проследовал в класс на первом этаже, где проходил урок географии 10-А. В кабинете находилось более 20 детей.Остальные ученики и сотрудники школы были экстренно эвакуированы из здания.

Школьник с порога выстрелил в живот учителю географии Андрею Кириллову. Затем спросил, обращаясь неизвестно к кому, жив ли географ, и произвел контрольный выстрел в голову жертвы.
Когда к зданию прибыла полиция, преступник открыл огонь по сотрудникам МВД. В результате смертельное ранение получил один страж правопорядка, ещё один сотрудник МВД был ранен.

Учитель географии Андрей Кириллов погиб.

Скончался от ран старший сержант полиции Сергей Бушуев.

К часу дня преступник был задержан, его доставили в следственный изолятор. Детей, ставших свидетелями кровавой расправы, вывели из здания.

14 декабря 2012 года
Начальная школа «Сэнди-Хук» в городе Ньютаун, штат Коннектикут, США
Утром рокового дня 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил из винтовки Marlin 22 свою мать, после чего сел в ее автомобиль и направился к начальной школе «Сэнди-Хук».

В 9:30 утра по местному времени Ланза ворвался в школу Сэнди-Хук и молча начал ходить по классам расстреливая детей и их учителей.

В общей сложности от его рук погибли 27 человек, среди которых 5 учителей, 20 детей и директор школы.

В 9:36 сигнал о стрельбе в начальной школе поступил в полицию. Звонивший рассказал, что слышал не менее сотни выстрелов. Кому-то из персонала школы, скорее всего охраннику, удалось по громкой связи предупредить об опасности. Возможно, это спасло жизни сотням детей. Учителя закрыли двери в классы, кто-то из учеников попрятался в шкафы.

В 9:38 в полицию сообщили, что стрельба закончилась. За это время Адам Ланза расстрелял детей в двух классных помещениях и убил директора школы в ее кабинете. Услышав приближение полиции, он застрелился.

Примечательно, что знакомые Адама дают ему весьма лестные характеристики. По их словам, он был аккуратен и трудолюбив.

Было известно, что молодой человек страдал синдромом Аспергера, но эта болезнь, как правило, не способствует агрессивному поведению.

В США был объявлен четырехдневный траур.

7 апреля 2011 года
Муниципальная школа Тассо да Силвейра в Реаленгу, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Утром 7 апреля около 8:00 по местному времени одетый во все черное 23-летний Веллингтон Менезес де Оливейра, бывший ученик школы, с рюкзаком за плечами вошел в Тассо да Силвейра. Оставив на первом этаже спортивную сумку, он поднялся на третий этаж и зашел в кабинет восьмого класса, представившись новым учителем.

Затем Оливейра достал из рюкзака два револьвера и начал беспорядочно стрелять в учеников. Своим жертвам он метил в голову. При этом стрелок выбирал преимущественно девушек. Ученики тут же начали выбегать из класса. Многие из них, оказавшись в безопасном месте, стали снимать стрельбу на камеры мобильных телефонов.

Затем стрельба переместилась в коридор и соседний класс. После чего, получив несколько ранений в перестрелке с полицией, мужчина покончил с собой. Всего было убито 12 человек, 10 из которых - девушки. Еще 12 были ранены.
На фото - застрелившийся Оливейра

Позже в доме преступника нашли предсмертную записку, в которой он говорил о намерении покончить с собой, так как заражен вирусом СПИДа.

Кроме того, при обыске были найдены тексты, которые свидетельствуют, что мужчина был одержим террористическими идеями.

16 апреля 2007 года
Виргинский политехнический институт в городе Блэксбург, штат Вирджиния, США
Около 6:45 утра в день трагедии один из студентов института по имени Сын Хи Чо подошел ко входу в общежитие «Уэст Амблер», где на тот момент находилось 895 студентов. Он вошел внутрь, использовав свою магнитную карту, и убил двух студентов.

Затем кореец вернулся в свою комнату, где переодел окровавленные джинсы и белую майку, удалил все письма из своего почтового ящика в Интернете, написал предсмертную записку и видео-письмо. Спустя около двух часов после первых выстрелов убийца зашел на почту и отправил записку и видеозапись на телеканал NBC

После этого молодой человек двинулся в сторону учебного корпуса. За его плечами висел рюкзак, в котором были «Glock 19», «Walther P22», охотничий нож и молоток, а также 400 единиц боеприпасов и 12 десятизарядных магазинов. Около 9:40 Чо вошел в аудиторию 206, где открыл огонь.

Несколько часов убийца хладнокровно расстреливал студентов и преподавателей, пока прибывшая на место полиция даже не могла установить, сколько преступников находится в здании. После учиненной бойни Чо Сен Ху пустил себе пулю в голову...

В истории США бойня в Вирджинии стало самым крупным массовым убийством...

13 сентября 2006 года
Колледж «Доусон», Монреаль, Канада
25-летний канадец Кимвир Джилл открыл огонь по учащимся колледжа «Доусон» из самозарядного карабина CX-4 Storm. В результате стрельбы погиб один и были ранены 19 студентов. Сам нападавший покончил с собой, увидев, что окружен полицией.

Гилл успел ранить 20 человек; 18-летняя девушка впоследствии скончалась в больнице.

Из дневников, компьютера, а также личного блога убийцы полиции стало известно, что он был поклонником таких игр как Hitman и Super Columbine Massacre RPG. Также его компьютер был заполнен фотографиями, видеозаписями и текстами касательно бойни в школе «Колумбайн»

Очевидцы рассказывают, что Джилл, приблизившись к колледжу, открыл беспорядочный огонь, стреляя в студентов, не целясь. Всего в здании молодой человек выстрелил 65 раз. Также 15 выстрелов были произведены на улице.

В дневниках убийцы полиция обнаружила множество записей, говорящих о его агрессивном настрое к окружающим, например: «Я ненавижу этот мир».

В своем блоге Гилл обещал, что его запомнят как Ангела Смерти. «Готов на дело» - гласила подпись под одной из его последних фотографий. Там же была и эпитафия самому себе: «Жил быстро, умер молодым...»

Двое юношей, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ворвались в школу Колумбайн с оружием в руках...

Ужасная бойня длилась четыре с половиной часа. За это время юнцы ранили десятки учащихся и убили двенадцать соучеников и одного учителя, а потом покончили с собой - каждый из них выстрелил себе в голову.

Вся страна была в ужасе от бессмысленности и чудовищности беспощадной бойни в обычной школе, учиненной ничем неприметным подростками.

Готовиться к массовому убийству в школе Эрик и Дилан начали почти за год до произошедших событий.

Убийцы хорошо подготовились: на этой странице еженедельника педантично перечислено все, что нужно захватить в школу, - "принести и поставить бомбу", "в 11.17 выйти из класса", "вымыть руки".

В их альбомах обнаружились вот такие фотографии.

Расследованием занималось 80 следователей. Они собрали десять тысяч вещественных доказательств и допросили тысячу четыреста свидетелей.

И пришли к выводу, что таким образом убийцы добивались славы.

11 марта 2009 года
Училище Альбертвиль-Реальшуле в городе Винненден, Германия
17-летний подросток Тим Кретчмер устроил кровавую бойню в своем бывшем училище, а затем на улицах городов Винненден и Вендлинген, в ходе которой погибло 15 человек и было ранено 11. После этого Тим покончил с собой, находясь в окружении полиции.

11 марта Кретчмер взял отцовский пистолет - девятимиллиметровую Беретту - и большое количество патронов к нему и покинул свой дом, надев армейские ботинки и одежду черного цвета. Попав в училище, преступник открыл огонь, переходя из кабинета в кабинет. По сообщениям BBC, Тим стрелял жертвам в голову, показывая этим, что выстрелы были не случайными.

В общей сложности в училище было произведено около 60 выстрелов. После чего стрелок, взяв в заложники случайного водителя, заставил под угрозой смерти везти его около ста километров в направлении Вендлингена. Спустя 2,5 часа машина с Кретчмером подъехала к одному из автосалонов в 40 километрах от города. Тим зашел в здание и произвел в нем 13 выстрелов.

Еще 28 беспорядочных выстрелов подросток произвел на стоянке автосалона - включая последний, себе в голову. Как выяснилось позже, за 3 дня до стрельбы девушка, за которой ухаживал Тим, отказалась с ним встречаться. Полиция сообщила, что девушка была убита в училище одной из первых.

Также, по сообщениям полиции и прокурора, с апреля по сентябрь 2008 года юноша находился на лечении в психиатрическо-неврологической больнице. Однако родители Тима опровергают этот факт.

7 ноября 2007 года
Лицей Йокела в городе Туусула, Финляндия
В 11:40 утра 18-летний школьник Эрик Аувинен зашел в свой лицей с пистолетом Sig Sauer Mosquito 22-го калибра и пятнадцатью 10-зарядными магазинами к нему. Открыв огонь по ученикам, Аувинен сделал 106 выстрелов. Спустя 40 минут после начала атаки он выстрелил себе в голову в мужском туалете.

Жертвами Аувинена стали 8 человек: шестеро учеников (5 юношей и одна девушка), школьная медсестра и директор лицея. Со стороны полиции так и не было произведено ни одного выстрела.

Известно, что накануне трагедии убийца разместил на портале YouTube свой манифест под названием «Бойня в школе Йокела - 7 ноября 2007». Также стоит отметить, что подросток называл себя Natural Selector («орудие естественного отбора») и Sturmgeist («штормовой дух»).

24 марта 1998 года
Школа Джонсборо, штат Арканзас, США
В результате стрельбы, открытой учениками школы, 11-летним Эндрю Голденом и 13-летним Джонсоном Митчеллом, погибли 4 ребенка и учительница. Более 10 человек получили ранения различной степени тяжести.

Подростки, устроившие стрельбу, были захвачены полицейскими, оперативно прибывшими на место происшествия. На следствии Митчелл и Голден признались в совершении массового убийства, но свои мотивы объяснить так и не смогли. Оба получили наказание в виде лишения свободы до наступления совершеннолетия - по 8 и 10 лет соответственно.

28 мая 1975 года
Школа Сентенниэл секондари в городе Брамптон, Онтарио, Канада
16-летний Майкл Питер Слободян, один из учеников школы, пришел на занятия с двумя самозарядными винтовками 22-го и 44-го калибров, которые он пронес в здание, спрятав в футляр от гитары.

Майкл был зол на учителя физики за то, что тот поставил плохую оценку, которая не позволяла юноше поступить в медицинскую академию, и хотел отомстить ему. Из-за обстоятельств Слободян не смог дойти до кабинета физики, расположенного этажами выше, и начал стрелять на уроке английского.

Убив одноклассника и преподавателя английского языка, а затем ранив еще 13 человек, Майкл вышел в коридор, где покончил с собой прямо у входа в класс.

В нашей подборке представлены случаи массовых убийств в школах, совершенных подростками. Жестоко и бессмысленно..

Утром 5 сентября в подмосковной Ивантеевке произошло чудовищное происшествие: ученик 9 класса ворвался в кабинет информатики с воплем: «Я пришел сюда сдохнуть», после чего напал на педагога, нанеся ей удар по голове кухонным топориком. На этом спятивший подросток не остановился, он открыл стрельбу из травматического пистолета и принялся разбрасывать по классу дымовые шашки. Его испуганные одноклассники, пытаясь спастись, выпрыгивали из окон.

Преступник был схвачен школьной охраной и передан приехавшей полиции. Учительница и несколько учеников, получивших переломы при прыжке из окна, были госпитализированы, сейчас их жизни ничто не угрожает.

Удалось выяснить, что школьник уже давно готовился к атаке. Судя по его страничке в соц. сети, он вовсю интересовался массовыми убийствами и был фанатом Дилана Клиболда – подростка, устроившего жестокую бойню в школе «Колумбайн» в 1999 году.

Почему такое вообще происходит? Почему с виду благополучные подростки хватаются за оружие и идут убивать своих учителей и одноклассников?

Возможно, мы сможем ответить на эти вопросы, если вспомним самые резонансные массовые убийства в школах.

3 февраля 2014 года. Школа № 263, Отрадное, Москва, Россия


Десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный винтовкой и карабином, ворвался в кабинет географии и двумя выстрелами убил учителя Андрея Кириллова.


Когда к зданию школы прибыла полиция, Гордеев открыл огонь по полицейским, в результате чего старший сержант Сергей Бушуев получил смертельное ранение.


Гордеев был задержан и доставлен в следственный изолятор. На суде его адвокат настаивал, что подросток психически болен:

«Он думает, что он выдумал всех нас, что сейчас он закроет глаза, и все те, кто ему неинтересен, исчезнут. Он говорил собственной маме, что она его иллюзия»

По мнению адвоката, его подсудимый совершил убийство, чтобы доказать теорию солипсизма – учения, которое утверждает, что весь окружающий мир существует лишь в вашем воображении. Гордеев планировал также покончить с собой.

По решению суда Сергей Гордеев признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу.


20 апреля 1999 года. Средняя школа Колумбайн, город Литлтон, штат Колорадо, США


Одно из самых ужасных массовых убийств в истории США произошло в школе Колумбайн.

В 11:10 два вооруженных до зубов старшеклассника Эрик Харрис и Дилан Клиболд на своих автомобилях припарковались у здания школы и заложили в школьной столовой две бомбы с таймером.


Юнцы планировали дождаться взрывов на улице, а затем расстреливать всех выбегающих из здания людей. Школьники надеялись таким образом уничтожить около пятисот человек, однако бомбы, заложенные в столовой, не сработали. Тогда разочарованные преступники ворвались в школу и начали стрелять по всем, кто попадал в их поле зрения. Они убили одного учителя и 12 учеников, самому младшему из которых было 14 лет. Более 20 человек были ранены. После бойни убийцы покончили с собой: каждый выстрелил себе в голову.


Харрис и Клиболд - выходцы из обеспеченных добропорядочных семей. Оба не пользовались популярностью в школе и были увлечены компьютерными играми. Как следует из их личных дневников, подготовку к бойне они начали за год трагедии.

14 декабря 2012 года. Начальная школа «Сэнди-Хук», город Ньютаун, Коннектикут, США


Это преступление особенно чудовищно, потому что его жертвами стали маленькие дети.

Утром 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил свою спящую мать, вооружился несколькими пистолетами и винтовками из ее коллекции оружия, сел в машину и направился к начальной школе «Сэнди-Хук».

В 9-35 он ворвался в здание и в течение 11 минут расстреливал детей и учителей. Затем, услышав, что приближается полиция, застрелился. Это произошло между 9-46 и 9-53.

Жертвами 10-минутной бойни стали 26 человек: 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет и шестеро женщин. Директриса и школьный психолог были убиты при попытке остановить убийцу, 4 учительницы погибли, пытаясь спасти детей и прикрывая их своими телами.


погибшие дети





Мотивы жестокого массового убийства остались невыясненными. Адам Лэнза родился в благополучной семье, его мать была учительницей и коллекционировала оружие. Именно на нее было зарегистрировано все оружие, из которого ее сын стрелял в своих жертв. У Адама был диагностирован синдром Аспергера – легкая форма аутизма, которая, впрочем, не характеризуется агрессивным поведением. Он отличался повышенной тревожностью, увлекался компьютерными играми и не ел мясо, не желая быть причиной страдания животных…

11 марта 2009 года. Училище Альбертвиль-Реальшуле, город Винненден, Германия

Бывший ученик училища, 17-летний Тим Кретчмер устроил стрельбу из отцовского пистолета, в результате которой погибли 15 человек. Сначала он действовал в здании училища, а затем переместился на улицы города, где убил еще нескольких человек. Оказавшись в окружении полиции, Кретчмер застрелился.

Мотивом зверского преступления стал отказ девушки, за которой ухаживал Кретчмер, встречаться с ним. Эта девушка училась в училище, где произошла бойня, и была убита одной из первых.



7 ноября 2007 года. Лицей Йокела, город Туусула, Финляндия


18-летний ученик Эрик Аувинен устроил стрельбу из пистолета в своей школе. Погибли 8 человек: 6 учащихся, директор школы и медсестра. После бойни Аувинен скрылся в мужском туалете и выстрелил себе в голову.


Накануне трагедии Аувинен выложил на YouTube видео под названием «Бойня в школе Йокела – 7.11.2007». Фильм содержал фотоснимки школы и самого Аувинена с оружием, а также отрывки из любительских видео Клиболда и Харриса, устроивших бойню в школе Колумбайн. Аувинен был тихим и застенчивым подростком, над которым издевались сверстники, при этом он сам издевался над учениками младших классов. Убийца увлекался компьютерными играми, интересовался оружием и хотел оставить о себе память. Он ненавидел геев, одиноких родителей и влюбленные парочки. Массовое убийство он начал планировать еще в марте.

24 марта 1998 года. Школа Джонсборо, штат Арканзас, США


В этот роковой день ученики школы Джонсборо 11-летний Эндрю Голден и 13-летний Джонсон Митчелл открыли огонь по детям в школьном дворе. Оружие было похищено Митчеллом у собственного деда. В результате стрельбы погибли четверо детей в возрасте от 11 до 12 лет и учительница, которая заслонила учеников своим телом. Более 10 человек были ранены.


ученики и учительница, погибшие при стрельбе

Полицейские, прибывшие на место происшествия, задержали подростков-убийц.

Голден и Митчелл так и не смогли объяснить, что стало мотивом преступления. По некоторым данным, они увлекались оккультизмом. Преступники получили по 8 и 10 лет лишения свободы и в данный момент находятся на воле.

21 марта 2005 года. Школа Ред Лейка, штат Миннесота, США

16-летний подросток Джеффри Уиз застрелил 9 человек, а затем покончил с собой. Первыми жертвами Джеффри стали его дед, отставной полицейский, и его подруга. Расправившись с ними и вооружившись двумя пистолетами и дробовиком, принадлежавшими деду, Уиз отправился в свою школу, где убил еще семерых человек: пятерых учеников, учителя и охранника. По воспоминаниям очевидцев, во время убийств с лица Уиза не сходила улыбка.

После перестрелки с приехавшей полицией, подросток заперся в одном из кабинетов и выстрелил из дробовика себе в голову.

Уиз был тихим и застенчивым парнем, который подвергался издевательствам одноклассников. Он плохо учился, был одержим компьютерными играми и восхищался Гитлером. За 4 года до трагедии покончил с собой его отец. Через некоторое время мать Джеффри, страдающая алкоголизмом, погибла в аварии, поэтому воспитанием подростка занимался дед, с которым Уиз конфликтовал.

Резня в Перми продолжила тенденцию: российские подростки подражают американским "мученикам" - Эрику Харрису и Дилану Клиболду. Трагедия 1999 года положила начало новой "моде", но теперь уже в российских школах.

Колумбайн не был первым

Случай в американской школе "Колумбайн" не был первым шутингом в истории. Насилие и проявления жестокости были и до этого. Например, в 1979 году 16-летняя Бренда Спенсер разрядила 30 патронов из полуавтоматической винтовки в стенах начальной школы Кливленда в Сан-Диего. Она убила директора и ранила множество человек, в том числе детей. Причина? Просто Бренда не любила понедельники.

Другой случай. В 1989 году Патрик Эдуард Петри вооружился АК-47 и пришёл в школу Кливленда, но уже в городе Стоктон. Там он выстрелил более ста раз в детей и учителей. В итоге пятеро детей погибли, а 29 были ранены. Отмечается, что жертвами были преимущественно выходцы из Юго-Восточной Азии. Закончив расправу, Петри пустил пулю в себя. Знакомые убийцы отмечали, что у него было психиатрическое расстройство, "ненависть ко всему", а также расистские взгляды относительно вьетнамских эмигрантов.

В целом до "Колумбайна" было больше десяти кровавых шутингов в американских школах, но почему-то подростки всего мира принялись копировать именно Харриса и Клиболда, а не Петри или Спенсер.

Боулинг для "Колумбины"

В апреле 1999 года американское общество раскололось на "до" и "после". Водоразделом послужила та самая резня, которая позже станет самым известным случаем шутинга в истории. Двое подростков вошли в кафетерий школы "Колумбайн", заложили взрывчатку, а потом принялись поливать свинцом всех, кого видят. Во время рокового инцидента погибло 13 человек, 24 ранено. Не самые кровавые цифры, но именно апрельские события позже легли в основу множества фильмов, книг и песен: от документалки Роджера Мура до строчек Эминема в I’M Back и Rap God.

Потому что стрельба Харриса и Клиболда - не просто поведение двух потерявших рассудок подростков. За ними выстроена целая идеология. Судя по дневникам, которые они оба вели, преступники отличались по характеру. Харрис грезил милитаризмом, идеями естественного отбора и жёстким сексом с одноклассницами. Клиболд рисовал в дневнике цветочки, вздыхал о безответной любви и много думал о смерти. В общем-то, эти парни олицетворяли две главные тинейджерские психологии: всепоглощающую ненависть и томное мучение. Нет ничего удивительного в том, что спустя столько лет нынешние подростки видят в убийцах родственные души - суть юношеских страданий никогда не меняется.

Подражателям пришлась по вкусу и эстетика "мафии плащей", которую высмеивали одноклассники убийц. Длинный плащ на худое тело, армейские ботинки, тяжёлый рок из колонок, полный нигилизм и мощный интерес к порядкам нацистской Германии. Гремучая смесь ориентиров, делающая его почитателя "не таким, как все", - пожалуй, идеальный рецепт для аутсайдера-подростка. Кадры, где кинематографичные - чего уж там - парни с оружием в руках разносят кафетерий, даже сейчас гуляют в пабликах соцсети "ВКонтакте". Когда Гас Ван Сент снимал своего "Слона", ему не надо было ничего придумывать - он просто нарядил подростков в чёрную одежду и получился взрыв.

Сама по себе идея, что на этот мир популярных и красивых школьников может обрушиться месть аутсайдера, облачённого в чёрный балахон, найдёт отклик в любое время. Пока есть аутсайдеры, есть чёрные балахоны и есть оружие, из которого можно нести месть. У школьников из "Колумбайна" не могло не появиться последователей.

Стрельба по всему миру

Колумбайна". Учащийся Виргинского политехнического университета по имени Чо Сын Хи зашёл в кампус с оружием наперевес. Там он убил 32 человека и ещё 25 ранил. После этого студент покончил с собой. У Чо Сын Хи было психическое расстройство - убийца был подвержен вспышкам агрессии.

Другая кровавая трагедия произошла пять лет назад - в школе Сэнди-Хук, штат Коннектикут. Адам Лэнза перешагнул подростковый возраст - ему было 20, но всю "процедуру" он выполнил по вполне себе "колумбайнским" канонам. Сперва Адам застрелил свою мать, затем заглянул в начальную школу - там Лэнза прикончил 20 маленьких детей и шестерых взрослых. Под пули попал в том числе директор школы. Разумеется, вскоре выяснилось, что у убийцы были проблемы с психикой: в 13 лет у Адама диагностировали синдром Аспергера.

Ошибочно думать, будто шутинги случаются только в США. Да, там все условия для массового расстрела в школах - свободное распространение оружия, но запрет на его ношение на территории государственных учреждений. Однако кровавая мода давно выплеснулась за пределы Штатов.

Ещё в 2002 году житель немецкого городка Эрфурт вошёл в здание местной гимназии, где раньше учился, пока не был отчислен из-за фальшивой справки о болезни. Отчисление поставило крест на будущей карьере парня, поэтому он решил отомстить. Убийца застрелил 16 человек, пока не наткнулся на бывшего учителя - после разговора с преподавателем подросток застрелился.

Фейсбуке". В октябре 2015 года он открыл двери муниципальной школы "Крунан". Школу Антон выбрал неслучайно: в ней училось около 90% "приезжих", преимущественно из Сомали. Перед тем как войти в здание, убийца надел чёрный плащ и маску (чтобы походить на ), а также вооружился мечом. Всего он принёс смерть трём людям: 20-летнему помощнику учителя, 15-летнему школьнику и 42-летнему математику. Очевидцы отмечали, что Антон целился в "людей с тёмным цветом кожи".

Нападения в школах происходили также в Финляндии, Франции и Эстонии. Во многих случаях агрессоры знали о "Колумбайне" и сознательно имитировали стиль американских убийц.

Пришло в Россию

Как можно понять, культ не обошёл стороной и Россию - случай в пермской школе был не первым, когда подростки вдохновлялись Харрисом и Клиболдом. Утром пятого сентября 2017 года 15-летний Михаил П из №1 подмосковной Ивантеевки принёс в класс пневматическое оружие и кухонный топорик. Он по учительнице информатики, с которой конфликтовал. Женщина получила черепно-мозговую травму. Затем подросток направился в аудиторию, где сидела вторая половина его 9 "А" класса, чтобы расправиться с давними обидчиками. Нападавший ходил в чёрном плаще и грезил милитаризмом, что вызывало насмешки у его одноклассников; Михаил хотел отомстить. К счастью, большинство учащихся успели сбежать. В итоге пострадало всего три человека: учительница и два школьника, которые выпрыгнули из окон.

Михаил не просто дуэту из "Колумбайна" во внешнем виде - он полностью разделял их философию и даже именовал себя в соцсети "ВКонтакте" Mike Klebold. На страничке нападавший выкладывал видео и фотографии с кумирами, а друзьям всегда говорил, что он хочет повторить путь двух убийц.

Недавняя история в пермской школе имеет схожие очертания со всеми этими трагедиями. Источник вдохновения очевиден. Фигурантам резни нравилась эстетика "Колумбайна", в своих соцсетях они активно тиражировали видео и фотографии со школьным насилием. По одной из версий, подростки были одеты в чёрное - отсылка к униформе Харриса и Клиболда неслучайна.

Набирается слишком много факторов, доказывающих влияние культа "Колумбайна". Увы, как в этой, так и в сентябрьской трагедии не приходится говорить о случайном совпадении. В обществе, очевидно, назрела новая тенденция, и она будет развиваться. Две аналогичные атаки за какие-то полгода - это больше похоже на начало грядущей эпидемии, чем на разрозненные вспышки безумия.

Класс" и прослушиваний трека Оксимирона "Последний звонок". Уверяем, она будут расти.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»