Сливание и поглощение. Две неудачные попытки убрать захарченко Аппарат прикомандированных сотрудников фсб

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Согласно которому военнослужащие и гражданский персонал органов ФСБ должны до 1 декабря 2012 года избавиться от имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами России (см. текст документа). О причинах этого решения и о том, к чему оно приведет, рассуждает автор известной книги « Новое дворянство: Очерки истории ФСБ» и главный редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов.

Приказ Александра Бортникова подтвердил запрет сотрудникам этой службы владеть имуществом за рубежом, который ввели еще в июле 2011 года поправкой к закону «О Федеральной службе безопасности». Эта же поправка ввела и ограничения на выезд сотрудников за границу.

Поводом для начала кампании по ужесточению правил для сотрудников ФСБ, как ни странно, стал провал в деятельности другой спецслужбы - Службы внешней разведки. Летом 2010 года в аресте группы российских нелегалов в США обвинили перебежчика из СВР полковника Александра Потеева. Среди причин того, что Потеев, герой афганской войны и офицер с безупречной, вплоть до момента своего бегства, репутацией, стал работать на американцев, называли наличие недвижимости в США и тот факт, что его дочь живет и учится в Америке.

Присматривают за «стратегически важными» компаниями. Российские журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган написали в 2010 году книгу «Новое дворянство: восстановление полицейского государства в России и наследие КГБ». Книга была издана в Великобритании и на русский не переведена. Мы публикуем несколько отрывков.

Приход Путина дал целому поколению ветеранов спецслужб шанс вернуться в высшие эшелоны власти. Они заняли высокие посты в университетах и на телеканалах, в банках и министерствах. Сменив мундиры на деловые костюмы, выходцы из спецслужб переместились туда, где концентрировалась власть, иногда присягая на верность новым хозяевам, иногда - работая под прикрытием.

Присказка про «бывших чекистов», которых не бывает, не так далека от правды. Многие офицеры спецслужб, якобы вышедшие в отставку, были отправлены действующими агентами в бизнес, СМИ и гражданский сектор, по-прежнему подчиняясь ФСБ. Для их обозначения использовался специальный эвфемизм - «ОДР»: офицер действующего резерва. В 1998 году офицеров действующего резерва переименовали в АПС - аппарат прикомандированных сотрудников, но суть осталась прежней.

Статус агента действующего резерва считается государственной тайной, раскрывать которую запрещено законом. Эта армия секретных офицеров ФСБ скрыта от остальной части общества и работает в совершенной тайне, отправляя отчеты начальству в ФСБ и активно вербуя новых сотрудников. Сложно предположить, сколько человек работает в действующем резерве, но общее их число, вероятно, измеряется тысячами.

Один из самых удивительных примеров этого явления - назначение в 2002 году представителя ФСБ генерала Александра Здановича (который также служил в военной контрразведке и был главным официальным историком ФСБ) заместителем генерального директора ВГТРК. Сначала говорили, что Зданович будет отвечать за службу безопасности компании, но вскоре стало ясно, что его полномочия гораздо шире. Когда в октябре 2002 года террористы захватили театр на Дубровке во время демонстрации мюзикла «Норд-Ост», Зданович, по сути, говорил журналистам, как освещать событие. В разгар кризиса Зданович официально входил в состав оперативной группы - таким образом, он одновременно работал и в службе безопасности, и в службе новостей. В сентябре 2004 года, во время захвата школы в Беслане , авторы книги встретили Здановича на улицах города за два часа до штурма. Генерала пригласили в Беслан спецслужбы, несмотря на то, что формально он был сотрудником телеканала.

Не все офицеры действующего резерва занимали такие высокие должности. Многие намеренно избегали внимания, даже обладая определенной властью. Например, Михаил. Ему пятьдесят с небольшим, у него азиатские черты лица, простые манеры и скромный костюм. Он похож на кого угодно, только не на полковника ФСБ. Этнический татарин, в юности он добровольно пошел в КГБ из идеалистических побуждений. В начале карьеры в его ответственность входило наблюдение за исламистскими движениями в Узбекистане. После развала СССР его перевели в Москву, в центральный аппарат ФСБ, где его специализация пригодилась департаменту по борьбе с терроризмом. После участия в первой чеченской войне его вернули в Москву; к середине 2000-х годов он стал полковником и был отправлен в правительство Москвы «офицером действующего резерва», где стал заведовать городской политикой по отношению к мусульманам. Работая в мэрии, он тихо вербует агентов в этнических общинах, наблюдает за исламистскими тенденциями, собирает информацию и передает ее в ФСБ.

По правилам, унаследованным от КГБ, офицеры действующего резерва должны получать только одну зарплату. Если зарплата в ФСБ выше, чем в компании, в которую он командирован, разницу разрешалось оставлять себе. Но если зарплата в ФСБ была ниже, разницу приходилось возвращать в ФСБ. Если офицер не хотел (как и происходило в большинстве случаев), ему предлагалось отказаться от зарплаты в ФСБ.

Офицеры действующего резерва раз за разом не могли побороть конфликт интересов. Предполагалось, что, отправляясь работать в другую компанию, сотрудники сохраняли лояльность к ФСБ. Но многие из тех, кто был назначен офицером действующего резерва во время быстрого роста капитализма в России, стали питать большую лояльность к своим прибыльным компаниям, чем к родному ведомству. В некоторых случаях они относились к компании как к своему главному начальнику, а к ФСБ - как к источнику ценной информации и личных связей.

Сотрудники, которых отправляли в небольшие компании, главным образом майоры и полковники, в основном сохраняли лояльность ФСБ и никогда не отказывались от зарплаты, потому что хотели продолжать карьеру в службе безопасности. Напротив, генералы в действующем резерве, которых огромными заработками переманивали крупнейшие корпорации и банки, быстро забывали о своих сравнительно небольших генеральских жалованиях. Они становились властными представителями бизнеса в ФСБ. В основной массе это были люди пенсионного возраста: они действовали, ясно осознавая, что у них едва ли есть будущее в разведке.

Напряжение между поколениями офицеров безопасности росло: молодые сотрудники приходили в уныние при виде состояний, нажитых их старшими коллегами. Полковники и майоры начали сомневаться в целесообразности политики, дающей преимущество генералам. Один полковник ФСБ на правах анонимности сообщил авторам книги, что «основной вопрос - это старый пункт о двух зарплатах. Меня отправили работать под частичным прикрытием, и я должен был выполнять свою официальную работу, а потом работу для ФСБ, встречаясь с агентами по ночам. Так почему мне отказали во второй зарплате? Это правило было установлено секретным приказом начальника ФСБ, но этот приказ не был должным образом зарегистрирован в Министерстве юстиции, поэтому нет никакой возможности его опротестовать». ФСБ была очень крупным землевладельцем. И хотя дачи на Рублевке официально принадлежали государству, спецслужбы распоряжались ими так долго, что считали их фактически своими.

В 2006 году депутат Государственной думы по Одинцовскому округу Виктор Алкснис обнаружил, что в 2003–2004 годах государство раздало частным лицам 40 га земли вдоль Рублево-Успенского шоссе - 80 участков, 38 из которых были с согласия руководства изъяты из фондов Управления материально-технического обеспечения (УМТО) ФСБ РФ.

Земля была передана бывшим и действующим высшим чинам ФСБ.
По словам Алксниса, передача земли была осуществлена по простейшей схеме: письмо с запросом, одобрение - и смена собственника. Так, например, поступил заместитель начальника Службы экономической безопасности ФСБ Алексей Федоров. Он отправил заявление на имя главы Одинцовского района, приложив к нему письмо от заместителя начальника УМТО ФСБ Семененко с просьбой 
передать землю ему. Земля, говорит Алкснис, находилась в государственной собственности, 
и у Семененко не было права передавать ее частному лицу. По закону земля должна была перейти в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для последующей продажи.

Изучая документы на выделение земли, мы заметили, что высшие чины ФСБ фигурируют в них без указания должностей и званий. Например, генерал-майоры названы «военнослужащими, общая продолжительность службы которых составляет более 15 лет». К тому же по меньшей мере три высших чина ФСБ получили землю бесплатно. Этими «военнослужащими» были Александр Федоров из Службы экономической безопасности ФСБ, начальник департамента погранконтроля ПС ФСБ Михаил Шкурук и Борис Мыльников, руководитель Антитеррористического центра СНГ (этот пост приравнивается к должности первого заместителя директора ФСБ). Мыльников получил свой участок по номинальной стоимости $5 за сотку.

Бесплатной землей разжились также главный кадровик ФСБ Евгений Ловырев, бывший руководитель Антитеррористического центра ФСБ Вячеслав Волох (который к тому времени оставил службу и занимал пост помощника министра сельского хозяйства) и Сергей Шишин, руководитель Управления собственной безопасности ФСБ. Все они получили участки в престижном поселке «Горки-2». В то время как генералы получали в подарок землю в элитном районе, среди низших чинов ФСБ росло недовольство. Напряжение достигло точки кипения, когда было решено ввести новые правила о зарплате под названием «Коэффициент 2,2», по которым служащие ФСБ на административных должностях будут получать в 2,2 раза больше, чем сотрудники того же ранга, работающие под прикрытием. К 2008 году офицеры ФСБ начали подавать в военные суды Москвы на свое руководство, требуя квартир и пособий, обещанных российским законодательством. В ответ на это в ФСБ был создан департамент, который должен был защищать высшие чины от таких исков. Один из полковников ФСБ рассказал нам: «Этот департамент был создан для защиты руководства ФСБ, а не простых сотрудников. На одном собрании генералов из моего отделения спросили, почему зарплаты так сильно различаются. Они ответили, что когда-то у Родины не было денег. Теперь, когда ресурсы у страны есть, им следует заплатить за их труды». В 2008 году нам стало известно, что несколько офицеров ФСБ обратилось в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, заявляя, что руководство ФСБ проводит политику дискриминации. Первое решение по возбужденным делам было оглашено 14 января 2010 года - суд встал на сторону истцов.

Руководители ФСБ не только копили материальные богатства, но и занимались обогащением членов своих семей. Землю на Рублевке получили два сына начальника Антитеррористического центра ФСБ начала 2000-х годов Германа Угрюмова - Александр и Владислав. Сын директора ФСБ Николая Патрушева Андрей стал советником председателя совета директоров нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина . В 2007 году президент Путин наградил двадцатишестилетнего Патрушева орденом «За заслуги перед Отечеством» . К тому времени тот проработал семь месяцев советником председателя «Роснефти» и три года - в Службе экономической безопасности ФСБ.

В тот же самый день брат Николая Патрушева Виктор, проработавший семь лет в компании «Мегафон», был награжден орденом Дружбы. Этот странный выбор номинанта для ордена, обычно присуждающегося артистам и иностранным спортсменам «за вклад в укрепление сотрудничества между народами», возможно, объясняется тем, что в начале 2006 года Виктор уже получил от Путина орден Почета «за заслуги в развитии физической культуры и спорта». Брат директора ФСБ работал советником президента спортивного клуба «Динамо», которому служба безопасности покровительствовала с 1920-х годов.

Располагая ценными участками, роскошными машинами и государственными наградами, сотрудники новой службы безопасности России не просто служили государству - они были землевладельцами и властными игроками, способными влиять на важные кадровые решения и продвигающими своих друзей и родственников во власть.

Из книги The New Nobility (Andrei Soldatov and Irina Borogan). Публикуется с разрешения издательства PublicAffaires, входящего в Perseus Books Group

Обнаружив и прочитав в сети Интернет опубликованную в декабре 2003 года в «Новой газете» статью о проблемах органов безопасности РФ, их неспособности адекватно противостоять угрозам и вызовам, стоящим перед Россией, и необходимости реформирования ФСБ мы задались вопросом получить и ознакомиться с полной версией обращения подполковника Казанцева в 2001 году к Президенту РФ Путину.

От одного из журналистов, участвовавших в подготовке этой статьи, мы получили копии: обращения к Президенту РФ, ответов на него из администрации Президента РФ и Совета Федерации (в 2004 году после теракта в Беслане это обращение с небольшими изменениями повторно было направлено Президенту Путину).

На наш взгляд изложенные в обращении к Президенту РФ подполковником Казанцевым выводы и предложения абсолютно актуальны и сегодня, судя по «эффективности» борьбы с казнокрадством и коррупцией в России (а точнее, как показывает реальная жизнь, ее имитацией).

Начну публикацию с первого сопроводительного письма подполковника Казанцева от 15 июня 2001 г.

Президенту

Российской Федерации

Путину В.В.

Москва, Кремль

Для возможного использования при проведении реформ в «силовых» структурах Российской Федерации и принятии мер по устранению недостатков в работе ФСБ России считаю своим гражданским долгом информировать Вас о своем видении проблем, имеющих место в деятельности Федеральной службы безопасности, путей и способов их решения.

(Копии направлены Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Селезневу Г.Н. и Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Строеву Е.С.)

Сотрудник УФСБ России

По Свердловской области

Подполковник

К.Н. Казанцев

Продолжу сопроводительным письмом подполковника Казанцева к повторному обращению к подполковнику Путину от 17.12.2004 г.

Президенту Российской Федерации
Путину В.В.

Москва, Кремль.

Уважаемый Владимир Владимирович!

С целью привлечь Ваше внимание к недостаткам в деятельности ФСБ России и необходимости ее реформирования в ходе реализации проводимых в Российской Федерации мероприятий, направленных на укрепление органов государственной власти, считаю своим гражданским долгом вновь информировать Вас о своем видении этих проблем, путей и способов их решения.

В июне 2001 года аналогичную информацию я направлял в Ваш адрес, получил за подписью Ю.Ф.Бородина ответ, что «обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации, передано на рассмотрение в Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации», где оно «утонуло» бесследно (знаю, что документ направлялся в ФСБ России).

В июне 2002 года копия информации мною была отправлена на имя Полномочного Представителя Президента РФ по УрФО Латышева П.М. Реакции никакой.

В январе 2003 года, не видя ни целесообразности, ни пользы от дальнейшей службы (хотя, «служить бы рад», но не имитировать), морально переживая за происходящее в системе ФСБ, имея законное право выхода на пенсию (по достижению возраста 45 лет и выслуги), до истечения срока контракта я написал рапорт и уволился.

Ориентируясь на Ваши слова из обращения к гражданам России после трагедии в Беслане: «Мы обязаны своими практическими действиями поддержать инициативы граждан в их стремлении бороться с террором» и, самое главное, «Мы просто не можем, не должны жить так же беспечно, как раньше», решил вновь направить Вам информацию, надеясь, что она будет востребована.

Подполковник ФСБ России

в запасе К.Н. Казанцев

17.12.2004 г.

И вот, к вашему вниманию представляю оригинальное повторное обращение подполковника Казанцева к подполковнику Путину. Оно мало чем отличается от первого обращение и по этой причине первое обращение я решил не публиковать. Повторное обращение подполковник Казанцев направил подполковнику Путину после произошедшей трагедии в Беслане. Итак, к вашему вниманию представляю оригинальный его текст.

Трагедия в Беслане в очередной раз потрясла Россию.

Мы вновь увидели:

  • неорганизованные, несогласованные, растерянные действия разного уровня органов власти и управления при освобождении заложников;
  • популистские и тривиальные заявления руководителей ряда ведомств о «совершенствовании» и ужесточении антитеррористического законодательства; о нанесении Вооруженными силами России превентивных ударов по базам террористов в любой точке земного шара; об активизации и усилении борьбы с международным и внутренним терроризмом;
  • больше создающие видимость усиления антитеррористических мероприятий решения антитеррористических комиссий на местах: «проверить» состояние антитеррористической защищенности различных объектов, предпринять «действенные» меры безопасности в местах массового пребывания людей, взять под «особый контроль» школы, больницы, жилые микрорайоны, торговые центры.

Идет время, мы постоянно слышим заявления «Террор – это объявленная война России», призывы объединиться, встать на защиту страны, быть бдительными; нас уверяют, что делается все возможное, чтобы подобное больше не повторилось. Но так ли это, не «забалтываем» ли мы в очередной раз давно перезревшую для России проблему борьбы с коррупцией и терроризмом, если исполнительные и законодательные органы власти страны вновь уходят от рассмотрения таких вопросов, как:

    Почему в стране столь не эффективно действует правоохранительная система?

  • Почему спецслужбы фактически расписались в бессилии предотвращать теракты?
  • Почему одна трагедия следует за другой и никто никакой ответственности не несет?

А ответы на них, беру на себя «смелость» утверждать, не сложны, если не очевидны:

  • успех в борьбе с терроризмом и коррупцией не может быть обеспечен усилиями одних силовых структур, спецоперациями и военно-полицейскими мерами, какими бы эффективными они не были;
  • за последние 15 лет правоохранительные органы России настолько деградировали, что в настоящее время фактически не могут противостоять ни терроризму, ни коррупции, ни организованной преступности.

Что делать в этой ситуации?

1. Скорректировать социально-экономическую политику. Пока основная масса населения России прозябает в бедности, нищете и полнейшей безысходности, не имея конституционных возможностей изменить ситуацию к лучшему; а незначительная часть, игнорируя нормы морали и нравственности, обнаглев до беспредела, транжирит миллиарды долларов на покупку за рубежом дворцов и футбольных клубов, яхт и самолетов, питательная почва для преступности, в т.ч. терроризма и отнюдь не только на Кавказе, будет нарастать; а призывы к единению и сплоченности останутся лозунгами и не более.

2. Понять, что создание дополнительных координирующих структур: антитеррористических центров, групп оперативного управления ничего существенного для борьбы с терроризмом в упреждающем режиме дать не может. Суть проблемы в отсутствии объективной, своевременной и точной информации о террористах и их замыслах, за что прежде всего отвечает ФСБ РФ, в составе которой в соответствии с определенными законодательством функциями действует Управление по борьбе с терроризмом. Поэтому именно Федеральная служба безопасности России в тесном взаимодействии со Службой внешней разведки и с антитеррористическими комиссиями в регионах должна планировать, организовывать, координировать деятельность всех реализующих эту задачу структур: правоохранительных, военных, гражданских и нести ответственность за результаты. Законодательные и исполнительные органы власти страны в свою очередь обязаны создать условия, при которых все задействованные в борьбе с терроризмом структуры профессионально работали, а не имитировали бурную деятельность, их руководители отвечали за свои непрофессиональные действия или за бездействие. Возможно, необходимо рассмотреть целесообразность выделения Управления по борьбе с терроризмом ФСБ в самостоятельное ведомство с изменением названия и расширением полномочий с целью создания эффективной системы выявления и предупреждения террористических угроз.

3. От обсуждения проблем коррупции, терроризма и организованной преступности на уровне политических деклараций или в рамках предвыборной конъюнктуры перейти к реальной борьбе с коррупцией, без которой успешное противостояние терроризму невозможно. Создать для этого необходимые условия и в первую очередь:

  • изменить раздел УК РФ «Преступления в сфере экономики» прежде всего в части введения статей: «сокрытие доходов» и «уклонение от уплаты налогов», приблизив их по квалификации деяний, наказанию за содеянное и механизму реализации к практике уголовного законодательства ряда развитых стран Европы и США;
  • признать бесперспективной полемику на тему увязывания возможности решения этих задач с введением или отменой смертной казни за особо тяжкие преступления, так как главное в этой проблеме: обеспечить реализацию принципа «неотвратимости наказания» за совершенное правонарушение.

4. Реформировать правоохранительную систему, в т.ч. ФСБ России.
Осознавая, что при существующем финансовом и материальном обеспечении создать в России дееспособные и неподкупные для преступного мира и коррумпированных чиновников правоохранительные органы не удастся, выделяя им дополнительные средства, необходимо обеспечить контроль эффективности использования последних, чтобы их значительная часть как ныне не уходила в «песок».

Давно назревшие преобразования в Федеральной службе безопасности нельзя осуществить без понимания и решения многих присущих этой системе проблем.

В 90-е годы органы безопасности претерпели многочисленные переименования от КГБ до ФСБ, а реальных, продуманных, необходимых реформ как не было, так и нет. Были бессмысленные, дезорганизующие, разрушительные «мероприятия», замешанные в очередной раз на политической конъюнктуре и целесообразности. В кадровой политике возобладали принципы «протеже» и «личной преданности», руководящее звено ФСБ РФ за редким исключением сформировалось из людей 2-х типов:

1. «Серые», подконтрольные и зависимые из числа показавших полную несостоятельность на рубеже конца 80-х — начала 90-х г.г. сотрудников КГБ СССР. Представители этой категории, возглавляя основные структурные подразделения спецслужбы в Центре и Управлений на местах, «оправдали» расчеты политической элиты России 90-х г.г.: безропотно восприняли ее действия, способствовавшие деградации правоохранительной системы страны, в том числе органов безопасности, и направленные на реализацию мошеннической и криминальной по сути приватизации собственности.

2. Неглупые и профессионально состоятельные, но без чести и совести, лицемеры и приспособленцы по «натуре».
В этих условиях подавляющая часть честных, опытных, грамотных профессионалов вынуждены были уволиться.

В результате ФСБ РФ переживает системный кризис: уровень ее оперативно-розыскной работы низкий; она не способна проводить серьезный и объективный анализ возникающих угроз, вырабатывать системные решения по обеспечению безопасности РФ, что подтверждает даже поверхностный взгляд на происходящее в России.

В настоящее время коррупция, терроризм, организованная преступность – наиболее серьезные факторы, угрожающие безопасности страны, но значимых уголовных дел с перспективами реализации в суде единицы.

На этом фоне в ФСБ заводится масса «мелких» по уровню, а то и нелепых сигнальных подборок и дел оперативного учета, через полгода-год «работы» подавляющая часть их закрывается по основаниям: «информация не подтвердилась»; «информация подтвердилась, принятыми мерами ситуация нормализована» и т.п.

Служба увязла в бумаготворчестве: дублирующие друг друга планы с из года в год повторяющимися с незначительной корректировкой позициями; многочисленные отчеты с ворохом пустых и непонятно для чего и кому нужных цифр; ориентировки и указания чаще всего с общей и не конкретной информацией (в стиле «обо всем и не о чем»), нередко больше похожие на лозунги с воззваниями: «усилить, улучшить, повысить».

Оперативный состав действует зачастую не понимая, что защищает, утрата какой экономической, политической, технологической информации наносит ущерб интересам безопасности страны. Как результат, силы и средства, в т.ч. технические, используются не эффективно, отвлекаясь на «негодный» объект.

В регионах не чувствуют руководящей роли подразделений центрального аппарата в вопросах генерирования идей и совершенствования практики оперативно-розыскной деятельности в противовес постоянно совершенствующимся приемам, способам, формам и методам работы криминальных структур, коррумпированных сообществ, зарубежных спецслужб. Профессиональная учеба отличается формализмом, далека от актуальных проблем. Как результат имеем низкий профессионализм сотрудников.

У органов безопасности фактически нет агентурного аппарата, а значит и сведений о преступной деятельности, позволяющих своевременно проводить мероприятия на этапе дознания и следствия, применять специальные технические средства для сбора, документирования информации и её использования в качестве доказательств по уголовным делам или, в частности, для «нанесения точечных ударов по террористам». Это следствие многих причин, в числе которых:

  • Падение репутации ФСБ: рост коррупции в органах безопасности и опасения потенциальных источников, что их «сдадут»;
  • Отсутствие мотивации для сотрудничества. В условиях навязывания в течение почти двадцати лет ценностей «Деньги превыше всего» и игнорирования общественных и государственных интересов морально-патриотическая основа в какой-то степени имеет место в сфере «традиционной» контрразведки; ее нет, где коррупция, терроризм, организованная преступность, там властвуют деньги, шантаж, угрозы;
  • Отсутствие необходимого профессионализма и нередко общей эрудиции у значительной части руководящего и оперативного состава, что является серьезным препятствием для установления контактов и развития агентурных отношений («Встречают по одежке, провожают по уму»).

В результате эта очень важная составляющая деятельности спецслужб трансформировалась в откровенную профанацию: на бумаге громадье планов, в ежегодных отчетах рапортуется о большом количестве привлеченных к сотрудничеству; на деле абсолютно бесполезно потраченное время и средства, так как подавляющая часть этих «агентов» не имеет возможностей ни получать важные оперативно-значимые сведения, ни участвовать тем более в разработке объектов дел.

Нарастающими темпами деградирует аппарат прикомандированных сотрудников ФСБ, который при иных подходах к его формированию и организации работы мог быть эффективным инструментом в решении задач, стоящих перед органами безопасности. Контрразведывательная результативность многих офицеров этого аппарата, как правило заместителей директоров по режиму предприятий прежде всего оборонно-промышленного комплекса, практически нулевая. На должности последних в основном назначаются «свои», «нужные» люди, основная энергия которых уходит на реализацию задач, ничего общего не имеющих с обеспечением интересов безопасности страны.

На слабом уровне поставлена информационно-аналитическая работа, если отбор и учет в базах данных получаемой оперативными подразделениями информации как-то осуществляется, то системной обработки и системного анализа фактически нет.

В органах ФСБ РФ отсутствуют оптимальные критерии оценки деятельности оперативных сотрудников, нет мотивации к активной и результативной работе, тем более риску. Увеличение заработной платы достигается в основном за счет повышения в должности и выслуги лет и фактически не увязывается с результатами оперативно-розыскной деятельности.

Структура ФСБ РФ громоздка и неэффективна. В деятельности подразделений много параллелизма и дублирования, нерационального использования сил и средств, неумения ими маневрировать.

Один пример: выявлением устремлений спецслужб иностранных государств и предотвращением их разведывательной деятельности занимается Управление контрразведывательных операций. Эти же функции являются основными и для большинства сотрудников Управления контрразведывательного обеспечения объектов промышленности. В результате оперработники подразделений указанных структур фактически параллельно занимаются одними и теми же вопросами или, что еще хуже, «конкурируют» между собой, в т.ч. препятствуя друг другу в допуске к т.н. первичной сигнальной информации.

Культивируется практика работы для «галочки», в погоне за нужными показателями при отсутствии составов преступления заводятся не только дела оперативного учета, но и уголовные дела (некоторые факты такой деятельности УФСБ РФ по Свердловской области в июле с.г. стали известны общественности).

В связи с ростом коррумпированности аппарата ФСБ нередко работа по серьезным материалам с наличием в составах преступлений признаков коррупции блокируется на стадии оперативных разработок (подтверждающая последний тезис информация на примере УФСБ РФ по Свердловской области имеется как у недавно уволившихся, так и ныне работающих сотрудников Управления).

Все это порождает безынициативность, равнодушие и нередко бездеятельность личного состава; морально деформирует сотрудников, формирует правовой нигилизм, создает при отсутствии контроля деятельности органов безопасности почву для нарушения законности.

Этот далеко не полный перечень проблем, имеющих место в органах безопасности, позволяет сделать вывод: вывести Федеральную службу безопасности из системного кризиса невозможно без кадровых, организационных, структурных преобразований.

Что для этого нужно?

1. Осуществить качественные изменения в руководящем звене центрального аппарата и управлений ФСБ России в регионах, укрепить кадровый состав в целом. Столкнувшись с проблемой, где взять людей, неизбежно придется продумать механизм при каких условиях, как и кого из бывших сотрудников можно вернуть в спецслужбу.

2. Реализовать мероприятия, направленные на структурные изменения ФСБ, оптимизацию использования сил и средств, отмечу некоторые из них:

  • Привести должностные обязанности сотрудников в строгое соответствие с функциями, определенными органам безопасности законодательством РФ.
  • Упразднить Управление контрразведывательного обеспечения объектов промышленности и транспорта, при этом сотрудников, курирующих предприятия оборонно-промышленного комплекса и научные учреждения, подчинить Управлению контрразведывательных операций; а сотрудников, курирующих объекты промышленности гражданского назначения и транспорта, ввести в состав Управлений, занимающихся экономической безопасностью, борьбой с коррупцией, организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом.

Это позволит:

  • эффективнее использовать силы и средства, перераспределив значительную их часть на реализацию функциональных задач по линии экономической безопасности, борьбы с коррупцией и терроризмом;
  • устранить искусственно созданный разрыв между объектами устремлений и устремлениями специальных служб иностранных государств;
  • снизить проблемы (субъективно-конъюнктурные, «ведомственные») в организации взаимодействия различных подразделений, избежать параллелизма и дублирования в работе; упростить систему отчетности;
  • сократить руководящие, аппаратные должности, а значит финансовые издержки на содержание лишнего управленческого состава.

3. Обеспечить адекватный возникающим угрозам безопасности общества и государства уровень организации оперативно-розыскной деятельности Федеральной службы безопасности, что невозможно без решения задач, изложенных в пунктах 1 и 2.
Выделю две взаимосвязанные и принципиально важные задачи:

3.1. Изменить мотивацию труда. Главными критериями увеличения заработной платы, как и иных форм поощрения сотрудников оперативных, аналитических и следственных подразделений ФСБ (для подразделений УКРО нижеуказанные критерии приемлемы лишь частично) должны стать:

  • находящиеся в производстве и реализованные уголовные дела, изъятые по решению суда у криминальных сообществ и преступников материальные и иные ценности (при повышении ответственности, в т.ч. уголовной для сотрудников правоохранительных органов за незаконные действия, введении системы штрафов для силовых структур за неправомерно нанесенный моральный и материальный ущерб);
  • полученные материалы, учтенные в информационно аналитических системах; аналитические документы и специальные информации, направленные в органы власти и управления.

3.2. Обеспечить контроль общества над деятельностью ФСБ РФ, для чего обязать Службу в целом и ее управления в регионах по итогам года официально публиковать результаты своей работы по следующим позициям:

  • общее количество заведенных дел оперативного учета с разбивкой по классифицирующим признакам статей УК РФ;
  • общее количество прекращенных дел оперативного учета с разбивкой по классифицирующим признакам статей УК РФ и указанием оснований их закрытия;
  • общее количество возбужденных уголовных дел по статьям УК РФ (конкретная информация на этом этапе в интересах обвиняемых и тайны следствия не разглашается);
  • реализованные уголовные дела с аннотацией из постановления суда по каждому (фигурант, факт, событие; основание для возбуждения у/д.; решение: по какой статье и на сколько осужден, конфискованное имущество (ценности);
  • прекращенные уголовные дела: за отсутствием состава преступления, за недостаточностью доказательств и т.п. с аннотацией из постановления по каждому (по какой статье возбуждалось у/д., основные эпизоды, раскрывающие причины его закрытия на стадии следствия по указанным основаниям);
  • количество направленных в органы власти и управления специальных информаций с разбивкой по адресатам и указанием оценки их востребованности.

Узаконив эту систему отчетности, а также меру ответственности должностных лиц ФСБ за предоставление недостоверных данных, мы при сохранении в стране гласности и многопартийности не только фактически обеспечим контроль за эффективностью и законностью деятельности органов безопасности со стороны соответствующих государственных институтов и, что самое важное, общества, но и быстро устраним в ФСБ соблазн и устоявшуюся практику работать на «галочку».

Реформы в органах ФСБ РФ крайне необходимы и не только в связи с эскалацией терроризма. Как бы многие этого не хотели, ситуация в стране заставит пойти на них, так как без создания эффективно и в рамках закона действующих органов безопасности, всей правоохранительной системы невозможно решить сложные задачи по декриминализации и реформированию экономики и политической системы, предотвратить нарастающие угрозы распада России.

Подполковник ФСБ К.Н. Казанцев,
с 01.01.2003 г. в запасе.

Обращения подполковника Казанцева к подполковнику Путину были не единственными попытками изменить ситуацию в ФСБ и усовершенствовать ее работу. Казанцев был подписантом шокирующего обращения шестидесяти сотрудников Управления КГБ СССР по Свердловской области в Верховный Совет РСФСР. Предлагаем ознакомиться с этим обращением непосредственно прочитав его в копиях газет «НА СМЕНУ» и «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА».


Еще недавно по приказу самого могущественного и закрытого силовика страны Олега Феоктистова арестовывали губернаторов, крупных бизнесменов и даже министра экономического развития Алексея Улюкаева, обыскивали главу таможенной службы, сослуживца Владимира Путина Андрея Бельянинова, и в назидание показывали испуганного с коробками денег по всем каналам. А теперь ожидающего пенсию генерала ФСБ самого могут вызвать в суд, как рядового свидетеля по делу Улюкаева, и показать по всем каналам.

Когда стало известно, что президент вот-вот отправит всемогущего генерала на пенсию, мы поехали к Олегу Феоктистову в его родную деревню Ябедино под Истрой, чтобы поговорить. О генерале Фиксе известно мало. Даже как он выглядит, тайна - существует единственная достоверная фотография Олега Феоктистова с сайта «Роснефти»,  и та со смазанным лицом.

Феоктистов в Роснефти

Родовое гнездо

Согласно Росреестру, в Ябедино он владеет земельным участком общей площадью 2100 кв. м, жилым домом (110 кв. м) и баней. Дом Феоктистова довольно скромный для генералов ФСБ, ФСО или МВД такого масштаба. Здесь прошли детство и юность генерала ФСБ и на местном кладбище похоронены мать и отец. Отсюда после окончания школы Феоктистов пошел вместе с братом-близнецом учиться на фельдшера, а потом служил пограничником в Карелии.

Постучали в ворота, но нам никто не открыл. Зато из дома напротив на шум выбежал йоркширский терьер. За собакой вышел брат-близнец генерала Игорь с близнецом «йорка» под мышкой.

Брата давно не видели?

Говорят, он покидает ФСБ?

Реально ничего не могу сказать.


Как выяснил ЦУР, в 2006 году, когда генерал Феоктистов уже руководил 6-й службой УСБ ФСБ, его брат Игорь был главным безопасником ООО «Арбат энд Ко» (управляло парфюмерно-косметическими магазинами «Арбат Престиж»). Сейчас Игорь Феоктистов, пошедший, в отличие от брата, по охранной линии, трудится директором по внутреннему контролю в ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Любопытная деталь, демонстрирующая путинскую систему сдержек и противовесов: председателем правления ПАО «ФСК ЕЭС» является Андрей Муров - сын бывшего многолетнего директора ФСО Евгения Мурова, отставку которого связывают с разработкой «сечинским спецназом».

Пока мы разговаривали с братом Феоктистова, а потом с соседкой Верой, знающей близнецов с раннего детства, за генеральским забором кто-то был. Но тогда мы не знали об этом.

Глаза и уши Сечина

Во время службы в Калевальском погранотряде Олег Феоктистов подружился с бойцом спецназа военной контрразведки КГБ Сергеем Шишиным, ставшим впоследствии начальником УСБ ФСБ, а затем руководителем Службы хозяйственного обеспечения ФСБ. Орденоносец Шишин прошел несколько горячих точек и, минуя тогдашнего директора ФСБ Николая Патрушева, напрямую ходил с докладами к заместителю руководителя администрации президента Игорю Сечину, в то время курировавшему все российские силовые структуры.

В начале 2003 года Сечин поручил Шишину создать в структуре центрального аппарата ФСБ спецподразделение с самыми широкими полномочиями. Вскоре появилась 6-я Служба УСБ ФСБ, прозванная на Лубянке «сечинским спецназом». Непосредственным подбором сотрудников занимался Олег Феоктистов, который и возглавил «шестерку». Костяк службы составили бойцы «Альфы» и «Вымпела», а также уроженцы Сочи, где Шишин когда-то возглавлял городской отдел ФСБ.

Самого же почетного сотрудника контрразведки генерала-полковника Шишина в 2007 году после ряда громких скандалов с поставками китайской контрабанды на склад ФСБ в Подмосковье (в/ч 54729), в которых фигурировали высокопоставленные «лампасники» с Лубянки, откомандировали в банк ВТБ, где он до сих пор работает старшим вице-президентом. В свободное от основной работы время он участвует в жизни наблюдательного совета ВБРР - опорного банка «Роснефти» (в совет директоров которой входил в 2011–2013 годах) и совета директоров «Русгидро».

Как бы то ни было, глазами и ушами Игоря Сечина на Лубянке остались Феоктистов, дослужившийся до первого заместителя начальника УСБ ФСБ, и его сослуживец из Калевальского погранотряда Иван Ткачев, позднее ставшим командиром «шестерки». В дальнейшем в противовес «сечинцу» Феоктистову главой УСБ ФСБ назначили Сергея Королева, которого относят к команде бывшего премьера Виктора Зубкова.

Игоря Ивановича (Сечина) мы называли Папой, а Олега Владимировича - Батей, - рассказал корреспонденту ЦУРа боец «шестерки». - Королев у нас был кем-то вроде свадебного генерала и все команды на оперативные разработки исходили только от Феоктистова.

Первые упоминания о «сечинском спецназе» появились еще во время скандальной эпопеи с нефтяной компанией ЮКОС. Его бойцы блокировали охрану бизнесменов, взламывали двери офисов и во время обысков охраняли следователей прокуратуры.

С тех пор имя генерала Феоктистова стало ассоциироваться с громкими арестами высокопоставленных чиновников или бизнесменов. Будь-то обыски на Черкизовском рынке Тельмана Исмаилова, дело генерала ФСКН Александра Бульбова, история подмосковных прокуроров, крышевавших подпольные игровые клубы, дело генерала ГУЭБиПК МВД Дениса Сугробова или задержание губернатора Кировской области Никиты Белых.

Олег Владимирович имел прямой доступ к президенту, - рассказал источник в ФСБ. - Но всегда докладывал в присутствии директора ФСБ Александра Бортникова.

Прикомандированный генерал

Уже будучи вице-президентом и начальником Службы безопасности «Роснефти» Олег Феоктистов лично руководил спецоперацией по задержанию главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева.

Неожиданному переходу Феоктистова из УСБ ФСБ в «Роснефть» предшествовали несколько ключевых перестановок на Лубянке и громкие события на Балтийской таможне. По основной версии, Феоктистова убрали из ФСБ после обысков у сослуживца Путина по КГБ, главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова, которого под оперативным псевдонимом Беляш около двух лет разрабатывала «шестерка».

Оперативная съемка обыска у Андрея Бельянинова | Фото: Газета.Ru

Фотографии с обыска в доме испуганного Бельянинова с пачками долларов в коробках из-под обуви крутили все центральные телеканалы. Все ждали, что его вот-вот закроют в Матросской тишине, но из Кремля поступила команда «отбой». Как рассказал сотрудник «шестерки», во время обыска он сцепился с начальником охраны Бельянинова Францем Августиновичем:

Беляша давно охранял Франц. Он раньше с нами бегал снайпером по горам. Года два назад с ним была драка в ресторане, и тут снова встретились. Я ему говорю: «Чего на Беляша нам не стучал?», а он в ответ матюгом. Короче, чуть опять не завалились на пол. Но самое прикольное, что изъятые при обыске деньги и ценности оказались заранее задекларированы и все сошлось копейка в копейку. Беляш грамотный финансист из разведки, в 90-е рулил двумя банками (РЭА-банк и Новикомбанк. - ЦУР), через которые проходили деньги резидентуры, и к нему не было вопросов.

Следом за Бельяниновым ушли в отставку давние враги чекистской особки, считавшиеся неприкасаемыми: начальник Службы экономической безопасности (контрразведка в кредитно-финансовой сфере) ФСБ Юрий Яковлев и начальник Управления «К» СЭБ ФСБ Виктор Воронин (фигурант списка Магнитского).

По некоторым данным, основанием для отставок генералов послужил громкий скандал, связанный с задержанием в ноябре 2015 года в аэропорту Пулково 35 тысяч контрабандных iPhone и iPad и 15 тысяч смартфонов Lenovo A560. Начались обыски и аресты бизнесменов, связанных с поставками контрабандной электроники. По версии следствия, разрулить ситуацию с арестованным товаром взялся оперативник по особо важным делам по борьбе с таможенными преступлениями Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС Павел Смолярчук. Как позже выяснилось, родная сестра Смолярчука была женой непосредственного куратора питерской таможни начальника 7-го отдела Управления «К» СЭБ ФСБ Вадима Уварова.

Оперативным сопровождением уголовного дела занималась «шестерка», и ее материалы легли в доклад президенту, который своим указом уволил генералов Яковлева и Воронина из СЭБ ФСБ. Освободившиеся кресла тут же заняли «свадебный генерал» из УСБ ФСБ Сергей Королев, сменивший Яковлева, и начальник «шестерки» Иван Ткачев, въехавший в кабинет Воронина.

А Феоктистова вместо ожидавшегося повышения до начальника всей особки перевели в аппарат прикомандированных сотрудников ФСБ. Через месяц он оказался в «Роснефти». Главой службы безопасности нефтекомпании он пробыл меньше полугода, но успел побывать с Игорем Сечиным на открытии памятника Уго Чавесу в Венесуэле, на переговорах в Индонезии и Египте.

Игорь Сечин на открытии памятника Уго Чавесу | Фото: пресс-служба «Роснефти»

А потом случилась история с арестом министра Улюкаева.

Костин вместе с Феоктистовым пришли к Путину и доложили, что Улюкаев намекает на какие-то премиальные по приватизации «Башнефти» (до ареста Костин и Улюкаев близко дружили, роль банкира в истории с передачей денег министру до сих пор не ясна. - ЦУР), - рассказал боец «шестерки». - Путин ушел от прямого ответа - типа решайте сами. Тогда Сечин сказал, что всю ответственность берет на себя. А крайним оказался наш генерал.

7 марта 2017 года об уходе из «Роснефти» прикомандированного особиста сообщили СМИ. Между тем о предстоящей отставке генерала Фикса заговорили еще в конце февраля, когда его имени не оказалось в числе представленных к госнаградам сотрудников нефтяной компании. Согласно указу президента № 95 от 1 марта 2017 года, «За большой вклад в развитие экономики страны, укрепление позиции России в глобальной нефтяной отрасли и успешное решение задач по улучшению инвестиционного климата в РФ» орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени были награждены 12 топ-менеджеров «Роснефти». Хотя, как сообщил наш источник в «Роснефти», фамилия генерала фигурировала в списке, но в самый последний момент ее вычеркнули. Информацию об уходе Феоктистова из «Роснефти» подтвердил и Игорь Сечин, заявивший, что генерал возвращается на военную службу. По некоторым данным, его планировали назначить главой Управления «П» ФСБ (занимается контрразведывательным обеспечением предприятий промышленности), но что-то не срослось.

Тузы из «шестерки»

За годы службы в чекисткой особке Олег Феоктистов нажил себе немало врагов на Старой площади, родной Лубянке, в ФСО, Генпрокуратуре и МВД. Проверяющие органы зачитывались анонимками на Фикса и его людей. В них рассказывалось, как генерал держит в кулаке всех московских судей, брата пристроил к авторитетному бизнесмену Могилевичу в «Арбат-Престиж», а его подчиненные устраивают шумные гулянки в ресторане «Щит и Меч» на Лубянке (сейчас хозяин ресторана Константин Пискарев арестован за организацию 18 заказных убийств. - ЦУР), и потом разъезжают по Москве пьяными и посылают гаишников.

Впрочем, в «сечинском спецназе» синька за рулем не считались особым грехом и Феоктистов сам нарывался на гаишников. Так, согласно базе ГИБДД, 2 февраля 2002 года Олег Феоктистов на своей «Мазде» был остановлен инспекторами 5-го отдела ДПС г. Москвы, которые зафиксировали в протоколе «управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения». Административный материал был направлен в московскую комендатуру, а затем попал на стол «покровителю» Шишину. Дело закончилось благополучно - штрафом.


В СМИ тоже нередко попадал компромат на генерала. Например, аноним разослал сразу в несколько редакций сообщения, что Феоктистов все в том же Истринском районе незаконно получил земельный участок. По данным Росреестра, хозяином участка в ДНП «Дачный островок» в деревне Подпорино общей площадью 1305 кв. м Феоктистов стал в 2012 году, а соседями оказались несколько генералов из центрального аппарата ФСБ и родственники близких друзей Путина. В администрации Истринского района ЦУРу сообщили, что землю под ДНП «Дачный островок» выделили на законных основаниях - в ответ на письмо из ФСБ с просьбой помочь с недвижимостью ветеранам боевых действий.

Человек за забором

На следующий день после поездки в Ябедино мы разбирали съемку с коптера. При увеличении (см. видео) заметили, что за забором дачи генерала Феоктистова, пока мы разговаривали с его братом и соседями, кто-то был. А потом этот кто-то ушел в дом. Был ли это сам Феоктистов, или кто-то из его знакомых, установить не удалось. Но если сам  -  то бодрая походка не выдавала человека, который, по данным «Новой газеты», только что пережил гипертонический криз, узнав об отправке на пенсию. Информацию о том, что Феоктистов жив и здоров, подтвердили и его соседи.

Два года назад, отмечая в узком кругу свое пятидесятилетие, Олег Феоктистов вдруг заявил, что, когда уйдет на пенсию, напишет мемуары. Над столом повисла гробовая тишина. Генерал улыбнулся и продолжил: «Только сначала обеспечу безопасность семьи».

Когда отставной генерал засядет за мемуары, семья, возможно, будет жить на доходы от бизнеса жены Людмилы, который всегда зависел от госконтрактов. Когда-то она трудилась в госпитале ФСБ, а в 2012 году основала ЗАО «Медтех-Прогресс», которое в 2012–2016 годах выиграло госконтракты на поставки медоборудования на общую сумму 1,73 млрд рублей. В 2014 году новыми акционерами компании стали кипрский офшор Tekori Investments limited и ООО «НП Промтехнологии», но Феоктистова продолжала руководить ей до середины 2016 года. Что любопытно, офис «Медтех-Прогресс» до сих пор располагается в Колпачном переулке, в двух шагах от здания, где базируется «сечинский спецназ».

Подробнее об оперативном эксперименте Управления «К» над Улюкаевым, соседях генерала Феоктистова из ДНП «Дачный островок» и его брате - в

Лефортово — самая знаменитая в России тюрьма, но ее непросто найти, хоть она и расположена почти в центре Москвы. Случайный прохожий может сто раз обойти ее вокруг, пощупать крепкую кирпичную кладку — все равно ничего поймет. Впрочем, шанс, что тюрьма привлечет внимание непосвященного, невелик: с улицы массивное здание прикрывает жилой дом, а к колючей проволоке над глухими стенами у нас давно привыкли.

Почти все сведения о жизни тюрьмы в XX веке — это воспоминания лефортовских сидельцев. Конечно, с тех пор в тюрьме изменилось многое, но не все. Например, когда охранники выводят обвиняемого из камеры, они оповещают друг друга по старинке. Для этого, как пишет бывший лефортовский узник Эдуард Лимонов в книге «В плену у мертвецов», охранники держат в руке металлический кругляш с мембраной, издающей треск, впрочем, иногда они обходятся щелканьем пальцев.

Визит в Лефортово

В ноябре 2002 года, через неделю после захвата Театрального центра на Дубровке террористами, мы готовили к публикации статью, в которой критиковались действия властей и силовых структур при штурме, в том числе применение газа фентанила, которое привело к смерти заложников.

В один из вечеров в редакцию газеты «Версия», где мы тогда работали, пришли несколько офицеров ФСБ и конфисковали наш компьютер и сервер редакции. Они немного опоздали — статья уже была отправлена в печать.

Сотрудники ФСБ оставили повестку. Как оказалось, поводом для их визита была статья, опубликованная полгода назад. Но в редакции газеты не сомневались, что таким образом ФСБ пыталась воздействовать на журналистов, чтобы приостановить расследование по «Норд-Осту». Допрос сам по себе достаточно убедительный метод воздействия, но это еще и хороший способ получить информацию о журналистских источниках.

Следственное управление ФСБ, куда нас вызвали, расположено в том же комплексе зданий, что и Лефортовская тюрьма. Внутрь надо было пройти через проходную 2, через которую ходят свидетели, родственники арестованных и подозреваемые. Молодой следователь проводил нас по блеклым петляющим коридорам на третий этаж в кабинет. Потом тем же маршрутом пришлось ходить еще нескольким сотрудникам редакции.

Тут же и расстреливали

В советское время Лефортовская тюрьма вселяла страх. Построенную в конце XIX века тюрьму после 1917 года использовали для изоляции политических врагов, многих из которых тут же и расстреливали.

После смерти Сталина многие тюрьмы госбезопасности были упразднены — в 60-х была даже закрыта внутренняя тюрьма на Лубянке, но КГБ оставил за собой Лефортово для содержания противников режима и подозреваемых в шпионаже.

В 1990-е и 2000-е годы тюрьма продолжала использоваться в том же качестве: после октябрьских событий 1993 года сюда поместили противников Ельцина, а впоследствии узниками Лефортово были дипломат Валентин Моисеев, обвиняемый в шпионаже на Южную Корею, металлургический магнат Анатолий Быков, офицер ФСБ Александр Литвиненко, «юкосовцы» Платон Лебедев и Алексей Пичугин.

Схватка за тюрьму

Став в начале 1990-х главной преемницей КГБ, Федеральная служба контрразведки (ФСК), в 1995-м переименованная в Федеральную службу безопасности (ФСБ), унаследовала и Лефортово. Однако ей пришлось побороться за контроль над тюрьмой.

В 1993 году в процессе начатой Ельциным реорганизации российская контрразведка временно потеряла следственный аппарат. В результате в январе 1994 года Лефортово перешло в подчинение к МВД.

Вскоре из нее, впервые за всю историю Лефортово, сбежали двое заключенных. Воспользовавшись скандалом, в апреле 1997 года ФСБ, которая к тому времени уже добилась возрождения следственного управления, смогла вернуть в свое подчинение и следственный изолятор Лефортово. Одновременно с Лефортово в ведение ФСБ вернулись еще 13 региональных тюрем.

Вмешательство Европы

Между тем за год до этого, в 1996 году, Россия вступила в Совет Европы. При этом Кремль помимо всего прочего пообещал «в течение года пересмотреть закон о ФСБ с тем чтобы, привести его в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы, — в частности, лишить ФСБ права иметь следственные изоляторы».

Совет Европы потребовал от России отделить следственные органы от тюрем. В 1998 году МВД передало свои тюрьмы и другие пенитенциарные учреждения в ведение Министерства юстиции, однако ФСБ продолжала сопротивляться.

В 2004 году заместитель директора ФСБ Вячеслав Ушаков на встрече с представителями Парламентской ассамблеи Совета Европы пояснил, что ФСБ абсолютно необходим изолятор, гарантирующий «высокий уровень безопасности». И только Лефортово, по утверждению Ушакова, соответствовало этим требованиям. Впрочем, в марте 2005-го это утверждение подверг сомнению 27-летний заключенный из Киргизии Талгат Кукуев, убежавший из Лефортово.

Но в конечном итоге в июле 2005 года президент Путин подписал указ о передаче Минюсту всех тюрем ФСБ (в том числе и Лефортово), передача должна была произойти до января 2006 года.

Прикомандированные сотрудники

Поначалу казалось, что ФСБ выполнила президентский указ: руководство ведомства отрапортовало о передаче тюрем ФСБ в ведение Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Однако в конце декабря 2005 года мы узнали из надежных источников в Следственном управлении ФСБ, что сотрудники тюрьмы, ранее числившиеся в ФСБ, спешно перевелись во ФСИН в качестве так называемых прикомандированных сотрудников, или, как их называют, АПС (аппарат прикомандированных сотрудников).

Иными словами, формально числясь в штате ФСИН, эти офицеры по-прежнему подчиняются своему руководству в ФСБ. В январе 2006-го мы опубликовали эту информацию в «Ежедневном журнале», и ФСБ ни разу не попыталась опровергнуть ее. А в 2008 году она получила официальное подтверждение, но в весьма своеобразной форме.

В марте 2008-го гарнизонный военный суд Санкт-Петербурга санкционировал арест двух офицеров ФСБ — начальника и заместителя начальника городского СИЗО №3. Ранее эта тюрьма находилась в ведении управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а в 2006 году в соответствии с президентским указом была передана ФСИН.

Оба офицера, 45-летний подполковник ФСБ Александр Ногтев и его заместитель 32-летний майор ФСБ Павел Челепенок, до этого служили в местном управлении ФСБ и после передачи СИЗО под контроль ФСИН остались на своих должностях. Официально они были переведены в службу исполнения наказаний, но в суде выяснилось, что они сохранили свои звания и должности в ФСБ.

Тюремные мощности

Нарушение Россией обязательств, данных Европе, нисколько не возмутило Владимира Путина — наоборот, ФСБ даже стала наращивать свои «тюремные мощности».

В июне 2006 года Путин издал новый указ, вносящий изменения в положение о ФСБ. Указ позволил ФСБ получить в свое распоряжение неназванное число изоляторов временного содержания (ИВС), то есть те же тюрьмы, от которых спецслужба должна была избавиться.

Правда, обычно в милицейских ИВС просиживают лишь несколько суток — до предъявления обвинения. Но в изоляторах ФСБ все может быть совсем иначе: в президентском указе прямо сказано, что в ИВС ФСБ могут содержаться и обвиняемые, в отношении которых ведется следствие, и те, кому обвинение уже предъявлено.

Искусный трюк

Надо отдать должное, этот трюк руководство ФСБ проделало очень искусно. Кроме МВД изоляторы временного содержания были еще и у погранслужбы: там содержались нарушители границы. В 2003 году Федеральная пограничная служба влилась в состав ФСБ, и у последней появился отличный предлог распространить некоторые полномочия погранслужбы, а именно право содержать подозреваемых в своих ИВС, на всю Федеральную службу безопасности. Что и было сделано в соответствии с президентским указом.

Таким образом ФСБ ловко избежала обвинений в неисполнении обязательств о передаче ведомственных тюрем Минюсту, создав сеть своих тюрем по всей территории страны.

Число изоляторов временного содержания в ФСБ устанавливается самой спецслужбой, а именно директором Федеральной службы безопасности. И узнать, сколько спецтюрем сейчас имеется в распоряжении Лубянки, невозможно: вопросы численности и состава органов ФСБ являются государственной тайной.

Эта статья является адаптированным для«МН» фрагментом книги Андрея Солдатова и Ирины Бороган «Новое дворянство: Очерки истории ФСБ», опубликованной издательством «Юнайтед Пресс».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»