Шос и еаэс: трудности сопряжения. Еаэс и шос: слагаемые будущего Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийским союзом, к созданию которого стремится президент России Владимир Пу

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Первый Российско-китайский строительный форум, состоявшийся в среду, 2 марта, в Москве, принес новости, связанные не только со строительством и развитием сотрудничества РФ и КНР. Как сообщил первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовят соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли.

"Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны такие, как, конечно же, Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющихся членами ЕврАзЭС, с другой стороны, Индию, Пакистан, которые начали непростой, но в будущем, я думаю, успешный путь присоединения к Шанхайской организации", - пояснил Лихачев. Замминистра особо подчеркнул, что около половины населения мира станет участниками этого соглашения.

Инициатива ШОС и ЕАЭС представляет собой не только ответ на крупнейшие экономические проекты США - Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), которые явно направлены против Китая и России. Это и закономерный этап развития сотрудничества на евразийском пространстве. Не случайно в саммите в Уфе 8 - 10 июля 2015 г. фактически участвовали три организации - ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз.

Торговое соглашение ШОС и ЕАЭС действительно может стать самым амбициозным в мире. Странами- участницами ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, может присоединиться Иран. Общая территория стран ШОС составляет 60% территории Евразии, общая численность населения - 3 миллиарда 40 миллионов человек. Члены ЕАЭС - РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия, кандидат на вступление - Таджикистан. Общее население союза - 183 миллиона человек, территория первая в мире, а ВВП пятый в мире.

На 17 марта запланировано обсуждение договора министрами экономики стран ШОС, а финальная точка в его создании будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 г. в Ташкенте. Пока подробностей будущего соглашения нет, Алексей Лихачев лишь обозначил его контуры. По словам чиновника, есть как минимум три крупных составляющих: свобода движения товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к российскому рынку услуг.

"Огромную работу мы будем вести как в рамках Евразийского союза, так и в рамках двусторонних контактов между Китайской Народной Республикой и Россией", - сказал Лихачев, добавив, что "это будет шире, чем ЗСТ". Ранее Пекин выступил за создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС.

Очевидно, что РФ и КНР будут неформальными лидерами партнерства и его успех во многом зависит от того, как станут выстраиваться российско-китайские двусторонние отношения и найдут ли страны оптимальный баланс интересов.

Появление проекта Экономического пояса Шелкового пути вызвало немало споров о том, смогут ли Россия и Китай гармонизировать свои интеграционные и инфраструктурные проект в Центральной Азии. О том, как китайские инициативы соотносятся с российской политикой в регионе, корреспонденту китайского журнала International Herald Leader рассказал и.о. директора Института Дальнего Востока РАН, эксперт РСМД Сергей Лузянин.

Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийским союзом, к созданию которого стремится президент России Владимир Путин?

Очевидно, что, помимо возможных рисков, создание Экономического пояса Шелкового пути послужит для России конструктивным экономическим стимулом. В частности, возникнет необходимость осуществления активной инвестиционной, торговой и экономической политики в отношении участвующих групп, включая, в частности, расширение строительства железных дорог и автомагистралей — примером подобной деятельности является реконструкция железнодорожной линии Москва — Казань и строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Пекином. В будущем, как планирует Пекин, объединенная транспортная сеть позволит создать транспортный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион со странами Западной Европы. Такая сеть будет связывать 18 азиатских и европейских стран, в общей сложности охватывая территорию в 50 миллионов квадратных километров с населением 3 миллиарда человек. За последние 10 лет ежегодный рост объема торговли Китая со странами, расположенными вдоль Пояса, составил около 19%, а сам торговый оборот Китая с этими странами в 2014 году достиг более 600 миллиардов долларов США.

Выдвинутая председателем Си Цзиньпином идея Пояса изначально воспринималась в России и ряде других стран Таможенного союза, существовавшего на тот момент, достаточно осторожно. Ряд российских экспертов даже утверждали, что этот проект представляет собой реакцию КНР на медленные темпы развития ШОС и что Шелковый путь является альтернативным вариантом ускорения развития для Центральной Азии и соседних регионов.

Как теперь стало очевидно, ситуация является не настолько критической. Несомненно, проект Си Цзиньпина крайне амбициозен, рассчитан на долгосрочную перспективу и отражает темпы роста влияния Китая и характер этого роста в качестве новой экономической державы. В контексте проекта Великого шелкового пути достаточно четко просматриваются задачи Китая на евразийском пространстве. С другой стороны, точно так же очевидно, что этот проект не препятствует и не призван препятствовать реализации других двух планов — развития ШОС, внутри которого Китай и Россия продолжают играть центральную роль, и Евразийского экономического союза. В настоящий момент китайские проекты (Экономический пояс и Шелковый путь) представляются важной стратегической инициативой руководства страны, которая, однако, не получила институционального оформления.

Таким образом, Россия в контексте этих проектов вовсе не является пассивным наблюдателем с точки зрения многостороннего или двустороннего формата сотрудничества с КНР. В то время как Китай активно продвигает свой проект, Россия — если говорить о формате ШОС — заинтересована в поиске (политическом и экспертном) путей и возможностей для развития взаимодействия или сближения ШОС с проектом Шелкового пути. Заинтересованность России в развитии взаимодействия ШОС как с Евразийским экономическим союзом, так и с проектом Шелкового пути просматривается достаточно явно. При этом существует ряд вариантов/сценариев, которые могут быть реализованы в данном процессе: (a) развитие интеграции/сближения вдоль «Северного маршрута» (ШОС — ЕАЭС) с укреплением Евразийского банка развития за счет привлечения китайских ресурсов — или (b) вдоль «Южного маршрута» (ШОС — Шелковый путь), который, однако, представляется как более поздний с точки зрения возможных периодов и возможностей реализации. В то же время нельзя исключать и параллельного развития всех трех проектов.

Как Россия будет выстраивать свои отношения с пятеркой стран Центральной Азии, если они решат сотрудничать с Китаем в рамках концепции «один пояс, один путь»?

Выбранная Китаем стратегия реализации политики «один пояс, один путь» не создаст конфликта интересов между Россией и Китаем в Центральной Азии. Некоторые западные эксперты считают, что все центральноазиатские страны присоединятся к китайскому проекту Шелкового пути и забудут о России и ее проектах вовсе. Однако это не так: между Китаем, Россией и странами Центральной Азии существует тесная связь, обусловленная их членством в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Единственное государство в Центральной Азии, не входящее в ШОС, — Туркменистан — не играет в регионе важной политической роли. Таким образом, мы видим возможность многостороннего сотрудничества в рамках китайского Экономического пояса и ШОС, их сближения, а также активного участия центральноазиатских стран в общем сотрудничестве в сфере экономики и транспорта.

От сопоставления Евразийского Экономического Союза с Европейским союзом перейдем к рассмотрению вопроса о том, что объединяет ЕАЭС с ШОС и БРИКС (разумеется, не только потому, что в них присутствует Россия).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой региональную международную организацию, основанную в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. ШОС не является военным блоком, как НАТО, или открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, а занимает промежуточную позицию . Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. На начало 2016 г. членами ШОС являются: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Государства-наблюдатели ШОС - Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия. В состав партнеров по диалогу ШОС (статус которых предоставляется государствам и организациям, разделяющим цели и принципы ШОС, установившим с ней отношения равноправного взаимовыгодного партнерства и сотрудничающим по отдельным направлениям деятельности) входят Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Бангладеш, Египет и Сирия подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей (рис. 14).

Предпосылки к созданию ШОС были заложены еще в 60-е гг. XX в., когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КН Р разрешила территориальные споры с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества. В 2001 г. встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в «Шанхайскую организацию сотрудничества», или «Шанхайскую шестерку». Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская

Щ страны-члены Q наблюдатели | партнеры по диалогу

Рис. 14. Контуры ШОС

конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму “Шанхайской пятерки”». Встреча глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании «Декларации глав государств - членов ШОС» и «Хартии ШОС» - базового уставного документа. С 1 января 2004 г. ШОС начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

ШОС имеет соглашения о партнерстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН. Это неизбежно приводит к столкновению интересов стран-участниц ШОС. В первую очередь, эксперты обращают внимание на столкновение экономических и политических интересов России и Китая. Россия настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трех зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, Россия предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай, напротив, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, настаивает на том, чтобы приоритеты ШОС между анти- террористической и экономической деятельностью делились поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Более того, во внешней политике на первый план Китай ставит исторически территориальную проблему объединения с Тайванем, которая выходит за пределы компетенций ШОС, поскольку к решению этой проблемы причастны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС, а теперь и ЕАС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

Россия предпочитает реализовать, в первую очередь, субрегиональные интеграционные проекты между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками, а экономическую интеграцию в формате ШОС рассматривать как более отдаленную цель. Пекин же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время . Это можно объяснить тем, что снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия главным образом для увеличения предтожения китайских товаров, и тем самым перед странами Центральной Азии откроется перспектива стать придатком китайской экономики. С другой стороны, как полагает А. Ю. Баранов, «американские эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях “российскую карту”, но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР. Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами» . Действительно, в «треугольнике США-РФ-КНР» интересы ШОС, а следовательно, и ее участников, должны занимать приоритетные позиции и в экономике, и в политике. Это, в частности, было подкреплено «Договором о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», принятым на бишкекском саммите 16 августа 2007 г. Этот Договор явился основой становления нового, более справедливого миропорядка после распада биполярной системы, когда доминирующей силой намеревались стать США как единственная оставшаяся сверхдержава.

Особое внимание следует обратить на внешнеполитическое окружение и международное влияние ШОС. Упомянутый выше «треугольник США-РФ-КНР» стал формироваться еще в 90-е гг. прошлого века в связи с распадом Советского Союза и притязаниями США на роль гегемона в однополярном мире. Тогда США воспринимали зарождающуюся «шанхайскую пятерку» как структуру, деятельность которой не представляла никакой угрозы их интересам. Китайский аналитик Чжао Хуашэн, отмечая, что ШОС изначально не имела антиамериканской направленности, приводит факты, свидетельствующие о том, что она формировалась в период наибольшего обострения отношений между Америкой, Китаем и Россией . Поначалу Вашингтон приветствовал любые шаги, направленные на ослабление угрозы исламского экстремизма и достижение стабильности в Центральной Азии. Но уже в 2005 г. военно-политическая элита США приступила к реализации проекта «Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии», в котором нет места ни России, ни Китаю. Иначе говоря, этот проект изначально был направлен против ШОС и, соответственно, против его участников. Вместе с тем отмечается, что противоречия между Россией, Китаем и США еще не настолько обострились, чтобы Москва и Пекин оказывали бы совместное противодействие Вашингтону. Как Россия, так и, в особенности, Китай, полагает А. В. Болятко, слишком дорожат своими отношениями с США, чтобы ставить их под удар, реализуя некий вариант военно-политического альянса-антагониста НАТО . Что касается отношений ШОС с такими центрами экономического могущества, как Евросоюз и Япония, то они ограничиваются пока в основном совместными энергетическими программами, хотя в Японии встречаются предложения заявиться ей в качестве партнера по диалогу в рамках ШОС. Важно отметить, что сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии. Следовательно, ключевая роль здесь - за ШОС и ЕАС. И хотя между государствами-членами ШОС неизбежны противоречия и разногласия, эта организация выглядит достаточно монолитной структурой, объединяемой цивилизационными и геополитическими кодами госу- дарств-соседей, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным экономическим показателям. На Китай и Россию приходится 98 % населения и 97 % суммарного ВВП ШОС. И даже несмотря на то, что относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая, Индии, Ирана, Пакистана и Монголии к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии. Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая всегда воспринималось с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

БРИКС (BRICS) - коалиция пяти быстроразвивающихся стран - Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (она вошла в состав группы в начале 2011 г.; см. рис. 15), - которая была выделена аналитиком Goldman Sachs Джимом О’Нейлом в ноябре 2001 г. в аналитической записке банка.


Рис. 15.

Пока еще в неявной форме участниками саммитов БРИ КС высказывается определенная заинтересованность этих стран преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое “влияние”», хотя страны БРИ КС пока еще не образуют какой-либо экономический блок или официальную торговую ассоциацию . Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны, обладающие большим количеством важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;
  • Россия - крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов;
  • Индия - дешевые интеллектуальные ресурсы;
  • Китай - обладатель дешевых трудовых ресурсов;
  • Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

В конечном итоге прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведет к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда» в мире. Экономический потенциал БРИКС таков, что эта группа может стать доминирующей экономической системой к 2050 г. На 2011 г. страны БРИКС занимают довольно высокие позиции в глобальном рейтинге. Итак, БРИКС следует рассматривать как долгосрочный проект объединения геополитических полюсов на трех континентах Земли, которые, демонстрируя свое экономическое и ресурсное могущество, закладывают реальную структуру многополярного мира, в котором ЕАЭС и ШОС будут занимать лидирующие позиции.

В странах, составляющих пространство Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), живет 40 % населения всего мира. Два альянса имеют все возможности создать новую платформу для экономического сотрудничества. Сопряжение ЕАЭС и ШОС выгодно, прежде всего, странам Центральной Азии. Это поможет в развитии экономики и повышении уровня безопасности. Не секрет: стабильность - основа для успешного экономического сотрудничества. Эти две организации, несмотря на ряд противоречий, могут успешно дополнять друг друга. Сотрудничество в рамках ЕАЭС сосредоточено, прежде всего, на вопросах экономического взаимодействия. Что касается ШОС, то, провозглашая свою фундаментальную заповедь - "укрепление безопасности в регионе, содействие раскрытию потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами", декларирует также и создание механизмов экономического сотрудничества. Для оценки возможности сопряжения двух организаций, надо напомнить о целях и задачах каждой из них. Участники первого саммита, создавшего в 1996 году "Шанхайскую пятерку" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в сфере охраны границы. Через год к ШОС примкнул Узбекистан, формат организации превратился в "шестерку". Россия и молодые суверены Центральной Азии уже не представляли военной угрозы для Китая. Из региона ЦА были выведены все советские военные гарнизоны. Но при этом нарушился экономический баланс, включая фактор деиндустриализации, поскольку многие предприятия были «заточены» на обслуживание советской военной системы. Выполнив поставленную задачу – обеспечение стабильности по периметру границ бывших советских республик и Китая, организация обратилась к экономической составляющей. Не обошлось без противоречий: Пекин настаивал на создании Банка развития ШОС, Москва же предлагала остановиться на Фонде развития ШОС в целях финансового обеспечения совместных проектов в рамках организации. Конфликт состоял в том, что у Китая большой объем наличности, и Банк ШОС автоматически стал бы китайским инструментом. Россия же настаивала на сохранении баланса внутри ШОС. Сегодня ШОС вступила в новую фазу своего институционального развития уже как «Шанхайская восьмерка» - летом с.г. полноправными членами Организации стали Индия и Пакистан. Если говорить об ЕАЭС, то это – проект, в котором на уровне всех официальных документов заложена исключительно экономическая интеграция. Президенты России, Казахстана и Белоруссии в мае 2014 года подписали договор ЕАЭС на базе Таможенного союза. Позже к интеграционному объединению присоединились Армения и Киргизия. На очереди - Таджикистан. ЕАЭС был задуман как конфедерация суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. При этом речь, конечно, не идет о том, чтобы как-то влиять на политический суверенитет стран-участников организации, их валютный и налоговый режим. У ЕАЭС четко определены пути развития как субъекта международного права – это Зона свободной торговли (ЗСТ). Направление достаточно эффективное и результативное. ЕАЭС заключает соглашение о ЗСТ с конкретными странами. На днях основные параметры ЗСТ были согласованы и с Китаем. Индийские делегации неоднократно принимали участие в заседания ЕАЭС. Интерес к ЗСТ проявляют около 50 стран мира. По сути, для сотрудничества в рамках ЕАЭС – ЗСТ достаточно иметь двусторонние отношения: ЕАЭС – Китай, ЕАЭС – Индия и т.п. Это оптимальный вариант потому, что у всех участников разные экономики, разная структура торговых отношений экспорта-импорта. Но, соглашение ЗСТ в рамках организаций ЕАЭС – ШОС трудно представить, поскольку интересы у стран, входящих в эти организации, разные. А главное - ШОС не обладает правосубъектностью в рамках международного права, т.е. от имени ШОС никто не может подписывать соглашения, в то время как такое право есть у ЕАЭС. Однако Китай предложил на площадке ШОС создать региональную ЗСТ. Для полной реализации своих планов Пекин предложил концепцию «Один пояс один путь» в рамках своей стратегии «Экономический пояс Шелкового пути». В мае 2017 года в Пекине состоялась презентация этого проекта, где обсуждались вопросы по выделению инвестиций на строительство промышленных предприятий нефтегазовой и транспортной инфраструктуры, которая будет соединять КНР со странами Центральноазиатского региона, Евросоюза и Африки. Китай в стремлении продемонстрировать серьезность обязательств гарантировал выделение $124 млрд в виде инвестиций. Киргизия заручилась согласием Китая строить железную дорогу, которая соединит железнодорожные системы двух стран с выходом в Узбекистан. Последний заключил с Китаем соглашений на $23 млрд. В рамках программы Таджикистан к 2020 г. планирует увеличить товарооборот с КНР до $3 млрд. Эксперты полагают, что взаимодействуя с Центральной Азией через ЭПШП и ШОС, Китай выстраивает долгосрочные партнерские отношения с каждой стран региона по отдельности ввиду нерешенных внутрирегиональных проблем. Учет Пекином подобных особенностей ценится в регионе и устраивает стороны. Ожидается также активизация поисков конкретных механизмов сопряжения инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС. По мнению завотделом экономической теории ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергея Афонцева, развитию полноценного сопряжения китайской инициативы и ЕАЭС препятствует несколько факторов. Первый – интерпретация проекта ОПОП как преимущественно инфраструктурного. Второй – крупные проекты с участием государственных компаний на уровне межгосударственных дискуссий всегда оказываются на переднем плане. Это проекты, требующие миллиардных вложений и решений на уровне политического руководства стран. По мнению Афонцева, деловые круги способны не менее эффективно идентифицировать возможные точки сопряжения. Невостребованным пока остается потенциал сотрудничества в высокотехнологичной сфере. «Это - реальная возможность для российской стороны обеспечить решение приоритетной задачи повышения доли несырьевой продукции в экспорте, для китайской стороны – еще больше расширить свой экспортный потенциал за счет производства принципиально новых товаров, кастомизированных под конкретные рынки ЕАЭС и стран-партнеров ЕАЭС. По словам экономиста, такое направление сопряжено особенно перспективно в свете возможностей, которые в настоящее время открываются в связи с тем, что ЕАЭС готовит ряд соглашений о ЗСТ с третьими странами. Потенциальный выигрыш, по мнению эксперта Кубата Рахимова, может быть в выстраивании равноправных отношений на платформе Банка ШОС или Фонда ШОС. «Банк ШОС должен быть многосторонним инвестором. Это было бы интересно. Выравнивание баланса геополитических интересов внутри ШОС за счет появления Индии и Пакистана», – считает Рахимов. По его мнению, ШОС, обретает новое сопряжение с экономическим проектом ЕАЭС».

9-03-2016, 08:44

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) будут работать над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнёрстве. Об этом сообщил первый заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачёв. Соглашение предусмотрит свободу движения товаров, содействие товарообороту и свободу движения капиталов. Некоторые аналитики видят немало позитивного в вероятном грядущем объединении. Другие полны скепсиса.

ЕАЭС и ШОС начнут работу над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнёрстве, заявил первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачёв, выступая на первом российско-китайском строительном форуме в Москве.

«В декабре 2015 года на совете глав ШОС прозвучала идея от наших казахстанских партнёров всерьёз подумать о зоне свободной торговли ШОС, - цитирует его «Интерфакс». - Мы не просто приняли вместе с китайской делегацией, мы развили эту идею до следующей: фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнёрству, к всеобъемлющему договору в рамках ШОС».

Он очертил перспективные «границы» ШОС: «Причём мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны - такие как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны, Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к Шанхайской организации. Таким образом, только задумайтесь, около половины населения всего мира будет участником этого огромного соглашения».

По словам Лихачёва, в соглашении видятся следующие составляющие: свобода движения товаров, свобода движения капиталов и инвестиций, комфортная среда для увеличения доли расчётов в национальных валютах, преференциальный доступ к рынкам услуг, в частности, к строительству.

Обсуждение контуров будущего соглашения запланировано на 17 марта на встрече министров экономик и торговли в Москве.

Работа по подготовке соглашения будет вестись в рамках Евразийского союза и в рамках двусторонних контактов между КНР и Россией. «Я бы хотел подчеркнуть, что эта задача доложена нашим руководителям - председателю КНР, президенту РФ. Думаю, что финальная точка в начале этих переговоров, в создании этого, может быть, самого амбициозного торгового соглашения в мире, будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества», - приводит слова Лихачёва ТАСС.

Позднее Лихачёв сообщил журналистам, отмечает агентство, что к следующему заседанию глав правительств ШОС министры экономики должны предложить «дорожную карту» по подготовке соглашения.

РИА «Новости» приводит его слова, сказанные журналистам в кулуарах форума: «Мы приглашаем к Алексею Валентиновичу Улюкаеву всех министров экономики ШОС 17 марта для обсуждения уже субстантив этого соглашения».

Что думают по этому поводу российские эксперты?

Директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин полон скепсиса.

«Нынешнее заявление Алексея Лихачёва я воспринимаю как достаточно смелое, - сказал он «Свободной прессе». - Шанхайская организация сотрудничества состоит из многих стран. Даже России в настоящее время тяжело с Китаем иметь зону свободной торговли. Для Таджикистана и Киргизии создание зоны свободной торговли будет означать ликвидацию остатков какого-либо производства. Пойдут страны на это? Киргизия, скажем, член ВТО, но и по этому поводу внутри страны идут бурные дискуссии».

Эксперт сильно сомневается, что «в ближайшем будущем будет образована свободная зона торговли».

Напротив, идею будущей интеграции одобряет заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической Академии МИД РФ Владимир Мантусов.

«Идея интеграции ШОС и ЕАЭС мне понятна и кажется привлекательной, - сказал он корреспонденту «СП». - Что будет на практике? Надо смотреть конкретные соглашения. Может, это будет первый этап международной экономической интеграции, то есть зона свободной торговли. Может, это будет даже таможенный союз, который перерастет в экономический союз».

По мнению эксперта, два объединения задумались над оформлением своих экономических отношений, которые де-факто уже существуют, и это хорошо. «Чуть ли не половина членов одного объединения одновременно состоят и в другом, - пояснил учёный. - Скажем, Белоруссия входит в ЕАЭС, но её нет в ШОС, зато Россия и Киргизия входят в две структуры. Сама идея интеграции правильная».

Вероятную выгоду для участников соглашения эксперт объяснил на примере: «Предположим, есть сельскохозяйственная продукция, которую дорого производить. Теоретически в России можно выращивать апельсины и бананы, но это нецелесообразно. Но зато у нас есть продукция, которая нужна в Китае. В КНР производятся товары, которых нет у нас и у белорусов. И вот потребность в продукции у той или иной страны определяет льготный режим торговли при поставках из-за рубежа на внутренний рынок».

Александр Лукин куда более категоричен и оснований для оптимизма не видит: «Ограниченные соглашения могут быть, но это не зона свободной торговли. Мы не знаем, что будет через 20 и 30 лет. Но сейчас зоны свободной торговли не будет».

Идея об экономическом партнёрстве (интеграции) ЕЭАС и ШОС, добавим от себя, на самом деле озвучивалась и раньше.

11 февраля на казахском новостном портале 365info.kz было опубликовано заявление председателя Высшего Евразийского экономического совета Нурсултана Назарбаева, с которым он обратился к главам стран-членов ЕАЭС.

По его словам, ЕАЭС органично интегрирован в мировую экономическую систему как надежный мост между Азией и Европой. Текущий год, по мнению главы Казахстана, должен положить начало работе по формированию в будущем зоны свободной торговли государств ЕАЭС и ШОС.

Также Назарбаев предложил объявить 2016 год годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и основными интеграционными объединениями.

На сайте казахстанской общественно-политической газеты «Литер» 18 февраля появился материал Марата Елемесова под заголовком «Казахстан предлагает создать между ШОС и ЕАЭС зону свободной торговли».

Журналист попросил специалистов оценить предложение Назарбаева о создании зоны свободной торговли между ШОС и ЕАЭС.

Директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов напомнил о переломном моменте в мировой экономике: «Дело в том, что сегодня глобальная экономика переживает переломный момент. США и ЕС готовят к подписанию договор о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), создающем общий рынок товаров и услуг в 800 млн. человек. Недавно 11 стран Тихоокеанского побережья и США, обеспечивающие 40% мирового ВВП, подписали договор о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Эти два крупных соглашения, ТТИП и ТТП, способны разрушить нормы ВТО. Они могут навязать участникам мировой экономики свои, заведомо невыгодные правила игры. Вашингтон является локомотивом этих «морских» интеграционных проектов, которые способны привести к разрыву Евразии на две части. Существует насущная необходимость новой интеграционной программы для континентальных стран Евразии, которая учла бы интересы Китая, России, Казахстана, Ирана и Индии как главных мировых игроков XXI века. Вместе эти страны уже составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности и их значимость в мировых делах будет только расти».

Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов сказал корреспонденту, что экономика стран - членов ЕАЭС заметно замедляется. Экономика КНР тоже замедляется, однако темпы её роста остаются значительными (+6,9%). Значит, стратегически сотрудничество с ШОС выглядит перспективным. Да, ЗСТ между ЕАЭС и ШОС несёт риски усиления конкуренции с китайскими товаропроизводителями, зато даёт и возможность выхода на китайский рынок. Эксперт полагает, что от такой зоны свободной торговли ЗСТ выиграют производители сырья и продовольствия. Кроме того, ЗСТ будет явно стимулировать приход китайских инвесторов, и это тоже является плюсом.

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев полагает, что укрупнение ЗСТ ЕАЭС - мера вынужденная. Это одна из возможностей сохранения интеграционного объединения в период кризиса.

Таким образом, мнения экспертов по поводу возможной интеграции ЕАЭС и ШОС и создания зоны свободной торговли расходятся. Одни считают, что укрупнение объединений является вынужденным в условиях кризиса, а в ЗСТ и вовсе не верят; другие приветствуют интеграцию и считают, что льготный режим торговли и разнообразие экономик стран-участниц приведут к положительным результатам сотрудничества.



Оцените новость
Новости партнеров:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»