Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Позиционная мена согласных связана со следующими отношениями:

1. Глухих-звонких шумных в положении перед шумными, т.е. перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (л а [ф к] а, л о [ш к] а), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие ([зд"] е л а т ь, о [дг] а д а т ь).

В результате позиционной мены образуется перекрещивающийся тип пози­ционно меняющихся глухих-звонких согласных:

п − б п " − б " ф − в ф " − в "

т − д т " − д " с − з с " − з "

ш − ж ш " − ж " к − г к " − г "

(т.е. перед согласными выступают глухие и звонкие (П - Б), а в других позициях или только глухие (П), или только звонкие (Б)).

2. Твердых-мягких согласных перед [е], т.е. если с гласными [а], [о], [у] соче­таются как твердые, так и мягкие согласные ([м о л] - [м" о л] и т.д.), то в сочета­нии с [е], как правило, выступают только мягкие согласные (ф. по[ра] - [за[р" а], но по[р" е] - [за[р" е]).

В результате такой позиционной мены образуется также перекрещивающий­ся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных:

п−п" б−б" ф−ф" в−в"

м−м" т−т" д−д" с−с"

з−з" н−н" л−л" р−р"

(т.е. в позициях перед [а], [о], [у] выступают как твердые, так и мягкие со­гласные (т - т" и т.д.), а в позиции перед [е] - только мягкие ([т"] и т.д.).

Однако синтагматический закон в современном русском языке здесь дейст­вует ограниченно:

1) перед [е] выступают твердые шипящие [ш], [ж] и аффриката [ц] (ш[э]сть, ж[э]сть, ц[э]лый);

2) перед [е] выступают твердые согласные в заимствованных словах и аббре­виатурах ([купэ], [мэр], [вэф] и др.).

Позиционные изменения согласных связаны со следующими соотношения­ми:

1. Твердых - мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твер­дые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, произносятся мягко . Это наблюдается:

1) при произношении зубных перед мягкими зубными, а также перед [ч"], [ш"]: [с"н"]е г, ба[н"т"]ик, пу[т"н"]ик, [з"д"]елать, [с" - т"]еми, и[с"- с"]ебя и др.;

2) при произношении зубных перед мягкими губными: вё[т"в"]и, [д"в"]е, [с"м"]ерить, и[з"б"]ить, [с"-в"]едром и т.д.;

3) при произношении губных перед мягкими губными: га[м"м"]е, су[м"м"]е, [в"в"]ёл, [в"м"]есте и др.

2. Глухих аффрикат [ч"], [ц] и глухого фрикативного [х] перед звонкими шумными на стыке двух слов при слитном произношении звуков, т.е. [ч"] изменя­ется в звонкие [д"ж"]: [доч"] - [дод"ж-бы"], [ц] изменяется в звонкие [дз]: [^т"ец] - [^т"едз-бы], [х] изменяется в звонкий фрикативный [γ]: [п^тух] - [п^туγ-бы].

3. Сонорных согласных после глухих шумных в конце слова и сонорных согласных перед глухими шумными в начале слова, сонорные согласные в этих позициях оглушаются : пухл [пухл], пёстр [п"остр], рта [р m а], мха [мxа].

§ 3. Позиционная мена и позиционные изменения гласных

Позиционная мена гласных зависит от их ударного и безударного положений.

Гласные звуки русского языка, выступающие под ударением и в остальных безударных слогах.

В результате такой позиционной мены образуется параллельно перекрещивающийся тип позиционно меняющихся ударных и безударных глас­ных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, не различаясь в одной позиции (под ударением), заменяются гласным другого качества в иных позициях.

Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних предшествующих и последующих твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в ударном слоге.

По отношению к соседним твердым и мягким согласным гласные под ударением могут быть в восьми позициях . Если любой согласный условно обозначить буквой t, а гласный - буквой а, то различные позиции ударного гласного можно представить в виде следующих формул:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский язык

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. курский государственный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика Графика Орфоэпия Орфография
Учебно-практическое пособие для бакалавров дефектологического факультета Курск 2012 Печатается по решению редакционно-и

Фонетическое членение речи
Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и фразовым ударением, заключенное между двумя дли

Ударение
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов неодносложного слова или слова в составе речевого такта или фонетической фразы. Словесное

Интонация
Интонация –ритмико-методическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. У каждого говорящего

Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат- это совокупность органов, которые используются для производства речи (см. рис.). Произносительный аппарат: 1 - твердое

Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция - это специальный способ записи речи в пол­ном соответствии с ее звучанием, употребляемый в научных целях. Основной принцип фонетической транскрипции заключается

Изменение гласных А, О, Е после твердых и после мягких согласных
V) в русской фонетической транскрипции используется j, которого нет в русском алфавите и который обозначает среднеязычный согласный, н

Слогоделение
Слогоделение – это реальная или потенциальная граница между слогами. Слог – отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с

Понятие фонем

Понятие фонем
Звуковые единицы тогда становятся явлениями языка, когда выступают как единицы функционального плана. Аспект фонетики, в котором единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые,

Понятие фонем
Звуковые единицы тогда становятся явлениями языка, когда выступают как единицы функционального плана. Аспект фонетики, в котором единицы звуковой системы рассматриваются как функционально значимые,

Дифференциальные и избыточные признаки фонем
Фонемы могут противопоставляться друг другу по одному, двум или более признакам, причем: 1) есть такие постоянные признаки, по которым различаются хотя бы две фонемы, совпадающие по осталь

Состав сильных гласных фонем
Постоянными (конститутивными) признаками для гласных фонем русского литературного языка являются степень подъема языка и наличие-отсутствие ла­биализации. Поэтому можно установить сле

Гласные фонемы в слабых позициях
Позиции без ударения являются слабыми для гласных фонем. В этих позици­ях выступают слабые гласные фонемы. Следует различать слабые гласные фоне­мы I предударного слога и слабые гласные фонемы оста

Состав сильных согласных фонем
Для согласных фонем русского литературного языка постоянными, консти­тутивными признаками являются степень участия голоса и шума, место образова­ния, способ образования, твердость и мягкость. Можно

Соотносительные ряды согласных фонем
В русском литературном языке есть 2 группы согласных фонем, которые, в отличие от других согласных, образуют в фонетической системе соотносительные ряды. Первая группа - это парные

Графика
Письмо возникло как средство общения дополнительно к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно

Орфография
Орфография(от греч. orthos – «правильный», «прямой» и grapho – «пишу»), или правописание,- это система правил, регулирующих напис

Словарь терминов
Аллофон – конкретный звук, представляющий фонему речи; обобщенное название вариантов и вариаций фонемы. Алфавит – совокупность расположенн

Позиционная мена гласных звуков – это мена ударных гласных с безударными в пределах одной морфемы при изменении фонетической позиции звука по отношению к ударению. Позиционная мена гласных может быть двух типов: мена гласных параллельного типа и перекрещивающегося типа.

Мене гласных параллельного типа подвергаются только гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. При изменении фонетической позиции по отношению к ударению ударные звуки верхнего подъема закономерно заменяются безударными, количественно редуцированными гласными [и ], [ы ], [у ]. Например: л[и́]ст - л[и ]сто́к; с[ы́]р - с[ы ]ро́к; л[у́]нный - л[у ]на́.

В данном типе нет общих членов у рядов позиционной мены, гласные верхнего подъема продолжают различаться и в безударном положении.

Мене гласных перекрещивающегося типа подвергаются гласные неверхнего подъема [а], [о], [е], [э], которые в безударном положении заменяются количественно и качественно редуцированными звуками, т.е. звуками иной артикуляции, и при этом перестают различаться в безударном положении. Данный тип мены имеет два варианта, обусловливаемых качеством соседних согласных и употреблением гласных в абсолютном начале слова.

Мена гласных перекрещивающегося типа в позиции

После твердых согласных и в абсолютном начале слова

(в неприкрытом слоге)

Ударные гласные [а] и [о], изменяя фонетическую позицию по отношению к ударению в пределах морфемы, закономерно заменяются в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова звуком [Λ], а в остальных предударных и во всех заударных слогах – редуцированным 2-ой степени среднего ряда среднего подъема нелабиализованным [ъ]. Например:

[па́]р – [пΛ]ры́ – [пъ]рово́й; в[х о́]д – в[хΛ]ди́ть – вы́[хъ]д.

Налицо общие члены у рядов позиционной мены, звуки [а] и [о] перестают различаться в безударном положении.



Мена гласных в позиции после мягких согласных перекрещивающегося типа.

Ударные гласные [а], [о], [е] при изменении фонетической позиции по отношению к ударению закономерно заменяются в первом предударном слоге звуком [и е ], а в остальных предударных и во всех заударных слогах – редуцированным 2-ой степени переднего ряда верхне–среднего подъема нелабиализованным [ь]. Например:

[ч’а́]с – [ч’и е ]сы́ – [ч’ь]сово́й;

[л’о́]д – [л’и е ]до́вый – [л’ь]дова́р;

[л’е́]c – [л’и е ]cа́ – [л’ь]cово́з.

Примечание:

Особое место среди гласных занимает звук передне-среднего ряда среднего подъема [э], который, в отличие от гласного переднего ряда [е], выступает в позиции после твердого согласного. Попадая в безударное положение, этот звук в первом предударном слоге закономерно заменяется звуком [ы э ], а в остальных безударных слогах – редуцированным 2-ой степени среднего ряда среднего подъема нелабиализованным [ъ]. Например: [шэ́]рсть – [шы э ]рсти́стый – [шъ]рстяно́й.

Звук [э] также выступает в абсолютном начале слова. Однако в подавляющем большинстве это слова иноязычного происхождения, реже данный звук встречается в исконно русских словах (этот, эх, эва, эхо и т.п.). Поэтому гласный [э] в абсолютном начале слова не подвергается позиционной мене перекрещивающегося типа при изменении позиции по отношению к ударению, сохраняя свои акустические и артикуляционные признаки и в безударном положении, меняясь только количественно, например: [э́ . ]тика – [э ]ти́чный; [э́]пос – [э ]пи́ческий.

Мену гласного [э] со звуками [ы э ] и [ъ] можно рассматривать как разновидность мены гласных перекрещивающегося типа в позиции после твердых согласных.

Аналогичная мена наблюдается в позиции после твердых шипящих на месте ударного [о], например: [жо́]ны - [жы э ]на́ – [жъ]нолю́б, а также в нескольких словах в позиции после твердых шипящих на месте ударного [а], например: [жа́]ль - [жы э ]ле́ть; ло[ша́]дка - ло[шы э ]де́й (см.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972, с. 63-64).

Разновидности позиционной мены гласных неверхнего подъема, характеризующиеся высокой степенью регулярности, приведены в следующей таблице:

Анализируя позиционную мену гласных, необходимо определять артикуляционные признаки не только гласных полного образования, но и редуцированных звуков.

Передний ряд Передне- средний ряд Средний ряд Средне- задний ряд Задний ряд
Верхний подъем [и] [ы] [у]
Верхне-средний подъем [и э ], [ь] [ы э ]
Средний подъем [е] [э] [ъ] [о]
Нижне-средний подъем [Λ]
Нижний подъем [а]
Нелабиализованные Лабиали-зованные

Позиционная мена согласных звуков

Позиционная мена согласных, имеющая закономерный характер, связана с признаками участия голоса и шума, места образования и способа образования шума.

Позиционная мена согласных связана со следующими отношениями:

1. Глухих-звонких шумных в положении перед шумными, т.е. перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (л а [ф к] а, л о [ш к] а), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие ([зд"] е л а т ь, о [дг] а д а т ь).

В результате позиционной мены образуется перекрещивающийся тип пози­ционно меняющихся глухих-звонких согласных:

п − б п " − б " ф − в ф " − в "

т − д т " − д " с − з с " − з "

ш − ж ш " − ж " к − г к " − г "

(т.е. перед согласными выступают глухие и звонкие (П - Б), а в других позициях или только глухие (П), или только звонкие (Б)).

2. Твердых-мягких согласных перед [е], т.е. если с гласными [а], [о], [у] соче­таются как твердые, так и мягкие согласные ([м о л] - [м" о л] и т.д.), то в сочета­нии с [е], как правило, выступают только мягкие согласные (ф. по[ра] - [за[р" а], но по[р" е] - [за[р" е]).

В результате такой позиционной мены образуется также перекрещивающий­ся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных:

п−п" б−б" ф−ф" в−в"

м−м" т−т" д−д" с−с"

з−з" н−н" л−л" р−р"

(т.е. в позициях перед [а], [о], [у] выступают как твердые, так и мягкие со­гласные (т - т" и т.д.), а в позиции перед [е] - только мягкие ([т"] и т.д.).

Однако синтагматический закон в современном русском языке здесь дейст­вует ограниченно:

1) перед [е] выступают твердые шипящие [ш], [ж] и аффриката [ц] (ш[э]сть, ж[э]сть, ц[э]лый);

2) перед [е] выступают твердые согласные в заимствованных словах и аббре­виатурах ([купэ], [мэр], [вэф] и др.).

Позиционные изменения согласных связаны со следующими соотношения­ми:

1. Твердых - мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твер­дые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, произносятся мягко . Это наблюдается:

1) при произношении зубных перед мягкими зубными, а также перед [ч"], [ш"]: [с"н"]е г, ба[н"т"]ик, пу[т"н"]ик, [з"д"]елать, [с" - т"]еми, и[с"- с"]ебя и др.;

2) при произношении зубных перед мягкими губными: вё[т"в"]и, [д"в"]е, [с"м"]ерить, и[з"б"]ить, [с"-в"]едром и т.д.;

3) при произношении губных перед мягкими губными: га[м"м"]е, су[м"м"]е, [в"в"]ёл, [в"м"]есте и др.

2. Глухих аффрикат [ч"], [ц] и глухого фрикативного [х] перед звонкими шумными на стыке двух слов при слитном произношении звуков, т.е. [ч"] изменя­ется в звонкие [д"ж"]: [доч"] - [дод"ж-бы"], [ц] изменяется в звонкие [дз]: [^т"ец] - [^т"едз-бы], [х] изменяется в звонкий фрикативный [γ]: [п^тух] - [п^туγ-бы].

3. Сонорных согласных после глухих шумных в конце слова и сонорных согласных перед глухими шумными в начале слова, сонорные согласные в этих позициях оглушаются : пухл [пухл], пёстр [п"остр], рта [р m а], мха [мxа].

§ 3. Позиционная мена и позиционные изменения гласных

Позиционная мена гласных зависит от их ударного и безударного положений.

Гласные звуки русского языка, выступающие под ударением и в остальных безударных слогах.

В результате такой позиционной мены образуется параллельно перекрещивающийся тип позиционно меняющихся ударных и безударных глас­ных, когда одни гласные в разных позициях сохраняют свое качество, а другие, не различаясь в одной позиции (под ударением), заменяются гласным другого качества в иных позициях.

Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних предшествующих и последующих твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в ударном слоге.

По отношению к соседним твердым и мягким согласным гласные под ударением могут быть в восьми позициях . Если любой согласный условно обозначить буквой t, а гласный - буквой а, то различные позиции ударного гласного можно представить в виде следующих формул:

Слогоделение

Слогоделение это реальная или потенциальная граница между слогами. Сло г отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними предшествующим и последующим. Слог , начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым :

[дом], [д^ска],[ jула].

Сло г, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым :

[а - ист], [ он]

Слог , оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым :

[ пол ], [ кран ], [ краи ]

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым :

[д^-рогъ], [стр^-на]

Слоговая граница, т.е. деление на слоги, происходит рядом со звуком наи­меньшей звучности.

Звучность - это слышимость звука на расстоянии. Наиболее звучными явля­ются гласные, а из согласных - сонорные.

Звучность можно обозначить цифрами:

4 звучность гласных;

3 звучность сонорных;

2 звучность звонких шумных,

1 звучность глухих шумных.

Слогоделение может быть представлено следующим образом:

[р^|сла], [ ку | пл"у]

Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Мена глухих и звонких согласных

Оглушение – шумные звонкие согласные меняются на парные глухие:

  • на конце слова: гру[б]ый – гру[п], здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
  • перед шумными глухими: бече[в]а – бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.

Озвончение – шумные глухие согласные меняются на парные звонкие:

  • перед шумными звонкими (кроме [в]): про[с"]ить – про[з"]ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т"]тить – моло[д"]ба, [к]_лесу – [г]_берегу.

Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать.

Мена твёрдых и мягких согласных

Смягчение - позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н"]чик, же[н]ский – же[н"]щина, о[д]на – о[д"]ни, рабо[т]а – рабо[т"]ник, ка[з]на – в ка[з"]не, сви[с]т – сви[с"]теть.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 3 (10-11)

Тема: Принципы транскрибирования. Порядок фонетического анализа слова.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: знаки транскрипции, основные принципы транскрибирования, порядок разбора слова, особенности фонетического разбора слова в начальной школе.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: транскрибировать отдельные слова и отрывки текста с учетом действия фонетических законов, производить фонетический разбор слов на уровне ВУЗа и начальной школы, уметь объянять отличия в порядке разбора и их причины, опираясь на программу начальной школы по русскому языку.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

план

1. Принципы транскрибирования.

2. Порядок фонетического анализа слова.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1., С. 3- 12.

2. Валгина, Н.С. , Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык [Текст]: учебник / Под редакцией Валгиной Натальи Сергеевны. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002, 528 с.

3. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 классы. Русский язык/ сост. ЛапшинаИ.М. и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

2. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba5.htm.

3. Взаимосвязь языка и культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/

4. Воронцов, А.В. Русский язык в современном мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-sovremennom-mire

1. Законспектировать и изучить материал об основных принципах транскрипции (карточка – приложение к практическому занятию №1 «Правила транскрибции».)

2. Законспектировать §§ 61 (Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.).

3. Перенести в рабочую тетрадь схему фонетического разбора для ВУЗа и для начальной школы, подготовить сообщение об отличиях в схеме разбора и их причинах.

Вопросы для самопроверки

1. Основные знаки транскрипции

2. Основные правила транскрибирования

3. Порядок фонетического разбора слова.

Форма контроля

Устные ответы, выполнение тестовых заданий

Тест №1

2. В каком слове произносится звук [т]?

o простите

В каком слове букв больше, чем звуков?

o праздник

o котлета

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

В каком слове букв меньше, чем звуков?

o попугайчик

o приходишь

Тест №2

1. В каком слове произносится звук [о´]?

o колбаса

o под деревом

2. В каком слове произносится звук [с]?

o морозец

3. В каком слове произносится звук [п"]?

o наступить

o половина

o голубки

4. В каком слове произносится звук [з]?

o грузчик

o разжать

o сговориться

o мерзкий

5. В каком слове произносится звук [й"]?

o спрятаться

o дедушка

Тест №3

1. В каком слове произносится звук [а´]?

o тянучка

o счастливый

o телевизор

o удивиться

o течение

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

o всмятку

В каком слове твёрдый глухой шипящий согласный?

В каком слове твёрдый звонкий шипящий согласный?

o междометие

Тест №4

В каком слове все согласные мягкие?

В каком слове все согласные твёрдые?

o деревья

o дровосек

o дровяной

В каком слове все согласные глухие?

В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

o бабушка

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

o экватор

o экзотика

o эстакада

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Приложение к практическому занятию №1

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Начальная школа

1. Запишите слово.

2. Поставьте ударение.

3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

6. Опишите звуки:

o Гласный, ударный или безударный.

o Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

7. Сосчитайте и запишите количество звуков.

8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

Порядок разбора (для ВУЗов)

1. Запиши слово, обозначая деление на слоги, сосчитай количество слогов.

2. Определи ударный слог, поставь ударение.

3. Запиши слово в столбик буквами и транскрипцией. Обрати внимание на соотношение букв и звуков. Подсчитай количество букв и звуков. Запиши эти данные.

4. Дай характеристику звукам: гласным и согласным.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 4 (14)

тема: Особенности произношения гласных и согласных звуков в русском литературном языке.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: нормы орфоэпии по отношению к гласным и согласным звукам; влияние фонетических законов на их произношение.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: правильно произносить млова и связные тексты на русском языке; соблюдать орфоэпические нормы; пользоваться орфоэпическим словарем.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 час

план

1. Особенности произношения гласных звуков в русском литературном языке.

2. Особенности произношения согласных звуков в русском литературном языке.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.

2. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

3. Орфоэпический словарь русского языка / под. ред Аванесова А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.info/lingvistika/avanesov-pdf-a.htm

4. Словарь трудностей русского языка / под ред. Розенталя Д. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/trudnostej/slovar-trudnostej_0001.htm

Читайте также:
  1. III. Виды синтаксических связей в современном русском языке
  2. IV. Типы склонений имен существительных в современном русском языке
  3. VI Съезд народных депутатов и изменения в экономической политике
  4. Административно-территориальное устройство Омской области и порядок его изменения
  5. Актуальное членение и порядок слов в русском предложении
  6. Акцентная структура слова в русском языке. Система акцентных противопоставлений. Функции словесного ударения.
  7. Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.
  8. Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы
  9. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.

Фонетическая позиция – позиция звука (гласные – под ударением/безударные; согласные – на конце слова/перед разными согласными), где звук может изменять своё качество под влиянием соседних звуков или взаимно меняться, определяя тем самым особенности звуковой системы языка.

Позиционная мена – это такая мена звуковых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами сочетаемости звуков.

Позиционная мена согл.зв . – замена данного согл.зв. на качественно иной согл.зв.

Выделяется по глухости/звонкости, для парных по этому признаку согл. зв., и то твердости/мягкости для парных по этому признаку согл. зв. Позиц. мена согл. зв. по глух./звонк. связана с переходом звонк. согл. в парный ему глух. звук и наоборот.

По признаку глух./звон. выделяются следующие основные случаи позиц мены согл. зв.:

1. Звонкие шумные согл. в позиции перед глухими шумными согл., а также в абсолютном конце слова обязательно заменяются на парные глухие согласные. (скаЗка, луГ)

2. Глухие шумные согл. перед шумными звонкими согл. обязательно заменяются на парные им звонкие согл. (коСьба).

Вместе с тем, парные по глух./звонк. шумные согл. не подвергаются позиц. мене (выступают в своём основном виде) в следующих случаях:

1. Перед любым гл. зв., в том числе и редуцированным (коСить)

2. перед всеми сонорными звуками (Блеск).

3. Перед зв. [в] и [в, ] (Дворец, Творец).

Данный тип мены представляет собой позиционную мену согл. зв. перекрещивающегося типа.

Позиционная мена по тв./мягк. связана с переходом тв. согл. в парный ему мягк. согл. и наоборот.

Позиц. мене по тв./мягк. не подвергаются согл. зв., находящиеся перед гл. зв [а] [о] [у], т.к. здесь может находится любой звук, как тв. так и мягк. (рад, ряд).

Позиц. мена по тв./мягк. может происходить в русских и обрусевших заимствованных словах только перед гл. переднего ряда ([и],[е]) и перед зв. [ы]. При этом позиц мена по тв./мягк. может ощущаться только на стыке морфем.

1. Перед гл. переднего ряда ([и],[е]) могут находится только мягк. согл. зв. Поэтому все тв. согл. обязательно меняются на парные ему мягк. согл.(угоЛ-на угЛе)

2. перед зв. [ы] в СРЯ никогда не может помещаться мягк. согл. и поэтому, попадая в позицию пред зв [ы] мягк. согл. обязательно заменяется на парный ему тв. согл. (милость-милостыня).

Данный тип мены, представляет собой перекрещивающийся тип позиционной мены по тв./мягк.

В СРЯ перед зв. [е] может не быть смягчения.

ü перед зв. [е] могут выступать тв. шипящие и [ц]. (Жест, Шест, Цех)

ü перед зв. [е] могут выступать тв. согл. в заимствованных словах (мер, сер).

ü перед зв. [е] могут выступать тв. согл. в аббревиатурах. (ТЭЦ).

Параллельный тип позиционной мены:

1. Глух. согл. [ц] [ч] [х] в позиц. перед звонк. согл. подвергаются озвончению (отеЦ бы, соХ бы, доЧь бы) ц-[дз]; ч-[дж]; х-[ɣ]

2. сонорные согл. зв. являются непарными по глух./звонк., однако в позициях абсолютного начала слова, перед шумными глух. согл. или же на конце слова после шумного глух. согл. они приглушаются. (Рта, театР)

3. Все согл. зв. находясь в позиции перед огубленными гл. (о, у) подвергаются лабиализации. (Сок, Сук).

Позиционные изменения согл. зв.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»