Полотенце с изображением христа. Саван из маноппелло это подлинный плат святой вероники

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Среди таинственных явлений, окружающих нас, особое место занимают изображения, которые называют нерукотворными . Над их загадками ученые ломают головы на протяжении многих лет - ведь проведенные исследования однозначно указывают, что данные картины не могли быть созданы людьми. Материалы, из которых они изготовлены, веками хранятся без повреждений, а использованных для рисунков красителей просто не существует в природе.

Анализ был неточным

Самое известное из подобных нерукотворных изображений - Туринская плащаница . Согласно библейской легенде, в этот кусок полотна размером примерно 4,4x1,1 метра завернули тело Иисуса, снятое с креста. На полотне осталось двойное изображение: на одной половине образ мужчины со сложенными впереди руками, на другой - рисунок того же тела со спины.

На плащанице хорошо различаются детали: борода, волосы, губы, пальцы. Также полотно сохранило следы крови от ран, их расположение в точности соответствует тому, что описано в библейских текстах, из-за чего плащаницу иногда называют пятым Евангелием.

В настоящее время реликвия хранится в туринском соборе Иоанна Крестителя. Она заперта в массивном сундуке на три замка, ключи от которых хранятся у разных священнослужителей, и доступ к реликвии может быть осуществлен только по их общему согласию.

При этом Римско-католическая церковь официально не признает подлинность реликвии. Более того - проведенный в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что ткань была создана примерно в XIII веке. Да и само появление плащаницы в соборе окутано тайной: по одной версии, ее привез некий рыцарь-крестоносец, по другой - что она когда-то хранилась в Константинополе и попала в Турин через Францию.

Изучением Туринской плащаницы и других нерукотворных изображений занимается отдельная наука, названная синдологией (от древнегреческого «синдон» - «тонкое полотно»). В 2005 году телеканал Discovery показал интервью с американским химиком Раймондом Роджерсом, который принимал участие в исследованиях 1988 года.

Роджерс предположил, что образцы для радиоуглеродного анализа были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы, и ее датировка вполне может относиться ко времени распятия Христа,

Один из трех

Сразу несколько нерукотворных изображений отражают библейский сюжет о Веронике - благочестивой женщине, которая, когда Иисус нес крест на Голгофу, дала ему напиться и вытерла его лицо своим платком, после чего на ткани остался облик Христа.

Тип изображения Христа, представляющего Его лик на платке, принято называть Спас Нерукотворный.

В настоящее время святая Вероника является покровительницей фотографов, а в мире существуют три реликвии, которые называют «плат Вероники» или «вуаль Вероники» - и каждая из которых, по мнению церковников, может быть подлинной.

Один плат Вероники хранится в римском соборе Святого Петра. На тонкой ткани хорошо видно лицо Иисуса - как и изображение на плащанице, оно каким-то образом нанесено без помощи красок. Правда, в настоящее время рассмотреть его обычному человеку не представляется возможным: еще в 1628 году папа римский Урбан VIII разрешил публичный показ плата только один раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого поста, когда его демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники, а приблизиться к нему позволено только служителям собора.

Показ плата Св. Вероники в соборе Святого Петра

Вторая реликвия, которую чаще называют «вуаль Вероники», хранится в монастыре небольшого итальянского города Манопелло. В начале XXI века немецкий священник, преподаватель Грегорианского университета в Риме, Франк Генрих Фейфер опубликовал результаты своих исследований этой вуали.

Она представляет собой кусок прозрачной ткани размером примерно 17x24 сантиметра, где запечатлено мужское лицо с бородой, которое, в зависимости от того, под каким углом падают солнечные лучи, то появляется, то исчезает.

Изображение имеет необыкновенное сходство с образом на Туринской плащанице, при этом никаких следов красителей Фейферу обнаружить не удалось.

Третьей реликвией является прямоугольный кусок полотна из льняного батиста с пятнами крови и ликом Иисуса, он хранится в монастыре Святого Лика испанского города Аликанте.

Известный ученый-синдолог Ян Вильсон, изучая эти изображения, пришел к выводу, что подлинный плат Вероники хранится в Манопелло, а ткани из Рима и Аликанте - более поздние копии реликвии, созданные в X или XI веках.

Дева Мария со смуглым лицом

В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской.

По легенде, Богоматерь в образе смуглолицей женщины четыре раза являлась 17-летнему мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцину в декабре 1531 года. Она попросила юношу, чтобы на холме Тепейак, где проходили их встречи, построили церковь. Хуан Диего передал эти слова местному епископу Хуану де Сумарраге - но тот не поверил крестьянину, сказав, что Богородица должна подтвердить свои слова каким-нибудь знамением.

Юноша снова пришел на холм и передал Деве Марии мнение епископа. Богородица сделала так, что на бесплодной скале холма в разгар зимы расцвели розы. Хуан Диего завернул цветы в свой плащ и отнес епископу. Плащ развернули в присутствии большого числа людей, розы упали на землю - и все увидели, что на ткани запечатлелся образ смуглой Богоматери, которую стали называть Девой Марией Гваделупской.

В настоящее время храм Девы Марии Гваделупской посещают миллионы паломников со всего света - а результаты исследований нерукотворного изображения ставят ученых в тупик.

В 1947 году этот образ Богоматери исследовал немецкий ученый, нобелевский лауреат в области химии Рихард Кун. Он пришел к выводу, что изображение не было создано человеком: на полотне отсутствуют следы любых пигментов, и каждый оттенок образа является химическим соединением с тканью.

В 1976 году мексиканские исследователи Роберто Паласиос и Эрнесто Пальярес определили, что полотно плаща было соткано из волокон кактуса айяте.

Такой материал обычно хранится не более 30 лет. Но возраст плаща составляет уже почти половину тысячелетия - и при этом его ткань не гниет и не портится. На ней нет бактерий, и к ней не прилипает пыль. Как можно объяснить такое, ученые просто не знают.

Более того - изображение Богородицы имеет живые глаза! Исследователи выяснили, что зрачки нерукотворного изображения реагируют на свет, расширяясь или сужаясь.

В 1929 году фотограф Альфонсо Марке обнаружил в правом глазу изображения Девы Марии образ бородатого мужчины. Современные ученые, создав компьютерное изображение глаз Богородицы, увеличенных в 2,5 тысячи раз, определили, что в обоих глазах Девы Марии есть образы мужчин.

По сохранившимся портретам было установлено, что одним из них является индеец Хуан Диего Куаухглатоатцин, а другим - епископ Хуан де Сумаррага. При этом деформация образов полностью соответствует преломлениям роговицы живого глаза!

Уже в наше время исследованием нерукотворного изображения Девы Марии Гваделупской занимались специалисты НАСА. Они установили, что полотно плаща имеет постоянную температуру живого тела - 36,6 градуса по шкале Цельсия. Но и это еще не все: выяснилось, что ткань пульсирует! Частота составляет 115 ударов в минуту - примерно такой пульс у ребенка в чреве матери.

Портрет на кафельной плитке

Нерукотворные изображения могут быть не только божественными.

В 1971 году в испанской деревне Белмез-де-ла-Мораледа в доме Марии Гомес Перейры на кафельной плитке неожиданно появился мужской портрет.

Отмыть его не удалось, и женщина попросила сына сбить плитку и уложить другую. Но через некоторое время портрет появился вновь. Жители деревни опознали в нем мужчину, давно умершего и похороненного на старом кладбище, на месте которого позже были построены дома, в том числе и жилище Марии.

Специалист по паранормальным явлениям Герман де Аргумоса исследовал плитки с портретами и пришел к выводу, что вещество, которым сделаны рисунки, не похоже ни на какую известную краску. По просьбе хозяйки в доме вскрыли пол - и на глубине нескольких метров обнаружили человеческие останки. После их перезахоронения портреты перестали появляться.

Подобные явления отмечались и в других местах.

В 1897 году в Уэльсе скончался Джон Вогхен, настоятель местного собора Лландафф. Спустя две недели после его погребения на стене собора появились очертание лица покойного и его инициалы J и V. Изображение сохранялось несколько дней, после чего исчезло.

В 1923 году на стене в соборе Христа, расположенном в английском Оксфорде, появился портрет скончавшегося священника Генри Лидделла. Позже начиная с 1926 года рядом с ним можно было увидеть изображения еще нескольких умерших священников, при жизни проводивших службы в этом соборе. Миссис Хьювет Маккензи, тогдашний президент британского Общества физических исследований, в 1931 году исследовала эти портреты и пришла к заключению, что они не могли быть созданы человеком.

Многие исследователи высказывают мнение, что нерукотворные изображения служат доказательством существования иного мира, в котором наша жизнь продолжается после физической смерти и где мысли могут находить материальное воплощение. Но так ли это - ответ пока не найден.

Виктор СВЕТЛАНИН

Справка: Описание Туринской Плащаницы

После ада раскаленных московских улиц, окутанных клубами ядовитых выхлопных газов, здесь действительно чувствуешь себя как в филиале рая на земле. Тихо, спокойно. Даже дышится легче, вольготнее, хотя за невысокой стеной гудит и шумит забитая автомобилями улица. Для страждущей души этот дворик с Божиим храмом в центре – словно овеществленный образ Небесного Иерусалима, который Ангел Божий в духе когда-то показал на острове Патмос. Город тот имел славу Божию, и в нем был «Агнец как бы закланный», Которому все поют новую песнь, говоря: достоин Агнец закланный принять честь и славу и благословение, ибо Он «был заклан и кровию Своею искупил нас Богу…»

Об Агнце, как апостол называет Иисуса Христа, разговор зашел не случайно. Если не полениться, зайти в монастырский храм и спуститься в крипту (подвальное помещение), то попадешь в рукотворную двухкамерную «пещеру». В первой ярко освещенной части вас встретит обычный, хотя и высокий, иконный образ ангела в полный рост и икона Воскресения Христова. Но вступив в узкий входной проем, ведущий вглубь «пещеры», вы увидите нечто необычное.

В полумраке за висящими широким полукружием горящими лампадами вашему взору откроется длинное, почти во всю стену, едва угадываемое изображение человека в багрово-коричневатых тонах с двумя продольными полосами бурых подпалин. Вглядевшись в него, вы с удивлением воскликните: «Да это же Туринская Плащаница!» – и будете правы. Более того, пройдя внутрь и обернувшись на противоположную стену, вы увидите тот же образ, но четкий, яркий, хотя и черно-белый, развернутый по вертикали, и обнаружите на нем то знаменитое изображение лежащего со скрещенными руками человека с ясными благородными чертами лица, которое в 1898 году увидел на своей фотопластине итальянский адвокат и любитель-фотограф Секондо Пиа. Именно он первый в мире сфотографировал погребальную Плащаницу Христа, которую в тот год экспонировали на выставке сакрального искусства в Турине, где Плащаница была представлена в качестве «плохо сохранившегося полотна древних христианских художников» (так было указано в каталоге). Именно он обнаружил, что странный отпечаток на полотне – негативное изображение, а на своей фотопластине он первый из людей увидел его позитив. Подтеки крови, выглядевшие белыми (и потому плохо различимые на Плащанице) на фотопластине стали темными. С. Пиа различил раны на голове, руках, спине, груди и ногах, которые ясно говорили о мучениях, перенесенных человеком, отпечатленном на полотне. Однако кто мог сделать фотографию на ткани, если и не в I веке, то хотя бы в XIV-м, когда о Плащанице стало известно по достоверным историческим документам? Тогда-то, в 1898 году, и разгорелись первые научные и иные страсти по Плащанице, которые не утихают до сих пор. Сначала медики, а потом и представители других научных дисциплин подключились к изучению древнего полотна.

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый и синдолог Джон Джексон передал в Российский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся искусствоведы, биохимики, физики, математики и другие ученые. 7 октября 1997 года в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

«Так давно уже доказано, что это средневековая подделка! – возразит осведомленный читатель. – Еще в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что возраст ткани Плащаницы не старше XIII века».

Рэй Роджерс: «Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Не спешите. Во-первых, сразу же после объявления результатов и позже выдвигались веские научные аргументы в пользу того, что результаты анализа ошибочны; во-вторых, эта датировка противоречит всем остальным экспертным оценкам и историческим сведениям (о чем мы скажем ниже); в-третьих, в 2004 году химик Рэй Роджерс, участник самого масштабного проекта по исследованию Туринской Плащаницы в 1978 году, опубликовал научную статью с опровержением датировки, сделанной радиоуглеродным методом. В 2005 он дал видеоинтервью каналу «Discovery», в котором сказал: «Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская Плащаница состоит из разных материалов, относящихся к разным эпохам. Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Туринской Плащанице посвящена обширная научная литература в сотни наименований. Ученых, занимающихся ее изучением, называют «синдологами» (от синдон – плащаница). За всю историю этих исследований (а им уже более 100 лет) заявления о том, что «вновь открытые данные» свидетельствует о ее поддельности, делались неоднократно, но с той же регулярностью и опровергались. А потому до сих пор мир делится на тех, кто твердо убежден, что Туринская Плащаница представляет собой подлинные погребальные пелены Иисуса Христа; тех, кто уверен, что это всего лишь средневековая подделка, и тех, кто не знает, куда им примкнуть. Вот для них-то в основном и будет наш рассказ.

Начнем с начала, то есть с истории Плащаницы. Наиболее разработанную гипотезу ее исторического пути от погребальной пещеры Христа близ Голгофы до Турина изложил известный ученый-синдолог Ян Вильсон (Wilson Ian. The Turin Shroud. London: Penguin Books Ltd., 1979). Критический анализ различных версий, связанных с историей Плащаницы, сделал в своей книге отечественный историк, профессор кафедры Всеобщей истории и кафедры Систематического богословия и патрологии ПСТГУ Борис Алексеевич Филиппов (Филиппов Б.А. Свидетельница Воскресения. Екатеринбург, 2004). В своем изложении мы будем в основном опираться на эту работу, дополнив ее рассказ другими сведениями и версиями событий.

Сопоставляя исторические данные об изображениях Иисуса, пользующихся славой нерукотворных (Плащаница, Сударион, Мандилион), Ян Вильсон пришел к выводу, что во всех случаях речь шла об одной и той же ткани. Объяснить это можно тем, что на протяжении целых исторических эпох внешний вид демонстрируемого изображения трансформировался: ткань по-разному складывали, показывали в сложенном или развернутом виде и т.п. Теперь пришло время рассказать обо всем по порядку и обстоятельно.

1. Погребальные пелены Иисуса Христа в Новом Завете

Все четыре евангелиста сообщают нам о плащанице, в которую при погребении был завернут Иисус Христос. Так, пишет: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (σινδόνι) и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60. См. также: Мк. 15: 43–46; Лк. 23: 50–53; Ин. 19: 38–40).

В своем повествовании евангелисты использовали два термина: плащаница (σινδόν, синдон) (см.: Мф. 27: 59; Мк. 15: 46; Лк. 23: 53) и пелены (ỏθόνια, от ỏθόνιον – «отонион») (см.: Лк. 24: 12; Ин. 19: 40, 20: 5–7). Иоанн добавляет, что когда после воскресения Христа апостолы вошли в погребальную пещеру, то увидели там «пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον – сударион; ц.-сл.: судáрь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7).

В евангельском эпизоде воскрешения Лазаря употребляется еще один термин: «кейриа» (κειρία) – погребальные пелены («И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами (κειρίαις – ц.сл.: «укроем»), и лице его обвязано было платком (σουδαρίω, сударионом). Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» – Ин. 11: 44).

Отметим, что «кейриа» обвивали руки, ноги и, очевидно, тело умершего длинной лентой, как это и показано на иконах Воскрешения Лазаря. Неслучайно Спаситель просит «развязать» Лазаря, а не снять с него полотно. Напротив, плащаница – это кусок льняной ткани, который может служить покрывалом. Именно в этом значении термин «синдон» употребил евангелист Марк, говоря об одежде живого человека: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало (σινδόνα, синдон), следовал за Ним; и воины схватили его» (Мк. 14: 51).

По свидетельству специалистов, взаимозамена терминов синдон и отонион закономерна, так как оба они в древности употреблялись на Востоке для обозначения тонкого льняного полотна. О Сударионе Господа будет еще подробно сказано в своем месте.

2. Ранние известия о Плащанице

У Золотых ворот города святыню встречали император Роман, его семья, духовенство и массы верующих. Как сообщает Псевдо-Симеон Магистр (X в.) в своей «Хронике», той же ночью во Влахернском храме члены императорской семьи «собрались, чтобы разглядеть на святом полотенце Сына Божиего … Сыновья императора сказали, что они увидели только то, что это лицо. Но зять императора Константин сказал, что он видит глаза и уши». Это не удивительно, потому что изображение на известной нам Плащанице видно только с расстояния 2–9 метров.

Утром 16 (29) августа ковчег с Нерукотворным образом торжественно пронесли через весь город в храм Святой Софии, а оттуда в большой зал для аудиенций императорского дворца и возложили на трон.

В Национальной библиотеке Мадрида А. Дюбарль обнаружил Кодекс Иоанна Скилицы, византийского историка, жившего при императоре Алексее I Комнине (1081–1118). В Кодексе описываются торжества по случаю встречи Нерукотворного образа, а на миниатюре изображен Роман, принимающий Образ, представляющий собой лик Христа на длинном плате.

Вскоре Роман, бывший сам узурпатором на троне, назначил не сыновей, а своего зятя Константина Багрянородного (сына предыдущего императора Льва VI и его законного наследника) своим преемником на троне. Константин связал свое возвращение на трон с прибытием Образа и установил 16 (29) августа церковный праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа , который Православная Церковь празднует и по сей день.

Однако на Западе бытуют собственные предания о Нерукотворном образе. Кратко рассмотрим их, прежде чем мы вернемся к дальнейшей исторической судьбе Плащаницы, которую многие вслед за Вильсоном считают Убрусом – «Нерукотворным образом», Сударионом и Мандилионом.

«Плат Вероники» в базилике святого Петра в Риме

Существует западный вариант предания о Нерукотворном образе, который получил название «Плат Вероники». Согласно этой легенде, во время крестного пути Спасителя на Голгофу благочестивая еврейка Вероника отерла полотенцем лик Христа, который чудесным образом запечатлелся на полотне. Это предание возникло в XII–XIII веках и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300).

Достоверных исторических сведений о Веронике, жившей в первой половине I века, нет. Православное предание связывает с именем Вероники кровоточивую женщину, исцелившуюся от прикосновения к одежде Христа (см.: Мф. 9: 20–22; Мк. 5: 25–34; Лк. 8: 43–48). Это имя упоминается в апокрифических «Актах Пилата» (III–IV вв.), но без упоминания Нерукотворного образа.

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре.

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре. На это указывает и тот факт, что в поздних вариантах этой легенды изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника.

Легенда о Веронике появляется не ранее VII века. Согласно латинскому апокрифу «Смерть Пилата» («Mors Pilati»; VII–VIII вв.; гл. 2–3), Вероника решила заказать художнику портрет Христа, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему лику и запечатлел на нем Свой Образ. В других рукописях VII века история самоотпечатка описывается совершенно по-разному; кроме того, во всех них речь идет о прижизненном, а не о посмертном изображении лика Христа.

Католический ксендз Мечислав Пиотровский (ks. Mieczysław Piotrowski, TChr) пишет, что «Плат Вероники» попал в Рим в VIII веке. В 753 году в папских хрониках «появилась запись, что папа Римский Стефан II шел босиком в процессии, неся нерукотворное изображение на ткани лика Христа». Эта реликвия называлась «первой иконой», «платком из Камулиана» (город недалеко от Эдессы), «мандилионом из Эдессы». Все были убеждены в нерукотворности этого образа. Реликвия хранилась в капелле святой Вероники в базилике святого Петра в Риме. Данте Алигьери (1265–1321) в «Vita nuova» писал, что толпы людей приходили посмотреть на Божественный лик Христа на Плате Вероники. Неоднократно упоминает он о нем и в «Божественной комедии». О Божественном лике на Плате Вероники писал Франческо Петрарка (1304–1374) в «Familiari canzoniere». Об образе на Плате упоминает и святая Бригитта Шведская, побывавшая в Риме в 1350 году.

В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим.

Однако Вильсон считает, что в действительности всё было иначе. В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим, где для нее был сооружен специальный алтарь, освященный папой Сергием. Эту копию стали называть Покрывалом, или Платом, Вероники. Лингвистический анализ показывает, что слово «Вероника» содержит в себе латинское Vera (истина) и греческое eikon (образ). Таким образом, речь идет о копии изображения Христа, истинной иконе, нарисованной художником византийской или западной школы, затем размноженной под названием Плата Вероники в более поздние времена.

Однако интрига второго «Нерукотворного образа» этим не исчерпывается. Нельзя умолчать о том, что на Западе существует и третий «Нерукотворный образ», который одновременно является и как бы вторым Платом Вероники.

(Продолжение следует.)


Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Ганс Мемлинг. Святая Вероника

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.

Head of Christ on a Cloth by unknown artist
Collection: Newstead Abbey

Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V веку.

Weyden, Rogier Van Der

Образ и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают как день фотографа.

Эль Греко

Всемирный день фотографии (World Photography Day) ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. В этот день в 1839 году правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера о методе получения отпечатка (дагерротипа), сделало открытие дагерротипа достоянием мировой общественности — другими словами, широкий круг обывателей узнал об изобретении прототипа фотографии - дагеротипии
(http://www.podolsk.ru/news/p2_articleid/2735)

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей . Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати » (Христос во гробе ) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Плат Вероники

Veil of Veronica" (anonymous artist) (17th c.); Cathedral of Évora, Portugal

Мастер легенды св. Урсулы, 1480-1500

В том, что большинству современных читателей вряд ли знакомо имя замечательной немецкой писательницы Гертруд фон Лефорт, их собственной вины определённо нет. Просто в своё время советская книжная индустрия, широко печатавшая Томаса Манна, Райнера Рильке и Германа Гессе, не решалась издавать книги прочно стоящей в одном ряду с этими классиками германской литературы, фон Лефорт. Вряд ли в коммунистическую систему ценностей благополучно вписалась бы автор-баронесса, да ещё и доктор богословия! И уж конечно, её тексты, все как один, написанные с позиций глубоко верующей христианки, не могли появиться в стране, где за веру открыто преследовали. Только в начале двухтысячных годов произведения Гертруд фон Лефорт наконец-то появились на русском языке: в издательстве Ивана Лимбаха вышли несколько томов её поэзии и прозы, в том числе - замечательный роман «Плат святой Вероники».

Написанный в лучших традициях позднего немецкого романтизма, он представляет собой увлекательный философско-психологический экскурс в глубины человеческой души. Однако при этом произведение не превращается в отвлечённо-беспредметное повествование. В нём всё вполне конкретно и чётко. Есть яркие, характерные герои: юная девушка по имени Вероника - сирота, оставшаяся без матери и никогда не видевшая своего отца. Бабушка, у которой Вероника живёт на воспитании - светская интеллектуалка, харизматичная личность, влюблённая в искусство. Тётя Вероники, набожная молодая женщина. Добрая и отзывчивая служанка Жаннет. А ещё есть Рим - Вечный город, в котором все эти разные и по возрасту, и по характеру женщины живут. Рим выступает отдельным персонажем, которого Гертруд фон Лефорт в романе «Плат святой Вероники» выписывает едва ли не филиграннее, чем всех остальных. Колизей, Форум, храм Святого Петра, древние церкви и бесконечные руины, хранящие в себе дух тысячелетий, встают перед взором читателя словно наяву. На их фоне и разыгрывается удивительная история чудесного превращения юной дикарки в душу, однажды расслышавшую сквозь толщу житейских перипетий тихий Божий призыв.

Это случилось на предпасхальной Страстной неделе когда, случайно попав в собор святого Петра, юная Вероника увидела выставленное там полотно - плат святой Вероники, той самой, которая подала идущему Крестным путём Спасителю кусок ткани, чтобы Он утёр Своё израненное лицо. Дальше события будут развиваться самым неожиданным для читателя образом; за страницами философских размышлений последуют крутые сюжетные повороты и неожиданные перемены в характерах персонажей. Тончайшие движения их душ, настроений, чувств и даже мыслей писательница передаёт настолько реалистично, что само повествование как будто дышит и кажется живым.

«Как много можно сделать даже тогда, когда кажется, что совсем ничего нельзя сделать!» - мудро замечает Гертруд фон Лефорт устами одной из своих героинь, приводя читателя, в конце концов, к одной простой, но замечательной мысли о том, что даже в самых нелёгких обстоятельствах ни в коем случае нельзя отчаиваться. И тогда Сам Господь вмешается в ход нашей жизни, и навсегда останется в нашем сердце, как запечатлел Он тысячелетия назад Свой облик на Плате святой Вероники.

    Доктор Генрих Пфайффер, S.J., профессор христианской истории искусств Папского Григорианского университета в Риме пришёл к заключению, что судáриум из Манопелло на самом деле является пропавшей из Ватикана «Вероникой» («Vera Icon» - «Вероника»).

Платок с ликом Иисуса Христа

Сравнение Туринской плащаницы и судáриума Христа из Манопелло

   Со времени раннего христианства до нас дошли устные и письменные свидетельства о полотне, на котором изображён лик Христа. Вуаль из Камулии, Мандилион, Acheiropoíetos, Спас Нерукотворный, Вероника или Святой Лик - множество кажущихся таинственными наименований, часть которых использовалась также для названия ранних икон, усложнило поиски следов в документах, легендах и поэзии. Вдобавок к тому, в гробе Христа после Его воскресения находилось несколько тканей, ибо Иоанн в своём пасхальном Евангелии ясно пишет не только о льняных пеленах в множественном числе, но также о свитом (или сложенном - греч. entylisso) платке для вытирания пота:

    «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». (Ин 20, 5-7)

Об изображениях на пеленах упомянуто не было. Любое упоминание о них могло спровоцировать уничтожение пелен в иудейском Иерусалиме, поскольку по иудейским законам о чистоте любой предмет из могилы считался особенно «нечистым», а также из-за того, что эти образы нарушают ветхозаветный запрет на изображения.

Следующие примечания упоминают только о тех исторических ссылках, относящихся к периоду почти двух тысяч лет, которые могли быть применены к судариуму из Манопелло. Некоторые из них отнесены к ней, так как они указывают на её небольшой в сравнении с Туринской плащаницей размер (24 х 17.5 см. против 437 х 111 см.).

Существует предположение о том, что погребальный платок после смерти Иисуса Мария взяла с собой сначала в Эфес. Грузинский текст шестого века утверждает, что она получила из рук Господа картину с прекрасным ликом Её Сына, появившегося на погребальных пеленах, и что Она ставила его в сторону востока для молитвы.

Разнообразные легенды гласят, что царь Авгарь V из Эдессы (4 г. до н.э.- 7 г. н.э. и 13-50 гг. н.э.) получил кусок ткани с портретом Христа. Согласно историческим хроникам, эта ткань находилась в Эдессе (сегодеяшняя Турция) в течение 400 лет. Во время осады города персами в 544 г. её извлекли из хранилища в стене, что привело к спасению города.

С той поры портрет был известен в Византийской империи как Мандилион (mindil по-арабски значит «ткань»). Его стали называть также вуалью из Камулии - после того, как он был в 574 году привезен из этого города в Константинополь.

В шестом веке из Мемфиса (Египет) пришло сообщение, что там находилась льняная ткань, на которой Иисус, вытирая Своё лицо, оставил его отпечаток. Его изображение было почти невозможно рассмотреть, потому что оно постоянно изменялось. Это свойство напоминает о судариуме из Манопелло. В конце 19-го века в этом же районе Египта было найдено большое число портетов подверженных мумификации умерших; эти изображения считаются предшественниками икон.

В 586 году Феофилакт Симокатт описал ткань как произведение божественного искусства, в котором не участвовали ни руки ткача, ни кисть художника.

Около 594 года Евагрий Схоластик в своих хрониках описал образ Христа из Эдессы как «образ, сотворенный Богом без рук человеческих», и вуаль из Камулии была также известна как Acheiropoíetos («нерукотворный образ»).

В период с 574 года по приблизительно 700-й Acheiropoíetos (нерукотворный образ) был имперским знаменем в Константинополе и использовался для поднятия боевого духа в войсках.

В конце седьмого начале восьмого века стало небезопасно хранить вуаль в Константинополе, и её перевезли в Рим, где ей дали название «Вероника». Реликвия хранится в Ватикане с 1204 года.

Кража вуали Вероники

    Пустая рама от вуали Вероники с разбитым стеклом из горного хрусталя в сокровищнице базилики святого Петра

   Повреждённая венецианская рама и разбитый горный хрусталь - рама, в которой между двумя стёклами «Вероника» хранилась до 17 века, находится в сокровищнице Собора Святого Петра. Её размеры указывают на то, что рама была приготовлена для судариума из Манопелло, а не для тёмной, непрозрачной реликвии, почитающейся как вуаль Вероники в Ватикане, и которую могут видеть вблизи только немногие избранные. Это одна из причин, по которой сейчас ставится под сомнение тот факт, что подлинная вуаль Вероники по сей день находится в Ватикане.

Утрата вуали Вероники произошла в историческом контексте раннего Нового времени, отмеченного Реформацией и Контрреформацией с их значительными последствиями для всего общества и потрясениями в результате религиозных войн:

18 апреля 1506 года был заложен первый камень Собора Святого Петра. Сегодня он находится под колонной святой Вероники, в тайнике которой должна была надежно храниться ценная реликвия. Строительство церкви Святого Петра было отчасти профинансировано за счет продажи индульгенций, что привело к тезисам Лютера и Реформации. Согласно «Relatione historica», исторической хронике, написанной Донато да Бомба, в год закладки первого камня доктор Джакомо Антонио Леонелли получил изображение Святого Лика, «Il Volto Santo», от паломника в Манопелло.

В 1527 году произошло разграбление Рима («Sacco di Roma») наемными солдатами и ландскнехтами, после которого различные свидетели того времени говорили об утрате вуали Вероники. Однако вуаль выставлялась еще несколько раз до начала 17 века: в 1533, 1550, 1575, 1580 и 1600 годах.

    В 1606 году ларец с вуалью был перенесен в новый Собор Святого Петра в Риме, а в 1608 году старая часовня, в которой она хранилась до этого, была снесена. В одной из хранящихся в городе Л’Акуила копий «Relatione historica» есть сделанная другим шрифтом пометка о том, что в том же году супруг Марии Леонелли похитил святое изображение из дома своего тестя.

   «Opusculum» 1618 и 1635 годов

На титульном листе «Opusculum de Sacrosanto Veronicae Sudario» («Маленький опус о священном платке Вероники»), хранящемся в сокровищнице старой церкви Святого Петра, построенной Якопо Гримальди в 1618 году (возможно, на 2-3 года позднее), Святой Лик изображен с открытыми глазами. На дословном списке, датируемом 1635 годом, лицо изображено с закрытыми глазами, что указывает на Туринскую плащаницу как на изначальный источник изображения. С 1616 года право на копирование изображения на вуали Вероники было сохранено только за канониками Святого Петра, которые изображали лик с закрытыми глазами. В 1628 году после уникальной «отзывной кампании» были даже уничтожены копии, изготовленные ранее.

В 1618 или 1620 году - в этом две версии «Relatione historica», находящиеся в Л’Акуила и Манопелло, расходятся - платок для вытирания пота приобрел Донато Антонио де Фабритиис. Европа стояла на пороге Тридцатилетней войны, в которую с самого начала были втянуты итальянские княжества и Святейший престол, хотя этому факту историки уделяли довольно мало внимания. В 1620 году после двухлетнего строительства в Манопелло был открыт монастырь капуцинов.

Согласно «Relatione historica» Де Фабритиис передал судариум капуцинам в 1638 году. Исторический отчет об этом был написан в 1645 году, в следующем году публично зачитан вместе с дарственной грамотой, и судариум был впервые выставлен для публики.

Остается неизвестным, в какой момент и при каких обстоятельствах вуаль Вероники была утрачена в Риме и попала в Манопелло. Без сомнения, Ватикан не был заинтересован в обнародовании утраты вуали ввиду большого числа паломников. Возможно, в «Relatione historica» указана более ранняя дата прибытия Volto Santo (Святого Лика) в Манопелло с целью защиты от требования возврата или уничтожения. Может быть, в это место принесли его капуцины, которые, будучи нищенствующими монахами, могли перемещаться по стране, не опасаясь разбойников.

Монастырь в Манопелло очевидно был построен, чтобы принять под свой кров судариум, который согласно «Relatione historica» в этот момент еще не был во владении капуцинов. Алтарный ретабель сохранившегося в своем изначальном виде и некогда аналогичного по своему строению монастыря в Пенне увенчан крестом, в то время как на алтарном ретабеле в Манопелло, который сейчас находится в сокровищнице монастыря, возвышается фигура воскресшего Христа. Бывшая часовня святой Вероники сейчас закрыта, поскольку помещение было необходимо для приема паломников. Сегодня лишь темное оконное стекло, через которое в церковь даже не попадает свет, указывает на пустое пространство.

    Судариум, очевидно, был замурован в одну из колонн, отделяющих хоры от пресвитерия. Интересно, что сегодня на этом месте торжественно располагается картина, на которой изображена передача Volto Santo капуцинам. В 1686 году судариум был перенесен в дарохранительницу с тремя замками, которую можно было открыть только в момент одновременного присутствия на месте главы города, настоятеля общины Манопелло и настоятеля ордена капуцинов, каждого со своими ключами. Если бы притязания капуцинов на владение судариумом были неоспоримыми, как об этом говорится в «Relatione historica» и дарственной грамоте, то судариум не пришлось бы замуровывать, а капуцины владели бы правом единоличного доступа.

В 1714 году Volto Santo поместили в раму. Изображение получило свой алтарь в бывшей часовне святой Марии с железной дверью, которую можно было поднимать и опускать. В 1718 году папа Климент XI жаловал паломникам к Volto Santo отпущение грехов на семь лет, хотя со стороны Ватикана не было предъявлено никаких притязаний на владение изображением. Лишь в 1923 году Volto Santo обрел свое нынешнее место на главном алтаре.

Мифы, предания и легенды

   Неисчислимые подробности Крестного пути сообщают нам и о сострадании Вероники, отёршей платком кровь и пот с лица Иисуса Христа на Его пути на Голгофу - Его образ запечатлелся тогда на этом платке. В действительности это легенда, которая появилась только в 12 веке. Имя «Вероника» составлено из vera, лат. «истинная», и eikon, греч. «образ» - «истинный образ». Эта аллегория, этот символ, основывался, вероятно, на имени упоминающейся в разных Евангелиях женщины (Berenike), которая была исцелена от кровотечений после прикосновения к одеждам Иисуса.

Однако в сознании людей существование отпечатка лика Иисуса Христа на полотне было укоренено уже намного раньше.

Согласно легендам, царь Авгарь V из Эдессы (4 г. до н.э. - 7 г. н.э. и 13 - 50 гг. н.э.) получил портрет Христа от посланника - вероятно, от Иуды Фаддея, апостола и двоюродного брата Иисуса. Царь попросил об образе, чтобы исцелиться от болезни. Один из источников датированный около 400 года, сообщает, что портрет был нарисован художником, другой, датированный между 609 и 726 годами, описывает изображение как проявившееся при сушке сложенной вчетверо ткани (tetrádiplon), после того, как оказалось, что художник не был в сосотоянии изобразить Иисуса. Складки от сложения вчетверо видны на судариуме из Манопелло.

Есть параллели между легендами, окружающими царя Абгара и ранней версией легенды о Веронике, в которой она попросила Иисуса о портрете и тем самым посодействовала исцелению императора Тиберия (42 г. до н.э. - 37 г. н.э.).

Мотив образа, проявившегося при сушке ткани , присутствует также в легенде, которая бытовала в Камулии недалеко от Эдессы в период с 284 по 305 годы, во время гонений на христиан, а также в сообщении из Мемфиса, датируемого шестым веком.

По легенде, которая, должно быть, появилась между 560 и 574 годами, язычница нашла в ручье образ Господа, нарисованный на льняном холсте. Когда она вынула ткань из воды, та не была влажной. Такое могло случиться, если ткань была из биссуса, из которого соткан судариум из Манопелло. Она накрыла ткань своим плащом, и образ появился также на нём. Несомненно, в то время известен был факт существования нескольких платков с образом Христа.

Погребальные пелены Христа

Плат для впитывания крови из Овьедо в северной Испании, святой чепец из Каора, Туринская плащаница, платы из Корнелимюнстера - значительное число реликвий из ткани связаны с погребением Иисуса. В своём пасхальном Евангелии апостол Иоанн упоминает в дополнение к погребальным пеленам (во множественном числе) также «свитый» (или сложенный - греч. «entylisso») платок для вытирания пота:

    «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». (Ин. 20: 5-7)

В древности было обычным делом использовать несколько кусков ткани в иудейских обрядах погребения. В тексте о воскресении Лазаря также упоминаются погребальные пелены и платок:

   «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком». (Ин. 11: 44)

Как уже когда-то у египтян, лицо умершего покрывалось прозрачной вуалью из биссуса, так что при погребении оно оставалось видимым. Однако из-за сильного кровотечения платок из биссуса нельзя было наложить на лицо Христа сразу, следуя этой традиции, поскольку эта ткань не впитывает жидкость.

   Туринская плащаница и плат для впитывания крови из Овьедо (северная Испания) подвергались тщательным научным исследованиям. Следы крови на пятнах на обеих тканях принадлежала умершему мужчине, имевшему группу крови AB.

    Согласно еврейскому преданию, кровь священна, так как её считают вместилищем жизни и средством искупления. При погребении вся кровь должна быть собрана и захоронена вместе с телом. Для этого платок для впитывания крови из Овьедо был наложен на голову сразу после наступления смерти и во время снятия тела с креста приложен в двух положениях на рот и нос. На реликвии просматриваются очертания руки, которая надавливала на ткань. Затем на голову был надет состоящий из восьми слоев марли святой чепец, который хранится в Каоре (Франция) и который служил для фиксации нижней челюсти. Затем все тело было обернуто в Туринскую плащаницу .

    Святой чепец из Каора

   «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (Мт. 27:59). Без сомнения, практичность использования не была единственным критерием при выборе погребальных тканей. Важно было и их качество как знак оказания особых почестей умершему. Это касается и большого, изготовленного из биссуса платка для вытирания пота (размером около 6,50 x 3,50 м), и богато украшенного погребального полотна. Оба хранятся в Корнелимюнстере.

Три платка, которыми покрывали лицо, символизируют Triduum Sacrum, Пасхальное Триденствие: платок для впитывания крови из Овьедо - страдания и смерть в Страстную Пятницу, Туринская плащаница - покой после погребения в Великую Субботу, а судариум из Манопелло - момент воскресения в Пасхальное воскресенье.

Судариум Христа из Манопелло

   В холмах у подножия горного массива Маджелла в Италии, в регионе Абруццо находится городок Манопелло. В этом удаленной местности хранится бесценная реликвия - вуаль с образом лика Иисуса Христа.

   В течение почти четырехсот лет этот судариум или платок для вытирания пота давал утешение и надежду только небольшому числу верующих, оставаясь сокрытым от остального христианского мира. Тем временем появлялось все больше знаков того, что это истинное изображение, которое должно бы находиться в Риме в Соборе Святого Петра.

   Завуалированный, заслонённый, открытый - Даже сама природа судариума намекает на её загадочный, таинственный характер: прозрачная вуаль, образ Иисуса Христа на которой кажется постоянно изменяющимся в зависимости от изменения освещения. Только во время процессий при дневном свете проявляется всё его богатство. Известные художники пробовали воссоздать этот эффект мерцающего лика, но это оказалось невозможным даже для современной фотографической техники. Более того, судариум сделан из специфичного материала - биссуса (виссона), легендарной ткани древнего мира, «вечного» материала, выдержавшего 2000 лет после смерти Иисуса. Волновавший ранних христиан вопрос, как лик Иисуса мог появиться на судариуме, является загадкой также сейчас.

Ткань из биссуса («морского шёлка»)

    Кьяра Виго из Сардинии , последняя ткачиха, умеющая ткать из биссуса, подтвердила 1 сентября 2004 года в Манопелло, что судариум сделан из биссуса (др.-греч. βύσσος — «виссон, тончайшее полотно»). Она была удивлена изысканным плетением. Этот материал также известен как «морской шёлк», поскольку его делают из прочных белковых нитей моллюска pinna nobilis , которыми он прикрепляется к камням. Биссус окрашивается очень немногими красителями, но на нём нельзя ничего нарисовать . Он не впитывает воду и не горит, устойчив к воздействию многих химикатов. Bолокна могут сохранять свет наподобие того, как информация сохраняется на компьютере .

    Оригинал

    Удивительное свойство Плата - он прозрачен. Лицо отчетливо вырисовывается с обеих сторон как на слайде

Лицом к лицу

   Миндалевидные глаза , изогнутые брови, длинный тонкий нос, приоткрытый рот - такое лицо открывается тем, кто смотрит на судариум. Гармоничное лицо, обрамлённое длинными волосами и тонкой бородой, со лбом, увенчанным короткой прядкой. При детальном осмотре заметна припухлость на правой щеке.

Раны, о которых можно судить по следам крови на Туринской плащанице, кажутся покрытыми струпьями. Тень подо ртом указывает на ослабевание черт лица перед ликом смерти. Тем не менее, рот не просто открыт - губы сложены так, как будто произносят «А», «Abba», на арамейском это означает «отец».

    Благодаря особым свойствам материала, на котором изображен лик - тонкой, прозрачной ткани размером 24 x 17,5 см, рисунок в зависимости от освещения и перспективы как будто меняется. Иногда один зрачок становится больше, чем другой, как будто в результате удара он утратил способность приспосабливаться к освещенности. Об этом говорит и видимое скопление жидкости под радужкой:

    Иногда даже кажется, что направление взгляда меняется:

Удивительным образом рисунок виден на обоих сторонах ткани, однако с каждой стороны он разный. Если смотреть на него с алтаря, то Иисус кажется смеющимся победителем смерти.

Так же, как и на Туринской плащанице, на судариуме не было найдено пигментов. Однако цвета на судариуме меняются от оттенков коричневого до сланцевато-серого и золотисто-желтого. Розовый оттенок на лбу создает впечатление о только что возвращенном к жизни. При ярком свете вуаль становится белой, и образ на ней перестает быть виден. Цвета на судариуме Христа становятся видимыми с помощью рефракции и интерференции света, подобно цветам радуги и раскраске крыльев бабочки.

Биссус и чистый лён

   Первая фотография Туринской плащаницы опубликованная в 1898 году, показала, что её можно сравнить с фотографией-негативом. Судариум из Манопелло, напротив, больше похож на диапозитив. Однако, они не являются фотографиями. На Туринской плащанице изображен мёртвый человек, а на судариуме - живой, с отметинами перенесённых мучений.

Монах-капуцин Доменико да Чезе (1905-1978) распознал совпадающие черты лица на судáриуме и на Туринской плащанице . Определив совпадающие точки-ориентиры, сестра-траппистка Бландина Пасхалис Шлёмер, фармацевт и иконописец из Германии, разработала технику наложения - суперпозицию, и, основываясь на согласованности изображений, доказала, что на обеих тканях изображен один и то же человек. Позже она применила этот технический приём к платку для впитывания крови из Овьедо, получив тот же результат


1. Левый зрачок

2. Нижнее веко левого глаза

3. Правый зрачок

4. Гематома на сломанной переносице

5. Колотые раны от терниев на левой щеке, на правой брови и в углу правой глазницы

6. Правая ноздря

7. Левая, поврежденная ноздря

8. Поперечная и дугообразная линии в левом углу рта

9. Зубной ряд, последний видимый зуб на челюсти

10. Ранение на нижней губе

Сравнение плата из Овьедо и судариума Христа из Манопелло

Места наиболее заметного совпадения

1. Порез между двумя зубами, видимыми на судариуме

2. Прокол от терниев на среднем конце левой брови

3. Пятно над повреждённой правой бровью

4. Диагональная линия, совпадающая со светло-красной линией на Volto Santo

5. Форма носа, искажённая от удара палкой. Видны параллельные темные линии и яркий треугольник вершиной вниз.

6. Горизонтальная линия, местами прерывающаяся, определяющая нижнюю границу перелома в середине носа

7. Содранный и придавленный кончик носа

8. Повреждение на верхней губе. Можно увидеть тёмные точки на прямой линии, проходящей немного над линией губ, и явное покраснение, распространённое вверх от этих точек, вероятно, являющихся местами проколов. Кроме того, само повреждение на верхней губе.

9. След жидкости, начинающийся точно в месте зрачка. Глаз, похоже, был повреждён терниями.

10. Повреждение от терниев на правой щеке в геометрической форме трапеции, направленной острым углом вниз.

    Оригинал страницы

   

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»