Какие святые покровительствуют по дате. Детский творческий конкурс «Святые заступники Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Работы учеников, представленные на Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» в номинации «Литературное творчество» в 2010 году.

  • Малашина Юлия
  • Мальцева Елизавета
  • Насибулин Максим
  • Бурмистров Артем
  • Фишман Анна
  • Стрыгин Артем
Малашина Юлия, 6-А (рук.: Белокур Л.Ю.) Храмы святого Георгия на Руси.
Тысячелетняя история Православной Руси – это нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божьих, которые с верой и упованием возводили наши предки, не мысля своего существования вне дома молитвы. Какие бы испытания не посещали наше Отечество, православные стремились в первую очередь защитить свои святыни. Как только наступало мирное время, сразу приступали к восстановлению разрушенных или оскверненных храмов и строительству новых.
Среди особо почитаемых святынь – храмы великомученика Георгия Победоносца. Георгий Победоносец – один из наиболее прославленных и популярных в земле Русской святых. Он покровитель православного воинства, изображение которого широко распространено на иконах, орденах и медалях.
Православные с глубоким почитанием относятся к святому великомученику Георгию Победоносцу. Он именуется Победоносцем не только потому, что никогда и никем не был побежден в боях, но и потому, что открыто исповедуя свою верность Христу, мужественно победил все страшные мучения, которым подверг его гонитель христиан император Диоклетиан. Церковь воспевает святого Георгия как освободителя плененных, защитника нищих и всех православных.
Георгий был уроженцем Каппадокии и происходил от знатных родителей. Юношей он вступил в армию и стал блестящим полководцем, достигшим высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За исповедование христианской веры Георгий был подвернут жесточайшим мучениям, но перенес их с терпением и мужеством. Его казнили в возрасте 30 лет.
Великомученика Георгия за чудодейственную помощь людям в опасности назвали Победоносцем.
Почитание Георгия началось с V века и приобрело очень широкий размах. Храмы, посвященные Георгию, возникали во всех землях Руси. С X по XIII век георгиевские церкви были построены в Киеве, Владимире, Новгороде, Юрьеве-Польском, Старой Ладоге.
Самый первый Георгиевский храм был построен вскоре после принятия Русью христианства Ярославом Мудрым, особо почитавшим Георгия Победоносца и в святом крещении принявшим его имя. В честь своего ангела-хранителя князь Ярослав Мудрый возвел храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Ярослав основал в Новгороде Юрьев монастырь, а в нем построил небольшой деревянный собор в честь святого Георгия. Юрьев монастырь с величественным Георгиевским собором дошел до нашего времени почти в первозданном виде, таким, каким задумали его древнерусские мастера.
Известен истории и Свято-Георгиевский храм, который был заложен Юрием Долгоруким в 1129 году в городе Владимире. Вначале это был женский монастырь, где в числе инокинь были особы княжеских кровей, в дальнейшем он был преобразован в мужской монастырь, который находился в центре города. При правлении Екатерины II, монастырь прекратил свое существование и в конце XVIII века сгорел,но по эскизам и чертежам восстановлен православными людьми. Это самый древнейший храм северо-востока России.
В современной Москве сохраняется большое количество храмов в память о святом Георгии Победоносце. Первым храмом, сооруженным в Москве после Октябрьской революции, стала церковь святого Георгия Победоносца, возведенная на Поклонной горе к 50-летию Победы над фашизмом.
Святой Георгий – покровитель воинства и в наше время. Так, в Санкт-Петербурге есть храм святого Георгия Победоносца, который посвящен подвигу российских воинов, сражавшихся за пределами Родины. Этот храм стоит около монумента воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979-1988 годах. Строительство церкви велось на пожертвования неравнодушных людей.
На Руси с давних пор почитают святого Георгия. Именно поэтому у нас так много часовен, храмов, монастырей, построенных в честь Георгия Победоносца.
Россия вновь возвращается к своей миссии – нести свет православной веры, святости и доброты. Никогда сердца верующих не покидала надежда на милость Божию по молитвам Святого великомученика Георгия. Описать все храмы Святого Георгия Победоносца очень сложно, их несчетное количество. В России почти в каждом городе есть храм Святого Георгия Победоносца.
Традиция возводить храмы в честь Георгия Победоносца продолжилась и в нашем крае, в Калининградской области. С 1991 года в городе Балтийске действует Собор Георгия Победоносца. Он устроен в здании бывшей кирхи. Центральное место над иконостасом занимает фреска, сюжетом которой послужила библейская притча «По морю как по суху». В августе 1997 года состоялась церемония освещения иконостаса. В 2001 году в соборе установили раку в форме морского корабля. В настоящее время в собор приходит много военных, чтобы молитвенно обратиться к Богу и Святому Георгию Победоносцу перед дальним походом, а по возвращении, чтобы поблагодарить за благополучное возвращение домой. 30 сентября 2010 года Свято-Георгиевский Морской собор в городе Балтийске посетил Патриарх Кирилл.
С утра до ночи идут сюда люди со своими думами, бедами, просьбами, выходят из Собора с просветленными лицами. Так как основное население города – моряки, то эту церковь называют Морским Собором Святого Георгия.
В 2006 году в Калининграде был заложен камень в основание Свято-Георгиевского храма митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. А уже в мае состоялось первое богослужение в строящемся храме, названном в честь великого святого. В дар Свято-Георгиевскому храму Святейший Патриарх Кирилл передал образ святых апостолов Петра и Павла. Недавно над входом была установлена керамическая икона святого великомученика Георгия Победоносца, которую выполнила местная художница.
Свято-Георгиевский храм радует сердца многих людей звоном своих колоколов, внутренним и наружным убранством, наполняет души людей светом и радостью. Сейчас множество людей, в том числе молодежи, посещают храмы. Радостно, что наши люди начинают с открытым сердцем обращаются к своим корням и традициям, к святой Православной вере.
Храмов, построенных на русской земле в честь Георгия Победоносца, не перечесть. Это свидетельствует о том, что святой великомученик Георгий до сих пор любим и почитаем в нашей стране. Его имя будет передаваться из поколения в поколение.
Я верю, что 6 мая в день празднования памяти святого великомученика Георгия Победоносца, каждый православный вспомнит и совершит молитву святому Георгию Победоносцу, побывав в храме и рассказав о нём подрастающему поколению.

Мальцева Елизавета, 6-А (рук.: Белокур Л.Ю.)
Чудеса Святого Георгия Победоносца.
Святой..., великомученик…, чудеса… Эти слова приводят к глубоким размышлениям…
По сей день люди молятся Святому Георгию с просьбами о помощи. Обычный человек, который достиг высокого положения на военной службе, с детства живший в богатой христианской семье стал великомучеником. Как это произошло? Что двигало человеком идти на такие муки?
До определённого времени Святой Георгий скрывал свои убеждения, как и многие верующие во Христа того времени. Когда император Диоклетиан начал гонение на христиан, святой Георгий понял, что настало время, открыто заявить о своей вере и обличить языческого царя. Он раздал нищим свое имущество, отпустил на волю рабов и явился в сенат, где открыто, выступил против императорского приказа, и признался, что сам является христианином.
«О, если бы ты сам, царь, познал истинного Бога и принес ему хвалы!.. Ничего в этой непостоянной жизни не ослабит моего стремления служить Христу!» - заявил Георгий.
Тогда по приказу взбешенного царя солдаты стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы бросить в темницу. Но смертоносная сталь становилась мягкой, как глина, как только копья касались тела святого. Отбросив бесполезное оружие, солдаты схватили Георгия и потащили в темницу, где забили его ноги в колодки и придавили грудь огромным камнем.
На другой день на допросе обессиленный, но твердый духом святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою!» Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам: великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в храм принести благодарственную жертву. В этот момент в темнице воссиял дивный свет, а у колеса пыток появился ангел Господень и молвил: «Не бойся, Георгий! Я с тобою». И небесный вестник возложил руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» Святой Георгий восстал исцелённым. Много ещё предстояло Георгию пройти жестоких испытаний ради своей веры.
Подвиги и чудеса великомученика умножали число христиан.
В последнюю ночь перед казнью святой Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел самого Господа, который поднял его своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на голову великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай, и сподобишься царствовать со Мною».
Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – стать своим соправителем. Святой мученик с готовностью ответил, что царю с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в храм Аполлона. Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву языческим идолам.
И тут случилось невероятное: послышался шум и плач. Аполлон и другие статуи начали падать со своих пьедесталов. На шум и крики ужаса поспешила царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как ты Един Всесилен!» У ног великомученика царица на коленях славила Христа. Диоклетиан в ужасе приказал немедленно казнить Георгия и царицу. Святой Георгий молился, чтобы и его путь закончился достойно и спокойно преклонил свою голову под меч.
Кроме чуда совершённого Святым Георгием в храме Аполлона на меня произвело сильное впечатление «Чудо Георгия о змии».
В городе Бейруте было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, а жители ничего не могли поделать. По требованию бесов, живших в идолах, правитель принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Этот час настал; горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на чудовище. Святой Георгий пронзил копьем горло змея и истоптал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и поволок его в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас!». Затем святой убил змея мечом, и жители сожгли его за городом.
Двадцать пять тысяч человек крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и Великомученика Георгия.
Со времён жизни Святого Георгия на Руси многое изменилось. Но неизменны, остались истинные святыни.
Рассматривая икону святого Георгия Победоносца, я увидела не только человека, изображенного на белом коне, а настоящего воина с твердой волей, уверенностью в своей правоте и решимостью победить зло. Вот поэтому Святого Георгия Победоносца считают символом добра для людей, побеждающего зло. Православная церковь празднует память святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая.
Во всех храмах в этот день звучит молитва святому Георгию: «Яко пленных свободитель и нищих защититель, немоществующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Молясь Святому Георгию с просьбами о помощи, нам следует учиться у него терпению, смирению и необыкновенной силе Веры.

Насибулин Максим, 6-А (рук.: Белокур Л.Ю.)
С образом Святого Георгия я познакомился на уроках православной культуры. Этот святой мне запомнился своими свершаемыми чудесами, своим подвигом во имя веры христианской и своим настоящим мужеством.
Святой Георгий на Руси издавна считался покровителем воинов, землепашцев и всей земли русской. Георгий был воином в римской армии, отличившийся во многих боях и походах, был подвергнут за свою стойкость в христианской вере неслыханным мучениям. За свою веру одним из первых был причислен к лику святых.
В России в честь Святого великомученика Георгия был учреждён орден. Идея создания военного ордена имени Святого Георгия принадлежала Петру Великому, но учрежден он был в годы царствование Екатерины II 7декабря 1769 года. С этого времени в России появился орден, которым награждали за боевые заслуги. Заслужить его стало высшей честью для офицеров и генералов.
Орденом награждено более десяти тысяч человек, первой, высшей степенью ордена было удостоено всего двадцать три человека.
Этой высокой награды удостоены были и ряд полковых священников, героев-пастырей, подвижников Святой веры, мучеников священного долга. Героев, заслуживших эту награду, мы называем примером мужества и храбрости. Во время сражений они бесстрашно поддерживали в войске беззаветное самоотвержение. И полковые священники, понимая важность событий, вместе со всеми переносили тягости войны. Они бесстрашно ходили со своими частями на штурмы, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в плену и саму смерть.
Одним из героев был священник 19-го Егерского пехотного полка – Василий Васильковский. В 1812 году, во время кровавого боя с французами под Витебском шел он со Святым крестом впереди, вселяя в сердца воинов отвагу и храбрость.
Другим таким героем был генерал Скобелев, он всегда появлялся в самых опасных местах на белом коне, в белом кителе и белой фуражке. Солдаты боготворили его и шли за ним вперед. Он прославился как боевой генерал во время Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Его сравнивали с Суворовым, он тоже был удостоен этой высшей награды.
Известен истории и офицер Фёдор Васильевич Дубасов, который командовал отрядом минных катеров в последней русско-турецкой войне, был удостоен Орденом Святого Георгия четвёртой степени за мужество и оправданный риск.
Казаки-кубанцы тоже не были исключением в получении ордена Святого Георгия. Михаил Цокур и Андрей Шепель, в числе первых в славном Уманском полку, получили по серебряному кресту Святого Великомученика Победоносца Георгия четвёртой степени - за победные сражения на войне в Закавказье. Сотенный Иван Сиволобов получил солдатского Георгия золотого – первой степени. Три заветных креста у него уже были. И он стал полным георгиевским кавалером, и гордостью первого кубанского Хоперского казачьего полка.
Георгиевские кавалеры – подлинные патриоты Отечества. Они с истинной непоколебимой верой в сердце шли на смерть, как Великомученик Георгий Победоносец. Их подвиги незабываемы и достойны подражания для нашего поколения, они настоящие носители боевой славы Российской армии и флота.

Бурмистров Артем, 7-А (рук.: Ким И.П.) Что значит для меня имя Георгия Победоносца.
Каждый раз, когда мы с мамой приходим в храм, мы обязательно подходим к иконе святого великомученика Георгия. Раньше я не понимал, зачем святой изображён так необычно: на коне, да ещё поражающим дракона. Мне просто нравилась эта икона, и я не задумывался, почему мы ему поклоняемся и просим у него защиты. Как мне объясняла тогда мама, это мы молимся о защите наших мужчин, которые служат в Российской армии: мой папа и мой дядя - офицеры. Шли годы, я стал учиться в школе, начал изучать историю и стал понимать, что для нашей Родины значит имя Георгий.
Я узнал, что великомученик Георгий Победоносец – один из самых почитаемых в христианстве святых. Благодаря своей отваге, воинской мудрости и, несмотря на молодость (ему не было и тридцати лет), он сделал стремительную военную карьеру: от простого легионера до старшего военачальника, сопровождавшего по долгу службы императора Диоклетиана во всех его путешествиях. На самом взлёте своей карьеры святой Георгий принял мученическую смерть за Христа. Помимо страшных пыток ему пришлось пережить и искушение властью. Но его не прельстили ни возможность пользоваться привилегиями, которое давало высокое положение в Римской армии, ни покровительство Диоклетиана, лично заинтересованного в том, чтобы его преданный и талантливый военачальник, каким был Георгий, отказался бы от своих религиозных убеждений и не подвергался жестокой казни. Император – язычник лично убеждал святого согласиться отречься от Христа, настолько он ценил способности и заслуги Георгия как военного. Он даже предлагал святому разделить с ним царскую власть. Всё это говорит нам о том, что Георгий был сильный духом, решительный, а самое главное, непобедимый. Даже уничтожив его физически, дух его не сломили. Он верил в справедливость, он верил в Христа, и эта вера спасла его духовно. Наверное, если бы он отступил назад, все его успехи и добрые дела не имели бы никакого значения и силы. Но люди помнят о нём, равняются на него, он является образцом мужественности и верности своему народу.
Именно поэтому на Руси почитание великомученика Георгия Победоносца приобрело особое значение. Его образ на коне и поражающего змия вошёл в герб Русского государства. Особое почитание святого на Руси ввёл Ярослав Мудрый. Большие победы, как считали, происходили под покровительством Георгия, так в 1030г. после победы над чудью, Ярослав Мудрый устроил Юрьев храм под Новгородом, в 1036г. после победы над печенегами, основал в Киеве монастырь святого Георгия. На освящение храма 26 ноября князь повелел по всей Руси «творите праздник» святого Георгия ежегодно. Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников.
Ещё одним доказательством того, что он был всенародно почитаемым святым, является то, что в дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют – «Юрьев день», в этот день до времен царствования Бориса Годунова крестьяне могли переходить к другому помещику.
Велик его подвиг и не даром люди почитали этого святого. Изображали его крепким, здоровым юношей в княжеском облачении и на белом коне с копьём в руке, поражающего змея – врага. Для каждого человека образ такого воина олицетворял заступника и вселял веру в победу над врагом. Поэтому святой Георгий стал покровителем воинства, и его изображение появилось на государственной печати и гербе России. Российская императрица Екатерина II, следуя традиции посвящения ордена какому-либо небесному покровителю, 26 ноября 1769 года учредила высшую военную награду Российской империи – орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия для отличия офицеров и генералов за выдающиеся воинские заслуги. Золотой крест, покрытый белой эмалью, с медальоном, в центре которого изображён на коне святой Георгий, поражающий змея, имел четыре степени отличия. Огонь и дым пожарищ нашли своё применение в окраске ленты, на которую он наносился. Так более двух веков назад появилась лента именно тех цветов, которую все мы сегодня знаем как Георгиевскую. Мы так часто видим эту ленту, особенно в День Победы 9 Мая на орденах и медалях наших ветеранов, наших защитников. Многие даже не задумываются, что это значит. Сейчас для кого-то стало модным повязывать эту ленту в День Победы на одежду и автомобили. Многие делают это, отдавая дань моде. Лично для меня - это дань глубокого уважения к тем событиям, к тем людям, которые спасли нас от смерти, жертвуя своей жизнью и даруя, тем самым, жизнь нам. Иногда мне кажется, что мы не - достойны носить эту ленту, даже в знак благодарности, поскольку, если обратиться к истории, то можно увидеть, на сколько значима она была тогда, чтобы так упростить её значение (назначение) сейчас. Георгиевская лента присваивалась тогда некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям: Георгиевским серебряным трубам, знамёнам, штандартам и наградному оружию. Орденом Георгия Победоносца были награждены Великие русские военачальники. Подвиги совершали не только выходцы из дворян, но и простые рядовые из крестьян, чья храбрость заслуживала награждения чем-либо более значимым, чем медаль. Так появился солдатский Георгиевский крест. «Егорий» - как его ещё называли в народе, внешне был схож с офицерским крестом, но без белой эмали и цветного изображения всадника.
Одним из ярких примеров для новой истории является личность Георгия Константиновича Жукова, дважды награждённого солдатским Георгием. Его доблесть и талант помогли ему стать великим полководцем, он прошёл путь от рядового до маршала и стал символом победы над врагом. Его биография чем-то сходна с биографией Георгия Победоносца. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. его имя было созвучно с именем святого. Жуков руководил победными сражениями: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина. Его образ в страшные для нашей страны дни стал святым для народа. Многие вырезали портрет Жукова из газет и вешали его в переднем углу со словами: «Жуков нас спасёт, на него вся надежда…». И эта надежда многих людей оправдалась, как будто сам святой предстал в облике полководца. Георгий Жуков – это милость Божья. Мы обязаны ему спасением. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова и Кутузова.
Очень удивляет тот факт, что полный разгром фашистской Германии пришёлся на православную Пасху и праздник Георгия Победоносца.
Несколько лет назад мне удалось посетить Поклонную гору в Москве. Я был поражен масштабами этого мемориального комплекса. Именно тогда я почувствовал, какой глубочайший след в истории России оставила Великая Отечественная война. Этот значительный памятник является данью памяти всем погибшим в то страшное время, освободителям и победителям. Это память о том, что не должно повториться. В ансамбле на Поклонной горе особое символическое значение имеют храм святого Георгия Победоносца и стела, на которой размещена фигура богини победы Ники. У подножия обелиска установлена конная фигура Георгия Победоносца - защитника города Москвы, недаром она присутствует на современном гербе столицы нашей Родины, городе - герое, городе воинской славы.
Познав всё это, я увидел, что значит Георгий Победоносец для нашей страны, нашего народа и, конечно, для меня как неотъемлемой его части. В нашей семье также свято чтят память о тех тяжких для нашей страны испытаниях. Мои прадеды участвовали в этой страшной войне и вернулись с неё с победой. Это была для них и всех родных самая великая награда. Для нас они спасители, на них мы равняемся и с них берём пример.
В детстве все мальчишки хотят быть сильными воинами, защитниками. Они играют в игры про войну, дерутся, меряются силой. Для многих всё это остаётся игрой в детстве. А для некоторых, наверное, более храбрых и сильных духом, военное дело становится профессией или же кого-то избирает Бог для защиты мира. В моей семье, как я упоминал ранее, есть два человека, которые связали свою жизнь с военным делом: это мой папа и мой дядя. В детстве я очень любил, когда мой папа надевал военную форму и шёл на службу. Мне нравилось ходить рядом с ним. А уж если при нём было оружие, то я и вовсе гордился отцом, был спокоен, что папа меня защитит. Теперь, повзрослев, я понимаю, что папа не просто ходил на службу, он выполнял свой долг, как и многие другие, перед нашей Родиной. Каждый, кто выполнял такую же работу, вносил свой вклад в спокойствие и благополучие нашей страны.
Особенно мне хочется рассказать о моём дяде. Он тоже офицер Российской армии и служил в десантных войсках. С самых первых дней службы он попал в Абхазию, где был вооруженный конфликт. После этого его направили в Чеченскую республику. Там он тоже принимал участие в боевых действиях. Но на этом его служба не закончилась, и по возвращении в часть моего дядю «бросили» в новую «горячую» точку. И это не удивительно, поскольку десантники всегда оказывались в тех местах, где была нужна их помощь. Всё время наша семья ждала и переживала за него. Однажды из средств массовой информации мы узнали о спасённых сербских школьниках. Среди защитников был мой дядя. Тогда его наградили орденом.
Я горжусь своим папой и дядей. Они для меня пример. Теперь я понимаю, зачем мы с мамой подходили в храме к иконе святого Георгия, и, когда я вижу эту икону, я по-другому осознаю значимость этого святого в своей судьбе и в судьбе русского народа.

Фишман Анна, 8-А (рук.: Петихина М.Н.)
Святой Георгий – небесный покровитель Москвы.
Святой Георгий Победоносец родился в Каппадокии, вырос в верующей христианской семье. Его отец принял мученическою кончину за Христа. Мать обладала имениями в Палестине и вернулась на родину с сыном. Поступив на службу, святой Георгий был доблестным воином. Его заметил император Диолектиан и пригласил на службу к себе. Римляне были язычниками и всеми силами преследовали христиан. Во время гонения святой Георгий раздал все имущество бедным и признался в своей вере. Его подвергли пыткам. Но сколько бы не пытали святого, не могли навредить ему. У Георгия открылся чудесный дар – исцеляющий тяжелобольных. Люди, которые видели чудеса Святого Георгия, обратились в христианскую веру. Скончался когда ему, не было 30 лет. Святой Георгий вошел в историю церкви, как Победоносец. Он был ангелом и покровителем строителей и военной мощи. К заступничеству святого Георгия обращались воины, князья и простые землепашцы, называя его Юрием, Егорием Храбрым, чудотворцем и змееборцем Георгием.
На Руси с приходом христианства Георгий стал одним из самых почитаемых святых. Само имя «Георгий» переводится с греческого как «земледелец». Днем прославления подвигов святого Георгия стало 26 ноября, дата, известная как Юрьев день. (Юрий – славянский вариант греческого имени Георгий). На Руси важным праздником являлся – День Егория Вешнего – 6 мая. Этому торжеству имя дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель святой Руси.
Имя Георгий носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, создатель Георгиевских храмов, строитель города Юрьев-Подольск. Согласно легенде, в 1158 г. князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. Посреди болота он увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Греческий философ на вопрос Юрия о значении видения сказал, что в этих местах «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов». Князь поехал дальше и увидел город Москву, бывшую во владении боярина Кучки. Юрий решил остановиться в этом городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию».
Казнив Степана Кучку-владельца сел, Юрий на холме воздвиг деревянный город, построил деревянный Кремль и обнес земляным валом с глубоким рвом. За стенами Кремля находили себе защиту крестьяне. Так Москва стала центром Русской земли. С того времени Святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
Основатель Москвы Юрий Долгорукий был крещен в православную веру под именем Георгий и его небесным покровителем являлся Георгий Победоносец. В начале XI века на монетах и печатях появился Святой Георгий. Ещё прадед Юрия Долгорукого - Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси. В честь своего святого покровителя князь основал в 1030 году город Юрьев (сейчас - Тарту) и заложил в том же году Юрьев монастырь в Великом Новгороде, позднее там был построен Георгиевский собор. В 1037 году Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм святого Георгия, а день освящения храма учреждает ежегодным праздником - "Юрьевым днем". Основатель Москвы - Юрий Долгорукий продолжил эту традицию, заложив в 1152 году город Юрьев-Польский, где в 1230-34 годах был построен знаменитый Георгиевский собор. В том же 1152 году он строит на новом княжеском дворе во Владимире церковь Георгия. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен.
В ХI веке, когда московские государи осуществляли создание централизованной системы управления, они при помощи изображения на гербе решили подчеркнуть значение Москвы для всей России. На груди двуглавого орла появился всадник с копьем, поражающий змея. Два геральдических символа слились воедино. Герб Москвы был утвержден императрицей Екатериной II 20 декабря 1781 года.
Герб российской столицы восстановлен законом Москвы от 1 февраля 1995года. Представляет собой «изображение на темно-красном щите…развернутого вправо от зрителя всадника – Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне, черным копьем черного змия».
Часто приходилось Георгию Победоносцу вставать на защиту Русской земли и ее духовного центра Москвы.
В 18 веке учреждена высшая военная награда Российской империи – Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия Знаменитый боевой Орден святого великомученика Георгия был учрежден Екатериной II в 1769 году. Это высшая военная награда России, состоявшая из четырех степеней и вручавшаяся офицерам и генералам за выдающиеся ратные подвиги: «За службу и храбрость». Но этим орденом награждались и простые солдаты.
Знак отличия Военный орден – наградной знак к ордену Святого Георгия для нижних чинов с 1807 по 1917годы за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля для солдат и унтер-офицеров. С 1913 года закреплено официальное название Георгиевский крест.
Солдатские Георгиевские награды – кресты и медали и сегодня символы воинского подвига, богатырской силы, ратной славы. Они украшали грудь героев Отечественной войны 1812 года, Крымской войны, Русско-Турецкой и Первой мировой войны.
Первую степень имели 25 человек, в том числе императрица Екатерина II, П.А.Румянцев, А.В.Суворов. В 1915 году посмертно Георгиевским орденом была награждена сестра милосердия Р.М.Иванова. Это был единственный случай, кроме Екатерины II награждения женщины.
Многие советские военачальники были Георгиевскими кавалерами. Всеобщей любовью и почитанием пользуется у русских людей Г.К.Жуков. Он представлял Верховное командование Советского Союза при подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Не является тайной и то, что Великая Отечественная война закончилась в день памяти Святого Великомученика Георгия 6 мая 1945 года. На этот день в тот год пришлась и православная Пасха.
Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в Берлине. Это произошло на Светлой пасхальной седмице (неделе) в ночь на 9 мая. И хотя русский народ празднует День Победы 9 мая, все мы должны помнить про покровителя русского воинства Святого Великомученика Георгия Победоносца, память которого Русская Православная церковь прославляет 6 мая.
К 50-летию Победы на Поклонной горе в Москве вознесся белокаменный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, который был построен на пожертвования ветеранов-фронтовиков.

Стрыгин Артем, 9-А (рук.: Кищенко Е.П.) Солдатский Георгий: орден за мужество на поле брани.
Уж год война шла, и Екатерина
Постановила новый орден воинам вручать,
За храбрость, за пример в бою, за силу
Но как его достойно, на века, назвать?

Решили в честь Георгия Святого,
Который змея одолел однажды,
Чтобы любой солдат за честь престола
Сражался, не щадя себя, на битве каждой.

С тех пор кресты с Георгием и ленты
Превыше золота стоят, превыше чина.
Уж десять тысяч смельчаков с того момента
Своею доблестью смогли сыскать причину,

Чтоб на груди своей или на шее
Носить серебряный заветный крест -
Стояли насмерть за редуты и траншеи,
В атаку шли из самых безнадежных мест.

Не посрамили честь Георгия ни при французе,
Решившем, что Россию можно победить,
Не посрамили в сорок пятом, хоть в Союзе
И было решено тот орден отменить.

Георгий – покровитель дела ратного и битвы
Он русского оружия хранитель средь небес.
И ценен, как благодать живой молитвы,
Заслуженный однажды простой георгиевский крест.

Узнать своего святого покровителя:

Русская Православная Церковь почитает большое множество святых. Она сильна ими – теми, кто пострадал за истинную веру, или совершил иной подвиг ради Господа нашего Иисуса Христа. На частицах мощей святых мучеников совершается главнейшая церковная служба – Божественная литургия.

Знать и почитать своего святого должен каждый православный христианин, но для начала необходимо выяснить, кто является Вашим святым покровителем. Существует специальный чин наречения имени, когда священник, прочитав молитву, нарекает новорожденному младенцу имя, но в наши дни этот обряд совершается редко, так как не все о нем знают. Родители нарекают ребенку имя сами, и, принеся его в храм для крещения иногда оказывается, что святого с таким именем нет в святцах. Тогда ребенку подбирается другое имя, называемое крестильным. Обычно дается имя созвучное родимому имени, например, святой покровительницей Кристины, будет святая Христина, а Жанны – святая Иоанна.

Но чаще всего бывает так, что родимое и крестильное имена совпадают. Тогда остается выяснить какой же из святых является Вашим покровителем? Если тезоименитых, то есть соименных Вам святых несколько, по церковному календарю выбирается тот святой, чей день памяти ближайший после Вашего дня рождения. Для облегчения этого поиска нами был разработан этот раздел.

Как пользоваться разделом

Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно растет список новопрославленных святых – новомучеников ХХ века. Если Вы ищите святого покровителя для своего малыша, то новомученники обязательно должны учитываться при поиске. Святейший Патриарх Кирилл благословил называть детей в честь новомученников, чтобы почитание их росло и распространялось. Но если Вы ищите святого покровителя для взрослого человека, будьте внимательны, так как в то время, когда его крестили, многие святые еще не были прославлены.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Святые заступники Руси Составил: Сумбаев Алексей, ученик 9 класса Баевской средней школы МО «Николаевкий район» Ульяновской области Руководитель: Сумбаев Александр Николаевич Тел: 89374532328

2 слайд

Описание слайда:

Андрей Первозванный считается покровителем людей, чья профессия связана с морем, путешествиями и иностранными языками. А юные девицы молятся Святому, чтобы испросить благочестивого мужа и удачного брака. Святой апостол Андрей Первозванный Тропарь апостолу Андрею Первозванному Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость

3 слайд

Описание слайда:

3а победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. Тропарь Георгию Победоносцу Яко пленных свободитель и нищих защититель, / немощствующих врач, Царей поборниче, / победоносче велико мучениче Георгие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим. Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.

4 слайд

Описание слайда:

Святые угодники Божии, как особенно близкие к Богу, и по переселении своем в мир горний не перестают ходатайствовать о нас пред Богом и испрашивают благодать и милость всем нам. Нет строго обязательного списка дел, в которых надо молиться каждому святому. Поэтому святителю Николаю как и другим святым можно молиться о помощи во всех трудных ситуациях. Святитель Николай Чудотворец Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

5 слайд

Описание слайда:

Святой равноапостольный великий князь Владимир Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4 Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу. Озаряемые светом лица Божия, святые Божии видят нас, знают, какие мы питаем к ним чувствования и желания, а потому, без сомнения, и становятся любвеобильными покровителями, заступниками и помощниками особенно тем из нас, которые питают к ним особенную любовь, с особенным усердием молятся им и чтут дни памяти их

6 слайд

Описание слайда:

Святой Благоверный великий князь Александр Невский Тропарь Яко благочестиваго корене / пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, / яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, / новаго чудотворца преславна и Богоприятна. / И днесь сошедшеся / в память твою верою и любовию, / во псалмех пениих радующеся славим Господа, / давшаго тебе благодать исцелений. / Егоже моли спасти град сей, / и стране нашей Богоугодней быти, / и сыновом Российским спастися. Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных

7 слайд

Описание слайда:

Святой Благоверный великий князь Дмитрий Донской Тропарь Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, / языки побеждающа. / Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, / на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, / тако, княже Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость. Ему молятся об укреплении страны, сохранении ее единства, защиты от внешних и внутренних угроз, а также об укреплении народной веры. Кроме того, молятся Дмитрию Донскому о сохранении и укреплении семьи

8 слайд

Описание слайда:

Преподобный Сергий Радонежский Тропарь глас 4: Иже добродетелей подвижник, /яко истинный воин Христа Бога, /на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; /темже и вселися в тя Пресвятый Дух, /Егоже действием светло украшен еси. /Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, /поминай стадо, еже собрал еси, мудре, /и не забуди, якоже обещался еси, / посещая чад твоих, / Сергие преподобне, отче наш. В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни

9 слайд

Описание слайда:

Священномученик Гермоген Тропарь Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, чдтв Российския земли первопрестольниче /и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! /За веру Христову и паству твою душу свою положив, /царей наших державу утвердил еси /страну нашу от нечестия избавил еси. /Темже вопием ти: /спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш. Ему молятся о спасении России, о заступлении Отечества от нашествия иноплеменных и власти иноверцев, о твердом стоянии в вере, о мужестве перед лицом смертельной угрозы.

10 слайд

Описание слайда:

Преподобный Андрей Рублев Тропарь Андрею Рублеву, иконописцу Божественнаго света лучами облистаемый, /преподобне Андрее, / Христа познал еси Божию премудрость и силу, /и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси /единство во Святей Троице. /Мы же со удивлением и радостию вопием ти: /имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице / моли просветити души наша. Cвятого преподобного Сергия Радонежского просят о просвеще -нии разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

11 слайд

Описание слайда:

Преподобный Серафим Саровский Тропарь преподобного Серафима, От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. К Серафиму Саровскому с молитвою взывают с любыми вопросами, связанными со здоровьем тела или души, при горестях и печалях, унынии и тоске.

12 слайд

Описание слайда:

Праведный Иоанн Кронштадтский Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша. В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе

13 слайд

Описание слайда:

Блаженная Ксения Петербургская Тропарь блаженной Ксении Петербургской глас 7 Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием. Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед

14 слайд

Описание слайда:

Святой Архангел Михаил Тропарь Архангела Михаила глас 4 Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил. Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом

15 слайд

Описание слайда:

Преподобный Амвросий Оптинский Тропарь глас 5 Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим. Ему молятся о помощи в различных житейских нуждах, об исцелении в болезнях, о твердом стоянии русского народа в вере отеческой, о добром нраве и христианском воспитании детей.

16 слайд

Описание слайда:

Святая Праведная Блаженная Матрона Московская Тропарь Земли Тульския прозябение, / града Москвы ангелоподобная воительнице / блаженная старице Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.

17 слайд

Описание слайда:

Икона КАЗАНСКОЙ Божией Матери ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Пред иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

18 слайд

Описание слайда:

Икона Божьей Матери ВЛАДИМИРСКАЯ Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Редактор кандидат исторических наук Н. А. Копылов

Редактор-составитель доктор исторических наук М. Ю. Мягков


© ИД «Комсомольская правда», 2014 год.

© ИД «Российское военно-историческое общество», 2014 год.

Невский Александр Ярославич

1221–1263

«Два Александра»

Александр Невский – весьма разноплановый персонаж русской истории. Это и реальный политик XIII в. – князь Александр Ярославич, представитель владимиро-суздальской ветви Рюриковичей-Мономаховичей, который при жизни не носил прозвание Невского. Это и эпический Александр Невский, который в XIV–XVIII вв. постепенно превращался в символ российской национальной и государственной идентичности. Причем образ последнего, эпического Александра Невского в разные эпохи трактовали по-своему, и даже ХХ столетие сумело внести свой значительный вклад в мифологизацию легендарного двойника князя. (Вспомним прекрасный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».)


Афиша к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский».


Поэтому, когда речь заходит о князе Александре, очень важно обозначить, о каком Александре пойдет речь. В нашем очерке будем говорить об «изначальном Александре», реальном политике и талантливом полководце XIII в., которому выпала доля жить в сложное и трагическое для русской истории время. Это время определило логику и границы деятельности князя Александра Ярославича.

Сражения и победы

Князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский. Выдающийся русский полководец и государственный деятель.

Его победы в Невской битве и в битве на Чудском озере принесли ему посмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Образ святого князя Александра Невского, защитника православной веры, рос от столетия к столетию…

Прежде чем анализировать политику Александра, как, впрочем, и любого из значительных современников этого князя, например, его отца – Ярослава Всеволодовича Переяславль-Залесского, а потом Владимиро-Суздальского, или князя Даниила Романовича Галицкого, надо хотя бы кратко ознакомиться с тем, что собой являл к XIII в. русский мир, а также в каких отношениях со странами Востока и Запада он находился. 1230–1260-е гг. являлись эпохой значительных цивилизационных изменений, изменивших во многом не только русскую, но и всемирную историю.

Русское пространство в IX – начале XIII вв

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Русь XII–XIII вв., – это дробность русского мира. В политическом плане он представлял почти полтора десятка независимых государств. В социокультурном плане они были объединены как минимум в четыре альтернативные модели развития:

1. Южнорусскую и близкую к ней западнорусскую (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское и др. княжества);

2. Юго-западную Галицко-Волынскую;

3. Северо-восточную (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества);

4. Северо-западную (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика).

И хотя все эти модели выросли из Киевской Руси IX – середины XI вв., к 30-м гг. XIII столетия они далеко отошли как от единого древнерусского корня, так и от социально-политического устройства друг друга. Эти модели представляли различные социокультурные альтернативы и были не столько союзниками друг друга, сколько противниками в борьбе за будущее развитие Руси.

Киевская Русь была важной частью средневековой Европы. В IX – середине XI вв. торговый путь «из варяг в греки», проходивший по русской территории и соединявший через систему рек и волоков Балтийское море с Черным, приобрел международное значение. Старая морская дорога из Западной Европы в Левант (восточное побережье Средиземного моря) оказалась для европейцев закрытой ввиду мусульманской экспансии, и торговые связи между европейскими странами, Византией и развитым Востоком стал обслуживать путь «из варяг в греки». Пространство вдоль этого пути превратилось в оживленный торговый и политико-культурный перекресток. Это благоприятно сказалось на развитии Киевской Руси, открылись большие выгоды как для местного населения, так и для иностранных купцов-гостей.

Среди последних преобладали скандинавы-варяги. Они и открыли некогда путь «из варяг в греки». Однако варяги быстро утратили роль главных торговых посредников между Западной Европой и Византией. Эта роль отошла к великим князьям Киевским, для которых организация торговых экспедиций в Царьград (Константинополь) и защита русских торговых интересов стала одной из важнейших задач государственной политики. Опорой власти в данном вопросе выступило восточнославянское городское население и славяно-варяжская княжеско-дружинная среда. В IX – середине XI вв. продолжали жить вечевые традиции в городской среде. Великие князья постоянно держали совет со старшей и младшей дружиной, а после 988 г. – и с духовенством.

Роль торгового посредника между Западом и Востоком принесла Древней Руси невиданные материальные богатства (стоит вспомнить хотя бы тот факт, что страна, полностью лишенная тогда собственных источников серебра, имела денежную систему, в основе которой лежали не монеты, а гривны – слитки серебра весом от 90 до 200 граммов). Не меньшую роль играли и новшества цивилизационного выбора. После крещения Руси в 988 г. образовалась русская митрополия как часть Византийского патриархата. Восточно-христианское влияние определило дальнейшее развитие духовной культуры страны.

Однако, как заметил историк-евразиец Николай Клепинин, «Быстро воздвигнутое и богато украшенное здание Киевской Руси стояло на слабом фундаменте» (Клепинин Н. Святой и Благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994). Как только западноевропейские крестоносцы в конце XI в. завоевали Святую землю, они «открыли» и старый 800-километровый морской путь из Европы на Восток, а путь «из варяг в греки», который был длиннее в 3 раза, стал быстро терять свое международное значение. Этому способствовало и еще одно обстоятельство. С середины XI в. торговые суда на волоке в районе Днепровских порогов беспрерывно атаковали кочевники половцы. В итоге к началу XII в. международная торговля потеряла для Руси свое прежнее значение, а сам путь «из варяг в греки» прекратил быть той геополитической осью, вокруг которой вращалось древнерусское единство. Лишь Новгород унаследовал роль регионального торгового посредника между севером Европы, русскими землями, греками и Востоком.

На рубеже XI и XII вв. Русь испытывала серьезный кризис. Она превращалась из оживленного межцивилизационного перекрестка в восточную окраину европейского мира и северную периферию церковно-культурного византийского пространства. Причем от Ромейской империи Русь с юга была отрезана абсолютно чуждой и враждебной ей кочевой Великой степью. Раскол западной и восточной христианских церквей (схизма 1054 г.) стал серьезной причиной возрастающей от века к веку отчужденности православной Руси от католических стран Западной Европы.

Угасание торгово-городового уклада заставило древнерусскую княжеско-дружинную элиту в конце XI–XII вв. проявить интерес к владению землей. Повсеместно стали возникать княжеские и боярские вотчины (вотчина (аллод) – безусловная частная собственность на землю), доходы с которых стали теперь главным источником благополучия князей и их бояр. В условиях натурального хозяйства, когда все необходимое производилось и потреблялось на месте, для разбросанного по бескрайним просторам Восточно-Европейской равнины населению исчезла необходимость держаться Киева. Местный князь со своей дружиной обеспечивал порядок на местах и внешнюю оборону. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича Великого (годы правления – 1125–1132) единое древнерусское государство распалось на 12 независимых земель.

Политическая раздробленность на Руси в XII – начале XIII вв., как и феодальная раздробленность на Западе Европы начального периода, была позитивным явлением. Она способствовала социально-экономическому, политическому и культурному развитию (к примеру, если ранее Русь знала 2 центра летописания, то теперь их стало 14!). Начался процесс выравнивания развитых волостей времен Киевской Руси и бывших ее медвежьих углов. Причем некоторые из них, в частности, Владимиро-Суздальская земля и Галиция с Волынью, во многом обошли прежних лидеров.

Половецкие набеги, опустошавшие пограничные с Великой Степью южнорусские территории, направили потоки беженцев из Поднепровья на русский север, северо-восток и юго-запад. Развитые в социально-экономическом плане южнорусские переселенцы несли с собой новые земледельческие технологии (примитивное подсечно-огневое земледелие повсеместно было заменено на перелог и двуполье), в новых городах и селах распространялись развитые ремесла, оживилась местная торговля. При этом русский мир, как и прежде, походил на айсберг, на вершине которого красовались достаточно развитые формы средневекового хозяйства и общественного устройства, а огромную подводную часть продолжал составлять архаический пласт, мало интегрированный в экономические, общественно-политические и культурные достижения своего времени.

Особенно велик это пласт был на северо-востоке Руси, родном для героя нашего очерка – князя Александра Ярославича. Это было прежде всего следствие суровых природно-климатических условий и удаленности от старорусских очагов цивилизации. Однако княжеская власть в лице потомков Владимира Мономаха (его четвертого сына Юрия Долгорукого, его внуков Андрея Юрьевича Боголюбского и Всеволода Юрьевича Большое Гнездо) извлекла из данных обстоятельств скорее пользу. Княжеская власть пришла в Ростово-Суздальскую Русь раньше, чем русская колонизация сделала этот край преимущественно восточнославянским. В итоге местные князья сразу стали смотреть на Владимиро-Суздальскую землю, как на свою личную вотчину. Большой процент финно-угорских данников среди населения приучил местных князей к властности, которая проистекала из права сильного. С другой стороны, местные князья оказались здесь не столько политическими вождями, сколько рачительными хозяевами-собственниками, обустраивающими свою вотчину. Они энергично строили здесь новые города и села, привлекали и опекали переселенцев, бежавших от половецкого натиска.


Присекин Сергей Николаевич. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», 1983 г.


Патернализм владимиро-суздальских князей встречал одобрение у населения их княжества, несмотря на то, что уже в княжение Андрея Боголюбского (1154–1174) выступила и оборотная его сторона – княжеское самовластие при падении социального статуса населения. Поселенцы воспринимались смердами, получившими землю и право жить на ней из княжеских рук. (Жизнь смерда охранялась по «Русской Правде» вирой в 5 гривен серебра, в отличие от жизни людей, свободных крестьян-общинников, которых, как и рядовых княжеских дружинников, древнерусское право охраняло вирой в 40 гривен серебра.) Естественно, в таких условиях в XII–XIII вв. древнерусские вечевые традиции, продолжавшие существовать на юге и западе Руси и усилившиеся на севере в Новгороде и Пскове, не получили развития на русском северо-востоке.

Владимиро-суздальское боярство, небогатое и относительно немногочисленное, не могло конкурировать с княжеской властью ни в экономическом, ни в общественно-политическом, ни в военном плане. Этим оно резко отличалось от южно- и западнорусского боярства, а особенно от галицко-волынской аристократии, превратившейся в сильный противовес княжеской власти, а также от новгородских бояр, которые стали главной социально-политической силой в Господине Великом Новгороде после утверждения там в 1136 г. вечевого строя. Если прадед Александра, первый суверенный правитель Суздальской Руси – князь Юрий Долгорукий (1132–1154), еще как-то поддерживал старинные дружинные традиции, то оба его сына – великие князья владимиро-суздальские Андрей Боголюбский (1154–1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) – уже привыкли видеть в боярах и дружине не сотрудников-вассалов, а подданных и слуг.


Святой благоверный князь Александр Невский.


Контроль над ресурсами и мощный военный потенциал, включавший кроме больших княжеских дружин еще и многочисленное крестьянское ополчение, позволял владимиро-суздальским князьям вести активную политику как внутри русского мира, так и за его пределами.

К середине XII в. большинство финно-угорского населения Владимиро-Суздальской Руси приняло христианство и смешалось с восточнославянскими переселенцами, Суздальский край окончательно ославянился, но здесь сложился особый, весьма отличный от свойственного Киевской Руси IX–XI вв. менталитет, который в будущем ляжет в основу формирования великорусского народа.

Мы остановились на описании особенностей Владимиро-Суздальской Руси, так как она была родиной Александра. Именно она сформировала стереотипы и систему мышления этого князя, его понимание княжеского долга и права.

Молитвы очень необходимы для верующих людей. Но необходимо знать какому святому их возносить и о чем вообще молят вашего небесного покровителя и заступника.

Каждому человеку покровительствует свой святой. Именно ему и необходимо молиться в первую очередь, поскольку они — наши заступники перед Богом. Услыша вашу молитву, святой, который покровительствует вам, передаст ее Всевышнему, прося о вас. Именно поэтому святые отцы всегда советуют ежедневно обращаться с молитвой к своему ангелу-хранителю . Но как же узнать своего святого покровителя?

Первый ваш покровитель — это святой, по имени которого вы названы. В первую очередь обращаются именно к ним. Раньше поступали даже таким образом: в обычной, повседневной жизни, ребенка называли одним именем, а крестили другим. Так родители пытались защитить своего ребенка от соблазнов нечистого. Интересно, что небесного покровителя выбирали по ближайшему дню памяти святого к дате рождения ребенка.

Поскольку сейчас такая практика почти совершенно забыта, святой, который покровительствует вам по имени, не всегда совпадает со святым по дате рождения. Мы предлагаем вам узнать по дате рождения кто из святых заступников покровительствует именно вам и каждому члену вашей семьи.


Святые заступники и покровители по дате рождения.

С 22 декабря по 20 января: рожденным в это период покровительствует преподобный Серафим Саровский. Ему можно молиться о даровании любви, что важно, не только для себя, но и для своих близких и даже врагов.

С 21 января по 20 февраля: святым заступником и покровителем для вас оказываются святые Афанасий и Кирилл. Им возносят молитвы о том, чтобы помыслы были благочестивыми и разум не оставлял.

С 21 февраля по 20 марта: рожденным в это время рекомендовано молиться святому архиепископу Милентию Антихонскому. У него можно просить заступничества перед Богом и помощи в приобщении к добродетелям.

С 21 марта по 20 апреля: Георгий Исповедник помогает вам в жизненных делах и очищении души. Молиться ему можно об избавлении от множества болезней, например, слепоты, переломов и болей в позвоночнике.

С 21 апреля по 20 мая: если вы родились в это время, то молитесь апостолу Иоанну Богослову: именно он и есть ваш небесный покровитель. Обращайтесь к нему с просьбами о прибавлении ума в учебе и о любви.

С 22 июня по 22 июля: вашим покровителем является святой Кирилл, по имени которого была названа первая славянская азбука — Кириллица. Просите его о защите от нечестивых учений и помощи в приобретении знаний.

С 23 июля по 23 августа: если вы родились в этот промежуток времени, то обращайтесь с молитвами к Пророку Илие. Он помогает во время голода, неприятностей и болезней, являясь одним из самых почитаемых пророков.

С 24 августа по 23 сентября: небесный покровитель и заступник святой Александр будет вам помогать в течение всей жизни. Обращайтесь к нему с молитвами о стойкости в вере, а если вы имеете отношение к военному делу, то об успехе в этой области.

С 24 сентября по 23 октября: ваш небесный покровитель — преподобный Сергий Радонежский. Он помогает в учебе и смирении плотских страстей, особенно гордыни.

С 24 октября по 22 ноября: святой апостол Павел поможет вам бороться с душевными болезнями и защитит от травм, если вы постоянно будете обращ0аться к нему с молитвой.

С 23 ноября по 21 декабря: рожденные в этот период могут обращаться с молитвами к святому Николаю Угоднику. Он помогает обустроить жизнь: создать крепкую семью и найти выход из многих затруднительных ситуаций.

Поскольку не только дата рождения, но и имя влияет на жизнь человека и определяет его небесных заступников и покровителей, необходимо понимать и значение слова, которым вас называют. Поэтому и не забывайте нажимать на кнопки и

12.09.2016 04:16

Одна из самых любимых христианами святых - блаженная Ксения Петербургская. Ее деяния заслуживают уважения и...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»