Тренинги по командообразованию на повышение эффективности коммуникаций. Упражнения для тренингов - командообразование

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Необходимы, когда вам требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.

Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями: показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Также упражнения на командообразование часто затрагивают вопросы эффективной коммуникации, распределения ролей в группе. В собраны рекомендации опытных тренеров, как привести упражнения на командообразование к нужной вам цели, как сформировать у группы именно те выводы, которые необходимы, как провести упражнения с максимальным результатом.

Тренинги командообразования были и остаются одними из самых востребованных тренингов на рынке, поэтому качественные упражнения на командообразование пригодятся практически любому тренеру.

Эксперты портала сайт подобрали для вас 5 эффективных упражнений на командообразование , которые можно найти в открытом доступе. Эти упражнения могут использоваться как в аудиторном тренинге командообразования, так и в тренинге на природе.

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»


Цель:
Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов сайт делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.


Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера. Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


    Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
    Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Предлагаю подборку упражнений на командообразование. Если у кого-то есть еще - добавляйте!


    Упражнение Уменьшающаяся газета
    Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
    Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
    Время: 10 минут.
    Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
    Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
    После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

    Упражнение Мой вклад в команду
    Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
    Время: 20-30 минут.
    Размер группы: 12-20 человек.
    Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
    Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
    Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

    Выводы:
    1. Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
    2. Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному – выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

    Упражнение Мост
    Цели и возможности применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.
    Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
    Время: 10-30 минут.
    Размер группы: 10-30 человек.
    Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
    Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
    Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

    Упражнение Воздушные замки
    Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.
    Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.
    Время: 25 минут.
    Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
    Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждение можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде

    Упражнение Издание анекдотов
    Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
    Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
    Время: 10 – 12 минут.
    Размер группы: 4 – 20 человек.
    Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
    Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда – это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема – родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды – привести текст в порядок».
    Вопросы для обсуждения.
    1. Как команда справилась с заданием?
    2. Что было сложно?
    3. Почему победители победили?
    Варианты.
    1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
    Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

    Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль
    Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
    Время: 20-30 минут.
    Размер группы: 12-20 человек.
    Описание.
    1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
    2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
    Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
    Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
    Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
    Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
    3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

    Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
    Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
    Треугольник – что помогает достигать результатов.
    Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
    Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

    Цель: осознание участниками сходства друг с другом, своего места в группе, определение общегрупповых ценностей. Приобретение опыта группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели. Создание условий для проявления лидерских способностей.

    Время проведения: в тренинге по теме «Командообразование» данные упражнения будут относиться к основному блоку, следовательно, могут занимать 30-40 минут от всего тренинга. В каждом упражнении указано время проведения. Вы можете компоновать понравившиеся упражнения по своему усмотрению.

        Упражнение «Повернуться в одну сторону»

    Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70-80 см, и встают лицом одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно).

    Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения? Можно полнить упражнение, действуя по принципу «каждый сам за себя»? Какие действия обеспечили успешное выполнение этого задания? Каким образом вы поняли замысел других участников и передали им свой замысел?

    Время проведения: 10 минут.

        Упражнение «Образуем круг»

    Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других».

    В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.

    Время проведения: 10-15 минут.

        Упражнение «Прирожденный лидер»

    Перед началом упражнения необходимо сделать искусственные препятствия по всему пространству кабинета. Расставить парты и стулья в хаотичном порядке.

    Ведущий: «В каждом коллективе есть лидер. Это тот человек, который направляет, воодушевляет, распределяет обязанности. Как правило, лидер знает цель лучше всех и лучше всех видит перспективу, определяет пути развития. Сейчас мы проверим способности нашего лидера и степень взаимопонимания лидера и коллектива». Инструкция: все участники выстраиваются друг за другом в колону. При этом лидер (староста группы) становится позади колоны лицом назад. Тот человек, который стоит впереди колоны идет вперед, а лидер направляет его. Колона должна слушаться лидера, а задача лидера – выбирать направление, чтобы достигнуть цели.

    Время проведения: 10 - 15 минут.

        Упражнение «Город группы»

    Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.

    Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей группы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 20 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга. Обсуждение:

      Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома?

      Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?

      С кем рядом ты построил свой дом?

      Участники "поселили" свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?

      Какую лепту ты внес в общий рисунок?

      Какую роль ты выполнял в процессе работы? Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы?

      Комфортно ли тебе было работать с одногруппниками?

    Реквизит: ватман, цветные карандаши, фломастеры.

    Время проведения : 30 минут.

        Упражнение «Вавилонская башня»

    Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей. Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

    Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание?Что показалось трудным?Успешно ли было взаимодействие в группе? Благодаря чему?

    Реквизит: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

    Время проведения: 15 минут.

        Упражнение «Скалолаз»

    Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных вперед рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача игрока – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями участников. Проведение упражнения удобнее организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются» в нее. После выполнения задания участники садятся на свои места, и идет обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и участников, образующих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

    Время проведения: 5-10 минут.

        Упражнение «Узелок»

    Группа делится на две равные команды. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 метра. На роль направляющих можно выбрать наиболее активных и коммуникабельных участников. Каждый участник держит в руке веревку, протянутую вдоль обеих колонн. Дается задание: не отрывая рук от веревки, завязать узел на ее промежутке между двумя направляющими. Техника завязывания узла участникам не объясняется. Они должны сами догадаться и выполнить задание.

    Обсуждение: От чего зависел ваш успех? Либо почему не справились? Насколько слаженными были ваши действия? Выявился ли лидер? Охотно ли остальные следовали его указаниям? Может у кого-то было свое видение?

    Реквизит: бельевая веревка.

    Время проведения: 15 минут.

        Упражнение «Дух группы»

    Участники рисуют на листе ватмана любую фигуру, олицетворяющую группу (например, фигуру человека, здание университета, большое дерево, гору и т.д.). Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в центре круга. У каждого участника есть 1 минута на то, чтобы подумать, какая манера вести себя, какие установки будут полезны для совместной работы, а какие нет. После этого участники должны написать внутри фигуры ключевое слово – название качества, чувства, ощущения, которое кажется им полезным для эффективного взаимодействия в группе. На этом же листе, но за пределами фигуры участники записывают то, чего они хотели бы избежать в групповом взаимодействии. Затем ведущий предлагает подобрать для фигуры имя.

    Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.

    Время проведения: 30 минут.

        Упражнение «Зачем мне нужна эта группа?»

    Ведущий задает игрокам вопрос: зачем вам нужна эта группа? Как группа может помочь достичь индивидуальных целей? (каждый участник называет по 2 цели) Один из участников фиксирует ответы на доске. Затем каждый ответ записывается на двух карточках. Карточки перемешиваются и раздаются участникам. Далее участники, взаимодействуя между собой, обмениваются карточками. Каждый старается найти и получить карточки, на которых записаны его собственные важнейшие цели. На выполнение этого задания дается 15 минут. После завершения этой части упражнения, группа снова собирается в круг, каждый рассказывает окружающим, собрал ли он карточки со своими целями, и перечисляет цели.

    Затем каждый отвечает на вопросы: Появились ли у кого-нибудь новые цели, изменились ли приоритеты в течение игры. Как группа может помочь в осуществлении этих целей? При этом новые цели и приоритеты добавляют к раннее сделанному списку.

    Реквизит: карточки форматом 7x10 см, настенная доска, ручки.

    Время проведения: 25-30 минут.

        Упражнение «Эмблема группы»

    1 этап - герб рода. Инструкция: «У дворян, дети которых могли учиться в университетах, были родовые гербы, в которых была зашифрована определенная информация рода. Сейчас такой традиции нет. Но все вы – продолжение своих родителей, как они продолжение своих, те продолжение своих. Чем же Вы все связаны, что есть у вас общего? Что такого особого в вашем роду есть? О чем про вас могут сказать соседи и знакомые? Что есть такого ценного в ваших семьях, что Вы несете на себе, что Вы передадите своим детям? Что ни в коем случае не можете потерять? Каждая семья уникальна. Может быть ваша – очень трудолюбива; может быть вы все любите природу, туризм; может быть в вашей семье приоритеты высшего образования; а может несколько поколений вашей семьи учились в Томске или в ТПУ? Нарисуйте это в образах, символах, снабдите девизом». Если в группе есть студенты – сироты или из неблагополучных семей, то есть смысл сразу сказать об этом: «Конечно, не всем повезло родиться в благополучных семьях, и кому то из вас, возможно, не захочется вспоминать свою семью. Так станьте Родоначальниками. Создайте свой род на тех ценностях, которые вы хотите видеть в своей семье, в своих детях, внуках». На работу дается 10 минут. По прошествии 10 минут, снова встаем в круг. Студенты представляют свой герб.

    2 этап - объединение. Ведущему важно поддержать каждого студента и помочь ему сформулировать позитивные черты его семьи, обратить внимание на схожесть гербов: «Посмотрите, насколько вы похожи, кто-то больше, кто-то меньше. Найдите среди всей группы гербы похожие на ваши – символикой, девизом и объединитесь в группы по несколько человек» (необходимо, чтобы получилось от 2 до 4 групп). Инструкция: «Нарисуйте объединенные гербы. Условие: элемент герба каждого участника должен присутствовать на общем гербе группы. На работу дается 5 минут. Далее идет презентация групповых гербов (по минуте от группы).

    3 Этап - рисуем эмблему группы . «Чтобы чувствовать себя в другом месте, как дома, человек берет с собой какую либо вещь. Чтобы Вам было в вашей группе комфортно нарисуйте эмблему группы, опираясь на ваши объединенные гербы. Можно объединять по смыслам, главное, чтобы каждый из Вас мог сказать – Это про меня ». 10 – 15 минут.

    Реквизит: литы А4 на каждого участника, разделенные на 4 части, цветные фломастеры, маркеры, ватманы (1 штука).

    Время проведения: 35 минут.

        Упражнение «Необитаемый остров»

    Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вам необходимо:

    А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;

    Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);

    В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).

    На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в.

    Обсуждение: Что вы чувствовали во время организации жизни на острове? Какую роль вы выполняли на острове? Вы были удовлетворены этой ролью? Если нет, то какая роль вам больше бы подошла? Как воспринималось поведение других на острове?

    Реквизит: лист бумаги с инструкцией, ручки.

    Время проведения: 20-30 минут игра, 10 рефлексия.

        Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

    Участников делят на две команды случайным образом. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно, задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. «Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими». По желанию каждая команда может подкрепить слова рисунками, сценками о соответствующих поступках. Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список.

    Примечание: очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

    Реквизит: листы бумаги А4 на две команды, ручки, цветные карандаши, фломастеры.

    Время проведения: (5-7 минут – работа в группах, 10 минут – обсуждение, составление общего списка) 15-17 минут.

        Упражнение «Корабль. Планета»

    Группа делится на 2 команды, одна из которых рисует планету, жить на которой будет приятно всей группе (включая вторую подгруппу), места там должно хватит на всех. Вторая подгруппа рисует корабль, на котором они до этой самой планеты доберутся, с учетом, что на корабле места должен охватить всей большой группе. В конце каждая группа/подгруппа представляет своё творение.

    Реквизит: листы ватмана для двух команд, цветные фломастеры, маркеры, карандаши.

    Время проведения: 15 минут.

    Мечтой любого менеджера высшего звена является руководство коллективом, который представляет собой дружную и сплоченную команду, готовую упорно трудиться ради достижения поставленных целей. Но как добиться подобного результата? Для этого понадобится определенный опыт и знания, которые может дать руководителю тимбилдинг.

    Он представляет собой мероприятия, призванные сплотить коллектив, повысив эффективность его работы. В переводе с английского языка слово «тимбилдинг» означает «командообразование». Применение данного направления является насущной необходимостью для любого прагматичного владельца бизнеса. Воспользовавшись тимбилдингом, можно настолько сплотить коллектив, что работа сотрудников повысит конкурентоспособность компании и позволит получить большие прибыли. Причем подобный рост произойдет вовсе не за счет внешнего привлечения ресурсов. Будут эффективно использованы внутренние резервы.

    Немного истории

    Упражнения на командообразование, которые были нацелены на сплочение коллектива, впервые начали проводить в 40-х годах 20-го в. Активно их использовали в США. Мероприятия, очень похожие на те, которые проводятся сегодня, имели место в Америке в 50-х годах. Что касается России, то считается, что к нам тимбилдинг пришел только в конце прошлого столетия. Однако в нашей стране возникли уже давно. Вспомните хотя бы игру «Зарница». Как грустно было расставаться с друзьями, которые рядом с тобой преодолевали самые различные трудности. Такому же сплочению коллектива способствовал и ленинский субботник. А Ведь этот тот же тимбилдинг, только более растянутый по времени. Вариантами школьного командообразования являлся сбор макулатуры и металлолома. Подобные мероприятия объединяли людей вокруг решения одной задачи. При этом они позволяли увидеть друг друга совершенно по-новому.

    В 90-е годы прошлого столетия в России даже начали открываться компании, специализацией которых стало проведение корпоративных мероприятий. Постепенно тимбилдинг перестал считаться явлением общественным. Он стал инструментом, позволяющим сформировать корпоративную культуру.

    В последние годы крупные корпорации постоянно увеличивают выделение финансовых средств на проведение активных мероприятий с коллективом. Это позволяет им создать прочный фундамент для формирования в организации благоприятного микроклимата, что приводит к продуктивной работе команды единомышленников.

    Цели тимбилдинга

    Выполнение игр и упражнений на командообразование позволяет:

    1. Сформировать оперативные команды. Отобранные группы сотрудников начнут работать над решением поставленных задач при условии ограниченного времени.
    2. Сплотить топ-менеджеров. Упражнения на командообразование позволят сотрудникам максимально оперативно и эффективно обмениваться нужными сведениями, повысить креативность и объединить усилия.
    3. Сплотить коллектив внутри подразделения.
    4. Сплотить менеджеров среднего звена. В этом случае выполнение упражнений на командообразование позволят им управлять подчиненными максимально эффективно, повысить работоспособность каждого сотрудника, ускорить время прохождения внутрикорпоративных информационных потоков, соотносить свои цели с общими задачами компании, а также улучшить психологический микроклимат.

    Задачи тимбилдинга

    Выполнение упражнений на командообразование позволяет:

    • сформировать у сотрудников единое понимание целей и задач предприятия;
    • установить оптимальный баланс личных целей и общих задач компании;
    • стимулировать осознание взаимозависимости в достижении целей организации с удовлетворением личных потребностей каждого сотрудника;
    • улучшить психологический климат в коллективе;
    • выявить и разрешить существующие межличностные конфликты;
    • улучшить личные взаимоотношения;
    • устранить барьеры, мешающие прохождению информационных потоков, минимизировав искажение данных;
    • обеспечить мотивацию для обучения и развития каждого члена коллектива в зависимости от тех задач и целей, которые стоят перед организацией.

    Принципы тимбилдинга

    При выполнении командообразующих мероприятий должны быть соблюдены определенные правила, которые состоят в следующем:

    1. Постановке целей. В чем особенность тимбилдинга? В коллективе должна присутствовать единая цель. Конечно, у отдельно взятого сотрудника может быть и своя задача. Однако они не должны идти вразрез друг с другом. При постановке четких задач коллектив непременно сосредоточится на поиске самых эффективных способов их реализации, концентрируя свое внимание на результате. Это, кроме всего прочего, окажет благотворное влияние на командный микроклимат.
    2. Коллективном выполнении задач. Подобный принцип является основой командообразования. Дело в том, что компании необходима работа всех ее подразделений, проводимая в тесном взаимодействии друг с другом. Когда люди трудятся сообща, это настраивает их на определенный лад с пониманием друг друга, осознанием индивидуальных особенностей каждого и с формированием доверия. Коллективное выполнение задач непременно улучшит энергетический потенциал сотрудников, что приведет к их более эффективным действиям в интересах организации.
    3. Принятии ответственности. Это важное условие командообразования. Причем касается оно каждого сотрудника. Только возлагая на себя ответственность и понимая, что лишь общие усилия помогут достичь успеха, можно будет получить желаемый результат.
    4. Определении формы стимулирования. Данный принцип требует учета особенностей сферы деятельности команды. Например, если это производственное направление, то лучшей формой стимулирования явится предоставление материальной или финансовой компенсации в сочетании с общественным признанием и моральной удовлетворенностью. Если деятельность производится в интеллектуальном направлении, то материальная позиция будет играть второстепенную роль. На первый план здесь выдвигается стимул самоутверждения, карьеры и престижа. А если компания ведет комбинированную деятельность? В таком случае необходимо, чтобы стимулирование сочетало в себе два предыдущих варианта.
    5. Повышении квалификации. Главной задачей любого командообразования является профессиональный рост сотрудников. Какова сфера занятий команды, при этом никакого значения не имеет. Здесь важно действовать таким образом, чтобы повышались общие и личные показатели. Руководителю важно заранее позаботиться о том, чтобы его команда могла ощущать степень собственного роста, сопоставляя его с оценкой достижения прогресса. Удобнее всего, если в этом случае будут применены самые различные тренинги командообразования, программы и упражнения.
    6. Уровне креативности. Порой данный принцип играет роль вспомогательного элемента. Это касается тех случаев, когда члены команды заняты технологической деятельностью, а стимулом для них выступают определенные блага. Креативность при этом особой роли играть не будет. Но вот если команда занята преимущественно интеллектуальным трудом и для нее основная мотивация состоит в карьерно-престижных факторах, то здесь дело будет обстоять иначе. Креативность выйдет на первый план, ведь от смелых решений и новых идей будут напрямую зависеть общие успехи.
    7. Продуктивном функционировании. Данный принцип базируется на правиле, которое гласит о том, что чем более длительный период существует команда, тем выше уровень ее профессионализма, результативности, эффективности, успешности и сработанности элементов.

    Целесообразность применения тимбилдинга

    Когда возникает необходимость в проведении мероприятий по командообразованию? Они нужны:

    1. В период бурного развития компании. При расширении штата в сжатые сроки вероятны напряженные отношения между прежними и новыми членами коллектива. Для того чтобы оказать положительное воздействие на различные группы сотрудников, необходимо начать работу с официальными и неофициальными лидерами. Командообразование приведет к тому, что люди лучше узнают друг друга, и между ними сформируются доброжелательные отношения.
    2. В период упадка или стагнации компании. Для данного этапа характерно отсутствие инициативы работников, которые не видят перспектив своей деятельности. Многие из них наверняка уже занялись поисками нового места трудоустройства. В этом случае руководителям важно поработать над поднятием корпоративного духа, чтобы сотрудники осознали, что будущее фирмы в их руках.
    3. При наличии локальных проблем. Проведенные мероприятия по командообразованию позволят сплотить сотрудников. А это, в свою очередь, поможет компании справиться с самыми актуальными проблемами.

    Где проводят тимбилдинг?

    Для мероприятий, способствующих сплочению коллектива, не обязательно выбирать определенный временной промежуток. Тимбилдинг может проводиться круглый год на свежем воздухе или в помещении. Второй вариант предпочтительнее в тех случаях, когда целью мероприятий выступает выявление ценностей компании, внутренних ролей сотрудников, а также существующих между ними коммуникативных связей. Упражнения на командообразование на природе проводят с целью создания свободной и непринужденной атмосферы. Основной смысл в выездном мероприятии заключается в тех непривычных условиях, в которых оказывается коллектив, покинувший стены кабинетов. Упражнение на командообразование в группе позволят выявить взаимные симпатии, внутренние конфликты, определить скрытых лидеров.

    Какими будут задания? Программу и упражнения тренинга на командообразование подберут специалисты исходя из сложившейся ситуации. Это позволит сплотить сотрудников, решив имеющиеся у них межличностные проблемы.

    Что может послужить площадкой для проведения подобного мероприятия? Замечательно, если будут выполняться упражнения на командообразование в лагере, пансионате или доме отдыха. Здесь можно остаться с ночевкой. Программа тренинга при этом разбивается на два дня. Упражнения на командообразование для студентов могут быть проведены в лесной зоне на поляне, на берегу водоема и т. д.

    Если компания решила вложить средства в дальние поездки за границу или на море, то в этом случае тренинги пройдут максимально динамично. Такие мероприятия станут одними из самых ярких событий в жизни компании. Стоит отметить, что тимбилдинг, как правило, проводится в рабочее время. Это позволит собрать всех сотрудников, включив в список даже тех, которые «не хотят» или «не могут» поехать.

    Упражнения на командообразование в офисе проводят в тех случаях, когда в компании отмечается конфликтная нездоровая атмосфера. По этой причине у сотрудников резко снижается работоспособность. Напряженные отношения приводят к снижению продуктивности труда и текучести кадров. Тимбилдинг, проводимый в помещении, позволит решить эту проблему. Самые разные игры, конкурсы и упражнения повышают сплоченность сотрудников и сглаживают конфликты.

    Правила проведения тимбилдинга

    Все упражнения на командообразование в тренинге строятся исходя из правил, которые предусматривают следующее:

    1. Разделение участников на может происходить либо заранее, либо непосредственно на месте. Причем это может быть случайный или целенаправленный выбор. В последнем случае тренинг будет преследовать цель налаживания коммуникаций между конкретными сотрудниками.
    2. Выбор капитана, названия и девиза.
    3. Непосредственное выполнение упражнений по строительству переправ, преодолению препятствий, ориентированию в незнакомой местности и т. д.

    Виды программ тимбилдинга

    Мероприятия по сплочению коллектива могут быть проведены в самых разных формах. Все будет зависеть от материальных возможностей организации, возрастного состава сотрудников, а также от особенностей услуг, оказываемых компанией.

    Организаторы мероприятия подберут те конкурсы, которые будут интересны для его участников. Однако не важно, какая программа мероприятия будет выбрана. Главное здесь - процесс соревнования.

    Программы командообразования бывают:

    1. Стратегическими. Их основной целью является формирование максимально эффективной команды.
    2. Интеллектуальными. Эта программа выступает альтернативой спортивной.
    3. Творческими. Подобные мероприятия способствуют развитию нестандартного мышления, а также креативного подхода в достижении поставленных целей.
    4. Спортивными.
    5. Молодежными. Чаще всего проводится такой тренинг на командообразование для студентов. Упражнения подобного вида имеют определенную специфику, учитывающую возрастную категорию соревнующихся групп.

    Примеры программ тимбилдинга

    Довольно эффективным считается упражнение на командообразование «Лабиринт». Для его выполнения коллектив выстраивают гуськом друг за другом, завязывая каждому сотруднику, кроме первого, глаза. Все должны следовать за «предводителем», чтобы пройти лабиринт. Переговариваться при этом запрещено.

    В тренинге под названием «Веревочные курсы» участники преодолевают не только физические препятствия, но и эмоциональные. При этом каждое испытание является самостоятельной задачей. При проведении подобного тренинга для подростков присутствие взрослого является обязательным. Перед началом мероприятия необходимо сплести паутину из веревок. Число ее ячеек должно быть равным количеству участников. Основная цель группы - преодолеть паутину. При этом ни один из участников не должен прикоснуться к веревке. В противном случае испытание следует начать сначала. В данный тренинг включают и другие задания.

    Детский тимбилдинг

    Упражнения по командообразованию позволяют ребенку научиться взаимодействовать в коллективе. Дети начинают сближаться друг с другом и выстраивать между собой общение. Очень часто проводят такие мероприятия учителя начальных классов. Упражнения на командообразование для детей позволяют ученикам быстрее сдружиться.

    Важен тимбилдинг и для подростков. Ведь любое поражение в состязаниях порождает у них неуверенность в себе, становится причиной различных страхов. Упражнения на командообразование для подростков лишены этого недостатка. Они позволяют обучить детей эффективным методам общения со сверстниками, а также сформировать у них навыки взаимодействия между членами коллектива.

    После проработки специально выбранного упражнения на командообразование при тренинге у подростка повышается самооценка. Он становится более уверенным в своих силах. После окончания игры педагог должен обсудить с каждым ребенком, что тот делал для достижения цели. При этом в сути заданий дети должны разбираться сами.

    Рассмотрим пример игры, которая хорошо подходит для программы тренинга на командообразование. Возраст ее участников может находиться в пределах от 7 до 18 лет. Все дети разбиваются на 8 групп по 5-10 человек. Заранее нужно позаботиться о реквизите. Это таблички, на которых написаны названия станций, маршрутные листы для каждой команды и жетоны. Проводить такую игру можно в спортивном зале или в коридоре школы. В течение 50-60 минут команды перемещаются по станциям, придерживаясь тех пунктов, которые указаны в маршрутных листах. В каждой из точек детей ждут аниматоры, предлагающие им выполнить заранее разработанные задания, за которые они могут получить жетоны. Чья команда соберет их больше, та и считается победителем.

    Упражнения на командообразование необходимы, когда вам требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.

    Упражнение на командообразование «Тролли»

    Цель: Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

    Время: 25–35 минут

    Размер группы: 12–40 человек

    Вам понадобится две дощечки 10х35 см - тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры - две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6–8 человек.

    Инструкция:

    «Коллеги, перед вами стоит задача - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли - команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается».

    Итоги упражнения:

    • Довольны ли вы своим результатом?
    • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
    • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?
    • Также рекомендуем вам эксклюзивное упражнение на командообразование "Чертова Башня"

    Упражнение на командообразование «Тропинка»

    Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

    Время: 30–40 минут

    Размер группы: 8–30 человек

    К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15–17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

    Инструкция к упражнению:

    Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

    • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
    • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
    • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

    Итоги упражнения:

    • Как вы себя чувствуете?
    • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
    • Что помогло вам?
    • Что мешало?
    • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

    Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

    Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

    Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

    Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

    Время: 20–30 минут в зависимости от размера команды

    Размер группы: 10–20 участников

    Необходимые материалы. Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

    Описание:

    1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и - сюрприз! - из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания».

    2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

    3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

    Подведение итогов упражнения:

    Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

    Другой вариант этого упражнения:

    После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждаямини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

    Упражнение на командообразование «7 факторов»

    Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

    Время: 45–50 минут

    Размер группы: 8–25 участников.

    Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

    Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

    На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

    15 минут идет работа

    Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

    На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

    Итоги упражнения:

    • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
    • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
    • О каких качествах долго спорили?
    • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
    • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
    • Чему вы научились в этом упражнении?
    • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
    • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?
    • Также рекомендуем вам упражнение-разминку на командообразование "Брось мяч быстрее"

    Упражнение на командообразование «Узел»

    Цель: Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

    Время: 20–50 минут

    Размер группы: 8–30 человек

    Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

    Инструкция:

    «Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача - завязать веревку в узел на границе между командами».

    Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

    Итоги упражнения:

    • Как вы себя чувствуете?
    • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
    • Что вас удивило?
    • Что вы еще хотели бы сказать?

    Другой вариант данного упражнения на командообразование - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»