План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия " Мое имя". Конспект занятия для подготовительной группы "я и мое имя"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

«Поляна имен» (коллективная работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

Закрепляются понятия «тезка», «отчество».

Литература.

  1. Составитель О.Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. Москва, 2008.
  2. Г. Квита, В.Миронов. Словарь имен. Москва, 1998.
  3. Б.Ю. Хигер. Как назвать ребенка. Москва, 1996

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Моё имя»

Задачи:

1.Дать представление о том, что всё окружающее имеет имя.

2.Вызвать интерес к своему имени, к людям и их именам.

3.Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Материалы: листы бумаги с заданием (на каждого ребёнка), карандаши, цветная бумага, клей, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия

1. Приветствие:

Здравствуйте дети. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам... Меня зовут Татьяна Тимофеевна (психолог передаёт мягкое сердечко самому близкому ребёнку, который называет своё имя и передаёт сердечко другому). Психолог громко, чётко и эмоционально повторяет имя каждого ребёнка.

2. Мимическая гимнастика

Для начала разогреем и расслабим все мышцы лица. Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику. Вдох – выдох, вдох – выдох, ещё раз вдох – выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «У». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «Ы» Замечательно! Вдох – выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады увидеть друг друга.

3. Работа по теме

1. Беседа

1. Дети сидят в кругу. Психолог подзывает к себе кого – нибудь из детей:

Настя, подойди ко мне.

Почему ты подошла ко мне? Как ты узнала, что я зову именно тебя?

У остальных ребят тоже есть имя?

2. Предлагается детям передавать сердечко и называть своё имя.

3. Посмотрите вокруг, принесите мне книгу.

Как вы узнали, что мне нужна книга?

4. Так психолог просит каждого ребёнка что – нибудь принести. И задаёт тот же вопрос:

Как ты узнал, что мне нужно?

В то же время удивляясь:

Этот предмет имеет имя? И этот предмет имеет имя?

2. Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по – другому? Как?

При затруднениях в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Ваня- Иван, Настя – Анастасия.

3.Назови своё имя и фамилию . Обведи буквы по пунктирным линиям и увидишь, как пишется твоё имя и фамилия.

___________________________ ________________________________

4. Назови букву, с которой начинается твоё имя . Впиши эту букву в квадратик. А букву, на которую начинается твоя фамилия, впиши в кружочек.

4. Физминутка:

Игра « Зайцы и волк».

Выбирается водящий – «волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети «зайцы» становятся за линию, обозначенную верёвкой, оттуда идут к «волку», произнося слова:

Волк – волчище,

Серый хвостище,

Зубастая пасть.

Тебе нас не поймать!

«Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого – нибудь из них. Пойманный ребёнок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Задание на мелкую моторику:

Выполнение аппликации «Ромашка». В центр цветка вписать своё имя, на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища. Внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребёнку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребёнку нравится больше всего.

6. Упражнение на релаксацию

Дети садятся или ложатся в удобной для них позе. Психолог говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза, послушайте, что происходит вокруг вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

7. Ритуал прощания

Встали все мы в круг, каждый в круге друг!

Руку другу протяну, ссоры с другом не начну!

Я твой друг и ты мой друг!

Все мы встали в дружный круг!

Я дружок и ты дружок!

А теперь, пожалуйста, на прощание каждый что – то доброе и хорошее своему соседу!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №36 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»

(подготовительная логопедическая группа №1)

ПРОВЕЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

ЛИТВИНЮК Л.В.

САРАНСК 2012

Цель:

  1. Развивать актуализацию знаний об именах, отчествах и фамилиях.
  2. Учить образовывать своё отчество.
  3. Уметь рассуждать о происхождении своих фамилий.
  4. Закрепить знания детей о членах своей семьи, умение образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
  5. Воспитывать уважение к членам семьи, расширять словарь по теме.
  6. Развитие связной речи.

Методические приёмы:

Словесные: беседа.

Практические: словесная игра «Знакомство».

Материал:

Фотографии детей группы.

Предварительная работа:

Беседы, чтение исторических книг о происхождении имён, фамилий, оформление альбома «Я и моё имя».

Ход занятия:

1. Воспитатель. Сядет тот, кто назовёт своё имя.

Ответ . Глеб, Катя, Саша, Ксюша, Виталик, Артём, Артём, Андрей, Вика, Дима, Дима.

2. Воспитатель. Да, дети, у каждого человека есть своё имя, своя история: в какой семье он родился, как его назвали, какое у него отчество. Имя – особое слово для человека; оно священно. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. Имя даётся человеку при рождении.

3. Воспитатель. А вы знаете, дети, какие имена были в Древней Руси? В Древней Руси имён было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава, Мясоед, Пискун, Прыгунок, Лобик, Рыболов, Борщ.

4. Воспитатель. Похожи имена Древней Руси на современные?

Ответ . Некоторые похожи.

5. Воспитатель. Скажите, о чём говорят эти имена? Как выдумаете?

Ответ. Я думаю, Светлана – светлая,

Я думаю, Прыгун – подвижный…

6. Воспитатель. Да, дети, раньше имена давали в честь кого – то или чего – то, например, в честь праздника, в дни которого родился человек. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, они тоже имеют какое – либо значение:

Андрей – мужественный,

Марина – морская,

Максим – величайший… Хорошо!

7. Воспитатель. А что обозначают ваши имена? Знаете?

Ответ. Виктория – победа,

Андрей – мужественный…

Воспитатель. Да, дети, каждое имя имеет своё значение.

8. Воспитатель. Проведём игру «Назови ласково». Проговариваем имена с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Дети, назовите своё имя ласково, так, как вас называет мама.

Ответ. Катя – Катюша, Артём – Артёмушка,

Глеб – Глебушка, Вика – Викулька. Молодцы.

9. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, ваши имена будут звучать по другому, по – взрослому. Давайте вспомним, как звучат ваши имена и как они будут звучать, когда вы станете взрослыми?

Ответ. Тёма – Артём, Дима – Дмитрий,

Саша – Александр, Вика – Виктория…

10. Воспитатель. Дети, у каждого человека есть отчество. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать своё отчество легко – происходит оно от имени отца.

11. Проведём игру «Назови своё отчество». Дети вспоминают, как зовут отца и образуют отчества.

Воспитатель. Дети, вспомним, как зовут ваших пап и образуем отчества.

Ответ. Моего папу зовут Михаил – моё отчество Михайлович,

Моего папу зовут Николай – моё отчество Николаевич…

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали своё отчество.

12. Воспитатель. Дети, у каждого человека есть фамилия. Фамилии тоже могут рассказывать о человеке. Например, человек работал в кузнице, и у него появилась фамилия Кузнецов, человек разводил индюков и его стали называть Индюковым, у человека отец был солдатом – его фамилия Солдатов. Попробуйте объяснить происхождение таких фамилий, как Мельников, Зайцев?

Ответ. Я думаю, что Мельников – молол зерно, у него была мельница.

Я думаю, что фамилия Зайцев была у человека, который любил охотиться на зайцев.

13. Воспитатель. А что обозначают ваши фамилии? Терёхин, Павловский, Миронов…

Ответ. Я думаю, что моего деда звали Терёша, Терёха.

А я думаю, что моего деда звали Павел и произошла такая фамилия.

А я думаю, что моего предка звали Мирон – у меня фамилия Миронов.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам (ходьба на месте)

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать, (поднимаем руки вверх и опускаем вниз)

Приседать и вставать, (приседаем)

Прыгать и скакать. (прыжки на месте)

14. Воспитатель. Продолжим нашу беседу. А вы знаете, как зовут ваших папу и маму?

Ответ. Мою маму зовут Татьяна Владимировна Андрияхина.

Моего папу зовут Александр Владимирович Павловский…

Воспитатель. Хорошо!

15. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, то к вам будут обращаться так же уважительно. Я предлагаю вам поиграть в игру «Знакомство». Игра «Знакомство» - дети называют своё имя, отчество, фамилию:

Воспитатель. Меня зовут Людмила Васильевна Литвинюк.

Ответ. Меня зовут Андрей Александрович Павловский,

Меня зовут Глеб Александрович Андрияхин,

Меня зовут Виталий Евгеньевич Гуляев.

16. Воспитатель. Дети, вы научились полностью произносить своё имя, отчество, фамилию. Знание истории своего имени, отчества и фамилии поможет понять свою родословную – историю рода. Нужно знать, что обозначает твоё имя, знать своё отчество, фамилию и её происхождение.

Итог:

Воспитатель. Что нового узнали о себе?

Чем понравилось занятие?

Ответ. Я знаю теперь, что обозначает моё имя Андрей – мужественный. Мне понравилась игра «Знакомство». Мне было интересно.

Воспитатель. Дети, вы с интересом занимались. Охотно и правильно отвечали на мои вопросы. Вы молодцы! Занятие окончено.



  • Ознакомление с окружающим

  • Развитие речи

Я и мое имя

Цель : Дать представление о важности права на имя. Знакомить детей с правом на имя. Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим

Ход занятия

(Воспитатель вместе с детьми образуют круг.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Воспитатель : Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Дети: Имя.)

Воспитатель : Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как в древности давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Надежда, Любовь.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена? Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:


  • Александра – «защитница»

  • Николай – «победитель народов»

  • Дарья – «победительница»

  • Елизавета – «клятва божья»

  • Дмитрий – «относящийся к Деметре»

  • Татьяна – «устроительница»

  • Мария – «любимая, желанная»

  • Ольга – «святая»

  • Иван – «дар Бога»

  • Ксения – «гостья»

  • Валентин – «здоровый»

  • Таисия – «мудрая»

  • Артём – «здоровый»

  • Ярослав – «сильный»
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена и узнали какой значение вкладывали наши предки в имена.

Пять лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Вы! Мамы и папы дали вам имена. А вам нравятся ваши имена? Вы хотели, чтобы вас звали другим именем? Каким?

(Один ребенок стоит спиной к остальным. По очереди дети называют его по имени используя уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок должен угадать, кто его позвал.)

Воспитатель. У каждого из нас есть свое имя. Кого-то зовут Александр, кого-то Мария, кого-то Екатерина. Все эти имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или папы с мамой. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях. (показ иллюстрации из журнала «Шишкин лес» № 11, 2006, стр. 5).

У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель, молитвенник перед Господом. Дети, а как вы думаете, есть ли праздники имен? Правильно, их называют именинами, или Днями Ангела мальчиков и девочек. В эти дни вспоминают святых.

Например, 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного – это День Ангела всех Андрюшек, а 6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской – это День Ангела всех-всех Оксан.

Ребята, а вы знаете, когда у вас День Ангела – твоего небесного покровителя? Если нет, спросите об этом у своих пап или мам.

Физминутка

Воспитатель. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Если ребенка позвали «Коля», а другого «Таня». Что можно сказать про этих детей? (Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель : Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

Воспитатель : Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель : Ребята, как вы знаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей– это право на имя?

Воспитатель : Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Воспитатель : Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Цели занятия:

  • Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении”.
  • Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи занятия:

  • Знакомить детей с правом на имя.
  • Знакомить с происхождением и значением имени.
  • Познакомить с понятиями “отчество”, “тезка”, “однофамилец”.
  • Формировать индивидуальность.
  • Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).
  • Развивать творческую активность, слуховое внимание.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
  • Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование: мяч, иллюстрации с именными иконами, свидетельство о рождении, диск с записью отрывка из мультфильма “Алиса в Зазеркалье”, Поделки “Мое имя самое красивое”

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми образуют круг. Приветствие по кругу

Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: “Доброе утро!”.

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

У всех хорошее настроение?

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)

Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. Проводится игра “Дин-дон” (с мячом).

Дин-дон, дин-дон,
По улице ходил слон.
Ну, а наша детвора
Начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай-
Имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып.
Как зовут котенка? Кис-кис-кис.
Как зовут щеночка? Гав-гав-гав.
Ну а как ребенка?

(Дети передают мяч по кругу и называют свои имена).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена. Что же такое имена? Имена - это слова, но особые. Придуманы они были очень давно. Они имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя “Наталья” означает “родная”, а имя “Александр” в переводе с древнего языка означает “сильный, смелый, мужественный”.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:

Данил – “Бог мой судья”.

Александр - мужественный защитник.

Лиза - “почитающая бога”.

Федор - “Дарованный богом”.

Ангелина - “Вестница, ангел”.

Полина - “Солнечная”.

Алексей - “Защитник”.

У каждого из нас есть свое имя. Все имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или близких. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях (показ иллюстрации с именными иконами). У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель. И у каждого есть праздник имени, который называется именинами, или Днем Ангела мальчиков и девочек.

Воспитатель. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки “Алиса в стране Зазеркалье”.

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: “Эй, ты! ” или “Эй”, или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Алексей, поэтому я Наталия Алексеевна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество) .

Воспитатель: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это “Свидетельство о рождении” (рассмотреть свидетельство о рождении). Однако, мы с вами засиделись. Давайте, разыграем игру “Узнай меня”? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: “Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! ”. Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

Воспитатель: Молодцы, немного размялись, а теперь послушайте стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как вы думаете о каком имени шла речь?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Назови ласковые родственные имена”.

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.) .

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют “тёзками”. А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру “Что лишнее? ”. Будьте внимательны.

  • Алеша, Иванов, Рома, Ваня.
  • Юля, Олег, Вова, Андрей.
  • Сережа, Руслан, Жучка, Данил.
  • Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Кто такие тезки?

Дети: Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель: Как называется праздник имени?

Дети: Именины или День Ангела.

Воспитатель: Какой документ подтверждает ваше право на имя?

Дети: Свидетельство о рождении.

Воспитатель: Молодцы, вы очень дружные ребята. На воздушных шариках я написала ваши имена. Мы выпустим эти шары на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад “Колосок” в нём живут такие дружные ребята, с такими прекрасными именами.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»