Период дожития в г для досрочников. Период дожития: понятие, определение, расчет примерных сроков, накопительная пенсия и сумма ее выплаты

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Там показано, что реальные сроки продолжительности жизни после выхода на пенсию составляют у мужчин – 4-6 лет, а у женщин – 17 -18 лет. Снова применив формулу для вычисления среднего возраста абстрактного «бесполого» пенсионера, получим более «оптимистические» цифры Т дожития = 11,5 – 13 лет. Какая из оценок более достоверна? Скорее всего – истина где-то посередине – реальный срок дожития российских пенсионеров в среднем составляет 12 лет. Как видно, ни первая, ни вторая оценки, основанные на реальных статистических данных, не совпадают с тем виртуальным сроком – 19 лет, который назначен Правительством РФ для «дожития».

Сообщество «за права пенсионеров»

Для лиц, имеющих неполный трудовой стаж, величина пен­сионного капитала определяется исходя из величины расчетно­го пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного трудового стажа и умножает­ся на число месяцев фактического трудового стажа, по следую­щей формуле: ПК= ПКполн. х СТ / СТполн., где ПКполн. - пенсионный капитал при полном стаже; СТ - фактически имеющийся трудовой стаж в месяцах на 01.01 2002; СТполн. - полный трудовой стаж в месяцах, установленный за­коном (для женщин - 240 месяцев, для мужчин - 300 месяцев). Полученная сумма и есть начальный пенсионный капитал, который в рублях вносится на индивидуальный лицевой счет каждого гражданина и в дальнейшем подлежит ежегодной индек­сации в зависимости от роста цен за соответствующий период.

Что такое срок дожития?

Величина расчетного пенсионного капитала застрахованно­го лица рассчитывается с помощью расчетного размера пенсии (РП), который определяется следующим образом: из расчетного размера пенсии (РП) вычитается базовая часть (БЧ) в сумме 450 руб., полученная сумма умножается на время дожития (Т): ПК- (РП – 450 руб.) х Т, где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка. Заработок для лиц, зарегистрированных в системе государственного пенсионного страхования, берется за периоды 2000-2001 гг. по сведениям индивиду­ального (персонифицированного) учета, С момента регистрации в системе государственного пенсионно­го страхования (выдачи пластиковой карточки «Стра ховое свидетельство государственного пенсионного страхования») во внимание принимаются только све­дения персонифицированного учета за эти периоды, а не справки; 450 руб.

Минздрав россии определит «период дожития» пенсионеров на 2013-2015 годы

Срок дожития Т дож (лет) Пенсия 12 11 944 12,5 11 610 13 11 303 13,5 11 018 14 10 753 14,5 10 507 15 10 277 15,5 10 062 16 9 860 17 9 493 18 9 166 19 8 873 20 8 610 21 8 372 Сравним размер пенсии, подсчитанной для реального (с нашей точки зрения) срока дожития — 12 лет, с размером пенсии, вычисленной для виртуального, придуманного Правительством (с нашей точки зрения) срока дожития — 19 лет. Пенсия (для Т=12 лет) = 11 944 рубля, Пенсия (для Т=19 лет) = 8 873 рубля. Разница: 11 944 — 8 873 = 3 071 руб (!). То есть реальная (с нашей точки зрения) пенсия должна быть на 35 % выше той, которая назначается сегодня для виртуального (с нашей точки зрения) срока дожития.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Определим размер трудовой пенсии по старости в 2010 г. Сначала проиндексируем начальный пенсионный капитал, имеющийся у пенсионера на 01.01.2002 на коэффициент индексации, который составляет 3,678. С учетом всех индексации начальный рас- : четный пенсионный капитал пенсионера составил: 143 488 х 3,678 = : = 527 748,86 руб.
К проиндексированному начальному пенсионному капиталу приба- : вим сумму страховых взносов, уплаченных работодателем за работни- : ка в бюджет ПФР с 01.01.2002 по 31.12.2009: РПК = 527 748,86 руб. + I + 29 642,86 руб. = 557 391,72 руб. Определим размер страховой части трудовой пенсии, исчисленной из полученной суммы расчетного пенсионного капитала на 31.12.2009: СЧ = 31.12.2009 ПК / Т = 557391,72 руб. / 186 мес. = 2996,73 руб. Фиксированный базовый размер пенсии на 31.12.2009 -2460 руб. Размер пенсии составил: 2460 руб. + 2996,73 руб. = 5456,73 руб.

Пенсия период дожития

При учете пенсионных прав, приобретенных застрахованны­ми лицами до указанной даты, размер устанавливаемой страховой части трудовой пенсии по старости не зависит от величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Если оценка пенсионных прав застрахованных лиц произ­водится одновременно с назначением им трудовой пенсии но инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (п. 2 ст. 15 Зако­на о трудовых пенсиях), к 180 месяцам. Указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на отношение нормативной продолжительности страхового стажа в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Пример расчета пенсии до пенсионной реформы 2013-2014 гг. и после нее

Российской Федерации на 01.01.2002; Т - ожидаемый период выплаты пенсии (в месяцах) за­висит от года назначения пенсии. Установлен продолжительностью 19 лет (228 месяцев), но в переход­ный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере (по состоянию на 01.01.2002 составляет 144 месяца). При стаже меньше установ­ленного законом минимального (менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) размер пенсионного капитала будет понижаться пропорционально отработанному стажу.
Значение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости влияет на размер ее страховой части только при учете пенсионных прав, приобретенных в условиях новой пенсион­ной системы, то есть расчетного пенсионного капитала, сформированного после 01.01.2002.
Мало того – в стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года — в разделе III (глава «Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы») говорится следующее – цитата: «…предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов. Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости.


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Большемурашкинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Гусева И.Г.,

при секретаре Золотовой Г.А.,

с участием истца Шапочникова В.Ю., представителя ответчика Садковой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапочникова В.Ю. к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Большемурашкинскому району Нижегородской области о перерасчете размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Шапочников В.Ю. в обоснование заявленных требований указал, что 30.03.2014г. ему назначена трудовая пенсия по старости в размере. Считает, что размер его пенсии занижен. Ответчиком неправильно рассчитан его общий трудовой стаж, неправильно определен стажевой коэффициент, при индексации пенсионного капитала применен заниженный коэффициент, неправильно определено время ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии.

Просит обязать ответчика восстановить его трудовой стаж по 30.03.2015г.

В судебном заседании 02.12.2015г. истец Шапочников В.Ю., настаивая на иске, уточнил и конкретизировал исковые требования. Считает, что его общий трудовой стаж на 01.01.2002г. составляет, а ответчик учел только. По его мнению, в общий трудовой стаж должно быть включено время учебы. На 30.03.2014г. его стаж составляет. Ответчик учел стажевой коэффициент 0,55, а в действительности этот коэффициент на 1.01.2002г. должен составлять 0,5631. Считает, что за каждый год работы после 2002 года стажевой коэффициент должен увеличиваться на 0,01 и в итоге на день назначения пенсии составит 0,6683. Ответчик определил срок дожития в размере 252 месяца, тогда как следовало 228 месяцев. При индексации пенсионного капитала с 2002 года по 2014 год ответчик применил совокупный коэффициент 5,2150, тогда как этот коэффициент должен составить 5,6148. Стаж до 01.01.1991г. для расчета суммы валоризации ответчик учел в размере, а следовало. Ответчик не применил, а должен был применить индексацию на 1.02.2014г., поскольку пенсия назначалась в 2014 году.

Просит обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии со дня вступления решения суда в законную силу, с применением названных им величин стажа, стажевого коэффициента, ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, коэффициентов индексации. Для исполнения возложенной судом обязанности просит установить ответчику месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Требований о перерасчете пенсии за прошедшее время не заявляет, в данной части намерен впоследствии обратиться в суд с отдельным иском.

В судебном заседании 09.12.2015г. истец Шапочников В.Ю., настаивая на иске, подтвердил объяснения данные им в судебном заседании 02.12.2015г., на повторении своих объяснений и объяснений представителя ответчика не настаивает. Дополнительно пояснил, что в обоснование его иска просит учитывать не указанный в исковом заявлении п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а п.4 ст.30 того же Федерального закона. Также считает, что должен применяться совокупный коэффициент индексации пенсионного капитала с 2002 года по 2014 год не как он указывал ранее, а, поскольку последний учитывает индексацию с 1.02.2014г.

Представитель ответчика Садкова Т.И., действующая по доверенности, в судебном заседании 02.12.2015г. исковые требования не признала. Пояснила, что при назначении пенсии расчет ее размера проводится машиной. Машина считает размер пенсии по всем вариантам расчета. Берется тот вариант, который более выгоден пенсионеру. Истцу пенсия рассчитана по п.3 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. расчет пенсии по п.4 ст.30 этого ФЗ пенсионеру не выгоден. Из общего трудового стажа были исключены периоды учебы, т.к. они не включаются в стаж при расчете пенсионного капитала. Общий стаж на 1.01.2002г. составил. Поскольку этот стаж меньше применяется базовый стажевой коэффициент 0,55. Стаж после 01.01.2002г. на стажевой коэффициент не влияет. Рассчитанный пенсионный капитал при стаже менее уменьшается пропорционально фактически имеющемуся стажу. Для целей валоризации стаж рассчитывали с том же порядке. Ожидаемый период выплаты пенсии на 01.01.2013г. установлен в количестве. Поскольку истцу назначалась досрочная пенсия, то каждый последующий год ожидаемый период увеличивается на 12 месяцев. Соответственно ожидаемый период выплаты пенсии истцу составил При индексации пенсионного капитала с 2002 по 2014 годы применяли соответствующие коэффициенты.

В судебном заседании 09.12.2015г. представитель ответчика Садкова Т.И., действующая по доверенности, не признавая иска, подтвердила объяснения данные ей в судебном заседании 02.12.2015г., на повторении своих объяснений и объяснений истца не настаивает. Дополнительно пояснила, что индексация расчетного пенсионного капитала с 2002 по 2014 год производилась путем последовательного умножения расчетного пенсионного капитала имевшегося до 01.01.2002г. на индексы увеличения страховой части трудовой пенсии, утверждаемые постановлениями Правительства РФ. После каждого умножения на очередной индекс производилось округление полученной суммы до 3 знаков после запятой. Последним примененным индексом был индекс увеличения страховой части пенсии с 01.02.2014г. Индекс увеличения с 01.04.2014г. при подсчете пенсионного капитала не применялся, т.к. пенсия назначена ранее. Этот индекс был применен к уже назначенной пенсии, с 01.04.2015г. произошло увеличение размера пенсии.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Размер назначенной истцу с 30.03.2014г. трудовой пенсии по старости определялся по правилам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – ФЗ о пенсиях), который на день назначения Шапочникову В.Ю. пенсии действовал в полном объеме и регулировал спорные правоотношения.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал осуществляется по правилам ст.30 ФЗ о пенсиях.

В соответствие с п.2 ст.30 ФЗ о пенсиях расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Пункт 6 ст.30 ФЗ о пенсиях к истцу не применим, поскольку он применяется только к лицам, которым по состоянию на 31.12.1991г. уже установлена пенсия.

Из материалов пенсионного дела истца, в т.ч. из его заявления о назначении пенсии (л.д.80-81) следует, что Шапочников В.Ю. при обращении в пенсионный орган не указывал свой выбор относительно порядка определения размера трудовой пенсии (п.3 или п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях).

Из материалов пенсионного дела и пояснений представителя ответчика следует, что при определении размера пенсии ответчиком был применен порядок, установленный п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях. Такое решение ответчика суд считает обоснованным, поскольку названный порядок наиболее выгоден для истца, нежели порядок, установленный п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях.

Ответчик обоснованно не учел при подсчете продолжительности стажа до 01.01.2002г. время учебы истца, поскольку это не предусмотрено п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях.

Вместе с тем, производя подсчет стажа, ответчик допустил арифметическую ошибку, влияющую на размер пенсии. Общий стаж истца до 01.01.2002г. ответчик определил в размере При этом из произведенного ответчиком расчета (л.д.102-103) следует, что продолжительность ряда включаемых в стаж периодов рассчитана неверно:

Период военной службы с учтен ответчиком за, тогда как в этом периоде насчитывается

Непрерывный период работы с, насчитывающий ответчиком разбит на три периода, которые в совокупности учтены за

Период работы с учтен за, а следует учесть

Период работы с учтен за, а следует учесть

Всего ответчиком не учтено 9 дней, подлежащих включению в общий трудовой стаж истца, этот стаж по состоянию на 31.12.2001г. включительно составляет

Согласно п.1 ст.30 ФЗ о пенсиях в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

По п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях полный общий трудовой стаж для мужчин составляет

Поскольку неправильный арифметический подсчет общего трудового стажа влечет изменение количества фактически отработанных полных месяцев (), допущенная ошибка влияет на размер пенсии Шапочникова В.Ю. в сторону его уменьшения, что нарушает права истца. В данной части иск подлежит удовлетворению.

В формуле расчета размера пенсии по п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях СК – это стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Доводы истца о необходимости повышения стажевого коэффициента за счет стажа, выработанного после 01.01.2002г., отклоняются, поскольку прямо противоречат положениям пунктов 1,3 ст.30 ФЗ о пенсиях, предусматривающих исчисление пенсионного капитала с учетом только стажа имеющегося до 01.01.2002г. Наличие последующего трудового стажа не влияет на размер пенсионного капитала, исчисленного на 01.01.2002г.

Пенсия истцу была назначена по п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ о пенсиях при наличии неполного специального трудового стажа (требуемый полный специальный стаж – , у истца до 01.01.2002г. имелся специальный стаж), соответственно имеющийся у истца специальный трудовой стаж также не влечет повышения стажевого коэффициента.

Таким образом, ответчик правомерно произвел расчет размера расчетного пенсионного капитала истца на 01.01.2002г. с применением стажевого коэффициента 0,55, а также с уменьшением размера пенсионного капитала пропорционального фактически имеющемуся стажу при неполном общем трудовом стаже (не учитывая факт неправильного подсчета фактически имеющегося стажа, о чем указано выше).

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что расчет пенсии по п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях наиболее выгоден для истца, чем расчет по п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях.

По правилам п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях в общий трудовой стаж включается время военной службы в двойном размере, а также время учебы. При таком расчете общий трудовой стаж истца до 01.01.2002г. увеличится на время военной службы (двойной учет) + два периода учебы) и составит. Однако такое увеличение общего трудового стажа (как следствие и стажевого коэффициента) не может повлечь увеличение размера пенсии истца. При расчете размера пенсии с использованием этого способа, вопреки мнению истца, положения п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях применяются не только к подсчету общего трудового стажа, но и ко всему расчету пенсионного капитала.

Пунктом 4 ст.30 ФЗ о пенсиях установлен максимальный расчетный размер трудовой пенсии (РП), который не может превышать сумму, равную. За каждый полный год, превышающий для мужчин, указанная сумма повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Соответственно расчетный размер трудовой пенсии, исчисленный по п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях при общем трудовом стаже 28 полных лет не может превышать (. При таких обстоятельствах, с учетом положений п.7 ст.30 ФЗ о пенсиях при расчете размера пенсии применяется минимальный расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты в размере

В то же время расчетный размер трудовой пенсии истца, исчисленный ответчиком по правилам п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях, составил, что для истца значительно выгоднее.

При этом, суд учитывает, что при расчете размера пенсии по п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях учитываемый для валоризации стаж на 01.01.1991г. составит тогда как тот же стаж по п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях составляет Указанное обстоятельство также не влечет увеличения размера пенсии истца при применении п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях (суждения в части иска о неправильном расчете суммы валоризации будут приведены ниже).

Соотношение двух чисел не изменится при их умножении и делении на одинаковые множители и делители. Соответственно соотношение сумм валоризации при различных способах подсчета останется неизменным как при их исчислении с сумм расчетного размера трудовой пенсии, так и при исчислении с сумм размера пенсионного капитала на день назначения пенсии 30.03.2014г.

Расчет по п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях с суммы

Расчет по п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях с суммы

Из приведенного расчета видно, что сумма валоризации по п.3 ст.30 ФЗ о пенсиях будет значительно выше суммы валоризации по п.4 ст.30 ФЗ о пенсиях, не смотря на обратное соотношения величины стажа, учитываемого для валоризации.

В соответствие с п.11 ст.30 ФЗ о пенсиях индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Определив размер расчетного пенсионного капитала истца на 01.01.2002 в сумме, ответчик произвел его индексацию на день назначения пенсии 30.03.2014г., получив размер пенсионного капитала в сумме 772902 рубля 76 копеек (л.д.111).

Соотношение размеров пенсионного капитала на 01.01.2002г. и на 30.03.2014г., а также объяснения представителя ответчика, свидетельствуют о том, что индексация производилась путем последовательного умножения размера пенсионного капитала на коэффициенты индексации, которые установлены постановлениями Правительства РФ для индексации страховой части трудовой пенсии в период с 2002 года по 30.03.2014г., а именно:

Постановление Правительства РФ от 24.01.2002 № 42: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 № 535: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 № 428: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 № 142: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 21.07.2004 № 363: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 419: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 165: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 466: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 27.03.2007 № 181: коэф.

Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 № 25: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 25.03.2008 № 204: коэф.

Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 548: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 21.03.2009 № 247: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 23.07.2009 № 611: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 18.03.2010 № 167: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 26.01.2011 № 21: коэф. - ;

Постановление Правительства РФ от 25.01.2012 № 4: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 27.03.2012 № 237: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 23.01.2013 № 26: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 № 264: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 23.01.2014 № 46: коэф. -

Совокупный коэффициент индексации, полученный путем перемножения вышеуказанных коэффициентов составит. Фактически у ответчика получился совокупный коэффициент Данное расхождение объясняется тем, что индексация производилась ответчиком последовательно по следующему алгоритму: умножение суммы на коэффициент – округление полученной суммы – умножение полученной суммы на следующий коэффициент – вновь округление полученной суммы (и так далее по всем коэффициентам). Соответственно округление сумм приводит к незначительному расхождению.

Применение ответчиком коэффициентов индексации страховой части пенсии суд считает необоснованным, поскольку эти коэффициенты подлежат применению при индексации уже назначенной пенсии, а не размера расчетного пенсионного капитала, который вычисляется до назначения этой пенсии и влияет на ее первоначальный размер (до каких-либо индексаций).

В свою очередь размер расчетного пенсионного капитала на день назначения пенсии должен определяться путем умножения суммы пенсионного капитала, имевшегося до 01.01.2002г., на коэффициенты, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ специально для этих целей, а именно:

Постановление Правительства РФ от 13.03.2003 № 152: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 № 141: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 417: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 166: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 27.03.2007 № 183: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 25.03.2008 № 205: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 21.03.2009 № 248: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 18.03.2010 № 168: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 07.04.2011 № 255: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 27.03.2012 № 238: коэф. -

Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 № 263: коэф. -

Совокупный коэффициент индексации, полученный путем перемножения вышеуказанных коэффициентов составит

Постановление Правительства РФ от 28.03.2014 № 240, которым утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала, применению не подлежит, поскольку это постановление вступило в законную силу с 01.04.2014г., а индексации расчетный пенсионный капитал подлежит только по день, с которого назначается пенсия (п.11 ст.30 ФЗ о пенсиях), т.е. в данном случае по 30.03.2014г. Тот факт, что решение о назначении истцу пенсии принято 11.04.2014г. (л.д.111), т.е. после вступления в силу постановления Правительства РФ от 28.03.2014 № 240, не имеет правового значения, поскольку днем окончательного определения расчетного пенсионного капитала является не день принятия пенсионным органом решения о назначении пенсии, а день, с которого эта пенсия назначается.

После назначения пенсии индексации подлежит уже не расчетный пенсионный капитал, а страховая часть назначенной пенсии. Такая индексация ответчиком производилась, начиная с 01.04.2014г. на основании Постановления Правительства РФ от 28.03.2014г. № 241 (коэффициент -), о чем свидетельствуют материалы пенсионного дела (л.д.105-оборот).

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шапочникова В.Ю. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Большемурашкинскому району Нижегородской области произвести со дня вступления настоящего решения в законную силу перерасчет выплачиваемой Шапочникову В.Ю. трудовой пенсии по старости путем определения размера пенсии на дату первоначального назначения 30.03.2014г. с учетом влияющего на определение размера пенсионного капитала общего трудового стажа, имевшегося у Шапочникова В.Ю. на 01 января 2002 года в количестве В дальнейшем определенный на 30.03.2014г. размер пенсии подлежит индексации (повышению) в установленном законом порядке по день ее перерасчета в соответствие с настоящим решением.

Установить ответчику срок для исполнения возложенной обязанности (проведение перерасчета со дня вступления решения в законную силу) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части в иске Шапочникову В.Ю. отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий И.Г.Гусев

Министерство труда и социального развития России разработало законопроект, в рамках которого предлагается на полгода увеличить срок дожития — с нынешних 234 месяцев до 240. Такую инициативу в ведомстве объясняют «постепенным доведением нормативного периода до реальных значений» продолжительности жизни россиян. В связи с удлинением срока выплаты средний размер накопительной пенсии для вновь назначенных в 2017 году уменьшится на 20 руб. в месяц.

Срок дожития — это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Другими словами, это устанавливаемый государством, согласно статистике, средний срок жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых.

В действующем сейчас постановлении приводятся максимальные значения ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на период с 2016 по 2020 годы:

Как срок дожития влияет на выплату накопительной пенсии?

Срок дожития используется для определения размера накопительной пенсии. Все пенсионные накопления делятся на ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, после чего получаем ежемесячный размер накопительной пенсии. Чем больше срок дожития, тем меньший размер накопительной пенсии, начисляемой пенсионеру.

Начиная с 2004 года судебные инстанции рассматривают поступающие в массовом порядке исковые заявления застрахованных лиц о пересчете досрочно назначаемой пенсии с применением части 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До недавнего времени суды в большинстве случаев принимали положительные решения, обязывая органы ПФР пересчитать расчетный пенсионный капитал с увеличением ожидаемого периода выплаты пенсии (Т) на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: Статья 14 Закона содержит формулу исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = ПК/Т, при этом указано, что Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Статья 30, являющаяся одной из самых сложных и наиболее запутанных по своему логическому изложению, раскрывает значение термина «конвертация», обозначающего оценку пенсионных прав застрахованного лица, приобретенных на дату вступления в силу Закона (то есть на 1 января 2002 года), превращение их в расчетный пенсионный капитал, который является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Она производится по формуле (п. 1 ст. 30): ПК = (РП-БЧ) х Т, где Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32).

Статья 32 Закона содержит переходные положения о постепенном увеличении ожидаемого периода выплаты вплоть до 228 месяцев. А лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста (55/ 60 лет для женщин/мужчин).

П. 5 ст. 30 предлагает альтернативный вариант подсчета расчетного пенсионного капитала лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в соответствии с п.1 ст. 27 и пп. 7-13 пункта 1 статьи 28), который может осуществляться с применением вместо общего трудового стажа стажа на соответствующих видах работ.

Часть 3 п. 5 ст. 30 установлено, что при этом ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста (55/60 лет для женщин/мужчин).

Позиция Минздравсоцразвития России и Пенсионного фонда состоит в том, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ должны рассматриваться во взаимосвязи и взаимодействии «особенно те из них, которые являются отсылочными и (либо) на переходный период содержат иное правовое регулирование. И это означает, что названная юридическая норма должна рассматриваться в совокупности с п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 14 и п. п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ».

То есть ожидаемый период выплаты (Т) при исчислении пенсионного капитала на 01.01.2002 не является величиной самостоятельной и зависит от аналогичной величины (Т), принимаемой при исчислении трудовой пенсии по старости и при расчете пенсии с применением общего и при расчете пенсии с применением специального стажа. И, соответственно, предусмотренное частью 3 п. 5 ст. 30 его увеличение может применяться только одновременно с увеличением Т, указанного в ст. 14 (то есть, как предусмотрено п.2 ст. 32, только начиная с 2013 года).

Однако, если пунктом 1 ст. 30 определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), то подобной ссылки в части 3 п. 5 ст. 30 законодатель не предусмотрел.

Суды, удовлетворявшие иски, указывали, что «понятия «ожидаемый период выплаты пенсии» для расчета страховой части пенсии и для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав являются различными как по своей сущности так и по времени действия» и поэтому ожидаемый период выплаты пенсии для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав (ПК = (РП - БЧ) х Т) должен увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста, в момент назначения пенсии, а ожидаемый период выплаты пенсии для расчета страховой части пенсии (СЧ = ПК / Т) подлежит такому увеличению только начиная с 1 января 2013 года.

Вместе с тем, различное толкование правоприменителями нормы ч. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и неоднозначность судебной практики свидетельствует о продолжающейся законодательной неурегулированности этого вопроса (что также подтверждено прокуратурой Московской области в сентябре 2006 года).

В связи с этим ФНПР обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с просьбой дать официальные разъяснения порядка осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. № 30). Однако, Министерство считает данную ситуацию урегулированной и не требующей дополнительных разъяснений (ответ Минздравсоцразвития России на обращение ФНПР прилагается).

Считаем, что в настоящее время этот вопрос следует решать в судебном порядке.

14 февраля 2007 года Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального закона № 375503-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который помимо прочего предусматривает признание утратившим силу части 3 пункта 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ФНПР и членские организации направили Председателю Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаеву свои замечания на данный законопроект с просьбой учесть их при рассмотрении его во втором чтении.

Помимо этого, лидеры 14 общероссийский профсоюзов обратились к председателю Государственной Думы Б. В. Грызлову с просьбой отклонить при рассмотрении во втором чтении законопроекта № 375503-4 эту поправку, считая, что это ухудшит положение застрахованных лиц, у которых пенсии исчислены с применением стажа на соответствующих видах работ (так как в настоящий момент часть 3 п. 5 ст. 30 представляет «досрочникам» дополнительную - наряду со снижением возраста выхода на пенсию – пенсионную льготу в виде увеличения пенсии за особый характер работы).

Подписи под обращением поставили: председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Н. К. Соловьев, председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения А. А. Фефелов, председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности И. А. Фомичев, председатель Горно-металлургического профсоюза М. В. Тарасенко, председатель профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Л. А. Миронов, председатель Профсоюза работников лесных отраслей В. Н. Очекуров, председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности А. И. Чекменев, председатель Профсоюза работников общего машиностроения Ю. С. Спиченок, председатель профсоюза работников природноресурсного комплекса Н. К. Попков, председатель Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Б. А. Сошенко, председатель Российского профсоюза работников судостроения В. Е. Макавчик, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И. И. Мохначук, председатель Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности А. В. Ситнов, председатель Всероссийского Электропрофсоюза В. Н. Вахрушкин.

Департамент социального развития Аппарата ФНПР

Приложение

Ответ Министерства здравоохранения и социального развития РФ на обращение ФНПР от 22.02.2007 г. № 58н:

Сообщаем, что данный вопрос исчерпывающим образом решен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», целью которого является единообразное применение судебной практики.

Таким образом, по мнению Департамента, не может быть неоднозначной судебной практики по применению нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г., поскольку указанным постановлением Пленум дал руководящие разъяснения судам общей юрисдикции, которые обязательны для них, в связи с чем суды должны руководствоваться ими при вынесении решений по данному вопросу.

Вместе с тем, после издания вышеназванного постановления Минздравсоцразвития России не располагает случаями иного толкования судами разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г.

В этой связи Министерству нет необходимости давать официальные разъяснения по затронутому Вами вопросу.

Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Ю.В.Воронин.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»