Неполные предложения –. Презентация на тему "Неполные предложения (8 класс)" Неполные предложения 8

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Прочитайте. Какие члены предложения пропущены в репликах этого диалога, кроме первой реплики?

Сохранился ли смысл, передаваемый этими пропущенными членами предложения?

    - Я завтра уезжаю.

    Она взглянула испуганно.

    В Смоленск.

    Зачем? (И. Бунин)

В простом предложении (двусоставном или односоставном) может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. Это неполные простые предложения. Например:

1. Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.

2. В воскресенье утром иду на стадион. Вечером - на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предпожениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации. Чаще всего контекст бывает диалогичным. В диалоге неполными бывают обычно вторые реплики, соотносимые с полными первыми.

    - Хотите, на реку завтра... приходите! - неожиданно оборачивается Нина.

    В котором?..

    Ну... в десять?!

    Непременно. (И. Шмелёв)

213. Найдите неполные предложения. Определите их тип. Какие члены в этих предложениях не названы?

Заметьте, что на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.

1. Оба шахматиста быстро делают первые ходы. Потом надолго задумываются. 2. Наша волейбольная команда выиграла три партии. А проиграла только одну. 3. Брат учится хорошо. Сестра - очень неважно. 4. На первом уроке меня вызвали к доске. На последнем - тоже.

214. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые и тире. Найдите неполные предложения и определите, какие члены предложения опущены.

Ёлка украше(н, нн)а - переукраше(н, нн)а наряже(н, нн)а - перенаряже(н, нн)а; в борьбе домашних минималистов с домашними максималистами победили, как всегда, максималисты. Ещё давайте сюда этот изумрудный, обсыпа(н, нн)ый стекля(н, нн)ым сахаром шар а вот сюда ещё тёмно-синий со складчатой впадиной а сюда серебря(н, нн)о-барбарисовые цепи а вот тут пусть в..сит крошечный немецкий домик, с буд(то) бы заснеже(н, нн)ой крыш..й, с буд(то) бы уютно г..рящим в ночи окошечком а сюда - кукольный чайнич..к.

(По Т. Толстой)

215. Составьте из 6-8 предложений диалог на тему «После ремонта дома (квартиры, школы и т. п.)». Употребите в вопросах и ответах неполные предложения. Определите, какие члены предложения опущены.

    - Куда холодильник? (Опущено сказуемое поставить .)

    Сюда, в угол. (Опущены дополнение и сказуемое.)

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…

Урок русского языка. 8 класс.

Тема: Неполные предложения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: установить назначение неполных предложений; сформировать умение опознавать эти предложения в тексте и отличать от односоставных.

Выработать навык грамотного употребления неполных предложений в собственных высказываниях и их правильного пунктуационного оформления на письме.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Анализ предложений:

Конституция – основной закон государства.

Задание: охарактеризуйте данные предложения с точки зрения наличия грамматической основы. Объясните постановку тире в данных предложениях.

(Это двусоставные предложения, распространенные. Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже).

(12 декабря празднуется важнейший из государственных праздников - День Конституции Российской Федерации. Как известно, в этот знаменательный день в 1993 году была принята действующая Конституция Российской федерации.

Принятие Конституции по праву считается одним из самых значимых событий в истории любой страны, именно поэтому аналогичный праздник существует во многих странах мира. Конституция России является прочным фундаментом демократичного развития государства.)

2. Блиц-опрос:

Какие предложения называются односоставными, какие двусоставными?

Назовите типы односоставных предложений.

3. Возвращаясь к предложениям, постарайтесь преобразовать их в односоставные.

(Конституция. Основной закон государства. 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.)

Охарактеризуйте эти предложения.

Подумайте, в односоставном предложении, где только подлежащее, принципиально ли наличие сказуемого? Почему?

(В таких предложениях важна картина, которую стремятся запечатлеть, а это можно сделать при помощи объектов, которые выражаются в предложении главным членом - подлежащим)

А где только сказуемое, принципиально ли наличие подлежащее? (Нет, без указание на лицо, выполняющего действие, по форме глагола-сказуемого ясно, кто совершает действие).

III. Объяснение нового материала.

1) Языковой анализ предложений (проанализируйте предложения с точки зрения полноты структуры предложения) (записываем в тетрадь)

* Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца. (двусоставное, распространенное)

* Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а белые раскрываются часов в десять.

Понятно ли вам, о чем идет речь во второй части предложения? Как вы догадались? (обратились к первой части)

Вторая часть предложения по своей структуре полная? (Нет, она неполная)

2) Определение темы урока (запись в тетрадь: «Неполные предложения»)

3)Постановка целей : учится опознавать неполные предложения в тексте, отличать их от односоставных предложений; использовать неполные предложения в собственных высказываниях; вырабатывать навык правильного пунктуационного оформления на письме.

3) Так что такое неполное предложение ? Прошу дать определение. В случае затруднения обращаемся к теоретическому материалу учебника П.28 стр. 114 (используем прием инсерта – с карандашом в руках прочитываем материал)

Неполными называются предложения , в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения, но который легко восстанавливается по речевой ситуации. Т.е. смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст. Пропущены могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

– На сына я сердит.

– За что?

– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

(Восстановите недостающие члены предложения)

В каком стиле речи чаще встречаются неполные предложения?

(Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.)

4)Продолжаем анализировать предложения.

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

Чем интересно предложение сточки зрения пунктуации? (Наличие тире).

Почему в предложении стоит тире?

(Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.)

- А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)

5) Возвращаясь к ранее сказанному, напомните, почему в односоставных предложениях необязательно наличие другого главного члена предложения?

-Обсудите в парах/ группах: А чем можно объяснить пропуски членов предложения в неполных предложениях?

(1.чтобы не повторяться

2.сфера употребления неполных предложений – разговорная речь, в которой, как правило, мы стремимся к лаконичности.

3.неполные предложения помогают передать взволнованность говорящего, позволяют достичь выразительности)

IV . Контроль за пониманием темы.

1. Объяснительный диктант.

2. Записав предложения, затем (устно) восстанавливают опущенные в неполных предложениях члены предложения, сопоставляя полные и неполные предложения.

1) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении. 2) Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 3) Река узнается в плавании, а человек – в беде.

Какова сфера употребления неполных предложений (мы сказали, что в разговорной речи)

(Они встречаются в пословицах, поговорках. Помогают в сжатой форме четче, яснее выразить мысль).

3. Блиц-опрос

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

Определите, какие это предложения:

Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

Сообщили. (Неполн., односост.)

Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

Скоро. (Неплн., односост.)

V . Работа с текстом.

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11). Следующие два часа посвящались отдыху. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

1. Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

2. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни

3.Есть ли в тексте неполные предложения?

Какова роль этого предложения в тексте? (обсудите в группе)

(Намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".)

VII . Подведение итогов .

Что с практической точки зрения полезного получили сегодня на уроке?

VIII .Домашнее задание : теоретический материал п. 28

Упр. 169 (составить диалог)

Или упр. 170

Резервное задание.

Тестовый контроль

1. Найдите вариант, в котором есть неполное предложение

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В)Даже в пустяках надо быть правдивым.

Г) Над могилою героя ночная звезда. (+)

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире?

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.(+)

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками - кучер Игнат.

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть..

неполные предложения

08.09.2011 23005 1067

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

РУССКИЙ ЯЗЫК Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

    Найдите определённо-личное предложение .
А. С утра меня лихорадило. Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.) В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.) Г. Из берёзовой коры плетут корзины. 2. Найдите неопределённо-личное предложение. А. У грызунов нет клыков. Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.) В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.) Г. Не скучайте. 3 . Найдите безличное предложение. А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.) Б. К утру вьюга успокоится. В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.) Г. Уходим завтра в поход. 4. Найдите назывное предложение. А. Волной разбило лодку. Б. Цыплят по осени считают. (Пословица) В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.) Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.) 5. Найдите обобщённо - личное предложение. А. Темнеет уже в долине. Б. Мне не к кому было обратиться за советом. В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. 6. Найдите среди данных предложений односоставное. А. Я вне себя. Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.) В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.) Г. Поездку домой ожидали все. 7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.) А. Двусоставное В. Односоставное определённо-личное Г. Односоставное безличное 8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными . А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.) Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.) В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.) Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.) 9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.) В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться. Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.) 10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное Б. Односоставное неопределённо-личное В. Двусоставное Г. Односоставное определённо-личное 12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение. А. Крепко пахло смородиной. Б. За окнами мороз. В. Как же снять? Г. Алёша смотрел на них, а они – на него. 13. Найдите назывное предложение. А. Воздух горячий. Б. Чуть-чуть сыровато. В. Темный лес. Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное Б. Двусоставное, и односоставное безличное В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное 15. Какое из данных утверждений является верным? Неопределённо-личное предложение - это предложение… А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица; Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени; В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица; Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.

Ключи к тесту

1. Б 2. Б 3. А 4. В 5. В 6. В 7. Г 8. В 9. А 10. Б 11. Б 12. Г 13. В 14. В 15. Б

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»