Максимишин статьи. – Максимишин не велик, но знАчим, уточни, кто в твоем строю? – За чьим творчеством ты следишь постоянно

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Сергей Максимишин, честно говоря, уже не нуждается в особом представлении — один из самых известных российских фотожурналистов, призер и победитель большого количества международных и национальных конкурсов и фестивалей (дважды призер World Press Photo, например), выставляется в России и за рубежом, сотрудничает с ведущими мировыми СМИ, преподаватель фотографии, который вырастил уже не одно поколение замечательных фотографов. Словом, Сергей Максимишин — один из важнейших современных русских фотографов. Можно по-разному относиться к его фотографиям, но отрицать его роль уже нельзя.

В рамках фестиваля 31 DAYS FOTOFEST уже сегодня (15 мая) в Москве в центре дизайна Artplay открывается выставка «100 фотографий Сергея Максимишина» — попытка автора оценить результаты своей работы за последние 15 лет. Выбирать фотографии Сергею помогали бывший директор фотослужбы журнала «Русский репортер» Андрей Поликанов, а также фотограф и фоторедактор Артем Чернов.

Из 100 фотографий, которые представлены на выставке, редакция Бигпикчи на свой вкус выбрала 30. Настоятельно рекомендуем всем сходить на выставку. А также на творческую встречу с Сергеем Максимишиным, которая состоится завтра (16 мая) в Британской высшей школе дизайна в 18:00. Узнать подробности и записаться на встречу можно по этой ссылке.

Озеро Зайсан. Казахстан. 2004

Владимир Путин. Санкт-Петербург. 2003

Мариинский театр. Санкт-Петербург. 2002

Ресторан «Зов Ильича». Санкт-Петербург. Ноябрь 2003

Московский бизнесмен на борту собственного теплохода. Москва. 2005

Грозный. Чечня. 2000

Купание в фонтане. Гудермес, Чечня. 2003

Вытрезвитель. Санкт-Петербург. 2003

Зверосовхоз «Пионер». Поселок Мшинская, Ленинградская область. 2002

Кормление голубей. Санкт-Петербург. 2001

Чаепитие труппы самодеятельного «Наивного театра» при психоневрологическом интернате №7. Санкт-Петербург. 2003

Восточно-Казахстанская область, Казахстан. 2004

Праздник в честь Девы Марии — святой покровительницы села Арамус. Армения. 2007

В ожидании школьного автобуса. Аул Эль-Тюбю, Кабардино-Балкария. 2008

Теологический колледж. Махачкала. 2008

Полдник в кадетском корпусе. Сысерть, Свердловская область. 2008

Центр социальной реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра «Антон тут рядом». Санкт-Петербург. 2014

Клуб танго. Воронеж. 2015

Митинг левых молодежных движений. Москва. 2010

Посмертная маска Ленина. Музей Ленина, Ульяновск. 2010

Техник-осеменитель Маша (справа) и ее сестра доярка Люба. Тосненский район, Ленинградская область. 2004

Остров Сулавеси. Индонезия. 2012

Мальчики наблюдают за обучением новобранцев. Афганистан. 2001

Продавец золотых рыбок. Багдад. 2002

Туристы из материкового Китая в Гонконге. 2012

Окрестности Дели. Индия. 2013

Храмовые полицейские. Исфахан, Иран. 2005

Тринидад-де-Куба. 2009

Позиции Северного альянса у кишлака Ташты-Кала. Афганистан. 2001

38-я параллель. Граница между КНДР и Южной Кореей. 2005

Наиболее интересные проекты Сергея Максимишина в 2004 году: Тува для "Афиши", Ямал для немецкого агентства "Konzept und Bild", Канны для "Мэри Клэр", Чечня для Focus"а, история о русских фашистах для Time, очерк о Москве для немецкого Гео


Сергей Максимишин родился в 1964 году в городе Кодыма Одесской области. В школе учился в Керчи, Крым. Оттуда поехал в Ленинград поступать в институт. Учился на физ-мехе Ленинградского политеха, кафедра экспериментальной ядерной физики.

С третьего курса С. Максимишина отчислили за отсутствие прилежания, затем он был призван в Советскую армию. В армии с 1985-го по 1987-ой гг. Сергей служил на Кубе. Как самого образованного, там, на Кубе его назначили фотографом Центрального клуба Группы советских военных специалистов.

По окончании службы Сергей Максимишин восстановился в институте и одновременно пошел работать в Эрмитаж - в лабораторию научно-технической экспертизы. Там же писал диплом. Дипломная тема Сергея носит название "Разработка методики термо-люминисцентного датирования керамики". По окончании института С. Максимишин остался работать в Эрмитаже, занимался проблемой неразрушающего анализа химического состава монет из биметаллических сплавов.

В голодном 1991-ом году у Сергея родился первый ребенок, а деньги в Эрмитаже платить совсем перестали. Друзья предложили уйти в бизнес. С 92-го по 98-ой гг. Сергей Максимишин был сотрудником, а потом и директором российско-голландского предприятия, занимавшегося написанием всякого рода умных бумаг - инвестиционных программ, оценочных заключений, бизнес-планов и т. п. Время от времени Сергей фотографировал друзей и знакомых фотоаппаратом "Зенит-11". Друзьям нравилось.

В 1996 году по радио Сергей услышал о том, что производится набор на Факультет фотокорреспондентов при Союзе журналистов. Он поступил туда и два года учился на факультете, публикуясь в питерских газетах и журналах. В 1998 году дефолт подкосил бизнес, и Сергей решил отдаться фотографии бесповоротно. В начале 1999-го С. Максимишин был принят на работу в газету "Известия". Зимой 2000 года Сергей работал в Чечне, тогда же стал публиковаться в западных СМИ. Осенью 2001-го Максимишин поехал работать в Афганистан, осенью 2002-го - в Ирак.

С осени 2003-го Сергей Максимишин перешел на вольные хлеба, сейчас он - свободный фотограф. Его интересы на Западе представляет немецкое агентство "Focus". Основные заказчики Сергея - журналы Newsweek (США) и Stern (Германия). Он также работал для Geo (Германия), Time, Financial Times, Der Spiegel, ESPN Magazine, Elle (France) etc.

С 2001 по 2004 гг. Сергей Максимишин 16 раз занимал призовые места на конкурсе "Россия Пресс Фото". В 2004-ом Сергей занял первое место в категории "Arts and entertainment" на конкурсе "WorldPressPhoto".

Наиболее интересные проекты Сергея Максимишина в 2004 году: Тува для "Афиши", Ямал для немецкого агентства "Konzept und Bild", Канны для "Мэри Клэр", Чечня для Focus"а, история о русских фашистах для Time, очерк о Москве для немецкого Гео, "путинская Россия" для Штерна, репортаж о канадских хоккеистах, играющих в русских клубах, для ESPN Magazine, очерк о русских женщинах для французского журнала "Elle", Беслан для Der Spiegel.

С 1999 по 2003 работал фотокорреспондентом в газете «Известия ».

С 2003 года сотрудничает с агентством «Focus», Германия.

В 2007 году выпустил книгу «Последняя империя. Двадцать лет спустя» , посвященную тому, что осталось от одной из самых крупных "империй" на карте мира - СССР. Лучшие снимки, сделанные на территории России и бывших союзных республик - то, чем живут они сейчас, спустя 20 лет после гибели Империи - составили содержание этой книги.

Премии, награды

2001: РоссияПрессФото: · 1-й приз в номинации «Культура» (одиночная фотография) · 1-й приз в номинации «Повседневная жизнь» (серия) · 1-й приз в номинации «Повседневная жизнь» (одиночная фотография) Премия «Золотое перо» санкт-петербургского Союза журналистов Премия «Фотограф года» журнала «Огонек»

2002: РоссияПрессФото: · 1-й приз в номинации «Природа, экология и окружающая среда» · 3-й приз в номинации «Люди» · 3-й приз в номинации «Юмор» Гран-при петербургского конкурса «Лучший фотокорреспондет года» Премия Российской Академии журналистики «За лучший репортаж года»

2003: РоссияПрессФото: · 1-й приз в номинации "Природа и окружающая среда - одиночная фотография" · 2-й приз в номинации "Люди" · 2-й приз в номинации "Культура" (фотопроект) · 2-й приз в номинации "Культура" (одиночная фотография) · 3-й приз в номинации "Новости" (фотопроект) · Почетное признание жюри

2004: World Press Photo: · 1-й приз в номинации "Искусство - одиночная фотография" Россия Пресс Фото: · Первое место в категории "Люди" (одиночная фотография) · Второе место в категории "Повседневная жизнь" (одиночная фотография) · Первое место в категории "Культура" (одиночная фотография) · Первое место в категории "Культура" (проект)

2005: UNEP International Photographic Competition on the Environmental: · Почетное упоминание жюри

2006: World Press Photo: · 1-й приз в номинации "Повседневная жизнь"

Весной побывал на выставке «100 фотографий Сергея Максимишина». Переходил от одного поразившего меня снимка к другому и раздумывал, как они были сделаны. Оказалось, что Максимишин пишет книгу, где о каждой из ста фотографий будет история. И вот недавно книга вышла. Приятно, что про некоторые кадры я все понял правильно. Но самое интересное, конечно, не в этом.

Разговоры о фотомастерстве часто сводятся к обсуждению композиции, света или технических особенностей аппаратуры. Это все важно. Но как научиться видеть сюжет? Как помочь обстоятельствам сложиться в снимок? Книга Максимишина о том, что хорошая фотография — не сумма технологий. Нужны профессионализм, опыт, наблюдательность, быстрая реакция, терпение и удача, которая приходит, когда есть все остальное.

Предлагаю несколько цитат из книги. Рассказы Максимишина похожи на притчи. Готовых решений нет, выводы читатель делает сам. Но ведь фотограф и должен думать сам, не так ли?

1. Пивной фестиваль, Санкт-Петербург, Россия, 2000

Старая фотография, снятая на фестивале пива в Петербурге. На мой вкус, тот случай, когда нерезкость не только не мешает, а работает на образ.

Не люблю разговоры про фотоаппараты и объективы. Мне кажется странным, когда фотограф меняет аппаратуру каждый год, надеясь, видимо, что с каждой новой камерой качество фотографий будет радикально улучшаться. Быть может, это справедливо для спортивных фотографов, но точно не для фотографов, снимающих жизнь. Повышенный интерес к «кнопочкам» для меня — тревожный симптом.

В каждой группе моих студентов находится юноша, которого интересует мое мнение об амплитудно-частотных характеристиках того или иного объектива. Мне нечего ему ответить, потому что у меня нет никакого мнения по этому поводу. Как правило, такие мальчики очень быстро куда-то деваются. Потом они находят себя, работая продавцами-консультантами в магазинах фотоаппаратуры.

Вступительные экзамены на Фотофакультет (Факультет имени Гальперина — старейшая школа фотожурналистики в Петербурге) принимают сразу несколько преподавателей. Я обратил внимане на симпатичную девушку, показывавшую фотографии коллеге. Через час выхожу покурить — девушка с потерянным видом стояла у окна.

— Поступили?
— Нет, — ответила девушка, чуть не плача.
— Покажите мне картинки.

Фотографии были так себе, но уж очень девушка мне понравилась, и я сказал: «Приходите учиться».

С первого же занятия С. стала приносить классные картинки — такую оранжево-красную, очень драйвовую мазню. «Смотрите, — говорил я эрудированным мальчикам, — вот вы снимаете правильно, а человек снимает хорошо!»

Занятия начались в октябре. К январю меня одолели сомнения. Так, чтобы никто не слышал, я спросил у девушки: «А у вас резкие фотографии бывают?» Она ответила тихонечко: «У меня не получается». Попросил показать камеру — мало ли, вдруг дефект какой. С. достала из сумки бюджетную пленочную зеркалку с недорогим объективом. Смотрю на окошко, а там выставлена диафрагма 16. Со вспышкой снимать студентам я не разрешаю. Длительность светового дня зимой в Питере 3 часа. «Скажите, — изумился я, — а что в Петербурге в январе можно снимать с диафрагмой 16?» — «Мы так купили», — едва слышно ответила С. и покраснела от смущения.

С. научилась снимать резко. Сейчас она прекрасный фотограф, преподаватель и куратор. И вряд ли часто думает об амплитудно-частотных характеристиках.

2. Детская площадка, Магадан, Россия. 2013

Каждый мастер-класс начинается с просмотра портфолио участников. И каждый раз я поражаюсь тому, как мало внимания люди уделяют месту, в котором живут. Посмотрев полтора десятка портфолио магаданских фотографов, я ни в одном не увидел фотографий Магадана. Профессиональные фотожурналисты удивлялись: «А школьный утренник? Это же в Магадане снято! Или вот, коммунистическая демонстрация. А вот День Победы, тоже в Магадане!» А фотолюбители удивлялись тому, что я равнодушно пролистывал фотографии, снятые на пляже в Гоа. Многие не понимали, что не любая фотография, снятая в Магадане, становится фотографией о Магадане и что фотограф из Магадана, не снимающий Магадан, попасть в который мечтают тысячи фотографов, выглядит странно. А самое удивительное, что многие магаданские (оренбургские, сыктывкарские, белгородские) фотографы не понимают, что живут в самой интересной стране мира.

Россия — самая неснятая страна. Кто-нибудь видел хоть одну приличную фотографию про то, как живут люди в Анжеро-Судженске? В Липецке? В Оренбурге? Фотограф, живущий в провинции, воспринимает это как наказание господне, не понимая, что это счастье — гигантские (у нас в стране все гигантское) территории, множество невероятных историй и никакой конкуренции!

В России трудно фотографировать. По разным причинам, главная из них, на мой взгляд, состоит в том, что у нас мало уличной жизни. В Индии, Тунисе, на Кубе люди живут на улице, а домой уходят спать. В России по улице переходят из дома в дом. Но чем труднее дается фотография, тем она ценнее. Фотограф, который не снимает Россию, а снимать уезжает в теплые края, похож на того пьяного из анекдота, что ищет часы под фонарем не потому, что там их потерял, а потому, что там светлее. В Индии хорошо учиться фотографировать. Работать лучше дома.

Просмотрев работы пятнадцати магаданских фотографов, я ни у одного не увидел фотографий детской площадки, где выставлены боевые машины — от самолета до танка. То ли никто не озаботился сфотографировать это потрясающее место, то ли не сочли эти фотографии достойными своих портфолио. То ли дело пляж в Гоа!

3. Переправа, река Кокча, Афганистан. 2001

Корреспонденту Олегу С., бывшему боксеру-тяжеловесу, прошедшему не одну войну, не нравился его оператор — молоденький мальчик, первая же серьезная командировка которого пришлась на Афганистан. Каждый вечер Олег под рюмочку рассказывал, как в Шереметьево оператора провожала бабушка с пирожками. И еще много всякого нехорошего.

Двумя машинами едем на передний край обороны — я в раздолбанной «тойоте» и группа Олега в роскошном внедорожнике. Бюджеты у нас несопоставимые.

Чтобы попасть на передовую, нужно переправиться через реку Кокча. У реки нас встречают десятка полтора «лоцманов» на лошадях — у брода сложный фарватер, переправа — их бизнес. Пока старший торгуется с переводчиком Садыком, к реке подъезжают три ГАЗ-66, в каждом неправдоподобное количество вооруженных до зубов моджахедов. Садимся к бойцам. Машины форсируют реку. Перевесившись через борт, телевиком снимаю идущую впереди машину. Машину трясет, картинка «вываливается» из видоискателя. Олег переводит тяжелый взгляд с меня на своего оператора и обратно. Наконец не выдерживает:

— Ты чего не снимаешь, гад?
— Трясет сильно. Нельзя... — оправдывается юноша.
— Снимай, я тебе приказываю!
— Не получится ничего...
— Ты, гад, CNN когда-нибудь смотришь?!
— Меня так не учили...

Олег в ярости хватает оператора за шиворот и выкидывает за борт. Зная, что сзади идут наши машины, я не очень обеспокоен его судьбой, моджахедов же действо потрясло. Один из них, наклонившись к моему уху, спрашивает, указывая на Олега пальцем:

— Генерал?
— Генерал, — соглашаюсь я.

4. Ледяной кремль, Краснокаменск, Забайкальский край, Россия. 2006

...

Картинку эту сделал почти на бегу. Я понимал, что ледяной кремль — сильная метафора, и надо бы покрутиться вокруг него. Так всегда: есть декорации — подожди актера, есть актер — поищи декорации. Но, конечно, персонажа такой силы я не ожидал. Потом эта фотография публиковалась много раз, приятно было, когда знаменитый куратор и редактор Лия Бендавид выбрала именно ее для обложки книги «Сибирь глазами русских фотографов».

5. Погрузка рыбы, Озерковский рыбоводный завод, Камчатка, Россия. 2006

На Озерковском рыбоводном заводе подрощенных (1,5 грамма и 7 сантиметров) мальков лосося выпускают в Тихий океан. От берегов Камчатки мальки плывут к берегам Америки, по пути взрослея. Войдя в возраст, спешат назад, повинуясь инстинкту, который называется homing. Те немногие лососи, которым удается ускользнуть от браконьеров, прибывают на родной завод. Там из самок выдавливают икру и складывают в тазики. Самцов бьют дубинкой по голове, разрезают живот и поливают молоками тазики с икрой. Потом и самцов и самок грузят в машину и отправляют на переработку — в пищу они уже непригодны. А из оплодотворенной икры рождаются мальки. Подрощенных мальков (1,5 грамма и 7 сантиметров) выпускают в Тихий океан. От берегов Камчатки они плывут к берегам Америки, по пути взрослея...

В природе все происходит ровно так же, разве что некому взвесить и измерить малька, ударить самца по голове дубиной и погрузить тушки в машину.

В очередной раз карточка про то, как важно дать Богу шанс. Сколько раз рабочий бросал рыбин, столько раз я нажимал на кнопку. И только в одном кадре из сотни снятых все встало на места. То, что зрителю кажется феноменальной удачей, как правило, достигается статистикой.

6. Ремонт собора, Гоа, Индия. 2006

Когда-то я придумал, как рассказать студентам о многоплановости в фотографии. «Средний фотограф, — говорил я, — снимет фотографию „Ехал Ваня на коне“. У фотографа поинтереснее будет „Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне“. А хороший фотограф снимет так: „Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне“. Причем наверняка вся эта свадьба будет затеяна ради фикуса».

Эта нехитрая мысль ушла в Сеть и стала восприниматься как универсальная инструкция по производству хороших фотографий. Конечно, это не так. Многоплановость — не более чем технология. Я знаю множество плохих сложно устроенных фотографий и немало простых и гениальных.

7. Свадьба, Севастополь, Украина. 2007

Рядом с Дон Кихотом всегда — Санчо Панса, за Винни-Пухом семенит Пятачок, слуги мушкетеров — пародии на своих хозяев, а лирико-драматическому дуэту Шрека и Фионы подпевают, как могут, Осел и Дракониха.

На семинарах, иллюстрируя нехитрую мысль, что в хорошей картинке должен быть конфликт (высокого и низменного, патетического и обыденного, круглого и острого, в конце концов, видимого и ожидаемого), я привожу в пример гениальную рецензию, которую лет 20 назад произнес замечательный фоторедактор Василий К. Рассматривая чей-то дивной красоты пейзаж, Василий сказал задумчиво: «Ну вот хорошая же карточка. Но если б еще на заднем плане пьяный десантник козу имел, цены бы ей не было!» Не люблю пафос. Видимо, в юности пересидел на комсомольских собраниях. Поэтому я всегда ищу козу в кадре. Что бы ни снимал.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»