Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.
Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).
- 1. Ваш пол
:
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст
:
- а) младше 17 лет;
- б) 17–22 года;
- в) 23–27 лет;
- г) старше 27 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) неполное среднее;
- б) среднее;
- в) неполное высшее;
- г) высшее.
- 4. Какую религию Вы исповедуете?
- а) православие;
- б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
- в) иудаизм;
- г) ислам;
- д) другая (неавраамическая) религия;
- с) я не верю.
- 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?
Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 12 3 456789 10 Верю
- 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
- а) да;
- б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
- в) нет.
- 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
- а) никогда;
- б) раз в год или реже;
- в) раз в месяц или раз в полгода;
- г) раз в неделю или чаще.
- 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
- а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
- б) да, но только самые известные;
- в) редко, когда как получится;
- г) нет, в нашем кругу это нс принято.
- 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
- а) потому что это необходимо для верующего;
- б) потому что это выглядит со стороны красиво;
- в) участвовал(-а) из простого любопытства;
- г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
- д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
- 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
- а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
- б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
- в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
- г) нет, мой облик с религией не связан.
- 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
- а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
- б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
- в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
- 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
- а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
- б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
- в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
- 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?
Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки |
Оправдываю |
Затрудняюсь ответить |
Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности |
|||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия |
|||
Супружеская измена |
|||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха |
|||
Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться |
|||
Грубый ответ на несправедливость |
|||
Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?
Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.
Заповеди |
Затрудняюсь ответить |
||
Почитай единого Бога |
|||
Не делай себе кумира |
|||
Не произноси имени Бога напрасно |
|||
Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу |
|||
Почитай отца твоего и мать твою |
|||
Не убивай |
|||
Не прелюбодействуй |
|||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
|||
Не желай дома ближнего твоего |
- 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
- а) да;
- б) нет.
- 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
- а) однозначно нет;
- б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
- в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
- 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
- а) терпимое (с пониманием);
- б) безразличное;
- в) резко отрицательное.
- 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
- а) люди искренне не осознают их важности для общества;
- б) люди просто пытаются самоутвердиться;
- в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
- г) люди уверены, что их не накажут;
- д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
- е) другое.
- 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
- а) юным возрастом;
- б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
- в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
- г) незнанием норм морали;
- л) ничем;
- е) другое.
- 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
- а) да;
- б) нет.
- 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
- а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
- б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
- в) личным примером;
- г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
- д) другое.
- 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
- а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
- б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
- в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
- г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.
Спасибо за участие!
Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"
Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.
- 1. Ваш пол
:
- а) женский;
- б) мужской.
- 2. Ваш возраст
:
- а) 18–21 год;
- б) 22–25 лет;
- в) 26–29 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) ниже среднего;
- б) среднее;
- в) среднее специальное;
- г) неоконченное высшее;
- д) высшее.
- 4. Ваше семейное положение
:
- а) не женат/не замужем;
- б) женат/замужем;
- в) гражданский брак.
- 5. Как Вы считаете, феминизм – это
:
- а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
- б) стремление женщин к господству над мужчинами;
- в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
- 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
- а) полностью одобряю;
- б) частично одобряю;
- в) категорически отрицаю;
- г) отношусь равнодушно.
- 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
- а) да, конечно;
- б) да, но он сильно изменился за последние годы;
- в) нет.
- 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
- а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
- б) возможно, но это не имеет смысла в России;
- в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
- г) другое (напишите, что именно);
- д) затрудняюсь ответить.
- 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
- а) да;
- б) да, в некоторых вопросах;
- в) нет.
- 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это
:
- а) равные социальные права;
- б) равные права и обязанности;
η) что-то из области фантастики;
- г) другое (напишите, что именно).
- 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
- а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
- б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
- в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
- г) нет, это противоестественно.
- 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это
:
- а) недопустимо;
- б) нормально;
- в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
- г) другое (напишите, что именно).
- 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
- а) да, в любом случае;
- б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
- в) нет, я отношусь к этому спокойно.
- 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
- а) никак;
- б) большинство таких девушек будут одинокими;
- в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
- г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
- д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
- ж) затрудняюсь ответить.
- 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
- а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
- б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
- в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
- г) любовь к девушке-феминистке;
- л) влияние пропаганды;
- е) другое (напишите, что именно);
- ж) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
- а) вполне легко;
- б) трудно;
- в) просто невозможно;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
- а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
- б) взаимное непонимание;
- в) желание поменьше общаться друг с другом;
- г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
- д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
- е) никаких проблем быть не должно;
- ж) другое (напишите, что именно);
- з) затрудняюсь ответить.
- 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
- а) привлекает;
- б) вызывает любопытство;
- в) вызывает смех;
- г) отталкивает;
- д) вызывает равнодушие;
- е) другое (напишите, что именно).
- 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
- а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
- б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
- в) да, но с большой осторожностью;
- г) нет, ни в коем случае;
- д) затрудняюсь ответить.
- 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
- а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
Спасибо!
Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.
- 1. Как Вы думаете, безработица – это
:
- а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
- б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
- в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
- 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
- а) высокий;
- б) нормальный (естественный);
- в) низкий.
- 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
- а) сокращение промышленного производства;
- б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
- в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
- г) другое (напишите)____________________________.
- 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
- а) молодые люди;
- б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
- в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
- г) пенсионеры;
- д) другое (укажите)______________________________.
- 5. Ваши планы по окончании вуза?
- а) пойду работать;
- б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
- в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
- г) пойду служить в армию;
- д) свой вариант__________________________________.
- 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на
:
- а) содействие родственников и друзей;
- б) помощь учебного заведения;
- в) службу занятости;
- г) агентства по трудоустройству;
- д) собственные способности;
- е) благоприятное стечение обстоятельств;
- ж) другое (укажите)______________________________.
- 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
- а) отсутствие практического опыта;
- б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
- в) неблагоприятное семейное положение;
- г) недостаток образования;
- д) отсутствие вакантных мест;
- е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
- ж) иные причины__________________________________.
- 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет.
- 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
- а) да;
- б) нет.
- 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
- а) уровень предлагаемого заработка;
- б) престижность фирмы;
- в) социально-психологический климат в организации;
- г) сфера деятельности;
- д) возможность самовыражения;
- е) возможность профессионального роста;
- ж) получение практического опыта;
- з) гибкий график работы;
- и) другое___________________________________.
- 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
- 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
- а) понижение социального статуса;
- б) отсутствие денег;
- в) узкий круг общения;
- г) невозможность реализовать себя;
- д) материальная зависимость от родителей;
- е) ничем;
- ж) другое____________________________________.
- 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
- а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
- б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
- в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
- г) нежелание самих молодых людей трудиться;
- д) другое______________________________________.
- 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена
:
- а) невозможностью трудоустроиться;
- б) нежеланием трудиться;
- в) не удовлетворяющими условиями труда.
- 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
- а) создание новых рабочих мест;
- б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
- в) повышение квалификации работников;
- г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
- г) другое___________________________________.
- 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
- а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
- б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
- в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
- г) найти работу;
- д) никакую;
- е) другую помощь__________________________________.
- 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
- а) государство;
- б) биржи труда;
- в) молодежь;
- г) работодатели;
- д) предприятия;
- е) учебные заведения;
- 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
- а) да;
- б) нет.
- 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
- а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
- б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
- в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
- г) создание рабочих мест;
- д) развитие молодежных бирж труда;
- е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
- ж) другое (напишите)_________________________________.
- 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
- а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
- б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
- в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
- 26. Ваш возраст?
- а) менее 20 лет;
- б) от 20 до 25 лет;
- в) от 25 до 30 лет.
- 27. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 28. Какое у Вас образование?
- а) среднее общее;
- б) начальное профессиональное;
- в) среднее профессиональное;
- г) высшее;
- д) неоконченное высшее.
Спасибо! Успехов в трудоустройстве!
Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"
- 1. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст?
- а) до 21 года;
- б) 21–25 лет;
- в) 26–30 лег;
- г) 31–35 лет.
- 3. Ваше образование?
- а) среднее;
- б) среднее специальное;
- в) неоконченное высшее;
- г) высшее.
- 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
- а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
- б) нет, мы живем "гражданским браком";
- в) я не состою в брачных отношениях.
- 5. Укажите продолжительность Вашего брака
:
- а) до 1 года;
- б) 1–3 года;
- в) 4–6 лет;
- г) 7–9 лет;
- д) более 9 лет;
- е) я не состою в браке.
- 6. Есть ли у Вас дети?
- а) да, один ребенок;
- б) да, двое детей;
- в) трое и более детей;
- г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
- д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
- 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
- а) да, полностью;
- б) скорее да;
- в) не совсем;
- г) нет, полностью не устраивает.
- 8. Укажите Ваши жилищные условия
:
- а) имеем собственное жилье;
- б) живем с родителями (другими родственниками);
- в) снимаем жилье;
- г) взяли жилье в ипотечный кредит;
- д) живем в общежитии.
- 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
- а) полностью устраивают;
- б) устраивают, но не совсем;
- в) совершенно не устраивают.
- 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
- а) благоприятная;
- б) удовлетворительная;
- в) дискомфортная;
- г) конфликтная.
- 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
- а) да, часто;
- б) да, время от времени;
- в) нет.
- 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
- б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
- в) проблемы с трудоустройством;
- г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
- д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
- е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
- ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
- з) супружеская неверность, ревность;
- и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
- к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
- л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
- м) желание супруга(-и) делать карьеру;
- н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
- о) выплата долга (кредита);
- п) в нашей семье нет конфликтов;
- р) другое (напишите, что именно)__________________________.
- 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищные проблемы;
- б) низкие зарплаты;
- в) безработица;
- г) необходимость сочетать работу с учебой;
- д) отсутствие поддержки со стороны государства;
- е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
- ж) конфликты между родителями и детьми;
- з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
- и) другое (напишите, что именно)____________________________.
- 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
- а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
- б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
- в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
- г) затрудняюсь ответить.
- 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
- а) да, и очень сильно;
- б) да, но незначительно;
- в) нет, нс влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
- а) очень сильно влияет;
- б) влияет, но только если между супругами нет любви;
- в) практически не влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
- а) да, конечно;
- б) да, но она редко проявляется;
- в) нет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
- а) сами супруги самостоятельно;
- б) супруги при помощи родных и близких;
- в) государство;
- г) другое (напишите, что именно)___________________________
- 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
- а) считаю ее эффективной;
- б) считаю ее неэффективной;
- в) затрудняюсь ответить.
- 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
- а) нет;
- б) нет, но хотели бы;
- в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________
В 2013г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как, что россияне думают, о престижности высшего образования и как бы отнеслись к желанию своего ребенка получить высшее образование.
Результаты общероссийского опроса по вопросам образования, проведенного ВЦИОМ, показывают, что престиж высшего образования постоянно растет. Сегодня получение высшего образования более престижно, чем в 1999 году (78% против 62%). Более других в престижности высшего образования убеждены молодые (87%), люди среднего возраста (82%), со средним специальным образованием (81%) и высокообразованные (92%). Не считают образование престижным или не престижным 13% опрошенных. И еще 9% полагают, что вопросом престижа оно не являетсяВсероссийский центр изучения общественного мнения/ ВЦИОМ (сетевой ресурс) - http://wciom.ru/.
Подавляющее большинство россиян положительно смотрят получение высшего образования членами их семей, особенно детьми (91%). Лишь 1% опрошенных не одобрили бы получение родственниками высшего образования. Чем более образован респондент, тем чаще он поддерживает решение молодых членов семьи получить высшее образование. Среди людей с неполным средним образованием хотели бы видеть своих детей учеными 90% опрошенных, с высшим образованием - уже 92%. Наиболее позитивно получение высшего образования для своих детей воспринимают государственные служащие (98%), домохозяйки (96%) и военнослужащие (95%). Наименее привлекательно это для рабочих (76%) и студентов (78%).
Что касается состояния образования, то, в соответствии с данными опроса, проведенного в 2012 году, положение дел в сфере образования в своем регионе респонденты чаще всего оценивали как негативное (35%) или же удовлетворительное (34%), и только 5% говорили, что образование в их регионе находится в хорошем состоянии.
В соответствии с проведенным агентством «Социальные сети» мониторингом социальных медиа, большая часть блоггеров (62%) отрицательно оценивает состояние российского образования. Положительные оценки дают 20%, нейтральные - 18%.
Состояние образования является одним из самых обсуждаемых вопросов в социальных ресурсах (31%). Самое большое внимание блоггеров привлечено к политике государства в этой области (42%). Кроме того, обсуждаются проблемы коррупции в образовании (18%) , его низкого качества (15%), фальшивые научные степени (10%), квалификации выпускников вузов (8%), оттока молодежи за рубеж (7%).
В апреле этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о ценности высшего образования в глазах молодых людей. В опросе принимала участие российская молодежь в возрасте от 16 до 21 года.
Результаты социологического исследования позволяют сказать, что престиж образования, его ценность в молодежной среде достаточно высока.
Из числа опрашиваемых 16% учатся в школе, 59% проходят обучение в вузе, 18% работают, 7% не учатся и не работают. Четверть учащихся оценили свою учебу как «отличную», половина учится хорошо, еще четверть - удовлетворительно. 75% от общего числа учащихся заявили, что им нравится процесс обучения.
Также 90% обучающихся в школе заявили о желании продолжить образование. Из числа тех участников опроса, которые не учатся, а работают, большинство заявили о том, что у них отсутствует возможность продолжения образования. Причем, при наличии такой возможности они выказали желание продолжать образование.
Все опрашиваемые, кроме тех, кто не учится, заявили о том, что образование поможет им в жизни.
Интересно, что у тех, кто проходит обучение в вузе, и родители также имеют высшее образование. Родители работающих респондентов в большинстве случаев не имеют высшего образования.
Все опрошенные были полностью единодушны в вопросе образования их будущих детей - все участники социологического исследования желают дать своим детям возможность получить хорошее образованиеВсероссийский центр изучения общественного мнения/ ВЦИОМ (сетевой ресурс) - http://wciom.ru/.
Вам понадобится
- Книги:
- Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. М., 2009.
- Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание социальной реальности. М., 2007.
Инструкция
Придумайте название для анкеты. Например: «Анкета абитуриента», «Анкета выпускника» или «Анкета поступающего в вуз».
Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».
В зависимости от поставленных , сформулируйте вопросы и варианты ответов на них. Открытые вопросы (без «подсказок») включать нежелательно, т.к. при большом объеме выборки их будет трудно обрабатывать. Отдавайте предпочтение «закрытым» и «полузакрытым» вопросам (включающим вариант ответа «другое»).
Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько ? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».
Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз ; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне ; 06- другое».
Разработайте более четкую структуру анкеты. В начале анкеты следует давать достаточно легкие короткие вопросы, не требующие больших раздумий. Затем можно включить блок более сложных вопросов. Вопросы в конце анкеты также должны быть простыми. Кроме того, следует решить, куда поместить информацию о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, место проживания, родителей и т.д.). Иногда имеет смысл поместить их в начало, иногда – в конец опросного листа. Количество вопросов должно быть разумным и учитывать предполагаемые условия ее заполнения. Для анкеты на данную тему было бы достаточно порядка 15-20 вопросов.
Отточите формулировку вопросов и вариантов ответа. Обратитесь к специальной социологической , где изложены требования к конструированию вопросов анкеты и их последовательности. В частности, вопрос не должен допускать разночтений, язык анкеты должен быть понятен респондентам, вопрос не должен вызывать желания ответом или опасения репрессий, перечень вариантов ответа должен быть полным и т.д. Попытайтесь понять разницу между вопросами с одним и множеством вариантов ответа, между прямыми и косвенными, личными и безличными вопросами. Возможно, вам понадобятся вопросы-фильтры, отсеивающие часть респондентов для ответа на какой-либо вопрос.
Проведите так называемый пилотаж анкеты, прежде чем запустить ее в « ». Иначе говоря, апробируйте ее на нескольких абитуриентах – юношах и девушках, горожанах и сельчанах. Проверьте, все ли вопросы им понятны, достаточно ли полон перечень вариантов ответа на каждый вопрос, нет ли раздражающих и провоцирующих формулировок. После этого внесите необходимые коррективы, растиражируйте и приступайте к полевому этапу исследования.
В последние годы внутривузовские институциональные исследования стали обычной практикой для ведущих университетов России. Результаты опросов студентов, а также абитуриентов и выпускников дают ректорам основания для принятия тех или иных решений. Однако в каждом вузе институциональные исследования имеют свои особенности.
Опыт Уральского федерального университета
В УрФУ исследования студентов были впервые проведены восемь лет назад, для этого были созданы специальные подразделения — сначала отдел управления качеством, а в 2010 году — управление стратегического развития и маркетинга. В проведении опросов им помогают органы студенческого самоуправления, в первую очередь Союз студентов УрФУ. Собственно, сами студенты и выполняют в большинстве случаев функции интервьюеров.
Первое исследование, с которого все начиналось, — так называемый «мониторинг удовлетворенности», в котором участвуют все студенты. Им задают вопросы, связанные, прежде всего, с бытом: чего им не хватает в университетской инфраструктуре, как живется в общежитии, хорошо ли кормят в столовой. Кроме того, в рамках мониторинга опрашивают о качестве преподавания, о помощи, которую университет оказывает студентам в трудоустройстве по специальности. Если выясняется, что ребята чем-то недовольны, руководство университета по возможности принимает меры.
Второе исследование, которое было запущено в прошедшем учебном году, — мониторинг карьерных и образовательных траекторий студентов бакалавриата и магистратуры. В проведении той его части, которая посвящена студентам бакалавриата, екатеринбургским коллегам помогает Центр внутреннего мониторинга Высшей школы экономики. Студентов, например, спрашивают, совмещают ли они работу с учебой, хотят ли заниматься наукой, и если хотят, то что им для этого нужно.
В УрФУ, как и во многих других вузах, проводится конкурс преподавателей, который тоже считается одной из разновидностей опросов студентов. Любой студент может проголосовать за любого преподавателя вне зависимости от института в трех номинациях: «Лучший лектор», «Увлекающий наукой» и «Лучший преподаватель института» (по сумме двух номинаций). Каждый студент имеет в своем распоряжении определенное количество очков: бакалавр — три очка, магистр — пять очков. Их можно использовать как в одной номинации для одного преподавателя, так и в разных номинациях для разных преподавателей.
В университете часто проводятся разовые опросы, посвященные тем или иным нюансам студенческой жизни. Темы и конкретные вопросы определяют подразделения, занимающиеся стратегическим управлением и учебным процессом, а также органы студенческого самоуправления, они же следят за тем, чтобы как можно больше студентов в этих опросах участвовало. Так, недавно студентов опрашивали, какие формы научной работы им интересны. По итогам этого опроса был открыт студенческий клуб, где ребята могут пообщаться по скайпу с российскими и зарубежными научными светилами.
Задают студентам и вопросы, связанные с бытом. «Однажды, отвечая на вопросы о качестве работы столовой, студенты написали, что на ценнике к каждой разновидности пирожков нужно указывать не только цену, но и название начинки, ведь пирожок с мясом и пирожок с яблоком выглядят одинаково, - рассказывает специалист по маркетингу Управления стратегического развития и маркетинга УрФу Анастасия Сущенко. — Разумеется, это упущение сразу было исправлено».
Еще одна группа опросов посвящена первокурсникам, только что поступившим в УрФУ. Им задают вопросы о первых впечатлениях от университета — чтобы понять, насколько легко они адаптируются.
Есть в УрФУ и исследования абитуриентов. Прежде всего, это мониторинговое исследование абитуриентов уральского региона. Им задают вопросы о выборе вуза, способах подготовке к поступлению, о том, на какие баллы ЕГЭ они рассчитывают. Кроме того, проводятся опросы абитуриентов УрФУ непосредственно во время приемной кампании — о пожеланиях к будущем месту учебы, о том, какое образование они считают качественным, о критериях выбора специальности и другое.
Опыт Новосибирского государственного университета
В отличие от УрФУ — огромного университета, созданного путем объединения вузов, в НГУ — относительно небольшом вузе — нет необходимости в частых массовых опросах студентов. О проблемах, связанных, к примеру, с работой столовых или условиями в общежитиях, становится известно из частных обращений студентов. И отдельного подразделения, которое специализировалось бы на проведении внутривузовских институциональных исследований, в НГУ пока нет.
Однако функции такого подразделения отчасти выполняет кафедра общей социологии экономического факультета, которую возглавляет Татьяна Черкашина. В этом году кафедра начала проводить общеуниверситетский мониторинг качества преподавания: студентов разных факультетов опрашивают, как они оценивают конкретные курсы, что им нравится или не нравится в преподавании, и по итогам мониторинга принимаются решения о корректировке образовательных программ. Так как университет тесно связан с институтами Новосибирского научного центра, часть вопросов мониторинга — об интеграции науки и образовательного процесса.
Один из проектов кафедры — исследование выпускников отделения социологии. О необходимости таких исследований задумываются во многих вузах, но мало кто переходит от слов к делу. В НГУ проводить такие исследования в чем-то проще, так как выпуски социологов невелики, и многие вчерашние студенты отделения поддерживают связи с альма-матер. Недавно проводилось исследование карьерных траекторий выпускников-социологов — за всю историю отделения их было около 500 человек, и многих удалось отыскать: через знакомых и социальные сети, и четверть из них участвовали в опросе. Исследователей интересовало, устраиваются ли выпускники по специальности и что представляет собой рынок труда для дипломированных социологов.