Принцип интеграции в образовании.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Подготовила:

методист

КГКП «Ясли – сад «Нұрай»

Хуанган К.

Осакаровка

Консультация по теме "Интеграция образовательных областей"

Сценарий проведения консультирования.

Ответственный: Методист Хуанган К.

Технология консультирования: информирование

Тема: Интеграция образовательных областей

Целевая группа: воспитатели ясли –сада

Планируемые результаты:

Воспитатели будут знать, что означает «интеграция образовательных областей» в системе дошкольного образования; варианты интеграции; методы и приемы,характерные для интеграции образовательных областей;

Воспитатели будут способны планировать и реализовывать свою деятельность с учетом интегрированного подхода;

Регламент работы и условия проведения:

По графику консультативного центра;

Наличие электронной почты и скайп.

Цель: расширение представлений об интеграции образовательных областей как неотъемлемой части образовательного процесса в работе педагога для реализации воспитательно-образовательных задач ООП ФГОС ДО

Задачи:

Дать понятие термина «интеграция»,

Познакомить с основными вариантами интеграции, её актуальностью, методами и приемами присущими для интеграции;

Показать на примере эффективность интегрированного подхода для реализации образовательных задач.

Оборудование: компьютер, наличие интернет .

Поэтапный план работы:

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность участников

время

Вводный

Введение в тему заявленной консультации

Ознакомление с темой,

целью и задачами консультации

1-2 мин

Практический

Ознакомление с этапами работы;

Ознакомление с терминалогией;

Ознакомление с презентацией по заявленной теме;

Обсуждение полученной информации

Определение направлений работы;

Ознакомление с информацией воспитателей;

Совместное обсуждение: ответы на вопросы воспитателей

20-25 мин

Рефлексия

Подведение итогов

Самоанализ деятельности воспитателей и консультанта

2мин

1 этап

Введение в тему заявленной консультации.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

2 этап

Практический.

Ознакомление с терминологией по теме. Ознакомление с презентацией. Обсуждение полученной информации.

Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.

Что может и должно интегрироваться педагогом?

1. Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.

2. Интеграция способов познания (представления и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах по каждой образовательной области).

3. Человек во взаимоотношениях с миром (человек и природа; человек и общество; человек и человек)

4. Человек и культура

5. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира; виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии; виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.

В ДВО определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ясли - сад .

Образовательные области, выделенные в ДВО :

Физическое развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

В ДВО использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.

Цель – интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Остановимся подробно на особенности организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

* Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

* Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Первый тематический круг - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

Второй тематический круг - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.

Третий тематический круг - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).

Четвертый тематический круг - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)

Все эти темы могут использоваться педагогом для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

* Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей

* Четвертымсистемообразующим фактором можно выделить достижение целевых ориентиров, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию.

Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник.

В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).

В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

ДВО устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

Поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.

3 этап.

Рефлексия.

Подведение итогов. Самоанализ деятельности воспитателей и консультанта.

***
Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей.

Осуществление принципа интеграции образовательных областей

в процессе организации образования детей .

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации , устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

Важнейшей задачей дошкольного воспитания является каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный процесс был унифицированным , предполагающим прежде всего достижение определенных результатов, получения знаний и навыков. При этом образовательные программы как правило не учитывали темпов развития детей , индивидуальных особенностей, интересов . Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.

Ввведение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвано решить все накопившиеся вопросы и несоответствия.

ФГТ - это первый в истории российского образования документ , который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей . (образовательные области : здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.)

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

В условиях вариативности программ каждое дошкольное учреждение выбирает самостоятельно ту или иную образовательную программу .

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей ; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей .

При этом нужно отметить, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей

В нашем государственном дошкольном учреждении МБДОУ№ 12 «Журавушка» в качестве основной образовательной программы используется общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А

Как правило, к существующим программам разрабатываются методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы, формируется педагогическая копилка.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. (более подходит для открытых уроков, итоговых занятий)

Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей , проводится систематически. (на них преподается новый, ранее не изученный материал)

Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес .

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом .

Конспекты проведения интегрированных занятий отличаются от обычных.

Само занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация из разных разделов программы, при помощи которой эти решения можно найти.

Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности. Интегрированное занятие обычно ведут два педагога.

Цели и задачи интегрированной НОД

Цель данных НОД – объединить различные виды детской деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов , формирование элементарных математических представлений и так далее. Другими словами, цели НОД будут полностью соответствовать целям и задачам интегрируемых образовательных областей .

Особенности организации НОД

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную , театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства .

Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ ) .

Так, например, по теме «Хлеб всему голова!» можно в зале оборудовать выставку хлебобулочных изделий, представляются разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. В процессе интегрированного занятия дети знакомятся с профессией комбайнера, играют в музыкально-ритмическую игру «Трактористы» , рассказывают пословицы и стихи о хлебе, рассматривают репродукции картин С. Андрияки, Б. Кустодиева, сами сажают в землю зерна пшеницы для последующего наблюдения и ухода за ними в группе. В конце занятия воспитанники готовят булочки из настоящего теста.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта : наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д)

Формы и методы проведения интегрированных НОД :

Основные формы и методы проведения непосредственной организованной деятельности (НОД) на основе интеграции образовательных областей представлены в таблице (приложении №1) . Пользоваться этой таблицей очень удобно при подготовке к проведению НОД (занятию) , поскольку в ней отражены все важнейшие этапы : начало занятия, объяснение нового материала, повторение, закрепление полученных сведений, осуществление контроля за усвоением нового материала, отдых в процессе занятия и логическое завершение занятия.

При этом можно выделить самые удачные сочетания формы организации НОД для различных образовательных областей . Например для :

1 ОО «Чтение художественной литературы» -

форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например : читальный зал) , ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок.

2 ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный

зоопарк – если тема «Дикие животные» , на ферму/в деревню - если

«Домашние животные» и т. д, прессконференции для старших

дошкольников,просмотр мультфильма- для воспитанников младших

3 ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр,

исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также

проблемно-поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку» , если тема

«профессии» ) и даже просмотр кукольных спектаклей с

последующей беседой по ним, КВН

4 ОО «Музыка» - формы организации НОД- беседа , виртуальные экскурсии

в филармонию, викторина «Угадай мелодию» , посещение тематического

праздника, театральные этюды

5 .ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации,

репетиции и разыгрывание разнообразных сказок ,

инсценировки, творческие мастерские и т. д

Не лишним будет упомянуть о формах организации детей при организации НОД . По традиции занятия всегда начинались одинаково- дети сидели за столами, а воспитатель объяснял новый материал. С введение новых методов организации НОД естественно меняется и форма организации детей . Согласно новым ФГТ детям предлагается наравне с воспитателем участвовать во всех мероприятиях, в том числе и в рамках проводимой НОД. Поэтому интегрированная НОД предполагает смену динамических поз - дети могут стоять в колонне,кругом, попарно, друг напротив друга, сидеть на стульчиках полукругом, располагаться на ковре и так далее. В данном случае выбор формы организации детей ограничивается только лишь фантазией воспитателя. В течении проводимой НОД рекомендуется также проводить физкультминутки, снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.

Подводим итог :

Таким образом интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала- занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе , когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов На занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности . Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ .

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей , что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса , целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

В качестве примера привожу конспект интегрированного тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества : «Богатыри – защитники земли русской» (см. приложение №2, в котором наглядно показано как можно интересно и увлекательно подать новый материал в игровой (театральной) форме, закрепить полученные сведения в дидактической игре и продуктивной деятельности.

Галина Щедрова
Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширение и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира . Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; побуждать познавательные интересы .

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность . На занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы , что содействует процессы активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно - познавательных целей, формируются навыки самооценки.

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня , включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки . Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени на организации их самостоятельной деятельности в режиме дня , времени прогулки и отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на дошкольников : нерациональная организация двигательного режима в ДОУ, длительное пребывание детей на занятиях в статистическом положении и гиподинамия как результат этого процесса. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на развитие интеллектуальное , и наоборот.

Мы часто разделяем мнение педагогов, что результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с позиции как психологических, так и внешних (поведенческих) показателей, однако полагаем, что правомерно будет целью дошкольного образования назвать разностороннее развитие ребенка , формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, формировании сроков перевода его на школьные рельсы, а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. И одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции . Наша точка зрения подтверждается мнением многих ученых, отмечающих, что мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, что возрастающие число проблем в виду их полимодального характера требует междисциплинарного анализа и синтеза . при их решении необходим поиск консенсуса между различными альтернативными позициями и образами мышления.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ , позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности , - интегрированные занятия . На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада . В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время, для организации игровой и самостоятельной деятельности . Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно – интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интегрированные занятия .

Общая характеристика занятий .

Занятие – специально организованная форма обучения. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, с правилами и др., а так же других специфических для дошкольников видов деятельности : изобразительной, конструктивной и т. д.

Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении» ). При этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированное занятие – соединение знаний их разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интеграция » рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.

Важно заметить, что методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия . В процессе обучения на интегрированном занятии необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие :

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эврическая деятельность ;

Проблемные вопросы, стимулирующие своего рода совместных с педагогом «открытий» , помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи» , «объясни» , «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по разному .

Требования предъявляемые к интегрированному занятию :

Четкость, компактность, сжатость учебного материала;

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии ;

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия ;

Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии ;

Систематичность и доступность изложения материала;

Необходимость соблюдения временных рамок занятия .

Структура занятия .

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос : «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?» ).

2. Основная часть. Детям даются новы знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значении е воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенного.

К основным особенностям интегрированного занятия относятся синтез :

Предметов образовательного цикла между собой;

- деятельности двух или более педагогов и др.

Определение цели.

Прежде, чем приступить к составлению интегрированного занятия , необходимо поставить цель. Постановка цели всегда связана необходимости и возможности связать темы, разделы содержания обучения.

Как определить цель развития детей на определенный промежуток времени? В комплексной программе в разных разделах имеются похожие задачи развития :.

Задача по освоению пространственных представлений решаются в процессе знакомства с математическими понятиями и имеются в разделах «Физическое развитие» , «Изобразительная деятельность » , «Конструирование» ;

Временные представления осваиваются детьми в процессе занятий по математике (знакомство с частями, при ознакомлении с природой (времена года, проце5сс развития живых организмов, знакомства с окружающим миром (понятия прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года) ;

Освоение понятия «часть – целое» происходит на занятиях математикой , конструирования, при обучении грамоте 9состав слова и предложения) и даже при ознакомлении с художественной литературой (характерная структура сказки, рассказа) и т. д.

И хотя в каждом разделе одна и та же задача имеет свою специфику, их решение в небольшом временном промежутке наиболее эффективно, поскольку результат достигается целенаправленно с разных сторон и в разных видах деятельности детей .

При этом име5ются задачи, способные дополнять дуг друга :

Знакомясь со средствами связи («Ознакомление с окружающим миром» , дети осваивают нормы речевого общения по телефону («Развитие речи» , «Нравственное воспитание» );

Знакомясь с производством одежды («Ознакомление с окружающим» , лети учатся поддерживать красоту в своей одежде (культурно – бытовые навыки) .

Кроме того, возможно несколько задач развития решать одновременно. В продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация и др., кроме освоения технических навыков, могут решаться :

Задачи социального развития (если организовать работу в нескольких подгруппах, обучая детей взаимодействию);

Развития речи (если предложить детям рассказать о своей работе, придумать дальнейшие события);

Развития игровой деятельности (если с изготовленной поделкой в дальнейшем развернуть игровые ситуации) .

Подбор объектов

(источник интегрирования )

Если например, поставлена цель ликвидировать многопредметность, то составляющими интеграции будут , как правило, близкие друг другу области знаний. если же целью становится ускорение прохождения материала, то чаще всего проводится внутрипредметная интеграция . И только после этого вступают в силу механизмы интеграции – связи и отношения , которые устанавливаются между интегрированными объектами согласно структуре и в определенной технологической последовательности.

Моделирование образовательного процесса.

Образовательный процесс должен представлять собой взаимосвязанную цепочку обучения на занятиях и в деятельности вне занятий (например. к занятию , посвященному Дню защитника Отечества, можно предварительно почитать художественную и познавательную литературу, посмотреть энциклопедии, рассмотреть слайды, картинки, поиграть в настольные игры с символикой русской армии, армий других стран, а после занятия предложить детям сделать коллективный макет военной базы или изготовить солдатиков, провести досуг «На полигоне» или «Зарница» и др.).

Методика подготовки и проведения интегрированных занятий .

При планировании и проведении интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия :

Обязательный учет содержания базовой программы детского сада ;

В интегрированном занятии объединяются блоки из разных предметов , поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия . Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия , методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии ;

- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия . При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии ;

При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы ) требуется тщательная координация действий;

Необходимо сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии , индивидуальные и психологические особенности детей группы;

На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры , развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятии – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечения ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированное занятие – важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процесса, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимосвязь различных наук. Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны , осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценивать свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности .

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия :

Качество знаний по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность;

Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию .

Специфика анализа.

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

В создании нового раздела (программы) ;

Цикла (блока) периодически повторяемых занятий ;

Единичных интегративных занятий .

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии :

Организация единая, целостная структура;

Параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;

Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегрированного занятия , проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию . Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия ; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

8. Формы проведения интегрированного занятия , виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии ? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне . Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия ? Нет ли противоречий в используемых ими материалах

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии . Создалось ли у них единое (интегрированное ) представление о проблеме; широта их кругозра; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Педагогический Совет «»

План педсовета

1. Краткий отчет о выполнении ранее принятых решений.

2. Сообщение заместителя заведующей «Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях ».

3. Представление опыта работы педагогов по интегрированию разных видов детской деятельности на занятиях :

Звонцовой С. А. воспитатель гр. № 3;

Шилина Г. М. муз. руководитель;

Щедрова Г. В. воспитатель гр. № 4;

Добрынина О. А. воспитатель гр. № 8;

Забабурина Е. М. муз. руководитель.

4. Обзор методической литературы.

5. Итог : решение педсовета.

Решение педагогического Совета :

1. Провести открытые интегрированные занятия педагогам с высшей квалификационной категорией.

2. Обобщить опыт работы педагогов с высшей квалификационной категорией по интеграции разных видов детской деятельности на занятиях .

Занятия с использованием межпредметных связей.

Сложение и вычитание чисел первого десятка.

Задачи :

Закрепить навыки сложения и вычитания чисел первого десятка;

Развивать навыки логического мышления;

Пробуждать интерес к предмету математики посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.

Материалы : проектор, цифровые карточки, полоски из бумаги, палочки, фонограмма с ритмической музыкой

Педагог. В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса - прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.

Педагог предлагает детям числа в порядке возрастания и перевернуть их

Дети выполняют.

Иван – царевич отправился в путь. Долго шел он и вышел на распутье. На придорожном камне надпись :

Долго шел Иван – царевич по выбранной вами тропинке и, наконец, вышел на лесную полянку, а там стоит избушка на курьих ножках, жилище Бабы Яги. Что должен сказать Иванушка, чтобы избушка к нему повернулась?

Дети отвечают.

А вам надо переложить две полоски, чтобы развернуть избушку (домик из счетных палочек) . Баб Яга рассердилась на Ивана – царевича за то, что потревожил ее. Согласилась помочь только если отгадает Иванушка ее загадки.

На воде две уточки, во дворе две курочки,

Два гуся в пруду, да индюк в саду.

Сколько птиц всего? Считайте! Да ответ мне называйте.

Дети отвечают.

Ежик по грибы пошел, 10 рыжиков нашел.

8 положил в корзинку, остальные же на спинку.

Сколько рыжиков несешь на своих иголках еж?

Дети отвечают.

Шесть веселых медвежат за машиной в лес спешат.

Но один малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди : сколько мишек впереди?

Дети отвечают.

Баба Яга Иванушке дала волшебный клубочек. Но Иван – Царевич устал. Давайте ему поможем.

Организуется физкультминутка.

Волшебный клубок привел Ивана –царевича к пещере Змея Горыныча. Чтобы победить змея, вы должны решить эти примеры.

1+8= 4 3=7 7 - =5

Дети выполняют.

Молодцы, ребята! А Иван – царевич уже в пещере, нашел он там волшебный сундук, а открыть его не может. Нужно разгадать шифр замка.

Дети выполняют.

Достал Иван – царевич из сундука волшебный меч и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок этот стоит на высокой горе, крутой и непреступной. Эта гора волшебная. Кто из вас заметил ее секрет? (круговые примеры)

Дети отвечают.

С трудом Иван – царевич взобрался на эту гору, очень устал и решил немного взбодриться.

Организуется физкультминутка.

В замке Кощея Бессмертного четыре башни. В одной их них трусливый колдун и спрятался. В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая? Кощей не в самой высокой башне. Где же он?

Дети отвечают.

Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Иванушку такими словами :»Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя1 если не выполнишь – голова с плеч!»

Педагог дает детям задания. Они выполняют.

Птицы весной

Цель : создать условия для формирования целостного восприятия мира.

Задачи :

Закрепить и углубить по теме «Насекомые» ;

На основе личных наблюдений детей сделать выводы о порядке прилета птиц, связи между появлением насекомых и прилетом птиц; познакомить с видами гнездования птиц;

Учить бережно относиться к природе, охранять птиц;

Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору сюжетов по заданной теме; учить использовать природный материал;

Развивать образное мышление , зрительную память, наблюдательность;

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к изобразительной деятельности .

Материалы : аудиозапись «Голоса птиц» , аудиозапись цикла П. Чайковского «Времена года» ; картины на темы : «Весна в природе» , «Насекомые» , «Птицы» ; тесты для детей, альбомы, краски, пластилин, папка по труду (клеенка, стека для пластилина, салфетка) .

Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» , педагог читает стихотворение П. Соловьева «Подснежник» .

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

Педагог. Давайте займемся составлением и рисованием пейзажа на тему «Весна» . Нужно доказать маленькому подснежнику, что действительно пришла весна. И составим весенний пейзаж.

На металлической доске собирается из деталей весенний пейзаж.

Что такое пейзаж?

Дети отвечают.

А какой первый закон пейзажа?

Дети отвечают (линия горизонта, где небо сходится с землей в одну линию)

Второй закон?

Дети отвечают (у края листа будет передний план, предметы изображаются крупно и ярко, а около линии горизонта – дальний план, изображаемые предметы мелкие, в бледных тонах).

А теперь добавим цвет.

Дети выполняют.

Итак, тема нашего пейзажа – «Весна» . Какие весенние признаки предметов неживой природы мы можем показать на нашем пейзаже?

Дети отвечают.

Какие весенние признаки предметов живой природы можно изобразить? Докажите свой выбор.

Бесчётнова Татьяна Викторовна
Воспитатель МБДОУ "Инсарский детский сад "Солнышко" Республика Мордовия
Подготовила: воспитатель старшей группы Бесчётнова Т.В. Инсар 2013г.
Уважаемые коллеги!
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческим и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника.
Одним из ответов на эти вопросы – интеграция образовательной деятельности
Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей. У того целого всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов, и интеграция производится именно с целью воспользоваться этими плюсами.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция может проходить по следующим направлениям
- музыка + познание (математика),
- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,
- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд,
- познание (математика) + изобразительная деятельность,
- здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.
- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь)

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках принципа интеграции то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя, разные аспекты:
1) социальные, в том числе нравственно – эстетические;
2) эмоционально – чувствительные, включая музыкальные;
3) художественно – эстетические;
4) логика – математические;
5) естественно – научные.
Интегрированные занятия сложны, безусловно, но в целом дают неплохие положительные результаты в освоение ребёнком образовательных областей.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
Использование принципа интеграции на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Почему же мы выбрали именно такую форму?
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием принципа интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Таким образом, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества и педагога и воспитанника.
Важно отметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
-проблемные вопросы;
- речевые игры, эвристическая деятельность, совместные открытия, активизация словаря.
На каждом занятии мы ставим следующие цели:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Успех занятия в целом зависит от позитивного отношения к ребёнку, от проявления искренней заинтересованности к действиям ребёнка, от эмоциональной поддержки. Нельзя проявлять раздражение, нельзя говорить приказным тоном.
Таким образом, для достижения положительного результата воспитатель ставит перед собой задачи, которые должны научить ребёнка. Развивать внимание, память, логическое мышление, находчивость, фантазию, творческие способности.
Из всего сказанного следует вывод:
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов детского сада и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детское – взрослое сообщество.

воспитательный интеграция дошкольный игра

Сущность понятия интеграция

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Так в чём же сущность понятия интеграция

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

С одной стороны, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, с другой - достаточно хорошо разработан в отечественной психолого-педагогической науке, но не достаточно структурирован и систематизирован.

И сейчас я предлагаю вам рассмотреть характеристику принципа интеграции.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Основы интеграции:

Физиологическая: взаимодействие анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получать целостную информацию об окружающем мире;

Психологическая: предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной. игровой, познавательно-исследовательской и др.

Остановлюсь сначала на понятии «интеграция содержания дошкольного образования».

Федеральные государственные требования выдвигают, его как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса интегрированный подход.

Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей сущности, является личностно - ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Личностный подход в интегрированном обучении реализуется в следующих положениях: наполненность содержания обучения жизненно важным познавательным материалом, познавательными задачами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое. Интеграция содержания образования как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. При этом реализуется одно из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому. Это дает нам два уровня интеграции: интеграция основных направлений развития ребенка и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения.

На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Многие специалисты (Белая К.Ю., Комарова Т.С. и др.) определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Интеграция понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.

Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.

Структурно-функциональный подход, вытекающий из системного подхода, позволяет рассматривать интегрированное обучение как целостность, в которой каждый компонент как функциональный определяется через его соотнесение с другим через существенные связи и зависимости.

Технологический подход предполагает системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата. Общие компоненты личностно ориентированных технологий, выступающих в качестве концептуальных основ интегрированного обучения детей дошкольного возраста, заключаются в: анализе и отборе личностно-ориентированного содержания; диагностике образовательной ситуации; учете психических особенностей обучающихся; учет психических особенностей педагога; постановке задачи, связанной с личностным развитием ребенка; отборе средств, основанных на диалогическом взаимодействии педагога и ребенка, на обмене смыслами; включении обучающихся в конструирование своего образования, своей деятельности; создании культурной среды.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала

  • · внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • · межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • · транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»