У каждого существа, которое живет на нашей планете, даже у одноклеточных, есть определенные потребности, которые ему необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя и жить.
Чем более развитым является существо, тем больше потребностей оно имеет.
Физиологические потребности человека — самые главные из всех, потому что, если их не удовлетворять, человек имеет стопроцентные шансы умереть . Даже кратковременный отказ удовлетворять их может приводить к серьезным нарушениям в работе внутренних органов.
Что это такое?
Потребность — некая нужда, которую нужно удовлетворить, чтобы человек чувствовал себя хорошо: был защищен, осознавал, что он важен для своего окружения и общества в целом, мог продуктивно функционировать, достигать своих целей, ощущать удовлетворения и так далее.
Физиологические потребности , которые также называются витальными, — разновидность потребностей, которые позволяют человеку поддерживать жизнедеятельность.
Если человек не сможет поддерживать их на должном уровне, возможность достигать более высоких целей будет нарушена. Если их полностью перестать удовлетворять, через некоторое время наступит смерть (за исключением потребности в удовлетворении сексуального желания).
В пирамиде потребностей Маслоу физиологические потребности являются основой для всех остальных, представляют собой своеобразный фундамент.
Что относится к физиологическим потребностям человека? Примеры витальных потребностей :
- необходимость получать достаточно калорийную для поддержания существования и выполнения определенной деятельности пищу и жидкости;
- потребность в отдыхе;
- необходимость спать;
- потребность в дыхании;
- возможность удовлетворить сексуальное желание и продлить род.
Эти потребности считаются низшими .
В их удовлетворении нуждаются не только люди, но и животные, насекомые и другие существа.
У ряда простейших созданий список физиологических потребностей более короткий.
Значение и классификация
Современный мир ориентирован на достижения, поэтому практически каждый человек осознает, что от него требуется быть лучше, сильнее, умнее и, конечно, получать как можно более высокую зарплату.
Чтобы достичь большего, люди отодвигают удовлетворение физиологических потребностей на задний план.
Причем отодвигают подчас не только свои, но и потребности собственных детей, которых записывают в различные кружки и секции чуть ли не с рождения.
В итоге те могут просто не успевать поесть и отдохнуть. Все это приводит к появлению множества соматических и психических заболеваний.
Пища
Пища дает человеку энергию и полезные вещества, также она способна приносить удовольствие, спокойствие, удовлетворение.
Сытый человек обычно более уравновешен и счастлив , чем голодный.
Просто иметь возможность есть не всегда достаточно: важно, чтобы пища была достаточно калорийной и полезной.
Если человек занимается тяжелым физическим трудом или много тренируется, ему нужно потреблять больше калорий, чем тому, кто занимается умственным трудом и ведет умеренно подвижный либо малоподвижный образ жизни.
Что произойдет, если потребность в еде не будет удовлетворяться?
Организм человека ориентирован на запасание: он создает запасы энергии в виде жировых отложений и сохраняет полезные вещества в органах (к примеру, жирорастворимые витамины могут накапливаться в печени и некоторых других частях организма.
При длительном голодании организм начнет использовать созданные запасы, и человек продолжит жить некоторое время.
Без еды здоровый человек способен прожить от одного до двух месяцев , но при условии, что у него будет источник воды. Без жидкостей он проживет не более трех-семи дней.
В процессе голодания психика человека начинает работать с нарушениями: могут возникать галлюцинации, бредовые состояния, повышенная раздражительность, агрессивность. Нарушаются , разрушаются органы. Если голодает ребенок, его развитие замедляется.
Скрытое голодание — вид голодания, при котором пища есть, но она не содержит достаточное количество полезных веществ, — широко распространен в среде людей с финансовыми проблемами.
У таких людей чаще развиваются различные соматические заболевания.
Норма физиологической потребности в еде и жидкостях:
- Вода — порядка 1,5-2,5 литров в сутки (значительная часть жидкостей поступает в организм с едой).
- Килокалории — 2000-3000 и более, в зависимости от пола, веса, рода занятий и уровня физической активности. Норма для каждого человека может меняться.
- Белок — 35-87 грамм в сутки.
- Жиры — 60-150 грамм в сутки.
- Углеводы — 255-585 грамм в сутки.
Что такое ценности человека? Узнайте об этом из нашей .
Отдых и сон
Человек, не имеющий возможности полноценно отдохнуть и выспаться, неспособен полноценно функционировать в обществе .
Во время сна мозг перерабатывает информацию, полученную в течение дня, поддерживает иммунитет (во время сна активируются Т-лимфоциты), позволяет организму отдохнуть должным образом. Также во время сна из мозга удаляются токсические соединения.
Отдых, не связанный со сном, тоже важен: человек не способен заниматься одним и тем же занятием без перерывов, поэтому время от времени нужно менять деятельность либо не делать ничего.
Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сне и отдыхе?
Если человек будет регулярно отказывать себе в необходимости передохнуть либо ненадолго сменить деятельность, значительно возрастет вероятность развития различных психических нарушений, в особенности и . Также тем, кто отказывает себе в отдыхе, сложнее противостоять стрессам.
Если же человек будет систематически недосыпать (спать менее пяти-шести часов в день), его когнитивные способности значительно ухудшатся, увеличится вероятность возникновения различных инфекционных заболеваний, возрастет риск развития психических отклонений, возникнет эмоциональная нестабильность.
В долгосрочной перспективе систематический недосып может стать одной из причин возникновения:
- ожирения;
- онкологических заболеваний (повышается вероятность возникновения предраковых новообразований);
- инсульта (риск в четыре раза выше, чем у людей, которые спят достаточно);
- сахарного диабета второго типа;
- сердечно-сосудистых болезней;
- снижения количества сперматозоидов (почти на 30%);
- ранней смерти.
Поэтому людям, которые страдают расстройствами сна, важно не откладывать визит к доктору.
Длительное отсутствие сна способно приводить к возникновению галлюцинаций, бредовых состояний .
Люди, которые долго не спят, способны заснуть на несколько секунд — это называется микросном, — и, если они в этот период ведут транспорт, может возникнуть ДТП. При этом они сами не осознают, что заснули на короткий промежуток времени.
Норма физиологической потребности во сне: индивидуальная. В среднем людям нужно спать не менее 7-9 часов в сутки.
Воздух
Не дышать люди в принципе не способны , и отсутствие воздуха, которым может дышать человек, убьет его за очень короткое время: большинство людей не проживут больше пяти минут, если лишить их возможности дышать.
Также важно, чтобы воздух, который вдыхает человек, был лишен токсических примесей, поскольку в противном случае возрастает риск возникновения множества соматических заболеваний, включая онкологические болезни.
Как избавиться от комплекса неполноценности? помогут вам!
Секс
Потребность в размножении и удовлетворении сексуального желания. Эту потребность важно ставить немного особняком: при ее неудовлетворении с человеком не произойдет ничего ужасного, он сможет продолжать свою жизнь, разве что ее качество может снизиться, особенно если у него сильно выраженное либидо.
Некоторые исследователи склонны причислять эту потребность не к физиологическим, а к физиолого-психологическим потребностям.
И на это есть причины: в современном мире необходимость активно размножаться практически исчезла , а секс стал прежде всего символом , близости, телесного удовольствия.
Еще сто-двести лет назад потребность быстро размножаться еще существовала, поскольку в противном случае человечеству грозило постепенное вымирание из-за инфекционных заболеваний и других негативных факторов.
Процесс эволюции ясно показывает, что высокую выживаемость имеют виды, которые способны производить много живучего потомства, поэтому секс и потребность в размножении обычно причисляют к физиологическим потребностям.
Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сексе? Человек станет несчастнее. Отдельных людей это может толкнуть на совершение противоправных действий.
У некоторых людей потребность в сексе значительно снижена, поэтому они в принципе практически не испытывают сексуального желания.
Также существуют асексуальные люди : они не практикуют секс (либо практикуют, чтобы порадовать не асексуального партнера или чтобы зачать ребенка, поскольку асексуальность не означает, что человек причисляет себя к чайлдфри), хотя и могут создавать союзы с другими людьми.
А на вопрос, продолжать ли собственный род, каждый человек должен ответить самостоятельно.
Разница в физиологических потребностях ребенка и взрослого
Потребности ребенка незначительно отличаются от потребностей взрослого человека: детям также нужны качественная еда, достаточный и регулярный сон, отдых, чистый воздух.
До подросткового возраста потребность реализовывать сексуальное желание практически отсутствует, но ощущать определенные импульсы дети способны: часты случаи мастурбации в детском возрасте.
Они являются вариантом нормы (ребенок изучает свое тело, прислушивается к ощущениям), за исключением случаев, когда ребенок занимается этим очень часто и пренебрегает другими занятиями: в таком случае его нужно показать детскому психологу.
Норма физиологической потребности в еде для детей :
- от года до четырех лет: 3-3,5 г белков на килограмм (вес ребенка умножается на указанное число), 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов.
- от четырех до семи лет: 3-3,5 г белков, 3 г жиров, 15-16 г углеводов.
- школьный возраст: 2,5-3 г белков, 2,5 г жиров, 10-13 г углеводов.
Лучшая и максимально сбалансированная пища для ребенка до года — материнское молоко .
Если же возможности кормить ребенка молоком нет, важно совместно с доктором подобрать оптимальный вариант кормления, учитывающий индивидуальные потребности младенца.
Норма сна :
- Первые полгода жизни: 16-20 часов в сутки.
- От шести месяцев до полугода: 14-15 часов.
- От года до семи лет: 12-14 часов.
- От семи лет до совершеннолетия: 8-10 часов.
Также ребенку важно иметь достаточно возможностей для регулярного отдыха.
Как не позволить им перерасти в зависимость?
Существуют состояния, при которых человек испытывает чрезмерное желание удовлетворять определенные потребности , к примеру, много спать, часто и много есть.
В таких случаях нужно говорить не о зависимостях: как правило, подобные изменения сигнализируют о наличии у людей тех или иных проблем в психическом либо соматическом здоровье, с которыми нужно разбираться.
Специалисты выделяют целый спектр психических заболеваний, так или иначе связанных с едой. Эти заболевания называются РПП: расстройствами пищевого поведения.
К ним относятся анорексия, булимия, компульсивное переедание, орторексия, бигорексия и другие болезни. Их нужно лечить совместно с психотерапевтом.
РПП часто сочетаются с другими психическими заболеваниями , такими как депрессия, неврозы, ПТСР, обсессивно-компульсивное расстройство, и могут возникать на их фоне.
Также чрезмерный аппетит может свидетельствовать о наличии гормональных нарушений в организме.
Иногда он возникает на фоне приема некоторых лекарственных препаратов.
Если человек ощущает, что его аппетит неадекватно вырос без видимых причин и это сохраняется продолжительное время, ему важно обратиться в больницу.
Чрезмерная потребность в сне и отдыхе — частый признак различных психических и соматических нарушений. К примеру, люди с хроническими заболеваниями нуждаются в отдыхе больше, чем здоровые люди.
Существует термин «гиперсомния». Это состояние, при котором человек много спит и чувствует сонливость вне сна.
Она наблюдается и у здоровых людей (из-за стресса, после периода без сна, при приеме определенных медикаментов). Также она может наблюдаться при наличии следующих нарушений:
- травмы головы;
- депрессия;
- уремия;
- апноэ.
Чрезмерная потребность в сексе может быть признаком различных гормональных нарушений, наличия опухолей (и доброкачественных, и злокачественных), травм головы, осложнений после нейроинфекций, некоторых психических нарушений. Но также она может быть и нормой, особенно у подростков.
Чтобы не стать заложником собственных физиологических потребностей, важно прислушиваться к себе и при появлении тревожных сигналов обращаться к врачам , которые специализируются на соматике, либо к психотерапевтам.
Что такое делинквентное поведение? узнайте прямо сейчас.
Фрустация физиологических потребностей ребенка:
При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
В западной, да и в отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической системе в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей.
Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности человека, играющие в целом особую роль в детерминации поведения и деятельности людей.
Основу жизнедеятельности человека составляют базовые, жизненные, основные естественные, природные, физиологические потребности, в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, сексуальная потребность, потребности в отправлении естественных нужд и др. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер.
К числу других природно обусловленных потребностей, имеющих вполне конкретные социально-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся также потребность в безопасности, защищенности.
Эта потребность у значительной части наших граждан актуализирована и оказывает существенное влияние на их поведение, социальное и психическое состояние. Речь идет в первую очередь о физической и физиологической безопасности людей (криминогенность в обществе, правовой произвол, неподготовленность населения к встрече с природными катаклизмами, недоброкачественность продуктов питания, питьевой воды, воздушной атмосферы и т.п.), о недостаточной социальной защищенности людей в правовом отношении, в области здравоохранения, образования и т.п.; потребность в принадлежности (аффилиации) к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.).
Исключительно большое значение в формировании и развитии психических функций человека, его личностных структур имеют потребности в общении и обособлении.
Потребность в общении с другими людьми является одной из основных, базовых потребностей человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляются нравственная, политическая, правовая и другая социализация и профессионализация личности, формируется ее субъектность. Через общение человек научается познавать других людей и самого себя, наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.
Потребность в общении выступает одной из форм проявления общественной сущности человека. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в различных формах: эмоционально-эмпатийное общение матери с ребенком, игровое, познавательное, педагогическое, профессиональное общение и т.д.
Наряду с потребностью в общении проявляет свое действие и потребность в обособлении, реализация которой создает дополнительные возможности для развития и саморазвития личности, ее становления и социализации.
Удовлетворение этой потребности происходит:
- 1) через обособление личности в референтной социальной группе (семья, дружеская компания и т.д.). В социальной психологии референтной принято считать группу, интересы, ценности, отношения, нормы, правила которой совпадают с личностными, и человек воспринимает их как свои личные. В референтной среде личность чувствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, имеет возможность свободно проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои значимые потребности;
- 2) через уединение, как обособление наедине с собой. Уединение личности обычно имеет две основные формы:
- а) умозрительное (теоретическое) уединение, когда человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить происшедшие события, наметить программу действий, спрогнозировать результаты своего поведения и деятельности. Это и так называемые девичьи и юношеские грезы и т.п. В подростковом, юношеском (да и не только) возрасте такое уединение является сложным процессом внутренней интеллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую роль в развитии и вообще в жизнедеятельности человека, формировании его самосознания, самооценки, притязаний, коррекции своих позиций, отношений, оценок, установок;
- б) в форме предметно-практической деятельности (чтение, вязание, рыбалка, охота и другое хобби).
Особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом играют этнические потребности человека, основу которых составляют три ведущие, биологически обусловленные потребности:
- - в самосохранении;
- - в продлении рода. Формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;
- - в сохранении вида, формами выражения которой выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других людей своего этноса и другие формы поведения.
Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование того или иного вида. У человека эти потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение.
При этом важно иметь в виду два следующих обстоятельства.
- 1. Лишь проявление, действие всех этих трех потребностей у людей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разрушению этноса.
- 2. Энергетический потенциал этих трех потребностей неодинаков. Например, энергетика третьей потребности примерно в 2,5 раза выше энергетики первой потребности1. Это означает, что если у человека, например, размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уровень его жизни.
К числу основных личностных потребностей относятся потребность в самоопределении и самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми.
Особое место занимает потребность в труде как источнике социальной жизни. Эта потребность облагораживает все другие потребности человека, наполняет их подлинно социальным смыслом, а личность в таком случае становится социально значимой, соответствующей интересам развития и совершенствования социума.
Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека играют потребности в познании и самопознании.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется по следующим основным направлениям, путям.
Через науку, где целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания - объективность знаний. Целью научного познания является познание истины. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений позиций, предпочтений человека.
Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки.
Через искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в познании правды жизни, в достоверности знаний.
Особенность такого знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его видах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) являются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки, действия. В этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источников познания психики людей.
Через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропониманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира.
Через собственный социальный, этнический, профессиональный и другой жизненный опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики, как других людей, так и своей собственной.
К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, объяснении жизненных обстоятельств, проблем, понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется:
- - через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира;
- - через усвоение человеком религиозных знаний, под влиянием которых у него формируется религиозная картина мира.
Характерно, что у многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации нередко складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспитанием.
Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, которая выражается в соотношении в сознании человека своих прав и обязанностей, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.
В этом плане человек может быть ориентирован:
- а) на отстаивание и расширение своих прав;
- б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной среде в целом;
- в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении социальных и профессиональных задач.
В соответствии со своими преобладающими ориентациями, сообразно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.
Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетические потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.
Па реализацию таких устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (интересы, ценности, мотивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, позволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.
Таковы основные, ведущие потребности человека, оказывающие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение в социуме. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении их связей и отношений между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня, разнообразнее, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей, поскольку место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других (А. Маслоу).
Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений и целей, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности.
Суточная физ. потребность в жидкости
отеке головного мозга (и его угроза) – общий объем жидкости не должен превышать 2/3 ФП при этом в/в часть не более ½ ФП.
дыхательной недостаточности – при II ст. ограничить до ½ ФП, при ДН III ст. – 1/3 ФП.
сердечной недостаточности – максимальный V в/в инфузии не более ½ - 1/3 ФП, при гипосистолии полное прекращение ИТ.
почечной недостаточности – за исключением преренальной ОПН V в/в инфузии не более суммы "неощутимых" потерь (25 мл/кг/сут у детей младшего возраста и 10 мл/кг/сут – старшего возраста) и диуреза за предыдущие сутки
Клинические признаки дегидратации
Клинические признаки дегидратации (продолжение)
Скорость инфузии (кап/мин)=
…..объем жид-ти (мл)….
кол-во часов инфузииХ3
При шоке за первый час вводится 10-15мл/кг
При эксикозе I-II степени за первые 6-8 часов регидратации целесообразно вводить (вместе с питанием) объем жидкости, приблизительно равный его исходному дефициту внеклеточного объема:
Кальций ФП=0.1-0.5 ммоль/кг/сут
(у новорожденных, недоношенных 1-3 ммоль/кг/сут)
Ca хлорид 10%=1 мл =1 ммоль
Ca глюконат 10%=1 мл = 0.25 ммоль
Вводим 10% р-р 0.5 мл/год/сут (СаCl) -1 мл/год/сут (Са глюк.)
(не более 10 мл), за 1-2 введения
Калий ФП= 1.0-2.0 ммоль/кг/сут
Калий ФП= 1.0-2.0 ммоль/кг/сут
Скорость введения К не должна превышать 0.5 ммоль/кг/час!
Вводим: - в растворе глюкозы
- при наличии диуреза
- суточную дозу делим на 2 введения
- концентрация К в растворе не более 1%
7.5% р-р = 1 мл = 1 ммоль
4% р-р = 1 мл = 0.5 ммоль
Вводим 7.5% р-р 1-2 мл/кг/сут
4% р-р 2-4 мл/кг/сут
Магний ФП = 0.1-0.7 ммоль/кг/сут
Магний ФП = 0.1-0.7 ммоль/кг/сут
25% = 1 мл = 2 ммоль
Вводим в р-ре глюкозы из расчета 0.5-1 мл/кг/сут не более 20 мл за 2 раза
Натрий ФП = 2 – 4 ммоль/кг/сут
10% NaCl=1 мл = 1.71 ммоль
0.9% NaCl=10мл = 1.53 ммоль
Сода
Сода
(коррекция декомпенсированного метаболического ацидоза)
Объем 4% соды(мл) = ВЕ*вес/2
Полученный объем делим на 2,
вводим его в р-ре глюкозы 1:1, повторяем КОС
Если нет КОС, то вводим 2 мл/кг
Нельзя вводить соду при нарушениях вентиляции
Нельзя стремиться к полной и быстрой компенсации ацидоза, как только рН достигнет уровня 7,25 и более инфузию прекращают и вводят КCL, так как может возникнут гипокалиемия ввиду перехода К в клетку
Клинический
Клинический
Контроль веса 2 раза в сутки
Почасовой контроль диуреза
Нормализация гемодинамики (ЧСС, АД)
Лабораторный
Биохимические показатели (Электролиты, глюкоза, мочевина, креатинин, белок, КЩС, коагулограмма)
ОАК с Ht
ОАМ с удельным весом
Абсолютное количество мочи объемом жидкости
Абсолютное количество мочи , выделенное за определенное время, нужно соотносить с объемом жидкости , введенным в организм за тот же временной интервал.
Необходимо вести таблицу учета
Почасовой диурез
Если на фоне регидратации
Если на фоне регидратации
Диурез не повышается:
исключить ОПН
возможно введено избыточное количество солевых растворов
Диурез превышает объем полученной жидкости
введен избыток растворов содержащих воду (5% глюкоза)
из-за избытка концентрированных растворов глюкозы у больного развился осмотический диурез
В основу классификации потребностей человека положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности физиологические, физические, психические, в общении, нравственные, духовные и др.
Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.
Физические потребности - это внешние потребности по отношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в частности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.
Потребность в общении выражает социальную природу человека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на сотрудничестве и пересечении интересов, новый характер приобретает потребность человека в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Потребность в общении порождает дружбу и любовь.
Нравственные потребности - это поведение, соответствующее моральным принципам общества, добро, истина.
Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;
о личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Личное потребление происходит не на производстве, а за его пределами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и духовные.
Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).
Поступки людей определяются их интересами, прежде всего экономическими. Экономическая жизнь общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Производство может быть нормальным только при условии нормального свободного потребления. Между производством и по-
2.4. Виды потребностей и их классификация
треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно: производительное потребление представляет собой процесс производства, где потребляются средства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.
Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обусловливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утратила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продуктов требует их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.
Духовные потребности - высшие человеческие потребности, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуальных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-
вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа - преодолеть все противоречия.
Интеллектуальные потребности - рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Потребность в познании - переменная личности, отражающая степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности).
Потребность в научном познании образуется на основе потребности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удовольствие от решения проблем, особенно трудных.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.
Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.
Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.
Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из условий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне развитого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъявляемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глубокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.
Развитие базовых потребностей можно представить следующим образом:
О потребность в активности - от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;
2.4. Виды потребностей и их классификация
о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);
О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;
о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.
По степени конкретизации все потребности подразделяются на две группы:
О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг;
о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
По количественной определенности и возможности удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:
о абсолютные потребности - выражают желание обладать товарами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связаны с конкретными предметами потребления;
О действительные потребности - формируются в рамках достигнутого уровня производства. Как и абсолютные, они не ограничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям;
о платежеспособные потребности - определяются платежеспособными возможностями потребителей, что их отличает от абсолютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке достаточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.
Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за недостаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития общественного производства, совершенствования производственных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармоничном развитии личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребности в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это
2.4. Виды потребностей и их классификация
общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма приблизительны и носят условный характер. Но поскольку не выработано ничего лучшего, они используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей.
Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррациональные потребности могут складываться одновременно у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляющиеся по причине этого болезни. К иррациональным относятся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.
Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.
Существует тенденция рассматривать потребность как эквивалент влечения. Этот способ употребления расширяет базовые и биологические потребности. Приравнивание потребности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в кислороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, когда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К главе 1
\. В чем сущность природы человека?
2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?
3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существенное, определяющее человека?
4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человеческой деятельности на примере размышлений античных мыслителей.
5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?
6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу человека и его потребностей.
7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие человеческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?
8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в западной обществоведческой мысли середины XX в.?
К главе 2
1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.
2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке социально-ценностных характеристик личности?
3. Что побуждает человека к деятельности?
4. Что является источником развития потребностей?
5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психологический уровень?
6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?
7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.
9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?
10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.
Мотивация человекаМотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.
Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.
Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по , вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Эксперименты Э. Мэйо выявили снижение текучести кадров за счет роста престижности профессии, социальных, групповых отношений.
Интерес с точки зрения выделения мотивирующих факторов представляет теория человеческих потребностей, предложенная в
40-е гг. CC в. А. Маслоу (рис. 9.1).
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.
Ф. Герцберг предложил две группы факторов в 50-х гг. CC в.
- гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
- факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
К первой группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства. Эти факторы автоматически не определяют мотивацию. Вторая группа факторов предполагает, что каждый человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).
Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха. Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия. Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.
Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания В. Врума . Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.
Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.
М = З — Р * Р — В * Валентность
Иерархия потребностей по Маслоу
Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:
- Физиологические потребности;
- Потребность в безопасности и защищенности;
- Социальные потребности;
- Потребность в уважении
- Потребность в самореализации;
Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.