Считаешь ли ты современному школьнику. Научная работа по чтению «Правда ли, что современные дети совсем не читают? Но таких заданий очень мало, потому что творческий подход не приветствуется

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение - один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.Кроме того, приоритетная цель ФГОС - формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения) ; воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески».

Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современных школьников (а это -будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.

Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

Объектом исследования являются подростки в возрасте 11- 17 лет; предметом - уровень читательской активности учеников.

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты : Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Задачи исследования:

1.на основе анализа современной научной литературы рассмотреть роль чтения как важный фактор социализации личности.

2.провести констатирующий срез на базе исследования для выявления показателей читательских предпочтений современных школьников.

а)изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся;

в) выявить, как часто читают школьники книги, помимо произведений школьной литературы;

г)определить: чему отдают предпочтение школьники в приобретении знаний о современной жизни.

4.ввести в план работы школы мероприятия и конкурсы, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

Теоретические (анализ разработанности темы в литературе и других источниках)

Практические (анкетирование, сравнение, моделирование)

Выборку исследования составляют 112 школьников в возрасте с 11 до 17 лет.

2. Основное содержание.

Роль чтения в становлении личности.

Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. И историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно - в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:- возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;- научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;- способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;- дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

Однако Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение - огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. Однако Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». Современные произведения для детского чтения условно можно разделить на:- произведения, созданные специально для детей- адаптированные произведения классиков для детского чтения,а также на:- родную и- инонациональную литературу.

Кроме того, можно выделить:- художественные произведения (проза, поэзия, драматургия)- научно-популярные издания- справочные, информационные издания.

В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.

По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное - ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.

Семья и её роль в развитии детского чтения

Семья - это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще - с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок).

Ребенок учится Сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого - обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;· обогащать словарь знаний о литературе;· переходить от привычки читать к потребности в чтении;· создать духовную близость с родителями;· формировать взгляды и мировоззрение· приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям

Отношение россиян к чтению

Газета «АИФ» провела акцию - за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал - Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!

Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, - тщетный человек. Это моё глубокое убеждение».

Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения".

Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43% респондентов читают книги иногда (в 1996 году таковых насчитывалось 49%). Никогда или очень редко читают 35% ответивших против 20% 13 лет назад.

Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).

Каждый пятый россиянин - постоянный читатель журналов. Любители журналов - это, как правило, жители Северо-Западного округа (29%) и респонденты с высшим образованием (26%). Журналы менее всего пользуются популярностью у южан и жителей Поволжья (41%), а также у пожилых (53%) и малообразованных (62%) граждан.

Ключевые показатели

Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда - 35%

Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%

79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% - журналы

Самые читаемые жанры художественной литературы в России - классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)

У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан

Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» - подобные высказывания, имеющие объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди учащихся 9-11 классов я провел опрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

Ответы между собой были схожи.

Вот некоторые из них:

« Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет - источниками»

« Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

« Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК, который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

Интересные факты о чтении:

Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Современные дети и чтение.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Я решил исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы. Для этого я составил анкету, состоящую из 10 вопросов.

Самыми читающими классами у нас оказались 5, 9 и 11 классы, 80 % учеников ответили, что они любят читать, 6 класс 76%. Хотя 5 класс предпочитает больше читать журналы, чем книги. Зато 11 класс и 9 увлекаются художественной литературой. Как видите по диаграмме: газеты наши ученики читают мало, самый высокий процент-это 32% у 7 класса. На вопрос, читаете ли вы книги, помимо школьной программы в каждом классе положительный процент выше. Хотя читают учащиеся нашей школы художественную литературу не более 1 раза в неделю и чтение для них значит- просто найти интересующую информацию-65%. Как возможность отдохнуть- 55%, и чтобы выполнить задание- 38% . На вопрос « Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?» Большинство учащихся ответили, что обратятся в интернет, на втором месте- телевидение, и только потом книги. А радио в наше утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство детей его слушают редко, либо совсем не слушают.

Предпочитаемые литературные жанры наших школьников- это фантастика- 60 %, детективы 40%, комедии 25% и что-то другое 60%. Практически все ученики любят читать литературу не по школьной программе и называют любимых литературных героев в среднем звене: Незнайка, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров из произведений русских классиков, изучающихся по школьной программе. И на вопрос «любимые писатели» все старшеклассники называют писателей-классиков, произведения которых изучаются по школьной программе. (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Тургенев)

Я сопоставил процент качества по гуманитарным предметам с результатами читательских интересов и получилось, что самые читающие классы, о которых говорилось выше- это 5, 6, 9, 11 классы- имеют лучший процент качества образования по гуманитарным предметам- Литературе, русскому языку и истории и обществознанию.

3.Заключение.

В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением читательской активности школьников:

Помогать ребенку вести читательский дневник

Воспитывать творческого читателя,

Формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,

Воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры,

Презентации книг, тематические книжные выставки:

книжные выставки располагать и оформлять таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

Книжные выставки:

 книги-юбиляры;

 писатели - юбиляры.

В школьной библиотеке организовать выставки в помощь учебному процессу:

 «Новые учебные пособия»,

 «За страницами учебника»,

Для учащихся начального и среднего звена должны быть оформлены книжные полки:

 «Здесь мир фантазии и сказок»,

 «Дети, спешите в библиотеку…».

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использовать такие формы как:

Библиотечные уроки;

Мероприятия в игровой форме;

Комментированное чтение;

Чтение вслух.

Индивидуальное информирование,

Литературные игры,

Обзоры книг.

Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверен, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я разработала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также памятки для школьников, в которых говорится о необходимости чтения литературы как духовно-нравственном становлении личности.

4. Список литературы.

Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21-23.

Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.

Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 56.

Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru.

PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета: Определение читательских интересов:

2.Что значит для вас чтение?

3.Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

4. Как часто вы читаете?

5. Что значит для вас чтение?

6. Чему отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

7. Каким жанрам литературы отдаете предпочтение?

8. Назови свою любимую книгу.

9. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?

10. Ваши любимые писатели?

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.

2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.

Памятка для родителей

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

Как часто ты читаешь?

Что значит для тебя чтение?

Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современном обществе и человеке?

Какие жанры литературы вы читаете?

Любимые книги.

Любимый герой.

Любимые писатели.

Процент качества по гуманитарным предметам.

Горловская специальная общеобразовательная школа-интернат

І-ІІ ступеней №16 МОН ДНР

Доклад на педсовете:

Роль книги и чтения

в воспитании чувств и

в развитии речи школьников

Заместитель директора по УВР:

Скирта М.А.

г. Горловка

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать…!» Эта меткая фраза произнесена великим французским мыслителем Денни Дидро много-много лет назад. Можно удивляться только, насколько она актуальна сейчас. В современном обществе проблема детского чтения, увы, стоит очень остро. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ ещё в древности. Спустя века, А.П.Чехов скажет: «Для интеллигентного дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». А ведь именно книга делает нас лучше, образованнее.

И существует уверенность в том, что чтение связано с большим количеством мифов. Например, читающий человек более успешен, ему открыты все ценности культуры, у него лучше развито воображение. Могу сейчас, наверное, большой список этих ценностей продиктовать, но это в целом мифы. Да, действительно, существуют данные, что люди, у которых хорошая грамотность чтения, дальше получают хорошее образование, делают хорошую карьеру и так далее. Но люди, которые хорошо читают ещё и относятся к семьям с высоким образовательным статусом, т.е. родители у них читающие, эти семьи ориентированы на хорошее образование, поэтому вклад самого по себе чтения выделить трудно в дальнейших успехах. Можно считать это мифом. Тем не менее, действительно, в культуре существует эта ценность, и хочется понять, на чём она базируется.

Был замечательный исследователь Нейл Постман, ещё в 1982 г., написавший брошюру, в которой сказал о том, что детство исчезает. Почему это я сейчас упоминаю в связи со чтением? Потому что главной причиной исчезновения детства он называет исчезновение чтения. Постман писал: «Разница между ребёнком и взрослым – это разница между грамотным и неграмотным». Пока не было грамотности, эта разница лежала либо в других сферах, либо её вообще не было. А когда люди разделились на тех, кто умеет читать, и тех, которые не умеют, тогда и возникло разделение на детей и взрослых. В 1982 году ещё не было интернета, поэтому он говорил о телевидении. Учёный отмечал, что люди, которые видят непосредственно картинки, реагируют не аналитически, а эмоционально. И в этом смысле эти люди без различия хронологического возраста: и не дети, и не взрослые. Т. е. тема чтения в этой работе стала очень важным индикатором принадлежности к якобы исчезающей группе людей, которые умеют мыслить, читать. Таким образом, чтение само по себе очень важная часть человеческой жизни, если верить Постману. Это значит, что, читая, ребёнок погружается в воображаемый мир, он представляет те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем. Он видит себя действующим и испытывает сильные чувства. И в этом смысле чтение – это способ проникновения в культуру, способ собственного развития, т.е., судя по всему, вещь довольно важная. Однако, если мы посмотрим на современные средства искусства, например, кино, то поймём, что там человек, погружающийся в видеоряд, тоже испытывает большое количество чувств. Но здесь есть тонкость, как утверждают психологи, потому что слишком мало приходится додумывать, анализировать контент, который предъявлен в фильме. А контент, предъявленный в вербальной и письменной форме, требует больших аналитических и личностных усилий. Поэтому, несмотря на то, что я начала с того, что ценность чтения – это миф, я бы всё-таки сказала, что есть много оснований думать о том, что этот миф отражает действительность.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребёнка, в том числе её составляющей информационной.

Учёные, занимающиеся проблемами детского чтения, выделяют 3 аспекта готовности к чтению:

1 – готовность как мотивированность к такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам появляется в 3-4 года. Однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется в 5-7 лет. В редких случаях и раньше, то это исключение из правила;

2 – интеллектуальная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. Как известно, устная речь – система условного обозначения объективной реальности с помощью слов, их сочетаний по определённым правилам. До конца дошкольного возраста ребёнок затрудняется в выражении своих мыслей, образов, впечатлений посредством речи. Развёрнутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно. Значение многих слов ребёнок знает приблизительно, иногда неверно. Письменная речь для него является символом второго порядка, т.е. системой графических знаков, которыми обозначают знаки устной речи.

Трудность в усвоении грамоты связана не только с тем, что буквы – это символы второго порядка. Она обусловлена ещё и высокой степенью производительности акта чтения и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Необходимо, например, сосредоточить произвольно зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всём читаемом предложении и строке. Последнее необходимо для того, чтобы, дочитав одну строку, перейти к началу второй.

3 – языковая и метаязыковая готовность.

Примерно в 5-7 лет дети становятся в определенной степени способны понимать устноречевые тексты без опоры на контекст. Это позволяет им полноценно понимать книжные тексты.

Навык чтения включает два основных компонента:

    декодирование текстов, представленных в графической форме, перевод их в устноречевую форму;

    понимание значения письменных текстов.

Процесс декодирования состоит из определения букво-звуковых соответствий, слогослияния, воссоздания звукового облика целого слова → вытекают ступени овладения чтением : овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступени становления синтетических приёмов чтения; ступень синтетического чтения.

Процесс понимания письменных текстов изучен значительно хуже, чем процесс декодирования. При этом понимание значения прочитанного включает понимание значения каждого прочитанного слова и предложения в целом. Понимание смысла значительно сложнее и многограннее. Экспериментально доказано, что понимание текста слабо коррелирует с техникой чтения. Плохая техника чтения препятствует полноценному пониманию текста. Но быстрое, беглое чтение не гарантирует полноценное понимание.

Существует ряд методов обучения чтения:

1 – традиционная аналитико-синтетическая методика обучения, которая предполагает обязательное владение полным владением звуковым анализом устной речи и навыками реконструкции целого фонетического слова из отдельных звуков;

2 – глобальная методика, которая предполагает минимальные требования к анализу, основная опора делается на зрительный анализатор;

3 - полуглобальная методика обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.

Детское чтение по своей структуре состоит нескольких периодов:

- возраст 6-7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

- отроческий период – переход от детского к подростковому (10-11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального к логическому восприятию, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.

- от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;

- дети от 14 лет – переход от подросткового к юношескому этапу развития личности. На этом этапе читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

Детское чтение дифференцируется на учебное и личностное. Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. Цель научно-познавательной книги – умственное развитие ребёнка и главное здесь – знание, информация. Художественная литература многофункциональна. В свободном детском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньше места, чем художественная. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу.

Книга для современных детей перестала быть источником духовного роста. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребёнка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведёт к бездуховности.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук. Как утверждают учёные, фундамент данной проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят их читать, а в том, что их не всегда хорошо учат читать, т.е. у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения.

Задача обучения детей чтению - научить понимать ребёнка то, что он читает. Учёные, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению, выявили 3 основные причины:

1 – не всегда качественное обучение ребёнка чтению;

2 – не поддержание интереса детей к чтению;

3 – необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По результатам исследований, современные дети сами считают, что уровень их знаний падает, они стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

    слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);

    не хватает свободного времени;

    нет желания.

В этом учебном году мы провели небольшое исследование среди старшеклассников. На вопрос: «Любите ли вы читать?»

Положительно ответили – 48%;

Читают только по необходимости – 48%;

Не читают вообще – 4 %.

На 1 месте приключенческая литература, фантастика. Классическую литературу читают по необходимости. Итак, данные результаты показывают, что большинство детей не любят читать, а ведь роль печатного слова в формировании личности очень велика.

По мнению современных учёных на смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» - «модель литературной социализации личности». Это процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом.

Кроме того, педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов. Школьники не осваивают язык классического наследия, ими не только утрачивается культура чтения, но и культура речи. А влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

«Электронная культура», в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

Однако, по мнению учёных, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно представляет, к нему возникает острый интерес. Когда оно будет освоено, оно «устроится» в структуру жизнедеятельности, и займёт в ней своё место. Таким образом, сегодня меняется характер и отношение детей ко всему комплексу медиа-книгам, телевидению, мультимедиа и интернету.

Всё выше представленное доказывает, что сегодня действительно существуют проблемы в области детского чтения, но дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно там будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Хотелось бы, конечно, чтобы СМИ, интернет совсем не вытеснил литературу. По-моему мнению, они никогда не смогут заменить старые умные, добрые книги, на которых воспитывались миллионы людей, целые поколения…

Не секрет, что современный молодой человек, являясь вполне развитым в умственном плане, владея определёнными знаниями, в духовном и эмоциональном плане зачастую оказывается на самом низшем уровне.

Таким образом, приобщение юных читателей к подлинным ценностям мировой художественной литературы, формирование культуры чтения становится сложнейшей педагогической проблемой. Сегодня деформация личности молодого человека приобрела угрожающий характер. Он не всегда различает, где добро, где зло, где прекрасное, а где безобразное. Сегодня как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы, с помощью писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику.

Вы помните, что выше я говорила о том, что меняется сейчас «модель чтения», и учёные отмечают следующие черты, которые характеризуют её:

- «любовь к чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения; престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения);

Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги разных видов и жанров;

Наличие домашней семейной библиотеки.

Именно семья – главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению учёных, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к чтению, книге. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнок - добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера, духовное единство. Семья в определенной степени руководит чтением детей, здесь ребёнок получает информацию о книгах, но, к сожалению, резкое снижение времени семейного чтения – факт общеизвестный. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи, не способствует формированию ребёнка-читателя.

Поэтому нужно прикладывать усилия специалистам (учителям, библиотекарям) для возрождения семейного чтения, через реализацию следующих задач:

Формирование умения общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;

Обогащение знаний о литературе;

Создание духовной близости с родителями;

Формирование взглядов и мировоззрений.

Да, книга формирует ценности ребёнка, влияет на его нравственные идеалы. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, дети учатся понимать, что такое добро, зло, долг, честь.

Значение книги неоспоримо. Она не только учебник, с помощью которого овладевают знаниями, но и учебник жизни, который никогда не заменит телевизор или компьютер. Медики утверждают, что для нормального функционирования мозга человек должен прочитать 20-25 страниц художественного текста каждый день.

Читающий ребёнок – надёжное культурное будущее любого государства. Через какое-то время от него будет зависеть, какое место и какую роль займёт книга в обществе. Современным детям предстоит жить в информационно насыщенном мире, поэтому приобщение их к книгам, сегодня необычайно важно.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М.Горький).

Школа предлагает сегодня только русскую классику и редко умеет действительно заинтересовать ею.
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Любому книжному проекту сегодня не просто: в стране мало читают, а школьники тем более.

Артем Новиченков: Школьники читают достаточно, просто не те книги, которые читают их учителя. Многие учителя не берут во внимание массовую литературу, пользующуюся у подростков большим спросом - манга, фэнтези, фантастика, антиутопии, графические романы и т.д. Так что я не вижу названой проблемы. Да, у нас чтение сегодня в упадке. Увы, мы давно уже не литературоцентричная страна. Прежде стандартным каналом продвижения чтения была школа. А что предлагает школа сегодня? Русскую классику. Кино, театр, живопись мы в школе не изучаем, а литературу изучаем, она становится обязательной и из-за этого несвободной. Толстой, Достоевский, Чехов - безусловно, вершина, но до этой вершины надо еще добраться. И добраться с помощью чего-то другого, а не сразу давать ученику тексты Гоголя, которые непривыкшему глазу физически сложно читать. Зарубежная массовая литература проще, конечно, да, она не такая глубокая, как русская. Но я убежден, если вам в 15 лет нравится Ремарк и Коэльо, то, читая, вы рано или поздно, можете дойти до Толстого и Достоевского. Если будет в этом потребность.

А не в том ли миссия учителя, чтобы помочь дорасти ученику до классики?

Артем Новиченков

Артем Новиченков: Миссия любого учителя - создать комфортные условия для получения образовательных услуг. Когда тебя заставляют учить наизусть "Птицу-тройку" из Гоголя или поэму Ломоносова - это некомфортные условия. Дело здесь даже не в возрасте. А в отсутствии честного вопроса "Зачем?". Например, к "Войне и миру" я не знаю, в каком возрасте можно быть готовым. Да, есть книги не по возрасту. Но если мы идем от ученика и его потребностей, в той же "Войне и мире" очень много того, что современному подростку в 10-м классе может быть нужно, важно, а главное, полезно. Задача учителя - вытащить это из произведения, из любого. Даже за те несчастные 9-13 часов, которые даются на изучение "Войны и мира". Вот "Евгений Онегин" - идеальная книга для 9-го класса, потому что отвечает потребностям подростков.

Как вы думаете, нужна ли сегодня в школе современная литература?

Артем Новиченков: В преподавании мы опираемся якобы на опыт Советского Союза, но школьная программа по литературе в те годы была самой передовой среди всех стран. Вознесенский и шестидесятники попали в учебники уже в 1960-е годы. А если мы перейдем в страшные сталинские годы - Фурманова, Фадеева, Федина изучали, когда их романы только вышли. Школьная литература отвечала на вызовы современности. Сегодня мы хоть одного живого писателя изучаем? Раньше был один Евтушенко, но он умер. Мы изучаем интеллектуально живую литературу, но вся она написана на языке ушедших эпох. Она говорит о вечных проблемах, но редко о том, что актуально здесь и сейчас, что происходит сегодня. Виктора Пелевина можно было бы читать в школе, Владимира Сорокина - его тексты очень актуальны, рассказы Татьяны Замировской - молодой писательницы, которую мало знают. Можно посмотреть на шорт-листы премий "Нос", "Андрея Белого" и выбрать оттуда несколько имен, опираясь на потребности учеников и вкусы учителей. Ведь во многом проблема упирается в навыки учителей, они часто не знают, не интересуются этой литературой, увы. Но если даже не выходить из русской классики - почему "Война и мир", а не "Анна Каренина", почему "Обломов", а не "Обыкновенная история", почему "Гроза", а не "Волки и овцы"?

Вопрос-ответ

Как устроен Павильон Книги на ВДНХ? Это библиотека с книжным магазином?

Артем Новиченков: Мы решили отойти от слова "библиотека". У нас концептуально другое пространство. Это читальный зал, который разделен на две стилистически разные зоны: рабочая - со столами и стульями и лаунж-зона, где кресла, диваны, низкие столики, торшеры и больше растений - здесь более домашняя обстановка. У нас есть и балкон - место для тех, кто хочет побыть в одиночестве или, наоборот, почитать в компании под самым потолком. Кроме того, у нас есть кофейня, где готовят очень вкусный кофе.

Что касается литературы, в павильоне можно взять любую книгу, поработать с ней столько, сколько нужно, и если она вам понравилась, ее можно купить и забрать домой.

Прямая речь

Сергей Райский: Никогда не предугадаешь, что приохотит подростка к серьезной литературе


Сергей Райский

Считаете ли вы, что современные подростки мало читают?

Сергей Райский: Не смог найти автора, но афоризм известный: "Всякое обобщение ложно, включая и это". Нет, я так не считаю. Но и не считаю, что они много читают. Они разные. В каждом классе есть читающие много, читающие только из-под палки и не читающие совсем.

Подросток, читая комиксы, Пауло Коэльо, может в будущем обратиться к более серьезной литературе?

Сергей Райский: Каждый случай особенный, никогда не предугадаешь, что приохотит подростка к серьезной литературе. Предполагаю (но не отвечаю за это предположение как за гипотезу), что сообщества в соцсетях в этом смысле куда более действенны, чем комиксы или книжная попса. Помню, после выхода первых книг Роулинг о Гарри Поттере очень многие говорили, что эти книги приучили детей к чтению. Но ведь это не так. Были и есть читатели книг Роулинг, которые ничего, кроме "Гарри Поттера", читать не желают. Были и те, кто после "Гарри Поттера" стал читать и другие книги, но преимущественно фэнтезийные. Видимо, есть и те, кто начал с "Гарри Поттера" и потом стал активным читателем. То есть что "Гарри Поттер", что комиксы, что Коэльо - любое потенциальное начало на самом деле ни о чем не говорит.

Нужно ли изучать современную литературу в школе?

Сергей Райский: Изучать? Темы, идеи, мотивы, система образов и прочее? И шире: тенденции, направления, течения? Если и нужно, то не в большей степени, чем классику. Современную литературу в школе стоит читать и обсуждать. Это нужно делать уже потому, что дети и подростки, как правило, читают современные книги гораздо охотнее, чем классику. Работая с современной литературой, учитель, в частности, может помочь школьникам через нее прийти к тем книгам, из которых современная литература вышла.

Нужно ли заучивать длинные сложные оды Ломоносова, стихи Державина наизусть на уроках литературы? Не "насилие" ли это?

Сергей Райский: О каких "длинных сложных одах" идет речь? В учебнике для седьмого класса есть короткий фрагмент одной оды Ломоносова - и все. Да, и три тоже коротких и очень простых стихотворения Державина. И далеко не все учителя заставляют заучивать именно эти стихи. Слово "насилие" взято в кавычки, видимо, чтобы показать, что оно употреблено в особом переносном смысле. В каком? Если имеется в виду принуждение к тому, чего ученик сам не хочет делать, то ведь почти весь процесс обучения не только в школе, но и почти с самого рождения на этом построен. Поэтому вопрос следует адресовать всем тем, кто заставляет детей делать что бы то ни было: мыть руки, выключать свет, выходя из комнаты, и т.д. Если же речь в принципе о заучивании стихов наизусть как о форме работы со стихотворениями в рамках школьного курса литературы, то могу повторить свой старый пост в ЖЖ. Есть формальная сторона дела, то есть требования школьной программы по литературе: некий набор текстов надо знать. Это можно объяснять по-всякому; кроме тренировки памяти (по-моему, это очевидная польза), на мой взгляд, самый разумный вариант объяснения следующий: знание стихотворных текстов значительно изменяет к лучшему то, что мы привыкли называть культурным багажом.

Толстой и Достоевский сложны для детского восприятия?

Сергей Райский: Весь Толстой? Лев Николаевич, конечно? Нет, весь не сложен. Свою "Азбуку" он писал для крестьянских детей. Не думаю, что современных детей можно счесть неразвитыми в сравнении с крестьянскими детьми середины XIX века, так что про льва и собачку поймут. Достоевский почти ничего не написал для детей, и никто, кажется, детям его не предлагает, если не считать некоторых религиозных преподавателей, у которых дети в обязательном порядке читают рассказ "Мальчик у Христа на елке". О других случаях не слышал. Если речь о "детях" раннего подросткового периода, то повести Льва Толстого "Детство" и "Хаджи-Мурат" современному школьнику вполне по силам - при некотором напряжении мозга, разумеется. Если уж протестовать, так против "Тараса Бульбы": вот где и сложность, и психологически тяжело, да и антисемитизм зашкаливает. Если же под детьми почему-то подразумеваются старшеклассники, а под Толстым и Достоевским - "Война и мир" и "Преступление и наказание", то ответ прост: да, сложно. А кто сказал, что тексты, выбранные для изучения, должны быть простыми?

Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Ребенок, читающий книгу, не пользуется уважением среди сверстников и вызывает у них только удивление. Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни.

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребенка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению "без книги наступает убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности". Для воспитания в детях доброты и широты души надо читать произведения классиков, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Пушкина и других авторов, чьи работы называют школой жизни. Мало кто из родителей сам может похвастаться тем, что еще в школьные годы полностью прочитал "Войну и мир" Толстого или же "Преступление и наказание" Достоевского.

Если даже кто-то смог осилить эти книги, скорее всего ничего из того, в чем заключается в них та самая "школа жизни" не понял. Современные школьники знакомы с произведениями классиков в том объеме, сколько предусматривается школьной программой. Сказать, что сегодня школьники читают меньше, чем 20 лет назад было бы неправильно. Действительно, раньше было много библиотек и детей, регулярно посещающих их. Но тогда не было компьютеров и возможности у родителей купить интересные книги, поэтому дети получали информацию в основном в библиотеках.

Сегодня большинство современных школьников имеют дома компьютеры, что дает возможность читать тексты с Интернета. Неудивительно, если ваш ребенок с экрана компьютера уже прочитал "Гарри Потера" или "Код Давинчи". Поэтому, запрещать сидеть за компьютером и требовать, чтобы ребенок читал книги, не следует. Чтение для ребенка должно быть удовольствием и естественным желанием, только тогда можно говорить о пользе книг.

Однако компьютер может принести пользу в воспитании ребенка лишь в том случае, если ребенок не использует его как средство для развлечения. Компьютерные игры не могут заменить ребенку чтение. Еще известный компьютерный гений Билл Гейтс не раз напоминал школьникам о том, что все компьютеры ничего не значат, если не будет увлеченных и знающих учащихся, преданных делу преподавателей и неравнодушных родителей. Без знаний обо всем образованный и интеллигентный человек немыслим, но требовать от ребенка, чтобы он прочитал всю классику и те книги, которые вы прочитали сами в школьном возрасте также неправильно. У современных школьников сознание и восприятие мира другое, они привыкли получать информацию фрагментами, из которых у них складывается общая картина.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»