Разгульные банкеты и охота на медведя. Как снимали «Жестокий романс

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Наверное, ни один фильм Эльдара Рязанова не получал таких разноречивых отзывов. Это был своего рода эксперимент: никогда до этого режиссер не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Н. Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 г. Новое прочтение встретило раздраженную и даже гневную реакцию: «Жестокий романс» называли откровенной пошлостью. А во время съемок происходило немало интересных, забавных, а иногда и трагических эпизодов.


Еще в то время, когда Эльдар Рязанов принял решение снимать фильм по «Бесприданнице» и перечитывал пьесу Н. Островского, в ролях Паратова и Карандышева он представлял Никиту Михалкова и Андрея Мягкова. Без этих актеров фильм бы не состоялся. Поэтому еще до начала съемок он заручился их согласием. В роли матери Ларисы, Хариты Огудаловой, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Поэтому проб не проводили, только главную героиню выбирали из нескольких претенденток. Выбор пал на 23-летнюю Ларису Гузееву, для которой эта работа стала дебютной.

Гузеева признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же, опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком. Эльдар Рязанов вспоминает: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».

Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984


Андрей Мягков в фильме *Жестокий романс*

Съемки в фильме едва не стоили жизни Андрею Мягкову. По сюжету, его герой бросается в погоню за «Ласточкой». Актер не заметил, как подплыл слишком близко к пароходу, и лопасть ударила по носу лодки. Она перевернулась, и Мягков ушел под воду. К счастью, ему удалось спастись. Несмотря на серьезность ситуации, он отреагировал очень спокойно, а позже отшучивался и говорил: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».

Лариса Гузеева и Алиса Фрейндлих в фильме *Жестокий романс*



На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Рязанов заранее знал, что экранизация пьесы Островского не будет одноименной, ведь одна «Бесприданница» уже вышла на экраны в 1936 г. Название «Жестокий романс» появилось само собой – режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам: «Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял – то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».

Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

Во время съемок, которые проходили в Костроме, Михалков часто устраивал банкеты для съемочной группы, с поистине паратовским размахом: пели и плясали под цыганские песни до утра. Однажды зарплату актерам задержали, перебивались сухим пайком. Тогда Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной. «Опять жеребцует!» – комментировал режиссер хулиганский кураж Михалкова.

Никита Михалков в фильме *Жестокий романс*


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Критики разнесли «Жестокий романс» в пух и прах. Фильм называли опошленной и упрощенной адаптацией пьесы Островского, писали, что на фоне корифеев кино Михалкова, Мягкова и Фрейндлих начинающая актриса Лариса Гузеева выглядела беспомощной, Рязанова клеймили за то, что он исказил смысл пьесы и не сумел правильно передать атмосферу.

Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой


Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

Тем не менее в год выхода фильма его посмотрели 22 млн зрителей, в 1985 г. его признали лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а Никиту Михалкова – актером года.

Этой экранизации пьесы Островского «Бесприданница» вполне могло и не быть, если бы у Рязанова не образовалась творческая пауза после картины . «Не то чтобы я не любил этой пьесы... Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссёрских интересов, — рассказывает Рязанов. — Больше того, я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней... Моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать “Бесприданницу”. У соседа по дачному посёлку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать». То, что Паратова и Карандышева (главных мужских героев) должны играть Михалков и Мягков , режиссёр решил для себя сразу.

Андрей Мягков и Лариса Гузеева

«Рязанов прислал мне сценарий, к которому была приложена записка: “Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду”, — поделился с “АиФ” Никита Сергеевич. — Разумеется, такая режиссёрская позиция очень льстит актёрскому тщеславию, но после я понял всю суть его беспокойства. Опасность нас ждала огромная...» Дело в том, что уже существовало две экранизации «Бесприданницы», и риск снять вторичное кино был очень высок.

«Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время, — вспоминает Михалков. — В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведённых трёх недель я, отложив все дела, провёл там два месяца». Сам Никита Сергеевич умалчивает, но, по воспоминаниям съёмочной группы, Михалков регулярно устраивал разгульные банкеты за свой счёт (однажды местные жители даже вызвали милицию), много пел под гитару, а когда задержали зарплату (такое в советском кино случалось), достал охотничью лицензию и отправился на охоту. Медведя, которого он добыл, ели несколько дней всей съёмочной командой.

Алексей Петренко, Никита Михалков, Георгий Бурков и Виктор Проскурин на съемках фильма «Жестокий романс», 1984 г. Фото: РИА Новости

«Жестокий романс» стал дебютом и визитной карточкой для актрисы Ларисы Гузеевой , которая исполнила роль Ларисы Огудаловой. Однако у Рязанова были большие сомнения по поводу того, справится ли она с ролью. «У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность, — вспоминает мэтр. — Но не во всём я был уверен, когда утверждал её на роль. Однако все актёры-партнёры проявили доброе отношение к молодой артистке... Поначалу её профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».

Драка за классику

«Гузеева — замечательная партнёрша! Но это была её первая картина, — говорит Михалков. — Дебют среди таких высоко-профессиональных “монстров” — Мягков, Фрейндлих, Петренко — был невероятным испытанием. Но Гузеева пришла на картину с “опытом имени”: её мама, как мне рассказывала сама Лариса, назвала её именно в честь Ларисы Огудаловой. Так что здесь даже некая сакральная связь существовала. Ещё во время съёмок картины, понимая, что для Ларисы этот фильм может стать выигрышным лотерейным билетом, я неоднократно говорил ей: “Не снимайся нигде, пока не выйдет фильм! Не давай возможности узнать тебя другой, прежде чем тебя не узнают такой”. Лариса ответила, что это невозможно, потому что ей нужны деньги, и т. д. Я предложил свою помощь. Но, видимо, жажда славы и женское честолюбие одержали верх, и Лариса снялась в одной или двух картинах до выхода “Романса”. Картины эти, мягко говоря, были слабыми. Это, на мой взгляд, несколько смазало успех, который пришёл к ней после выхода фильма Рязанова».

Лариса Гузеева на съемках фильма. Фото: www.russianlook.com

«Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, — утверждает режиссёр. — Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”. В фильме Протазанова — “Нет, не любил...”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял — то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».

Никита Михалков

Романс «Мохнатый шмель» в исполнении Михалкова на многие годы стал настоящим национальным хитом, как и сама картина. Впрочем, положительно фильм приняли не все... «Я прекрасно помню, как маститые литературоведы клеймили Рязанова за то, что он исказил смысл пьесы великого русского драматурга, — говорит кинокритик Виктор Матизен . — Существовала целая армия “бойцов”, которая охраняла классику от экранизаций. Они готовы были стрелять по любому, кто хоть чуть-чуть отклонялся от первоисточника. Так что Рязанову досталось по полной программе. Разговоры о том, что сегодня нет столь же удачных экранизаций русской классики, не совсем справедливы. Хорошие экранизации появляются, просто вокруг них шума гораздо меньше, чем раньше. Да и выходят они преимущественно в телеформате, поскольку зритель в массе своей переместился из кинотеатров к телевизору».

Песня Адамо "Je t"aime" : Песню Адамо тонко смонтировал со знакомыми нам кадрами из "Жестокого романса" camposnegros из Эквадора.

И ничего при этом не потерялось, что касается шарма Ларисы Гузеевой. Потому что в "Жестоком романсе" ее озвучивала Анна Каменкова, а песни пела Валентина Пономарева.

Удивительно пронзительный фильм, настолько чистой нельзя быть, земная жизнь такое не приемлет. Я сейчас просто не могу смотреть на Гузееву, такой образ создать и в такую циничную, вульгарную бабу превратиться, вот, что бы было с Ларисой, если бы ее не застрелили. Я просто поражаюсь насколько можно оказаться не в своей среде и встретить не своего мужчину. Идолопоклонничество - тяжкий грех, а Паратов для нее неземное существо, вот и поплатилась. Просто рой мыслей, даже упорядочить не могу, поэтому просто предлагаю послушать божественный голос... (конец цитаты)

И тут Ирис дала ссылку на те же самые кадры, что и camposnegros, но только с другой песней, "А напоследок я скажу" . Как раз в исполнении Валентины Пономаревой.

И почитала я интервью с Гузеевой (чуть было не написала: с Огудаловой). И кажется мне, что у Рязанова были трудности с созданием образа Ларисой Гузеевой. Недаром он и озвучивать ее дал другой актрисе, и потом никогда больше не снимал. А ведь у Рязанова была манера опять и опять приглашать актеров. И я помню, что Ларису Гузееву жалели и про Рязанова говорили, что он ее открыл, но сразу же бросил, после того как открыл.

Но с другой стороны, смотришь именно на лицо Ларисы в фильме. Она такая благородная, юная, искренняя... Жизнь которой - страсти-мордасти (это я Ларису Гузееву цитирую, сказавшую: "Страсти-мордасти - это не по мне").

Но сама Лариса Гузеева рассказывает, что она никого, кроме себя, не любила в юности. И сейчас то, что она говорит, говорит только о черствости и грубости, об эгоизме и о том, что деньги - это главное:

- Есть ли у вас общие черты с главной героиней "Жестокого романса"?

Совершенно ничего нет. Я знаю, чего хочу от жизни, и, если вижу, что есть какая-то опасность, я ее обойду, не полезу на рожон. И потом, у меня в жизни не было такого опыта, чтобы я любила, а меня - нет. Если мужчина не ответил бы мне взаимностью, я бы просто ушла. Для меня это не могло быть трагедией. Она несчастная, а меня несчастье не притягивает.

- Почему тогда Эльдар Рязанов выбрал на эту роль именно вас?

В театре эту роль играли опытные актрисы, поэтому мою героиню там могла сыграть и сорокапятилетняя женщина. А в кино зрителя не обманешь. Здесь героиня обязательно должна соответствовать возрасту. Я думаю, что Рязанову понравился мой тип женщины, то есть, его представление о Ларисе совпадало с моими физическими данными.

- А с Никитой Михалковым вы до сих пор дружите?

Это все мифы. Актеры редко дружат. Когда мы с Никитой встречаемся, то целуемся, спрашиваем о делах и, не выслушав ответа, расходимся. Актерская профессия достаточно эгоистичная. Ни одна актриса не хочет, чтобы ее подруге досталось больше ролей, больше аплодисментов.

- Вы мечтали стать актрисой еще в детстве?

Ну, наверное, все девочки хотят стать актрисами. Но мое желание стать богатой и знаменитой было сильнее, чем стать драматической актрисой в оренбургском театре. Поэтому после института я не хотела работать в театре ни одного дня. Во-первых, я уже была избалована: рано начала сниматься в кино. Во-вторых, у меня были главные роли, а это совсем другие деньги.

И то, что она рассказывает, про свою не совсем удачную актерскую судьбу - после такого дебюта и почти ничего, ну не внушает доверия. Она рассказывает, что кому-то она грубо отказала и из-за этого не получала хорошие роли:

Никогда на свою внешность я "не покупала никаких благ", и не жалею об этом. Все, что я имела, я зарабатывала профессией, и не важно, что большинство моих работ никто, кроме меня не помнит - у меня была одна звездная роль, многие ли могут этим похвастать? (отсюда)

Но противоречит это тому, что она только что рассказала: что к сорока годам мужчина, мол, должен заработать своей даме "на хорошее вино и остальные ее прихоти", а если не заработал, то не может ее интересовать. И тому противоречит, чему она собирается научить свою дочь и уже якобы научила сына:

До двадцати пяти лет я думала, что проститутки и наркоманы есть только за границей, да и то все сидят в тюрьме. Своего сына я воспитываю иначе, в девять лет он уже все знает и о наркоманах, и о голубых, и о том, как ухаживать за женщиной, что ей надо дарить дорогие подарки, водить в хорошие рестораны. А когда подрастет дочка, я научу ее премудростям женского обаяния, объясню, как себя вести, чтобы выбрать хорошего мужа, дабы не попасть в лапы подонку. (отсюда)

То есть не служению искусству, а манипулирование, "премудрости женского обаяния" для успеха на брачном рынке. И девятилетнего мальчишку уже учит, что женщинам нужны дорогие подарки и дорогие рестораны. ...!!!

И про своего нынешнего мужа рассказывает:

Но когда мне было 18, а Игорю 17, он мне казался безнадежным ребенком. На его попытки ухаживать я шутливо ответила: "Нравлюсь? Копи деньги".

Ну неприлично ведь, грубо, цинично, вульгарно! И это в 17 лет! Конечно, выглядела она тогда очень трогательно, даже в 23 года, когда снималась в "Жестоком романсе". То есть девушка - циничная, вульгарная, высокомерная, с целью жить богато и прославиться, мытье полов не для нее, а мужчины интересуют только с деньгами. И неудивительно, что к 50 годам все эти качества проявляются уже и внешне, несмотря на актерскую карьеру.

Еще - от Ларисы Гузеевой:

На самом деле, состоятельность мужчины говорит о его силе характера и уме, поэтому вряд ли бы мне понравился мужчина, едва сводящий концы с концами. Мой муж - владелец ресторана, и достаточно взглянуть на интерьер этого заведения, чтобы понять, что у него безукоризненный вкус.

Я против, чтобы друзья приходили в молодую семью. Встречайтесь на футболе. Пусть живут своей жизнью, рожают детей и будут счастливы. Прошли те советские времена, когда встречались на кухне.

Женщина должна всегда удивляться и восхищаться своим мужем. Это очень важно в браке и приятно супругу. А актерские жены - вообще фантастические женщины. Им нужно проявить мудрость и «куда подальше» засунуть свои амбиции.

Ничего плохого нет в том, чтобы постоянно восторгаться своим мужем, если он этого достоин. Возить ему чемоданы в аэропорт. Если получать от этого удовольствие, он и женщине позволит жить ярко и красиво. И она станет самой счастливой женщиной на свете.

На берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в семействе овдовевшей дворянки Хариты Игнатьевны Огудаловой свадьба – выдают замуж за Тифлисского князя среднюю дочь Ольгу. Старшая, Анна, замужем за иностранцем и живет в Монте-Карло. Однако выясняется, что муж ее был уличен в шулерстве. Харита Игнатьевна озабочена тем, как раздобыть деньги для Анны. После смерти мужа дела пошли неважно. И семейство Огудаловых едва сводит концы с концами.

Харита Игнатьевна вынуждена прибегать к хитростям и просить деньги для себя и дочерей у гостей дома, регулярно посещающих с визитами Огудаловых ради компании младшей дочери Ларисы Среди постоянных гостей: Мокий Парменович Кнуров - самый состоятельный купец города. Он женат и не годится Ларисе в женихи. Однако не жаден и не отказывает Харите Игнатьевне в небольших ссудах, которые не намерен требовать назад. Другой завсегдатай – купец Василий Вожеватов, друг детства Ларисы. Богат, но недостаточно, чтобы позволить взять в жены девушку, за которой нет хоть какого-нибудь состояния. За Ларисой, очевидно с самыми серьезными намеренями, ухаживает молодой небогатый чиновник Юлий Капитонович Карандышев. Он влюблен в Ларису, но совершенно ей неинтересен, потому что глуп, болезненно самолюбив и жалок. Среди всех ухажеров Лариса выделяет лишь Сергея Сергеевича Паратова, красивого и обаятельного барина-судовладельца. Девушка влюблена в него, и чувство ее взаимно. Лариса и Харита Игнатьевна ожидают предложения, но вместо этого Паратов спешно уезжает из города – разбираться с управляющими, которые довели его до банкротства.

Лариса тяжело переживает отъезд любимого. Проходит несколько месяцев, а от Паратова нет вестей. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера и уговаривает Ларису выбрать жениха. Во время одного из приемов в доме Огудаловых арестовывают одного из гостей, представившегося банкиром, а на самом деле оказавшегося кассиром, сбежавшим с деньгами банка. Это происшествие отваживает от дома Огудаловых многих постоянных гостей. Харита Игнатьевна умоляет дочь определиться с кандидатом в женихи. Лариса соглашается выйти замуж за первого посватавшегося. Им оказывается Карандышев.

Карандышев и Лариса помолвлены. Юлий Капитонович ликует: Лариса предпочла его всем ухажерам. Его честолюбие, тщеславие и мелочность унизительны для Ларисы. Она просит жениха сразу после свадьбы увезти ее в имение.

Неожиданно возвращается Паратов. От Кнурова и Вожеватого он узнает о скорой свадьбе Ларисы и Карандышева и об обеде, который намерен устроить жених, чтобы порисоваться перед своими бывшими соперниками. Во время обеда, на котором оказываются все действующие лица, Карандышев выпивает лишнего, ведет себя глупо и жалко. Лариса страдает от унизительности ситуации. Паратов вынуждает Ларису признаться в любви и уговаривает ее бежать с ним. Между тем, он помолвлен и должен жениться, чтобы спастись от разорения. Лариса соглашается отправиться с Паратовым и компанией в поездку по Волге на «Ласточке», пароходе Паратова, который он ввиду расстроенного состояния вынужден продать Вожеватову. Охмелевший Карандышев засыпает и пропускает отъезд компании.

Утро следующего дня. Кнуров и Вожеватов, зная о предстоящей женитьбе Паратова, понимают, что для Ларисы поездка на «Ласточке» означает падение. Зато у Кнурова и Вожеватого появляется шанс взять Ларису в любовницы. На палубе коммерсанты решают определить, кому достанется Лариса, подкинув монету. В это время к судну причаливает Карандышев. Он понимает, что Лариса провела ночь с Паратовым и застает купцов за игрой в орлянку. Лариса узнает о предстоящей свадьбе Паратова. Раздавленная предательством Паратова она покидает его каюту и блуждает по пароходу. Ее настигает Карандышев. Силой он пытается овладеть ею, но Лариса вырывается и идет на палубу, чтобы уже если и отдаваться кому-нибудь, то подороже, имея ввиду Кнурова. Обезумевший от ревности Карандышев стреляет в Ларису.

Хиппи Лариса Гузеева приехала на съемки "Жестокого романса" в драных джинсах и с беломориной в зубах))).

Лариса Гузеева:

– Удача – это если бы я работала официанткой в кафе, и туда бы случайно зашел Рязанов покушать, он бы меня увидел и, сраженный моей неземной красотой, пригласил бы на главную роль. Я же вместе с бесчисленным количеством молодых актрис и студенток проходила сложнейшие кинопробы, меня смотрели с каждым партнером… Мне повезло только в том, что из тысяч Эльдар Александрович выбрал меня. Но когда он меня только увидел, был в шоке. Я же хипповала и приехала на пробы в обрезанных, рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные, распущенные волосы денежками: Я курила «Беломор», сплевывала сквозь зубы, сквернословила – у меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Это когда меня переодели и причесали, произошла полная перемена личности...

Неплохое перевоплощение))

Пьесу "Бесприданница" ругали с самых первых дней постановки. Вот несколько выдержек из критики:

Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей...

Вера Комиссаржевская в роли Ларисы.

Лариса в исполнении Комиссаржевской - выдумка ее собственного сочинения, а никак не Островского.

«Театр и искусство» 1901 год.

Паратов и Лариса в фильме Якова Протазанова.

Паратов в фильме измельчен. Из роли вытравлены черты, характеризующие Паратова как человека большой воли и незаурядного ума...

Фильм Рязанова тоже ругали все и вся, кому не лень. Его похвалила лишь предыдущая "бесприданница" Нина Алисова.

Нина Алисова в "Бесприданнице"

Когда на меня после выхода на экраны “Жестокого романса” обрушился весь этот огонь критиков, единственным человеком, кто похвалил картину, стала Нина Ульяновна Алисова, - говорит Рязанов. - В “Литературной газете” она написала: “Жестокий романс” поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива. Давно такого сильного впечатления от художественного произведения я не испытывала”. А ведь ей наверняка было непросто воспринять и новую исполнительницу, и современную трактовку.

«Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время, - вспоминает Михалков. - В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведённых трёх недель я, отложив все дела, провёл там два месяца». Сам Никита Сергеевич умалчивает, но, по воспоминаниям съёмочной группы, Михалков регулярно устраивал разгульные банкеты за свой счёт (однажды местные жители даже вызвали милицию), много пел под гитару, а когда задержали зарплату (такое в советском кино случалось), достал охотничью лицензию и отправился на охоту. Медведя, которого он добыл, ели несколько дней всей съёмочной командой.

Ольга Пыжова-Харита Игнатьевна.

Эльдар Рязанов: "Я был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова - не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать троих дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь. А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца - неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина - он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой - внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих".

20 сентября стал вторым днем рождения Андрея Мягкова. На съемках этой сцены он чуть не погиб. Лодку засосало под лопасти парохода. Актер выплыл. Без парика. "А дядя-то лысый!" - воскликнул какой-то мальчишка с берега, из зрителей-зевак.

Густой туман в финальных сценах настоящий, «дым-машина» не понадобилась: Волга у берегов Костромы, где снимался «Жестокий романс», в одночасье по капризу погоды стала такой, какой хотел её видеть Рязанов. И капитана он уговорил-таки выплыть на середину реки, в гущу тумана.

Некоторые сцены сняты в Москве:

Усадьба Л.Толстого в Хамовниках

​Мансуровский переулок.

дом архитектора Кузнецова в Мансуровском переулке.

http://moskvalubvimoey.blogspot.ru/2014/04/blog-post_14.html

Михалкову разрешалось всё - и импровизации, и слегка хулиганский кураж («Опять жеребцует!» - комментировал режиссёр). А банкеты после съёмочного дня бывали порой такими разгульными, что выз-ванные однажды кем-то милиционеры… в итоге полюбопытст-вовали: «А можно мы с вами посидим?»

Еще немного фактов:

Роль Ларисы Гузеевой была озвучена Анной Каменковой, а вокальные партии за нее исполнила Валентина Пономарева.
-Оператором фильма был Вадим Алисов, сын Нины Алисовой.
-Здание Костромского театра кукол послужило декорацией железнодорожного вокзала для эпизода приезда Паратова.

Старинные колесные пароходы «Спартак» и «Достоевский» сыграли в картине паратовскую «Ласточку» и принадлежавшую Вожеватову «Святую Ольгу». Оба судна всего на несколько дней сделали остановку в Костроме для съемок в фильме, а эпизоды на борту парохода «Спартак» снимались уже во время его планового рейса, для чего пассажиров попросили освободить часть палубы.

Эльдар Рязанов планировал снять другую картину:

Лия Ахеджакова познакомила меня с пьесой Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Пьеса оглушила меня. По тем временам это было неслыханное по смелости и откровенности произведение, бичующее наши коренные пороки и недостатки. Я загорелся, захотел поставить эту вещь на экране. Я принес пьесу нашему генеральному директору Николаю Трофимовичу Сизову, которому я очень доверял. Он прочитал «Дорогую Елену Сергеевну» и сказал мне следующее:

Конечно, всех посадят! Но ставить эту картину будем. Даю пьесу для прочтения Ермашу.

Этот разговор случился 9 ноября 1982 года. А на следующий день умер Л. И. Брежнев. И далее началось зыбкое, неуверенное, трусливое ожидание аппаратом перемен. Никто из чиновников не знал, куда Андропов повернет руль государства, что будет можно, а что нельзя. Короче, по распоряжению министра постановка «Елены Сергеевны» была отложена на очень долгий, неопределенный срок. И вообще стало ясно, что какое-то количество времени ничто острое, смелое, критическое на экран не прорвется... И я решил поискать что-нибудь в классике такое, что было бы созвучно нашей тусклой, сумеречной, неверной эпохе. Так появился "Жестокий романс".

Избранное

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»