Инженерные формирования сухопутных войск сша. Штат инженерно-саперной роты танкового полка Советской Армии (иср тп) Табельное инженерное имущество роты

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Железный народ, вы сапёры,
И сколько ж вы мин извлекли
С дорог, перевалов и сопок,
Руками достали с земли?

А сколько раз пули свистели?
Над головой у виска.
И ноги порой холодели.
Дрожала порою рука.

Но нет, то минутная слабость
Её Мы в расчёт не берём.
Вы щупами мерили землю.
Со смертью здесь каждый знаком.

Спасибо, сапёры, ребята,
Ведь столько парней вы спасли!
Вы мины с земли извлекали -
Вам низкий поклон до земли!

Игорь Сокало

Личный состав инженерно-сапёрного взвода
РММГ-2 (ММГ-5) «Кайсар»
с декабря 1986 г. по июнь 1992 г.

Инженерно-сапёрный взвод в ММГ "Кайсар" появился не сразу. До января 1987 года, т.е. 8 лет нескончаемых боевых действий мотоманевренной группы в Афганистане, взвода не было. А мины на дорогах, тем не менее были. "Как-то справлялись без специалистов", - подумает несведующий человек. На самом деле всё не так просто. Для решения сложной задачи по проверке дорог, горных спусков, узких проходов и пр. в отношении минирования использовались инженерно-сапёрные отделения 1, 2 или 3 пограничных застав мотоманевренной группы. На вооружении в таком отделении, в своей основе, были минно-розыскные собаки и щупы. Численность отделения: 3 человека (инструктор службы минно-розыскной собаки, старший вожатый и вожатый). Работали на выездах, как правило, собаки инструктора или старшего вожатого. Остальные собаки выполняли сторожевую роль в базовом лагере в Кайсаре.

На боевые выезды в состав экипажа первого БТРа головной походной заставы обязательно включался инструктор с собакой той заставы, которая была назначена в ГПЗ. Резервная собака с инструктором следовала в середине колонны или ближе к хвосту на одной из БМП.

Стараниями начмана Н. Максимова в конце декабря 1986 года за счёт штата ММГ был создан инженерно-сапёрный взвод. Отделения минно-розыскных собак на заставах были сокращены и переданы в ИСАПВ. Немного пострадали и другие подразделения. 7 января 1987 года в ИСАПВ появился первый ВрИО командира взвода Юрий Собко, прибывший в составе большой группы прапорщиков в Кайсар. С этого момента ИСАПВ и взвод боевого обеспечения жили отдельно от остальных подразделений ММГ, перестроив часть здания столовой, где были склады. Склады в свою очередь в 1986, начале 1987 годов были выведены за основную территорию ММГ.

В начале февраля 1987 г. во взвод на усиление прибыли БАТ-2м на базе танка Т-72 и придана БРМ. Такая невиданная техника была предназначена в первую очередь не для боевых действий, а для ввода в базовый лагерь инженеров - бурильщиков. Командованием была поставлена задача обеспечить все заграничные гарнизоны водой из артезианских скважин, чтобы никогда не зависеть от воды, которую могли перекрыть или отравить душманы.

Вскоре, для взвода, ММГ получила новый, с капитального ремонта БТР-70. Ему был присвоен бортовой номер 875. Однако повоевать ему было не суждено. На первом же выходе за транспортной колонной в апреле 1987 г., при проходе на обратном пути с 45 пограничного знака Биркинского ущелья, БТР подорвался третьим слева колесом.

С появлением самостоятельного подразделения изменился состав ГПЗ. Теперь старшим заставы был кто-то из офицеров 2-ой или 3-ей застав, а старшим БТРа сапёров был офицер или прапорщик ИСАПВ. ГПЗ теперь строилась так: впереди БТР сапёров, за ними БТР старшего ГПЗ. Далее шла вся остальная колонна, состоящая из транспортных машин и боевой техники.

Вторая половина 1987 года и до второй половины 1991 года история ИСАПВ нашей ММГ скрыта под слоем памяти. Надеюсь на то, что ветераны взвода прольют свет на эти белые страницы. А вот с второй половины 1991 года и до расформирования ММГ истории взвода фактически не было, т.к. в мангруппе не было такого подразделения. Но были специалисты, был сапёр лейтенант Кущиков (прибыл в ММГ в августе 1991 года), который закончил нормальное инженерное училище. Служебные собаки вместе с инструкторами и вожатыми были снова закреплены за заставами, также постоянно, каждый божий день, проводились тренировки по поиску тротиловых шашек. В период выполнения служебно-боевых действий ММГ собаки использовались при проверке опасных в минном отношении участков дорог во время выходов пограничных нарядов или боевых групп на линию государственной границы для проверки пограничных знаков и демонстрационных действий. Из бывших в 1992 году в мангруппе ещё работал патлатый, кудлатый эрдельтерьер Янус. Была ли в этом необходимость? Была! Мины на участке 68 Тахта-Базарского пограничного отряда духи продолжали устанавливать даже после окончания боевых действий в течение нескольких последующих за выводом войск лет.

Списочный состав личного состава инженерно-сапёрного взвода связи ММГ "Кайсар" не полный. Список отражает примерно 50% личного состава, прошедшего службу во взводе за время Афганской войны. Есть неточности в фамилиях, почти нет дат пребывания в мотоманевренной группе солдат и сержантов, нет сведений о наградах, должностях, местах проживания офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов . Отсутствуют точные данные о личном составе призыва осень 1987 г., весна 1988 г., а также данные о командирах взвода после вывода.
Прошу поднять свои дембельские альбомы, письма и вспомнить всех, уважаемые ветераны. Изменения и дополнения по списку личного состава ИСАПВ вносите через сообщения на форуме ММГ "Кайсар" в специально открытой для этого теме:

Активация новых пользователей на форуме в целях борьбы со спамом осуществляется посредством отправки письма со ссылкой для активации учётной записи на указанный пользователем почтовый ящик. Проблемы, возникающие при регистрации можно передать администратору через форму "Контакты " на сайте.

ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНЫЙ ВЗВОД МОТОМАНЕВРЕННОЙ ГРУППЫ «КАЙСАР»

Командиры взвода

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
ст. лейтенант Стародубов Владимир Иванович Инженер ММГ - командир взвода
лейтенант Руденко Константин Николаевич 09.09.1988 - Инженер.
лейтенант Кущиков Нуры 08.1991 - 06.1992 Инженер. До расформирования ММГ включительно. Туркменистан.

Прапорщики взвода

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
ст. прапорщик Собко Юрий Владимирович 07.01.1987 - - 20.01.1989 Старший техник. Подрыв в апреле 1987 г.
прапорщик Мантуль Юрий Васильевич 24.01.1989 - - 07.1991 Старший техник. г. Мурманск

Список солдат и сержантов инженерно-сапёрного взвода по призывам

Призыв осень 1985 - 1987 г.г.

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
сержант Макаревич Анатолий 03.1986 - - зима 1988 ст. вожатый службы минно-розыскных собак. Гомельская область, переведён с 1 заставы в январе 1987 г.
сержант Морозов Александр 28.03.1986 - - зима 1988 Инструктор отделения службы минно-розыскных собак. Переведён с 3 заставы в январе 1987 г.
сержант Пальчевский Игорь 03.1986 - - 05.1987 Инструктор службы собак. В январе 1987 г. переведён в ИСАПВ с 2 заставы, в апреле - мае 1987 г. переведён в ПОГО.

Призыв весна 1986 - 1988 г.г.

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
сержант Герец Александр Михайлович Комндир отделения - начальник станции
сержант Гречкосий Виктор Николаевич 12.1986 - - 05.1988 Командир отделения - командир машины
ефрейтор Зайченко Владимир Г. Старший механик-водитель
сержант Кочубей Аркадий Викторович 12.1986 - - 05.1988 Командир инженерно-сапёрного отделения
сержант Могила Аркадий Станиславович 12.1986 - - 05.1988 Командир отделения инженерной разведки
мл. сержант Шестаков Юрий Владимирович Ст. сапёр-разведчик
мл. сержант Хурматулин Адик Рашитович Наводчик сапёр-оператор

Призыв осень 1986 - 1988 г.г.

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
рядовой Белановский Виктор Станиславович Механик-водитель
рядовой Гусев Вячеслав Петрович 03.1987 - - 15.02.1989 Ст. сапёр - наводчик
ефрейтор Дружинин Сергей Александрович 03.1987 - - 15.02.1989 Механик-водитель
ефрейтор Ермаков Николай Анатольевич 03.1987 - - 15.02.1989 Водитель БТР.
рядовой Жалалов Фазлитдин Таджимагомедович Сапёр-лаборант
рядовой Инагамов Абдулхамид Туралович Механик-водитель
рядовой Мельников Владимир Васильевич 03.1987 - - 15.02.1989 Ст. лаборант - ст. химик
ефрейтор Ошарин Владимир Аркадьевич 03.1987 - - 15.02.1989 Сапёр. В настоящее время проходит службу в Пинском ПОГО Беларуси, майор.
мл. сержант Попов В.Н. Сапёр-электрик
рядовой Сафин Рафаэль Рафович Водитель
рядовой Цуканов 16.03.1987 - - 15.02.1989

Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед переднем краем обороны противника

Московский ордена Tрудового Красного

Знамени Горный Университет.

Военная кафедра.

КУРСОВАЯ___РАБОТА

по тактико-специальной продготовке

тема: " Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода

по проделыванию проходов в

минно-взрывных заграждениях перед

передним краем обороны противника."

Работу выполнил:

студент взвода 343

Руководитель:

подполковник

Скоробогатов В. А.

Студенту взвода 343

на выполнение курсовой работы по тактико-специальной подготовке.

Тема: "Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед передним краем обороны противника."

Вариант N6.

I. Исходная обстановка.

Карта 25000, листы

У-32-108-В-г, У-32-108-Г-в,У-32-108-Г-г,

У-33-97-В-в, У-32-120-Б-а, У-32-120-А-б,

У-32-120-Б-б, У-33-109-А-а.

Командир 2 иср 1 исб в 16.00 20.07 в створах проходов поставил задачу командиру 1 исв.

командира 2 иср 1 исб на проделывание взводом проходов в минных полях перед передним краем обороны.

1. 4 мпб противника занимает оборону с передним краем по:

восточная окраина Розенхорст (83-04), восточная окраина Борстель (81-03).

2. 12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП (его 2 мсб).

3. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 20.07 проделать 2 прохода в минных полях противника.

4. Проходы N 7,8 устраивает 1 исв, NN 9,10

5. Приказываю: 1 исв в ночь на 20.07 проделать проходы NN 7,8 в минных полях противника. Готовность проделанных проходов к 5.00 21.07. На проделанных проходах организовать комендантскую службу силами одного отделения. Слева проделывает проходы 2 ивум. Необходимые средства для проделывания проходов получить на складе ВТИ 45 МСП в районе с отметкой 56.5 (81-06) и у старшины роты в районе расположения роты (отметка 56.0 (81-06)).

Я буду в районе расположения роты. Связь со мной- связными.

Мой заместитель- Вы.

Указания

командиру 2 иср по организации взаимодействия и различным видам обеспечения.

1. Действия взвода по месту и времени согласовать с командиром обороняющейся 6 мср 45 МСП, на которую возложено боевое прикрытие действий взвода.

2. По проходам NN 7,8 будут наступать подразделения 1 мсб 12 МСП, с которыми организовать взаимодействие по вопросам: места и времени проделывания проходов, их обозначения, обозначения путей выдвижения к проходам.

3. Во взводе иметь наблюдателя за действиями противника и сигналами старшего начальника.

Сигналы оповещения, установленные в полку:

Химическое нападение противника и радиоактивное заражение местности- две красных ракеты, голосом "Атом";

Появление воздушного противника- две зеленые ракеты, голосом "Воздух".

4. Личный состав противогазы имеет при себе, ОЗК- на местах выполнения задачи.

II. Дополнительные данные

Личным составом, средствами инженерного вооружения и транспортом исв укомплектован полностью. Все машины имеют по одной

заправке ГСМ.

III. Исполнить

Студенту изучить задание и в роли командира исв организовать выполнение полученной задачи взводом.

В пояснительной записке изложить:

Уяснение задачи командиром взвода;

Расчет и распределение времени;

Предварительные распоряжения;

Оценку обстановки с необходимыми расчетами;

Выводы из оценки обстановки и рекогносцировки;

Решение на выполнение задачи;

Боевой приказ подчиненным подразделениям и расчетам, и указания по различным видам обеспечения.

На отдельном листе представить:

Исходную обстановку с карты со схемой организации действий исв при выполнении задачи;

Схему действий отделений по проделыванию проходов;

Схему организации комендантской службы на проходах;

Обозначение проходов.

IV. Руководства и пособия.

1. Руководство по устройству и преодолению инженерных заграждений.

2. Тактико-специальная подготовка. Учебник для курсантов военно-инженерных училищ.

3. Пляскин В.Я. и др. Инженерное обеспечение общевойскового боя.

Срок исполнения 1.04.97.

Руководитель курсовой работы

подполковник

Скоробогатов В. А.

“___”_______________1997г.

Время отдачи приказа: 16.00 20/07

Время готовности: 5.00 21/07

I. Уяснение задачи командиром взвода.

Оперативное время: 16.00 - 16.10

Место: створы проходов.

1. Противник обороняется с передним краем обороны по рубежу: восточная окраина Разенхорст, восточная окраина Бортсель.

12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 20.07 проделать 2 прохода в минных полях противника.

2. 1 исв поставлена задача к 5.00 21.07 проделать проходы 7,8 глубиной до 100 м. Способ проделывания - вручную. На проходах организовать комендантскую службу.

3. Необходимые средства для выполнения поставленной задачи получить у старшины роты.

4. Огневое прикрытие действий взвода возложено на командира 6 мср.

С командиром 6 мср организовать взаимодействие по вопросам:

Какие средства выделены на прикрытие действий взвода;

Сигналы вызова и прекращения огня средствами прикрытия;

Время начала и окончания действий взвода по проделыванию проходов в минных полях противника. Командир 2 иср будет в районе расположения роты. Связь с ним связными. Заместитель

командира 1 иср - Я.

II. Расчет и распределение времени.

Оперативное время: 16.10 - 16.15

Сейчас 16.00 20/07. Донесение представить к 5.00 21/07.

Всего имеется времени на подготовку и выполнение задачи

13 ч.00 мин.

Светлого времени - 6ч. 00мин. с 16.00 до 22.00,

Темного времени - 7ч.00мин. с 22.00 до 5.00

На выполнение задачи потребуется до 4 часов. К выполнению задачи приступить в 21.40 20/07.

Имеющееся время распределить:

1. Уяснение поставленной задачи.......... 16.00 - 16.10

2. Расчет и распределение времени........ 16.10 - 16.15

3. Передвижение командира в район сосредоточения

взвода.................................................. 16.10 - 16.30

4. Предварительные распоряжения........ 16.30 - 16.35

4.а Получение и проверка ВТИ у

старшины роты....................................16.35 -18.10

4.б Отдых личного состава

и прием пищи.......................................18.10-19.10

4.в Подготовка к выполнению задачи......19.10-21.20

5. Выдвижение в район выполнения задачи команди-

ров отделений и командира взвода...... 16.35 - 16.55

6. Оценка обстановки с учетом затрат времени на

организацию взаимодействия с командиром I мсб

и рекогнoсцировку................................16.55 -18.30

7.Передвижение командира в район сосредоточения взвода.........................................................18.30-18.50

8. Принятие решения на выполнение задачи.........................................................18.50 - 18.55

9. Постановка задачи командирам

отделений..................................... 21.20 - 21.30

9. Отдача боевого приказа..................... 21.30 - 21.40

10. Выдвижение в район выполнения задачи.......

21.40 - 22.00

11. Выполнение задачи отделениями..... 22.00 - 02.30

12. Доклад о выполнении задачи........... 04.55 - 05.00

III. Предварительные распоряжения.

Оперативное время: 16.30 - 16.35

Нашему взводу приказано к 5.00 21.07 проделать вручную проходы 7,8 в минных полях противника глубиной до 100м. и организовать комендантскую службу на проходах.

Заместителю командира взвода до 21.40 20.07 получить у старшины роты и проверить комплектность и исправность 3-х комплектов КРИ,18 указок и 18 фонарей для обозначения проходов.

Взводу к 21.40 прибыть в район выполнения задачи.

Всему личному составу иметь оружие, индивидуальные средства защиты и противогазы.

В 16.55 командирам отделений убыть со мной из района расположения роты на рекогносцировку.

IV. Вопросы, решаемые на рекогнoсцировке.

Оперативное время: 16.55 - 18.30

А. План рекогносцировки.

В ходе рекогносцировки определить:

Места, направления и ориентиры предполагаемых проходов.

Места расположения минных шлагбаумов.

Организовать взаимодействие с командиром Iмсб.

Способы обозначения проходов.

Б. Организация взаимодействия.

В ходе организации взаимодействия с командиром мсб уточняются следующие вопросы:

Порядок обозначения и ограждения проходов.

Устанавливаются сигналы для взаимодействия с Iмсб.

В. Выводы из проведения рекогносцировки.

Выводы из оценки противника:

В связи с возможным применением противником оружия массового поражения быть готовым к действиям в условиях радиоактивного заражения местности, средства противохимической защиты иметь при себе наготове;

При выполнении задачи иметь наблюдателей за воздушным и наземным противником и сигналами оповещения;

Выводы из оценки своих сил:

Взвод личным составом, средствами инженерного вооружения,транспортом укомплектован по штату, ГСМ- одна заправка, потерь нет;

Взвод способен выполнить задачу за 7 часов;

1,2 расчеты проделывают соответственно 7,8 проходы, затем 1 и 2 исо несут комендантскую службу;

Выводы из оценки местности и времени:

Местность открытая, позволяет выполнять задачу только ночью;

Время суток способствует успешному выполнению задачи;

V. Решение на выполнение задачи

Оперативное время: 18.50 - 18.55

1. Проходы проделать вручную, передвигаясь по-пластунски,уступом вправо.

2. 1,2 расчеты проделывают соответственно 7,8 проходы в минных полях противника глубиной до 100 м, после выполнения данной задачи 1 и 2 исо несут комендантскую службу. Во время проделывания

проходов 6 мср обеспечивает огневое прикрытие действий взвода. К выполнению задачи приступить в 21.40 и закончить в 4.30 21.07,

до этого времени заниматься подготовкой к выполнению задачи.

3. Взаимодействие с командиром 6 мср организовано по следующим вопросам:

Согласовано место расположения проделываемых проходов;

Согласованы вопросы огневого взаимодействия в случае появления противника;

Согласовано время начала и окончания выполнения поставленной задачи;

Связь с командиром 6 мср связными;

4. Я буду находится с 1 исо, связь со мной лично и связными.

VI. Боевой приказ

Оперативное время: 21.30- 21.40

1. Противник обороняется по рубежу: восточная окраина Разенхорст (8304), восточная окраина Бортсель (8103).

2. 12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 26.07 проделать 2 прохода в минных полях противника глубиной до 100 м.

3.Нашему взводу приказано к 5.00 21.07 проделать проходы 7,8 в минных полях противника перед передним краем обороны. Огневое прикрытие действий взвода возложено на командира 6 мср.

4.Слева проходы проделывает 2й ивум.

5. Задачу выполнять ночью вручную, передвигаясь по-пластунски. При освещении местности прекращать все движения.При выполнении задачи строго соблюдать маскировку.

Приказываю:

В 21.40 отделениям сосредоточиться в первой траншее наших позиций и в 21.40 непосредственно приступить к выполнению поставленной задачи, начав проделывать: 1 расчет - проход 7, 2 расчет

Проход 8,1 и 2 исо после выполнения взводом

задачи организуют комендантскую службу на проделанных проходах.

Выполнение задачи закончить к 4.30 21.07, до этого времени заниматься подготовкой к выполнению задачи.

На каждом проходе оставить по два человека с минными шлагбаумами в готовности к закрытию проходов в случае перехода противника в атаку.

Извлеченные мины и взрыватели сосредоточить на пункте боепитания полка и сдать под охрану.

7.Все необходимые средства подготовить и проверить.

В каждом отделении иметь: 1КРИ и миноискатели на каждого.

8. Я буду находится с 1 исо, связь со мной лично и связными.

9.Мой заместитель - штатный.

10. Сигналы оповещения, установленные в полку:

Химическое нападение противника и радиоактивное заражения местности - две красные ракеты, голосом "АТОМ";

Появление воздушного противника - две зеленые ракеты, голосом "ВОЗДУХ";

Сигналы взаимодействия с 6 мср:

Вызов огня -

очередь трассирующими в направлении цели.

Отзыв при возвращении в траншею-

Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] Гланц Дэвид М

ИНЖЕНЕРНЫЕ (САПЕРНЫЕ) ВОЙСКА

ИНЖЕНЕРНЫЕ (САПЕРНЫЕ) ВОЙСКА

Инженерные и саперные полки и батальоны

На протяжении всей войны в состав инженерных войск Красной Армии входили саперные войска в составе действующих фронтов и саперы, находящиеся в ведении руководства РГК или РВГК, которые выделялись Ставкой действующим фронтам и армиям по мере необходимости. И те, и другие должны были заниматься возведением и обновлением оборонительных сооружений и оказанием разного рода инженерной поддержки полевым войскам во время наступательных и оборонительных операций.

Инженерные войска в составе действующих войск Красной Армии включали в себя отдельные саперные батальоны (эскадроны) в стрелковых и кавалерийских дивизиях, моторизованные инженерные батальоны в механизированных корпусах, саперные батальоны (эскадроны) в стрелковых и кавалерийских дивизиях, понтонно-мостовые батальоны в танковых дивизиях, легкие инженерные батальоны в мотострелковых дивизиях, саперные роты или взводы в стрелковых и кавалерийских полках и в танковых и мотострелковых полках и бригадах, а также саперные взводы в полках РВГК и корпусной артиллерии.

Саперные батальоны корпусов и дивизий состояли из трех саперных рот трехвзводного состава и технической роты в батальонах корпусного либо технического взвода в батальонах дивизионного подчинения, мостостроительного взвода и взвода секретного оружия и небольшой службы тыла. Общая численность корпусного саперного батальона составляла 901 человек, дивизионного - 521 человек. В зависимости от дивизии, к которой они принадлежали, эти батальоны передвигались либо пешими, либо на лошадях. На 22 июня 1941 года в полевые войска Красной Армии входило свыше 200 саперных батальонов, все они сохраняли свою довоенную структуру до декабря 1941 года, когда Народный комиссариат обороны (НКО) снизил численность батальона до двух рот-в основном из-за создания в рамках РВГК более крупных и эффективных инженерно-саперных войск.

В инженерные войска РГК входило 19 инженерных и 15 понтонно-мостовых полков, дислоцированных в военных округах, которые НКО сформировал за первую половину 1941 года из 22 отдельных инженерных батальонов и 21 отдельного понтонно-мостового батальона. Из этого числа десять инженерных и восемь понтонно-мостовых полков, семь инженерных батальонов и два саперных батальона были приданы действующим фронтам, два инженерных и два саперных батальона были напрямую подчинены РГК, а остальные находились в военных округах и недействующих фронтах.

Инженерный полк РГК состоял из штаба, двух инженерных батальонов (один из них моторизованный), технического батальона с электротехнической, электро-заградительной, гидротехнической и маскировочной ротами, легкого понтонно-мостового парка (НПЛ), 35 инженерных машин, 48 грузовиков и 21 трактора. В понтонно-мостовой полк входил штаб, три понтонно-мостовых батальона (но лишь один кадровый), техническая рота со взводами прокладки дорог, строительства мостов, лесорубов, электротехнического и полевого водоснабжения, понтонно-мостовой парк Н2П и офицерская школа, оснащенная понтонными мостами и техническим оборудованием.

Накануне войны военные планы Генштаба требовали от НКО иметь в каждой полевой армии по меньшей мере один отдельный моторизованный инженерный батальон, один моторизованный понтонно-мостовой батальон и отдельные роты полевого водоснабжения, маскировки , электротехнической и гидротехнической поддержки, учебное подразделение саперов и отдельный резервный понтонно-мостовой парк, оснащенный комплектом Н2П. Кроме того, в каждой полевой армии следовало иметь резервный инженерный полк и отдельную резервную техническую роту для выполнения специальных инженерных задач.

Однако вдобавок к общей нехватке инженерных войск в существующих на 22 июня 1941 года инженерных полках и батальонах РГК отсутствовало от 35 до 60 процентов штатного командного состава, от 20 до 70 процентов штатного сержантско-старшинского состава. У них не хватало в среднем 35 процентов штатной численности и примерно 50 процентов штатного снаряжения.

Кроме инженерных войск, Наркомат Обороны накануне войны имел также 25 военно-строительных управлений. 23 из них занимались строительством укрепрайонов и полевых оборонительных сооружений в западных военных округах вместе с большинством инженерно-саперных войск, принадлежащих будущим фронтам. В результате с началом войны большинство боевых соединений оказались лишены необходимой инженерной поддержки.

Когда войска вермахта нанесли жестокое поражение Красной Армии в ходе операции «Барбаросса», и без того хрупкие советские инженерно-саперные войска претерпели большой урон. НКО отреагировал на это, спешно и практически с нуля начав формирование новых инженерно-саперных батальонов для РГК (позже - РВГК) с последующим выделением их действующим фронтам. Например, в июле 1941 года были расформированы все инженерные и понтонно-мостовые полки РГК, а их остатки использованы для формирования 100 небольших саперных батальонов, оснащенных только винтовками и другим ручным оружием, а также шанцевым инструментом, взрывчаткой и противотанковыми минами. 25 таких батальонов были приданы стрелковым корпусам, а еще 75 - стрелковым дивизиям.

В результате общее число инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонов в Красной Армии постоянно росло-с 20 на 1 июля до 178 на 1 ноября, включая 140, приданных действующим фронтам. Однако в тот же период инженерная поддержка стрелковых дивизий заметно снизилась. Например, 29 июля НКО расформировал технические и понтонные взводы в саперных батальонах стрелковых дивизий, а в июле 1942 года, после ликвидации в декабре трех саперных рот батальона, он сократил численный состав батальона на 60 бойцов, уменьшив также количество противотанковых и противопехотных мин.

Начиная с первых месяцев 1942 года НКО принялся компенсировать нехватку инженерных войск, придавая действующим фронтам и армиям один или два новых инженерных или саперных батальона, а фронтам - новые понтонно-мостовые батальоны. Отдельные инженерные батальоны могли быть либо пешими, либо моторизованными, они состояли из трех инженерных рот с тремя инженерными или моторизованными взводами и одним техническим взводом в каждой (последний имел отделения электроснабжения, лесорубов и транспортное), Общая численность батальона составляла 405 человек. Отдельные саперные батальоны имели две-три саперных роты при общей численности примерно в 320 человек.

В то время как число отдельных инженерных и понтонно-мостовых батальонов в Красной Армии возросло за описываемый период с 82 и 46 на 1 января 1942 года до, соответственно, 184 и 68 на 1 января 1944 года, количество отдельных саперных батальонов снизилось с 78 до трех.

Саперные бригады и армии

Хотя за время начальных этапов немецкой операции «Барбаросса» численность инженерных войск Красной Армии сильно сократилась, Государственный комитет обороны (ГКО) приказал

Ставке возвести для замедления наступления вермахта новые стратегические оборонительные рубежи и позиции, используя для этого вновь созданные инженерные и саперные части. Например, 24 июня ГКО приказал возвести стратегический оборонительный рубеж по реке Луге к югу от Ленинграда, 25 июня - второй рубеж от Невеля через Витебск и Гомель вдоль Днепра до Днепропетровска, а 28 июня - третий рубеж от Осташкова через Оленино, Дорогобыч и Ельню вдоль Десны до Жуковки, в 50 километрах к западу от Брянска.

Когда наступление вермахта ускорилось, ГКО в середине июля приказал Ставке возвести еще два крупных оборонительных рубежа, первый-для защиты Одессы, Крымского полуострова и Севастополя, второй - для защиты подступов к Москве. Московский рубеж, который преграждал вермахту наступление на Волоколамском, Можайском и МалоярославецкОм направлениях, начинался от Ржева, шел через Вязьму, на юг от Московского водохранилища по реке Лама, далее через Бородино и Калугу до Тулы.

Ответственность за возведение этих оборонительных рубежей Ставка возложила на Главное военно-инженерное управление НКО и на Главное управление гидротехнического строительства (Главгидрострой ) при НКВД. Первое должно было использовать для сооружения рубежей военно-строительные батальоны, находящиеся в подчинении фронтовых и армейских управлений военно-полевого строительства на отведенных им участках; в свою очередь, последнее должно было задействовать для возведения оборонительных рубежей в более глубоком тылу свои строительные войска. Когда такая организация работ оказалась неэффективной, ГКО 22 августа преобразовал Главгидрострой в Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) при НКВД и возложил на него ответственность за координацию строительства тыловых оборонительных рубежей.

Несмотря на все усилия ГКО и Ставки, стремительное наступление вермахта нанесло тяжелый урон инженерным войскам Красной Армии, не позволив большинству из них принять участие в возведении оборонительных рубежей. Немцы упредили многие из попыток Ставки возвести оборонительные рубежи. В августе и сентябре немецкие войска преодолели Витебско-Гомельский и Лужский рубежи Красной Армии, а в начале октября прорвали стратегическую оборону на вяземском и брянском участках, окружив и уничтожив крупные силы советских войск. Встревоженная возможностью выхода немцев к Москве, Ставка образовала 12 октября Московскую зону обороны, которая должна была состоять из серии оборонительных поясов вокруг города. Наиболее важный из них проходил через Хлебниково, Сходню, Звенигород, Кубинку и Наро-Фоминск, по Пахре и Москве-реке.

Поскольку у Красной Армии отсутствовали инженерно-строительные войска, необходимые для строительства этих и других оборонительных рубежей, ГКО 13 октября приказал НКО сформировать к 1 ноября 1941 года шесть саперных армий, состоящих из саперных бригад, и передал все инженерные и строительные войска Красной Армии в составе действующих фронтов и в тылу под начало ГУОБР (НКВД). Получившие номера с 1-й по 6-ю, эти армии были сформированы в Вологде, Горьком, Ульяновске, Саратове, Сталинграде и Армавире, их общая численность составила 300 000 человек.

ГКО возложил на ГУОБР ответственность за создание к 10 декабря всех тыловых оборонительных рубежей и позиций, особенно к западу от Москвы, и приказал ему подготовить весь личный состав, приданный новообразованным саперным армиям и другим инженерным войскам Красной Армии.

Каждая саперная армия должна была иметь примерно по 50 000 человек, преимущественно резервистов в возрасте до 45 лет. Предполагалось привлечь в них личный состав инженерных и строительных частей из зон действующих фронтов, а также других специалистов, мобилизованных в тылу. В саперных бригадах насчитывалось 19 саперных батальонов, один автотракторный батальон и один механизированный отряд. По распоряжению ГКО саперная армия должна была иметь 3000 грузовиков, 90 легковых машин, 1350 гусеничных тракторов и 2350 тягачей с прицепами, 12 000 вагонов стройматериалов и полное количество необходимых строительных инструментов. Кроме того, к строительству оборонительных рубежей привлекались управления других комиссариатов и гражданское население.

По приказу ГКО для строительства была проведена мобилизация местного населения. В основном это были женщины, старики, школьники и подростки допризывного возраста. По приказу военных советов фронтов и военных округов, а также областных и районных партийных и административных органов из них были сформированы рабочие батальоны [мобилизованные], которые затем подчинили саперным армиям .

В конечном итоге было сформировано девять саперных армий, получивших номера с 1-й по 9-ю. Эти армии состояли из 30 саперных бригад и имели в общей сложности 570 саперных батальонов, получивших номера с 1200-го по 1465-й и со 1543-го по 1771-й. Общая численность саперных армий на 1 ноября 1941 года составила 299 730 человек. Однако острая нехватка инженерных и строительных войск ограничивали численность и возможности этих армий и бригад.

Каждая из первых девяти саперных армий состояла из штаба и двух-четырех отдельных саперных бригад. В саперную бригаду входили штаб, 19 отдельных саперных батальонов, разделенных натри роты с четырьмя взводами в каждой и общей численностью батальона в 497 человек, механизированный отряд с одним дорожным и одним мостовым взводом, взвод лесорубов, взвод строительства позиций и автомобильно-тракторный взвод с четырьмя отделениями. Хотя численность каждой саперной бригады должна была составлять 9979 бойца, большинство бригад оставались не полностью укомплектованными. В итоге личный состав саперных батальонов, которому полагалось 12 часов в день заниматься строительными работами и еще два часа - военной подготовкой, был вынужден трудиться над возведением оборонительных сооружений по 12-14 часов в день и вообще не проходил никакой военной подготовки. Десятая по счету саперная армия, получившая номер 1, завершившая свое развертывание в полосе Западного фронта в январе 1942 года, состояла из десяти саперных бригад с восемью саперными батальонами в каждой - всего 80 саперных батальонов и 45 160 бойцов.

Первоначально саперные армии подчинялись ГУОБР при НКВД, но работали под прямым руководством Главного военно-инженерного управления НКО. Однако такая организация командования оказалась не вполне эффективной, и 28 ноября Ставка подчинила эти армии начальнику инженерных войск Красной Армии. В декабре 1942 года начальник инженерных войск придал девять саперных армий и 29 саперных бригад военным округам и действующим фронтам (две Западному фронту и одну-Карельскому фронту). К середине января 1942 года структура инженерных войск Красной Армии расширилась, теперь в них насчитывалось десять саперных армий, 40 саперных бригад, три инженерных полка и 82 инженерно-саперных, 78 саперных и 46 понтонно-мостовых батальона.

Эти саперные армии и бригады отвечали в первую очередь за возведение стратегических оборонительных рубежей в глубоком тылу Красной Армии. Первые из этих рубежей, расположенные в Московском, Сталинградском, Северо-Кавказском и Волжском военных округах, носили постоянный характер и состояли из сложной системы укрепленных батальонных оборонительных районов и ротных опорных пунктов, размещенных на вероятных направлениях немецкого наступления и вокруг крупных городов. Однако 27 декабря 1941 года, после победы Красной Армии под Москвой, ГКО приказал прекратить оборонительные работы вокруг Москвы, чтобы можно было выделить больше ресурсов для транспортировки беженцев, зерна и хлеба для нуждающегося населения, и ограничил строительные работы на других оборонительных, рубежах.

Помимо выполнения своих обязанностей по строительству, саперные армии служили еще и базой подготовки инженерных войск Красной Армии в целом. Например, в ноябре-декабре 1941 года НКО присвоил двум, а потом трем батальонам в каждой бригаде обозначение учебных и в конечном итоге передал свыше 90 таких батальонов действующим фронтам. Прошедшие подготовку как обычные инженерные, понтонно-мостовые или дорожно-мостовые батальоны и укомплектованные наиболее опытным личным составом, предназначенные для перевода на фронт части сразу же прекращали всякие оборонительные работы и занимались интенсивной полевой подготовкой. После убытия их на фронт саперные бригады формировали взамен ушедших новые батальоны и роты. Однако хаос, вызванный постоянным перетеканием личного состава между саперными армиями и действующими фронтами, отрицательно сказывался на эффективности действий первых.

Десять саперных армий доказали свою ценность во время зимнего наступления Красной Армии 1941-1942 годов, помогая поддерживать безопасность в тылу, повышая инженерные и саперные возможности фронтов. Однако они оказались неповоротливыми, неэффективными и трудно управляемыми, особенно в поминутно меняющейся боевой обстановке. Поэтому в феврале 1942 года ГКО приказал НКО расформировать половину саперных армий и бригад, придать остальные действующим фронтам, а личный состав расформированных войск использовать для содействия формированию новых стрелковых дивизий и бригад.

В феврале-марте НКО расформировал 2-ю, 4-ю, 5-ю, 9-ю и 10-ю саперные армии и шесть саперных бригад, увеличив численность 7-й и 8-й саперных армий Юго-Западного фронта соответственно до пяти и десяти бригад. Кроме того, он придал действующим армиям и Московской зоне обороны четыре саперные армии, три отдельные саперные бригады и много вновь образованных специальных инженерных частей.

В то же время Главное управление формирования и комплектования войск Красной Армии при НКО изъяло из саперных армий и бригад командный состав для передачи в действующие войска, а также сократило количество и численность саперных батальонов в саперных бригадах. Второй шаг НКО сделал в апреле, снизив численность саперных батальонов с 497 до 405 человек, заменив автотракторные батальоны ротами с четырьмя автомобильными и одним тракторным взводом в каждой и снизив численность саперных бригад до семи батальонов при одной автотракторной роте при общей численности бригады в 3138 человек.

В конце июня, через два месяца после завершения этой реорганизации, НКО столкнулся с трудной задачей - остановить новое летнее наступление вермахта, операцию «Блау». Помимо обеспечения поддержкой действующих фронтов, 1-я, 3-я 6-я и 8-я саперные армии НКО должны были укрепить оборонительные рубежи к западу от Москвы, возвести новые рубежи для обороны подступов к Сталинграду и Кавказу и выделить из своих рядов живую силу для возмещения потерь в войсках Красной Армии.

Пять саперных армий ускоренными темпами возводили эти оборонительные сооружения, но 26 июля ГКО приказал НКО к 20 августа извлечь 400 000 человек из небоевых частей, включая 60 000 саперов для придания их боевым соединениям. Оставшиеся саперные армии и бригады предполагалось сократить, поскольку они «слишком велики и организационно немобильны и не могут действенно выполнять свои задачи по инженерной поддержке боевых операций наших войск, особенно в наступательных операциях» .

ГКО намеревался создать более гибкие и эффективные инженерные войска, которые Ставка могла бы задействовать в оборонительных и наступательных операциях на самых критических направлениях в конце лета и осенью 1942 года. В результате было решено расформировать оставшиеся саперные армии и часть саперных бригад, а еще часть бригад преобразовать в специализированные инженерные бригады, предназначенные для продержки действующих фронтов.

Приказом от 17 августа 1942 года НКО начал преобразование оставшихся пяти саперных армий и 27 саперных бригад в управления оборонительных сооружений (см. ниже раздел «Строительные войска»). Шесть саперных бригад были переформированы в инженерные бригады РВГК, подчиненные действующим фронтам, еще 8 - расформированы. 30 000 человек из бывших 1-й, 7-й и 8-й саперных армий переданы на укомплектования вновь образованных стрелковых дивизий. Позже, уже в сентябре, 1-я, 3-я, 6-я и 7-я саперные армии были переформированы в УОС (Управления оборонительного строительства), 8-я саперная армия стала УОС в октябре. 12 саперных бригад стали инженерными бригадами в составе действующих фронтов (см. таблицу 9). Остальные 18 саперных бригад, приданных 15 октября действующим фронтам, теперь выполняли двойные функции, обеспечивая войска фронтов инженерной поддержкой и служа базами для формирования новых, более специализированных инженерных бригад и батальонов.

Саперные армии и бригады внесли значительный вклад в победы Красной Армии под Ленинградом, Москвой и Сталинградом, готовя оборонительные рубежи, обеспечивая действующие фронты инженерной поддержкой и служа базой для формирования других, более специализированных инженерных войск, передаваемых действующим фронтам. Например, в 1941 году девять саперных армий организовали, обучили и отправили в действующие войска более 150 специализированных инженерных батальонов; в 1942 году саперные армии и бригады сформировали 27 специализированных инженерных бригад РВГК, 23 из которых прослужили до конца войны, а пять - существуют и по сей день. И наконец, саперные армии выделили более 150 000 человек для укомплектования и формирования новых стрелковых дивизий.

Инженерные бригады

Расформировывая весной 1942 года свои саперные армии, НКО в то же время учел требования командующих фронтами, предлагавших формировать специализированные и гибкие инженерные бригады, лучше отвечающие их потребностям. Поэтому одновременно началось создание широкого спектра новых инженерных бригад и батальонов. Например, откликаясь на мартовское требование начальника инженерных войск Западного фронта, НКО принялся с 18 апреля формировать инженерные бригады особого назначения (ИБОН). Первая из них, 33-я инженерная бригада особого назначения Западного фронта, сформированная в мае из 33-й саперной бригады 1-й саперной армии, состояла из шести инженерных батальонов заграждений, двух электротехнических батальонов, одного прожекторного батальона, отряда электрификации, электрогенераторного обоза, особой технической инженерной роты, автотранспортной роты и четырех электротехнических рот (прикомандированных), при общей численности бригады в 4757 человек. В конечном итоге НКО сформировал к 1 июля шесть инженерных бригад особого назначения и еще восемь - к 1 ноября, придавая их полевым войскам по одной бригаде на действующий фронт.

Хотя структура этих инженерных бригад особого назначения могла варьироваться, большинство из них состояло из штаба, автотракторной роты, от пяти до восьми инженерных батальонов заграждения, один из которых был преобразован в октябре 1942 года в особый минный батальон, элетротехнического батальона и отряда электрификации, при общей численности в 3097 человек на 5-батальонную бригаду. Главная задача бригады заключалась в выполнении специальных задач, таких, как установка и снятие минных полей, размещение управляемых минных полей, создание электрифицированных и прочих заграждений, но им зачастую приходилось выполнять и более опасные боевые задания. Например, 33-я инженерная бригада особого назначения Волховского фронта во время прорыва в январе 1943 года блокады Ленинграда использовала свои батальоны инженерных заграждений в качестве штурмовых групп.

В дополнение к этим инженерным бригадам особого назначения НКО также сформировал в апреле 1942 года отдельные инженерно-минные батальоны. По одному такому батальону было придано каждой из истребительно-противотанковых бригад Красной Армии с задачей возводить противотанковые заграждения и уничтожать вражеские танки совместно с артиллерийскими войсками.

НКО продолжил этот процесс и в конце лета 1942 года, когда началось формирование гвардейских минных батальонов - наиболее интересного и самого секретного из всех специализированных видов инженерных войск. В августе два гвардейских минных батальона были развернуты на Воронежском и Северо-Кавказском фронтах. К 1 октября в полевых войсках уже имелось десять таких батальонов-как правило, по одному батальону на действующий фронт. Сформированные специально для проведения диверсионных операций в тылу врага, батальоны обычно действовали небольшими диверсионными группами.

В дополнение к гвардейским минным батальонам НКО 17 августа сформировал в Московском военном округе гвардейскую минную бригаду, подчинив ее прямому руководству Ставки. Сформированная из двух саперных батальонов 37-й саперной бригады 1-й саперной армии, 1-я гвардейская минная бригада состояла из штабной группы, роты управления и пяти гвардейских минных батальонов при общей численности бригады в 2281 человека. Подобно отдельным батальонам, эта бригада не только ставила и снимала мины, но также и сформировала и развернула небольшие группы для проведения диверсионных операций (зачастую совместно с партизанами) против немецких коммуникаций и важных тыловых объектов.

Летом 1942 года НКО также создал широкий спектр менее крупных специализированных подразделений, в том числе пять фугасно-огнеметных рот, несколько рот полевого водоснабжения и группу бурения артезианских скважин для обеспечения действующих войск питьевой водой.

Готовя Красную Армию к крупным контрнаступлениям и последующей зимней кампании, Ставка приказала НКО сформировать для поддержки этих наступлений более крупные и более специализированные инженерные войска. В результате многие из существующих инженерных батальонов в октябре были сведены в инженерно-саперные бригады (исбр), каждая из которых состояла из четырех-пяти инженерно-саперных батальонов, легкого понтонно-мостового парка НЛП и моторизованной инженерной разведроты. Несколько таких бригад были сформированы как горно-инженерные, подразделявшиеся на четыре горных инженерно-саперных батальона, способных эффективно действовать в условиях гористой местности.

12 ноября, откликаясь на требование начальника инженерных войск Красной Армии генерал-майора М. П. Воробьева, НКО преобразовал часть саперных бригад в 15 инженерно-минных бригад (имбр), получивших номера с 1-й по 15-ю. Эти бригады, отвечавшие за создание оперативных зон заграждений, состояли из штаба, штабной роты и семи инженерно-минных батальонов при общей численности в 2903 человека.

Кроме того, 26 ноября 1942 года НКО приказал преобразовать за ноябрь-декабрь пять саперных бригад Закавказского фронта в горные инженерно-минные бригады РВГК (с 1-й по 5-ю). Каждая такая бригада (гимбр) состояла из пяти горных инженерно-минных батальонов, роты и взводы которых имели в качестве транспортных средств не трактора, а лошадей и ослов, общая численность бригады составляла 2344 человека.

Осенью 1942 года НКО начал формировать более крупные и более эффективные понтонно-мостовые части - в первую очередь потому, что Ставка считала укрупнение мостостроительных частей важным условием для достижения успеха в расширенных наступательных операциях. В начале осени НКО направил действующим фронтам и армиям подкрепления в виде 11 отдельных понтонно-мостовых парков РВГК, а в ноябре 1942 года сформировал две понтонно-мостовые бригады и придал их Сталинградскому фронту для использования в контрнаступлении под Сталинградом. Эти бригады состояли из штабной роты, от трех до семи (обычно из четырех) моторизованных понтонно-мостовых батальонов Н2П, одного понтонно-мостового батальона ДМП-42 с общей мостовой грузоподъемностью в 50 тонн, а также нескольких водолазных отрядов для проведения подводных работ. Когда развернулось зимнее наступление, НКО придал в январе 1943 года третью понтонно-мостовую бригаду Ленинградскому фронту. В феврале к этим бригадам добавились четыре новых тяжелых понтонно-мостовых полка, каждый из которых состоял из двух батальонов, оснащенных новыми понтонными мостами ТМП 100-тонной грузоподъемности.

За 1942 год НКО не только сформировал и передал в действующие войска внушительное количество новых инженерных бригад, но и укрепил имеющиеся инженерные силы, включая новые инженерные части в уже имеющиеся структуры. Например, во все новые гвардейские стрелковые и механизированные корпуса были включены саперные батальоны, а в новые танковые корпуса - инженерно-минные роты.

Таким образом, к 1 февраля 1943 года структура инженерных войск Красной Армии расширилась и включала в себя 13 инженерных бригад особого назначения, одну саперную бригаду, 17 инженерно-саперных бригад (в том числе пять горных), 15 инженерно-минных бригад, 185 отдельных инженерных батальонов, десять отдельных Саперных батальонов, одну гвардейскую минную бригаду, 11 гвардейских минных батальонов, три понтонно-мостовых бригады, четыре понтонно-мостовых полка и 78 понтонно-мосто-вых батальонов.

Все эти инженерные бригады особого назначения, инженерно-саперные, инженерно-минные, понтонно-мостовые бригады и гвардейскую минную бригаду, а также понтонно-мостовые полки и минно-саперные и понтонно-мостовые батальоны вместе с гвардейскими минными батальонами НКО создавал специально для выполнения конкретных боевых задач во время наступательных операций-либо в составе действующих фронтов и армий, либо под прямым управлением Ставки.

В 1943 года НКО продолжал расширять и совершенствовать структуру своих инженерных войск. Например, в феврале началось формирование пяти тыловых бригад заграждений, состоящих из пяти-семи инженерных батальонов каждая. Задачей таких бригад было очищение освобожденной территории от мин и заграждений. После длительного процесса формирования Ставка в декабре 1943 года передала одну из этих бригад Московскому военному округу, две - вновь образованному Харьковскому военному округу и по одной - Северо-Кавказскому и Уральскому военным округам.

И что еще важнее, учитывая нарастающее ожесточение наземных боев и возросшую прочность обороны вермахта, НКО начал 30 мая создавать штурмовые инженерно-саперные бригады. Преобразованные из существующих инженерно-саперных бригад, эти новые бригады состояли из штаба, пяти штурмовых инженерно-саперных батальонов, одной моторизованной инженерной разведроты, легкого парка для форсирования рек, роты разминирования (имевшей в своем составе собак для поиска мин) и небольшой службы тыла. Эти новые бригады должны были оказывать помощь пехоте и танковым войскам в преодолении хорошо подготовленных неприятельских оборонительных рубежей и укрепленных позиций.

Когда Красная Армия в конце лета - начале осени 1943 года начала новые наступательные операции, расчистка минных полей стала важнее закладки мин. Поэтому НКО принялся заменять инженерно-минные бригады РВГК инженерно-саперными бригадами РВГК, создавая новые и реорганизуя уже существующие инженерно-саперные бригады для повышения их эффективности. В результате число инженерно-минных бригад в структуре РВГК снизилось с 15 на 1 февраля до 12 на 1 июля, а к 31 декабря - вообще до нуля, но в то же время количество инженерно-саперных бригад возросло с 12 на 1 февраля до 13 на 1 июля, и наконец - до 22 на 31 декабря 1943 года. Кроме того, к 1 июля было создано 15 новых штурмовых инженерно-саперных бригад, а к 31 декабря их уже стало 20.

И наконец в июне 1943 года НКО ввел в действие новые танковые полки, оснащенные 22 танками Т-34 и 18 минными тралами ПТ-3. Формально эти полки не входили в структуру инженерных войск, но главной их задачей была расчистка проходов через многочисленные минные поля, установленные немцами по всей их обороне.

Благодаря этим усилиям НКО численность и разнообразие структуры инженерных войск Красной Армии за два года резко возросла - с 32 саперных бригад, трех инженерных полков и 206 батальонов различных видов на 1 января 1942 года до 68 бригад разных видов, шести понтонно-мостовых полков и 270 инженерных и понтонно-мостовых батальонов на 31 декабря 1943 года. Когда Красная Армия начала кампанию 1944 года, структура ее инженерных войск уже полностью отвечала возросшим оперативным потребностям.

Хаттори Такусиро

1. Сухопутные войска Перед маньчжурским инцидентом японская армия состояла по планам мирного времени из 17, а по планам военного времени из 30 дивизий.С возникновением в 1931 году маньчжурского конфликта и особенно в связи с ростом военного могущества Советского Союза

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

Часть 5 Инженерные заграждения В условиях позиционной войны инженерные заграждения играли первенствующую роль. Вся колоссальная машина войны споткнулась о колючую проволоку. Это был поистине звездный час «колючки». Позиционная война дала огромный опыт применения всех

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Настоящие инженерные войска Беларуси

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Из книги Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция автора Кузнецов Андрей Ярославович

Приложение 2 Состав сил Северо-Кавказского фронта на 01.11.1943 (боевые войска и инженерные части частей боевого обеспечения) 56-я армия11 гв. ск: 2 гв. сд (1, 6, 15 гв. сп, 21 гв. ап, придана 78 оашр); 32 гв. сд (80, 82, 85 гв. сп, 58 гв. ап, придана 89 оашр); 55 гв. сд (164, 166, 168 гв. сп, 126 гв. ап, придана 90

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

2.Артиллерия и инженерные части При Иване IV на Руси появились пушкари, так как артиллерия стала неотъемлемой частью русской армии. А вместе с артиллеристами появились различные вспомогательные службы, что помогали армии во время войн и походов. При войсках всегда были

Из книги Битва при Азенкуре. История Столетней войны с 1369 по 1453 год автора Бёрн Альфред

ВОЙСКА До правления Эдуарда III английская армия, подобно французской, комплектовалась на базе феодального ополчения. К нему добавлялась национальная милиция, или «ферд». Однако Эдуард радикально реформировал систему комплектования армии. Он заменил ее набором солдат по

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Войска СС (Waffen-SS), вооруженные формирования нацистской партии.История войск СС уходит корнями в 1933, когда Гитлер переименовал свою штабную охрану в "Полк личной гвардии Адольф Гитлер" (см. "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер"), создав из нее вооруженное формирование,

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXVIII. Поход панского войска из-под Борестечка в Украину. - Мародерство производит общее восстание. - Смерть лучшего из панских полководцев. - Поход литовского войска в Украину. - Вопрос о московском подданстве. - Белоцерковский договор. Между тем паны колонизаторы

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

ОРУЖИЕ И ВОЙСКА У них было оружие для нападения и защиты. Для нападения были луки и стрелы, которые они носили в своих колчанах, с кремнями в качестве наконечников и зубами рыб, очень острыми; ими они стреляли с большим искусством и силой. Их луки были из превосходного

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

Глава ХIV. В Херсоне; 1792-1794. Инструкции Суворову. - Инженерные работы; недостаток в деньгах; отмена заключенных Суворовым контрактов; готовность его удовлетворить подрядчиков на свой счет. - Наблюдение за происходящим в Турции; продиктованный Суворовым план войны. -

Из книги «Чудо-оружие» Третьего рейха автора Ненахов Юрий Юрьевич

Глава 12. Инженерные средства Столкнувшись с глубоко эшелонированной обороной советских войск, прикрытой огромным количеством минных полей, немецкие войска начали искать способ быстрого проделывания проходов в них. Простые катковые и ударные цепные танковые тралы,

Из книги Горбачев и Ельцин. Революция, реформы и контрреволюция автора Млечин Леонид Михайлович

Грузия. Саперные лопатки События в Алма-Ате были лишь началом. Весной 1989 года события в Тбилиси приобрели еще более серьезный характер. 7 апреля первый секретарь республиканского ЦК Джумбер Ильич Патиашвили сообщил в Москву, что в Грузии проходят митинги, участники

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ РОТА предназначена для ведения тактической разведки в бою. Состоит из двух разведывательных взводов. Один из взводов имеет на вооружении четыре БРДМ, а другой взвод оснащен БРМ на базе БМП.

В наступлении рота может выслать один-два разведывательных дозора и выставить один-два наблюдательных поста, или действовать в полном составе в качестве разведывательного отряда.

ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНАЯ РОТА предназначена для:

· ведения инженерной разведки противника и местности;

· устройства инженерных заграждений;

· нанесения противнику потерь минно-взрывными и другими средствами;

· проделывания проходов в заграждениях и разрушениях;

· устройства переходов через препятствия;

· разминирования местности и объектов;

· оборудование путей движения и переправ;

· механизированной отрывки траншей, окопов, ходов сообщения;

· выполнение инженерных мероприятий по маскировке;

· оборудование и содержание пунктов водоснабжения.

В своем штатном составе рота имеет:

Инженерно-саперный взвод;

Инженерно-технический взвод;

Транспортное отделение.

Иинженерно-саперный взвод состоит из четырех инженерно-саперных отделений. На вооружении отделений состоят:

ИМР – инженерная машина разграждения – для подготовки путей движения и разграждения завалов и разрушений.

ГМЗ – гусеничный минный заградитель – для механизированной установки противотанковых мин (выкладка одного боекомплекта 208 ПТМ в грунт за 11-14 минуты, на поверхности – за 6 минут).

Инженерно-технический взвод в своем составе имеет:

· отделение дорожных машин с путепрокладчиком БАТ-М. Скорость прокладки колонных путей – 4-8 км/час, землеройные работы по перемещению грунта – до 150 куб.м/час (траншей);

· отделение землеройных машин с полковой землеройной машиной ПЗМ. Производительность – 120-150 пог.м/час (траншей), при отрывке укрытий – до 10 куб.м/час;

· отделение водоснабжения с автомобильной фильтрованной станцией МАФС. Для добычи и очистки до 8 куб.м воды в час.

· отделение тяжелого механизированного моста .

В составе отделения:

ТММ – тяжелый механизированный мост для устройства 60 тонного моста длинной 40 метров через преграду глубиной до трех метров. Установка моста производится за один час.

МТУ – мостоукладчик для установки моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствие шириной 18 метров. Монтируется за 5 минут.

Транспортное отделение имеет на вооружении:

Колесные минные тралы – 12 шт. (со средствами перевозки).

Катковый и ножевой колейный минный трал КТМ 5 (вес – 7,5 т);

Ножевой колейный минный трал КТМ-6 (вес – 1 т);

Грузовые автомобили.

ВЗВОД ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ предназначен для:

Ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки;

Осуществления дозиметрического и химического контроля;

Проведения специальной обработки подразделений;

Снаряжение дегазационных комплектов и приборов в подразделениях.

Состоит из отделения РХР и двух отделений спецобработки. На вооружении имеется:

Машина радиационной и химической разведки (БРДМ-2рх);

Автозаливочные станции на 12 или 14 рукавов (АРС-12, АРС-14);

По две дегазационных комплекта в отделениях спецобработки ДКВ.

Возможности взвода:

По спецобработке – 1,5-2 батальона;

По разведке маршрутов – тремя РД на удалении до 20-30 км;

По разведке районов – разведка района местности до 100 кв.км.

По масштабам и характеру выполняемых задач По принадлежности
Стратегический Окружной (фронтовой) тыл
Армейский тыл
Оперативный
Корпусной тыл
Дивизионный тыл
Войсковой Полковой тыл
Тыл батальонов (тыл дивизионов)

Рис.1. Структура тыла Вооруженных Сил

ГАЗ-66 -3 шт. под личные вещи ПАК-200 -3 шт. -полевые автомобильные

ЗИЛ-131 -1 шт. под кухни и кухни и 1-П-1,5 -1 шт. -прицеп

продовольствие Всего: 8 человек (3 водителя)

УРАЛ-375 -3шт. под боеприпасы

АТМЗ-5 -3 шт. под топливо

Всего: 10 человек (все водители)

БРЭМ-2 -1 шт. -бронированная МТО-АТ -1 шт. -машина технического

ремонтно-эвакуационная машина обслуживания автомобильная

Всего: 6 человек (2 мех.-водителя) Всего: 5 человек (1 водитель)

Рис.2 Организация взвода обеспечения мотострелкового батальона


О о

Рис. 3 Вариант расположение взвода обеспечения на местности.

Инженерно-позиционная рота (ИПР).

Инженерно-дорожная рота (ИДР).

Рота инженерных заграждений (РИЗ).

Инженерно-саперная рота (ИСР).

Инженерно-сапёрная рота предназначена для выполнения задач по устройству заграждений и проделыванию проходов в минных полях.

Состав ИСР:

2 инженерно-сапёрных взвода;

Взвод управляемого минирования.

Вооружение ИСР:

Буровая машина БГМ – 1 ед.;

Автомобили Урал-43202 – 10 ед.;

Прицеп 2-пм-4 – 3 ед.;

Мотопила «Дружба» - 9 ед.;

Миноискатели ИМП – 12 ед.;

Комплект разведки КРИ – 6 ед.;

ДСП-30 – 6 ед.;

ПФМ – 3 ед.;

ПД-530 – 1 к-т.;

ПБУ-50 – 3 ед.

Возможности роты ИСР (за 10-12 часов):

1. Установить – 3-6 минных полей;

2. Проделать 6-9 проходов в минных полях;

3. Устроить 1-2 узла заграждения;

4. Выставить 1-2 ИНП;

5. Подготовить к подрыву 2-3 моста.

Состав РИЗ:

2 взвода заграждений;

1 взвод дистанционного минирования.

Вооружение РИЗ:

ГМЗ-3 – 3 ед.;

ПМЗ-4 – 4-3 к-тов.;

Автомобили Урал-43202 – 12 ед.;

Прицеп 2-ПН-4 – 3 ед.;

Комплект управляемого минного поля УМП-3– 3 к-та.

Возможности РИЗ (за 10-12 часов):

1. Установить 2-3 управляемых минных поля;

2. Выделить 2 подвижных отряда заграждений;

3. Проделать и содержать 3-4 прохода в минных полях.

Предназначена для оборудования и содержания путей выдвижения, наведения низководных мостов под грузы 60 т.

Состав ИДР:

2 инженерно-дорожных взвода;

Взвод разграждения;

Взвод тяжёлых механизированных мостов.

Вооружение ИДР:

Путепрокладчики БАТ-2 – 6 ед.;

Комплект ТММ-3 – 2 к-та.;

Установка УР-77-3 ед.

Возможности ИДР (за 10-12 часов):

1. Оборудовать и содержать 2 участка дорог по 75 км каждый;

2. Оборудовать 1-2 перехода через препятствие;

3. Проделать до 6 проходов в минных полях противника, непосредственно в ходе боя (длина прохода 100м ширина 6м).

Предназначена для выполнения задач по фортификационному оборудованию района обороны, позиций, пунктов управления, обеспечения водой подразделений и частей.

Состав ИПР:

2 инженерно-позиционных взвода;

Взвод инженерных конструкций;

Отделение водоснабжения;

Покрасочное отделение.

Вооружение ИПР:

Котлованная машина МДК – 3 ед.;

Траншейная машина БТМ – 3 ед.;

Экскаваторы ЭОВ-4421 – 4 ед.;

Автокран КС-2573 – 1 ед.;

Комплект КВС-А (КВС-У) – 3 к-та;

Станция фильтрования ВФС-10 – 1 к-т;

Пилорама ЛРВ-2 – 1 к-т;

Осветительная станция АД-75-ВС – 1 к-т;

Электростанция ЭСБ-8И- 1 к-т;

Покрасочная станция ПОС- 1 к-т;

Электростанция ЭД-16РАО – 1 к-т.



Возможности ИПР (за 10-12 часов):

1. Оборудовать 1-2 пункта водоснабжения;

2. Оборудовать 1-2 НП командира части;

3. Отрыть 30 км траншей и ходов сообщений;

4. Отрыть 20 укрытий для техники;

5. Заготовить до 50 м 3 пиломатериалов;

6. Произвести изготовление 50 пог. метров моста за смену;

7. Оборудовать 2-3 комплекта дробления.

Предназначена для обеспечения форсированных преград по наплавным мостам или с оборудованием десантных переправ.

Состав ПонР:

2 понтонных взводов;

Взвода плавающих транспортёров;

Берегового отделение.

Вооружение ПонР:

0,5 комплекта парка ПМП;

6 катеров типа БМК-Т;

4 паромно-мостовых машины;

БАТ-2 – 1 ед.;

ПТС-2 – 6 ед.

Возможности ПонР (за 10-12 часов):

1 наплавной мост протяжённостью 117 м под грузы 60т.

1 мост длиной 314 м под грузы 20 т.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»