Чем отличается ядерное оружие США от российского? Ядерное оружие США - Nuclear weapons of the United States «Камень» за пазухой.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Янки сами никогда не производили ядерные материалы, а закупали их у Союза. Потом эти торгаши перестали обновлять средства доставки ядерного оружия. И сейчас США представляет собой не грозную ядерную державу, а ораву крикунов...

Правда о ядерном оружии США

Несмотря на то, что научно-технический прогресс вносит свои коррективы в нашу жизнь, и в тактику ведения войн, да и сама жизнь не стоит на месте, фактор ядерного сдерживания никто не отменял – и в ближайшие десятилетия едва ли отменит. Именно ядерное оружие, несмотря на свою мощь и необратимость последствий, всю холодную войну послужило той последней красной чертой, за которой пролегал компромисс между СССР и США.

И сейчас, когда мы видим, как снова нарастает напряжённость по линии Запад-Россия, фактор ядерного сдерживания вновь приобретает ключевое значение. И конечно нам интересно знать, в каком состоянии находятся ядерные силы Америки, насколько их состояние соответствует той нарочито показной роли сверхдержавы , о которой высокопоставленные чиновники США никогда не стеснялись заявлять.

Невзирая на декларируемые в последнее время заявления американских официальных лиц о «снижении опоры на ядерное оружие», ему по-прежнему, как свидетельствует направленный в июне 2013 г. министром обороны США американскому Конгрессу «Доклад о стратегии применения ядерного оружия Соединёнными Штатами Америки», отводится критически важная роль в «обеспечении национальной безопасности США, их союзников и партнёров».

А в специальной фактологической справке Белого дома, сопровождающей указанный выше доклад, отмечено, что президент США Барак Обама обязался предоставить значительные инвестиции по модернизации американского ядерного арсенала.

По данным Госдепа, в настоящее время в США развёрнуто 809 носителей ядерного оружия из 1015 имеющихся. В боеготовом состоянии находятся 1688 боевых блоков. Для сравнения, в России на дежурстве находятся 473 носителя из 894 имеющихся, которые несут 1400 боевых блоков. В соответствии с действующим соглашением СНВ-3, к 2018 году обе страны должны сократить свои ядерные силы до следующих показателей: на вооружении должны находиться 800 носителей ядерного оружия, 700 из которых могут быть единовременно развёрнуты, а общее количество ядерных боеголовок, готовых к применению, не должно превышать 1550 единиц.

Итак, в течение ближайших лет Соединённым Штатам придётся списать и утилизировать достаточно большое количество ядерных зарядов, самолётов и ракет. Причём, такое сокращение должно сильно ударить по средствам доставки: до 2018 года США будут вынуждены вывести из эксплуатации около 20% имеющихся носителей ядерного вооружения. Сокращение количества ядерных боеприпасов, в свою очередь, будет идти в меньших масштабах.

На момент начала преобразования стратегические ядерные силы Соединённых Штатов располагали достаточно большим количеством боеголовок и их носителей. В соответствии с действовавшим в то время договором СНВ-1 (подписан в 1991 году), на вооружении США состояли 1238 носителей и почти 6000 ядерных зарядов.

Нынешний договор СНВ-3 имеет куда более жёсткие рамки. Так, допустимое количество развёрнутых боевых блоков примерно в 4 раза меньше, чем разрешал договор СНВ-1. В связи с этим, на протяжении последних 12 лет американскому командованию приходилось решать, как именно и за счёт какого компонента ядерной триады проводить сокращение.

Пользуясь своим правом самостоятельно решать количественные и качественные вопросы состояния ядерных сил, Соединённые Штаты уже определили, как будет выглядеть их ядерный щит к 2018 году. По имеющимся данным, основным средством доставки останутся баллистические ракеты, размещённые в шахтных пусковых установках.

К указанному сроку США намерены оставить на дежурстве 400 изделий модели LGM-30G Minuteman-III . 12 стратегических подводных лодок типа Ohio будут нести 240 ракет UGM-133A Trident-II . Предполагается сократить их боекомплект с 24 ракет до 20. Наконец, в составе авиационной части ядерной триады останутся 44 бомбардировщика B-52H и 16 B-2. В результате, одновременно будет развёрнуто около 700 носителей.

И вроде бы, всё прекрасно. Если бы не одно «но». Ядерное оружие в США, всё, до последней боеголовки, было произведено… ещё во время Холодной войны, то есть до 1991 года , когда существовал Советский Союз!

По имеющимся сведениям, в течение последних 25 лет Соединённые Штаты не произвели ни одного(!) нового ядерного боевого блока, что не может соответствующим образом не сказаться на возможностях ядерной триады, поскольку подобные изделия могут терять свои качества при длительном хранении.

Также необходимо помнить, что после распада Советского Союза и прекращения Холодной войны американские военные и конструкторы, поверив, что у США отныне никогда не будет противника, равного СССР, и что Россия навсегда ушла с орбиты сверхдержавы, не уделяли должного внимания разработке новых носителей ядерного оружия.

Больше того, производство основных стратегических бомбардировщиков ВВС США Boeing B-52 Stratofortress завершилось аж полвека назад, а бомбардировщики последнего поколения Northrop Grumman B-2 Spirit были построены серией всего в 21 единицу, что, конечно, никак нельзя считать ударной силой.

Итак: последний ядерный боезаряд был изготовлен в США в далёком 1991 году. И на этом – всё, в Америке решили, что отныне ядерное оружие ушло в прошлое, и теперь «ядерная дубинка», создававшаяся в противовес СССР, более уже не нужна…

Кстати, стоит отметить также и то, что последние ядерные испытания в США были произведены в 1992 году. И это притом, что средний возраст американской ядерной боеголовки – больше 30 лет, то есть многие из них были произведены и развёрнуты ещё до президентства Рейгана. Кто может гарантировать, что эти боеголовки по-прежнему в состоянии выполнить то, ради чего они создавались? Такой гарантии для нынешней ядерной триады США не может дать никто…

Ядерная или термоядерная «бомба» – изделие чрезвычайно сложное и требующее тщательного и постоянного обслуживания. В боевой части ядерного заряда постоянно происходит распад радиоактивных делящихся материалов, в результате чего содержание активного материала снижается. Хуже того – выделяющееся при этом излучение (в жёстком спектре) приводят к серьёзной деградации остальных компонентов системы, от взрывателей до электроники.

В ядерной отрасли США существует и ещё одна серьёзная проблема, о которой предпочитают не говорить. Учёные , специализирующиеся на ядерном оружии, стареют и выходят на пенсию с тревожащей Пентагон быстротой. Уже к 2008 году более половины специалистов-ядерщиков в национальных ядерных лабораториях США были старше 50 лет (в 2015 – 75%, а более 50% – старше 60 лет), а среди тех, кому меньше пятидесяти, очень мало грамотных специалистов. Да и откуда им появиться, если ядерные заряды и боеголовки не производятся уже более 25 лет – а новые не проектируются и уже более трёх десятилетий?!

Недавно правительство было вынуждено вывезти из Лос-Аламосской лаборатории все расщепляющиеся материалы – они хранились там в неподходящих для этого условиях, часть материалов вообще пропала в неизвестном направлении. А недавно комиссия при Конгрессе обнародовала ещё один пренеприятнейший для Пентагона факт: США уже не имеют технологических возможностей, а также заводских мощностей, чтобы производить некоторые элементы для боезарядов. Дошло до того, что более старые заряды служат источником запчастей для поддержания других в сколько-нибудь рабочем состоянии.

Американские средства доставки ядерного оружия также далеко не молоды. Последний B-52, составляющий костяк стратегической авиации США, смешно сказать, был поставлен на вооружение ещё во время Карибского кризиса(!), более 50 лет (!) назад. Для них уже не производят ни двигателей, ни запчастей – для поддержания хотя бы части машин в исправном состоянии авиационные техники разбирают на запчасти списанные бомбардировщики. Существовал даже проект переделки B-52 под двигатели и часть авионики от гражданского боинга-747 – но и этот в итоге списали «в утиль», соединить гражданскую и военную платформу воедино оказалось делом нерешаемым.

США очень рассчитывали на сверхзвуковой бомбардировщик B-1B – однако развитие средств ПВО сделало его бессмысленной мишенью ещё до момента развёртывания в частях ВВС, и теперь они, по большей части, бесполезно ржавеют на стоянках.

Затем США решили сделать ставку на стелс-бомбардировщик В-2 Spirit – однако их цена (более 2 миллиардов долларов за единицу) оказалась неподъёмной даже для военного бюджета США. А самое главное – после распада СССР в США из бывшей ГДР доставили новейшие тогда истребители МиГ-29 с радаром Н-019, и в ходе испытаний выяснилось, что их радары в штатном режиме обнаруживают «невидимые» B-2 даже на фоне земли. Это позволило предположить, что более новые БРЛС МиГ-31 и Су-27 также способны селектировать такую цель, причём на гораздо большей дальности и с большей точностью. Другими словами – «невидимость» оказалась не более чем, и Пентагону стало непонятно: зачем платить по 2,5 миллиарда за такие самолёты. В итоге, проект «Спирита» был закрыт, и сейчас лишь американская пропаганда имеет виды на эту машину, до сих пор пытаясь представить её одной из вершин американских достижений и заокеанского ВПК.

Что мы имеем в итоге: ядерная триада , несмотря на бодрые и полные оптимизма заявления высокопоставленных чиновников Пентагона и Белого Дома у США находится в плачевном состоянии – и наблюдается тенденция исключительно к ухудшению. Ядерные боеголовки и заряды устаревают морально и физически, учёные и инженеры уходят на пенсию, а равноценной замены им не приходит, средство доставки зарядов, это касается всей ядерной «триады», уже не соответствуют современным требованиям – и с каждым годом всё больше. Финансирования, заложенного в военный бюджет не хватает даже на поддержания нынешнего, весьма плачевного состояния ядерных зарядов и средств доставки. Что уж там говорить о новых технических решениях, опережающих своё время, – об этом давно не идёт и речи. Сколько ещё времени при таком раскладе Америка сможет оставаться на деле, а не на бумаге, ядерной державой? Десять лет? Двадцать? Вряд ли так долго…

Реальное состояние вооружённых сил США. Ядерное оружие и техника


Дейли Шоу «Ядерный арсенал США»


Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Доклад председателя Комитета начальников штабов вооружённых сил США генерала Мартина Демпси , в котором рассматривается , нацеленных на российский ядерный потенциал, не является каким-то новым словом в американской политике.

Напротив, это является продолжением насчитывающей не одно десятилетие истории о попытках Соединённых Штатов принудить сначала Советский Союз, а теперь и Россию жить с, образно говоря, приставленным к виску «ядерным пистолетом».

Первые планы применения американского атомного оружия против СССР стали разрабатываться в 1945 году, то есть сразу после того, как подобное оружие появилось на вооружении США.

Первый план нанесения атомного удара по СССР с названием «Totality» был разработан в конце 1945 года и предусматривал атомный удар по 20 крупнейшим городам Советского Союза.

Вслед за этим планом была разработана ещё серия ему подобных, в каждом из которых количество целей и применяемых атомных бомб только увеличивалось.

Задачи войны против СССР были сформулированы в утверждённом в августе 1948 года меморандуме под названием «Задачи в отношении России». Согласно ему, после победы США Россия:

  1. не должна быть настолько сильной в военном отношении, чтобы угрожать соседям;
  2. должна предоставить широкую автономию национальным меньшинствам;
  3. должна экономически зависеть от внешнего мира;
  4. не должна установить нового «железного занавеса».

В рамках военных планов Соединённых Штатов нанесение атомных ударов по территории Советского Союза предполагалось с военных баз, расположенных в странах-союзниках США в Европе и Азии.

«Карибский кризис» начинался в Турции

Появление в 1949 году на вооружении Советского Союза собственной атомной бомбы не заставило американских стратегов полностью отказаться от подобных планов, но заставило их действовать с оглядкой на ответную реакцию СССР.

Несмотря на это, к началу 1960 годов перевес США в ядерных силах оставался неоспоримым. Соединённые Штаты имели на вооружении до 6000 ядерных боеголовок против 300 советских.

США продолжали наращивать давление на СССР. В 1961 году по распоряжению президента США Джона Кеннеди в районе турецкого города Измир были развёрнуты 15 американских ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с ядерными боеголовками.

Радиус действия этих ракет составлял 2400 километров, что позволяло им поражать европейскую часть СССР, включая Москву.

Главное преимущество ракет средней дальности заключается в минимальном времени для достижения цели. Подлётное время американских ракет из Турции составляло менее 10 минут. Таким образом, возможности советской стороны для принятия контрмер в случае нанесения удара снижались до минимума.

И без того шаткий военный паритет был нарушен. Возмущение советской стороны не было принято во внимание официальным Вашингтоном.

Именно в качестве ответной меры на размещение американских ракет в Турции и была разработана операция «Анадырь» — план по размещению на Кубе советских ракет средней дальности, которые с Острова Свободы могли держать под прицелом Вашингтон и базы американских стратегических бомбардировщиков.

Так началось то, что в истории XX века известно как «Карибский кризис».

Об американских ракетах в Турции в связи с данным кризисом вспоминают редко, хотя именно их развёртывание стало первопричиной последующих событий.

После разрешения кризиса американская сторона, не слишком афишируя данный факт, объявила размещённые в Турции ракеты «устаревшими», демонтировала и вывезла их в США.

«Першинг» против «Пионера»

В 1979 году Совет НАТО принял решение о размещении в Европе более 500 американских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Подобное решение, по мнению западных политиков, должно было стать ответом на принятие на вооружение советского ракетного комплекса средней дальности «Пионер». Эта на тот момент новейшая система, известная в Европе как SS-20, очень напугала европейских политиков, посчитавших, что с её помощью Советский Союз получает возможность за считанные минуты уничтожить европейскую военную инфраструктуру НАТО.

Стоит отметить, что ракетные комплексы «Пионер» заменяли устаревшие советские системы и размещались исключительно на территории Советского Союза.

Пришедший к власти в США президент Рональд Рейган добивался от СССР ликвидации ракет «Пионер» в обмен на неразмещение американских ракет в Европе. Советская сторона резонно указывала на то, что предложение США не учитывает наличие в Европе ракет средней дальности США и Великобритании, также несущих ядерное оружие.

До предела обстановка накалилась в 1983 году, когда после известного инцидента с южнокорейским «Боингом» Рейган назвал СССР «империей зла» и отдал приказ о размещении американских ядерных ракет в Европе. Ракетные комплексы были развёрнуты на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов, также было принято решение о размещении ракет на территории ФРГ.

В ответ советская сторона объявила о развёртывании своих ракет на территории Чехословакии и ГДР.

К 1987 году в Западной Германии были развёрнуты 108 пусковых установок ракет «Першинг-2» и 64 установки ракет «Томагавк». В Великобритании находилось 112 пусковых установок американских «Томагавков», в Италии — 112, в Нидерландах — 16. В Бельгии позиции американских крылатых ракет были свёрнуты.

Пакт Горбачёва - Рейгана

8 декабря 1987 года в Вашингтоне главы СССР и США Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.

При подписании данного договора советская сторона пошла на значительные уступки. В частности, по настоянию американцев, в него включили новейший советский ракетный комплекс «Ока» с дальностью пуска менее 50 километров, который не попадал под действие соглашение.

Отечественные военные эксперты считали данный шаг ошибкой, граничащей с преступлением.

К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов; США — 846 комплексов.

В 2000 году после объявления США о выходе из Договора об ограничении системы ПРО президент России Владимир Путин заявил о возможности выхода России из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Впоследствии подобное намерение озвучивалось и самим Путиным, и российскими военными неоднократно. При этом официально Россия не объявляла об отказе от договора.

«Камень» за пазухой

Заявления американской стороны о нарушении Россией договора 1987 года стали звучать всё чаще после принятия на вооружение оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», по классификации НАТО SS-26 или «Камень». Ракеты комплекса «Искандер» могут быть оснащены как обычной, так и ядерной боеголовкой. Заявленная дальность полёта ракет «Искандер» не нарушает положения заключённого между СССР и США договора, однако американская сторона пытается это оспаривать.

Согласно планам Министерства обороны России, все ракетные бригады сухопутных войск России к 2018 году должны быть перевооружены на комплексы «Искандер».

Американская сторона, говоря об агрессивных планах России, не любит упоминать о том, что ядерное оружие США и в настоящий момент размещено в Европе. Речь идёт о тактическом ядерном оружии — ядерных боеприпасах, чей эквивалент не превышает нескольких килотонн, предназначенных для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайших тылах.

После вывода российской армии с территории государств Восточной Европы российская сторона неоднократно призывала Соединённые Штаты убрать со Старого континента свой тактический ядерный арсенал. Несмотря на это, от 150 до 250 единиц тактического ядерного оружия США общей мощностью свыше 18 мегатонн до сих пор размещены на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции.

В настоящее время поведение официального Вашингтона говорит о том, что речь может идти не о сокращении, а только о наращивании этого потенциала.

Развитие американских ядерных сил определяется проводимой США военной политикой, которая базируется на концепции «возможности возможностей». Эта концепция исходит из того, что в ХХI веке по отношению к США будет существовать множество разных угроз и конфликтов, неопределенных по времени, интенсивности и направленности. Поэтому США будут концентрировать свое внимание в военной области на том, как необходимо воевать, а не на том, кто и когда будет противником. Соответственно, перед вооруженными силами США ставится задача – располагать мощью, способной не только противостоять широкому спектру военных угроз и военных средств, которыми может обладать любой потенциальный противник, но и гарантировать достижение победы в любых военных конфликтах. Исходя из этой цели, США осуществляют меры по долгосрочному поддержанию своих ядерных сил в боеготовом состоянии и их совершенствованию. США являются единственной ядерной державой, имеющей ядерные боеприпасы на чужой территории.

В настоящее время ядерные вооружения имеются в двух видах вооруженных сил США – Военно-воздушных (ВВС) и в Военно-морских силах (ВМС).

На вооружении ВВС состоят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Минитмен-3 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), тяжелые бомбардировщики (ТБ) В-52Н и B-2А с крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности (КРВБ) и ядерными бомбами свободного падения, а также самолеты тактической авиации F-15Е и F-16С, -D с ядерными бомбами.

На вооружении ВМС находятся подводные лодки системы «Трайдент-2» с баллистическими ракетами (БРПЛ) «Трайдент–2 D5», оснащенными РГЧ ИН, и крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) большой дальности.

Для оснащения этих носителей в ядерном арсенале США имеются ядерные боеприпасы (ЯБП), произведенные в 1970-1980 годах прошлого века и обновленные (обновляемые) в процессе переборки в конце 1990-х – начале 2000-х годов:

– четыре типа боеголовок разделяющихся головных частей: для МБР – Мк-12А (с ядерным зарядом W78) и Мк-21 (с ядерным зарядом W87), для БРПЛ – Мк-4 (с ядерным зарядом W76) и её модернизированный вариант Мк-4А (с ядерным зарядом W76-1) и Мк-5 (с ядерным зарядом W88);
– два типа боевых частей стратегических крылатых ракет воздушного базирования – AGM-86B и AGM-129 с ядерным зарядом W80-1 и один тип нестратегических крылатых ракет «Томахок» морского базирования с ЯЗ W80-0 (КР наземного базирования BGM-109G ликвидированы по Договору РСМД, их ЯЗ W84 находятся на консервации);
– два типа стратегических авиационных бомб – В61 (модификации -7, -11) и В83 (модификации -1,-0) и один тип тактических авиабомб – В61 (модификации -3, -4, -10).

Находившиеся в активном арсенале боеголовки Мк-12 с ЯЗ W62 в середине августа 2010 г. были полностью утилизированы.

Все эти ЯБП относятся к первому и второму поколению, за исключением авиабомбы В61-11, которую некоторые эксперты из-за ее повышенной способности проникать в грунт рассматривают в качестве ЯБП третьего поколения.

Современный ядерный арсенал США по состоянию готовности к применению входящих в него ЯБП подразделяется на категории:

Первая категория – ЯБП, установленные на оперативно развернутых носителях (баллистических ракетах и бомбардировщиках либо находящиеся на объектах хранения оружия авиабаз, на которых базируются бомбардировщики). Такие ЯБП называются «оперативно-развёрнутыми».

Вторая категория – ЯБП, находящиеся в режиме «оперативного хранения». Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолёты. По американской терминологии эти ЯБП отнесены к «оперативному резерву» и предназначаются для «оперативного доразвертывания». По существу они могут рассматриваться как «возвратный потенциал».

Четвертая категория – резервные ЯБП, выведенные в режим «длительного хранения». Они хранятся (в основном на военных складах) в собранном виде, но не содержат компонентов с ограниченными сроками службы – из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы. Поэтому перевод этих ЯБП в состав «активного арсенала» возможен, но требует существенных затрат времени. Они предназначаются для замены ЯБП активного арсенала (сходных, подобных типов) в том случае, если в них внезапно обнаружатся массовые отказы (дефекты), это своего рода «страховочный запас».

В состав ядерного арсенала США не включаются снятые с вооружения, но еще не демонтированные ЯБП (их хранение и утилизация осуществляется на заводе «Пантекс»), а также компоненты демонтированных ЯБП (первичные ядерные инициаторы, элементы второго каскада термоядерных зарядов и др.).

Анализ открыто публикуемых данных о типах ядерных зарядов ЯБП, входящих в состав современного ядерного арсенала США, показывает, что ЯЗ B61, В83, W80, W87 классифицируются специалистами США как бинарные термоядерные заряды (TN), ЯЗ W76 – как бинарные заряды с газовым (термоядерным) усилением (BF), а W88 – как бинарный стандартный термоядерный заряд (TS). При этом ЯЗ авиационных бомб и крылатых ракет относятся к зарядам переменной мощности (V), а ЯЗ боеголовок баллистических ракет могут быть классифицированы как совокупность однотипных ЯЗ, имеющих различную мощность (DV).

В американских научно-технических источниках приводятся следующие возможные способы изменения мощности:

– дозирование дейтерий-тритиевой смеси при подаче ее в первичный узел;
– изменение времени выдачи (по отношению к временному процессу обжатия делящегося материала) и длительности импульса нейтронов от внешнего источника (нейтронного генератора);
– механическое перекрытие рентгеновского излучения от первичного узла в отсек вторичного узла (фактически, исключение вторичного узла из процесса ядерного взрыва).

В зарядах всех типов авиационных бомб (B61, B83), крылатых ракет (W80, W84) и некоторых боеголовок (с зарядами W87, W76-1) используются ВВ, обладающие низкой чувствительностью и устойчивостью к высоким температурам. В ЯЗ других типов (W76, W78 и W88) по причине, связанной с необходимостью обеспечения малой массы и габаритов их ЯЗ при сохранении достаточно высокой мощности, продолжают использоваться ВВ, обладающее более высокой скоростью детонации и энергией взрыва.

В настоящее время в ЯБП США применяется достаточно большое количество систем, приборов и устройств различных типов, обеспечивающих их безопасность и исключающих несанкционированное применение в процессе автономной эксплуатации и в составе носителя (комплекса) при возникновении разного рода аварийных ситуаций, которые могут произойти с самолетами, подводными лодками, баллистическими и крылатыми ракетами, авиабомбами, оснащенными ЯБП, а также с автономными ЯБП в процессе их хранения, обслуживания и транспортировки.

К их числу относятся механические устройства обеспечения безопасности и взведения (MSAD), кодоблокировочные устройства (PAL).

С начала 1960-х годов в США были разработаны и широко использовались несколько модификаций системы PAL, имеющие буквенные обозначения А, B, C, D, F, которые имеют различные функциональные возможности и конструктивное исполнение.

Для ввода кодов в PAL, установленных внутри ЯБП, используются специальные электронные пульты. Корпуса PAL имеют повышенную защищенность от механических воздействий и располагаются в ЯБП таким образом, чтобы затруднить к ним доступ.

В некоторых ЯБП, например, с ядерными зарядами W80 дополнительно к КБУ устанавливается кодовая система переключения, которая позволяет осуществлять взведение и (или) переключение мощности ЯЗ по команде с борта самолета в полете.

В ядерных авиационных бомбах применяются системы самолетного мониторинга и контроля (AMAC), включающие оборудование, установленное в самолете (за исключением бомбардировщика В-1), способное осуществлять мониторинг и контроль систем и узлов, обеспечивающих безопасность, предохранение и подрыв ЯБП. С помощью систем AMAC команда на срабатывание КБУ (PAL), начиная с модификации PAL B, может быть подана с борта самолета непосредственно перед сбросом бомбы.

В ЯБП США, входящих в состав современного ядерного арсенала, используются системы, обеспечивающие вывод их из строя (СВС) в случае угрозы захвата. Первые варианты СВС представляли собой устройства, которые были способны вывести отдельные внутренние узлы ЯБП из строя по команде извне или в результате непосредственных действий лиц из обслуживающего ЯБП персонала, имеющих соответствующие полномочия и находящихся вблизи ЯБП в момент, когда становится ясно, что злоумышленники (террористы) могут получить несанкционированный доступ к нему или осуществить его захват.

В последующем были разработаны СВС, автоматически срабатывающие при попытке несанкционированных действий c ЯБП, в первую очередь, при проникновении внутрь него или проникновения внутрь специального “чувствительного“ контейнера, в котором находится ЯБП, оснащенный СВС.

Известны конкретные реализации СВС, позволяющие обеспечивать частичный вывод ЯБП из строя по команде извне, частичный вывод из строя с помощью взрывного разрушения и ряд других.

Для обеспечения безопасности и защищенности от несанкционированных действий существующего ядерного арсенала США используется ряд мер, обеспечивающих детонационную безопасность (Detonator Safing – DS), применение жаропрочных оболочек pit (Fire Resistant Pit – FRP), низкочувствительных высокоэнергетических ВВ (Insensitive High Explosive – IHE), обеспечивающих повышенную ядерную взрывобезопасность (Enhanced Nuclear Detonator Safety – ENDS), применение командных систем вывода из строя (Command Disable System – CDS), устройств предохранения от несанкционированного применения (Permissive Action Link – PAL). Тем не менее, общий уровень безопасности и защищенности ядерного арсенала от подобных действий, как полагают некоторые американские эксперты, еще не в полной мере соответствует современным техническим возможностям семь из восьми типов ядерных зарядов существующего арсенала США не обеспечены в полной мере всем вышеуказанным набором мер безопасности и защиты.

В отсутствии ядерных испытаний важнейшей задачей считается обеспечение контроля и выработка мер по обеспечению надежности и безопасности ЯБП, находящихся в эксплуатации длительное время, которое превышает первоначально определенные гарантийные сроки. В США эта задача решается с помощью программы сопровождения ядерного арсенала (Stockpile Stewardship Program – SSP), действующей с 1994 г. Составной частью этой программы является программа продления срока службы (Life Extension Program – LEP), в рамках которой требующие замены ядерные компоненты ЯБП воспроизводятся таким образом, чтобы как можно ближе соответствовать первоначальным техническим характеристикам и спецификациям, а неядерные компоненты подвергаются модернизации и заменяют те компоненты ЯБП, у которых закончились гарантийные сроки службы.

Проверка ЯБП на наличие признаков фактического или предполагаемого старения выполняется в рамках компании расширенного надзора (Enhanced Surveillance Campaign – ESC), которая является одной из пяти компаний, входящих в число инженерных компаний (Engineering Campaign). В рамках этой компании ведется регулярное наблюдение за ЯБП арсенала путем тщательного ежегодного обследования 11 ЯБП каждого типа в поисках коррозии и других признаков старения. Из одиннадцати ЯБП одного типа, отобранных из состава арсенала для исследования их старения, один полностью разбирают для проведения разрушающего контроля, а остальные 10 подвергаются неразрушающему контролю и возвращаются в арсенал. Используя данные, полученные в результате регулярного наблюдения с помощью программы SSP, выявляются проблемы с ЯБП, которые устраняются в рамках программ LEP. При этом основной задачей является – «увеличить продолжительность существования в арсенале ЯБП или компонентов ЯБП как минимум на 20 лет с конечной целью на 30 лет» в дополнение к первоначальному предполагаемому сроку службы. Эти сроки определяются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований по вопросам надежности сложных технических систем и процессов старения материалов и различных типов узлов и приборов, а также обобщения данных, полученных в процессе реализации программы SSP для основных узлов ЯБП путем определения так называемой функции отказов, характеризующей всю совокупность дефектов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации ЯБП.

Возможные сроки службы ядерных зарядов определяются в первую очередь сроками службы плутониевых инициаторов (pit-ов). В США для решения вопроса относительно возможных сроков жизни произведенных ранее pit-ов, находящихся на хранении или эксплуатирующихся в составе ЯБП, входящих в современный арсенал, разработана и используется методология проведения исследований по оценке изменения во времени свойств Pu-239, характеризующих процесс его старения. Методология основана на комплексном анализе данных, полученных в процессе натурных испытаний, и исследовании свойств Pu-239, входящего в состав pit-ов, подвергавшихся проверке в рамках программы SSP, а также данных, полученных в результате экспериментов по ускоренному старению, и компьютерного моделирования процессов, происходящих при его старении.

По результатам проведенных исследований были разработаны модели процесса старения плутония, которые позволяют считать, что ЯЗ сохраняют свою работоспособность в течение 45-60 лет с момента производства используемого в них плутония.

Работы, проводимые в рамках SSP, позволяют США еще достаточно длительное время сохранять в составе своего ядерного арсенала рассмотренные выше типы ЯБП, разработанные более 20 лет назад, большинство из которых впоследствии подверглись модернизации, и обеспечивать без проведения ядерных испытаний достаточно высокий уровень их надежности и безопасности.

В опубликованной в апреле 2010 года новой ядерной доктрине США декларируется, что «основное предназначение ядерного оружия США заключается в сдерживании ядерного нападения на США, их союзников и партнеров. Это предназначение будет оставаться таковым, пока существует ядерное оружие ». Соединенные Штаты «будут рассматривать возможность применения ядерного оружия только в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США, их союзников и партнеров ».

Вместе с тем, Соединенные Штаты «сегодня не готовы одобрить универсальную политику, признающую, что сдерживание ядерного нападения является единственной функцией ядерного оружия ». В отношении государств, обладающих ядерным оружием, и неядерных государств, не выполняющих, по оценке Вашингтона, своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), «сохраняется небольшой набор дополнительных непредвиденных обстоятельств, в которых ядерное оружие еще может играть роль сдерживания атаки обычным или химическим и биологическим оружием против США, их союзников и партнеров ».

При этом не раскрыто, что же подразумевается под вышеупомянутыми непредвиденными обстоятельствами. Это следует расценивать как серьезную неопределенность ядерной политики США, которая не может не влиять на оборонную политику других ведущих государств мира.

Для выполнения возлагаемых на ядерные силы задач Соединенные Штаты располагают стратегическими наступательными силами (СНС) и нестратегическим ядерным оружием (НЯО). Согласно данным государственного департамента США, опубликованным 3 мая 2010 г., ядерный арсенал Соединенных Штатов по состоянию на 30 сентября 2009 г. насчитывал 5.113 ядерных боезарядов. Помимо этого несколько тысяч устаревших ядерных боезарядов, выведенных из запасов, ожидали демонтирования или уничтожения.

1. Стратегические наступательные силы

СНС США представляют собой ядерную триаду, включающую наземный, морской и авиационный компоненты. Каждый компонент триады имеет свои преимущества, поэтому в новой ядерной доктрине США признано, что «сохранение всех трех компонентов триады наилучшим способом обеспечит стратегическую стабильность с приемлемыми финансовыми затратами и одновременно подстрахует в случае проблем с техническим состоянием и уязвимостью имеющихся сил».

1.1. Наземный компонент

Наземный компонент СНС США составляют стратегические ракетные комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Силы МБР имеют значительные преимущества над другими компонентами СНС благодаря высокозащищенной системе контроля и управления ими, исчисляемой несколькими минутами боевой готовности и относительно низкими затратами на боевую и оперативную подготовку. Они могут эффективно применяться в упреждающем и ответно-встречном ударах для поражения стационарных объектов, включая высокозащищенные.

По экспертным оценкам, на конец 2010 года в составе сил МБР на трех ракетных базах находилось 550 шахтных пусковых установок (ШПУ), из них для МБР «Минитмэн-3» – 50, для МБР «Минитмэн-3M» – 300, для МБР «Минитмэн-3S» – 150 и для МБР «МХ» – 50 (все ШПУ имеют защищенность по ударной волне 70–140 кг/см 2):

В настоящее время силы МБР подчинены созданному в августе 2009 г. Командованию глобальных ударов ВВС США (Air Force Global Strike Command, AFGSC).

Все МБР «Минитмэн» – трёхступенчатые твердотопливные ракеты. На каждой из них установлено от одного до трех ядерных боезарядов.

МБР «Минитмэн-3» начала развертываться с 1970 г. Оснащалась ядерными боеголовками Mk-12 (боезаряд W62 мощностью 170 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3M» начала развертываться с 1979 г. Оснащена ядерными боеголовками Mk-12A (боезаряд W78 мощностью 335 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3S» начала развертываться с 2006 г. Оснащается одной ядерной боеголовкой Mk-21 (боезаряд W87 мощностью 300 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «МХ» – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1986 г. Оснащалась десятью ядерными боеголовками Mk-21. Максимальная дальность стрельбы – до 9 000 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договор СНВ-3 (Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) 5 февраля 2011 г. в наземном компоненте СНС США насчитывалось около 450 развернутых МБР примерно c 560 боезарядами .

1.2. Морской компонент

Морской компонент СНС США составляют атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами межконтинентальной дальности. Их устоявшееся название – ПЛАРБ (подводные лодки атомные с баллистическими ракетами) и БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок). ПЛАРБ, оснащенные БРПЛ, являются наиболее живучим компонентом СНС США. по оценкам на сегодняшний день, в ближайшей и среднесрочной перспективе не будет реальной угрозы живучести американских ПЛАРБ ».

По экспертным оценкам, на конец 2010 г. в составе морского компонента СЯС США находилось 14 ПЛАРБ класса «Огайо» , из которых 6 ПЛАРБ базировались на Атлантическом побережье (военно-морская база Кингсбей, шт. Джорджия) и 8 ПЛАРБ – на Тихоокеанском побережье (военно-морская база Китсан, шт. Вашингтон). Каждая ПЛАРБ оснащена 24 БРПЛ класса «Трайдент-2».

БРПЛ «Трайдент-2» (Д-5) – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1990 г. Оснащается либо ядерными боеголовками Mk-4 и их модификацией Mk-4A (боезаряд W76 мощностью 100 кт), либо ядерными боеголовками Mk-5 (боезаряд W88 мощностью 475 кт). Штатная комплектация – 8 боеголовок, фактическая – 4 боеголовки. Максимальная дальность стрельбы – свыше 7 400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в морском компоненте СНС США насчитывалось до 240 развернутых БРПЛ приблизительно с 1000 боезарядов .

1.3. Авиационный компонент

Авиационный компонент СНС США составляют стратегические, или тяжелые, бомбардировщики, способные решать ядерные задачи. Их преимуществом по сравнению с МБР и БРПЛ, согласно новой ядерной доктрине США, является то, что они «могут быть демонстративно развернуты в регионах для предупреждения потенциальных противников в кризисных ситуациях об укреплении ядерного сдерживания и для подтверждения союзникам и партнерам американских обязательств по обеспечению их безопасности ».

Все стратегические бомбардировщики имеют статус «двойного предназначения»: они могут наносить удары с применением как ядерного, так и обычного оружия. По экспертной оценке, на конец 2010 г. в составе авиационного компонента СНС США на пяти авиационных базах на континентальной части США находилось примерно 230 бомбардировщиков трех типов – В-52Н, В-1В и В-2А (из них более 50 единиц в складском резерве).

В настоящее время стратегические авиационные силы, как и силы МБР, подчинены Командованию глобальных ударов ВВС США (AFGSC).

Стратегический бомбардировщик В-52Н – турбовинтовой дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1961 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности AGM-86В и AGM-129А. Максимальная дальность полета – до 16.000 км.

Стратегический бомбардировщик В-1В – реактивный сверхзвуковой самолет. Начал развертываться с 1985 г. В настоящее время предназначается для выполнения неядерных задач, однако пока не выведен из-под засчета стратегических носителей ядерного оружия по Договору СНВ-3, поскольку не завершены соответствующие процедуры, предусмотренные этим Договором. Максимальная дальность полета – до 11.000 км (с одной дозаправкой топливом в полете).

– реактивный дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1994 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только авиабомбы В61 (модификации 7 и 11) переменной мощности (от 0,3 до 345 кт) и В83 (мощностью несколько мегатонн). Максимальная дальность полета – до 11.000 км.

КРВБ AGM-86В – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования. Начала развертываться с 1981 г. Оснащается боевой частью W80-1 переменной мощности (от 3 до 200 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 2.600 км.

КРВБ AGM-129А – дозвуковая крылатая ракета. Начала развертываться с 1991 г. Оснащается той же боевой частью, что и ракета AGM-86В. Максимальная дальность стрельбы – до 4.400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в авиационном компоненте СНС США насчитывалось около 200 развернутых бомбардировщиков, за которыми засчитывалось такое же количество ядерных боезарядов (по правилам Договора СНВ-3 за каждым развернутым стратегическим бомбардировщиком условно засчитывается один боезаряд, поскольку в повседневной деятельности все они не имеют на борту ядерного оружия).

1.4. Боевое управление стратегическими наступательными силами

Система боевого управления (СБУ) СНС США представляет собой совокупность основной и резервной систем, включающих основные и запасные стационарные и мобильные (воздушные и наземные) органы управления, комплексы средств связи и автоматизированной обработки данных. СБУ обеспечивает автоматизированный сбор, обработку и передачу данных об обстановке, разработку приказов, планов и расчетов, доведение их до исполнителей и контроль выполнения.

Основная система боевого управления предназначена для своевременного реагирования СНС на тактическое предупреждение о начале ракетно-ядерного удара по США. Ее главными органами являются стационарные основной и запасной командные центры Комитета начальников штабов вооруженных сил США, командный и запасной командный центры Объединенного стратегического командования вооруженных сил США, командные пункты воздушных армий, ракетных и авиационных крыльев.

Считается, что при любых вариантах развязывания ядерной войны боевые расчеты этих пунктов управления смогут организовать проведение мероприятий по повышению боевой готовности СНС и передать приказ на начало их боевого применения.

Резервная система боевого управления и связи в чрезвычайной обстановке объединяет ряд систем, основными из которых являются резервные системы управления вооруженными силами США с помощью воздушных и наземных мобильных командных пунктов.

1.5. Перспективы развития стратегических наступательных сил

Современная программа развития СНС США не предусматривает в обозримый период строительства новых МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков. Вместе с тем, сокращая общий резерв стратегических ядерных вооружений при реализации Договора СНВ-3, «Соединенные Штаты будут сохранять способность «дозагрузить» некоторое количество ядерных зарядов в качестве технической подстраховки против любых проблем в будущем с системами доставки и боезарядами, а также на случай существенного ухудшения в обстановке безопасности ». Тем самым формируется так называемый «возвратный потенциал» путем «демирвирования» МБР и уменьшения количества боезарядов в два раза на БРПЛ.

Как следует из доклада министра обороны США Роберта Гейтса, представленного в мае 2010 г. американскому Конгрессу, после выполнения условий Договора СНВ-3 (февраль 2018 г.) в боевом составе СНС США будет насчитываться 420 МБР «Минитмэн-3», 14 ПЛАРБ типа «Огайо» с 240 БРПЛ типа «Трайдент-2» и до 60 бомбардировщиков В-52Н и В-2А .

Многолетнее, стоимостью в 7 млрд. долларов, совершенствование МБР «Минитмэн-3» по программе «Продление жизненного цикла Минитмэн-3» с целью сохранения этих ракет в боевом составе до 2030 г. почти закончено.

Как отмечено в новой ядерной доктрине США, «хотя нет необходимости принимать в ближайшие несколько лет решение о любой последующей МБР, сегодня надо начать поисковые исследования по этому вопросу. В связи с этим в 2011–2012 гг. министерство обороны начнет исследования по анализу альтернатив. В процессе этого исследования будет рассмотрен набор различных вариантов разработки МБР с целью определения эффективного по стоимости подхода, который поддержит дальнейшее сокращение ядерного оружия США и одновременно обеспечит стабильное сдерживание ».

В 2008 г. началось производство модифицированной версии БРПЛ Trident-2 D-5 LE (Life Extension). В целом до 2012 г. будет закуплено 108 этих ракет на сумму более 4 млрд. долларов. ПЛАРБ класса «Огайо» будут оснащены модифицированными БРПЛ на весь оставшийся срок их службы, который продлен с 30 до 44 лет. Первая в серии ПЛАРБ «Огайо», как планируется, будет выведена из состава флота в 2027 г.

Поскольку для проектирования, постройки, испытания и развертывания новых ПЛАРБ требуется много времени, с 2012 года ВМС США приступят к поисковым исследованиям по замене имеющихся ПЛАРБ. В зависимости от результатов исследования, как отмечено в новой ядерной доктрине США, может быть рассмотрена целесообразность сокращения в перспективе количества ПЛАРБ с 14 до 12 единиц.

Что касается авиационного компонента СНС США, то американские ВВС изучают возможности создания стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, которые с 2018 г. должны придти на замену нынешним бомбардировщикам . Кроме того, как провозглашено в новой ядерной доктрине США, «военно-воздушные силы проведут оценку альтернатив с целью обоснования решений в бюджете на 2012 год по вопросу, следует ли (а если да, то как) заменить имеющиеся крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности, срок службы которых истекает в конце следующего десятилетия ».

В области развития ядерного боевого оснащения основные усилия в США в ближайшие годы будут направлены на совершенствование существующих ядерных боезарядов . Начатая в 2005 г. министерством энергетики в рамках проекта RRW (Reliable Replacement Warhead) разработка высоконадежной ядерной боеголовки сейчас приостановлена.

В рамках реализации стратегии быстрого неядерного глобального удара (non-nuclear prompt global strike) США продолжают отработку технологий управляемых боеголовок и головных частей в неядерном оснащении для МБР и БРПЛ . Эти работы ведутся под руководством аппарата министра обороны (Управлением перспективных исследований), что позволяет исключить дублирование исследований, проводимых видами вооруженных сил, более эффективно расходовать денежные средства и в конечном итоге ускорить создание высокоточного боевого оснащения для стратегических баллистических ракет.

Начиная с 2009 года проведен ряд демонстрационных пусков прототипов создаваемых средств доставки межконтинентальной дальности, но пока весомых достижений не достигнуто. По экспертным оценкам, создание и развертывание высокоточных МБР и БРПЛ с неядерным оснащением вряд ли можно ожидать ранее 2020 года.

2. Нестратегическое ядерное оружие

После окончания холодной войны Соединенные Штаты значительно сократили свой арсенал НЯО (нестратегического ядерного оружия). Как подчеркнуто в новой ядерной доктрине США, сегодня Соединенные Штаты сохраняют «только ограниченное количество ядерного оружия передового базирования в Европе, а также небольшое количество на складах в США в готовности для глобального развертывания в поддержку расширенного сдерживания в интересах союзников и партнеров ».

По состоянию на январь 2011 г. США располагали примерно 500 боеготовыми нестратегическими ядерными боезарядами . Среди них 400 авиабомб свободного падения В61 нескольких модификаций с переменной мощностью (от 0,3 до 345 кт) и 100 боевых частей W80-О переменной мощности (от 3 до 200 кт) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности (до 2.600 км) «Томахок» (TLAM/N), принятых на вооружение в 1984 г.

Примерно половина из указанных выше авиабомб развернута на шести американских авиабазах в пяти странах НАТО: Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Кроме того, порядка 800 единиц нестратегических ядерных боезарядов, включая 190 боевых частей W80-О, находятся в неактивном состоянии в резерве .

В качестве носителей ядерных авиабомб могут использоваться сертифицированные для выполнения ядерных задач американские истребители-бомбардировщики F-15 и F-16, а также самолеты союзников США по НАТО. Среди последних бельгийские и голландские самолеты F-16 и германские и итальянские самолеты «Торнадо».

Ядерные КРМБ «Томахок» предназначены для вооружения многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) и некоторых типов надводных кораблей. На начало 2011 г. на вооружении ВМС США имелось 320 ракет этого типа. Все они хранятся в арсеналах военно-морских баз на континентальной части США в 24–36 часовой готовности к погрузке на АПЛ и надводные корабли, а также транспорты спецбоеприпасов, включая транспортные самолеты.

Что касается перспектив американского НЯО, то в новой ядерной доктрине США сделан вывод о необходимости принятия следующих мер :

— на вооружении ВВС необходимо сохранить истребитель-бомбардировщик «двойного предназначения» (то есть способный применять как обычное, так и ядерное оружие) после замены существующих самолетов F-15 и F-16 на общевидовой ударный самолет F-35;

— продолжить выполнение в полном объеме программы продления жизненного цикла (Life Extension Program) ядерной бомбы В61, чтобы обеспечить ее совместимость с самолетом F-35 и повысить ее эксплуатационную безопасность, защищенность от несанкционированного доступа и контроль применения с целью повышения доверия к ней;

— снять с вооружения ядерную КРМБ «Томахок» (эта система признана избыточной в ядерном арсенале США, к тому же она не развертывалась с 1992 г.).

3. Ядерные сокращения в будущем

В новой ядерной доктрине США констатируется, что президент Соединенных Штатов дал указание провести обзор возможных будущих сокращений американского стратегического ядерного оружия ниже уровней, установленных Договором СНВ-3. Подчеркивается, что на масштабы и темпы последующих сокращений ядерных арсеналов США будут оказывать влияние несколько факторов .

Во-первых , «любые будущие сокращения должны укреплять сдерживание потенциальных региональных противников, стратегическую стабильность в отношениях с Россией и Китаем и подтверждать американские гарантии в области безопасности перед союзниками и партнерами».

Во-вторых , «выполнение программы «Поддержание готовности ядерного арсенала» и рекомендованное Конгрессом США финансирование ядерной инфраструктуры (на это предусмотрено выделить свыше 80 млрд. долл. – В.Е.) позволят США отказаться от практики содержания в резерве большого количества неразвернутых ядерных боезарядов на случай технических или геополитических неожиданностей и существенно сократить за счет этого ядерный арсенал».

В-третьих , «ядерные силы России будут оставаться существенным фактором, определяющим, насколько и как быстро США готовы и дальше сокращать свои ядерные силы».

С учетом вышесказанного, администрация США будет добиваться обсуждения с Россией вопросов дальнейших сокращений ядерных арсеналов и повышения транспарентности. Как утверждается, «этого можно было бы достичь через официальные соглашения и/или через параллельные добровольные меры. Последующие сокращения должны быть большими по масштабу, чем это предусмотрено предыдущими двусторонними соглашениями, распространяться на все ядерное оружие обоих государств, а не только на развернутое стратегическое ядерное оружие».

Оценивая эти намерения Вашингтона, следует отметить, что они практически не учитывают озабоченностей Москвы, вызванных :

— развертыванием американской системы глобальной ПРО, способной в перспективе ослабить потенциал сдерживания стратегических ядерных сил России;

— громадным превосходством США и их союзников в обычных вооруженных силах, которое может еще больше увеличиться с принятием на вооружение разрабатываемых американских систем высокоточного оружия большой дальности;

— нежеланием США поддержать проект договора о запрете размещения в космосе любых видов оружия, внесенный Россией и Китаем на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве в 2008 году.

Без нахождения взаимоприемлемых решений по этим проблемам Вашингтон вряд ли сможет склонить Москву к новым переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов .

/В.И.Есин, к.в.н., ведущий научный сотрудник Центра проблем военно-промышленной политики Института США и Канады Российской академии наук, www.rusus.ru /

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»