Старообрядцы - это кто? Старообрядцы и староверы: разница. Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Старообря́дчество, старове́рие, древлеправосла́вие - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х - 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего - с Церковью Константинопольской.

В результате проведения церковной реформы патриарха Никона 1650-1660 гг. русское общество раскололось на сторонников и противников реформы. Во главе последних - старообрядцев, встал протопоп Аввакум.

Внешне разногласия сводились:

· по каким образцам - греческим или русским унифицировать церковные книги,

· креститься двумя или тремя перстами,

· как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца.

Но причина неприятия реформ была более глубокой. Ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным, ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.
В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий, в частности, родственницы первой жены Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова.

Став непримиримым противником церковной реформы, Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г. после падения авторитета Никона, раскольник был возвращен в Москву (его ошибочно считали только личным противником низложенного патриарха). Однако в Москве, не разбираясь в политических интригах при дворе, Аввакум расходится не только с церковным, но и с правительственным лагерем. Насильственные действия церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с "мучительством" древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Скоро Аввакум снова был сослан в Мезень, а потом отправлен в Пустозерск. Отсюда 1 мая 1666 г. он был вызван на Собор в Москву, а 13 мая расстрижен и проклят. В 1667 г. окончательно сосланный в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о "старой вере". В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был сожжен.

С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.


Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий.

Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» - молокане и духоборы . Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» - собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос - как человек с божественным разумом.

Христоверы - еще одно течение старообрядчества - учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения - «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы ».

С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы. Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что реформа Никона есть не его личное дело, а дело царя, государства и церкви.

Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже не просто выступали представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами царского правительства. Поэтому "царь в свою очередь обнажил меч" и издал в 1666-1667 гг. несколько указов, направленных на усиление репрессий в отношении раскольников. С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры.

С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения, в его ряды вливались широкие народные массы. Этому в значительной степени способствовали бесправное положение простого народа, усиление крепостничества в деревне, рост феодального гнета. Люди массами уходили в леса, покидая деревни и посады, создавая в глуши раскольнические общины (скиты). Зародившийся на почве религиозного разномыслия, раскол превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Несмотря на гонения, движение старообрядчества продолжало укрепляться и в XVIII в.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие проживают за границей: в странах Южной Европы, в англоговорящих государствах и на южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».

и зарождение «раскольничества»

Различные религиозные течения, которые можно объединить термином «старообрядство», имеют древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы - это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.

Что конкретно было сделано в рамках реформы?

Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю - «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций и иконописи.

«Раскольники», «старообрядцы» и «староверы»: разница

На самом деле всеми этими терминами в разное время обозначались одни и те же люди. Однако эти названия неравнозначны: каждое имеет специфический смысловой оттенок.

Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы». «Старообрядцы» - это компромиссный термин, введенный в употребление в 19-м веке светскими авторами. Сами верующие не считали его исчерпывающим: как известно, вера не ограничивается одними обрядами. Но так сложилось, что именно он получил наибольшее распространение.

Надо отметить, что в некоторых источниках «староверами» называют людей, исповедующих дохристианскую религию неправильно. Староверы - это, вне всякого сомнения, христиане.

Старообрядцы России: судьба движения

Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.

Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север, а также в Польшу и Литву. При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.

Быт и культура

Большевики не видели разницы между ново- и старообрядцами. Верующим вновь пришлось эмигрировать, на этот раз преимущественно в Новый Свет. Но даже там они сумели сохранить национальную идентичность. Культура старообрядцев довольно архаична. Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.

Несмотря на отрицание прогресса, староверы нередко добиваются успеха в предпринимательстве и сельском хозяйстве. Их мышление нельзя назвать инертным. Старообрядцы - этоочень упрямые, стойкие и целеустремленные люди. Преследования властей только укрепили их веру и закалили дух.

Наверное, есть какая-то закономерность в том, что экономический успех со временем охлаждает религиозный пыл. Текстильные промышленники второго и особенно третьего поколения получили достаточное образование и знакомство с европейской культурой, чтобы умерить свои апокалиптические верования. Некоторые (например, Гучковы и Хлудовы) перешли в официально санкционированное «единоверие». Другие семьи (например, Коноваловы) двигались в сторону недифференцированного православия.

Тем не менее оставались роды (например, Морозовы и Рябушинские), сохранившие эмоциональную привязанность к древнему благочестию, хотя, как личности,они уже были полностью европеизированы. Было бы чрезмерным упрощением утверждать, что связь с религиозной культурой старообрядцев породила совершенно не сходный с другими тип личности, характерный только для приверженцев старой веры.

Несомненно, выходцы из старообрядческих семей приучились думать о себе как об отличающихся ото всех прочих; они стремились быть упорными и усердными в делах и думать о будущем своих семейных предприятий. Купцы-старообрядцы обычно оставались купцами, избегая соблазна возведения в дворянский чин, традиционно ослаблявшего купеческое сословие. По этим причинам их фирмы отличались долголетием, необычным для русской экономики.

Однако эти свойства не были присущи одним только старообрядцам, поскольку многие семьи, придерживавшиеся официального православия, достигли сходных результатов в текстильных элитах купеческой Москвы. Различие между ортодоксальным и неортодоксальным вероисповеданием, судя по всему, стиралось по мере того, как купцы обоих верований становились активными участниками резко усилившейся филантропической, меценатской и гражданской деятельности, ознаменовавшей наступление культурной эпохи купеческой Москвы в конце XIX века.

Даже когда купеческое сословие в России начало приобретать явные черты промышленной буржуазии «für sich», почти никто, кроме выходцев из среды старообрядцев, не смог принять вызов времени и развернуть свои деловые интересы в сторону политики и идеологии.

Основу этим изменениям заложили красноречивый старообрядец Василий Кокорев, который в середине XIX века первым вышел за стены своей фабрики и вступил в союз с такими мыслителями славянофильского направления, как Федор Чижов и Иван Бабст, и легендарный Савва Морозов, чей мощный голос и харизматическое лидерство прервали самоубийство, совершенное в тот самый момент, когда буржуазия вступила на политическую арену в 1905 году.

В беспокойную межреволюционную эпоху 1905 – 1917 годов возник триумвират Павла Рябушинского, Александра Коновалова и Александра Гучкова, озвучивший политические чаяния нарождавшейся буржуазии. Несомненно, благодаря проявленному ими пониманию исторических ошибок деспотической власти в России, эти новые предводители старообрядческого наследия выступали как политические либералы и конституционалисты.

Гучков возглавил парламентскую фракцию «октябристов» - националистическую коалицию в составе первых трех Государственных дум, пытавшуюся найти пути к примирению с правительством премьер-министра Петра Столыпина. В III Думе он вел борьбу за принятие законов о старообрядцах, гарантирующих защиту прав религиозных диссидентов. После убийства Столыпина в 1911 году Гучков разочаровался в царском режиме и вскоре присоединился к более радикальной позиции Рябушинского и Коновалова.

Александр Коновалов и Павел Рябушинский возглавляли фракцию прогрессистов в IV Думе, они стремились объединить все оппозиционные силы под знаменем «Прогрессивного блока». Рябушинский, по-прежнему исповедовавший старую веру, был председателем Всероссийского съезда старообрядцев и пытался привлечь своих единоверцев к участию в политическом процессе через организацию неостарообрядческого движения. В канун Первой мировой войны Коновалов и Рябушинский вели тайные переговоры с большевиками и эсерами о способах противостояния царскому режиму, а Коновалов даже намекал на необходимость «сверхъестественного выхода» из политического тупика 1914 года.

Эти активисты-промышленники были практически единственными представителями предпринимателей, обладавшими достаточной уверенностью в себе и убежденностью, чтобы действовать на равных с интеллигентами и аристократами, составлявшими костяк либеральной политической культуры того времени. В годы войны люди этого круга, объединенные оппозиционным отношением к самодержавию, создали и возглавили военно-промышленные комитеты, способствовавшие мобилизации экономики. Следует также отметить их стремление соединить либеральную оппозицию под эгидой «Прогрессивного блока».

В 1916 году Гучков принял активное участие в тайном заговоре с целью свержения царя. Когда в 1917 году самодержавие окончательно рухнуло, Коновалов и Гучков стали министрами Временного правительства. Коновалов своими глазами увидел конец старой России, когда был арестован большевиками в Зимнем дворце при исполнении обязанностей товарища министра-председателя в последнем кабинете Керенского.

Имена этих людей до такой степени олицетворяли интересы деловых кругов, что Ленин обычно использовал их как эпонимы «крупной буржуазии». Такие выражения, как «господа Рябушинские», «эти Коноваловы» и «партия Гучкова», были обычными элементами его политического лексикона, направленного против «главарей буржуазии».

Нельзя утверждать с полной уверенностью, что их карьера была предопределена принадлежностью к неортодоксальному вероисповеданию. Тем не менее их предпринимательская динамичность, боевой стиль, сильные националистические чувства, либеральные требования власти закона, защита свободы вероисповедания, непримиримая оппозиция царскому режиму (после того как провалился коллаборационистский эксперимент Гучкова), желание сотрудничать с революционными партиями и присоединиться к заговорам - все это несет на себе отчетливый отпечаток неортодоксального наследия.

Хотя их реальные отношения с древним благочестием варьировали от пылких до отчужденных, следует заключить, что выдвижение этих ярких личностей на фоне трудноразличимых на политической сцене фигур, пришедших из ортодоксальной традиции, не было совершенно случайным.

Так, например, в семье Коноваловых проблемы с лидерством возникли в третьем поколении. И. А. Коновалов был не очень сведущ в предпринимательстве и сверх меры предавался радостям жизни. В результате семейное предприятие пришло в упадок. В 1897 году решением семьи он был отстранен от дел, и контроль над компанией перешел к его сыну Александру.

Сегодня, в отличие от прошлых десятилетий, не является «террой инкогнита» — явлением неизвестным, непонятным и не изученным. Истории и культуре старообрядчества посвящено сотни научных исследований, десятки книг и кинофильмов, тысячи статей и заметок в интернете. К некогда неизвестной летают туристы на вертолете, на, казалось бы, полностью забытое в советские годы Рогожское кладбище , а старообрядческие иконы и книги экспонируются в залах Федерального Собрания страны. Тем не менее в обществе сохраняется ряд устойчивых мифов о старообрядчестве.

Какие-то мифы пришли в нашу эпоху из дореволюционных времен, когда клевета на старую веру возводилась в ранг государственной политики, другие имеют «советские» корни и связаны с антирелигиозной пропагандой, некоторые появились совсем недавно и отражают «детские болезни» становления общественного самосознания новой России. Попробуем разобраться с некоторыми из мифов.

1. Целью реформы патриарха Никона было исправление русских богослужебных книг по древним рукописям

Ответ : Современной наукой доподлинно установлено, что в ходе реформ патриарха Никона и исправления богослужебных книг не использовалось никаких авторитетных исторических источников и древних рукописей. Литургист и византолог А.А. Дмитриевский указывает:

Выяснено уже в исторической литературе с достаточной убедительностью, что книжная справа при патриархе Никоне, да и во все последующее время при его приемниках велась на Московском печатном дворе не по старым харатейным греческим и славянским церковно-богослужебным рукописям, а по печатным греческим книгам венецианской типографии. (Дмитриевский А.А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. С. 26).

Этого же взгляда на исправление книг держались такие ученые, как С.А. Белокуров (1862-1918), профессор Н.Ф. Каптерев (1847-1918), П.Ф. Николаевский (1841-1899), И.Д. Мансветов (1843-1885) и другие. Найдены и книги, с которых патриарх Никон приказал «исправлять» весь древнерусский богослужебный чин. Их всего две: Служебник 1602 года венецианского издания Антония Пинела и Служебник 1604 года львовского епископа Гедеона Балабана, изданный в Стрятине.

2. Старообрядцы не являются православными христианами

Ответ : Этимология слова «православие » и «православный » понятна любому человеку, хотя бы немного знающему русский язык. Два корня этого слова «право » и «славие » обозначают правое, правильное прославление Бога.

Так вот, в своем богословии старообрядцы придерживаются учения Церкви, выраженного святыми отцами семи Вселенских и ряда древних Поместных Соборов, а также Соборов русской Церкви, состоявшихся до церковного раскола XVII века. В своей богослужебной жизни старообрядцы употребляют обряды, чины и последования, полностью соответствующие догматическому содержанию учения древней Церкви.

  • Так, двуперстное крестное знамение символическим языком жестов выражает православный Символ Веры, принятый отцами Никейского и Цареградского Вселенских Соборов, а именно воплощение Сына Божьего в земном человеке и его крестную жертву, то есть веру во святую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа — и во Христа, имеющего две природы — Бога и человека, и что именно Христос был распят на кресте.
  • Трехпогружательное крещение, употребляемое у старообрядцев, символически означает соумирание и совоскресение человека со Христом.
  • В старообрядческой Церкви употребляется унисонное, монодическое церковное пение, главной целью которого является не развлечение слуха, а молитва.
  • Иконы, используемые старообрядцами, — исключительно канонического письма, которое, как известно, отображает в первую очередь духовную ипостась изображаемого лица или события.

Таким образом, в старообрядческой церкви богослужение, богопрославление происходит с употреблением соответствующих христианской догматике чинов и обрядов. Иными словами, Бог воспевается и прославляется «право», «правильно», «православно». Поэтому именно старообрядцев и надо называть православными, поскольку они славят Бога в правильных формах богопочитания.

Прочих же христиан, включая даже тех, кто придерживается правильного догматического учения Церкви, но употребляет искаженные формы богослужения, православными называть уже нельзя. Искаженные формы прославления Бога свидетельствуют уже не о «православии» (правильном прославлении), а как минимум о «кривославии » (так или иначе искаженном прославлении).

3. Старый обряд может быть понятен только русским и русскоговорящим

Ответ : Поскольку обряды и чины, употребляемые старообрядцами, символически отражают догматическое учение древней христианской Церкви, то они будут понятны любому христианину, признающему это учение, на каком бы языке он не разговаривал.

В качестве примера можно привести , в котором два пальца (указательный и великосредний) сложены во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Совершенно очевидно, что на любом языке мира два пальца означают число два. В противоположность этому в новообрядческой церкви широко используется так называемое именословное перстосложение, когда пальцами пытаются изобразить буквы «IС» и ХС». Однако человеческими перстами можно изобразить лишь славянские или греческие литеры. Ни на каких других языках, как современных, так и древних, имя Спасителя таким способом изобразить невозможно.

4. Староверы не пьют чай, кофе и не едят картошку, не пользуются телефоном и компьютерами — словом, живут как Агафья Лыкова

Ответ : Староверы (старообрядцы) в наши дни употребляют чай, кофе, картошку и иные современные продукты, однако при этом отдают предпочтение блюдам русской национальной кухни. Исторически настороженное отношение староверов к зарубежным товарам, включая продукты питания, связано с тем, что среди подобных новинок встречаются некоторые, могущие нанести непоправимый вред духовному или телесному здоровью. Так, например, старообрядцы в течение трех сотен лет выступали против употребления табака, активно насаждаемого зарубежными торговцами и российской государственной властью. Но только в последние десятилетия общество признало правоту староверов и стало бороться с распространением этого пагубного зелья.

В 1909 г. вопрос об употреблении чая, кофе и картофеля вызвал острую полемику на Первом старообрядческом съезде старообрядцев-безпоповцев (приемлющих брак). После обсуждений этой темы было принято решение:

Еретиками считать нельзя. Наказующим следует внушить, что нигде употребление чая и вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех. Относится к разряду излишеств. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать епитимиями.

Возникшие пищевые традиции и устные предания, не обязательно даже основанные на Библии или иных источниках, в современном старообрядчестве разнятся в зависимости от особенностей народа, места и времени проживания. Большая же часть пищевых запретов уже не соблюдается.

Также староверы пользуются современными технологическими приспособлениями — это в полной мере касается и староверов, проживающих в глубокой тайге. Там имеются средства передвижения охотников и рыболовов, современное оружие, аппаратура связи и навигации.

Что касается городского старообрядчества, то многие его представители в свое время стояли на передовом крае научного и технического прогресса. Старообрядцем был известный русский изобретатель И.П. Кулибин . Крестьянин Ф.А. Блинов разработал первый в мире концепт гусеничного трактора, схема которого легла во все последующие машины на гусеничном ходу, включая танки. Председатель совета Рогожской общины П.П. Рябушинский стоял у основ атомной энергетики. Основатель пароходного общества «По Волге» нижегородский купец Д.В. Сироткин одним из первых стал использовать нефтеналивные танкеры.

Что же касается семьи Лыковых и в частности Агафьи Лыковой, с образами которых часто связывают старообрядчество, то можно точно сказать, что они смогли выжить в тайге благодаря картофелю, который культивировали более 40 лет. Сегодня же Агафья и другие отшельники-старообрядцы при необходимости используют современные средства связи, лекарственные препараты и т. п.


5. Старообрядцы организовали Октябрьскую революцию 1917 года

Ответ : Идея о том, что революцию в значительной степени сделали старообрядцы, появилась совсем недавно. Ни большевики, ни монархисты, ни представители белого движения, ни советские историки и представители русской эмиграции никогда не упоминали о какой-либо роли старообрядцев в революционных событиях 1917-1918 годов. Эта идея возникла лишь в конце 1990-х гг., когда страну покинула большая часть тех, кого псевдопатриотические круги до этого традиционно считали виновными в революции, то есть евреи. Потребовалось найти новых виновных. А поскольку ни русский народ в основной своей массе, ни синодальная церковь, которая первой среди религиозных конфессий приветствовала свержение царя, виновными в революционных событиях признавать себя не хотели, то появилась идея назначить виновными староверов.

Эту идею в нескольких статьях обозначил экономист О.Л. Шахназаров. Затем ее стал развивать историк А.В. Пыжиков . Старообрядческий историк М.А. Дзюбенко указывает:

Труды этих исследователей содержат огромное количество фактических ошибок и умолчаний. Перед нами псевдонаучный манипулятивный монтаж в востребованном ныне стиле. Относиться к этим работам и содержащимся в них заявлениям серьезно не стоит. Надо четко понимать: старообрядчество лишь в последние десять лет существования Российской империи было ограниченно допущено к общественной жизни и, в отдельных случаях, к государственной жизни. Повлиять на общий ход событий оно, может быть, и хотело, но не могло, поскольку весь уклад российского государства противоречил ценностям древлеправославия. Так что, безусловно, главную ответственность за произошедшее в 1917 г. несут те, у кого были власть и численное преимущество, и переложить эту ответственность на других не получится.

6. Чтобы присоединиться к старообрядческой Церкви, нужно второй раз креститься

Ответ : Поскольку старообрядческая Церковь, как было указано выше, в совершении таинств следует православной догматике и Церковному Преданию, то и в ней совершается через полное погружение.

50 правило св. апостолов гласит:

Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, … да будет извержен.

В 91 правиле св. Василия Великого говорится, что погружательное крещение есть святоотеческое предание:

Откуда и троекратное погружение человека? И прочее, бывающее при Крещении: отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охранять святыню Таинства.

Крещение через обливание, окропление, равно как и крещение мученической кровью, песком и прочим допускаются лишь в исключительных случаях, когда крещающийся тяжко болен и нет никакой возможности крестить его погружением, либо человек находится в заточении, и ему грозит скорая гибель. Проводимый в таком случае обряд, по сути, не является таинством крещения, но лишь служит свидетельством для внешних о том, что человек исповедует свою веру во Христа.

В качестве таких примеров можно привести благоразумного разбойника Раха, распятого одесную Христа на Голгофе. Над ним не было исполнено никакого крещения, но он лишь своим устным исповеданием и кровью заслужил право первым быть в раю. И наоборот, широко известна история о неком путешественнике-еврее, который тяжко заболел в пустыне и, встретив на своем пути христианских монахов, умолял крестить его. Поскольку рядом не было никакой воды, странствующие иноки крестили его песком. Однако по прибытии в ближайший город дело о крещении песком было рассмотрено местным епископом. И поскольку по счастью путешественник не умер в пустыне, «епископ Дионисий велел крестить еврея в воде, ни во что вменив крещение песком ».

С распространением обливательного крещения на западе восточные церкви отдельными своими решениями утвердили практику полного погружательного крещения лиц, крещенных другими неканоническими способами. Самыми яркими примерами этого являются постановление Константинопольского Собора 1755 года и Московского Собора 1620 года, отвергающие действительность обливательного крещения.

Таким образом, крупнейшие старообрядческие согласия, такие как и , присоединяют христиан, крещенных погружательно, безо всякого дополнительного крещения. Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окроплении, посыпания песком и т. п.) получают полное трехпогружательное крещение, которое считается первым и единственным.

Есть, однако, и другая точка зрения. Другие старообрядческие согласия (главным образом безпоповцы — и Древлеправославная Кафолическая церковь Старопоморского ) совершают крещение над каждым присоединяющимся, независимо от того, как был крещен человек раньше. Это толкуется следующим образом: «крещение в еретической церкви не есть крещение, но паче осквернения, так как совершается еретическими священниками». Поморские сочинения XVIII века указывают: любой еретик, в отсутствие священных лиц, может быть принят в церковь только через повторное крещение, а приём по второму и третьему чину в условиях отсутствия священства невозможен.

Таким образом, при отсутствии священства у безпоповцев вступают в силу церковные правила, позволяющие мирянину в особых случаях крестить и перекрещивать, то есть принимать «от ересей приходящих» первым чином. Выговцы, обосновывая перекрещивания, писали, что вообще всякий еретик подлежит повторному крещению, а если церковь прежде и не перекрещивала некоторых еретиков, то это следует понимать не как закон, а как «снисхождение», в надежде их скорейшего обращения.

7. Староверы — это язычники, которые жили на Руси до крещения Владимиром

Ответ : После церковного раскола XVII века в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». Во времена правления Екатерины Великой по предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как « ». Сами же древлеправославные христиане нередко называли себя староверами, поясняя, что разница между старообрядчеством и новообрядчеством не только в обрядах, но и в самой вере.

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов».

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Многим старообрядчество представляется неким монолитным образованием. Между тем оно достаточно сложно структурировано как в церковном, так и в социальном отношении - от таежных скитов до вполне светских городских слоев. Более того, старообрядчество разрозненно, состоит из мало общающихся между собой больших и малых групп верующих. С одними старообрядческими согласиями и группами верующих диалог, причем диалог продуктивный, возможен, с другими он попросту немыслим. Одни старообрядческие сообщества состоят, по определению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, из "православно верующих христиан", другие, в зависимости от степени самоизоляции, постепенно становятся на путь обретения признаков сектантских образований. Понятно, что поэтому конструктивный диалог принципиально возможен далеко не со всеми старообрядцами.

Выскажем некоторые предварительные замечания. При всей ясности понятия диалога, как беседы или переговоров двух сторон, в церковной жизни сложился свой стереотип понимания этого термина. Здесь под диалогом обычно понимается организованный двухсторонний переговорный процесс, преследующий какую-либо позитивную цель - объединение Церквей, создание общей вероучительной формулы и т.д. В отношении со старообрядцами пока реально речь может идти всего лишь о попытках найти общий язык для потенциально возможного диалога. Поэтому правильнее бы эту фазу отношений именовать, например, собеседованиями, имея в виду под ними такую форму диалога, когда целью ставится не создание некоего совместного продукта, а просто попытка понять друг друга. Для начала дальнейшего движения вперед необходимо прийти к пониманию, лучше обоюдному, что конкретно нас разъединяет. А для этого нужны встречи, собеседования, может быть даже дискуссии, пусть формально ни к чему не обязывающие, но позволяющие глубже понять друг друга.

На сегодняшний день важно, чтобы результаты таких собеседований стали доступными для всего русского православного сообщества, то есть как для чад Русской Православной Церкви, так и для старообрядцев, поскольку и тем и другим они могут принести несомненную пользу. На наш взгляд, именно возможность самоуглубления в русскую национальную историю ценна в таких собеседованиях, поскольку может способствовать поиску конструктивных решений на будущее.

Если говорить о проблемах, возникающих при сегодняшних попытках наладить общение со старообрядцами, то одна такая проблема уже названа - до сих пор не только не предпринималась совместная попытка объективно осмыслить явления прошлого с позиций современности, но отсутствует общая терминологическая база для этого. Приведем простой пример: абсолютное большинство представителей одного из двух крупнейших согласий старообрядцев-поповцев", имеющих уже несколько лет свою небольшую духовную семинарию, справедливо утверждают, что у членов этого согласия есть с Русской Православной Церковью обрядовые и канонические разногласия, но нет догматических, вероучительных; многие же представители другого согласия постоянно подчеркивают наличие также догматических расхождений, неизменно приводя в пример именно обрядовые.

В этом заключается другая проблема в налаживании общения. С одной стороны, в дораскольных книгах, скажем, крестное знамение, в соответствии с мироощущением того времени, называлось "догматом", что вызывает трудности в попытках взаимопонимания, но трудности преодолимые, если принципиально не отрицать ценности усвоения исторических и богословских наук. Но, с другой стороны, крупные старообрядческие согласия вобрали в себя за последние 10-15 лет достаточно большое количество людей, не воспитанных в старообрядческой традиции, но воинствующе настроенных против Русской Православной Церкви. Людям этим свойственна удивительная для воцерковленных христиан агрессия и непримиримость. С характерной для неофитов активностью они неустанно изыскивают в Русской Православной Церкви все новые и новые "ереси", внося в ряды своего сообщества всевозможные нестроения и нервозность. Не хотелось бы ошибаться, но, кажется, здоровые духом и исконно принадлежащие к старообрядчеству приверженцы церковной старины все же интуитивно начали распознавать явно чужие голоса в своей среде, достаточно откровенно дирижируемые той же палочкой, которой управляется и так называемое "альтернативное православие".

К сожалению, определенную проблему в развитии общения создают некоторые СМИ, в особенности светские, привыкшие искать сенсации и не обремененные чувством ответственности за содержание своих публикаций. Разумеется, развитое церковное сознание не может признать состояние церковного раскола явлением естественным и нормальным. Но чувство скорби не должно заслонять чувство реальности - ни о каком объединении со старообрядцами в настоящее время речь не идет. Как бы громко ни призывала нас христианская совесть покончить, и побыстрее, с грехом раскола, исходить следует из объективной действительности. Излечение многовекового раскола, породившего и насилие, и обиды, и недоверие, и взаимное отчуждение, если в принципе и возможно, то требует подхода тонкого, деликатного, не терпящего суеты и торопливости. В старообрядчестве сейчас немало людей, не готовых не только к диалогу, но даже к общению с православными. Следует всячески приветствовать, что большинство современных лидеров старообрядчества проявляет готовность к общению и сотрудничеству с Русской Православной Церковью. И не однажды приходилось слышать от этих людей справедливые сетования на сообщения масс-медиа о якобы уже ведущихся переговорах об объединении. Такие сообщения сегодня можно оценивать как провокационные, возможно, ставящие целью только усложнить общение, поскольку они не соответствуют действительности и поскольку реакция на такие сообщения разных групп верующих может существенно различаться. Следует помнить, что христианская добродетель тиха и некриклива по своей природе, а ее противники, сколь бы скромным ни было их число, способны многое разрушить и многие сердца смутить.

В целом можно сказать, что взаимоотношения со старообрядчеством сейчас развиваются динамично, хотя и не без определенных трудностей. И главной целью этих отношений в настоящее время можно было бы назвать достижение осознанного понимания не только многими старообрядческими лидерами, но и большинством верующих, что поддержание общения с Русской Православной Церковью сегодня и для них, и для нас не просто полезно, но и необходимо. И речь сегодня идет не о молитвенном общении, чего боятся многие старообрядцы, озабоченные сохранением своей идентичности. Когда на повестке дня стоит сохранение национальной идентичности, имеет смысл взглянуть хотя бы чуть-чуть повыше своего забора. А вдруг за этим забором не враг, а сосед, которому грозят те же опасности, едва ли преодолимые в одиночку?

Старообрядчество. Штрихи к историческому портрету

История диалога со старообрядчеством существует столько же, сколько существует и само старообрядчество. Почти за 350 лет был накоплен огромный опыт полемики с "ревнителями древлего благочестия". Диалог с ними ведется и поныне, однако мало кто из современников знаком с ним.

Государственная власть и официальная Церковь изначально относились к старообрядцам как к еретикам и преследовали их. Масштабы гонений отнюдь не придуманы самими старообрядцами, ибо именно эти гонения и породили раскол в Русской Церкви. Применять казни против "раскольников" царю посоветовали бывшие греческие иерархи на Соборе 1666-1667 годов. Боясь казней, тысячные толпы приверженцев старой веры ушли в глухие леса или подались за границу. Те, кого гонителям удавалось обнаружить, предпочитали пыткам самосожжение. По мнению историка Церкви А.В. Карташева, к 1690 году в самосожжениях погибли более 20 тысяч человек.

Светская власть и старообрядцы

Надо особо отметить, что именно государственная власть была инициатором как богослужебной реформы, так и гонений на старообрядцев.

Особенно жестокие гонения старообрядцы претерпевали при царевне Софье. За приверженность старой вере тогда могли даже казнить. Во времена Петра I открытых гонений на старообрядцев не было, но при этом старообрядческое население облагалось двойной податью. В царствование Екатерины II старообрядцы не испытывали особых притеснений со стороны государства. Благожелательную политику продолжали и императоры Павел I и Александр I. При Николае I начались новые гонения: старообрядческие храмы и монастыри закрывались и обращались в православные или единоверческие. Мало известен тот факт, что писатель П.И. Мельников-Печерский, написавший романы "В лесах" и "На горах", был чиновником Министерства внутренних дел и во время "противораскольнической" кампании лично занимался ликвидацией старообрядческих скитов, снискав особую нелюбовь старообрядцев.

Во время правления императоров Александра II и Александра III притеснения старообрядцев начали стихать. А при Николае II, после обнародования в 1905 году "Манифеста о началах веротерпимости", старообрядцы получили свободу. Период между двумя революциями в истории старообрядчества многие исследователи называют "золотым веком". За это время старообрядцами было построено более тысячи храмов; съезды и Соборы проходили практически ежегодно, было создано несколько союзов и братств. В 1912 году на Рогожском кладбище был открыт Старообрядческий педагогический институт с 6-летней программой обучения, которым руководил отец будущего академика АН СССР Б.А. Рыбакова. Институт так и не дождался своего первого выпуска: в 1916 году всех учащихся старшего курса направили в действующую армию. Все достигнутое было окончательно разрушено после 1917 года. На старообрядцев, как и на всех христиан, начались гонения со стороны нового правительства, появились новые мученики за старую веру.

Евгений Юферев

Церковь и старообрядцы

Старообрядчество было относительно единым только при жизни таких "ревнителей древлего благочестия", как протопоп Аввакум, диакон Феодор и др. После их смерти в среде старообрядчества начали выделяться различные направления. Часть староверов отказалась принимать священников от Русской Церкви и, следовательно, осталась вовсе без священства. За ними закрепилось название "беспоповцев". Другая же, менее радикальная часть старообрядцев не стала отказываться от "беглого" священства - это так называемые "поповцы". Как "поповцы", так и "беспоповцы" разделились, в свою очередь, на различные "толки" и "согласия".

Официальная Церковь продолжала относиться к старообрядцам как к еретикам. Митрополит Димитрий Ростовский в своем "Розыске о раскольнической брынской вере" писал, что старообрядцы веруют в "другого Исуса", в "равноухого". Дело в том, что, в соответствии с древней традицией, старообрядцы пишут имя "Iсус" с одной буквой "i". Митрополит Димитрий заметил, что такое написание похоже на греческое слово, которое переводится как "равноухий". Такой невысокий уровень аргументации не способствовал диалогу, но, к сожалению, именно он закрепился и использовался синодальными миссионерами в полемике со старообрядцами. Традицию подобной критики поддерживали такие иерархи Православной Церкви, как архиепископ Нижегородский Питирим, епископ Тобольский Игнатий и митрополит Ростовский Арсений.

Подобный уровень полемики возмущал не только старообрядцев, но и единоверцев. Единоверцы - это православные христиане-старообрядцы, присоединившиеся к Православной Церкви на условиях полного сохранения дониконовского обряда. В XVIII веке отмечено несколько случаев присоединения старообрядцев к Православной Церкви на этих условиях. Например, основатель Саровской пустыни иеромонах Исаакий († 1737) убедил присоединиться к Православной Церкви беспоповца-федосеевца по имени Иоанн. А в 1799 году целая группа рогожских старообрядцев обратилась к митрополиту Платону с просьбой о присоединении их к Православной Церкви. В ответ на это прошение митрополит Платон написал "Правила или пункты единоверия". Согласно им, клятвы Собора 1666-1667 годов на старые обряды были сняты только с тех старообрядцев, кто присоединился к Православной Церкви. Единоверцам было разрешено причащаться в новообрядческих храмах, но при этом новообрядцам запрещалось причащаться в храме единоверческом. Только в случае чрезвычайной нужды, при отсутствии в округе новообрядческого священника, новообрядец мог принять напутствие единоверческого священника. Эти ограничения были отменены на Поместном Соборе 1917-1918 годов.

Из-за сохранения клятв на старые обряды старообрядцы не спешили присоединяться к Православной Церкви. Лишь в 1971 году старый и новый обряды были признаны равноспасительными. Постановления Собора 1971 года создали новые условия взаимоотношений со старообрядцами. После этого для старообрядцев открылись стены духовных школ Русской Православной Церкви, что дало возможность получить высшее богословское образование таким представителям современного старообрядчества, как Иван Миролюбов, епископ Антоний (Баскаков, Древлеправославная Церковь России) и архиепископ Александр (Калинин) (Русская Древлеправославная Церковь).

В XIX веке государственная власть, по сути, использовала единоверие для упразднения старообрядчества. В Российской империи насильственными методами закрывались старообрядческие монастыри и скиты. Они или полностью разрушались, или передавались единоверцам. В частности, в 1840-1850-е годы известный старообрядческий центр в Москве - Рогожское кладбище - был передан единоверцам, так как часть его прихожан присоединилась к единоверию. Один из рогожских храмов - Никольский - стал единоверческим, а в Покровском кафедральном соборе по просьбе митрополита Филарета (Дроздова) были запечатаны алтари. Вновь они были раскрыты лишь в 1905 году по указу царя Николая II.

В 1862 году среди белокриницких старообрядцев появляется так называемое Окружное послание. Целью его было изжить из среды старообрядцев-"поповцев" некоторые "беспоповские" идеи, которые ими ошибочно принимались за истинные. Послание утверждало, что Российская Православная Церковь есть Истинная Церковь, а имя Иисус в новом написании - не имя антихриста. Послание вызвало раскол, уврачевать который белокриницким старообрядцам не удалось. Впоследствии "противоокружники" утратили свою иерархию, однако небольшие их общины просуществовали в подмосковных Гуслицах вплоть до недавнего времени.

В начале ХХ века отношение Церкви и государства к старообрядцам постепенно меняется. После издания 17 апреля 1905 года "Манифеста об укреплении начал веротерпимости" религиозные общины стали свободными от государственного давления. Изменения произошли и в миссионерской работе со старообрядцами. Теперь миссионеры уже не могли рассчитывать на помощь государственной власти в борьбе с расколом. На заседаниях Предсоборного Присутствия (1905-1906 годы), посвященных проблемам миссии, была оговорена необходимость "принципиально изменить методы миссионерства среди раскольников". В 1908 году Синод издал "Правила по организации внутренней миссии", в соответствии с которыми государственная власть не могла быть в ней задействована. Однако переустройство миссионерской работы шло очень медленно.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов работу Отдела по вопросам единоверия и старообрядчества возглавлял митрополит Антоний (Храповицкий). На пленарное заседание были вынесены два доклада, содержавших прямо противоположные точки зрения: протоиерей Симеон Шлеев предложил проект учреждения единоверческих епископий, подчиненных епархиальным архиереям, а епископ Челябинский Серафим (Александров) опасался, что учреждение единоверческого епископата приведет к отрыву единоверцев от Церкви. После 1905 года изменились отношения и к единоверцам, поэтому по решению Собора было создано 5 единоверческих епископских кафедр. Одну из них - Охтенскую (в Петрограде) занял рукоположенный во епископа Симеон (Шлеев). Получив единоверческих епископов, единоверцы отнюдь не покинули Православную Церковь. Епископ Симеон доказал свою верность Православной Церкви тем, что, не уходя ни в какие расколы, принял мученическую кончину. На Архиерейском Соборе 2000 года он был причислен к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Во времена гонений на Церковь единоверческие кафедры в России сохранить не удалось.

На Архиерейском Соборе 2004 года было принято решение о создании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядцами, что открывает новую страницу в отношении к старообрядцам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»