Как правильно молиться, крестится, церковные правила и основные молитвы. О домашней молитве в православной церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Эта молитва во многих списках была известна на Руси очень давно. В 1884 году Императорское Общество любителей древней письменности напечатало ее под заголовком «Любопытный памятник русской письменности XV века». Публикацией заинтересовался протоиерей Иоанн Яхонтов, клирик Никольского Морского собора в Кронштадте, духовный писатель и редактор журнала «Духовная беседа».

В марте 1885 года отец Иоанн издал молитву отдельной книжечкой. В своем издании он переложил молитву на современный русский язык, чтобы сделать ее понятной и доступной для каждого христианина.

Исследовав разные списки молитвы, протоиерей Иоанн пришел к выводу, что написана она была примерно в XI веке. В некоторых списках стояло такое заглавие - «Молитва Кирилла Философа и учителя словеном и болгаром, иже греческую грамоту на русскую преложи». Однако отец Иоанн предположил, что на самом деле молитву составил Святитель Иларион, бывший Митрополитом Киевским и всея Руси во времена правления Великого князя Ярослава Мудрого, автор знаменитого «Слова о законе и благодати».

«Язык, склад и дух «Молитвы» чрезвычайно гармонируют с прочими известными сочинениями Святителя Илариона, - пишет в предисловии к своему изданию молитвы протоиерей Иоанн Яхонтов. - Язык этот отличается чистотой, легкостью и совершенно великорусским и, частью, библейским складом. Искренность, простота, нелицемерное смирение, безпредельное сокрушение о грехах, благоговенье перед милосердием Божиим, твердое упование на помощь Промыслителя, горячая любовь к братьям - и близким, и дальним, даже к неверным, высота христианского мировоззрения, правильность богословского учения - вот внутренние свойства этой в высшей степени замечательной «Молитвы». То обстоятельство, что «Молитва» приписывается с древних времен святому Кириллу, просветителю славян, с именем которого нераздельно связано имя его равноапостольного брата Мефодия, показывает, каким благоговейным уважением пользовались в древней Руси эти Первоучители славянских народов. Молитва с их именем списывалась и передавалась из рода в род и потому сохранилась в многочисленных списках разных веков. Пусть же она и в наше время освежит тысячелетнюю память великих Первоучителей славянских Православных народов. Еще больше и сердечнее я желал бы, чтобы эта «Молитва» и теперь, и во все последующие времена в тишине и уединении молитвенных келий изливалась из уст и сердец нынешних русских христиан, как некогда возносилась она благочестивыми нашими предками, оставившими нам в наследие святую веру, а с нею могущество и славу России».

Молитва

Благодарю Тя, Пресвятая Троице, за Твое великое милосердие и человеколюбие, за Твою премногую благодать и утешение, за Твое долготерпение и ожидание.

Если бы Твоя благодать, Господи, не покрывала меня, грешного, во все дни и ночи и часы, то давно бы уже погиб я, окаянный, как прах пред лицом ветра, как будто бы меня и не было на свете, за мое окаянство, и леность, и долгий сон, за мое объедение и пьянство, за скверные и непристойные дела мои; ибо на всякий час согрешаю перед Тобою и зло творю.

Но Ты, Милостивый, долготерпишь моей злобе и досаде. А когда брат мой причинит, хоть немного, зло и досаду мне, окаянному, то я, грешный, долго не забываю этого и стерпеть не могу и стараюсь отмстить ему в десять раз. Ты же, Милостивый Господи, Творче мой, много терпишь мои безчиния, ожидая обращения моего. Ибо Ты, Милостивый Бог, любишь и грешников, призывая их ко спасению.

О, Милостивый и Человеколюбивый Господи! Услышь меня убогого и худое моление мое! Прими ныне покаяние мое, ибо Ты принимаешь покаяние всех людей и очищаешь все грехи их. И я каюсь ныне пред Тобою. Но покаяние мое не чисто и растленно. Один раз каюсь, а много раз прогневляю Тебя. Нет того часа, в который я не грешил бы пред Тобою. Когда приходил к отцу моему духовному для покаяния, то, стыдившись лица его, иные грехи утаил, а другие забыл - и потому не могу во всем исповедаться перед ним. Ложно было покаяние мое.

Но Ты, Милостивый Отче, ведаешь все тайны сердца моего. Молюся Тебе, Господи Боже, Спаситель мой, прости и разреши меня, грешного, недостойного раба Твоего. Сам я связал себя лютыми грехами, и никто не может разрешить меня, грешного, только Ты, Господи Боже мой Иисусе Христе!

И потому молю Тебя, Благий Господи, подай мне терпение и воздержание, смирение, кротость, истинную любовь, веру, чаяние и всякую надежду благую, чтобы я мог быть постоянным в добрых делах, и укрепи сердце мое в отвращении от всякого зла, какое сказал, содеял и помыслил я от юности моей и чем огорчил Тебя. Укроти страсти и мирские похоти мои, утиши сердце мое; всели в него память о Тебе, чтобы я на всякий день молился Тебе в мысленной церкви тела моего. Где бы ни был, - призри на меня, спаси меня в доме и на пути прикрой меня, на воде сохрани меня, в пустыне сохрани меня. Дай мне источник слезный, как тучу, да угашу им силу огненную и омою скверны греховные. Дай мне, как жало в сердце моем, память смертную, скорбь и плач с горькими слезами о всяком грехе - малом и великом, всю плоть мою пригвозди к страху Твоему, да буду и я причастником радости и жизни вечной со всеми праведниками, угодившими Тебе.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Просвети омраченное сердце мое светом Божества Твоего; пошли мне дар разума, чтоб я мог всегда знать, примешь ли Ты молитву мою, да разумею, Господи, Благодать Твою, да помилуешь меня, недостойного милости, да всегда радуясь, жду часа смертного. Ты, как Бог наш Всемогущий, можешь избавить меня от сети ловца. Господи! Господи! избавь душу мою от сети вражией, как птицу от лука, как серну от тенет; не спит враг мой, день и ночь уловляя окаянную душу мою. Но Ты, Господи, даруй мне против него Давидову крепость, и разум, и слезы, с которыми Давид еженощно молился и омочал ими постель свою. Так укрепи и меня, грешного, и даруй мне неусыпность Твоих Ангелов, поставь ноги мои на камни исповедания, да победит благодать Твоя злобу мою, свет Твой - всю тьму греховную, какая есть во мне. Как отверз очи Ты слепому, так и мне отверзи омраченные очи сердца моего. Как очищал Ты прокаженных, так и ныне очисть гнусность души моей.

Господи и Творче мой! Да будет рука Твоя всегда на мне, и Божественный огонь Твой да опаляет во мне греховные плевелы и все нечистые помыслы, какие есть во мне. Просвети меня немерцающим светом Божества Твоего. Ибо Ты, Господи, светлее всякого света, и упокоение в Тебе лучше всякого покоя. Ты - жизнь и свет истинный. Ты сияешь на всю вселенную и на сидящих во тьме. Ты - помощь и крепость всем любящим и боящимся Тебя.

А когда я, грешный, встану на молитву, тогда, Господи, будь мне помощником и укрепи меня. Блесни, Господи, лучом света Твоего, да побегут от меня все враги мои в бездну, где нет им ни света, ни радости. И таким образом, прогнав их от меня, огради меня, Господи, святыми Ангелами Твоими и спаси меня. Не отступай от меня, Господи, но охраняй меня от всех врагов моих и Твоих, чтобы они не хвалились и не говорили: «где Бог твой, Которого призываешь на помощь себе? Не избавит Он тебя». Но я, грешный, знаю, что Ты Бог сильный и Творец мой, я надеюсь на силу Твою. Ты можешь избавить меня от всех врагов моих, которые, как лютые звери, ходят вокруг меня, желая похитить душу мою. Но Ты, Всемогущий Творец мой, воздвигни силу Твою и встань со мною на помощь мне; прогони от меня лютых врагов моих, видимых и невидимых, в глубину, куда не простирается милость Твоя, но гнев Твой всегда пребывает над ними; ибо они худы и немощны и не могут противостоять силе Твоей, ни устоять перед лицом любящих Тебя, потому что видят на них знамение благодати Твоей - святой крест - и отходят от них со стыдом и страхом.

Ты - Бог мой и можешь утешить меня, грешного. Ты един безгрешный и милостивый, имеешь власть на Небе и на земле. Ты един в Трех Лицах, Бог Всемогущий. Ты - Дух Святый, сходящий с Небеси утешать весь мир и почивающий на главе праведного; Ты - Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого; Ты - Царь славы, и Царствию Твоему нет конца; Ты - Разрешитель душам и телам; Ты - Избавитель верующих в Тебя; Ты - упование труждающихся; Ты - Наставник народам; Ты - Творец всем тварям; Ты - любитель всего доброго; Ты - Владыка всем Силам Небесным; Ты - Свет, владеющий днем и ночью и всеми часами; Ты - источник святыни; Ты - исполнение Святого Духа и спасение всем человекам, Ты Царь царям и единый Господь господам, Ты владеешь всем, что вверху и что в преисподней. Ты един, в Вышних седяй на Престоле славы, прославляемый Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, в Трех Лицах Единое Божество: Отец, Сын и Святой Дух! Ты царствуешь вовеки, и Царству Твоему нет конца. Ты, милостивый Человеколюбец, спасаешь всех людей и отпускаешь все их согрешенья. Ты Сам сказал: «грешник, если обратится от грехов своих, жив будет и не умрет».

И потому я, окаянный, надеясь по словеси Твоему, ныне обращаюсь к Тебе истинно, всем сердцем плачу о множестве грехов моих, которых не могу описать.

Но Ты, Создатель мой, Сам все знаешь. Помилуй и прости меня, грешника, плачущего горько со слезами. Каюсь в житии моем, блудном и грешном. Не человеку каюсь, но Тебе Самому, Господи, невидимый Отче! Согрешил я от начала до конца жизни моей, согрешил от востока до запада, согрешил от юга до севера, согрешил от земли до Неба, согрешил перед Ангелами Твоими и перед лицом всех святых, согрешил перед лицом всех людей на земле. Согрешил я нерадением о заповедях Твоих, преступлением Закона Твоего, гордостью и величанием, несытным хищением чужого имения, татьбою и злопамятством, яростью и жестокосердием, распрями и сварами, клеветою и обидою, корыстолюбием и скупостью к бедным, завистью и ревностью, пьянством и лихими сквернами, лживыми речами и осуждением, земным весельем и многопитием, жадностью и непокорством, кощунством и смехом непотребным, плясанием и гудением бесовским, играми сатанинскими и пошлостью, согрешил очами моими и гортанью моею, согрешил сердцем и мыслями, руками и ногами, мозгом и жилами, согрешил сквернейшими блуждениями, которых и назвать неприлично. В течение всех семи тысяч лет ни в живых, ни среди умерших не было такого грешника, каков я, окаянный. Умножились грехи мои больше листьев и травы на всей земле, больше песка морского и капель дождевых. О, горе мне, виновнику злых дел. Как не разверзлась земля и не поглотила меня за мое окаянство? Зачем я родился, окаянный? Лучше бы мне и не являться на свет! Куда я теперь денусь? Нет у меня ни одного доброго дела. О, горе мне, грешному и скверному, всякого смрада исполненному! Начну ли исчислять множество грехов моих - нет того зла на свете, которого я не сотворил бы, и нет человека, грешного и скверного, равного мне, не было такого прежде моего рождения и не будет, когда умру. Ленив я на добрые дела, а быстрее стрелы на дела скверные, отяжелело на мне бремя греховное, тяжелее и горше свинца, и железа, и камня; под таким бременем не могу я идти путем прямым. Ожестело сердце мое, как камень, уклонившись от пути правого, заблудился я во тьме греховной. Нет конца ни края безчисленным грехам моим. Оплакан я Ангелом Хранителем, сделался позорищем и смехом для врагов моих, осужден на различные безконечные муки.

Но Ты, Милостивый Вседержитель, невидимый Отче, прими ныне мое покаяние и помилуй меня, грешного раба Твоего.
О, душа моя окаянная! Плачь и рыдай ныне горькими слезами. Молись Творцу своему и проси отпущения грехов, пока не пришел час Страшного Суда. О, горе мне от часа того, страшного и грозного! Душа моя окаянная! Как ты стерпишь оную горькую смерть? Зачем не плачешь ныне жалостно, не молишься Творцу своему, говоря: о, Милостивый Господи, отпусти мне все грехи мои, прежде разлучения моего от тела, ради милости Твоей, а не ради дел моих, ради страданий Твоих и Честного Креста и Распятия Твоего, ради излиянной Пресвятой Крови Твоей. Умертви мои похоти телесные и пригвозди их к страху Твоему, молитвами святых отцов наших. Удали от меня грехи мои, помилуй меня, Господи, и очисти. Наполни сердце мое благодатью Святого и Животворящего Твоего Духа, пошли мне Ангела Твоего, да наставит меня на путь истинный, да сохранит душу и тело мое, да соблюдет меня и днем и ночью и на всякий час, до последнего издыхания моего. Пошли мне, Господи, всех святых избранников Твоих, да покажут мне путь, которым сами текли. Осени душу и тело мое Духом Твоим Святым.

В час разлучения моего от тела помоги мне и приими душу мою с миром, сопричти меня к избранному стаду овец Твоих и упокой меня на месте прохладном, на месте покойном, где почивают все праведники Твои, на лоне Авраама, Исаака и Иакова, где нет ни болезни, ни скорби, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная.

Милостивый Господи! помилуй и спаси меня! В чем согрешил перед Тобою душой и телом, словом или делом или помышлением, ведением и неведением, волею и неволею - во всем прости меня, грешного раба Твоего.

Пречистая Госпоже Владычице, милостивая Мати Господня! Ты непрестанно молишься за весь род Христианский, помолись, Госпоже, и о мне, грешном рабе Твоем, с Архангелами Михаилом и Гавриилом, Уриилом и Рафаилом, со всеми Ангелами и Архангелами, Херувимами и Серафимами и со всеми Небесными Силами, с Иоанном Крестителем, с Апостолами и с четырьмя Евангелистами, с пророками, мучениками, с преподобными отцами и патриархами, с безсребрениками и семью отроками Ефесскими и младенцами Вифлеемскими, исповедниками и Христа ради юродивыми, с мироносицами и всеми святыми. Стоя у Престола Господня и воздевши Пречистые руки к Милостивому Богу, помолись, Госпоже, о мне, грешном рабе Твоем.

О, Пречистая Госпоже Владычице Богородице, моли Бога о мне, грешном!

Святые Ангелы и Архангелы! молите Бога о мне, грешном.

Святой Иоанн, Пророче и Предтече! моли Бога о мне, грешном.

Святые Апостолы Петр, Андрей, Павел, Иоанн Богослов, Иаков, Марк, Матфей, Лука, Филипп, Фома, Варфоломей, Иаков Алфеев, Иудо Иаковлев, все святые Апостолы, сосуды Святого Духа! молите Бога о мне, грешном.

Святой лик Святителей: Анаклит, Климент, Сильвестр, Стефан, Георгий, Зиновий, Власий, все святые священномученики! молите Бога о мне, грешном.

Святые Николай, Василий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний, Киприан, Георгий Митиленский, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский, Григорий Акрагантийский, Иоанн Милостивый, Амфилохий, Елевферий, Капитон, Мартин, Полиевкт и все святые учители! молите Бога о мне, грешном.

Святые первомученик Стефан, Георгий, Феодор, Димитрий, мученики четыредесять Севастийские, Пантелеимон, Флор и Лавр, Прокопий, Меркурий, Андрей, Евстратий, Никита, Мина, Христофор, Вячеслав, Роман, Анфим, Максим, Борис и Глеб, Панкратий и все святые мученики! молите Бога о мне, грешном.

Святые Иоаким, Захария, Симеон Богоприимец, Павел Фивейский, Антоний, Макарий, Ефрем, Савва, Иларион, Евфимий, Пахомий, Симеон Столпник, Андрей Христа ради юродивый, Акакий, Ксенофонт, Кирилл и Мефодий, Венедикт и все святые преподобные отцы! молите Бога о мне, грешном.

Святые пророки Исайя, Илия, Иеремия, Даниил, Иоиль, Моисей, Аарон, Малахия, Соломон, Иона, Авраам, Исаак, Иаков, Аввакум, Енох, Иезекииль, Гедеон, Амос, Давид и все святые пророки! молите Бога о мне, грешном.

Лик святых жен: Анна, Елисавета, Мария Магдалина, Феврония, Варвара, Марина, Саломия, Екатерина, Агафия, Евдокия, Мария Египетская, Матрона, Феодора, Анастасия, Фекла, Мариамна, Ирина, Ксения, Евфимия, Евпраксия, София, Вера, Любовь, Надежда, Евгения, Иулиания, Елена, Феодосия, Христина, Пелагия, Сарра, Сусанна, Агриппина, Лукия, Евфросиния, Минодора, Митродора, Нимфодора, Макрина и все девство святое! молите Бога о мне, грешном.

Непобедимая сила Честного и Животворящего Креста Господня! не оставь нас.

Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи мои и помилуй меня.

Господи Боже, Царь и Вседержитель вселенной! Молится Тебе недостойный и грешный раб Твой: помяни, Господи, Благочестивейшего Государя нашего и братьев его, и область его, и всех христиан; и меня, грешного, недостойного раба Твоего, спаси и помилуй.

Помяни, Господи, все христианские грады, всех людей, живущих всюду, спаси их и помилуй! Неоскудным обилием надели их; излей на них, Господи, великую Твою милость; соедини их в любви Твоей, милостивый Боже, и научи их исполнять волю Твою. Избавь их, Господи, от всякого зла, нужды и печали, от глада и меча, огня и потопа и от иноплеменников. Помяни, Господи, всех плавающих по воде и путешествующих по суше, страждущих за всякое дело доброе и в след Тебя идущих, трудящихся во имя Твое. Помяни, Господи, всякую нищету, и сирот, и вдовиц, и печальных, алчущих и жаждущих. Помяни, Господи, находящихся в темницах и в узах, в бедах и напастях. Помяни, Господи, одержимых тяжкими болезнями и люто страждущих, а равно и сердцем болящих, уязвленных греховными стрелами лукавого; огради их великой милостью Твоею. Помяни, Господи, находящихся в пустынях, горах, заточении и изгнании, в великой нужде и старости, в горькой работе, в плену у государя злого. Помяни, Господи, терпящих наготу и голод, не имеющих себе никакого заступника. Но Ты, Господи, Сам будь им промыслитель и утешитель, излей на сердца их каплю Святого Животворящего Твоего Духа, да наслаждаются и питаются Им, прославляя благость Твою, да не погибнут в унынии. Ведаю, Господи, благодать Твою и благоволение, подаваемое обильно всем терпящим ради славы имени Твоего, в трудах, болезнях, напастях и печалях, в утеснении добровольном.

Помяни, Господи, всех архиепископов наших и епископа страны нашей, игуменов и весь лик монашеский, священнический и диаконский, и прочих слуг церковных. Помяни, Господи, всех праведных и грешников. Помяни, Господи, и тех, которые сделали мне добро, и прости тех, которые согрешили, дай добрым доброе житие, а злых соделай добрыми. Обрати, Господи, неверных в Христианскую веру - пусть они будут нашими братьями, принявшими Святое Крещение. Помяни, Господи, верующих в Тебя и славящих имя Твое. Помяни, Господи, чающих воскресения и жизни будущего века.

Помяни, Господи, отшедших от мира сего: патриархов, митрополитов, архиепископов, игуменов, черноризцев, пресвитеров, диаконов и иподиаконов, чтецов и певцов и весь причт церковный. Упокой их, Господи, и сподоби жизни вечной. Помяни, Господи, отца моего, родившего меня, и матерь мою, и братьев и сестер моих, и весь род мой, упокой их в жизни вечной. Помяни, Господи, отца моего, крестившего меня во имя святое Твое, сподоби его жизни вечной. Помяни, Господи, духовных отцов моих, наставлявших меня на путь заповедей Твоих, упокой их и введи в жизнь вечную.

Помяни, Господи, всех правоверных царей, и князей, и судей, богатых и убогих, упокой их и введи в жизнь вечную. Помяни, Господи, всякую душу отшедших из света сего, от Адама и до сего дня, упокой их и сподоби жизни вечной. Когда приидешь, Господи, во славе Божества Твоего, судить живых и мертвых, тогда, Милостивый Господи, не осуди Христиан Своих на муку вечную вместе с врагом Твоим, но поставь их одесную Тебя, покрой их порфирою Божества Твоего; пусть с веселием стоят перед Тобою все чающие от Тебя доброго ответа на Страшном Суде. Сотвори так, Господи, не по нашим делам, но по Твоему великому милосердию и человеколюбию.

Молю Тебя, Господи Боже и Спасе мой, подай милость Твою всем, которые ненавидят меня, или завидуют мне, или поносят и хулят меня, или клевещут, и смеются, и укоряют, или как иначе зло творят мне. Дай им, Господи, здравие и спасение души. Призри, Господи, на всех врагов моих, посети их милостью Твоею, сотвори их светлыми и кроткими, да поживут в смирении всегда, низпошли им благодать Свою и вечной славы сподоби.

Мне же, грешному и недостойному рабу Твоему, помоги во всяком добром деле и укрепи меня на всякий час. Сам, Господи, попекись о душе моей, облеки меня в оружие света, сподоби меня всегда воспевать Тебя и славить на всякий час так: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны небо и земля славы Твоея;осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Блажен человек, который славит Господа всякий час! О, слава Тебе, невидимый Отче; слава Тебе, Единородный Сыне; слава Тебе, Святый Душе! В Трех Лицах Единый Боже! Не оставил Ты, Господи, создания Своего, мучимого от дьявола, но сошел с небес и родился от Пречистой Девы Марии. За нас распят был на Кресте, сошел в ад, победил врага и освободил человека, в третий день воскрес во славу, вознесся на небеса и снова придешь со славою судить живых и мертвых и воздать тогда каждому по делам его. И потому молюсь Тебе, Господи: прежде пока не постигнет меня смертное посечение, очисти и спаси меня. Хотя всю жизнь мою провел я в злых делах, но кончину дай мне, Господи, добрую, наведи меня на путь истинный, которым я могу дойти до пресветлой радости всех святых, где насыщусь пищи райской. Господи, Господи! преклони Пречистое ухо Твое, услышь молитву мою и прими ее, как кадило благоуханное.

Да будет, Господи, сия молитва на утешение души и телу, и дому сему на благословение, и на победу над врагами видимыми и невидимыми. Суди, Господи, обидящих меня и побори борющихся со мною, приими оружие и щит и стань на помощь мне, извлеки меч Твой и закрой меня от гонителей. Скажи душе моей: «Я - твое спасение». Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей, чтобы поглотить ее; да возвратятся назад и погибнут желающие мне зла. Да будут они как прах пред лицом ветра, да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да прогонит их силою Господа нашего Иисуса Христа. Да заградятся уста их, и язык их да не возглаголет. Пусть они сами свидетельствуют против себя и сами строят себе пагубу. Ты же, Господи Боже мой, призри на меня и помилуй. Направь стопы мои по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, от огня неугасимого, зимы несогреваемой, от тьмы кромешной, горького смрада и червя неусыпающего, от скрежета зубовного и грозы страшной, от смолы кипящей и колодезя глубокого, в котором хранятся различные муки, уготовленные мне за дела мои грешные.

Но Ты, Господи, Милостивый Спасе, простри руку Свою непобедимую, изведи меня из всякого мучения, дай мне кончину благую в час разлучения с миром. Будь мне помощник и спаси меня в день печали моей, когда вострепещет душа моя при виде противных сил воздушных мытарей. Пошли мне, Господи, от вышнего и славного Престола Твоего помощь и оружие необходимое - Честный Крест, пошли Архангелов Михаила и Гавриила, Уриила и Рафаила и всех Сил Безплотных. И таким образом огради меня святыми Твоими Ангелами. Помоги мне, Господи, и спаси меня в оный час страшный, удостой, чтобы я достиг врат Небесных, молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых безплотных Твоих слуг - Херувимов, Серафимов и всех чинов иерархии Небесной. Их молитвами, Милостивый Господи, приими душу мою с миром, да благодарю и славлю Тебя, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все о главной молитве христиан «Отче наш».

Исследователи человеческой природы давно отметили тот факт, что человек, иногда совершенно неосознанно, ощущает потребность в молитве. Даже атеисты и агностики прибегают к молитве в критические моменты своей жизни.

Человек вспоминает о молитве «Отче наш», когда чувствует необходимость в общении с единственным всепрощающим и всепонимающим Другом.

«Отче наш» (другие названия - «Молитва Господня», «Молитва верных») считается универсальной молитвой, которую уместно читать в любых жизненных обстоятельствах, не зависимо от времени суток и места молитвы. По большому счету, эта молитва

  • помогает человеку осознать как свои индивидуальные потребности, так и реальную действительность,
  • ведет к раскаянию и дарит ощущение прощения,
  • пробуждает веру и надежду,
  • помогает преодолеть страх, напряжение, злость,
  • помогает понять перспективы преодоления проблем,
  • определяет цели и помогает сконцентрироваться на их достижении,
  • восстанавливает психоэмоциональное состояние,
  • производит общий терапевтический эффект.

Молитва «Отче наш иже еси» на старославянском языке, с ударением. Молитва «Отче наш иже еси» в переводе на русский язык полностью: слова, текст

Литургийная традиция Церкви сохраняет текст евангелиста Матфея (МТ. 6:9-13).

Ниже представлен церковнославянский текст молитвы и его современная орфография.



Молитва «Отче наш»: старославянский текст в современной орфографии с ударениями

Важно: Церковнославянский язык был специально создан для богослужений православных славян. В этом языке нет буквы «Ё». Все слова читаются так, как они пишутся. Во время молитвы следует также внимательно следить за ударениями.

Толкование церковнославянских выражений вы найдете в таблице.



«Господня молитва» на современном русском языке звучит следующим образом:



«Отче наш» на современном русском языке

Молитва «Отче наш иже еси»: толкование, сила молитвы

Молитва делится на несколько частей:

  • призыв,
  • семь просьб;
  • словословие.

Призыв : словами призыва верующие обращаются к Господу и просят выслушать их просьбы.



Призыв в молитве «Отче наш»

Первая просьба : о помощи жить в соответствии с заповедями истинных христиан.



Первая просьба в молитве «Отче наш»

Вторая просьб а: удостоить верующих Царством Божьим в их земном существовании.



Вторая просьба в молитве «Отче наш»

Третья просьба подчеркивает готовность человека принять любую Его волю абсолютно безропотно и покорно.



Третья просьба в молитве «Отче наш»

Четвертая просьба : о хлебе насущном. В данном случае понятие «хлеб» включает в себя все необходимое для жизни человека на земле: еду, одежду, крышу над головой. А также Таинство святого причастия (без него нет спасения и нет вечной жизни).



Четвертая просьба в молитве «Отче наш»

Пятая просьба : о прощении грехов. Истинно верующие знают, что Он дал людям достаточно сил и талантов, чтобы творить добро, а люди зачастую обращают эти дары во зло. И если человек не будет прощать тех, кто обидел его, то и прощения своих ошибок может не получить.



Пятая просьба в молитве «Отче наш»

Шестая просьба : в защите от искуса. Ведь человек достаточно слаб и избежать искушения не в силах.



Шестая просьба в молитве «Отче наш»

Седьмая просьба о защите от всякого зла в этом мире.



Седьмая просьба в молитве «Отче наш»

В конце молитвы может зачитываться словословие.

Когда и как правильно и сколько раз надо читать молитву «Отче наш»?

Первое и самое важное правило: молиться нужно искренне.



Домашняя молитва:

  • читается утром (после пробуждения) и вечером (перед отходом ко сну), а также перед приемом пищи. Минимум - утром и вечером;
  • если дома есть иконы, молитесь перед ними,
  • перед молитвой обязательно попросите прощения за свои грехи,
  • обязательно вслушивайтесь в слова, которые произносите, осознавайте их,
  • никогда не молитесь о материальных благах или о наказании для другого человека. Такая молитва не будет услышана.

Молитва в церкви:

  • можно придти в любое время, когда открыт храм, а можно помолиться во время службы.

Зачем нужно читать сорок раз молитву «Отче наш»?

Многократное повторение молитвы служит сильнейшим щитом от всех бед и напастей, в т.ч. смертельных.

Как помогает молитва «Отче наш» в жизни: примеры

К сожалению, человеку проще поверить в плохое, нежели в хорошее. В случае с молитвами дела обстоят еще сложнее: зачастую мы даже не знаем, когда именно нам помогла молитва.

И даже в этом случае можно найти множество примеров того, как искренняя молитва помогает бороться с физическим недомоганием.

Как помогает молитва «Отче наш» в жизни Как помогает молитва «Отче наш» в жизни

А этот случай произошел в 2016 году, когда самолет, направляющийся в Доминикану, был вынужден совершить аварийную посадку.



Как помогает молитва «Отче наш» в жизни

Кто оставил молитву «Отче наш» людям?

В чем же сила молитвы Господней молитвы? И почему именно к ней мы прибегаем в тяжелых жизненных обстоятельствах? Возможно потому, что эта молитва была подарена нам самим Иисусом. По форме она схожа с традиционными иудейскими молитвами и является своеобразным обобщением Нагороной проповеди.

Видео: Молитва «Отче наш». Полное толкование. Часть I

К большому сожалению, вера многих людей ограничивается фразами «Господи, помоги» и « ». Причём не всегда произнесение изречений связано с воспоминаниями о Вседержителе. Это очень печально. Такую ситуацию нужно исправлять. Ведь без Божьего благословения не положено начинать ни одного дела. Для начала следует изучить основные православные молитвы или хотя бы читать их по молитвослову до тех пор, пока они не отложатся в памяти.

Три главные молитвы православных верующих

Молитв очень много, и все они имеют свою классификацию, некоторые следует читать перед началом любого дела, другие – по окончании, существуют утренние и вечерние молитвы, благодарственные и покаянные, перед вкушением пищи и как последование к причастию. Но существуют три основные молитвы, без которых нельзя обойтись, они самые важные и нужные. Их можно читать в любых ситуациях, независимо от того, какие именно события произошли. Если вдруг очень требуется попросить помощи у Всевышнего, но не удалось подобрать нужных слов, то одна из трёх молитв станет прекрасным содействием.

1. "Отче наш". По словам священного Евангелия, данную "Отче наш" подарил Иисус своим ученикам, просившим его научить их молитве. Сам Бог разрешил людям называть его отцом и провозгласил весь род человеческий своими сынами. В данной молитве христианин находит спасение и обретает благодать Божью.

2. "Символ Веры". Молитва объединила в себе основополагающие догмы христианской веры. Аспекты принимаются верующими без требования доказательств и повторяют историю о том, как воплотился в человеческом образе Иисус Христос, явился миру, был распят во имя избавления людей от бремени первородного греха и воскрес на третий день как символ победы над смертью.

3. Молитва Господу Иисусу. Обращение к Иисусу Христу как к Сыну Божьему и доказательство своей веры в него как в истинного Бога. Данной молитвой верующие просят помощи и защиты у Господа.

Что бы ни случилось, в любое время дня и ночи, вспоминай имя Господа Бога твоего. Славь имя его за всякое деяние Божье и за подаренную возможность прожить ещё один светлый и радостный день. А попросив чего-то у Творца нашего, не забывай впоследствии благодарить скорого помощника и заступника нашего.

Десять важных молитв для религиозных верующих

Невозможно представить день богомольца без «Отче наш» или «Символ веры». Но существуют хоть и второстепенные, но всё такие же основные православные молитвы, из которых и складываются дневные и вечерние моления. В обращении к Создателю люди находят успокоение. Стоит только начать читать молитвослов, как жизнь тут же станет проще и легче. Ибо нет силы более человеколюбивой и всепростительной, чем чистая любовь Господа Бога.

Перед началом моления следует выучить ещё одну молитву, предначинательную ( , Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе). Она читается после молитвы Мытаря, но перед всеми остальными. Говоря обычным языком, это своеобразное вступление к диалогу с Всевышним.

Основные православные молитвы – первый шаг на религиозной лестнице, ведущей по пути к благочестивой жизни. Со временем будут изучены и другие молитвы. Все они восхитительны и прекрасны, так как наделены огромной любовью к Богу и великим желанием верить, надеяться, каяться, терпеть, прощать и любить.

Молитва это не «дань» Богу, а разговор с ним по душам. Искренняя вера способна изменить жизнь человека, поэтому каждый хочет обращаться к Богу правильно, чтобы его услышали. Для этого нужно знать, как правильно молиться доме перед иконой. Существует ряд правил, которые рекомендуется соблюдать. Истинные каноны можно уточнить в ближайшей церкви.

Основные правила молитвы в домашних условиях

Существует несколько основных правил:

  • Молитва должна идти от сердца и обязательно должна быть лишена корыстных просьб, вроде как: «мне нужна машина».
  • Обращаться к Богу можно через святых, прося их «молить Бога о нас».
  • Доверять свои тайны и просьбы лучше в тишине перед иконой или любым образом божиим.
  • Если человек не знает с чего начать, лучше взять молитвослов и прочитать утреннюю или вечернюю молитву, начать можно с «Отче наш».
  • Ни один священнослужитель не запретит человеку обращаться в молитве к своим мыслям и произносить собственный текст обращения к Господу, обращаться к Богу можно и нужно чаще и в любых условиях.
  • Во время молитвы не нужно отвлекаться на бытовые мысли и мирские дела, важно настроить свое сознание именно на мысли о Боге.
  • В столпотворении людей можно произносить молитву «про себя».

Важно помнить, что в разговоре человека с Господом все условности отменяются, так как он и так видит детей своих насквозь и все о них знает. Обратная связь от Господа обычно проявляет себя в нашей жизни появлением новых людей, которые готовы помочь или новыми испытаниями, которые будут полезны для исцеления души. Поэтому не стоит ждать мгновенных чудес, только через раскаяние и труд, человеческие молитвы будут услышаны.


В начале нового дня стоит сказать Господу спасибо за то, что он дал этот день и попросить провести этот день в духовном спокойствии, добре и в терпении к близким. Перед сном нужно благодарить Бога за еще один прожитый день на земле, за то, что все здоровы и живы, помолиться за себя, близких и все человечество.

Краткие молитвы на каждый день

Для искренней молитвы не нужно обладать умением читать старославянский текст, обратиться к Богу всегда можно простыми человеческими мыслями и словами. Богу важно сердце человека, а не красота текста, который он произносит. Поэтому начинать можно с предельно короткий молитв, на которых может сосредоточиться человек.

Молитва не всегда связана с чувством благодарности и признательности Богу, которую мы произносим с радостным чувством или с явным облегчением, не всегда молитва читается в радость или для прошения милости Божией. Часто бывает время, когда лень, нет желания или жизненная суета не дает найти время на молитву, в такие времена и проверяется крепость веры и желания трудиться ради Господа, жертвовать своими делами ради него. Молитва не занимает много времени и через силу нужно заставлять себя, в данном случае молитва – это человеческий труд, к которому нужно приложить усилие.

Канонические молитвы

В христианской вере существует множество очень сильных молитв, подобранных старцами веками и сохраненными на страницах молитвословов и церковных канонов. Обычно, такие молитвы обращены к Господу или Богородице. Считается, что слова, обращенные в минуты отчаяния к Божией Матери всегда будут услышаны и не оставлены без внимания. Универсальной и сильной молитвой является «Отче наш».

Этот текст легко выучить, многие знают «Отче наш» наизусть с малых лет. Произносить эти слова можно во многих жизненных ситуациях, получая защиту от Бога. Данное обращение имеет большую силу.

Основные канонические молитвы, священники рекомендуют знать наизусть, для того чтобы можно было их повторять про себя в любой ситуации. Очень важно читать молитвы с пониманием каждого слова, общего смысла. Нельзя зачитывать молитву как повинность, не понимая, что читаешь. Утреннее молитвенное правило лучше произносить перед началом всех дел, а вечернее прямо перед сном.

Молитвослов для дома

Православный молитвослов, обычно, представляет собой, сборник основных молитв, которые читаются в разное время и в разных случаях: о здравии, об упокоении, утреннее и вечернее правило, перед причастием и т.д. Утреннее и вечернее правило, если у вас нет времени, не обязательно зачитывать все. В данной ситуации количество не важно, а важно качество. Лучше произнести несколько молитв, но от сердца, внимательно вникая в каждое слово и проживая его.


Правильный настрой на разговор с Господом очень важен, молитва должна идти изнутри, от души, когда голова забита бытовыми делами, это становится невозможным.

  • Нельзя повторять перед иконой набор пустых слов и ждать, что Господь вас услышит и ниспошлет все то, о чем вы просили после произношения такой молитвы.
  • Есть обратная сторона частых молитв – это привыкание верующего к словам, запоминание их наизусть, произношение на автомате. Когда молитвенное правило становится привычным, человек перестает вдумываться и стараться, он произносит тексты «на автомате» и думает о своих делах. В данном случае нужно всегда бороться с собой, возвращать свой разум на место.
  • Перед тем, как правильно молиться дома перед иконой, важно помнить – что образ это помощь верующему в стараниях, визуализации святых и Господа, перед которыми он предстает.
  • Главное в молитве это желание предстать перед Богом, покаяться ему, передать свои жизнь осознанно в его руки и надеяться на свою веру, если есть желание, то все получится. Существуют разные иконостасы (Николай Чудотворец, Матрона и другие).
  • Большее время на обучение молитве, нужно отдавать на сосредоточивание своих мыслей и души на это действие. Правильно молиться, значит быть переполненным благодарностью Богу и наполненным молитвой.


Некоторые люди, задумываются – стоя или сидя вести разговор с Всевышним. В православных церквях люди стоят службу. Поэтому дома тоже можно соблюдать эту традицию. Говорить текст допустимо вслух или про себя. Главное, чтобы слова шли от сердца и души. Тогда Всевышний их обязательно услышит.

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Христианский катехизис

ГЛАВА XXX

Два вида молитвы по ее совершению. Молитва домашняя. Молитва церковная (общественная). Христианские праздники и посты.

Мы уже знаем о там, как важна молитва для христианина, для его духовной жизни. Теперь пред нами стоит вопрос: как же нам нужно молиться? В христианском быту пред нами резко различаются два вида молитвы: молитва частная, домашняя, и молитва церковная, общественная. У той и у другой есть свои характерные черты и особенности.

Когда мы читаем Евангельские наставления Самого Господа о молитве, то видим, что Он, несомненно, вел там речь о молитве первого рода. "Когда ты молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, молись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф. VI, 6). И конечно, основным и изначальным видом молитвы должка быть у нас именно, молитва домашняя, частная. Молитва - дело глубоко интимное, сердечное. Всякий, кто искренно искал молитвы сердечной и умиленной, хорошо знает, насколько легко и естественно молиться наедине, в тишине и спокойствии. И наоборот, Господь нарочито предостерегает нас от молитвы напоказ - лицемерной, совершаемой для получения похвалы от людей. Получая эту похвалу, лицемеры "получали награду свою" по слову Господа. И конечно, молитва на виду - дело иногда очень нелегкое и щекотливое, и требуется в этом случае большая привычка к сосредоточенности и углубленности в молитве, чтобы она была проста и искренна, а не совершалась напоказ...

Христианин, молясь Богу, должен непременно вдумываться в слова молитв, читаемых им, и сосредоточивать свою мысль на содержании молитвы. Всякий знает, как много и трудно тут бывает бороться с напором посторонних мыслей и образов, назойливо осаждающих молящегося человека. Это бывает и от личной нашей рассеянности, и от непосредственного воздействия злой, диавольской силы. Долг христианина - все силы прилагать к тому, чтобы настойчиво отбрасывать в молитве все эти посторонние, иногда и нечистые, мучительно-неприятные для него мысли - и молиться сосредоточенно и благоговейно. При этом не следует забывать того, что усиленный напор мыслей и образов, на особицу скверных или богохульных, прямо исходит от диавола, и если христианин этим мыслям сопротивляется - он получает для своей души пользу, а не вред.

Обычно мы молимся церковными молитвами, с детства знакомыми нам. Это необходимо, ибо вводит нас в ту молитвенную атмосферу, которою дышит церковь. Но здесь нужно бояться того, чтобы постоянное чтение одних и тех же молитв не перешло в их автоматическое повторение, совершаемое механически, без внимания и углубления в смысл и содержание слов молитвы. А потому здесь от христианина требуется полное благоговение и сосредоточенность внимания, чтобы он именно молился - беседовал с Богом, а не скользил верхушками внимания по хорошо знакомым словам.

По согласным свидетельствам подвижников молитвы (Феофана Затворника, о. Иоанна Кронштадтского и др.), кроме обязательного чтения церковных молитв, христианину полезно добавлять к ним молитву своими словами - о собственных нуждах и о нуждах своих близких. Часто христианин не может выразить своих чувств и переживаний в словах молитв церковных (из коих многие ему ведь и неизвестны). И вот тут-то вполне уместна живая, искренняя молитва своими словами - с исповеданием своих повседневных грехов и с добрыми обетами и обещаниями Богу исправиться и бороться с собой. И такая молитва, конечно, уже не будет молитвой формальной и сухой, ибо она будет исходить из глубины человеческой души.

Только тот, кто приучает себя к проникновенной и постоянной домашней молитве, может по-настоящему и участвовать в церковно-общественной молитве. А участие в ней - долг каждого христианина. О такой молитве Сам Господь говорил: "Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди их". Вселенский святитель и великий учитель молитвы Иоанн Златоуст говорит: "Можно, конечно, молиться и дома: но ты не можешь здесь молиться так, как молишься в Церкви, где собрано столько лиц, где возносится Богу единодушный глас. Ты не так скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь вместе с братьями своими, ибо здесь есть нечто большее: единомыслие, союз любви, молитвы священников. Во время общественной молитвы не только люди возносят гласы свои, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся"... Таким образом, молитва церковная имеет по преимуществу священный характер. И такою делает ее та благодать Святого Духа, которая как мы знаем, устрояет нашу духовную жизнь, содействуя нашим личным духовным усилиям. В Церкви служит священник: он не потому священник, что получил духовное образование, или имеет призвание к служению Церкви. Все это только подготовляет его к пастырскому служению. Но священником его сделало только то, что он получил посвящение и чрез таинство священства вступил в число пастырей церкви. Так и храм наш есть храм освященный, с особо освященным престолом и его главной святыней - св. антиминсом, в котором вложены мощи св. угодников Божиих. По слову Свящ. Писания, храм наш есть дом молитвы. Сам Господь дал нам пример почтения к этому Божьему дому, когда в земной своей жизни дважды очистил его от всех непорядков и безобразий. И мы постоянно слышим за богослужением, как св. Церковь возглашает: "О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся". Так и должен входить в храм каждый из нас, помня, что здесь он предстанет пред лице Самого Господа.

Одним из наиболее бросающихся в глаза недочетов нашей современной жизни является наше неумение проводить по-христиански наши праздники. Жизнь наша сложилась так, что в ней преобладают интересы чисто земного характера. Служба, забота о куске хлеба, мелкие впечатления дня, ученье у молодежи - все это заполняет наше время, и человеку даже некогда просто вспомнить о своей душе, ее высших запросах и потребностях. И вот праздники наши и являются просветом в нашей безцветной жизни, заполненной суетой и "житейскими попечениями". Праздники полны идейного, религиозного смысла. Они твердят нам о том, что этот мир не так пуст и убог, как нам кажется иногда, ибо над ним распростерт иной мир, дающий душе нашей радость и неотъемлемый мир. Кто не знает, какою радостию исполняется сердце христианина в дни величайшего праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения?...

Но как часто дни христианских воспоминаний и торжеств для нас оказываются днями еще большей пустоты и безсмысленной праздности. Праздник - Божий день, и должен быть посвящен не только отдыху от трудов, но прежде всего, молитве и добрым делам, делам христианского милосердия. А мы постоянно видим, как весь "праздник" у людей состоит в том, что человек побольше поспит, погуляет, развлечется, а иногда и нагрешит в десять раз больше, чем в будни - в разгуле и пьянстве. Конечно, тот, кто праздничное время посвящает исключительно телесному покою и развлечениям, ничем не отличается от язычника или безбожника, ибо "празднует" совершенно так же, как они. А как часто мы наблюдаем, что и отдельные люди, и целые общества и учреждения устраивают свои "вечера" и увеселения в кануны праздников. Возмутительный, не христианский обычай! Вечером - человек "веселится" - часто до изнеможения, до пресыщения, да и не без греха, а утром - когда богобоязненные люди идут к праздничной литургии - он "отдыхает" иногда до полудня... А где же молитва, посещение Божия Храма? Чем такой человек отличается от безбожника или язычника?.

Еще более недопустимым является в наши дни у многих людей их отношение к постам, заповеданным Церковью. Постов у нас много: четыре многодневных - Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также однодневные: среда и пятница - еженедельно, сочельники: Рождественский и Крещенский, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Животворящего Креста и дни страстной седмицы (особенно - Страстная Пятница).

И вот - поразительным и совершенно нехристианским является отношение многих и многих из нас... к этим церковным постам. Они, эти посты, нарушаются, и не исполняются людьми с такой спокойной совестью, как будто бы дело идет о каких-то пустяках, не имеющих значения. Взгляд Церкви совсем не таков: по ее уставу, нарушители постов (без уважительных причин) должны быть на несколько лет отлучены от причастия св. Таин. А преподобный Серафим Саровский прямо говорил: "Тот, кто не соблюдает постов - не христианин, кем бы он сам себя ни считал или ни называл"... Пост безусловно необходим для человека: с внешней стороны он является подвигом безусловного, сыновнего послушания церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чем-то пренебрегамым и попираемым. А с внутренней стороны, пост есть подвиг воздержания и самоограничения. И в этом - его великая ценность и смысл, т.к строгое соблюдение постов закаляет в человеке волю и вырабатывает характер, стойкий в своих религиозных убеждениях и действиях. Не забудем того, что Сам Христос постился, и предсказывал о том, что Его апостолы также будут поститься. А о борьбе с злой, диавольской силой Он же говорил: "Сей род не исходит, токмо молитвою и постом".

Правда, теперь часто говорят о том, что пост вреден для здоровья. Конечно, бывают такие случаи, когда истощенный организм требует не воздержания, а усиленного питания. Но от больных людей Церковь вовсе и не требует строгого поста, а только посильного. А самое главное - нужно помнить то, что о "вреде" поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но положительно полезен для телесного здоровья. В этом убеждает нас и историческая действительность. Известно, как строго постились наши предки, поражая своею твердостию и выносливостью других славян и греков (не говоря уже об иноверцах). А кто же скажет, что предки наши были слабее нас, а мы выносливее и сильнее их? Уже не говорим про то, что и наши врачи, в большинстве случаев, лечение болезни начинают с диеты - т.е. с поста...

Но, конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "Постящеся телесне, постимся и духовне"... "Дадим алчущим хлеб и нищим, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления..." Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни..."

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»